[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 03 Окт 2016, 10:27 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

2013.

http://reshetnikov-yu.ucoz.ru/forum/7-140-1#235

2016.

121 год со дня рождения Сергея Есенина



Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.

И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.

«Дорогая», «милая», «навеки»,
А в уме всегда одно и то ж,
Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.

Оттого душе моей не жестко
Ни желать, ни требовать огня,
Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня.

Но, всегда ища себе родную
И томясь в неласковом плену,
Я тебя нисколько не ревную,
Я тебя нисколько не кляну.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.

1925



К Есенину, в Большой Строченовский



В этом году Московский государственный музей Сергея Есенина отмечает своё 20-летие. О личности поэта и тайнах его творчества рассказывает директор музея Светлана ШЕТРАКОВА.



‒ Светлана Николаевна, расскажите, как ваша жизнь оказалась связанной с творчеством Сергея Есенина.

‒ Когда я училась в пятом классе, моя учительница по литературе принесла один из томиков Сергея Есенина и прочла из него несколько стихотворений… Я сразу поняла, что это мой поэт. Влюбившись в его стихи, стала читать всё, что связано с творчеством и жизнью Сергея Александровича, учить его произведения и делиться этим со своими одноклассниками, друзьями и родными. И в результате, несмотря на то, что я училась достаточно успешно в школе с математическим уклоном, втайне от всех поступила на филфак университета.

Будучи студенткой, решила поехать на малую родину Есенина – в село Константиново. Пошла именно той тропой «вместе с Есениным» через станцию Дивово, затем пешком через село Федякино к дому родителей поэта в Константиново. Вскоре, прослушав экскурсовода (им оказался тогдашний бессменный директор музея Владимир Исаевич Астахов), попросила оставить меня в музее в любой должности – хоть дворником, хоть сторожем… Мне сразу же повезло: рукой директора музея в моей трудовой книжке внесена запись моей работы экскурсоводом (чем я очень горжусь) в музее любимого поэта! И почти два года я работала в селе Константиново. Затем меня пригласили работать в Государственный литературный музей.

На протяжении 10 лет в ГЛМ я «вела Есенина», также читала лекции и проводила мероприятия по поэтам Серебряного века и другим писателям, впервые участвовала в создании выставок – передвижных и стационарных, – знакомясь с наукой создания литературных экспозиций, а также в МГУ защитила диссертацию на тему: «Сергей Есенин. Художественный образ и действительность».

На мне невольно смыкались многие исследователи, собиратели, родственники Есенина, а главное – бесчисленные любители его творчества. И все эти годы во мне жила прекрасная мечта – открыть Московский государственный музей Сергея Есенина!

‒ И он появился в 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта. Адресов, связанных с творчеством поэта в Москве, очень много: на Пречистенке, где он жил с Дункан, или в доме на улице Москвина (ныне ‒ Богословский переулок), где он снимал квартиру с Мариенгофом, но вы выбрали дом в Большом Строченовском переулке. Почему?

‒ Это первый есенинский адрес в Москве, и это единственное место в столице, где поэт бывал, жил достаточно большой промежуток времени (с 1911 по 1918 год) и даже был прописан. Главное – здесь он написал множество произведений. В этом доме, в квартире № 6 общежития для приказчиков долгие годы жил его отец, Александр Никитич Есенин, работая в мясной лавке купца Н.В. Крылова. Именно сюда в Замоскворечье впервые в Москву в 16-летнем возрасте приехал будущий поэт.

Этот деревянный дом какое-то время оставался бесхозным, позже здесь были коммунальные квартиры. Дом дважды горел, но, по существу, устоял… Может быть, потому, что на нём висел плакат, написанный от руки истинными поклонниками поэта: «Люди! Сохраните этот дом! Здесь жил Великий русский поэт Сергей Есенин!».

Согласно распоряжению правительства Москвы (1991 г.) первый этаж исторического здания должен был быть отдан музею поэта для создания экспозиции… Сложности позади, но мы освятили не только фундамент воссозданного по планам 1911 года памятника истории культуры, но и созданную на общественных началах первую в Москве профессиональную экспозицию, посвящённую творческому наследию поэта. При огромном стечении народа, среди которого было большое количество не только исследователей и любителей творчества Есенина, но и знаменитых артистов, а также видных политических и общественных деятелей столицы и страны в целом, в юбилейном октябре 1995 года данная экспозиция была торжественно подарена Москве. Представители Управления культуры города Москвы получили дарственную, подписанную племянницей поэта Светланой Петровной Есениной, художником-дизайнером Аветом Тавризовым и мною, оценённую и подтверждающую около полутора тысяч единиц уникальных фондовых предметов. Но ценность заключалась в другом. Этот музей по праву можно назвать народным по его подготовке и созданию, по сплочённости и единению большого количества любителей творчества поэта, а также беспредельной искренности простых людей и их даров.

‒ Сколько в день проходит экскурсий в вашем музее?

‒ На данный момент вся разнообразная деятельность музея в основном проходит на неполном первом этаже мемориального здания общей площадью 99,8 кв. м, а экспозиционной – менее 70 м, с отсутствием необходимой инфраструктуры. Но мы не жалуемся. Именно на этой площади на протяжении долгих лет проходили многочисленные мероприятия музея, получившего государственный статус учреждения культуры 30 апреля 1996 г. Из-за отсутствия площадей мы проводили внемузейную деятельность для выполнения государственного задания, но всё делали для расширения фондовых и экспозиционных площадей музея именно в Москве. Нас подогревало то, что все посетители Строченовского, обожая музей, говорили: «В тесноте, да не в обиде!».

Мы не могли проводить сквозные экскурсии и потому похвастаться их большим количеством в целом, были проблемы и с прилегающей территорией… Благодаря непосредственному участию руководителя Департамента культуры города Москвы в год 120-летия со дня рождения поэта, к большой радости многочисленных любителей его творчества, наконец-то был торжественно открыт «Есенинский дворик».

В 2010 году мы получили свидетельство на потрясающее здание в переулке Чернышевского, которое открыло новые вехи в изучении и популяризации творческого наследия поэта (неслучайно мы сохранили его от сноса!). Этот особняк М.К. Геппенера (вновь выявленный памятник истории архитектуры) сам по себе является произведением искусства, а ещё, как оказалось, он имеет непосредственное отношение к первому московскому периоду творчества С.А. Есенина! Сейчас там ведутся ремонтно-реставрационные работы, которые (очень надеемся) будут закончены в нынешнем году. В этом здании мы планируем экспозиционно отразить Москву в жизни и творчестве С.А. Есенина с новым подходом в интерпретации актуальности творческого наследия поэта – современника молодого поколения. В планах музея по освоению особняка М.К. Геппенера – увеличение разных форм экскурсионно-лекционной деятельности и досуговых мероприятий для разнообразных категорий посетителей.

‒ Вокруг жизни Сергея Есенина всегда было очень много мифов. Как правило, в массовом сознании Есенин ‒ это малограмотный крестьянин, стоящий у берёзы с бутылкой горячительного напитка. Так ли это было на самом деле?

‒ Есенин всем своим творчеством создавал многообразные мифы, непосредственно связанные с собственной личностью. Это в первую очередь касалось кажущегося единства человека и поэта. В этом заключается тайна творческого наследия Сергея Есенина: ему безоговорочно веришь; кажется, его поэзия исходит из сердца каждого, кто рано или поздно соприкасается с ней. Его поэтическое перо всегда имело непреодолимую силу, что чувствовал и сам Есенин, сказавший некогда: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою…»

В разные периоды этот приём гениального творца имел невероятное воздействие на аудиторию. Воспевание в начале творчества всего прекрасного, оптимистичного и светлого, свойственного радужным ощущениям детства, в послереволюционные годы сменилось подчёркиванием якобы невидимых ранее отрицательных моментов жизни. Знание их сущности (по Есенину) позволит читателю избежать неверных путей развития жизни в правильном направлении родной страны – с сохранением духовности, нравственности, чистоты и целомудрия. Для достижения этой цели поэт как бы себя лично (потому что ему верят) отправляет с толпой в «Стойло Пегаса», «читать стихи проституткам и с бандюгами жарить спирт». Кажется, что Есенин запанибрата с каждым завсегдатаем таких заведений, но, создавая поэму «Москва кабацкая», он будто проговаривается: «Что-то всеми навек утрачено. / Май мой синий! Июнь голубой! / Не с того ль так чадит мертвячиной / Над пропащею этой гульбой?»

Такие стихи давали больше, чем какие-либо декларации, для того, чтобы «всё сбылось». Как и любой творческий человек, Сергей Александрович был истинным революционером, он хотел сохранить в новом времени России непререкаемые её достоинства, исходящие из деревенской атмосферы.

‒ Некоторые литературные критики обвиняют Есенина в богохульстве и отсутствии веры. Вы согласны с этим?

‒ Сергей Есенин родился и вырос в религиозной семье, где приобщался к православию с самого раннего детства. Он был прекрасным знатоком Священного Писания, знал наизусть многие жития святых. И не потому, что это надо было учить для сдачи экзаменов в церковно-приходской школе (к слову, по закону Божию и чтению на церковнославянском языке у Есенина были пятёрки), а потому, что ему это было по-настоящему интересно, он видел в этих текстах истину и руководство для жизни, о чём писал неоднократно своему другу по училищу Грише Панфилову. Вера не покидала поэта даже в переломные революционные годы, когда шла борьба в умах со всем прошлым, связанным не только с религией.

Эта тема настолько серьёзна в творчестве Есенина, что в двух словах о ней не скажешь, и неслучайно в художественном решении экспозиции на Строченовском ещё в те годы мы отметили её важность витринами-триптихами и присутствующими иконами. Однако по своей природе Есенин, конечно, не был церковным человеком – что называется, напоказ. Внутренняя вера, идущая органично как бы из души человека, без внешних проявлений – характерная особенность, свойственная многим людям, отчего, в частности, народу так близка поэзия Есенина. Эта двойственность – стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность – проходит на протяжении всего его творчества, вызывая массу мифов не только о его богохульстве и отсутствии веры, но и массу других сплетен и пересудов. К примеру, о том, что у него было множество романов и эпатажных выходок. Некоторые из них Есенин, обладая удивительным артистизмом, поистине профессионально и безгранично искренне невольно демонстрировал окружающим.

У поэта Есенина действительно была яркая и насыщенная жизнь. Он как метеор пронёсся над Россией и планетой Земля. Годы его жизни на земле равнялись десятилетиям. Многое из его поэзии приписывали непосредственно человеку Сергею Есенину – в частности, любовь к женщинам, количество которых было, по слухам, безграничным… Однако в жизни поэта женщин было не так уж и много, но если он влюблялся, то поистине искренне. Хотя сам Есенин признавался, что настоящую любовь он испытывал только к своей музе – поэзии.

‒ Есенина часто называют «космическим поэтом», его волновала тема освоения внеземных пространств, неспроста он писал: «Только тот пловец, кто, закалив в бореньях душу, открыл для мира наконец никем не виданную сушу…»

‒ Вы правы, Есенин ‒ бесспорно поэт планетарного масштаба! Неспроста Юрий Гагарин в одном из многочисленных интервью признавался, что во время полёта в космос он вспоминал стихи любимого поэта Сергея Есенина, в частности, такие: «Как прекрасна земля и на ней человек…» Символично, что спустя 50 лет прославленный космонавт Сергей Волков, однажды посетив нашу передвижную экспозицию «О Русь, взмахни крылами!», взял с собой в космический полёт подаренный нами сборник стихов Сергея Есенина… Поэт в прямом смысле преодолел земное притяжение и вышел на новую, до этого момента недосягаемую высоту.

Сергей Есенин жил и творил ещё в то время, когда трудно было даже представить сегодняшние успехи в освоении космоса. Но такие гении, как Есенин, опережают действительность, преодолевая земное притяжение, интуитивно предсказывая будущее. Ещё будучи юным человеком, он сказал: «Пространство будет побеждено, и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутниками, но и со всем миром в его необъятности». Я уверена, что не только нам с вами, но и будущим поколениям ещё предстоит осознать всю глубину и философию поэта планетарного масштаба – Сергея Есенина.

Беседу вела Любовь КУРЬЯНОВА
Литературная газета, 22.06. 2016.


http://www.lgz.ru/article....=196282



https://www.youtube.com/watch?v=VNlaTkNwcFo
Прикрепления: 1920592.jpg(23.1 Kb) · 6815705.jpg(43.3 Kb) · 2895040.jpg(15.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 03 Окт 2016, 11:11 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline


В музее С. Есенина открылась новая выставочная экспозиция, которая продлится до 18 декабря.Новая экспозиция музея посвящена одной из главных тем наследия С.А. Есенина — отношению к любимому городу, с которым тесно связана его жизненная и творческая судьба.

С Москвой тесно связана жизненная и творческая судьба Есенина. Впервые приехав в Москву в 16-летнем возрасте, поэт признавался: «Я люблю этот город вязевый…». Именно в Москве был написан основной пласт произведений Есенина, и первая публикация стихотворения «Берёза» в московском журнале «Мирок» (1914 г.).

В Москве поэтом исхожены практически все улицы центра города, к историческому прошлому которого он с уважением относился. Сергей Есенин работал в типографии И.Д. Сытина на Пятницкой улице, учился в народном университете А.Л. Шанявского на Миусской площади, жил и бывал в огромном количестве домов различных адресов города, которые «помнят поэта», их более двухсот! И только лишь в Москве Есенин был прописан (с 1911 по 1918 гг.)

Поэт любовался и Красной площадью и красотой старинных московских монастырей, посещал многочисленные литературные места Москвы, связанные с творчеством любимых поэтов и писателей, неоднократно бывал в театрах, в домах своих творческих соотечественников. Но главное – часто просто гулял по «московским изогнутым улицам», создавая свои произведения: «Я московский озорной гуляка. / По всему тверскому околотку / В переулках каждая собака / Знает мою легкую походку».

Отсюда ощущением московской жизни, ее историческими и культурными реалиями пронизаны произведения поэта: лирический герой Сергея Есенина сопереживает беспризорным детям, живущим на улицах Москвы («Тех площадь — на Никитской, а этих — на Тверской»), стоит «на Тверском бульваре» у памятника Пушкину и размышляет о сути творчества («Стою я на Тверском бульваре…»), влюбляется и пишет самый красивый лирический цикл «Любовь хулигана» («В первый раз я запел про любовь…»).

В революционные и послереволюционные годы Есенин активно участвовал в общественной жизни любимого города. В 1918 г. на открытии памятника А.В. Кольцову в Москве он восторженно читал свои стихи. Отношение поэта к радикальным мерам революции было сложным и неоднозначным, но Есенин — ярый революционер в творческом плане, поэт ратовал за новые формы в искусстве, за развитие и обновление поэтического языка в контексте русской национальной культуры.

Где бы ни бывал поэт, он всегда мечтал вернуться на родину, в любимую Москву. Во время заграничного путешествия 1922–1923 гг. поэт написал в одном из писем друзьям: «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва…», «В голове у меня одна Москва и Москва. Даже стыдно, что так по-чеховски, <…> так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы обратно в Россию…».

Центром духовной жизни, в противоположность всему буржуазному миру, погрязшему в жажде наживы и сдавшему душу «в аренду под смердяковщину», являются синонимы для поэта — Россия и Москва.

Короткий жизненный путь Есенина — всего лишь 30 лет, но большая часть этого пути прошла именно в любимой столице… Не случайно именно в Москве поэт обрел свое последнее пристанище на Ваганьковском кладбище.

Режим работы:

Четверг — с 13.00 до 20.00
Пятница, суббота, воскресенье — с 11.00 до 18.00
Понедельник, вторник, среда — выходные дни.

Место проведения:

ул. Клязьминская, д. 21, корп. 2.

Проезд:

м. «Петровско-Разумовская» 9, далее автобус 672 или маршрутное такси 480м до остановки «81-я городская больница», далее пешком, или автобус 63 до остановки «Клязьминская улица», вперед 150 м.
или
м. «Алтуфьево» 9, далее автобус 774 или маршрутное такси 79м до остановки «81-я городская больница» или «Клязьминская улица, 24».

https://vk.com/esenin.....0%2Frev

В.Фролов:

Фото с родины С.Есенина в дни 121-го дня рождения поэта

http://frolovchik.livejournal.com/398946.html
Прикрепления: 1749845.jpg(25.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 03 Окт 2016, 11:37 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline

худ. С.Фролов

Я последний поэт России,
Знайте точно, что я вернусь!
Воплощусь, быть может, в Сибири,
В октябре, в осеннюю грусть!

И опять осенняя песня
Закружит, как её листопад…
И скажу открыто и честно:
Эта жизнь, как дурманящий сад!

Окунусь я в неё с головою
И стихи буду сердцем писать!
И своей беззаветной мечтою
Буду души я ввысь поднимать!

Вы соскучились! Знайте, я тоже!
Ведь стихи – это крест мой и рай!
Я – последний поэт России,
Возвращаюсь в берёзовый край!
О.Гузь



За окнами помята и рассеяна
Уснувшая на крышах тишина.
И только песня на стихи Есенина
Сквозь ропот ветра все-таки слышна.

Она плывет по молчаливой комнате
И вместе с ней далекое тепло:
"Вы помните, вы все, конечно, помните..."
Звенит, звенит оконное стекло.

Поет метель на громовых аккордах...
В такую ночь, куда не повернусь,
За сотнями огней большого города
Все вижу ту, есенинскую Русь...
Ю.Паркаев



На Ваганьковском кладбище осень и охра,
Небо - серый свинец пополам с синевой.
Там лопаты стучат, но земля не оглохла -
Слышит, матушка, музыку жизни живой.

А живые идут на могилу Есенина,
Отдавая ему и восторг и печаль.
Он - Надежда. Он - Русь. Он - ее Вознесение.
Потому и бессмертье ему по плечам.

Кто он?
Бог иль безбожник?
Разбойник иль ангел?
Чем он трогает сердце
В наш атомный век?
Что все лестницы славы,
Ранжиры и ранги
Перед званьем простым:
Он - душа-человек!

Все в нем было -
И буйство, и тишь, и смиренье.
Только Волга оценит такую гульбу!
Не поэтому ль каждое стихотворенье,
Как телок, признавалось:
- Я травы люблю!

И снега, и закаты, и рощи, и нивы
Тихо, нежно просили: - От нас говори! -
Не поэтому ль так охранял он ревниво
Слово русское наше, светившее светом зари.

Слава гению час незакатный пробила,
Он достоин ее, полевой соловей.
Дорога бесконечно нам эта могила,
Я стою на коленях и плачу над ней!
В.Боков

Нина Подгорнова:

Прикрепления: 5092404.jpg(22.3 Kb) · 4117450.jpg(21.3 Kb) · 9713489.jpg(70.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 06 Окт 2016, 20:15 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
«ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ...»

Голубое небо, желто-рыжие листья, паутинки бабьего лета в солнечных лучах, порхающие вокруг цветов бабочки, наливные красные яблоки на деревьях – таким было Константиново в этот день.

На главной площади работал «константиновский базар» – с ярмаркой изделий народных художественных промыслов и авторских произведений рязанских мастеров, книжными новинками от областной библиотеки им. Горького, с сытными рядами и веселой каруселью.

У «свободного микрофона» на площади назвали имена победителей музейной интернет-викторины «Чую радуницу Божью…», вручили дипломы участникам. Первыми прочли стихи юные поэты и чтецы – победители есенинского детского музыкально-поэтического фестиваля-конкурса «По-осеннему шепчут листья…» А затем перед слушателями выступали все желающие, стар и млад, в том числе гости из ближнего Зарубежья.



На большом зеленом лугу у земской школы можно было послушать частушки под гармонь, сыграть в народные игры – «шелыгу» и «серцо», походить на ходулях, посоревноваться в перетягивании каната, сфотографироваться в историческом фотоателье и покататься на лошади. На усадьбе родителей поэта актеры театра «Переход» Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина разыгрывали сценки из крестьянской жизни. У памятника С.А. Есенину состоялось возложение цветов, выступили рязанские поэты и песенно-инструментальный ансамбль «Радуница».



Под окнами дома священника И.Я. Смирнова выступал Рязанский камерный хор. А в экспозиции дома священника была представлена выставка раритетов, посвященная 120-летию со дня открытия Второклассной учительской школы в Спас-Клепиках. Некоторые документы выставлялись впервые: рукописи Сергея Есенина, подаренные другу Григорию Панфилову, две тетради (дневник) и фото Г. Панфилова, фотографии учителей Спас-Клепиковской школы, учебники тех лет.

На веранде дома Л.И. Кашиной выступали поэты – члены Союза писателей России, других творческих союзов. В комнатах помещичьего дома тоже шла размеренная жизнь: кухарка молола кофе на кухне, горничная прибиралась в гостиной… А неподалеку, на малой сцене, звучал джаз: сначала замечательные композиции в исполнении ансамбля «Мама Jazz» Эллы Хрусталевой, а потом – «ЕсенинJazz» от группы «Feelin's» и итальянского вокалиста Бориса Саволделли.

В торжественном открытии праздника на главной сцене приняли участие вице-губернатор Рязанской области Сергей Филимонов и директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Борис Иогансон. Главный редактор журнала «Молодая гвардия» Сергей Юшин наградил победителей и лауреатов Всероссийского поэтического конкурса им. Сергея Есенина, свои стихи прочли рязанские поэты. По традиции, Государственный Академический русский народный хор им. Евгения Попова исполнил несколько песен на стихи Сергея Есенина.

Главным событием праздника стал концерт заслуженного артиста России Евгения Дятлова и ансамбля «Акадэм-Квинтет» (Санкт-Петербург). Известный поющий киноактер, сыгравший в сериале «Есенин» Владимира Маяковского, давно мечтал выступить в Константинове: на своих концертах он всегда исполняет романсы на стихи Сергея Есенина. В свою программу Евгений Дятлов включил песни из кинофильмов, так как 2016-й год – Год кино.

В зале научно-концертного центра демонстрировался фильм «Пой песню, поэт…» режиссера Сергея Урусевского, где роль Поэта сыграл народный артист России Сергей Никоненко. А в выставочном зале работала выставка «Сергей Есенин и кинематограф», подготовленная совместно с Музеем истории кино (Москва).

http://www.museum-esenin.ru/component/content/article/2465
Прикрепления: 1232918.jpg(59.1 Kb) · 3618088.jpg(68.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 03 Окт 2018, 09:40 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
2018.

123 года со дня рождения Сергея Есенина


худ. Ю.Батов

Этот ветер восточный,
Этот ветер хмельной
Разбудил меня ночью,
Будто знался со мной.

Я спросил его: «Ветер,
Что ты ищешь во мне?»
.
Ветер тихо ответил:
«Шаганэ, Шаганэ».

Я сказал ему: «В грустной
Русской вьюге-пурге
Про персидские чувства
Знал Есенин Сергей.

От земель Алазани,
Хорасанских огней
Долети до Рязани
И найдешь Шаганэ».


Ветер веял и слушал,
Но понять не хотел,
Что в пустынную душу
Он сейчас залетел.

И, наполнив собою
Все пустоты души,
Ветер странной мольбою
Растворился в тиши.

И я мучился ночью
И не знал, что со мной…
Ах, ты, ветер восточный,
Ах, ты, ветер хмельной!
Ирмухамедов Бахтиёр



Б.Пастернак: «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин, подарив его времени с бесподобною свободой и не отяжелив подарка стопудовой народнической старательностью.

Вместе с тем Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовскою стихиею...

Самое драгоценное в нём - образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью как она далась ему в детстве» .

(из очерка "Люди и положения"), 1956-1957.

А.Толстой: «Фамилия Есенина - русская-коренная, в ней звучат языческие корни Овсень, Таусень, Осень, Ясень, - связанные с плодородием, с дарами земли с осенними праздниками... Сам Сергей Есенин, действительно деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом...

Есенину присущ этот стародавний, порожденный на берегах туманных, тихих рек, в зелёном шуме лесов, в травяных просторах степей, этот певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы... Он весь растворён в природе, в живой, многоголосой прелести земли...»

О Есенине, 1922.

«Погиб величайший поэт... Он ушёл от деревни, но не пришёл к городу. Последние годы его жизни были расточением его гения. Он расточал себя. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души» .
Сергей Есенин, 1926.

Г.Иванов: «На любви к Есенину сходятся... два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего. Мёртвому Есенину удалось то, что не удалось за тридцать два года большевизма никому из живых. Из могилы он объединяет русских людей звуками русской песни...»
1949.

«Значение Есенина именно в том, что он оказался как раз на уровне сознания русского народа "страшных лет России", совпал с ним до конца, стал синонимом и её падения, и её стремления возродиться. В этом "пушкинская" незаменимость Есенина, превращающая и его грешную жизнь, и стихи в источник света и добра. И поэтому о Есенине, не преувеличивая, можно сказать, что он наследник Пушкина наших дней...»
Февраль 1950.

А.Белый: «Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Ещё до революции, в 1916 году, меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это - необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность. Не стану говорить о громадном и душистом таланте Есенина, об этом скажут лучше меня. Об этом много было сказано, но меня всегда поражала эта чисто человеческая нота...»
Из воспоминаний о Есенине, 1928

http://www.stihi.ru/2015/12/21/3732

А.Солженицын:«...Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты — у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, — красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...»



https://www.youtube.com/watch?v=25zlhkYXRAg
Прикрепления: 2556843.jpg(24.9 Kb) · 7911961.jpg(20.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 03 Окт 2018, 10:18 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
Музей С.А. Есенина (Москва):



В 13.00 в «Есенин-центре» (пер. Чернышевского, д.4, стр.2) состоится торжественное награждение лауреатов Международного литературного конкурса «Есенинцы». Всего на конкурс было прислано свыше четырёх тысяч работ! География участников растянулась от Москвы до Мексики. На церемонии награждения будут присутствовать победители из России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Награждение будет сопровождаться концертной программой с участием Народного артиста РФ Юрия Назарова, Заслуженной артистки РФ Людмилы Мальцевой, автора-исполнителя, руководителя группы «Если» Стаса Бартенева, артиста театра и кино Сергея Батаева, художественной группировки «Территория» в составе Богдана Щукина, Ивана Авдеева, Георгия Шимоненко, Даниила Белокрылова, Карины Ищенко и Кристины Федоровой.

В 16.00 приглашаем детей и взрослых в мемориальный музей в Б. Строченовском переулке на мастер-класс «Рукой Есенина». Все желающие смогут овладеть техникой рукописного шрифта с помощью перьевой ручки. Художник расскажет обо всех этапах изготовления закладка для книг в технике «монотипия».

Завершится праздничная программа на Большом Строченовском концертом с участием композитора Владимира Булюкина и певицы Татьяны Шеметовой. Начало в 18.00

Отдел музея на Клязьминской подарит всем желающим возможность посмотреть уникальные фильмы, связанные с жизнью и творчеством С.А. Есенина. Начало кинопрограммы — в 12.00

Приглашаем вас отпраздновать день рождения Сергея Есенина! В этот день двери отделов музея открыты для всех желающих в режиме бесплатного посещения.

https://vk.com/esenin.museum?w=wall-38865256_2106
Прикрепления: 9935204.jpg(379.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 03 Окт 2018, 10:35 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
Тематическая экскурсия

КАФЕ ИМАЖИНИСТОВ: «СТОЙЛО ПЕГАСА»

4 октября, четверг, 18.30
21 октября, воскресенье, 13.00



Одним из самых «богемных» мест Москвы 1920-х гг. было кафе «Стойло Пегаса», больше известное столичной «золотой молодежи» под названием «Кафе имажинистов». Много историй и легенд связывает его с именем Сергея Есенина. В нашем музее мы на один день воспроизведем незабываемую атмосферу этого заведения.

Стоимость билета — 300 руб.

Купить билет: http://esenin-museum.ru/news/stoilo_pegasa

21 октября экскурсия будет проводиться бeсплатно. Необходима предварительная запись по телефонам 8-495-954-97-64, 8-495-958-16-74.

Место проведения — Б. Строченовский переулок, 24, стр. 2
Проезд: м. Серпуховская 9, Добрынинская 5 или Павелецкая 2 (далее 5 – 10 минут пешком).

Все выставки и мероприятия в Есенинском музее: http://esenin-museum.ru
Прикрепления: 1285688.jpg(31.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 03 Окт 2018, 10:45 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
Афиша мероприятий ко дню рождения Сергея Есенина по всей России

https://www.culture.ru/afisha/russia?tags=sergei-esenin

РКИЦ в Софии:

3 октября

Ко дню рождения великого русского поэта Сергея Есенина в Болгарии покажут док.фильм "Дорогие мои! Хорошие!"



http://rs.gov.ru/ru/announcements/15987

13 октября

С.Никоненко представит музыкально–литературную композицию «Знакомый Ваш Сергей Есенин»



http://rs.gov.ru/ru/announcements/15776

2-25 октября

Выставка, посвященная творчеству Сергея Есенина



http://rs.gov.ru/ru/announcements/15963
Прикрепления: 3634539.jpg(15.5 Kb) · 5767403.jpg(27.0 Kb) · 8806560.jpg(17.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 03 Окт 2018, 10:54 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
В родном селе Есенина отметили день рождения поэта

Ежегодные есенинские чтения прошли на родине великого русского поэта, в селе Константиново.



В канун 123-го дня рождения Сергея Есенина в его родном селе Константиново прошел Всероссийский Есенинский праздник поэзии «Русь моя, милая родина», организованный Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина.

Традиционный праздник поэзии давно вышел за рамки Рязани и области. Помимо рязанских поэтов, в ежегодных есенинских чтениях приняли участие поэты из Москвы и различных городов Подмосковья, Тульской, Псковской областей, других российских регионов. Участники праздника – начинающие, юные авторы, победители различных поэтических конкурсов, а также состоявшиеся поэты, члены различных писательских объединений, вспоминали великого русского поэта собственными поэтическими посвящениями Есенину. И, конечно, собравшиеся читали знаменитые есенинские строки:

Над окошком месяц.Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий —
И такой родимый, и такой далекий.


- Мне было чрезвычайно приятно участвовать в настоящем празднике поэзии, - поделилась с «Трудом» московская поэтесса, член Союза писателей России Галина Балебанова. – Лишний раз убедилась, что наследие Есенина живо, а его лирика продолжает оставаться такой же искренней и узнаваемой, как и при жизни по-настоящему русского поэта.

Участники праздника возложили цветы к памятнику Сергея Александровича в Константиново. А программа есенинских чтений будет продолжаться весь октябрь во многих городах Рязанской области.

Николай Иванов
01.10. 2018, газета "Труд"


http://www.trud.ru/article....ta.html
Прикрепления: 5317232.jpg(48.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 03 Окт 2018, 11:04 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline

худ. А.Титов

Проглядев Есенина, упустивши Пушкина, думаю, что люди создать должны "Общество охраны памятников будущего"параллельно с Обществом старины. (А.Вознесенский)


Таким Есенина увидела Надя Рушева

http://www.playcast.ru/communities/moyesenin/?act=news
Прикрепления: 4091743.jpg(39.3 Kb) · 7839681.jpg(36.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 03 Окт 2018, 11:20 | Сообщение # 11
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
Вечер черные брови насупил…



https://www.youtube.com/watch?v=aKL-Au4s5ko

Грубым дается радость



https://www.youtube.com/watch?v=cwWEm9J7qec

Заметался пожар голубой



https://www.youtube.com/watch?v=d4UfUqpUkGI

Плачет метель, как цыганская скрипка...



https://www.youtube.com/watch?v=8bP-S2-wkIg
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 04 Окт 2019, 20:43 | Сообщение # 12
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
ПОЭТ, ЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО ВНЕ ВРЕМЕНИ. 124 ГОДА СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Кто бы мог подумать, что родившийся на Рязанщине в бедной крестьянской семье златовласый мальчик станет символом эпохи. А может - даже нескольких. Тонкий знаток человеческой души и остро чувствующий лирик, он не находил в себе той уравновешенности, к которой так стремился и которую так высоко ценил в других. «У меня были очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до желания кощунствовать и богохульствовать», - позже напишет поэт.
Сергей Александрович Есенин. Удалой певец своей страны, у которого душа нараспашку. Поэт гордился своей Россией-матушкой с её бескрайними полями, белыми берёзами, открытыми сердцами. В памяти современников и потомков Сергей Есенин, всю свою жизнь метавшийся между разумом и чувством и всегда предпочитающий второе, навсегда остался поэтом, до последних кончиков пальцев сотканным из противоречий, которые, кажется, будут манить человечество до скончания веков.
газета "Светлый путь" Тульской обл.
http://spsuvorov.ru/news/3-oktyabrya-den-rozhdeniya-ser/


худ. Марат Фаттахов

Омут глаз васильковой печали,
Кудри светлые, лёгкий стан,
Но тебя мы, любя называем,
Не иначе, как - хулиган!
Не умеющий сердцем лгать,
Беспокойно на свете жил.
Ты так много сумел сказать,
Как терял, находил, любил.

И бескрайняя даль лугов,
Легкодумная гладь полей,
И к березе склоненный клен,
От тоски, хмельной соловей,
Всё в стихах твоих говорит,
На понятном нам языке,
Оттого и душа горит,
Прикасаясь к твоей душе.

Бесконечной Руси простор.
Ивы, маки и журавли.
Помнят твой васильковый взор,
Кудри, цвета созревшей ржи.
И черемухи, белый дым,
Плачет, сыпя на землю цветь,
Хулиган, стал для нас, родным,
Песней сердце сумел согреть.

Александр Соловей

"СКАМЬЯ ЛЮБВИ" - ЕДИНСТВЕННОЕ "ЕСЕНИНСКОЕ" МЕСТО В КРЫМУ


В Крыму поэт побывал всего один раз. На полуострове нет ни одного памятника Есенину. Но о его визите напоминает "Скамья любви" в Ялте, на ней охотно фотографируются туристы. "Есенинская" скамья установлена на набережной, у знаменитого платана, неподалеку от гостиницы "Ореанда". Возраст дерева – более 150 лет, а высота превышает тридцать метров. По легенде, именно здесь назначала свидания поэту Айседора Дункан. Но на самом деле со скамьей под платаном связана история их разрыва с Есениным.

"Есенин был в Крыму в 1914 году, посетил Ялту, Симферополь, Севастополь, где едва не попал под обстрел – уже шла Первая Мировая война. Отсюда он писал отцу письма", — рассказала  автор книг по истории Ялты Лариса Лысова. Есенин писал из Крыма: "Дорогой папаша! Я расположился в Ялте как нельзя лучше. У окон моей комнаты расстилается море, а за воротами дома чудные и величественные горы. Житье здесь славное и недорогое, а за работу примусь послезавтра. Дорога была не из приятных. Когда вышли из Севастополя, в нас хотели стрелять из миноносца. Все вышло по недоразумению. Наш капитан не ответил на три сигнальные выстрела. Был ветер, на море волны, и не было слышно. Пока все хорошо. Комната - 10 рублей".

Позднее поэт писал отцу: "Папаша! Оставаться в Ялте опасно, все бегут. Вследствие объявленного военного положения в Севастополе тут жить нельзя. Я бы и сейчас уехал, да нельзя. Все приостановлено. Теперь найму автомобиль до Симферополя со своими товарищами и поедем в Москву. Дела очень плохи. Никуда нельзя съездить. Я только выручил себя на стихах в ялтинской газете. 30 к. за строчку. Кругом паника. Недавно я выступал здесь на одном вечере. Читал свои стихи. Заработал 35 рублей. Только брал напрокат сюртук, брюки и башмаки, заплатил 7 рублей. Скоро буду в Москве. Любящий сын Сергей Есенин. Больше никуда никогда не поеду, кроме Питера и Москвы. Тоска ужасная. Так и хочется плакать".

"Что касается истории со скамьей, это просто красивая легенда. Вдвоем с Айседорой Дункан он здесь не бывал, - утверждает Лариса Лысова. - В 1923 году Дункан ждала его здесь, жила в гостинице "Россия", звала Есенина к себе. В ответ получила телеграмму, в которой он писал, что разрывает с ней всякие отношения: "Ялта, гостиница Россия. Айседоре Дункан. Я люблю другую, женат и счастлив. 13 октября 1923 г.".  Рассказывают, что, получив эту телеграмму, Айседора гуляла по набережной и одиноко сидела на скамье у платана, но документальных подтверждений этому нет, как и свидетельств очевидцев.
Алла Суворова
04.10. 2019. РИА новости. Крым.

https://crimea.ria.ru/culture/20191003/1117415480.html

Прикрепления: 0663790.jpg(12.3 Kb) · 7915806.jpg(26.2 Kb) · 8074819.jpg(12.7 Kb) · 8746380.jpg(23.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 04 Окт 2019, 22:03 | Сообщение # 13
Группа: Администраторы
Сообщений: 6252
Статус: Offline
ЗАХАР ПРИЛЕПИН О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ
3 октября исполнилось 124 года со дня рождения самого народного и, пожалуй, самого загадочного из русских поэтов Серебряного века.


К «промежуточному юбилею», а торжества в масштабах страны и мира намечены на следующий год, издательство «Молодая гвардия» готовит книгу Захара Прилепина «Есенин. Обещая встречу впереди», выходящую в серии «ЖЗЛ».
О жеребятах и телятах как части есенинской космогонии, женитьбе на знаменитой иностранке и всенародной любви «Культура» поговорила с писателем.


- Многие помнят Ваши книги о Леониде Леонове и Анатолии Мариенгофе, теперь Вы написали о Есенине. Похоже, долго к нему шли, хотя в одном из недавних интервью сказали, что всю жизнь находитесь в контексте его поэзии.
- Ну, просто первые стихи, которые мне моя мама прочитала, были стихи Есенина. В нашем доме, в рязанской деревне, висел портрет Есенина, и был его определенный культ. Я читал его так много - до какой-то просто маниакальности, каждый день. И всю жизнь покупал все книги о нем, у меня их несколько сотен. Есенин - в известном смысле, вся моя жизнь. Мое отечество, мой путеводитель, мой учитель - если он, конечно, не против такого ученика. Впрочем, даже если против, ничего не поделаешь уже.

- Что-то стало неожиданностью - в его судьбе и образе? Есенин - крестьянский поэт в домотканой рубахе, Есенин - денди в идеально посаженном фраке. Что, на Ваш взгляд, ближе к его реальной личности?
- Есенин разный, огромный, отражающий разнородность и парадоксальность русского характера, как мало кто. Но неожиданностей для меня не было. Если 35 лет изучаешь жизнь человека, сложно удивиться чему-то. Тут другое: если бы я эту книгу начал писать в 25 лет, а не в 40 - я очень многие мотивации его поступков толковал бы не столь, с позволения сказать, осознанно, как сегодня.
У Есенина есть такие строчки: «...страшно, ведь душа проходит, как молодость и как любовь». В 25 лет это утверждение понять очень сложно. В сорок отлично понимаешь, о чем идет речь. Впрочем, многие и в сорок не понимают. Но это уже другой разговор.

- Как Вы расцениваете его феномен? Юноша из деревни, начавший ловко и сильно рифмовать, - это похоже на легенду. Что дало импульс к развитию таланта?
- Русский народ копил, копил и накопил себе Есенина. Рифмовать, кстати, он начал очень плохо, и все его стихи, датированные 1910–1913 годами, написаны три-четыре года спустя. Он не был вундеркиндом. Но он очень быстро учился. У него была безупречная поэтическая интуиция и сногсшибательная поэтическая реакция. Горький определял его как специальный «орган» поэзии - это очень верно. Есенин был поэт в абсолютной степени. Все остальное в нем вторично. Но от этого не менее интересно, конечно.

- На лекциях Вы называете Есенина религиозным поэтом, о его религиозности много спорили. Для него это литературная образность или все-таки личная история?
- Для него это все - образность, личная история и постижение русского духа и духа как такового.

- Многие говорят о его мистической прозорливости. Какие-то из прозрений осуществились?
- Есенин не Ванга, чтобы записывать его прозрения. Но он последовательно отстаивал русское право на создание и сохранение собственной уникальной цивилизации в противовес «западной». Он крайне любопытно и в самых разных жанрах выступал против «западничества», «романства»
«англофилии» и вообще «американизма» как такового. Сегодня, на новом витке истории, все это вдруг оказывается, прямо скажем, актуальным. При всем том Есенин вовсе не был заскорузлым «почвенником» с капустой в бороде  - он поэтический новатор мирового уровня. Именно не нашего, российского, а мирового. И, отстаивая независимость и самобытность русской цивилизации, он осознавал, за что борется и на что делает ставку. И аргументация его вполне убедительна.

- Конечно, сложно обойти вопрос о женщинах в его судьбе. Семь серьезных романов, стихов никому не посвящал. Кто сыграл особую роль: Зинаида Райх, Айседора Дункан, Галина Бениславская? 
- Все перечисленные - Вы достаточно метко попали. Именно эти три женщины. И еще, конечно же, важны Лидия Кашина и Августа Миклашевская, с ними он не был близок, но был влюблен. Хотя нельзя не вспомнить о двух матерях его детей - Анне Изрядновой и Надежде Вольпин, замечательной, кстати сказать, переводчице, прожившей более девяноста лет и пережившей всех возлюбленных Есенина и только после этого написавшей свои остроумные и яркие воспоминания. И о Софье Толстой, конечно, внучке Льва Толстого, последней жене Есенина, любившей его какой-то потрясающей, безоглядной, невозможной любовью.

- Раз уж заговорили о чувствах. Почему Есенина так не любила эмиграция? Георгий Адамович, Владислав Ходасевич, Георгий Иванов считали его славу преувеличенной. Странно, что поэты такого уровня ревновали. 
- Он был советский поэт. Эмиграция вообще советское, сами понимаете, с трудом выносила. Но все-таки Вы не самые верные имена назвали. Ходасевич Есенина ценил очень высоко и первичный свой скепсис преодолел с лихвой. Адамович был пожестче, но и тот значение Есенина осознал со временем. Георгий Иванов, да, немного ревновал. Но если уж кто-то не любил Есенина, так это, к примеру, Бунин Иван Алексеевич. Вот этот бил Есенина наотмашь в своих статьях.

Мережковский Есенина терпеть не мог и даже написал во французской прессе своеобразный донос на Есенина, когда тот жил в парижском доме Айседоры, прямо намекая французским властям, что дебоширу и советскому глашатаю Есенину во Франции не место. Вообще, правоконсервативная эмигрантская пресса била очень сильно - и, пожалуй, даже жестче, чем ортодоксальная советская критика. Я много об этом пишу - до недавней поры у нас не слишком много уделялось внимания тому, что о Есенине писали за границей и как его воспринимали тогда. А это любопытно. И порой удивительным образом рифмуется с днями сегодняшними. Есенина, естественно, обвиняли в продажности - наша эмиграция зачастую без этого не может. Она верит в искренность только собственных убеждений. Все остальные-  за мзду. Даже вот Есенин.

- А чем объясняете всенародную любовь? Есенин и Высоцкий - культовые имена, причем среди разных социальных слоев. 
- Есенина любит народ, это правда. И столь же сильно народ любит Высоцкого. Есть даже картина, где они изображены за столом, под «беленькую» беседуют - видимо, о судьбах России. Но... Это все наши фантазии - и безосновательные. Едва ли они сидели бы так. Вот Есенин и Шукшин - да, могли бы. Обратите внимание, что Шукшин и Высоцкий не очень сошлись и не дружили, хотя вполне могли бы.

- Кстати, почему? 
- Высоцкий - при всем его гении - это другая история, нисколько не есенинская. И эстетика тоже совсем другая. И даже ценностный ряд - мало совпадающий. Высоцкий - городской, конечно же. Высоцкий - арбатский, дворовый. У Высоцкого свой набор тем, которые с есенинскими, в сущности, не совпадают. Есенин - поэт, повторюсь, христианский, затем, и это не противоречие, поэт советский, затем, как мы помним, еще и деревенский - с его лошадями, жеребятами, овцами, собаками, телятами и лисицами как важнейшими элементами его не просто творческого мира, а мировоззрения, в известном смысле - его космогонии. У Высоцкого ничего этого нет. Если их и роднит что-то, то ставка на удачу, беспутная жизнь и женитьба на знаменитой иностранке. Это да. Но это биографическое, а не творческое.
Дарья Ефремова
03.10. 2019. газета "Культура"
http://portal-kultura.ru/article....-borode
Прикрепления: 4380008.jpg(6.3 Kb) · 4399883.jpg(14.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: