Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » 121 ГОД СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (03.10. 2016.)
121 ГОД СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 03 Окт 2016, 10:27 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5013
Статус: Offline


Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.

И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова.

«Дорогая», «милая», «навеки»,
А в уме всегда одно и то ж,
Если тронуть страсти в человеке,
То, конечно, правды не найдешь.

Оттого душе моей не жестко
Ни желать, ни требовать огня,
Ты, моя ходячая березка,
Создана для многих и меня.

Но, всегда ища себе родную
И томясь в неласковом плену,
Я тебя нисколько не ревную,
Я тебя нисколько не кляну.

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.


1925



К ЕСЕНИНУ, В БОЛЬШОЙ СТРОЧЕНОВСКИЙ



В этом году Московский государственный музей Сергея Есенина отмечает своё 20-летие. О личности поэта и тайнах его творчества рассказывает директор музея Светлана ШЕТРАКОВА.



‒ Светлана Николаевна, расскажите, как ваша жизнь оказалась связанной с творчеством Сергея Есенина.

‒ Когда я училась в пятом классе, моя учительница по литературе принесла один из томиков Сергея Есенина и прочла из него несколько стихотворений… Я сразу поняла, что это мой поэт. Влюбившись в его стихи, стала читать всё, что связано с творчеством и жизнью Сергея Александровича, учить его произведения и делиться этим со своими одноклассниками, друзьями и родными. И в результате, несмотря на то, что я училась достаточно успешно в школе с математическим уклоном, втайне от всех поступила на филфак университета.

Будучи студенткой, решила поехать на малую родину Есенина – в село Константиново. Пошла именно той тропой «вместе с Есениным» через станцию Дивово, затем пешком через село Федякино к дому родителей поэта в Константиново. Вскоре, прослушав экскурсовода (им оказался тогдашний бессменный директор музея Владимир Исаевич Астахов), попросила оставить меня в музее в любой должности – хоть дворником, хоть сторожем… Мне сразу же повезло: рукой директора музея в моей трудовой книжке внесена запись моей работы экскурсоводом (чем я очень горжусь) в музее любимого поэта! И почти два года я работала в селе Константиново. Затем меня пригласили работать в Государственный литературный музей.

На протяжении 10 лет в ГЛМ я «вела Есенина», также читала лекции и проводила мероприятия по поэтам Серебряного века и другим писателям, впервые участвовала в создании выставок – передвижных и стационарных, – знакомясь с наукой создания литературных экспозиций, а также в МГУ защитила диссертацию на тему: «Сергей Есенин. Художественный образ и действительность».

На мне невольно смыкались многие исследователи, собиратели, родственники Есенина, а главное – бесчисленные любители его творчества. И все эти годы во мне жила прекрасная мечта – открыть Московский государственный музей Сергея Есенина!

‒ И он появился в 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта. Адресов, связанных с творчеством поэта в Москве, очень много: на Пречистенке, где он жил с Дункан, или в доме на улице Москвина (ныне ‒ Богословский переулок), где он снимал квартиру с Мариенгофом, но вы выбрали дом в Большом Строченовском переулке. Почему?

‒ Это первый есенинский адрес в Москве, и это единственное место в столице, где поэт бывал, жил достаточно большой промежуток времени (с 1911 по 1918 год) и даже был прописан. Главное – здесь он написал множество произведений. В этом доме, в квартире № 6 общежития для приказчиков долгие годы жил его отец, Александр Никитич Есенин, работая в мясной лавке купца Н.В. Крылова. Именно сюда в Замоскворечье впервые в Москву в 16-летнем возрасте приехал будущий поэт.

Этот деревянный дом какое-то время оставался бесхозным, позже здесь были коммунальные квартиры. Дом дважды горел, но, по существу, устоял… Может быть, потому, что на нём висел плакат, написанный от руки истинными поклонниками поэта: «Люди! Сохраните этот дом! Здесь жил Великий русский поэт Сергей Есенин!».

Согласно распоряжению правительства Москвы (1991 г.) первый этаж исторического здания должен был быть отдан музею поэта для создания экспозиции… Сложности позади, но мы освятили не только фундамент воссозданного по планам 1911 года памятника истории культуры, но и созданную на общественных началах первую в Москве профессиональную экспозицию, посвящённую творческому наследию поэта. При огромном стечении народа, среди которого было большое количество не только исследователей и любителей творчества Есенина, но и знаменитых артистов, а также видных политических и общественных деятелей столицы и страны в целом, в юбилейном октябре 1995 года данная экспозиция была торжественно подарена Москве. Представители Управления культуры города Москвы получили дарственную, подписанную племянницей поэта Светланой Петровной Есениной, художником-дизайнером Аветом Тавризовым и мною, оценённую и подтверждающую около полутора тысяч единиц уникальных фондовых предметов. Но ценность заключалась в другом. Этот музей по праву можно назвать народным по его подготовке и созданию, по сплочённости и единению большого количества любителей творчества поэта, а также беспредельной искренности простых людей и их даров.

‒ Сколько в день проходит экскурсий в вашем музее?

‒ На данный момент вся разнообразная деятельность музея в основном проходит на неполном первом этаже мемориального здания общей площадью 99,8 кв. м, а экспозиционной – менее 70 м, с отсутствием необходимой инфраструктуры. Но мы не жалуемся. Именно на этой площади на протяжении долгих лет проходили многочисленные мероприятия музея, получившего государственный статус учреждения культуры 30 апреля 1996 г. Из-за отсутствия площадей мы проводили внемузейную деятельность для выполнения государственного задания, но всё делали для расширения фондовых и экспозиционных площадей музея именно в Москве. Нас подогревало то, что все посетители Строченовского, обожая музей, говорили: «В тесноте, да не в обиде!».

Мы не могли проводить сквозные экскурсии и потому похвастаться их большим количеством в целом, были проблемы и с прилегающей территорией… Благодаря непосредственному участию руководителя Департамента культуры города Москвы в год 120-летия со дня рождения поэта, к большой радости многочисленных любителей его творчества, наконец-то был торжественно открыт «Есенинский дворик».

В 2010 году мы получили свидетельство на потрясающее здание в переулке Чернышевского, которое открыло новые вехи в изучении и популяризации творческого наследия поэта (неслучайно мы сохранили его от сноса!). Этот особняк М.К. Геппенера (вновь выявленный памятник истории архитектуры) сам по себе является произведением искусства, а ещё, как оказалось, он имеет непосредственное отношение к первому московскому периоду творчества С.А. Есенина! Сейчас там ведутся ремонтно-реставрационные работы, которые (очень надеемся) будут закончены в нынешнем году. В этом здании мы планируем экспозиционно отразить Москву в жизни и творчестве С.А. Есенина с новым подходом в интерпретации актуальности творческого наследия поэта – современника молодого поколения. В планах музея по освоению особняка М.К. Геппенера – увеличение разных форм экскурсионно-лекционной деятельности и досуговых мероприятий для разнообразных категорий посетителей.

‒ Вокруг жизни Сергея Есенина всегда было очень много мифов. Как правило, в массовом сознании Есенин ‒ это малограмотный крестьянин, стоящий у берёзы с бутылкой горячительного напитка. Так ли это было на самом деле?

‒ Есенин всем своим творчеством создавал многообразные мифы, непосредственно связанные с собственной личностью. Это в первую очередь касалось кажущегося единства человека и поэта. В этом заключается тайна творческого наследия Сергея Есенина: ему безоговорочно веришь; кажется, его поэзия исходит из сердца каждого, кто рано или поздно соприкасается с ней. Его поэтическое перо всегда имело непреодолимую силу, что чувствовал и сам Есенин, сказавший некогда: «Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою…»

В разные периоды этот приём гениального творца имел невероятное воздействие на аудиторию. Воспевание в начале творчества всего прекрасного, оптимистичного и светлого, свойственного радужным ощущениям детства, в послереволюционные годы сменилось подчёркиванием якобы невидимых ранее отрицательных моментов жизни. Знание их сущности (по Есенину) позволит читателю избежать неверных путей развития жизни в правильном направлении родной страны – с сохранением духовности, нравственности, чистоты и целомудрия. Для достижения этой цели поэт как бы себя лично (потому что ему верят) отправляет с толпой в «Стойло Пегаса», «читать стихи проституткам и с бандюгами жарить спирт». Кажется, что Есенин запанибрата с каждым завсегдатаем таких заведений, но, создавая поэму «Москва кабацкая», он будто проговаривается: «Что-то всеми навек утрачено. / Май мой синий! Июнь голубой! / Не с того ль так чадит мертвячиной / Над пропащею этой гульбой?»

Такие стихи давали больше, чем какие-либо декларации, для того, чтобы «всё сбылось». Как и любой творческий человек, Сергей Александрович был истинным революционером, он хотел сохранить в новом времени России непререкаемые её достоинства, исходящие из деревенской атмосферы.

‒ Некоторые литературные критики обвиняют Есенина в богохульстве и отсутствии веры. Вы согласны с этим?

‒ Сергей Есенин родился и вырос в религиозной семье, где приобщался к православию с самого раннего детства. Он был прекрасным знатоком Священного Писания, знал наизусть многие жития святых. И не потому, что это надо было учить для сдачи экзаменов в церковно-приходской школе (к слову, по закону Божию и чтению на церковнославянском языке у Есенина были пятёрки), а потому, что ему это было по-настоящему интересно, он видел в этих текстах истину и руководство для жизни, о чём писал неоднократно своему другу по училищу Грише Панфилову. Вера не покидала поэта даже в переломные революционные годы, когда шла борьба в умах со всем прошлым, связанным не только с религией.

Эта тема настолько серьёзна в творчестве Есенина, что в двух словах о ней не скажешь, и неслучайно в художественном решении экспозиции на Строченовском ещё в те годы мы отметили её важность витринами-триптихами и присутствующими иконами. Однако по своей природе Есенин, конечно, не был церковным человеком – что называется, напоказ. Внутренняя вера, идущая органично как бы из души человека, без внешних проявлений – характерная особенность, свойственная многим людям, отчего, в частности, народу так близка поэзия Есенина. Эта двойственность – стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность – проходит на протяжении всего его творчества, вызывая массу мифов не только о его богохульстве и отсутствии веры, но и массу других сплетен и пересудов. К примеру, о том, что у него было множество романов и эпатажных выходок. Некоторые из них Есенин, обладая удивительным артистизмом, поистине профессионально и безгранично искренне невольно демонстрировал окружающим.

У поэта Есенина действительно была яркая и насыщенная жизнь. Он как метеор пронёсся над Россией и планетой Земля. Годы его жизни на земле равнялись десятилетиям. Многое из его поэзии приписывали непосредственно человеку Сергею Есенину – в частности, любовь к женщинам, количество которых было, по слухам, безграничным… Однако в жизни поэта женщин было не так уж и много, но если он влюблялся, то поистине искренне. Хотя сам Есенин признавался, что настоящую любовь он испытывал только к своей музе – поэзии.

‒ Есенина часто называют «космическим поэтом», его волновала тема освоения внеземных пространств, неспроста он писал: «Только тот пловец, кто, закалив в бореньях душу, открыл для мира наконец никем не виданную сушу…»

‒ Вы правы, Есенин ‒ бесспорно поэт планетарного масштаба! Неспроста Юрий Гагарин в одном из многочисленных интервью признавался, что во время полёта в космос он вспоминал стихи любимого поэта Сергея Есенина, в частности, такие: «Как прекрасна земля и на ней человек…» Символично, что спустя 50 лет прославленный космонавт Сергей Волков, однажды посетив нашу передвижную экспозицию «О Русь, взмахни крылами!», взял с собой в космический полёт подаренный нами сборник стихов Сергея Есенина… Поэт в прямом смысле преодолел земное притяжение и вышел на новую, до этого момента недосягаемую высоту.

Сергей Есенин жил и творил ещё в то время, когда трудно было даже представить сегодняшние успехи в освоении космоса. Но такие гении, как Есенин, опережают действительность, преодолевая земное притяжение, интуитивно предсказывая будущее. Ещё будучи юным человеком, он сказал: «Пространство будет побеждено, и человечество будет перекликаться с земли не только с близкими ему по планетам спутниками, но и со всем миром в его необъятности». Я уверена, что не только нам с вами, но и будущим поколениям ещё предстоит осознать всю глубину и философию поэта планетарного масштаба – Сергея Есенина.

Беседу вела Любовь КУРЬЯНОВА
Литературная газета, 22.06. 2016.


http://www.lgz.ru/article....=196282



https://www.youtube.com/watch?v=VNlaTkNwcFo
Прикрепления: 3136108.jpg(44Kb) · 6815705.jpg(43Kb) · 2895040.jpg(15Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 03 Окт 2016, 11:11 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5013
Статус: Offline


В музее С. Есенина открылась новая выставочная экспозиция, которая продлится до 18 декабря.Новая экспозиция музея посвящена одной из главных тем наследия С.А. Есенина — отношению к любимому городу, с которым тесно связана его жизненная и творческая судьба.

С Москвой тесно связана жизненная и творческая судьба Есенина. Впервые приехав в Москву в 16-летнем возрасте, поэт признавался: «Я люблю этот город вязевый…». Именно в Москве был написан основной пласт произведений Есенина, и первая публикация стихотворения «Берёза» в московском журнале «Мирок» (1914 г.).

В Москве поэтом исхожены практически все улицы центра города, к историческому прошлому которого он с уважением относился. Сергей Есенин работал в типографии И.Д. Сытина на Пятницкой улице, учился в народном университете А.Л. Шанявского на Миусской площади, жил и бывал в огромном количестве домов различных адресов города, которые «помнят поэта», их более двухсот! И только лишь в Москве Есенин был прописан (с 1911 по 1918 гг.)

Поэт любовался и Красной площадью и красотой старинных московских монастырей, посещал многочисленные литературные места Москвы, связанные с творчеством любимых поэтов и писателей, неоднократно бывал в театрах, в домах своих творческих соотечественников. Но главное – часто просто гулял по «московским изогнутым улицам», создавая свои произведения: «Я московский озорной гуляка. / По всему тверскому околотку / В переулках каждая собака / Знает мою легкую походку».

Отсюда ощущением московской жизни, ее историческими и культурными реалиями пронизаны произведения поэта: лирический герой Сергея Есенина сопереживает беспризорным детям, живущим на улицах Москвы («Тех площадь — на Никитской, а этих — на Тверской»), стоит «на Тверском бульваре» у памятника Пушкину и размышляет о сути творчества («Стою я на Тверском бульваре…»), влюбляется и пишет самый красивый лирический цикл «Любовь хулигана» («В первый раз я запел про любовь…»).

В революционные и послереволюционные годы Есенин активно участвовал в общественной жизни любимого города. В 1918 г. на открытии памятника А.В. Кольцову в Москве он восторженно читал свои стихи. Отношение поэта к радикальным мерам революции было сложным и неоднозначным, но Есенин — ярый революционер в творческом плане, поэт ратовал за новые формы в искусстве, за развитие и обновление поэтического языка в контексте русской национальной культуры.

Где бы ни бывал поэт, он всегда мечтал вернуться на родину, в любимую Москву. Во время заграничного путешествия 1922–1923 гг. поэт написал в одном из писем друзьям: «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва…», «В голове у меня одна Москва и Москва. Даже стыдно, что так по-чеховски, <…> так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы обратно в Россию…».

Центром духовной жизни, в противоположность всему буржуазному миру, погрязшему в жажде наживы и сдавшему душу «в аренду под смердяковщину», являются синонимы для поэта — Россия и Москва.

Короткий жизненный путь Есенина — всего лишь 30 лет, но большая часть этого пути прошла именно в любимой столице… Не случайно именно в Москве поэт обрел свое последнее пристанище на Ваганьковском кладбище.

Режим работы:

Четверг — с 13.00 до 20.00
Пятница, суббота, воскресенье — с 11.00 до 18.00
Понедельник, вторник, среда — выходные дни.

Место проведения:

ул. Клязьминская, д. 21, корп. 2.

Проезд:

м. «Петровско-Разумовская» 9, далее автобус 672 или маршрутное такси 480м до остановки «81-я городская больница», далее пешком, или автобус 63 до остановки «Клязьминская улица», вперед 150 м.
или
м. «Алтуфьево» 9, далее автобус 774 или маршрутное такси 79м до остановки «81-я городская больница» или «Клязьминская улица, 24».

https://vk.com/esenin.....0%2Frev

В.Фролов:

Фото с родины С.Есенина в дни 121-го дня рождения поэта

http://frolovchik.livejournal.com/398946.html
Прикрепления: 3299806.jpg(53Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 03 Окт 2016, 11:37 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5013
Статус: Offline

худ. С.Фролов

Я последний поэт России,
Знайте точно, что я вернусь!
Воплощусь, быть может, в Сибири,
В октябре, в осеннюю грусть!

И опять осенняя песня
Закружит, как её листопад…
И скажу открыто и честно:
Эта жизнь, как дурманящий сад!

Окунусь я в неё с головою
И стихи буду сердцем писать!
И своей беззаветной мечтою
Буду души я ввысь поднимать!

Вы соскучились! Знайте, я тоже!
Ведь стихи – это крест мой и рай!
Я – последний поэт России,
Возвращаюсь в берёзовый край!
О.Гузь



За окнами помята и рассеяна
Уснувшая на крышах тишина.
И только песня на стихи Есенина
Сквозь ропот ветра все-таки слышна.

Она плывет по молчаливой комнате
И вместе с ней далекое тепло:
"Вы помните, вы все, конечно, помните..."
Звенит, звенит оконное стекло.

Поет метель на громовых аккордах...
В такую ночь, куда не повернусь,
За сотнями огней большого города
Все вижу ту, есенинскую Русь...
Ю.Паркаев



На Ваганьковском кладбище осень и охра,
Небо - серый свинец пополам с синевой.
Там лопаты стучат, но земля не оглохла -
Слышит, матушка, музыку жизни живой.

А живые идут на могилу Есенина,
Отдавая ему и восторг и печаль.
Он - Надежда. Он - Русь. Он - ее Вознесение.
Потому и бессмертье ему по плечам.

Кто он?
Бог иль безбожник?
Разбойник иль ангел?
Чем он трогает сердце
В наш атомный век?
Что все лестницы славы,
Ранжиры и ранги
Перед званьем простым:
Он - душа-человек!

Все в нем было -
И буйство, и тишь, и смиренье.
Только Волга оценит такую гульбу!
Не поэтому ль каждое стихотворенье,
Как телок, признавалось:
- Я травы люблю!

И снега, и закаты, и рощи, и нивы
Тихо, нежно просили: - От нас говори! -
Не поэтому ль так охранял он ревниво
Слово русское наше, светившее светом зари.

Слава гению час незакатный пробила,
Он достоин ее, полевой соловей.
Дорога бесконечно нам эта могила,
Я стою на коленях и плачу над ней!
В.Боков

Нина Подгорнова:

Прикрепления: 8311820.jpg(45Kb) · 4347464.jpg(43Kb) · 9713489.jpg(70Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Четверг, 06 Окт 2016, 20:15 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5013
Статус: Offline
«ПОЙ ПЕСНЮ, ПОЭТ...»

Голубое небо, желто-рыжие листья, паутинки бабьего лета в солнечных лучах, порхающие вокруг цветов бабочки, наливные красные яблоки на деревьях – таким было Константиново в этот день.

На главной площади работал «константиновский базар» – с ярмаркой изделий народных художественных промыслов и авторских произведений рязанских мастеров, книжными новинками от областной библиотеки им. Горького, с сытными рядами и веселой каруселью.

У «свободного микрофона» на площади назвали имена победителей музейной интернет-викторины «Чую радуницу Божью…», вручили дипломы участникам. Первыми прочли стихи юные поэты и чтецы – победители есенинского детского музыкально-поэтического фестиваля-конкурса «По-осеннему шепчут листья…» А затем перед слушателями выступали все желающие, стар и млад, в том числе гости из ближнего Зарубежья.



На большом зеленом лугу у земской школы можно было послушать частушки под гармонь, сыграть в народные игры – «шелыгу» и «серцо», походить на ходулях, посоревноваться в перетягивании каната, сфотографироваться в историческом фотоателье и покататься на лошади. На усадьбе родителей поэта актеры театра «Переход» Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина разыгрывали сценки из крестьянской жизни. У памятника С.А. Есенину состоялось возложение цветов, выступили рязанские поэты и песенно-инструментальный ансамбль «Радуница».



Под окнами дома священника И.Я. Смирнова выступал Рязанский камерный хор. А в экспозиции дома священника была представлена выставка раритетов, посвященная 120-летию со дня открытия Второклассной учительской школы в Спас-Клепиках. Некоторые документы выставлялись впервые: рукописи Сергея Есенина, подаренные другу Григорию Панфилову, две тетради (дневник) и фото Г. Панфилова, фотографии учителей Спас-Клепиковской школы, учебники тех лет.

На веранде дома Л.И. Кашиной выступали поэты – члены Союза писателей России, других творческих союзов. В комнатах помещичьего дома тоже шла размеренная жизнь: кухарка молола кофе на кухне, горничная прибиралась в гостиной… А неподалеку, на малой сцене, звучал джаз: сначала замечательные композиции в исполнении ансамбля «Мама Jazz» Эллы Хрусталевой, а потом – «ЕсенинJazz» от группы «Feelin's» и итальянского вокалиста Бориса Саволделли.

В торжественном открытии праздника на главной сцене приняли участие вице-губернатор Рязанской области Сергей Филимонов и директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина Борис Иогансон. Главный редактор журнала «Молодая гвардия» Сергей Юшин наградил победителей и лауреатов Всероссийского поэтического конкурса им. Сергея Есенина, свои стихи прочли рязанские поэты. По традиции, Государственный Академический русский народный хор им. Евгения Попова исполнил несколько песен на стихи Сергея Есенина.

Главным событием праздника стал концерт заслуженного артиста России Евгения Дятлова и ансамбля «Акадэм-Квинтет» (Санкт-Петербург). Известный поющий киноактер, сыгравший в сериале «Есенин» Владимира Маяковского, давно мечтал выступить в Константинове: на своих концертах он всегда исполняет романсы на стихи Сергея Есенина. В свою программу Евгений Дятлов включил песни из кинофильмов, так как 2016-й год – Год кино.

В зале научно-концертного центра демонстрировался фильм «Пой песню, поэт…» режиссера Сергея Урусевского, где роль Поэта сыграл народный артист России Сергей Никоненко. А в выставочном зале работала выставка «Сергей Есенин и кинематограф», подготовленная совместно с Музеем истории кино (Москва).

http://www.museum-esenin.ru/component/content/article/2465
Прикрепления: 1232918.jpg(59Kb) · 3618088.jpg(69Kb)
 
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » 121 ГОД СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (03.10. 2016.)
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz