[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » НИКОЛАЙ ПУТИЛОВ
НИКОЛАЙ ПУТИЛОВ
Валентина_КочероваДата: Четверг, 19 Апр 2018, 11:15 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6951
Статус: Offline
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ПУТИЛОВ
(02.05. 1820 - 18.04. 1880)


Морской офицер, математик, инженер, предприниматель, учредитель Общества путиловских заводов в Санкт-Петербурге. Действительный статский советник. Едва ли не в одиночку он перестроил русскую промышленность, приблизив ее к европейской. Построил громадные заводы, флотилии кораблей, крупнейший в стране порт, при этом не положив в свой карман ни копейки. И умер разоренным и опозоренным...

Взлет скромного чиновника морского ведомства начался весной 1854 г., когда на рейде Кронштадта появилась англо-франц. эскадра. Наблюдая ее в подзорную трубу с балкона петергофского дворца, император Николай I остро ощущал свою беспомощность. Армия, мощью которой он так гордился, оказалась колоссом на глиняных ногах. Выяснилось, что новое западное оружие намного превосходит российское. В собственной столице Николай Павлович чувствовал себя как в клетке - в любой момент враги могли пойти на штурм, и русский флот, мало изменившийся со времен Петра I, пошел бы ко дну.


Организацию обороны Петербурга царь возложил на сына - вел. князя Константина Николаевича, генерал-адмирала российского флота, человека образованного и волевого. И тот, хватаясь за соломинку, вызвал в Мраморный дворец немолодого чиновника Путилова, которого знал как способного инженера и знатока кораблестроения.
"Можешь ли ты сделать невозможное: построить до конца навигации флотилию винтовых канонерок для обороны Кронштадта? Денег в казне нет, но вот тебе мои личные 200 ты.". - спросил он гостя. 
Этому сказочному предложению предшествовали переговоры вел. князя со столичными кораблестроителями, в основном иностранцами - все отказались от непосильной задачи. Путилов согласился. Он был беден и безвестен. Отец, новгородский помещик, инвалид Отечественной войны, рано умер, оставив семью без гроша. Хорошо еще, что детей за казенный счет отправили учиться. Николай попал в морскую роту Александровского кадетского корпуса, а потом как лучший ученик был принят в Морской корпус, привилегированное учебное заведение, куда разночинцев и на порог не пускали. Директором корпуса был знаменитый путешественник адмирал И.Ф. фон Крузенштерн.


А математику преподавал академик В.М. Остроградский, сразу оценивший блестящие способности Н.Путилова к математике. Особенно когда тот в 18 лет нашел ошибку в трудах прославленного Огюстена Коши, баллистика, на формулы которого опиралась артиллерия всех европейских стран. Остроградский оставил талантливого юношу в корпусе преподавать математику - и это было ошибкой: живой и деятельный Путилов терпеть не мог кабинетной рутины. Продержавшись 2 года, он уволился в чине мичмана и переехал в Крым - будто бы по состоянию здоровья. Реальная причина была другой: правительство закупило за границей несколько пароходов, и на Черном море нужно было наладить их обслуживание и ремонт. Похоже, с этим Николай справился, поскольку через 5 лет его назначили чиновником особых поручений в Морское министерство. На этой должности его и застало судьбоносное для страны предложение вел. князя.

Задача была сродни подвигу Геракла. Винтовых кораблей, которых ждали от Путилова, в России до сих пор не строили. Быстро это сделать на неразворотливых казенных верфях невозможно. Оставался один выход - раздать заказы частным подрядчикам и молить Бога, чтобы они выполнили работу точно и в срок. Но где взять 2 тыс. рабочих? Путилов нашел выход: отправился в Ржев, где в отсутствие импортного хлопка сидели без работы ткачи. Вот как он позже вспоминал дальнейшее: "Привезли мы прядильщиков, расписали их по заводам и мастерским. Назначили: кому из них быть литейщиком, кому слесарем, токарем, котельщиком. И на артель в несколько человек дали по одному старому мастеровому. Через неделю все принялись за работу.. Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только есть что-либо для механического дела, работали с неутомимой деятельностью - в две смены. Толпы мастеровых-новичков смело шли на работу единственно в убеждении, что незнание можно заменить сметливостью. Через два или три дня по открытии работ уже тысяча мастеровых под руководством десятка учителей начали исполнять дело".

В XX в. это назовут сетевым планированием и управлением. А тогда, в мае 1855 г., вражеский флот, снова появившийся на Балтике с началом навигации, встретили 32 канонерские лодки, на каждой из которых было установлено по несколько пушек. Поначалу англичане и французы не воспринимали всерьез небольшие кораблики, но первый же бой у Толбухина маяка привел противника в чувство. Канонерка "Шалун" разворотила вовсе не шаловливыми 60-фунтовыми ядрами борт английского фрегата и быстро удалилась, не получив ни царапины. А на защиту столицы усилиями Путилова вставали все новые корабли. Когда их число достигло 81, союзники "показали корму".


Канонерская лодка

Французский адмирал Пэно писал: "Паровые канонерки, в невероятно быстрый срок построенные русскими, совершенно изменили наше положение".
Когда война закончилась, подрядчики подарили Путилову серебряный венок из 81 листка с именами построенных кораблей. От государства ему достался чин надворного советника (VII класс по Табели о рангах, соответствовал армейскому подполковнику и флотскому капитану II ранга) и орден св. Станислава II степени. Но больше всего современников поразило то, что при небывалой скорости строительства Путилов не допустил никакого перерасхода средств - напротив, сэкономил и вернул вел. князю Константину Николаевичу 20 тыс. руб. Другое волновало и радовало топ-менеджера его величества - высокое качество работы: "Машины были сделаны настолько удовлетворительно, что на многих канонерках разводились пары еще на стапелях с тем, чтобы тотчас идти прямо на пробу, а корветы и клипера после войны пошли в Тихий океан и в Средиземное море. На многих этих судах бывшие прядильщики пошли за старших машинистов".

Теперь можно было почивать на лаврах, получив высокий пост в министерстве. Но Путилов, уволившись с госслужбы, бросился в неведомую стихию частного предпринимательства. Тем более что ветер дул ему в паруса: новый царь Александр II начал реформы, призванные сделать Россию передовой страной. А это значило избавить ее от импортной зависимости. Ведь железо для корабельных котлов приходилось покупать в Англии, стальные пушки - в Германии, на знаменитом заводе Круппа. Путилов не думал извлечь выгоду из решения этих задач. Он работал в интересах государства, но понимал, что вне бюрократических рамок может действовать быстрее и эффективнее. Получив кредит от Морского министерства, он выстроил в Финляндии 3 металлургических завода, где выплавлялось железо для котлов.


Потом занялся сталью; ему сообщили, что на Златоустовском заводе полковник П.М. Обухов научился делать сталь не хуже немецкой. 6 лет уральский умелец обивал пороги, выпрашивая средства на внедрение своей технологии, но везде получал отказ. Путилов пригласил его в столицу, выбил в казне 2-миллионный кредит, получил в управление разорившийся завод на южной окраине Петербурга и наладил там производство стали. В разгар работы Обухов умер, и Путилов предложил назвать завод Обуховским - так это крупнейшее предприятие зовется и до сих пор. Выгод оно не принесло и за долги отошло государству, но к 1871 г. Россия смогла обходиться без крупповской стали.


305-м 30-калиберное орудие образца 1877 г. в цехе Обуховского завода

Частному предпринимателю Путилову открылись многие особенности национального бизнеса. Он вспоминал, как директору горного департамента Скальковскому предложили крупную взятку: "10 тыс., и ничего не выйдет из этого кабинета". Чиновник ответил: "Давайте 15 и можете кричать об этом на каждом углу".
Путилов не давал взяток; ему помогало близкое знакомство с руководством морского ведомства. С кем-то учился в корпусе, с кем-то строил флот, а к кому-то находил особый подход. Например, к управляющему Морским министерством адмиралу Н.К. Краббе, известному любителю сальных анекдотов и собирателю эротических открыток и предметов, он всякий раз являлся с соответствующим подарком. (В Петербурге это было проблемой. Первый секс-шоп прикрыли в Петербурге еще в начале 1850х годов, при Николае I, а новый даже в эпоху Великих реформ открыть не спешили.) Однако против бурь большой политики Путилов был бессилен. Назначенный наместником в Царство Польское Константин Николаевич не сумел предотвратить восстание 1863 г. и был отозван из Варшавы в Петербург. (Вскоре у вел. князя возникла вторая семья с балериной Кузнецовой, от этого союза стали рождаться дети, Константин Николаевич стал испытывать материальные затруднения и уже не мог, как в былые годы, позволить себе роскошь пожертвовать на благое дело 200 тыс. из собственного кармана.)

Без поддержки вел. князя положение Путилова изменилось, хотя это стало заметно далеко не сразу. А покуда его увлекло новое дело: спасение российских железных дорог. При строительстве Николаевской дороги между Петербургом и Москвой рельсы завозились из-за границы, от мороза они лопались, а качество отечественных оказалось еще хуже. Зимой 1867 г., когда дорога встала и столицу отрезало от остальной страны, Николай Иванович пришел к министру путей сообщения генералу П.П. Мельникову: "Дайте мне в долг любой железоделательный завод, и я завалю Россию рельсами!"
На южном берегу Финского залива отыскался очередной разорившийся заводик, и Путилову отдали его с очередным невыполнимым заданием: запустить производство за месяц. Он вспоминал: "Кинули клич по губерниям - ехать свободному народу по железным дорогам и на почтовых. Через несколько дней приехало до тысячи пятисот человек; сделали расписание - кому быть вальцовщиком, кому пудлинговщиком, кому идти к молоту, кому к прессу".

Рабочим платили гроши, они ютились в лачугах, которые сами строили из подручных материалов. Построили и цеха: на цементном полу возводили каркас из старых рельсов и обшивали досками. Был январь, лютый мороз, согреваться приходилось работой. Путилов первым применил метод быстрого строительства предприятия с нуля. Много десятилетий спустя этот метод был использован при переводе его же завода в Нижний Тагил во время войны.А тогда, через 18 дней после начала стройки, завод начал в 3 смены выпускать рельсы. Путилов изобрел новый метод: сверху, там, где рельс соприкасался с колесами поезда, на него наковывалась стальная полоса. Такие рельсы обходились на 30% дешевле импортных и были гораздо прочнее.


Башенная мастерская Путиловского завода

Завод, который сразу стали называть Путиловским, выпускал в ассортименте и все необходимое для ж/д - вагоны, паровозы, мосты. Через год от правительства поступил новый заказ на 15 млн. руб.: предстояло наладить производство пушек, военных и пассажирских кораблей. Завод рос как на дрожжах, и Путилов - маленький, подвижный, взъерошенный - постоянно носился по нему, вникая во все мелочи, раздавая кому деньги, а кому зуботычины. Стариков величал по имени-отчеству, пьяных беспощадно выгонял с работы - словом, осуществлял то самое ручное управление, которое в России всегда было гарантией успеха. А по праздникам обязательно накрывал для рабочих стол, не жалея денег. На одно из таких мероприятий, в июне 1870 г., было приглашено 2400 чел., включая 150 гостей"из общества - промышленников, писателей, ученых.


Каждую среду Путилов принимал гостей в своей квартире на Большой Конюшенной, дом 9, приглашая людей незаурядных, отличившихся в какой-либо области. Портреты таких людей украшали стены всех 8 комнат, где жили Николай Иванович с супругой Екатериной Ивановной, - детей у них не было. Но когда в чиновной России любили успешных, талантливых и счастливых? Новый амбициозный план Путилова превзошел все предыдущие. Продукцию завода можно было вывозить морем, но из-за мелководья Финского залива грузы доставляли в Кронштадт, и уже оттуда на барках везли в устье Невы. Безумно долго и дорого! Путилов задумал построить на заводской земле современный порт и соединить его с Кронштадтом каналом, вырытым прямо в море.


Так выглядел будущий канал

Начались долгие переговоры и согласования. Государство обещало профинансировать строительство, но против выступили крупные оптовики, которые зарабатывали миллионы на перегрузе продукции и доставке товаров в столицу. Они подкупали чиновников, журналистов, настраивали в свою пользу общественное мнение. В кампанию включился Н.А. Некрасов, в сатирической поэме "Современники" обвинивший Путилова в стремлении обогатиться за казенный счет:

"Ты поклялся, как заразы,
Новых опытов бежать,
Но казенные заказы
Увлекли тебя опять".


Трудно сказать, делал это поэт из корысти или из всегдашней готовности обличать "мироедов". Но дело было сделано: к Путилову стали относиться настороженно. В итоге из 20-ти обещанных миллионов он получил всего два. А строительство, начавшееся летом 1874 г., требовало все больше денег. Землеройные снаряды вгрызались в дно залива, вокруг русла будущего канала забивались сваи. Пришлось занять денег у московских миллионеров Чижова и Морозова. Но долги нарастали как снежный ком, стали привычными невыплаты зарплат, завод передали в казенное управление. Когда кредиторы подали на Путилова в суд и долговая тюрьма стала реальностью, сердце заводчика не выдержало...

В оглашенном 19 апреля 1880 г., на другой день после его смерти, завещании Николай Иванович просил похоронить его не на кладбище, а на дамбе недостроенного канала. На это требовалось одобрение Александра II. Тот вынес вердикт: "Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и то согласился бы".
Но общество, обманутое лживыми обвинениями, отнеслось к смерти горячего патриота России равнодушно. Только в одной газете "Новое время" появился некролог, 8 строк мелким шрифтом... Николай Иванович умер накануне Пасхи, потому в последний путь его проводили только 26 апреля. Как всех морских офицеров, бывшего мичмана отпевали в Никольском морском соборе. Оттуда рабочие, пришедшие на похороны огромной толпой, несли гроб 14 км. до самого канала. Там его погребли в небольшой часовне, где через 4 года упокоилась и Екатерина Ивановна. А еще через год 32-километровый Морской канал был открыт, что сделало Петербург крупнейшим портом России.


В 1907 г. прах Путилова и его жены был торжественно перенесен в новую заводскую церковь, прозванную в народе Путиловской. После революции завод переименовали в "Красный Путиловец", а в 1934 г. назвали именем убитого С.Кирова. Церковь закрыли, разместив под сводами учреждение "Домпросвет", позже туда въехал промкомбинат. Чугунная плита с именами умерших была отдана в переплавку, а гробы Путилова и его жены сожжены в котельной.
Сегодня церковь возвращена верующим, а именем Н.И. Путилова названа набережная на Канонерском острове....Судьба открывала перед ним множество путей - ученого, мореплавателя. Но он стал выдающимся русским менеджером. Правда, не слишком успешным по нынешним меркам. Ведь он не нажил богатства, не строил себе яхт и дворцов. Вся выгода от беззаветной деятельности Н. Путилова досталась его государству и его народу. Но, может быть, это и есть истинный, неподвластный времени критерий успеха?
Вадим Эрлихман
02.07.2015. РГ

https://rg.ru/2015/07/02/rodina-manager.html
Прикрепления: 6257217.jpg (8.1 Kb) · 6656421.jpg (8.6 Kb) · 2877348.jpg (7.5 Kb) · 8338113.jpg (10.8 Kb) · 4122426.jpg (8.9 Kb) · 8383294.jpg (23.8 Kb) · 3288163.jpg (12.7 Kb) · 9414694.png (29.2 Kb) · 5358617.jpg (13.3 Kb) · 2310877.jpg (11.2 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » НИКОЛАЙ ПУТИЛОВ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: