[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА-ПУШКИНА-ЛАНСКАЯ
НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА-ПУШКИНА-ЛАНСКАЯ
Юлия_МихайловнаДата: Четверг, 13 Сен 2012, 13:09 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 51
Статус: Offline
НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ГОНЧАРОВА
(08.09. 1812 - 26.11.1863)


худ. В.Гау. 1841.
Уже в восьмилетнем возрасте все обращали внимание на редкое, классически-античное совершенство черт ее лица и шутливо пугали маменьку - саму замечательно красивую женщину, - что дочь со временем затмит ее красоту и от женихов отбоя не будет! Суровая и решительная маменька в ответ поджимала губы и, качая головой, говорила: "Слишком уж тиха, ни одной провинности! В тихом омуте черти водятся!" И глаза ее сумрачно поблескивали...

Таша родилась 27 августа 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона. Мать, Наталия Ивановна Гончарова, считала, что младшенькую дочь неимоверно разбаловал свекор, Афанасий Николаевич, не дававший до шести лет увезти внучку из Полотняного завода (обширное родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где поселялась семья на зиму.


неиз. худ.
Девочка воспитывалась у деда, на вольном воздухе огромного парка с 13 прудами и лебедиными парами, плавающими в них. Дедушка души в ней не чаявший, выписывал для нее игрушки и одежду из Парижа: доставлялись в имение тщательно упакованные коробки с атласными лентами, в которых лежали, закрыв глаза, фарфоровые куклы, похожие на сказочных принцесс, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица, даже маленькие детские шляпки для крохи-модницы по имени Таша.

Одну из кукол маменька в гневе разбила, уже позже, когда Наташа вернулась в родительский дом. Никто не видел ее отчаяния, но матери, ее вспышек гнева и непредсказуемой ярости, тихая и задумчивая девочка с тех пор боялась несказанно! Её удивительные карие глаза с загадочной неопределенностью взгляда часто наполнялись слезами, но плакать она не смела - вслед за слезами последовало бы более строгое наказание! Оставалось одно - затаиться в уголке и переждать бурю. Так делала она и будучи уже совсем взрослой.

Жизнь рядом со строгой, всегда напряженной матерью, больным отцом, Николаем Афанасьевичем, не шла на пользу Наталии Николаевне она была до болезненности молчалива и застенчива.Позже, когда она появилась в светских салонах Москвы и Петербурга, эту застенчивость и склонность к молчанию многие считали признаком небольшого ума. Так что качества, поощряемые властной маменькой - покорность, полное повиновение и молчаливость, - сослужили Наталии Гончаровой плохую службу. Иначе, вероятно, не могло быть в семье, где был тяжело болен отец - пристрастие к верховым прогулкам привело к трагическому падению с лошади: в результате ушиба головы Николай Афанасьевич Гончаров страдал помутнением рассудка, только в редкие моменты становился добрым, очаровательным, остроумным - таким, каким он был в молодости, до своей болезни. А все решения, требующие мужской силы, мужского ума и логики, принимала мать. Гончаровы владели обширнейшими имениями Ярополец, Кариан, Полотняный завод, фабрикой, конным заводом, славившимся на всю Калужскую и Московскую губернии! Управлять Гончаровским майоратом (имение, не подлежащее разделу и по наследству переходящее к старшему в роду, обычно сыну) женщине, когда-то блиставшей при дворе императрицы Елизаветы Алексеевны, привыкшей к восхищению, поклонению, шуму балов, было тяжело. Она не справлялась порою с огромным количеством дел, а признаться в этом ни себе, ни окружающим, считала непозволительным. До совершеннолетия сына Дмитрия всем распоряжалась она сама безраздельно и бесконтрольно!

Такая власть испортила окончательно характер и без того нелегкий. Но вполне возможно и то, что за резкостью и несдержанностью прятала Наталия Ивановна обыкновенную женскую растерянность и горечь от жизни, сложившейся не слишком-то легко.
Несмотря на все недостатки свои, детей Наталия Ивановна любила, как и всякая мать. Сыновей Ивана и Сергея, когда повзрослели, определила в военную службу, а трем своим барышням дала прекрасное по тем временам образование: они знали французский, немецкий и английский, основы истории и географии, русскую грамоту, разбирались в литературе, благо библиотека, (собранная отцом и дедом) под надзором Натальи Ивановны сохранилась в большом порядке. Стихи знаменитого на всю Россию Пушкина знали наизусть, переписывали в альбомы. Могли они вести и домашнее хозяйство, вязать и шить, хорошо сидели в седле, управляли лошадьми, танцевали и играли Не только на фортепьяно - могли разыграть и шахматную партию. Особенно в шахматной игре блистала младшая, Таша.

Вот что вспоминает о юношеских годах Наталии Николаевны Гончаровой ее близкая знакомая и соседка по имению Надежда Еропкина: "Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрою моей, Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой отличалась редкою красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы осталось за нею".

Примечательный факт. Среди поклонников Натали немало было студентов Московского Университета - "архивных юношей" по выражению Пушкина. Вряд ли студенты-историки стали бы общаться с неумной барышней!

"Я всегда восхищалась ею, - продолжает далее Еропкина, - Воспитание в деревне, на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Сильная, ловкая, она была необыкновенно пропорционально сложена, отчего и каждое движение ее было преисполнено грации. Глаза добрые, веселые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц... Но главную прелесть Натали составляло отсутствие всякого жеманства и естественность. Большинство считало ее кокеткой, но обвинение это несправедливо. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка и притягивающая простота в обращении, помимо ее воли, покоряли ей всех. Не ее вина, что все в ней было так удивительно хорошо!.. Наталия Николаевна явилась в семье удивительным самородком!" - отмечает в заключении Надежда Михайловна в своих воспоминаниях.

Этот самородок мгновенно поразил сердце и воображение знаменитого поэта, когда он увидел ее на балах танцмейстера Иогеля, в доме на Тверском бульваре, зимой 1828-1829 гг. Ей тогда едва минуло 16 лет. В белом платье, с золотым обручем на голове, во всем блеске своей царственной, гармоничной, одухотворенной красоты, она была представлена Александру Сергеевичу, который "впервые в жизни был робок". В письме к будущей теще, Н.И. Гончаровой, от 5 апреля 1830 г., поразительном по откровенности, глубине и силе чувства, поэт писал: "Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределенности на мгновение свел меня с ума; в ту же ночь я уехал в армию; вы спросите меня - зачем? Клянусь вам, не знаю, но какая-то непроизвольная тоска гнала меня из Москвы; я бы не мог там вынести ни вашего, ни ее присутствия..." Наталия Ивановна, со своей обычной придирчивостью и скупостью, дала согласие не сразу, Пушкин год проходил в женихах! Долго и нудно решались вопросы с приданным.

Может быть, от этого проигрывала в каком-то отношении его страстная, увлекающаяся натура: мучительны были для него ощущения тоски и неуверенности в себе и своем праве на счастье, способности дарить это счастье другому человеку, особенно любимой женщине, кто знает? В одном из писем к Наталии Николаевне - невесте есть строки: "Быть может, она права, (мать невесты) а не прав был я, на мгновенье поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае, вы совершенно свободны, что же касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам или никогда не женюсь". (Из письма невесте в конце августа 1830 года)

Но как выиграла от столь мучительно-прекрасного, длительного романа русская литература, получившая в дар от поэтического гения целый цикл блистательных стихотворений ("Я Вас любил...", "Не пой, красавица, при мне...", "На холмах Грузии"), а в дальнейшем и шедевры эпистолярного жанра - письма поэта к невесте и жене! Благодаря своему такту, уму и благородству Наталия Николаевна сохранила тщательно все письма Пушкина к ней, а свои записки - по скромности - уничтожила. Перечитывая даже строки, отрывки, неполные переводы с французского (современный перевод не может передать и сотой доли неповторимости и выразительности пушкинских писем к любимой!) не можешь отделаться от странного ощущения: невольной влюбленности в человека, который писал эти строчки сто с лишним лет назад. Словно слышишь голос, увлекающий и завораживающий так, что можно забыть течение времени, забыть все на свете... И тогда понимаешь, почему Наталия Николаевна отдала руку и сердце человеку, намного старше ее, небогатому, имевшему в светском обществе славу блистательного поэта, но не очень благонадежного человека... Ей ставят в вину ее возраст и говорят, что она хотела вырваться из-под гнета матери, обрести уверенность и свободу, которую дает положение замужней женщины, а любить поэта по-настоящему не могла никогда. Это полный вздор!

Прежде всего потому, что Наталия Николаевна осмелилась первой вступиться за честь своего будущего мужа, когда выяснилось окончательно что "госпожа Гончарова боится отдать свою дочь за человека, который имел бы несчастье быть на дурном счету у Государя". (Фраза А.Пушкина из его письма генералу А.Х. Бенкендорфу 16 апреля 1830 г.)
Наталия Николаевна написала письмо своему деду Афанасию Николаевичу Гончарову от 5 мая 1830 года: "Я с прискорбием узнала те худые мнения, которые Вам о нем внушают, и умоляю Вас по любви Вашей ко мне не верить оным, потому что они суть не что иное, как лишь низкая клевета!"
"Она защитила его от низости клеветы, ему ли было потом не стоять за ее честь насмерть, чтобы ни случилось?!"
(В. Кунин.)

6 мая 1830 года Александр Сергеевич был официально объявлен женихом Наталии Гончаровой. Разосланы извещения о помолвке. Потом препятствием к венчанию были холерные карантины. Пушкин оказался взаперти, в объятиях "болдинской осени". Дары ее были для него более чем щедры, но временами, не часто получая письма от своей "рафаэлевской мадонны", Александр Сергеевич впадал в отчаяние. Он написал невесте письмо, в котором горечь сквозит в каждом слове, несмотря на шутливость тона: "Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с ее карантинами - не отвратительнейшая ли это насмешка, какую только могла придумать судьба? Мой ангел, ваша любовь - единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка... Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье!" (А. Пушкин - Н. Гончаровой. 30 сентября 1830г.)

Родные Наталии Николаевны, видя постоянство и серьезность чувств, уступили окончательно: 18 февраля 1831 года (дата старого стиля) состоялась свадьба, в Храме Вознесения, на Большой Никитской, в Москве. На деньги Пушкина - 11 тысяч, сумма по тем временам немалая - шилось приданное невесты. И никогда позднее ни словом, ни намеком он не даст понять ни ей, жене своей, ни кому-либо еще из близких, что женился на бесприданнице! Об этом позже, без зазрения совести, напоминали другие - историки и исследователи, выдергивая цитаты из чужих писем, воспоминаний, а то и сплетен.
"Милое творенье (выражение Василия Жуковского, очарованного женой друга) - Натали" любила своего Александра и хорошо понимала, что такое - выйти замуж за Поэта. Она, кстати, редко называла его по имени - только при очень близких друзьях. Все вполне понятно при такой разнице в возрасте и том уважении, которое она испытывала к нему, тем более, воспитанная матерью в традиции почитания старших!
Александра Арапова, дочь Наталии Николаевны от второго брака, вспоминала о том, как мать рассказывала ей о первых месяцах жизни в роли замужней дамы: "Часто по утрам она сидела в гостиной с вязаньем и вышиванием совершенно одна, ей не с кем было и словом перемолвиться, потому что муж ее имел обыкновенную привычку запираться после завтрака в кабинете и писать часов до двух пополудни, а она не смела и не хотела мешать ему, запрещая и прислуге шуметь и беспокоить барина понапрасну. Весь дом ходил на цыпочках!" - с юмором заканчивает Александра Петровна.

В семнадцать неполных лет она стала хозяйкой большого и светлого дома, почти всегда наполненного смехом и говором гостей, которых надо было встречать неизменной улыбкой, накрытым столом, горячим чаем и приветливым словом, независимо оттого, каково настроение и самочувствие... Лето 1831 года Пушкины проводили в Царском селе. На одной из прогулок "поэтическая чета" повстречалась с четой императорской. Вот что об этом писала Ольга Сергеевна Павлищева, сестра поэта: "Императрица (Александра Федоровна, жена императора Николая Первого) в восхищении от Натали и хочет, чтоб она непременно появлялась при дворе. Моя невестка не в восторге от этого, так как умна, но она настолько любезна и прекрасна, что поладит и с двором и с Императрицей". (Дословная цитата из письма О. С. Павлищевой - мужу. 13-15 августа 1831 г.)
Конечно, она поладила, конечно, блистала на балах, но Пушкину это не совсем нравилось. И связано это было не только с пресловутым камер-юнкерским званием и мундиром - об этом много написано и в этом есть доля правды, и немалая! - но и, вероятно, с тем, что государственная служба тяготила Пушкина, вольного поэта, любимца Муз. Ведь Император назначил после этой нечаянной летней встречи Пушкину официальное жалованье, и он получил от Властителя задание писать историю Петра Великого и Пугачевского бунта. Находясь на службе в архивах, в дальних поездках по Уралу и Оренбуржью, он уже не мог позволить себе, как прежде, засесть, запершись, в Болдино или Михайловском и писать, писать, писать...

Впрочем, никогда он не упрекал жену свою в "зависимости жизни семейственной", справедливо судя, что она, эта жизнь, "делает человека более нравственным". Пушкин был счастлив в семейной жизни, и счастье это было ярким и насыщенным! Кто не верит, может прочесть его письма к жене, они опубликованы и изданы полностью, с подробными комментариями и точными проверками каждой даты и каждого факта. Мы только бросим осторожный взгляд на эти письма, как и подобает воспитанным людям...

Декабрь 1831г. "Тебя, мой ангел, так люблю, что выразить не могу..." - Это он-то, умеющий выражать словами и рифмами малейшие оттенки человеческих чувств!! - В этом же письме ненавязчивые и ласковые советы и шутливое ворчание: "Стихов твоих не читаю. Чорт ли в них; и свои надоели. Пиши мне лучше о себе, о своем здоровии. (Наталия Николаевна ждет первого ребенка - дочь Марию. Она родилась 18 мая 1832.г.) На хоры не езди, это не место для тебя". Исследователи-пушкинисты долго гадали, о каких стихах идет речь, но так и не поняли. Вероятно, Наталья Николаевна послала мужу какое-то стихотворение, посвященное ей... А может быть, она сама пыталась писать стихи? Это вполне возможно, просто доказательств не сохранилось.

"Не можешь вообразить, какая тоска без тебя, - пишет Пушкин 22 сентября 1832 года и беспокойно спрашивает о маленькой дочери: "А Маша-то? Что ее золотуха и что Спасский? Ах женка-душа, что с тобою будет? Прощай, пиши".
Наталия Николаевна, "женка-душа", отвечала исправно и подробно - в ответ на это письмо Александр Сергеевич получил целых три, о чем с восторгом писал ей. Кстати, по поздним воспоминаниям Веры Александровны Нащокиной, "получая письма от жены (1835 год) он весь сиял и часто покрывал исписанные бисерным почерком листочки поцелуями. Он любил жену свою безумно, всегда восторгался ее природным здравым смыслом и душевною добротою". Находясь часто в разлуке с мужем, Наталья Николаевна скучала и тосковала, как и всякая любящая жена и иногда ворчала на него, что он не бережет себя, не следит за собою, не пишет сразу по приезде. Пушкин шутливо отвергал обвинения: "Русский человек в дороге не переодевается и, доехав до места свинья свиньею, идет в баню, которая наша вторая мать. Ты разве не крещеная, что всего этого не знаешь? В Москве письма принимаются до 12 часов - я въехал в Тверскую заставу ровно в 11, следственно, и отложил писать к тебе до другого дня. Видишь ли, что я прав, а что ты кругом виновата?" - торжествует поэт. Так и слышится в этом торжестве истинно мужская улыбка!

Наполнены пушкинские письма и вопросами о детях (за шесть лет замужества Наталия Николаевна родила 4-х детей), вероятно, заботливая мать писала ему о них много и подробно. Вот один из ответов: "Что касается до тебя, то слава о твоей красоте дошла и до нашей попадьи, которая уверяет, что ты всем взяла, не только лицом, но и фигурою. Чего тебе больше? Прости, целую вас и благословляю. Тетке (Екатерине Ивановне Загряжской) целую ручку. Говорит ли Маша? Ходит ли? Что зубки? Саше подсвистываю. Прощай". (Пушкин - Н.Н. Пушкиной 11 октября 1833 г. Михайловское). Были в этих письмах и нежные упреки в кокетстве "с целым дипломатическим корпусом" - мадонне поэта всего-то двадцать с небольшим, она веселится от души, искренно рассказывает мужу о своих шумных светских успехах. "Будь молода, потому что ты молода и царствуй, потому что прекрасна! - отвечает он. За кокетство и вальсы с императором, обещает "отодрать за уши весьма нежно". И благодарит за чистую вечернюю молитву за него и детей: "Хорошо, что ты молишься на коленях посреди комнаты... Авось за твою чистую молитву простит мне Бог мои прегрешения!" (Из писем 1834 г.) Но Наталия Николаевна писала ему не только о детях и балах. Она интересовалась его делами, сочинениями, творческими планами и задумками. Он не обсуждал с нею в подробностях планы романов и поэм - хватало разговоров дома, бесед с Вяземским, Плетневым, Жуковским... Но только ей одной он пишет о сокровенном: "Я работаю до низложения риз, держу корректуру двух томов - ("Истории Пугачева") вдруг, пишу примечания" (26 июля 1834г.) Самым важным доказательством внимания Наталии Николаевны к делам мужа считаются письма поэта к ней из Москвы 1835-36 гг.

Здесь и издание "Современника" - она выполняла редакционные поручения мужа и давала разъяснения цензурному комитету, - с ней же поэт делился мечтами о работе в архиве, - и рассказы о репетициях в Москве гоголевской комедии "Ревизор". Наталия Николаевна помогала мужу приобрести необходимое количество бумаги для печатания журнала. В ее письмах к брату Дм.Н. Гончарову по поводу "бумажной сделки" Пушкина есть строки: "Прошу тебя, любезный и дорогой брат, не отказать нам если наша просьба, с которой мы к тебе обращаемся, не представит для тебя никаких затруднений, и ни в коей мере не обременит". (18 августа 1835) Читатель, конечно, обратил внимание на слова: "мы" и "наша"... Любимой сестре в просьбе отказано не было, и уже в следующих письмах она указывает брату конкретные сроки поставки бумаги и пишет о сердечной благодарности ему Александра Сергеевича.

Часты в письмах к старшему брату и просьбы о деньгах: подрастали дети, нужно было содержать большой дом для большой семьи - с осени 1834 г. с Пушкиными вместе жили сестры Наталии Николаевны, Александра и Екатерина. Как могла, она пыталась уберечь мужа от тягот и "мелочей жизни". "Я откровенно признаюсь,- пишет она брату, - что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом, голова идет кругом. Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам, и, следственно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию: для того, чтобы сочинять, голова его должна быть свободна. Мой муж дал мне столько доказательств своей деликатности и бескорыстия, что будет совершенно справедливо, если я со своей стороны постараюсь облегчить его положение". (Н.Н. Пушкина - Дм.Н. Гончарову Июль 1836.)

Не знаю, как для кого, а для меня, в этих строчках - отражение того, что Александр Сергеевич любил в своей Мадонне больше всего и о чем он написал 21 августа 1831 года: "Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с лицом твоим ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица!"
Почему не могли разглядеть в ней эту прекрасную душу раньше - современники - и позже - потомки - ведомо лишь Небесам! Даже Вяземский, всегда чуть влюбленный в жену своего знаменитого друга, писал уже после гибели поэта в одном из частных писем: "Пушкин был прежде всего жертвою (будь сказано между нами) бестактности своей жены и ее неумения вести себя". Ответом князю Вяземскому служат слова поэта: "Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет, - и жить с тобою в разлуке так же глупо, как и тяжело". (письмо к жене 1833 г.)

Писалось много исследователями и о том, что в последние месяцы перед дуэлью семейное согласие в доме Пушкиных было нарушено частыми ссорами. Это неверно. Один из посетителей дома Пушкиных долго вспоминал картину, которую он увидел "через отворенную дверь кабинета поэта, прежде чем его провели туда: Пушкин сидел на диване, а у его ног, склонив голову ему на колени, сидела Наталия Николаевна. Ее чудесные пепельные кудри осторожно гладила рука поэта. Глядя на жену, он задумчиво и ласково улыбался..." (Вересаев В. "Пушкин в жизни" Т.2)
Это удивительно, но несмотря на всю напряженность и душевную тяжесть преддуэльных месяцев, поэт так тщательно оберегал покой своей Мадонны, что она не смогла догадаться о надвигавшейся опасности, о том, что дуэльных вызовов было два, а не один! Первый окончился женитьбой Д'Антеса, второй - смертельной раной Пушкина. В это трудно поверить, но Наталья Николаевна и вправду ничего не знала! Д'Антес и злил и смешил ее своими ухаживаниями, букетами, записками, она отмахивалась от его назойливых комплиментов, от слез сестры Екатерины, которая бросала ей упреки ревности. Она пыталась предостеречь обычно гордую Коко (домашнее имя Екатерины Николаевны) от опрометчивого шага, но не смогла, не осмелилась настоять на своем. По воспоминаниям Констанции - гувернантки детей Наталии Николаевны - она (Н.Н. Пушкина) "была поражена тем, что и после женитьбы барон Д'Антес не оставил своих ухаживаний за нею и только, чтобы положить всему этому конец, приняла решение о единственном с ним свидании на квартире своей подруги Идалии Полетики, жены полкового командира барона Д'Антеса". Идалия присутствовала при этом. Свидание для "влюбленного" барона - покорителя сердец - кончилось ничем: Наталья Николаевна гневно оборвала его пылкие признания и покинула квартиру подруги. Она надеялась, что никто не узнает об этом ее ложном шаге, за который она заплатила "счастьем и покоем всей своей жизни" (ее собственные слова), но то ли подруга не сохранила тайны, то ли сам Д'Антес решил превратить поражение в победу... Пушкин узнал обо всем.

Отголоски его откровенного разговора с женой есть в преддуэльном письме к барону Геккерну: "Моя жена, удивленная такой трусостью и пошлостью, не могла удержаться от смеха, и то чувство, которое, быть может и вызвала в ней эта великая и возвышенная страсть, угасло в презрении самом спокойном и отвращении вполне заслуженном... Я не могу позволить, чтобы ваш сын, после своего мерзкого поведения, смел разговаривать с моей женой, и еще того менее - чтобы он отпускал ей казарменные каламбуры и разыгрывал преданность и несчастную любовь, тогда как он просто плут и подлец!" (Пушкин - Геккерну. 26 янв. 1837 года.) Через несколько дней после отправки письма состоялась дуэль.
Первыми словами раненого Пушкина, когда его внесли в дом, были слова, обращенные к жене: "Будь спокойна, ты не в чем не виновата!" Потом для нее перемешались дни и ночи, она приходила в себя после обмороков и рыданий, шла в кабинет мужа, падала на колени перед его постелью и снова беззвучно плакала. Приезжали доктора, она пыталась утешить себя хотя бы малой надеждой. Но ее не было... Она понимала, что не было, хотя доктора молчали. Графиня Дарья Федоровна Фикельмон писала тогда: "Несчастную жену с большим трудом спасли от безумия, в которое ее, казалось, неудержимо влекло горестное и глубокое отчаянье..." При Наталье Николаевне безотлучно находились: княгиня Вера Федоровна Вяземская, графиня Юлия Павловна Строганова, подруга, княгиня Екатерина Николаевна Карамзина-Мещерская, сестра Александрина и тетушка, Екатерина Ивановна Загряжская. Доктора Владимир Иванович Даль, Иван Тимофеевич Спасский, придворный врач доктор Арендт, прибывший по личному распоряжению Императора, ухаживали и за раненным Пушкиным и за нею.

Вот что писал позже князь Вяземский: "Еще сказал и повторил несколько раз Арендт замечательное и прекрасное утешительное слово об этом печальном приключении: "Для Пушкина жаль, что он не убит на месте, потому что мучения его невыразимы; но для чести жены его - это счастье, что он остался жив. Никому из нас, видя его, нельзя сомневаться в невинности ее и в любви, которую Пушкин к ней сохранил". Эти слова в устах Арендта, который не имел никакой личной связи с Пушкиным и был при нем, как был бы он при каждом другом в том же положении, удивительно выразительны. Надобно знать Арендта, его рассеянность и его привычку к подобным сценам, чтобы понять всю силу его впечатления. Стало быть, видимое им было так убедительно, так поразительно и полно истины, что пробудило и его внимание и им овладело". (Из письма Вяземского - Д. Давыдову).

Владимир Иванович Даль говорил: "В последние часы жизни Пушкин совершил невозможное: он примирил меня со смертью". Но можно ли было примириться с Его смертью Ей, той, которую он любил больше жизни, в настоящем значении этих слов?! Вскоре после трагедии она написала письмо из Полотняного Завода Софье Николаевне Карамзиной: "Я выписала сюда все его сочинения и пыталась их читать, но это все равно, что слышать его голос, а это так тяжело!"


худ. К.Мазер. Н.н.Пушкина во вдовьем платье. 1839.
Она с детьми и сестрой прожила в Полотняном заводе, на попечении брата и матери до 1839 года, побывала в Михайловском, поставила первый памятник на могиле Пушкина, позаботилась о том, чтобы прах его был перезахоронен должным образом - в феврале 1837 стояли сильные морозы и для гроба Пушкина сделали временное пристанище.
Еще в 1838 году она обратилась в Опекунский Совет с просьбой выкупить село Михайловское и отдать в наследование детям Пушкина. Опекунский Совет просьбу удовлетворил. В письме графу Виельгорскому, возглавлявшему Совет, есть строки "Всего более желала бы я поселиться в той деревне, в которой жил несколько лет покойный муж мой, которую любил он особенно, близ которой погребен и прах его. Меня спрашивают о доходах с этого имения, о цене его. Цены ему нет для меня и для детей моих!" (Н.Н. Пушкина - гр. М.Ю. Виельгорскому 22 мая 1838 года.)

В 1839 году Наталия Николаевна с детьми и сестрой вернулась в Петербург, но знали об этом только близкие друзья семьи и тетушка Екатерина Ивановна, которая сняла племяннице и ее детям квартиру в Аптекарском переулке. Петр Александрович Плетнев в письме историку и мемуаристу Я.Гроту отмечал: "Скажите баронессе Корф, что Пушкина очень интересна. В ее образе мыслей и особенно в ее жизни есть что-то возвышенное. Она не интересничает, но покоряется судьбе. Она ведет себя прекрасно, нисколько не стараясь этого выказывать". (П Плетнев - Я.Гроту 22 августа 1840 года) Собирались небольшим тесным кружком, читали, музицировали, рисовали, вели задушевные разговоры. Приезжали Вяземские, Плетневы, Карамзины, заглядывал на огонек В.И. Даль, когда бывал в Петербурге. В 1843 году впервые после нескольких лет затворничества Наталия Николаевна посетила театр и концертный зал. Случайная встреча с Императором изменила ее судьбу. Она вновь должна была бывать при дворе и появляться в обществе Государыни, которая сочувственно относилась к ней. Наряду со знаками почтительного внимания, которое ей оказывали, как вдове Первого Поэта России, было все: и осуждение, и вновь поднявшаяся волна злых сплетен, и кривотолки, и даже ненависть. Она по-прежнему была ослепляюще, поразительно красива. Появились претенденты на ее руку и сердце. Были даже титулованные особы. Но по ее словам, "всем нужна была она сама, а не ее дети!" А она жила детьми. И воспоминаниями. Тень Пушкина повсюду была с нею. Защищала и охраняла. Все камни презрения и клеветы падали не долетев до нее.


В 1843 году Наталия Николаевна познакомилась с однополчанином брата Сергея Николаевича Гончарова, Петром Петровичем Ланским. Тот в 45 лет считал себя убежденным холостяком и вначале бывал у Наталии Николаевны просто, как у приятной знакомой, с удовольствием общался с детьми, привязываясь к теплому семейному дому все больше и больше. Получив в командование элитный, лейб-гвардии конный полк, стоявший под Петербургом, и большую квартиру, Петр Петрович Ланской сделал предложение вдове Поэта. Свадьба состоялась 16 июля 1844 года в Стрельне, где был раскомандирован полк. Император, у которого Ланской, как и полагается, просил разрешения на брак, поздравил жениха с отличным выбором и пожелал быть на свадьбе посаженым отцом. Наталия Николаевна, узнав об этой просьбе, сказала твердо: "Наша свадьба должна быть очень скромной. На ней могут присутствовать только родные и самые близкие друзья. Передайте Императору - пусть он простит меня, иначе не простит меня Бог!"  Даже со свадебными визитами к друзьям Пушкина - Вяземскому, Плетневу, Виельгорскому она поехала одна, без Петра Петровича. Те должным образом оценили ее высокий такт и деликатность, искренне, от души желая счастья. Сердечные и теплые отношения их с Наталией Николаевной продолжались и дальше.


худ. В.Гау. Н.Н. Пушкина-Ланская. 1849
Кроме Александры, в браке с Ланским у Наталии Николаевны были еще дочери - Елизавета и Софья. В дружной и большой семье воспитывался племянник Ланского Павел, и сын сестры Александра Сергеевича - Левушка, "горячая голова, добрейшее сердце - вылитый Пушкин!" - как говорила Наталия Николаевна. Проводил каникулы и выходные в этом шумном и веселом домашнем пансионе и сын Нащокиных, которого Наталия Николаевна жалела особенно, так как семья его была далеко в Москве. Она писала Ланскому: "Положительно, мое призвание быть директрисой детского приюта: бог посылает мне детей со всех сторон, и это мне нисколько не мешает, их веселость меня отвлекает и забавляет". (Из письма Ланскому. Июнь 1848 года) Она по-прежнему посещала придворные балы и вечера, сопровождала мужа в инспекторских поездках по Вятке и Москве (1854 год). Но всему предпочитала тесный домашний круг, общество родных и детей.

Несмотря на то, что была Наталия Николаевна окружена заботами и привязанностью всей семьи, дети и муж часто замечали, что взгляд ее наполнен какой-то внутренней, сосредоточенной грустью. "Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве. Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Позволить читать свои чувства мне кажется профанацией. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца" - это откровенное признание сохранилось в одном из писем Наталии Николаевны к Ланскому (1849 г.) Что можно добавить к этому? Может быть, лучше промолчать?

Первый из этих избранных носил светлое имя - Пушкин и имя это лучезарно отбрасывало тень свою на Нее до самой Ее кончины. Умирая, в лихорадочном забытьи, она шептала побелевшими губами: "Пушкин, Ты будешь жить!" - хотя Пушкина не было рядом уже тридцать три года. Рядом была только его бессмертная тень, тоскующая по душе той, что он любил больше Жизни. Душа эта пришла к нему 26 ноября 1863 года, хмурым осенним утром, провожаемая слезами холодного дождя, переходящего в мелкий снег...


P.S. Прах Наталии Николаевны был погребен на кладбище Александро-Невской Лавры. Выбита на памятнике одна фамилия : "Ланская". Не пора ли добавить вторую? Вернее первую, давшую ей вечную жизнь в истории России?

Множество документов, фактов, штрихов к жизненному пути жены Поэта остались за рамками статьи. Отсылаю читателей, желающих узнать больше, чем здесь написано, к морю книг и публикаций. А самое главное - к любому изданию писем Пушкина к жене. Статья завершена в день 170 годовщины со дня венчания Александра Сергеевича Пушкина и Наталии Николаевны Гончаровой.
http://www.peoples.ru/family/wife/pushkina/
Прикрепления: 1946448.jpg(9.8 Kb) · 8174171.jpg(12.9 Kb) · 1982122.jpg(15.6 Kb) · 4376876.jpg(11.2 Kb) · 1606038.jpg(22.4 Kb) · 9517289.jpg(11.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 10 Сен 2019, 17:12 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6300
Статус: Offline
207 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ГОНЧАРОВОЙ
"Чистейшей прелести чистейший образец..."


худ. Е.Устинов
Франсуа Вийон сравнил красоту умерших женщин с прошлогодним снегом, но ее красота  и сегодня, сквозь столетия, восхищает и  гипнотизирует...

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

А.С. Пушкин


Ослепительная,  изысканная красота  этой женщины была таким же редким даром природы, как гениальность ее первого мужа, великого русского поэта А.С. Пушкина. Ею восхищались самые знатные и самые знаменитые люди той блестящей эпохи. Многие известные художники XIX века: Н.Гау, Ш.Мазер, И.Макаров, К Лаш – сохранили образ Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской.  С портретов на нас  смотрит женщина, очень красивая, прелестная, но очень печальная,  эта другая Натали, потерявшая навеки «своего Пушкина», но сохранившая память о Поэте, его рукописи, письма к ней, вещи и его документы, вырастившая его детей.


Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы Наталья Николаевна почти сразу же стала «наиболее модной» женщиной высшего света, одной из первых красавиц Петербурга. Именно в это время Александр Павлович Брюллов, брат знаменитого Карла Брюллова, создает один из самых известных портретов, единственный портрет Натальи Николаевны Пушкиной, написанный при жизни А.С.Пушкина.


Тонкий, «воздушный» акварельный портрет Натальи Николаевны, передает юную прелесть и благоуханность облика девятнадцатилетней жены поэта.  Пушкина в открытом бальном платье. Темно-русые волосы причесаны по моде 1831-1832 годов, красивые светло-карие глаза немного косят, на лбу нитка жемчуга с подвеской, в ушах длинные серьги.

Поэт гордился своею «грациозною, стройносозданною, богинеобразною, мадонистою супругой» (В.А.Жуковский). Красоту Натальи Николаевны графиня Дарья Фикельмон, внучка М.И. Кутузова, хорошая знакомая А.С.Пушкина, называла «поэтической», проникающей до самого сердца, но предрекала ей печальную судьбу. «Есть что-то воздушное и трогательное во всем ее облике,- записала она в своем дневнике 12 ноября 1831 года, - эта женщина не будет счастлива, я в этом уверена! Она носит на челе печать страдания … какую же трудную предстоит ей нести судьбу – быть женою поэта, и такого поэта, как Пушкин!»  Как жаль, что так трагически верно предсказала ее судьбу графиня Долли, так называли ее в свете близкие и друзья. Однако рассказ мой о другом акварельном портрете Н.Н. Пушкиной, созданном английским художником Томасом Райтом в 1844 году.


И начну я с описания события, которое произошло в 30-ые годы уже XX века. Приближалась юбилейная трагическая дата 1937 года, 100-летие трагической гибели поэта, в СССР готовились торжественно отметить эту годовщину. Литераторы-пушкинисты писали статьи о поэте, к печати готовилось Полное Академическое издание произведений А.С.Пушкина, по всей стране искали, собирали вещи, документы, материалы, связанные с  ним. В это время в Государственный литературный музей в Москве принесли семейный альбом с рисунками Райта, который принадлежал когда-то  Н.Н.Пушкиной-Ланской. Семь рисунков были без подписи и 15 листов с прорезью, т.о есть, рисунки кто-то похитил. К кому обратиться за разъяснениями? Альбом хранился у дочери поэта Марии Гартунг, но она умерла. И тут вспомнили, что в Москве проживает Анна Александровна Пушкина, родная внучка поэта, которая была дружна с тетей,  бывала у нее часто и, несомненно, должна была видеть  этот альбом.


В.М.Бонч-Бруевич, который входил в комиссию по изданию собрания сочинений поэта, писал об этом случае в газете «Известия»: «Сейчас же командировав секретаря музея К.Б. Сурикову к ныне здравствующей родной внучке великого поэта А.А.Пушкиной, мы предъявили ей этот альбом. И вот что раскрылось. Альбом принадлежал Н.Н. Пушкиной, которой, по всей вероятности, преподнесли в день  ее именин 26 августа 1841 г. Это число и помечено на первом листе. Все 20 рисунков, находящихся в альбоме и  помеченных N.F., принадлежат первой жене барона Фризенгофа – Наталье Фризенгоф. Этот барон, овдовев, женился на сестре жены Пушкина, Александре Николаевне Гончаровой».


Наталия Густавовна Фогель фон Фризенгоф
И Анна Александровна подробно объяснила секретарю музея, кто изображен на каждой акварели. Описав все это, В.Бонч-Бруевич воскликнул от восторга: «Вот такие огромные богатства нашли мы в этом стареньком альбоме!». И все это между делом, с энциклопедической точностью рассказала Пушкина. Можно себе представить, какую огромную работу надо было бы сделать пушкиноведам, не будь этой добрейшей и умнейшей женщины. Удивительно то, что акварель Н.Н. Пушкиной работы английского гравера и живописца Т.Райта, которая была написана в 1844 году, как и портреты сестры Александрины, детей  (Маше Пушкиной было уже 12 лет, Саше – 11, Грише – 9, маленькой Таше – 8 лет, портрет которой в серии рисунков Райта отсутствует),  их гувернантки Констанции  Майковой,  хранились в альбоме вдовы поэта (портреты Маши, Саши, Гриши  Пушкиных).

Портрет Н.Н. Пушкиной подписан и датирован художником; он был изъят потомками поэта и в настоящее время находится в Москве, хранился у праправнука поэта Бориса Борисовича Пушкина, сердце которого перестало биться 8 сентября 2012 года в 200-летний юбилейный день рождения его прапрабабушки Натальи Николаевны Пушкиной .В январе 2012 года,  будучи на каникулах в Москве с внучкой, я побывала в гостях у Зинаиды Тимофеевны и Бориса Борисовича Пушкиных.


Б.Б. Пушкин. фото. Ларисы Черкашиной, 2005.
Разве могла я подумать, что это будет последняя встреча с этими удивительно скромными, достойными и прекрасными людьми. Невозможно передать, какие чувства нахлынули на меня, когда держала портрет Натальи Николаевны. Она изображена в профиль, вдоль щек спускаются полуразвившиеся локоны, платье закрытое, строгое, она не «богиня», не «ангел», а самая земная, хотя и очень красивая женщина. Печальное, даже скорбное выражение лица,  может быть, вызвано размышлениями о будущем (вскоре она выйдет замуж за П.П.Ланского, уже дано ею согласие на брак) или известием о смерти старшей сестры, Екатерины Дантес-Геккерн, судьба которой так тесно переплелась с её судьбой. Конечно, впечатление осталось очень сильным.

Приехав домой,  старалась прочитать, как можно больше о самой акварели. Появился вопрос, каким образом портрет оказался у Анны Александровны, которая в свою очередь передала его Борису Борисовичу. Ведь акварель находилась в альбоме, и вряд ли смогла бы ее изъять внучка поэта в 1937 году. Пересмотрела и перечитала книги на эту тему, поработала в Интернете – ничего. Обратилась за помощью к Борису Борисовичу. И выяснилось, что после смерти Н.Н. Пушкиной в 1863 году, старшей дочери поэта Марии  Александровне в память о матери достался ее альбом с работами Т. Райта. Только портрет Натальи Николаевны остался у ее старшего сына Александра. В коричневой рамке он стоял до последних дней на столе в кабинете у Александра Александровича, который в свою очередь, очень  любя свою дочь Анну, незадолго до своей кончины передал ей святые семейные реликвии –  портрет Н.Н. Пушкиной и печатку А.С. Пушкина из дымчатого топаза с инициалами поэта. Последнему подарила ее княгиня Мария Николаевна Волконская.

Анна Александровна Пушкина долгие годы была опекуном внуков своей родной сестры Веры Александровны Мезенцевой – Бориса и Сергия Пушкиных, которым она и оставила реликвии в наследство. И еще совсем неожиданное открытие. Если вы внимательно рассмотрите акварель, то, конечно, обратите внимание на мягкость, пастельность  изображения: бледное лицо, разные оттенки темно-коричневого цвета (волос, платья), белоснежный кружевной воротник. Только концы  шейного платка розовым пятном выделяются и являются украшением этого строгого платья.  И поэтому непонятное нечто черного цвета в волосах… привлекает, притягивает внимание. Что это – украшение, декоративная булавка, шпилька? Дань моде, некое кокетство…? Вряд  ли, не то настроение и время у Натальи Николаевны.

Удивительную историю рассказала мне племянница Бориса Борисовича Пушкина Наталия Павловна Кузнецова: «Родители праправнуков А.С. Пушкина Бориса и Сергея разошлись в начале 30-х годов XX века, а в 1935 году ушла из жизни мать мальчиков, правнучка поэта Марина Сергеевна Мезенцева. Братья жили на иждивении бабушки Анны Александровны Пушкиной, хотя и получали какую-то незначительную пенсию. Помогал также своим внукам и дедушка по отцу Борис Эдуардович Геринг, перебравшийся после 1917 года в Подмосковье и купивший в Быково небольшой дом. Летние месяцы мальчики любили проводить там. Там же они познакомились со своим братом по отцу, который к тому времени вторично был женат, Павлом. Мальчики подружились. А однажды Павел был в гостях у Сергея и Бориса. Взрослых дома не было. Внимание Павла привлекла акварель с изображением Натальи Николаевны. Мальчики, внимательно рассмотрев портрет, решили «закрепить» полураспустившуюся прическу Н.Пушкиной. На глаза попал химический карандаш. Тщательно намочив его, Павел, не задумываясь, пририсовал черную заколку. Когда вернулась Анна Александровна, пределу её возмущения не было конца. Но, чтобы не испортить акварель  бабушки окончательно, она приняла решение оставить всё, как есть».

И последнее. Совсем немного об авторе акварели Томасе Райте, английском художнике, акварелисте и гравере. Учителем его был живописец  Джордж  Дау, на дочери которого он был женат. Когда Дау приехал в Петербург для работы над портретной галереей героев  Отечественной войны 1812 года, то он  в 1822 году вызвал к себе и Райта. Тот гравировал ряд его живописных произведений. Сам же Т.Райт был очень модным портретистом. Ему принадлежит много работ в гравюре и акварелях: император Николай I, друг А.С.Пушкина П.А.Вяземский, и, говоря словами поэта «…бывают странные сближения…», Д.Дантес, С.Н. Мартынов, убийцы двух русских поэтов (портреты). Самое знаменитое творение художника – портрет Пушкина, созданный в декабре 1836 года.


Вначале это был рисунок, с которого он сделал гравюру. Она готовилась для задуманного Пушкиным собрания сочинений, однако увидела свет лишь в 1859 году. Тогда же не было в живых ни поэта, ни художника, скончавшегося в 1849 году (портрет А.С.Пушкина).
Елена Львовна Киселева, 27.03. 2014.
https://nsportal.ru/blog....kvareli

"НАТАЛЬИН ДЕНЬ": ПОТОМКИ ГОНЧАРОВЫХ ПОБЫВАЛИ В РОДОВОЙ УСАДЬБЕ


В музее-усадьбе "Полотняный Завод" под Калугой прошел традиционный праздник "Натальин день". Его героиня – супруга А.С. Пушкина Наталья Гончарова. В этой дворянской усадьбе на берегу Ламы будущая спутница великого русского поэта провела годы детства и юности. Здесь же она продолжала жить с детьми после смерти супруга. На праздник в музей-заповедник съехались множество любителей красоты и поэзии. Одним из гостей стала праправнучка старшего брата Натальи Николаевны - Татьяна Гончарова.

Главным подарком для старинной усадьбы стало открытие нового виртуального концертного зала. Оборудование для него было закуплено в рамках национального проекта "Культура". На церемонии открытии прозвучало много торжественных речей. Также в программе было несколько концертных номеров, посвященных имениннице. Судьба и образ избранницы русского классика и по сей день продолжают волновать поклонников пушкинской  поэзии. "Несомненно, брак с Александром Сергеевичем был счастливым. Он буквально боготворил ее. Мне кажется, что каждая женщина мечтает о такой любви. Но потом произошло горе - утрата. Общество отвернулось от нее. Начались гонения, пасквили и так далее. За свою жизнь ей пришлось испытать многое, но для нас она останется символом красоты и женственности", — рассказал ГТРК "Калуга" председатель Заксобрания Калужской области Виктор Бабурин.
09.09. 2019. ГТРК "Калуга"

https://www.vesti.ru/doc.html?id=3187132#

И просто ли испить
Такую чашу - подругой гения
Вдруг стать в осьмнадцать лет?
Наталья Николаевна, Наташа!
И после смерти Вам покоя нет!

Была прекрасна - виновата значит,
Такое ясно каждому, как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят все, кому не лень.

А просто ли испить такую чашу,
И так ли весело и гладко шли
Дела у той, что сестры звали «Таша»,
А мы - великосветски! - «Натали»...

Поэта носит по степям и хатам,
Он у «Емельки Пугача» «в плену».
Лишь спрашивает в письмах грубовато,
По-русски, по-расейски: - Ты брюхата? -
Свою великосветскую жену.

И на дворе на постоялом
Где-то строчит ей снова: - Не зови, постой! -
И тянутся прелестницы к поэту,
И сам он, как известно, не святой.

Да, торопила - скоро роды снова,
Да, ревновала и звала домой.
Что этой девочке до Пугачева,
Когда самой хоть в петлю лезть порой?

Тонка, бледна, застенчива - Мадонна,
Как будто бы сошедшая с холста.
А сплетни, анонимки - все законно:
Всегда их привлекала красота.

Но повторять наветы нам негоже.
Забыли мы, что, уходя с земли,
Поэт просил Наташу не тревожить,-

Оставим же в покое Натали...
Ю.Друнина
Прикрепления: 6185561.jpg(13.5 Kb) · 2225019.jpg(12.2 Kb) · 9590729.jpg(5.2 Kb) · 2583816.jpg(8.5 Kb) · 8321285.jpg(11.2 Kb) · 2112054.jpg(11.1 Kb) · 4733597.jpg(16.6 Kb) · 4839287.jpg(11.4 Kb) · 0572943.jpg(10.1 Kb) · 6188326.jpg(20.4 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА-ПУШКИНА-ЛАНСКАЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: