[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » КОНКОРДИЯ АНТАРОВА
КОНКОРДИЯ АНТАРОВА
Валентина_КочероваДата: Вторник, 13 Ноя 2018, 12:27 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6950
Статус: Offline
Кора (Конкордия) Евгеньевна Антарова



Оперная и камерная певица, педагог, писатель. Заслуженная артистка РСФСР.

Родилась 25 апреля 1886 года, в то счастливое для творческих натур время, когда занимался Серебряный век русской культуры. А природа щедро наделила её талантами – в том числе прекрасным голосом, контральто редкого обаяния. Поэтому одновременно с занятиями на историко-филологическом факультете Высших женских курсов (знаменитых Бестужевских курсов), она оканчивает Петербургскую консерваторию, берёт уроки пения у И.П. Прянишникова – организатора и руководителя первого в России оперного товарищества; в 1908 её принимают в труппу Большого театра. На этой известной всему миру сцене Конкордия Антарова проработала почти тридцать лет.



Мы можем только догадываться, насколько важную роль в её жизни сыграла встреча с К.С. Станиславским: в течение нескольких лет он преподавал актёрское мастерство в музыкальной студии Большого театра, ни на минуту не забывая о главной своей цели – расширять сознание учеников, пробуждая в них духовность. Прямое свидетельство тому – книга «Беседы К. С. Станиславского в Студии Большого театра в 1918–1922. Записаны заслуженной артисткой РСФСР К. Е. Антаровой». Конечно, когда молодая ученица гениального режиссёра от раза к разу кропотливо и благоговейно вела стенографическую запись занятий, подготовив потом на их основе книгу, впервые увидевшую свет в 1939 и выдержавшую несколько изданий.

У Конкордиии Евгеньевны Антаровой не было ещё никаких артистических званий, но она обладала истинной культурой духа, сердце имела чистое и вдохновенное, благодаря чему только и могла стать учеником в подлинном смысле слова.

«Среди множества самоотверженных тружеников искусства не всегда выходят на первые места самые достойные. Наоборот, почти как правило, те, что вынашивают в себе творческие идеи и мысли, те, что стараются передать их своей современности, остаются в тени. Они забывают о себе и о своей карьере. Они думают со всей любовью сердца о тех, кто пришел к ним за советом и помощью в искусстве», – так писала Кора Евгеньевна о сестре Станиславского – Зинаиде Сергеевне Соколовой.



Но кажется, что эти строки написаны о ней самой – заслуженной артистке РСФСР, певице Большого театра.

Конкордия Евгеньевна была замечательной, выдающейся певицей. Но случилось так, что при прекрасном состоянии голоса ей пришлось уйти со сцены. Не сохранились (за одним исключением) и записи ее голоса на пластинках. Прошло более полувека с тех пор, как она перестала выступать в концертах, и как певицу ее уже мало кто может помнить.

Конкордия Антарова родилась в Варшаве в семье мелкого служащего департамента народного просвещения. В одиннадцать лет потеряв отца, она жила с матерью на небольшую пенсию и уроки иностранных языков, даваемых матерью. Мать Коры была двоюродной сестрой народовольца Аркадия Тыркова, сосланного в Сибирь по делу Перовской, а сама Софья Перовская, о которой девочка много слышала в семье с детства, приходилась ей двоюродной бабушкой.

В четырнадцать лет, будучи в шестом классе гимназии, Кора остается круглой сиротой. Но она не бросила учиться, а закончила гимназию, самостоятельно зарабатывая уроками. В какой-то момент решала уйти в монастырь. Многому она научилась там. Пение в церковном хоре помогло развитию ее природного таланта. Но уже тогда ее голос выделялся из хора – Антарову приходили слушать специально. Видимо, она чувствовала, что путь отхода от реальной жизни не для нее. Это подтвердила встреча с Иоанном Кронштадским, который сказал молодой девушке, что ей суждено трудиться в миру.

Она решает ехать в столицу учиться. Подруги по гимназии собрали ей сто рублей, и Кора поехала в Петербург. Выдержав большой конкурс, она поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, который окончила в 1904.

Все студенческие годы Антаровой пришлось зарабатывать на жизнь уроками, ночными дежурствами в редакциях, уходом за больными. Казалось, основные трудности позади, ей предлагали остаться при курсах на кафедре философии. Но у Коры Евгеньевны была единственная мечта – театр, пение.

За уроки пения надо было платить, а платить было нечем. Пришлось продолжать все ту же тяжелую трудовую жизнь. Она поступает учительницей в заводскую школу Александровского завода Николаевской железной дороги. Завод находился в часе езды от города на Шлиссельбургском тракте, и ездить туда приходилось на паровичке. Из получаемых в месяц 75 рублей 40 она платила профессору Петербургской консерватории И.П. Прянишникову за уроки пения. Девятнадцатилетняя девушка, привлекательная и талантливая, возвращаясь из школы в город, от голода и утомления нередко сваливалась с ног и оказывалась в больнице. Таково, очевидно, было происхождение тяжелой болезни, мучившей певицу всю жизнь, – бронхиальной астмы.

Весной 1907 Кора Евгеньевна направляется на пробу в Мариинский театр. В комиссии по прослушиванию певцов председательствовали дирижер Направник и директор императорских театров В.А. Теляковский. Из 160 прослушанных певцов в театр принята одна Антарова! С 1 мая 1907 началась ее артистическая карьера.

В Мариинском театре Кора Евгеньевна проработала только год – одна из актрис Большого театра по семейным обстоятельствам желала переехать в Петербург, Антаровой предложили заменить ее в Москве. Кора Евгеньевна переезжает в Москву, где ей сразу же поручают весь ответственный репертуар для контральто. Ратмир а «Руслане и Людмиле», Лель в «Снегурочке», Ваня в «Жизни за царя» – это самые крупные партии. Репертуар Антаровой обширен – оперы «Русалка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Садко», «Иоланта», «Князь Игорь», «Демон», «Вертер», «Золотой Петушок», труднейшие партии в вагнеровских операх «Золото Рейна», «Зигфрид», «Гибель богов», в двух из них она исполняет по две роли.



Несмотря на многочисленность труппы Большого театра во многих спектаклях замены Антаровой не было. Событием стало выступление Конкордии Евгеньевны в роли графини в опере «Пиковая дама» – она была признана лучшей в артистическом и вокальном отношении исполнительницей этой роли.

Антарова выступала в симфонических концертах, давала сольные концерты камерной музыки с обширной и оригинальной программой, пела песни и романсы западных композиторов в своих переводах. Была хорошо знакома с Шаляпиным, Рахманиновым, другими выдающимися деятелями русской культуры.

Дирижер В.И. Сук: «Антарова принадлежит к числу тех артистов-работников, которые не останавливаются на своих природных данных, но все время неустанно идут вперед по пути совершенствования»

Леонид Собинов: «Она всегда обладала прекрасным голосом, выдающейся музыкальностью и артистическими данными, что дало ей возможность занять одно из первых мест в труппе Большого театра. Я был свидетелем непрерывного художественного роста артистки, ее сознательной работы над богатым от природы голосом оригинального красивого тембра и широкого диапазона»

Многие годы напряженного творческого труда, активное участие в различных общественных мероприятиях, шефских концертах обрываются, когда Кора Евгеньевна теряет любимого мужа, погибшего в Гулаге. Ее изгоняют из театра, она лишается возможности заниматься любимым делом. Как и многие-многие другие, она теряет все. И неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба, если бы не одно обстоятельство: жестокий руководитель бесчеловечной системы любил оперу. Ему не понравилось исполнение какой-то певицы и он поинтересовался, почему поет не Антарова. Результат очевиден: Кору Евгеньевну вернули в Большой театр.

Но болезнь уже давала о себе знать, выступать на сцене становилось все труднее, хотя голос еще звучал в полную силу. Она выступает с концертами, но и это становится все труднее. Антарова была творческим человеком в полном смысле этого слова. Перестав выступать на сцене, она выпустила книгу «Беседы К.С. Станиславского». Это были ее записи занятий великого артиста с молодыми певицами Большого театра, целью которых было путем организации оперной студии помочь певцам по-новому подойти к своему творчеству. Впоследствии из студии образовался Оперный театр имени Станиславского. Книга была очень интересной, бесценной для стремящихся к творчеству артистов. Она выдержала несколько изданий, была переведена на другие языки, опубликована в ряде стран, в том числе и в Соединенных Штатах. Кора Евгеньевна оставила рукописи еще двух больших трудов, где она развивала идеи любимого учителя. Можно надеяться, что эти работы также выйдут в свет.

В 1946 Кора Евгеньевна организует при ВТО кабинет Станиславского, в котором разворачивается активная работа по пропаганде идей реформатора театра. Многие известные артисты, ученики великого режиссера, среди них Книппер-Чехова, Топорков, Бирман, горячо поддержали эту идею. На заседаниях читаются доклады, накапливаются материалы по изучению наследия Станиславского.

Была в насыщенной жизни Коры Евгеньевны еще одна сторона – внутренняя духовная деятельность, которая, несомненно, была истоком возвышенности ее творчества и всей жизни и которая многих знавших ее людей заставляла считать ее своим духовным руководителем, не только непререкаемым авторитетом во всех важнейших жизненных вопросах, но и человеком, помогающим по-новому понять глубочайший смысл самого существования на Земле. Сейчас об этой стороне ее творческой личности благодаря публикации узнают многие.

Те кто были свидетелями появления книги «Две жизни», могут сказать одно: огромная книга была написана в сороковых годах, исключительно быстро и, безусловно, не предназначалась для печати. Отсюда особенности ее языка. Яркий и образный, он в то же время имеет шероховатости и литературно не отшлифован.

Главные действующие лица романа «Две жизни» – великие души, завершившие свою духовную эволюцию на Земле, но оставшиеся здесь, чтобы помогать людям в их духовном восхождении, – пришли к Коре Антаровой, когда бушевала вторая мировая война, и этот контакт продолжался многие годы.

В предисловии к еще не опубликованному труду «На одной творческой тропе», представляющему запись бесед автора с В.И. Качаловым, Кора Евгеньевна писала: «Теперь, когда Василия Ивановича нет с нами, я, согласно его желанию, передаю в печать эти записи, так как уверена, что, несмотря на совершенство всякой записи, к которой обязательно примешивается субъективный элемент записывающего, в них содержится ценный материал, помогающий глубже понять и вникнуть в творческие и человеческие облики великих художников и замечательных людей, какими были Василий Иванович Качалов и Константин Сергеевич Станиславский»

«Хотя я совершенно уверена, что молодые артисты, для кого мне и передавал свои слова Василий Иванович, сумеют читать не внешнюю форму речи, а глубокую суть его заветов в искусстве, я все же считаю нужным сказать молодому читателю несколько слов об языке моей записи <...> Да и сам Василий Иванович Качалов <...> считал, что все, что он мне говорит, я пойму точно по сути и сумею литературно обработать так, чтобы слова его были просты и понятны тем, для кого он их говорит».

Все, кто общался с этой удивительной женщиной, даже те, что понятия не имели, что за человек перед ними, получали от нее помощь и поддержку самого разного рода. Поддержка часто бывала материальной, хотя легко себе представить, каковы были средства человека, живущею на пенсию в 40–50-е годы. Кора Евгеньевна жила по принципу «Рука дающего не оскудевает».



Кора Евгеньевна была талантлива во всем, даже когда варила обед. И все вокруг нее было красиво. Ее не стало 6 февраля 1959 года. Ей было 72 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище.


фото С.Семенова

https://www.liveinternet.ru/users/merylen/post389554846

Antarova - сцена няни ("Евгений Онегин")



https://www.youtube.com/watch?v=FRSUjv7XrvQ
Прикрепления: 9786584.jpg (9.0 Kb) · 9569638.jpg (10.2 Kb) · 1582049.jpg (15.1 Kb) · 3385599.jpg (14.3 Kb) · 7711002.jpg (8.9 Kb) · 7277748.jpg (28.3 Kb)
 

Форум » Размышления » Еще былое не забыто... » КОНКОРДИЯ АНТАРОВА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: