Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ И СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (08.10. 2014. православная газета "Благовест")
ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ И СЕРГЕЙ ЕСЕНИН
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 04 Окт 2015, 22:30 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6221
Статус: Offline


Игумен земли русской и Сергей Есенин

Вклад преподобного Сергия Радонежского в строительство государства Российского особенно важен для рязанцев. Именно преподобный Сергий, по просьбе великого князя московского Дмитрия Ивановича, отговорил князя Олега Ивановича Рязанского от войны с Москвой, придя в Рязань во время заговения на Филиппов пост и «тихими и кроткыми словесы и речми и благоуветливыми глаголы» уговорив князя Олега помириться с великим князем Дмитрием Ивановичем.

Но, в связи с именем этого святого, вспоминается еще один знаменитый поэт-рязанец Сергей Александрович Есенин.

Его связь с преподобным – уже в одном имени. Нарекли поэта по святцам именем Сергий именно в честь Сергия Радонежского, так как родился Есенин 3 октября, за пять дней до дня памяти Сергия Радонежского. Это имя дал ему настоятель Константиновской церкви в честь Казанской Матери Божьей отец Иоанн (Смирнов). Так святой стал небесным покровителем поэта. Связь великого русского поэта и преподобного Сергия прослеживается во многих фактах его биографии.

Начнем с творчества С. А. Есенина. Впервые в есениноведении вопрос об отражении образа прп. Сергия в творчестве поэта поставила Ольга Ефимовна Воронова – руководитель Есенинского центра Рязанского государственного университета им.С.А.Есенина, один из самых авторитетных есениноведов, главный консультант Государственного музея-заповедника С. А. Есенина. Именно она в своих научных трудах затронула проблему отражения в творчестве Есенина образа его небесного покровителя. В книге «Сергей Есенин и русская духовная культура» Ольга Ефимовна отмечает, что «черты внешнего облика святого Сергия проявляются вновь и вновь в образе «светлого отрока», воссозданного в целом ряде стихотворений («К теплому свету на отчий порог…», «Колокольчик среброзвонный…»).

Наряду с «Житием Сергия Радонежского», важнейшим источником есенинского образа «светлого отрока» является картина художника Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1890), где изображён будущий святитель православной Руси.



Мотивы этой картины, её типично русский пейзаж, образ светловолосого, тонколикого отрока, изображённого на фоне берёзовых перелесков в переломный момент его судьбы – во время встречи со старцем-«черноризцем», очень напоминает образ юного есенинского подростка:

Пусть не я тот нежный отрок
В голубином крыльев плеске,
Сон мой радостен и кроток
О нездешнем перелеске.


Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» была его любимой картиной и открывает целую серию картин о его любимом святом Сергии Радонежском, вошедшую в знаменитый цикл « Святая Русь». Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры.

С. Городецкий писал: «Была у него (Есенина) в стихах та мистическая тишина, которая характерна для картин Нестерова».

Но уйдём от творчества и поищем связи в биографиях поэта и святого. Есть в биографии Есенина такая строка: В 1916 г. между 7 и 10 января Есенин и Н. А. Клюев выступают с чтением своих произведений в патронируемом великой княгиней Елизаветой Феодоровной лазарете для раненых при Марфо-Мариинской общине.

Казалось бы: где связь с Сергием Радонежским? Воронова упоминает о значимости для Есенина драгоценного дара великой княгини Елизаветы Фёдоровны, настоятельницы Mapфо-Мариинской обители, иконы Сергия Радонежского, преподнесённой поэту в 1916 году. А вот это уже интересно. Каковы же были обстоятельства этой встречи? И почему княгиня сделала такой подарок именно Есенину?

Было это в 1916 году. Шла первая мировая война. Творчество крестьянских поэтов: С.А. Есенина и Н.А. Клюева заметил штаб-офицер для поручений при дворцовом коменданте, полковник Д.Н. Ломан, курировавший строительство Федоровского городка. Он устроил поэтам чтение стихов в Марфо-Мариинской, монашеской общине сестер милосердия, основанной великой княгиней Елизаветой Фёдоровной, перед ранеными. Основательница Марфо-Мариинской обители лично присутствовала на этом выступлении. Творчество Есенина и Клюева ей понравилось. И через несколько дней поэты уже читают стихи в её московской резиденции. На встрече присутствовали и известные художники, в том числе М. Нестеров. Что объединяло Нестерова с поэтами? И Клюев, и Есенин, и Нестеров входили в «Общество возрождения художественной Руси», основанное в 1915 году. Елизавета Фёдоровна в благодарность за творчество подарила Есенину и Клюеву по экземпляру Евангелия и образки с изображением иконы Покрова Пресвятой Богородицы и святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Позже Елизавета Фёдоровна делает Есенину ещё два особых подарка – это икона преп. Сергия Радонежского и книга «Под благодатным небом».

Главный хранитель ГМЗ С.А. Есенина В. И. Панкратова рассказала мне об этих подарках. Информация о первых двух дарах княгини (Евангелие и образок с изображением иконы Покрова Пресвятой Богородицы и св. Марфы и Марии) находится в книге Н.В. Есениной «В семье родной». Они находились в ее личном архиве, в фондах музея их нет и после смерти Н.В. Есениной о них ничего неизвестно. А вот икона прп. Сергия и книга, подаренная Елизаветой Федоровной, являются раритетами ГМЗ С.А. Есенина и хранятся в фондах музея. Образ игумена земли русской, видимо, был особенно близок принявшей православие немке, и их связывают невидимые духовные нити.

Икона и книга, подаренные Елизаветой Федоровной, находятся в фондах Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. Об одном из них – об иконе св. прп. Сергия Радонежского есть информация на сайте музея-заповедника и в Каталоге музейных раритетов. Главный хранитель Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, В.И. Панкратова рассказала мне, что, так как у поэта не было постоянного места жительства в городе, летом 1916 года он привез дары Елизаветы Федоровны в деревню и отдал матери. Эта икона потом хранилась у Александры Александровны, сестры Есенина. В 1983 году племянница поэта, Светлана Петровна Есенина подарила её музею. Икона датируется началом XX века, деревянная, обратная сторона обтянута бархатом, рамка металлическая, изображение с позолотой.
Второй раритет – жития святых «Под благодатным небом» – в музейные фонды поступил недавно (в 2011 году), и стал очень ценным их пополнением. Книга очень ветхая, листы в правом верхнем углу повреждены, обложка утеряна. На титульном листе штамп: «От Е.И. В. Великой Княгини Елисаветы Феодоровны». Это первый и единственный выпуск из задуманных св. Елизаветой Федоровной серии книг, так как потом началась первая мировая война и революция, и издать остальные книги уже было невозможно.

Это издание – ценнейший исторический источник, который снова возвращает нас к Сергию Радонежскому и к так любившему этого святого М. Нестерову. Так как книга содержит жития святых за сентябрь-октябрь (церковный год начинается с сентября), в ней оказалось и житие Сергия Радонежского (ведь день его памяти в октябре 8-ого), а иллюстрацией к нему стала картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Таким образом, у поэта оказалась икона и житие его небесного покровителя. Нареченного в честь великого святого, великого русского поэта Сергея Есенина жизнь не раз сводила с людьми, для которых преподобный Сергий был почитаем и любим.

Светлана АГАПОВА

http://blagovesti-ru.livejournal.com/
Прикрепления: 4580465.jpg(12.5 Kb) · 5581170.jpg(50.0 Kb)
 
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ И СЕРГЕЙ ЕСЕНИН (08.10. 2014. православная газета "Благовест")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2018
Сайт управляется системой uCoz