[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ (№ 12.2010. Московский журнал)
ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ
Валентина_КочероваДата: Суббота, 24 Окт 2015, 14:13 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6189
Статус: Offline

Оставленная пустынь предо мной
Белеется вечернею порой.
Последний луч на ней еще горит;
Но колокол растреснувший молчит.
Его (бывало) заунывный глас
Звал братии к всенощне в сей мирный час!
Зеленый мох, растущий над окном,
Заржавленные ставни – и кругом
Высокая полынь – все, все без слов
Нам говорит о таинствах гробов.

М.Ю. Лермонтов «В Воскресенске»

Путешествие в Новый Иерусалим
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в конце XIX – начале XX века


Судьба Нового Иерусалима в XX столетии сложилась чрезвычайно драматично. Великая Отечественная война подвела трагическую черту под трехсотлетней историей этого памятника. Длившаяся всего две недели (с 27 ноября по 11 декабря 1941 года) оккупация Истры немецко-фашистскими войсками закончилась целенаправленным и тотальным разрушением Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Восстановление его исторического облика - дело не одного поколения реставраторов, и оно еще далеко до завершения. А мы попытаемся совершить воображаемое путешест­вие в Новый Иерусалим конца XIX - начала XX века, когда ансамбль монастыря был еще цел. В этом нам помогут снимки московского фотографа Михаила Иосифовича Грибова, сделанные на рубеже веков.

Отец М.И. Грибова Иосиф Иванович перебрался в Москву в 1877 году из Воскресенска, где, судя по всему, работал в мастерской иеромонаха Диодора, монас­тырского фотографа. Отсюда большой интерес Михаила к Воскресенскому монастырю. Часть снимков М.И. Грибова была опуб­ликована в виде почтовых открыток, а также вошла в альбом «Ставропигиальный Воскресенский монастырь, именуемый Новым Иерусалимским».

В XIX веке Новый Иерусалим - один из самых посещаемых подмосковных монастырей. Людей сюда влекло и желание увидеть подобие палестинских святынь, и память о патриархе Никоне, и архитектурное великолепие ансамб­ля. Многие воспоминания о поездках сюда опубликованы. Свои впечатления «по свежим следам» сообщили читателям профессор Мос­ковского университета историк М. Т. Каченовский , путешественник, автор книги «Русская Фиваида» А. Н. Муравьев («Путешествие по святым мес­там русским». СПб., 1832), историк и литератор Н. А. Полевой, военный историк князь Н. С. Голицын и другие. Особый интерес представляют путевые записки историка и археолога, исследователя биографии патриарха Никона В.И. Колосова («Древняя и новая Россия». 1880. № 10), литератора А. А. Навроцкого («Русская старина». 1884. № 8), княжны Е.С. Горчаковой («Поездка в Новый Иерусалим, Савин монастырь и город Дмитров». М., 1886). В печать попали также записки не только знаменитых, но и совсем неизвестных публике людей, например, священника Пермской епархии Константина Успенского («Пермские епархиальные ведомости». 1886. № 10).

В первой половине XIX века в монастырь ехали по Волоцкому тракту. После постройки в 1851 году Николаевской железной дороги появилась возможность добраться до Нового Иерусалима в экипаже от станции Крюково. Поездка по шоссе выглядела предпочтительней: красивые виды, исторические окрестности старинного Волоцкого пути, хорошее дорожное покрытие... Но она была слишком дорогой для большинства путешественников. Поэтому чаще избирали путь до Крюкова, которое до конца XIX века оставалось ближайшей к монастырю железнодорожной станцией. Здесь высадившихся из поезда пассажиров поджидали многочисленные возницы с экипажами разной комфортности и цены: рессорными бричками, простыми телегами и допотопными линейками. Дешевле всего обходилось место в линейке: плата зависела от количества набравшихся седоков.


Надвратная церковь Входа господня в Иерусалим

Чем ближе к монастырю, тем красивее становились окрестности. «Подмосковная Швейцария» (так называли земли к северо-западу от Москвы, где проходила Дмитровско-Звенигородская гряда холмов) радовала глаз, наскучивший однообразием равнинного пейзажа среднерусской полосы. Верст за восемь уже виднелись купола монастырских храмов.

В XIX веке появилось несколько проектов устройства железнодорожного сообщения между Москвой и Новым Иерусалимом. В 1870-х годах местный промышленник-меценат, крупнейший частный вкладчик Воскресенского монастыря П. Г. Цуриков намеревался проложить ветку от Крюкова до Воскресенска, однако смерть помешала ему осуществить это намерение. На рубеже XIX-XX столетий владелец усадьбы Курган (недалеко от Нового Иерусалима) Алексей Николаевич Рукин и московский потомственный почетный гражданин, лесопромышленник Михаил Александрович Попов выдвинули идею ширококолейной электрифицированной трамвайной дороги протяженностью 48 верст от Тверской заставы до Воскресенска. Они упорно пытались провести свой проект через правительственные инстанции. Строительство в конце века Виндаво-Рыбинской (современной Рижской) железной дороги значительно уменьшило актуальность проекта, а Первая мировая война и вовсе положила ему конец.


В 1897 году в трех верстах от Воскресенска появилась железнодорожная станция «Истра». Удаленность станции от города не устраивала жителей. Они обратились в Министерство путей сообщения с ходатайством об устройстве железнодорожной станции ближе к городу и получили разрешение соорудить дополнительную платформу в указанном ими месте. В 1901-м платформа была построена. Ей дали название «Истра», а прежнюю станцию переименовали в «Новый Иерусалим». В том же году по Московско-Виндавской железной дороге прошли первые поезда до города Ржева. Поездка до Воскресенска стала гораздо комфортнее и дешевле. Ухабистую и грязную грунтовую дорогу заменили железные рельсы, время в пути сократилось в 3-4 раза. 12 апреля 1903 года здесь торжественно встречали царский поезд, доставивший в Новый Иерусалим императора Николая II.

Паломники, приехавшие в монастырь издалека, искали, где поселиться. Значительная их часть находила приют у местных жителей, охотно сдававших места для ночлега за плату. Случалось, что паломников принимали, причем бесплатно, особо благочестивые горожане.

Уже в XVII веке в Новом Иерусалиме построили постоялый двор. К 1870-м годам у монастырских ворот было три гостиницы, все деревянные. Номера в них стоили от 60 копеек до рубля. Почти у самого входа в обитель находился деревянный одноэтажный странноприимный дом, в котором малоимущие паломники могли три дня опять же бесплатно жить и питаться. Позже при монастыре по­явились каменные гостиницы. Особенно нарядной была краснокирпичная трехэтажная (нижний этаж - полуподвальный) в неорусском стиле, построенная в 1908 году (здание сохранилось до наших дней). Тогда же, в начале XX века, неподалеку от монастыря при въезде на шоссейный мост через реку Ист­ру открылась частная гостиница, названная по фамилии владельца «Корсаковской», - замысловатое здание с башенками и высокими кровлями, раскрашенными «в шахмат».

Некоторых особо известных паломников сопровождал по монастырю сам настоятель. Так, А. Н. Муравьева провел по святым местам Нового Иерусалима архимандрит Аполлос (Алексеевский), В.И. Колосова принял архимандрит Вениамин (Поздняков). Прочие самостоятельно осматривали достопримечательности обители, руководствуясь печатными планами, продававшимися в монастырской лавке.


Разумеется, первое, куда стремились все приехавшие в Новый Иерусалим, - Воскресенский собор. Те, кому довелось побывать в Святой Земле, спешили увидеть, «в чем именно сходствует сие родное для нас святилище с палестинским» (А. Н. Муравьев). Сравнение зачастую оказывалось не в пользу первообраза, потому что «арабо-турецкий» Иерусалим представлял тогда печальное зрелище соперничества представителей разных христианских исповеданий, временами доходящего до открытой вражды и усмиряемого турецкой стражей.

«Здесь, в Новом Иерусалиме, религиозное чувство не оскорбляется этими явлениями», - замечал А. А. Навроцкий.
Обычно паломники начинали обозрение собора, входя через южные врата. На стене колокольни при входе были помещены строки Державина:

На Истре Воскресенск в России знаменит,
И новым свет его Иерусалимом чтит,
Зря в нем подобие того святого храма,
В котором Божий сын, спасая род Адама,
Торжественно воскрес от гроба, яко Бог,
И к земнородным тем явил щедрот залог,
Которые в себе всяк верный ощущает.
Читатель, посетя святые здесь места,
Почтим любовию тем самого Христа.


Паломник входил в Красные врата. Еще в XVII веке напротив них он мог видеть Камень миропомазания, именуемый также Камнем повития.


Прямоугольная плита длиной 180 и шириной 107 сантиметров символичес­ки обозначала место, куда снятое с креста тело Господа положили его ученики Иосиф Аримафейский и Никодим. Над камнем была сооружена легкая полупрозрачная сень. По сторонам портала, обрамлявшего вход в южные приделы собора, паломника встречали две особо почитаемые монастырские иконы Божией Матери - «Троеручица» и Иверская.

   
Каждого вошедшего в подкупольное пространство поражал своими размерами и богатством двенадцатиярусный иконостас главного алтаря, сооруженный в XVII веке. Его огромная высота определялась особеннос­тями архитектуры храма. Поскольку проем между алтарными столпами был сравнительно узок, деисусный, пророческий и праотеческий чины располагались в два яруса. Кроме того, в иконостасе имелся дополнительный чин - Страстей Господних, который, чередуясь с другими чинами, продолжался до самого верха.

Из центральной части путь лежал в ротонду Гроба Господня и кувуклию. Резная золоченая сень, покрывавшая Гроб Господень в елизаветинское время, поражала изяществом архитектуры и воспринималась как церковь в церкви. Войдя в часовню, паломник сначала оказывался в приделе Ангела, а потом попадал в Святую пещеру, где у северной стены было каменное ложе Спасителя.

«Невыразимо чувство, объемлющее душу поклонника при входе в это святилище!» - писал Н. С. Голицын. В кувуклии находился камень - подобие камня, отваленного от пещеры Гроба Господня. Впервые он появился здесь еще во времена патриарха Никона и воспроизводил видимую часть вросшего в землю палестинского камня. В 1870-х годах установили новый камень из белого мрамора, который не соответствовал точно иерусалимскому прообразу, а лишь условно его обозначал.

М.А. Крючкова
http://www.mosjour.ru/index.php?id=579

Иосиф Иванович Грибов

Иосиф Иванович Грибов (? -1890), Михаил Иосифович Грибов фотографы; владельцы «Русской фотографии».

Иосиф Иванович Грибов, уроженец села Ржавец Старо-Осколского уезда Курской губернии, открыл фотографическое заведение в Тверской части на Моховой улице в доме Коха 10 декабря 1877года. С 21 мая 1886 года начал работать филиал ателье Грибова в г. Богородске. В конце 1880-х гг. он стал владельцем «Русской фотографии» на Волхонке в доме Кирьяковой № 7.

  
В ателье рядом с ним работала его жена Дарья Григорьевна и сын Михаил. После смерти фотографа делами в ателье заведовала его жена. В 1895 - 1896 гг. владельцем «Русской фотографии» стал Михаил Иосифович Грибов. В 1910 году ателье было перевезено на Большую Лубянку в дом Ивановского монастыря. 

1914 год - последний год работы фотографа. Фотографическое наследие мастеров Грибовых значительно и интересно. В 1898 году Михаил Грибов выполнил серию снимков о приезде в Москву царя Николая I. В 1902 году издал фотографический альбом «Большие маневры под Курском». В 1904 году снимал траурную процессию похорон А.П.Чехова. Издал альбом фотографий «Наводнение Москвы весной 1908 г.». Многие фотографии Грибова были опубликованы в журнале «Искры», в котором Грибов работал «специальным фотографом». Например: парад войск на Театральной площади 11 апреля 1903 года (20 сюжетов); юбилейные торжества в Петербурге у памятника Петру Великому (12 сюжетов); смотр войскам московского гарнизона 13 мая 1904 г.; в 1906 году — дружинники на баррикадах (Малая Бронная) -к событиям в Москве с 7 по 19 декабря 1905 года.
http://www.photographer.ru/gallery/author174.htm

Официальный сайт Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
http://www.n-jerusalem.ru
Прикрепления: 3949010.jpg(68.3 Kb) · 1977465.jpg(81.4 Kb) · 7955848.jpg(53.6 Kb) · 8584651.jpg(19.2 Kb) · 5703537.jpg(23.2 Kb) · 2767332.jpg(16.8 Kb) · 0418901.jpg(16.3 Kb) · 8514137.jpg(11.4 Kb) · 7439157.jpg(19.3 Kb) · 8088410.jpg(15.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 24 Окт 2015, 14:33 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6189
Статус: Offline
РУССКАЯ ПАЛЕСТИНА (Новый Иерусалим)


Есть в Подмосковье особенное святое место - Русская Палестина, Новый Иерусалим, т.е. Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Именно сюда мы, группа паломников из Благовещенского храма Кинешмы, отправились этим летом. 

Ночь мы зря не теряли, духовно и познавательно готовились к посещению святыни. Помолились, посмотрели фильмы о Новом Иерусалиме, его истории. А на золотистой утренней заре открылись нам дивные пейзажи Подмосковья, просыпающегося в первых солнечных лучах. На въезде в Истру - много зелени, красивые леса, перелески, по счастью, ещё не тронутые современной коттеджной застройкой. Напомню, до 1930 года этот город назывался Воскресенск. 

Приехали к монастырю около шести утра. Перед нами - Гефсиманский сад. Идём на Силоамский источник за святой водой. Он расположен у подножия монастырского холма. Наполняем сосуды священной влагой, умываемся. Нас сразу охватывает приятная живительная свежесть. Когда-то над Силоамским источником была деревянная часовня, именуемая «Силоамская купель». Название сразу напоминает о евангельском событии, когда Христос совершил чудо - исцелил слепорожденного и сказал: «пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9, 7). Купальня Силоам находилась близ Иерусалима. 

Подошли к главному входу в монастырь. Хочется напомнить историю его создания. Основан на реке Истре в 1656 году Патриархом Никоном при царе Алексее Михайловиче. Патриарх купил земли села Воскресенское, где и началось строительство обители. Воплощался могучий, по-русски с творческим размахом замысел его - создание под Москвой образа Святой Земли, Русской Палестины. Всё было им предусмотрено: холм - подобие горы Сион, устроен и Гефсиманский сад - место, где молился Христос перед арестом и Распятием, и пот у Него при этом выступал, как капли крови. Есть и подобие гор Фавор и Елеон, Вифлеем и Вифания, поток Кедрон. А река Истра - Иордан. И грандиозный Воскресенский собор с кувуклией (часовней) Гроба Господня, созданный по образу и подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. На территории монастыря расположены церковь Рождества Христова, подземная церковь во имя свв. равноапп. Константина и Елены, где погребены супруга и сын великого русского полководца А.В.Суворова, был скит Патриарха Никона.


Время строительства собора - непростые времена для нашей Церкви и государства, времена духовной брани, споров о вере. Личность Никона одновременно и величественна, и трагична. Одной из его попыток защитить Святую Русь, её православный дух и было создание Русской Палестины. Кстати, царь Алексей Михайлович написал Патриарху Никону, что место, выбранное для строительства монастыря, подобно Иерусалиму, так поразила его красота здешних окрестностей, перспектив. Не из-за монастыря были разногласия с государем. Слишком много интриганов было рядом с ними. Об этом подробно пишет великий церковный историк митрополит Московский Макарий. 

Добровольно оставивший из-за наветов завистников патриаршество Никон некоторое время жил в Воскресенском монастыре, а затем был сослан в Ферапонтов монастырь. Преставился под Ярославлем в 1681 году. Новый Иерусалим стал его последней земной обителью. Здесь его гробница. После ссылки Никона работы в монастыре остановились, строительство Воскресенского собора возобновилось при царе Феодоре Алексеевиче, ученике Никона. Воскресенский храм был освящён в 1685 году. 

В 1919 году безбожной властью монастырь был закрыт и превращён в музей. В 30-е годы большевиками вскрыта гробница Патриарха Никона, осквернён его прах. В 1941 году фашистские изуверы взорвали Воскресенский собор. В конце 50-х годов, после восстановления основных сооружений монастыря, он вновь открывается для паломников. В начале 90-х годов Ново-Иерусалимский монастырь передан Русской Православной Церкви. 

В 9 часов началась служба в церкви Рождества Христова. Справа от входа - ниша с иконой праздника. Все паломники подходят, кланяются Спасителю. В нижней части храма располагаются экспозиции историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим». Литургия совершалась в верхней церкви. Случилось так, что я встала как раз рядом с иконой св. Татианы. Удивительные глаза у неё на этом образе: кроткие, проникновенно-печальные, всё понимающие. 

После службы отправляемся на русский Иордан - на берег тихой Истры. Идём через Гефсиманский сад, который ещё восстанавливается. В монастыре - грандиозные реставрационные работы. Переходим через поток Кедрон, подходим к скиту, где жил опальный Патриарх Никон. Здесь он сам трудился, как простой каменщик. Делал кирпичи для Воскресенского храма. И вот она - Истра-Иордан, извилистая, в зелёном ожерелье берегов. Паломники спускаются по деревянным лесенкам к самой воде, погружаются в неё, как и положено, троекратно, осеняя себя крестным знамением. Вода, как тёплые, ласковые объятия. Настроение после святого омовения повышается. 

Время до экскурсии по Воскресенскому храму ещё остаётся, гуляем по саду, ещё раз обходим всю территорию монастыря, дивимся мощи его крепостных стен. Безусловно, главная доминанта Ново-Иерусалимского монастыря - это собор Воскресения Христова с огромной ротондой с шатром над часовней Гроба Господня. Всё здесь вызывает восторг: огромные, сверкающие на солнце купола, уже отреставрированная верхняя часть собора с множеством архитектурных украшений. Нижняя часть опоясана пока строительными лесами. 

В храме много приделов. Входим в придел Успения Пресвятой Богородицы. Затем экскурсовод ведёт нас в святая святых - часовню Гроба Господня, где находятся Гроб Господень и Камень, отваленный от Гроба. Целуем крест над входом в часовню. Каждый припадает ко Гробу Спасителя, целует его, шепчет слова молитвы. Над Гробом Христа - икона Пресвятой Богородицы и Нерукотворный образ Спасителя. На нём стоит большая золотая чаша. Вспоминаются мучительные борения Христа в Гефсимании: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).


Возвращаемся в Успенский придел. Рядом с ним - Темница, где содержали Христа до Распятия, каменные Узы Того, Кто пришёл в мир, чтобы спасти его, но мир Его не понял и не принял. Перед нами большая икона мц. Татианы и ковчег с частью мощей. Это дар сестры царя Алексея Михайловича - Татьяны Михайловны. 

Поднимаемся по узкой винтовой лестнице на Святую Голгофу к Распятию Христову. У шестой ступени лестницы в стене выступает красный камень в воспоминание прп. Марии Египетской, когда за блудные грехи Господь не пустил её в Иерусалимский Храм, с этого места Марию отбросила невидимая сила. После молитвы перед образом Пресвятой Девы Марии началось духовное восстановление бывшей блудницы, приведшее её к подвигу святости. 

С трепетом взираем на распятого Спасителя. Лик Христа чист, благороден, спокоен. Прикладываемся к Его Пресвятым стопам. Рассказывают, что временами они источают благоуханное миро. 
Поклонились мы и праху творца Русской Палестины. Гробница Патриарха Никона находится в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Над тёмно-красным бархатом гробницы сияет целая гирлянда малиновых лампадок. 

Заканчивается наше паломническое путешествие в Русскую Палестину. Душа наша как будто расправилась, отдохнула от мирской обыденной суеты и многозаботливости. Дай Бог, чтобы все восстановительные работы в монастыре были благополучно завершены, и тогда засияет Новый Иерусалим во всей полноте своей неземной красоты и славы. Ведь когда-то именно об этом и мечтал пламенный поборник Православия Патриарх Никон. 

Татьяна АВВАКУМОВА 
http://www.russdom.ru/node/4640
Прикрепления: 4296608.jpg(20.5 Kb) · 0812706.jpg(11.2 Kb) · 6533065.jpg(26.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 03 Мар 2019, 17:19 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6189
Статус: Offline
Анастасия:

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Центральный объект подмосковной Палестины, монастырь задуман и построен как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Воскресенский монастырь был основан и 1656 году в 50 верстах от Москвы и заложен на холме в излучине реки Истры. Монастырь был задуман как топографический и смысловой центр архитектурно-ландшафтного комплекса, создаваемого близ столицы «в образ и подобие» Святой земли. Топография и топонимика этого комплекса, разместившегося на территории диаметром около 10 километров воспроизводят Святые места Палестины - места, связанные с событиями земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Подмосковная Палестина объединяла Воскресенский монастырь, окрестные холмы, реку, населённые пункты, соответствующим образом наименованные и переименованные. Река Истра на участке близ монастырского холма стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря была наречена горой Елеон, Высокий холм на северо-западе получил название Фавор. Голландец Николаас Витсен, побывавший в монастыре в 1665 году, свидетельствовал, что вне монастыря, «Называемого Иерусалимом... размечены местечки» — Вифлеем, Кана, Гефсиманский сад и т.д.


Летом 1656 года Патриарх Никон приобрел у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское (Софатово) с деревнями и пустошами. На следующий год в присутствии царя Алексея Михайловича была освящена деревянная церковь Воскресения. Царь Алексей Михайлович утверждает замысел Патриарха Никона. Согласно надписи на каменном поклонном кресте, который был водружен на Елеоне, Алексей Михайлович, обозревая оттуда окрестности, нарек «имя монастырю Новый Иерусалим». В 1690-х годах поклонный крест на Елеоне был помещен в часовню, которая воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине.

В 1658 году Патриарх Никон покидает Москву и переезжает в Воскресенский монастырь. Для оставившего столицу и патриаршую кафедру Патриарха Никона строят в монастыре деревянные хоромы у южного прясла первоначальной деревянной монастырской ограды, а для уединенных молитв — Скит в 300 метрах от монастырского холма. Скит - своеобразный символ отшельничества – располагался как бы на острове, который был образован искусственным протоками. Миниатюрная стройная четырехъярусная постройка объединяет в себе церковь Богоявления Господня и церковь святых апостолов Павла и Петра, жилые помещения и хозяйственные службы.

    
Братии в Воскресенском монастыре к середине 1660-х годов было 500 человек. В монастыре сложилась особая культурно-духовная общность, которая привнесла много нового в искусство и культуру России середины - второй половины XVII века. Главное, что характеризует произведения, вышедшие из Ново-Иерусалимского монастыря, - соединение традиций с тем новым, что все интенсивнее проникало в Россию с Запада. Патриаршая кафедра пустовала 8 лет, до 1666 года, когда, наконец, был созван Церковный Собор. Решением Собора 1666-1667 годов Патриарх Никон был лишен сана и сослан в Вологодские земли.

   
После осуждения и ссылки Патриарха Никона в монастыре были прекращены строительные работы. Опальному Патриарху было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь в 1681 году. Никон скончался по пути 17 августа по старому стилю близ Ярославля и 26 августа был торжественно похоронен, согласно его желанию, в Воскресенском соборе в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой.

После воцарения в 1676 году Федора Алексеевича в жизни Нового Иерусалима начинается новый этап. Юный царь не мог не обратить внимания на такой культурный феномен, как Воскресенский монастырь. В 1679 году возобновляется строительство Воскресенского собора. В январе 1685 года в присутствии царевны Софьи Алексеевны и царя Иоанна Алексеевича Воскресенский собор был торжественно освящен.

На протяжении всей второй половины XVII столетия Ново-Иерусалимский монастырь оставался крупным культурным центром. Целый ряд новшеств русской литературы и музыки второй половины столетия появляются в России через посредничество ученых монахов Иверского и Воскресенского монастырей. Основа творчества Ново-Иерусалимских поэтов - синтез музыки и слова. С музыкальной школой Нового Иерусалима связано распространение в России певческих рукописей с линейной нотацией, которая постепенно вытеснила старую крюковую систему нотного письма.

   
Архитектурный ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря окончательно сформировался в последние десятилетия XVII века. В западной части монастырской территории вырастают корпуса Трапезных, Больничных палат и Настоятельских покоев. По периметру холма строится каменная крепостная ограда с восемью башнями и надвратной Входоиерусалимской церковью.

Панорамы монастырского ансамбля были построены на основе своей симметрии и рассчитаны на восприятие с исторически сложившихся точек зрений: на востоке – с горы Елеон, на юге – с Волоцкого тракта, на северо-западе – от скита Патриарха Никона. И в расположении всех служебных построек монастыря виден единый творческий замысел. Они не нарушают чистоты ансамбля и не мешают восприятию собора.

  
В северной части ансамбля вдоль собора вытягиваются в одну линию Братские корпуса, между которыми для царевны Татьяны Михайловны строят в конце столетия дворец. Три четверти своих доходов монастырь потерял в 1720 году в результате реформ Петра I, направленных на ограничение экономической независимости Церкви.

Значительно улучшилось экономическое положение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в 1740-е годы, благодаря императрице Елизавете Петровне (1741-1761). Причиной особенно пристального внимания к монастырю послужило несчастье - падение кирпичного шатра ротонды собора 23 мая 1723 года. Разрушения усугубил грандиозный пожар 1726 года, повредивший все монастырские строения.


В 1748 году императрица назначает архимандритом монастыря бывшего префекта Александро-Невской семинарии Амвросия. К строительству шатра приступили в 1757 году. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглись центральная часть собора и Подземная церковь, сильно поврежденные пожаром 1726 года. Собор после возведения нового шатра освятили вновь в 1759 году. Работы по обновлению интерьеров продолжались и в 1760-х годах.
Прикрепления: 5187722.jpg(22.2 Kb) · 7269290.jpg(20.2 Kb) · 1312763.jpg(23.1 Kb) · 7482559.jpg(37.0 Kb) · 4176487.jpg(21.7 Kb) · 7565303.jpg(24.2 Kb) · 1783848.jpg(36.9 Kb) · 6826039.jpg(29.3 Kb) · 7266353.jpg(20.0 Kb) · 1586551.jpg(29.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 03 Мар 2019, 17:32 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6189
Статус: Offline
       
В северной части Подземной церкви в начале XIX века был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Облик Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, сложившийся к началу XIX века, мало изменялся впоследствии. Наиболее существенные изменения XIX век внес в облик большой главы собора. В 1840-х годах на барабане главы была заменена изразцовая храмозданная надпись XVII века.

В XIX - начале XX века Новый Иерусалим - один из самых крупных в России центров паломничества и объект пристального внимания историков и археографов. Монастырь разворачивает активную издательскую деятельность. Монастырь строит странноприимный дом для неимущих паломников и гостиницы для более обеспеченных. Рукописи из библиотеки Ново-Иерусалимского монастыря привлекают внимание ученых начиная с XVIII века. При архимандрите Леониде в трапезной храма Рождества Христова был освящен придел преподобного Сергия Радонежского (1869) и устроен придел во имя святой мученицы Татианы, небесной покровительницы царевны Татьяны Михайловны.

      
К 1874 году усилиями архимандрита Леонида в монастыре был создан музей Святейшаго Патриарха Никона - один из первых церковных музеев России.

     
В ноябре 1941 года Истру оккупировали немецко-фашистские войска. Территория ансамбля была занята фашистами. Часть музейных фондов эвакуировали, но еще большая часть оставалась в залах экспозиции и тайниках. 10 декабря 1941 года фашистами были взорваны Воскресенский собор и колокольня, Надвратный храм и все башни крепостной стены. Частично разрушены Трапезные палаты, повреждены служебные постройки и братские корпуса XVII века.

    
К началу 1980-х годов была полностью восстановлена Большая глава собора. В 1993 году в формах XVIII века воссоздан шатер ротонды. Работы в интерьерах храма велись в 1980 - начале 1990-х годов. 
В январе 1995 года монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 


Материалы Взяты с сайта: http://newjerusalem.ru/ 
Фотографии мои.
Прикрепления: 0517226.jpg(28.3 Kb) · 3075628.jpg(23.1 Kb) · 6745509.jpg(25.7 Kb) · 2672001.jpg(30.9 Kb) · 0663434.jpg(18.9 Kb) · 6448489.jpg(20.9 Kb) · 6364540.jpg(24.6 Kb) · 1229388.jpg(22.9 Kb) · 9780519.jpg(29.8 Kb) · 6772921.jpg(27.7 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ (№ 12.2010. Московский журнал)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: