Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР РОССИИ. К 110-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ЛИХАЧЕВА (28.11.2016. Русский мир)
ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР РОССИИ. К 110-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ЛИХАЧЕВА
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 28 Ноя 2016, 18:19 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5381
Статус: Offline
Духовный лидер России. К 110-летию Дмитрия Лихачёва



Есть в нашей истории личности, которые никогда не занимали высоких постов, однако их духовный авторитет был таков и даже само их присутствие в жизни страны значило столько, что представить без них её облик просто немыслимо. На рубеже XIX–ХХ веков таким был Лев Толстой. На излёте советской эпохи — Александр Солженицын и Андрей Сахаров. Таким был и академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Род Лихачёвых оставил достаточно заметный след в истории России. Отец будущего академика был дворянином, но дворянство его было выслуженным, личным – без права наследования. Предки Дмитрия Сергеевича происходили из простолюдинов древнего города Солигалича – с конца XVIII века обосновались в Петербурге и из купцов второй гильдии выбились в потомственные почётные граждане. Некоторые из них – по крайней мере, о матери это известно точно, – были старообрядцами.

И Лихачёв в куда большей мере, чем два его брата, люди открытые и жизнелюбивые, пошёл в мать, на всю жизнь унаследовав такие характерные для старообрядцев черты, как цельность натуры, затаённое упрямство, скрытность, строгость, неотступность. Плюс пронесённое через всю жизнь классическое петербургское воспитание: гимназии Мая, Лентовской, ложа Мариинского театра – все члены семьи были театралами.

Много лет спустя сам Лихачёв будет говорить, что его воспитание для той поры, когда слова «честь» и «достоинство» воспринимались совсем не как пустой звук, было самым обычным. Но каким чудом его речь, его манеры, его обхождение будут восприниматься в позднесоветские и первые постсоветские годы!

Были на заре его жизни и события знаковые, предопределившие его будущие труды в знаменитом Пушкинском Доме, – например первая поездка в гимназические годы на Русский Север. Сам Лихачёв вспоминал, что многое в его будущей жизни определилось, когда в свой первый приезд в Москву он увидел «каменное чудо» – не существующий ныне храм Успения на Покровке.

Но это детали. А в общем... Один из исследователей творчества и жизни Лихачёва очень точно подметил, что именно тогда, в гимназические годы, сформировалась его привычка, его умение воспринимать окружающую жизнь и все её проявления как текст. Случайно ли одна из лучших работ Лихачёва называется «Текстология»?

Именно это умение, скорее всего, и уберегло его во время пребывания на Соловках, в печально знаменитом СЛОНе – Соловецком лагере особого назначения. Рядом уголовники с их весьма специфической культурой? Исследуем!

Как известно, первая научная работа Лихачёва – статья «Карточные игры уголовников» – была опубликована в лагерном журнале «Соловецкие острова». А при случае даже у них можно кое-чему научиться. Лихачёв впоследствии вспоминал об одном из уголовным авторитетов: «Он... обучил меня, как достоинства не терять, а всегда по своей форме ходить. От него и кличку свою я получил "Медяковый штым" – на фене это означало "сообразительный человек"».

На Соловках Лихачёв чудом избежал гибели, по чистой случайности не попав в число трёхсот заключённых, расстрелянных сразу после визита в СЛОН Максима Горького. Потом он не раз будет говорить, что за него был расстрелян кто-то другой, и, значит, ему надо прожить жизнь за двоих — и не только в смысле её продолжительности.

Сбылось. Лихачёв лишний раз доказал своим примером справедливость утверждения другого классика отечественной культуры – «Жить в России надобно долго».

Хорошо помню его лекцию, прочитанную осенью 1984 года в Политехническом музее, об одном из любимых его произведений древнерусской литературы – «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона. Правда, в конце он добавил: «К сожалению, публикация текста этого памятника в обозримом будущем невозможна». И мягко ушёл от ответа на вопрос, что же такого недозволенного находит цензура в этом «Слове..», – на прямой конфликт с властью Лихачёв, хоть и слыл в научных кругах диссидентом, не шёл никогда.

Вряд ли он мог знать, что «Слово...» уже очень скоро будет опубликовано в дополнительном томе созданного под его же руководством (и впоследствии удостоенном Государственной премии России) издании «Памятники литературы Древней Руси».

Список его научных работ – более полутора тысяч! – изумляет. Конечно, его главным научным интересом была именно древнерусская литература, и в первую очередь – «Слово о полку Игореве»: в библиотеке Лихачёва были все его издания. Именно после исследований Лихачёва практически затихли споры о подлинности «Слова».

Круг его интересов был очень разнообразным. Помню, как после всех изысканий по древнерусской литературе поразила меня его книга «Поэзия садов» – не с неё ли началась новая волна интереса к русским усадьбам? А Советский – ныне Российский – фонд культуры? А многолетнее главенство в редколлегии легендарной серии «Литературные памятники»? А основанный им и доныне существующий журнал «Наше наследие»? Символично, что именно на здании его редакции висит единственная в Москве мемориальная доска в честь Лихачёва. Поразительны по чистоте интонации его обращённых к детям и многократно переизданных «Писем о добром и прекрасном».

Всевозможные награды его мало волновали – он довольно беспорядочно складывал их в ящик письменного стола, и однажды, когда для какого-то важного приёма понадобилась звезда Героя Социалистического труда, обнаружена она не была, пришлось срочно заказывать копию. А первый экземпляр возрождённого ордена Андрея Первозванного вскоре после награждения отправился на хранение в Эрмитаж.

А грустить его заставляло другое: то, что с годами он превращался из борца за русскую культуру, её радетеля, – в её печальника. Он-то как никто другой знал, каково приходится «малым сим» – провинциальным библиотекарям, музейщикам, которые ему были куда интереснее, чем любые из «ответственных за культуру» высокопоставленных лиц. Каково приходится просто людям, к судьбам отечественной культуры неравнодушным. Люди об этом прекрасно знали – и вполне заслуженно в последние годы жизни называли его «совестью нации».

Но сам он мало заблуждался относительно своих возможностей. Да, он смог уговорить Бориса Ельцина поехать на похороны царской семьи – кто бы сейчас из нынешней культурной элиты смог бы повлиять на решения, принимаемые на таком уровне? Но что он мог сделать, к примеру, с превращаемой в «лужковский китч» Москвой? Что он мог сделать со всё более необратимыми изменениями в жизни страны, как в зеркале отражающимися в словах и речи?

«Мы будем жить, как чайки на помойках, – предупреждал Лихачёв одном из последних выступлений на ТВ, – ибо уходит достоинство. Страшны не жаргонные слова и просторечия, а обеднение речи в связи с обеднением жизни. Исчезла любезность. Исчезла репутация – теперь характеристика... Даже животные деградируют – хищная чайка продвинулась уже и на сушу». И противостоять этим чайкам сегодня, увы, некому...

10 заповедей академика Дмитрия Лихачёва

•Не убий и не начинай войны.
•Не помысли народ свой врагом других народов.
•Не укради и не присваивай труда брата своего.
•Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
•Уважай мысли и чувства братьев своих.
•Чти родителей и прародителей своих и всё, сотворённое ими, сохраняй и почитай.
•Чти природу как матерь свою и помощницу.
•Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
•Пусть живёт всё живое, мыслится – мыслимое.
•Пусть свободным будет всё, ибо всё рождается свободным.

Георгий Осипов

http://www.russkiymir.ru/publications/217415/



Письмо пятое. В чем смысл жизни? (отрывок из книги)

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть - иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был "настоящим", его никому нельзя показывать - писать для себя только. Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить и врать. Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает - врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще - не хочется связываться...

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д. Но жить нужно созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, а следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря. Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом - окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов. Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество - оно беспрерывно. Так что жизнь - это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

http://cameralabs.org/10645-dmitrij-likhachjov-v-chjom-smysl-zhizni
Прикрепления: 0533399.jpg(21Kb) · 0350062.jpg(22Kb)
 
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ДУХОВНЫЙ ЛИДЕР РОССИИ. К 110-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ЛИХАЧЕВА (28.11.2016. Русский мир)
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz