Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ТАЙНЫ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА
ТАЙНЫ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА
Валентина_КочероваДата: Среда, 25 Апр 2018, 12:05 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6221
Статус: Offline
ТАЙНЫ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА

Что открыли учёные в самом большом некрополе русских монархов



46 русских князей и царей, от Ивана Калиты до Петра II, похоронены в Архангельском соборе Московского Кремля. Здесь время от времени работают археологи, историки, реставраторы: ­обновляют надгробия, фрески, изучают фрагменты каменной кладки прежнего храма, построенного в 1333 году. Тот храм был меньше и простоял почти два столетия. Потом его разобрали и ровно 510 лет назад, в 1508 году, возвели нынешний собор. ­Сооружение уникальное, хранящее тайны, которые уже не один век разгадывают учёные.

Почему храм освятили в честь архангела Михаила? Недавно это объясняла на научной конференции в музеях Московского Кремля сотрудник Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Руб­лёва Наталья Чугреева:

— Традиция почитания главы небесных воинств идёт из Византии. Архангел Михаил — победитель тёмных сил, защитник человеческих душ, провожающий их в Царствие Небесное. Ему молились, думая о судьбе своей души, о её переходе в вечность.


Икона Архангельского собора «Архангел Михаил в деяниях»

Именно поэтому ещё первая церковь на месте нынешнего собора носила имя архангела Михаила. Грозный воевода охраняет врата рая, пропускает в него святых, от него во многом зависит посмертная судьба князей и царей, которые упокоились в храме. А пять золотых глав собора — это символ Иисуса Христа и четырёх евангелистов.

Политические распри забывались, когда речь шла о смерти. Архангельский собор как место упокоения заклятых врагов стал символом примирения и согласия ради единства Руси. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья. Вдоль западной — их близкие родственники, удельные князья. Вдоль северной — князья, впавшие в немилость, умершие насильственной смертью. Погребения совершали в саркофагах, их опускали под пол. Над захоронениями устанавливали надгробия со словами молитв и эпитафий.

Важный момент: люди, приходившие в храм, могли оставлять на этих гробницах личные записки, адресованные государю. Трогать их никто не имел права. Так что собор стал ещё и местом своеобразного общения государя со своим народом. Эта традиция прервалась при Петре I. Но даже после перенесения столицы в Петербург значение храма сохранилось. Каждый новый император после венчания на царство в Успенском соборе шёл в Архангельский — на поклон к своим прародителям.

Особую заботу о будущей усыпальнице проявил Иван Грозный. Он приказал выделить для своего погребения отдельное место в алтарной части собора — в дьяконнике. По существу, это храм в храме. Там упокоились царь и два его сына — Иван и Фёдор. В 1963 году именно их захоронение стало первым, которое вскрыли учёные.

Сначала специалисты обнаружили, что восточная стена храма в аварийном состоянии и её нужно укрепить. Для этого потребовалось понизить уровень пола в дьяконнике. Волей-неволей пришлось потревожить не только надгробия, но и сами останки. Поэтому учёные решили их изучить.

— Работала специальная комиссия из археологов, антропологов, историков, химиков, — рассказывает доктор исторических наук ведущий сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Панова. — Останки Ивана IV хорошо сохранились, их исследовал специалист по реконструкции облика антрополог Михаил Герасимов. Он установил, что рост царя достигал 180 сантиметров, вес — около 100 килограммов. Грозный страдал болезнью костей и не мог свободно двигаться. В 54 года он имел скелет 70-летнего старика.

Герасимов сделал скульп­турные портреты царя и его сына Фёдора. А вот восстановить облик царевича Ивана не удалось: череп был сильно повреждён, возможно, из-за отцовского удара. Тогда же эксперты определили значительное превышение в останках усопших ядовитых веществ — ртути и мышьяка. Это породило множество версий об отравлении.




Ещё одна загадка связана с уникальным колоколом, который был отлит по приказу Ивана Грозного в год его венчания на царство. Вес нового колокола был по тем временам огромный — 2 тысячи пудов (32 тонны). Государь и митрополит Макарий распорядились, чтобы его установили на деревянном помосте-колокольнице в непосредственной близости от Архангельского храма, за алтарём. Почему именно там?

— Громоподобный благовест в те времена воспринимался как образ трубного гласа архангела Михаила, — объясняет старший звонарь храма Христа Спасителя и Московского Кремля Игорь Коновалов. — Звук его трубы должен поднять из гробов всех усопших от начала времён. Огромный колокол напоминал о грядущем Страшном суде. А для Ивана Грозного это был ещё и звон за упокой его отца — великого князя Василия III. Царь глубоко чтил своего родителя, в соборе есть два изображения великого князя: одно рядом с местом его погребения, другое — на западной грани северного соборного столпа. Входя в храм, царь всякий раз видел изображение отца.

В 1812 году наполеоновские солдаты ограбили и осквернили Архангельский собор. В алтаре устроили кухню, иконы использовали как скамейки и кровати. Растащили драгоценные оклады, увезли и серебряную раку царевича Димитрия. Мощи святого спас от поругания священник соседнего Вознесенского монастыря.

После бегства французов москвичи сразу же приступили к разбору руин. Архангельский собор возродился первым из кремлёвских храмов. Уже 1 февраля 1813 года состоялось его освящение. «При многочисленном стечении народа в собор были внесены мощи св. царевича Димитрия», — сказано в летописи. Тысячи верующих плакали от радости: считалось, что, пока мощи царевича в храме, Русь находится под надёжной защитой.

Елена Литовченко, 24.04. 2018газета "Крестовский мост"

http://www.krest-most.ru/?c=article&id=732
Прикрепления: 8802123.jpg(23.8 Kb) · 1061537.gif(44.2 Kb) · 8858410.jpg(19.2 Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Пятница, 27 Апр 2018, 10:00 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6221
Статус: Offline
Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью Св. Михаила на площади».



Первый каменный Архангельский собор, на месте деревянного, был заложен в 1333 году великим князем Иваном Калитой в благодарность за избавление от великого голода 1332 года. Этот голод был назван «рослой рожью» – сжатый хлеб пророс в копнах и от беспрерывных дождей весь погиб на полях.

Народ же прожил тогда довольно «безбедно», что сочли подлинным чудом и в память о том заложили большой каменный храм. В тот же год он был окончен и освящен митрополитом Феогностом.


Свт. Феогност, митр. Московский. Деревянная скульптура XVII в.

http://www.vidania.ru/saints....go.html

Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. О времени его появления среди специалистов существует две версии. Согласно первой, деревянный храм был построен очень давно – в конце XI – начале XII столетий, когда молодая Москва, как и всякий город, должна была иметь свой храм во имя Начальника Небесных Сил, издавна считавшегося покровителем русских князей-воинов.

Другие относят появление деревянного храма к первой половине XIII века, ко времени правления первого известного в истории города удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. Он и заложил в Москве храм во имя своего небесного хранителя, и произошло это за 20 лет до начала правления князя Даниила Московского.


Михаил Ярославич Хоробрит

http://www.prizyv.ru/2015/04/17/xorobrit-brat-nevskogo/

К числу сторонников этой «поздней» версии, которую считают более достоверной, принадлежал и знаменитый дореволюционный историк Москвы, Иван Забелин.



Согласно его исчисленьям, каменный Архангельский храм был пятым по счету из заложенных Калитой в Кремле после Успенского собора, церкви Иоанна Лествичника, несохранившегося Петроверигского храма и церкви Спаса на Бору. Тогда Калита, получивший ярлык на великое княжение, застраивал и обустраивал Кремль. Именно в его времена появилось само это слово – Кремль.

В древности на месте его златоглавых соборов и зубчатых стен шумел сосновый бор, и поэтому холм, на котором возвели первые деревянные крепостные стены города, назвали Боровицким. Они появились уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого.

Слово же «Кремль» или «Кремник», как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-40-х годах – тогда, когда Калита повелел возвести новые городские стены из прочного дуба. Возможно, слово «кремль» произошло от древнегреческого «кремнос» – «твердый», но более вероятно, что в основе лежит славянское слово «крем», «кремник», означавшее «бор» или «лес». Это название сохранилось и после того, как в XV веке был построен новый Кремль из красного кирпича.

Новый Архангельский собор, заложенный Калитой, по мысли своего основателя и устроителя должен был стать ему последним прибежищем. Он и был погребен в нем первым – в апреле 1340 года. С тех пор всех правителей Москвы и России до Петра I хоронили здесь.

Лишь двое из них упокоены за пределами этой кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского монастыря.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее – возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году Храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. За это правитель удостоился особого почета: его изображение в росписи храма поместили на самое лучшее место – на столпе против главного входа в храм.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль.

http://moscow.org/moscow_encyclopedia/164_arhitect_aleviz_syariy.htm

Алевиз построил традиционный для древнего русского православия крестово-купольный собор, но с элементами итальянского зодчества – например, украшение закомар – декоративные раковины с жемчужинами. Один старинный знаток Москвы и вовсе оценивал храм как здание «смелой готической архитектуры, с греческой древней смешанной».

В него перенесли мощи «прародителей государевых», начиная с Ивана Калиты. И в престольный праздник, 8 ноября 1508 года новый собор был освящен во имя Архистратига Михаила, Чиноначальника небесных сил – чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни стал бы и хранителем их тел.

Погребение совершали на Руси до заката, чтобы покойник мог проститься с солнцем до Воскресения из мертвых. Гроб накрывали каменной плитой, и возлагали на него загашенные после отпевания свечи – в знак погашения всякой вражды. Перед гробницами всегда теплились лампады и горели свечи: в своих духовных завещаниях князья наказывали своим детям соблюдать, «чтобы память о родителях не преставала и свеча бы их на гробах родительских не угасла».

И над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещались икона, свеча и панихидное блюдо с кануном. Эти надгробницы мы и видим сейчас в Архангельском соборе – все захоронения находятся под полом. В 1636-1637 г.г. древние надгробия заменены новыми кирпичными с резными белокаменными стенками, а в 1903 году они были покрыты бронзовыми футлярами.

И еще в Архангельском соборе с 1599 г. и до 1765 г. были «отдельные архиереи», предназначенные служить панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ – князей и царей. Такого учреждения больше не было ни в одной московской церкви.

Внутри храма слева от Царских Врат в местном чине находится икона Божией Матери «Благодатное небо» – по преданию, она была принесена в Москву в конце XV века супругой вел. кн. Василия II Софьей Витовтовной, дочерью Литовского князя.



В росписи нижнего яруса собора можно увидеть изображения великих московских и удельных князей: Дмитрия Донского, Ивана Калиты, Ивана III, Андрея Старицкого. На столпах изображены князья Владимиро-Суздальской Руси – предки московских князей, как бы олицетворяющие предысторию Московского государства.

Когда заключались грамоты между великим князем и удельными князьями на верность и о военном союзе против общего неприятеля, то «для вящего утверждения» они давали друг другу присягу именно в Архангельском соборе и целовали там крест на гробах своих отцов.

Отсюда произошел еще один древний обычай, существовавший в допетровской Москве – класть челобитные государю на царские гробницы. Никто не мог препятствовать просителю войти в собор и оставить там свою просьбу, которая оттуда доходила до царя и попадала прямо в его руки. Этот обычай был отменен Петром I.

Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.

Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.

Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.

В Архангельском соборе похоронен св. царевич Дмитрий в серебряной раке. Здесь же хранилась его тафья, унизанная жемчугом и яхонтами – в собор ее прислал Петр I.

Строго говоря, в Архангельском соборе хоронили не только великих князей Москвы. При Иване Грозном здесь были погребены свв. мученики Черниговские – князь Михаил и его боярин Феодор, замученные в Орде в 1242 году и только в XVI веке привезенные в Москву по желанию царя.

Здесь же был похоронен любимый народный герой Смутного времени, полководец князь Михаил Скопин-Шуйский. Он участвовал в подавлении восстания известного И. Болотникова и в 1610 году освободил Москву от осады Тушинского вора – Лжедмитрия II.

Князь умер внезапно 23 апреля 1610 года, и народ приписал его смерть отраве, подозревая в убийстве дядю полководца, царя Василия Шуйского. Говорили, что героя отравила из своих рук дочь Малюты Скуратова, которая приводилась ему кумой:

Ох, ты гой еси, матушка моя родимая,
Сколько я по пирам не езжал,
А таков еще пьян не бывал:
Съела меня кума крестовая,
Дочь Малюты Скуратова.


И слышны были в Архангельском соборе «шум и гласы и плач» – о Смуте великой времени и о разорении царства Московского.

Известна история основания кремлевского Чудова монастыря, когда святитель митрополит Алексий, в 1357 году призванный в Орду лечить ослепшую жену хана Тайдулу, перед отбытием отслужил в Успенском соборе молебен перед гробницей св. митрополита Петра и было чудо: там сама собой возгорелась свеча. С этой свечой поехал святитель в Орду и исцелил Тайдулу, которая в благодарность подарила ему в Кремле место для устроения Чудовой обители – во имя Чуда св. Михаила-Архангела в Хонех.

Сам праздник, как и основанный Чудов монастырь, не имеет прямого отношения к Архангельскому собору. Интересно другое, почти неизвестное: оказывается, такое «чудесное самовозжжение» свечей случалось нередко и после того. И однажды это произошло в Архангельском соборе: у гроба Дмитрия Донского «свеща сама о себе возгореся» и горела много дней, не убывая в воске. Эта свеча долго хранилась в соборе, от нее многие брали целебный воск и «от различных болезней здравие приимаху».

Снаружи южную стену Архангельского собора поддерживают каменные подпоры – контрфорсы. Эта стена треснула в конце XVIII века, когда для строительства Большого кремлевского дворца по проекту В.Баженова был вырыт огромный котлован. Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.

Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.

И все же беды обрушились на Архангельский собор в XIX столетии. Он сильно пострадал в 1812 году – в алтаре этого кремлевского храма была устроена походная кухня для Наполеона. Говорят, что это сделали по совету шпионки Бонапарта, мадам Обер-Шальме, известной французской модистки с Кузнецкого моста. Она держала очень дорогой магазин шляп, в который до войны ездила вся Москва. За цены ее прозвали шельмой, а неблаговидная роль мадам во время войны только утвердила за ней это прозвище – многие даже считают, что само слово шельма произошло от ее имени.

Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права. Эту «популистскую» меру он хотел провести одной из первых, надеясь обратить к себе большинство русского простонародья и тем удержать свою завоевательную политику. Наполеон спросил у мадам ее мнение по этому вопросу. «Я думаю, Ваше Величество, что одна треть из них, может быть, оценит это благодеяние, а остальные две трети не поймут, пожалуй, что Вы хотите сказать этим». – ответила модистка. Выслушав ее ответ, Наполеон понюхал табак, что он делал всегда, когда встречал какое-либо противоречие.

И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.

Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.

Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.

В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжен, в подклет Архангельского собора перенесли в белокаменных гробах их останки – под прах отцов, братьев и мужей.

Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными.

После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата.

В 1988 году Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил Дмитрия Донского к лику святых, а 28 мая 1991 года Патриарх Алексий II провел богослужение над мощами св. Димитрия.

Елена Лебедев

http://www.pravoslavie.ru/191.html

Фрески Архангельского собора Московского Кремля

http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=74
Прикрепления: 8565482.jpg(30.5 Kb) · 6291811.jpg(18.7 Kb) · 8143627.jpg(14.2 Kb) · 0456656.jpg(17.5 Kb) · 2254922.jpg(24.5 Kb)
 
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ТАЙНЫ АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2018
Сайт управляется системой uCoz