[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 28 Янв 2019, 13:45 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6053
Статус: Offline
ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ



В самом сердце Москвы, в тихом Брюсовом переулке, между улицами Тверской и Большой Никитской находится замечательный старинный храм, который носит необычное название Воскресения Словущего на Успенском вражке. «Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. Оно означает, что церковь слывет, прозывается Воскресной.

Главная христианская Святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме. Он был «обновлен», то есть,возрожден святыми равноапостольными Константином и Еленой в 355 году на Голгофе — на месте страданий Христовых и обретения Животворящего Креста.



После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.

С того времени и поныне Святая Церковь ежегодно 13/26 сентября воспоминает это величайшее для всех христиан событие, а храм построен в память о нем.

У этого праздника есть одна очень интересная особенность — в этот день в храмах, освященных в честь Воскресения Словущего, служба совершается как на Пасху — пасхальным чином, торжественно восклицается: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!».

Представляете, как необычно выглядит пасхальный Крестный ход, который ведут священники в красных пасхальных облачениях с пасхальными трисвешниками в руках, на фоне осенней листвы! Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.

Многовековая (начиная с XVII века) история храма увлекательна, таинственна и, конечно же, промыслительна. Уцелевший в советский период храм, не только не был закрыт, но и не прекращал своего молитвенного служения в очень тяжелые для всего русского народа годы, неся возложенную на него Промыслом Божиим духовную миссию – окормлять православных людей, объединённых под омофором Русской Православной Церкви, утешать в земных скорбях и помогать найти дорогу на Небо.

Первоначально церковь была возведена в середине шестнадцатого столетия из дерева, а после пожара в Москве в конце шестнадцатого столетия построили из камня. Позже пристроили трапезную и реконструировали колокольню. Архитектура церкви представляет стиль российского классицизма.

Совсем необычное название храма. Церковь была посвящена погребению Христа в Иерусалиме и имели право называться храмы Гроба Господня только в Иерусалиме. Другие строения называли в честь события погребения Христа «Воскресение Словущего». На месте Брюсовского переулка проходил большой овраг, и находилась деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Поэтому место получило название «Успенский вражок».

Стиль бесстолпного однокупольного строения «уличанской» церкви. Стены заканчиваются полукруглыми закомарами, простые оконные наличники, строгий карниз. Идеальные пропорции говорят о том, что зодчий был опытным мастером. В конце девятнадцатого столетия по проекту зодчего Мейснера верхние этажи заменили псевдоклассическими формами. Такой вид храма можно наблюдать в настоящее время.

Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма всегда были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры.

В советское время в нашем храме можно было за богослужениями видеть Ивана Козловского, Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, выдающихся певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссера и актера Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, советскую оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Петровну Максакову и многих других всемирно известных деятелей культуры и искусства, которые вошли в историю нашего храма и во многом, благодаря которым в тяжелое для Церкви советское время храм не был закрыт.

В каждый воскресный и праздничный день храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися, а в пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами. Имеются данные о том, что на Пасху 15/16 апреля 1944 года в храме было 2500 человек!

На протяжении четырех десятилетий в храме Воскресения Словущего служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим.



В службах, которые совершал владыка Питирим, тогда архиепископ Волоколамский, раскрывалась глубокая любовь владыки к Богу и Церкви — любовь, которую он унаследовал от своего отца-священника, от своего духовного отца преподобного Севастиана Карагандинского и от своего наставника Святейшего Патриарха Алексия I.

Служение владыки Питирима было всегда торжественным, величественным и в то же время глубоко молитвенным. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Многие становились его духовными чадами. Здесь же он возглавлял отпевание многих выдающихся деятелей русской культуры: Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.

Небольшой и скромный храм Воскресения Словущего на Успенском вражке православные христиане называют намоленным местом между Тверской и Никитской в центре Москвы. В помещении храма чувствуется умиротворение и покой.

и иконы св. Спиридона Тримифунтского, которого христиане считают покровителем в трудовой деятельности и жилищных вопросах. К нему обращаются с молитвами при болезнях, а также путешествующие люди для удачи в пути.



Такое именование Богородицы впервые появилось в древней повести «О покаянии Феофила, эконома церковного», известной на Руси с XVII века: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресвятая Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию.

Московский образ Взыскания погибших, находящийся в храме, датируется 1802 годом. По преданию, владелец иконы неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками. Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству, но взмолился перед иконой и получил помощь. Жизнь его наладилась, дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж. А благодарный отец передал святыню в храм Рождества Христова в Палашах. К чудотворному образу стали приходить люди, потерявшие надежду и отчаявшиеся.

Во время разорения французами Москвы в 1812 году икона была разбита на три части и выброшена, а после ее обретения восстановлена стараниями художника Т.Г. Мягкова. В 1815 году в Рождественской церкви по ходатайству прихожан был устроен придел в честь Взыскания погибших, где икона находилась до закрытия храма в 1929 году (церковь была разрушена в 1935–1937 годах, теперь на этом месте школа – Малый Палашовский переулок, дом 3). Затем образ перенесли на короткое время в церковь Воскресения Словущего на Малой Бронной улице. Но и она была закрыта в 1930 году, а в 1935-м разобрана на кирпич (теперь здесь также школа – Малая Бронная, дом 7).

Икона Царицы Небесной была доставлена в церковь Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Большой Никитской, которая тоже не избежала закрытия в 1937 году (вновь открылась в 1992 году), после чего святыня была перенесена в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке.

В 1981 году от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако сама святыня чудесным образом сохранилась. Образ написан маслом в стиле западноевропейской живописи. На полях изображены небесные покровители прежних владельцев: мученик Мамант, апостол Филипп, праведная Анна, святитель Николай Мирликийский, преподобномученица Параскева, великомученица Екатерина. Богородица на иконе изображена без Своего покрова, который Она отдала для спасения грешника, показав тем самым, что готова для спасения человеческой души отдать все – ведь в древние времена женщине появляться с непокрытой головой было зазорно.

С утра до вечера к чудотворной иконе стремятся молящиеся, приезжающие порой и издалека. Перед образом Божией Матери молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а также – по старинному московскому обычаю – о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. О том, сколь многим Царица Небесная посылает помощь и заступление, свидетельствуют многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы.

По воскресным вечерам (кроме времени Великого Поста и периода от Пасхи до праздника Троицы) перед чудотворною иконою служится акафист.

К редким московским святыням относится образ святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца, с частью его святых мощей, а также частицами мощей иных угодников Божиих (с правой стороны от амвона в главном приделе, рядом с образом Спаса Нерукотворного).



Перед ним тоже всегда можно встретить богомольцев. Святителя Спиридона, жившего на Кипре в IV веке, почитают помощником бедных и обездоленных, надеждой лишенных крова. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях.

Акафист святителю Спиридону совершается по вечерам во вторник.



Древнейшая икона нашего храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия, архиепископа Мирликийского Николая. Акафистное пение перед этой святыней совершается после вечерни по четвергам.

Из других особо чтимых святынь можно отметить образы пророка Елисея с житийными клеймами древней иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела. Эти иконы перешли в храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.

В храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, преподобного Саввы Сторожевского, благоверной княгини Анны Кашинской с частицею ее святых мощей.

http://vslov.ru/o-hrame.html
https://ikona-i-molitva.info/xram-vo....vrazhke
http://vslov.ru/svyatyini-hrama/svyatyini-hrama.html
Прикрепления: 0946557.jpg(26.1 Kb) · 3712296.jpg(26.7 Kb) · 9081569.jpg(9.0 Kb) · 1235078.jpg(24.2 Kb) · 5749997.jpg(29.2 Kb) · 3541600.jpg(29.2 Kb) · 2029307.jpg(17.0 Kb)
 

Форум » Размышления » Пост с молитвой сердце отогреет... » ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ СЛОВУЩЕГО НА УСПЕНСКОМ ВРАЖКЕ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: