[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Размышления » Новости и объявления » МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А.С. ПУШКИНА "МИХАЙЛОВСКОЕ"
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А.С. ПУШКИНА "МИХАЙЛОВСКОЕ"
Валентина_КочероваДата: Вторник, 16 Мар 2021, 09:38 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 6104
Статус: Offline
«ЛЕРМОНТОВ: СУДЬБА ПОЭТА-ВОИНА»
(04.03. - 18.07. 2021)

Совместный выставочный проект из фондов музея-заповедника М. Ю. Лермонтова «Тарханы» и Пушкинского Заповедника.
М. Ю. Лермонтов – особое явление в русской литературе. Будучи «счастливо одаренным способностями к искусствам», он выбрал военную службу; участвуя в сражениях против Шамиля в Чечне и Дагестане, проявил себя храбрым воином и талантливым командиром.
Поэт поступил в юнкерскую школу в 1832 г., в Петербурге, и был профессиональным военным до конца своей короткой жизни. При этом он создавал шедевры, составившие бесценное литературное наследие. Его ратные дела и духовные подвиги являются образцом исполнения долга перед страной и ее людьми. Были предпосылки выбора Лермонтовым воинской стези: по линии отца он потомок представителей шотландского рода. Перейдя на сторону Московского государства, вольный наемник Георг (Джордж) Лермонт погиб под Смоленском в 1634 г. Многие представители русской дворянской фамилии, которой дал начало Георг, сражались за Россию в разное время: среди них – генералы, адмиралы, полковники. Преданность традиции сохранил отец поэта, капитан Ю. П. Лермонтов, вступивший в ополчение в начале войны 1812 г.

 
Проявили себя на военной службе братья бабушки поэта – Е. А. Арсеньевой, урожденной Столыпиной. А.Столыпин был адъютантом Суворова, Дмитрий сражался под Аустерлицем в 1805 г., в кампании 1812 г. принимали участие Николай и Афанасий. Дед поэта по материнской линии, М.В. Арсеньев, был отставным гвардии поручиком, его братья участвовали в штурме Измаила.
Е.А. Арсеньева стремилась отправить внука «на службу Его Императорского Величества», чтобы тем самым он мог «сохранить должную честь, свойственную званию дворянина». После окончания Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в 1834 г. Лермонтов был зачислен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. Командирами он характеризовался так: по службе «усерден», способностей ума «отлично хороших», в нравственности «хорош». Жесткая регламентация жизни в полку вызывала противодействие части гвардейцев, и Лермонтов за разные «шалости и выходки» не раз попадал на гауптвахту. С товарищами по службе он жил дружно, а те ценили его гусарскую удаль. Между парадами, учениями и офицерскими развлечениями поэт находил время для творчества. Вероятно, он помнил наказ отца из духовного завещания: «… ты одарен способностями ума, – не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оныя на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу». Поэмы «Хаджи Абрек», «Измаил-Бей», работа над поэмой «Демон», драмой «Маскарад», романом «Княгиня Лиговская» – далеко не полный перечень литературных трудов Лермонтова в начале военной карьеры. Но вскоре эта работа будет прервана: в жизни поэта произойдет событие, которое круто изменит его судьбу.

Стихотворение «Смерть поэта» можно считать гражданским подвигом Лермонтова. Вступаясь за честь погибшего Пушкина, он руководствовался врожденным стремлением «защищать всякого невинно осуждаемого», считая это делом чести офицера. Результатом стала ссылка в Нижегородский драгунский полк, на Кавказ, где шла война против горцев. Поэт с большим интересом постигает нравы и обычаи горцев, знакомится с представителями грузинской, армянской и азербайджанской интеллигенции. Он стойко переносит тяготы военного быта: «…одетый по-черкесски, с ружьем за плечами… ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов». Это не были прогулки странствующего офицера: поэт, в частности, конвоировал транспорты с запасами для Ольгинского укрепления – под пулями чеченцев. Впечатления от Кавказа стали основой многих произведений, Лермонтов также создает целую серию живописных полотен, передающих красоту края. Поэт заявляет: «Я многому научился у азиатов… там, на Востоке, тайник богатых откровений». По возвращении из ссылки Лермонтов был произведен в поручики. Но ссора в феврале 1840 г. с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, когда поэт встал на защиту чести русского офицерства, привела к дуэли. Снова последовала ссылка на Кавказ: автора «Маскарада», «Думы», «Молитвы», «Демона», «Героя нашего времени» отправляют в Тенгинский пехотный полк.Лермонтов по собственному желанию попадает в отряд генерала А.П. Галафеева и оказывается в самой гуще военных действий против горцев, объединенных под знаменами имама Шамиля.

Об одном из самых жарких сражений рассказывается в стихотворении «Валерик».Отвага поручика Тенгинского пехотного полка вызывает восхищение товарищей и командиров. Лермонтов принимает командование особым отрядом. Опытный офицер, сослуживец поэта К.Х. Мамацев вспоминал: «Невозможно было сделать выбора удачнее: всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам… и во главе отряда выказывал самоотвержение выше всякой похвалы». Поэт сумел завоевать авторитет среди отчаянных, опытных воинов, войдя в их образ жизни: он ел с ними из одного котла, спал на голой земле и разделял все трудности похода.Командующий войсками Кавказской линии генерал П.Х. Граббе заявлял, что Лермонтов был «один из самых отличных офицеров армии», «примерной храбрости и благороднейших чувств». Генералом Галафеевым подается рапорт о возвращении поэта в гвардию; его дважды представляют к награде: ордену Св. Владимира 4-й степени и «золотой полушпаге» с надписью «за храбрость». Но Николай I не дает монаршего соизволения, и Лермонтов не получает заслуженных наград, которые позволили бы ему надеяться на желанную отставку и возможность заняться только литературной деятельностью.

Война дала опыт, углубила представления о жизни. Поэт верен себе: ненавидит все ложное, неискреннее – и потому погибает: 15 июля 1841 г. недалеко от Пятигорска, у подножия горы Машук, Лермонтов был убит на дуэли Н.Мартыновым, который, как мы понимаем, завидовал его славе и воинской отваге. Хоронили поэта представители всех полков, в которых он служил: лейб-гвардии Гусарского, Нижегородского драгунского, Гродненского гусарского и Тенгинского пехотного. 23 апреля 1842 г. он был перезахоронен на фамильном кладбище в Тарханах. Лермонтов служил честно, выполняя свой воинский долг, был храбр, инициативен, но, как мы понимаем, служба, участие в войне мало гармонировали с его внутренним миром, а нередко – вступали в противоречие. В произведениях этого великого человека нет ненависти к противнику, здесь звучат глубокие философские размышления и неприятие войны:

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?».

Валерик. 1840


Лермонтов-поэт и Лермонтов-воин. В каждой ипостаси он благороден и талантлив. Его творчество отличается мощным гражданским звучанием и взывает к таким чувствам, как подлинная любовь к Родине, великодушие и гуманность. Жизненный путь поэта и его произведения вдохновляют на преданное служение Отечеству, верность присяге, воинскому долгу.Лермонтов и сегодня в строю.


http://pushkinland.ru/2018/exh/exh21/exh104.php#prettyPhoto

17 МАРТА - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МУЗЕЯ
Праздничная программа к 99-летию Пушкинского Заповедника

15:30. МЗ НКЦ. Вход свободный.

Открытие выставки «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции». C. Лагерлёф. В иллюстрациях М.Сутягиной. Графические работы из собрания автора

Праздничный концерт с участием дуэта "Baroque Unlimits" - скрипача ИВАНА ДОЛГУНОВА и гитариста МИХАИЛА РАДЮКЕВИЧА (Санкт-Петербург)

 БЗ НКЦ. Вход свободный.

Программа концерта:
Никколо Паганини. Соната для скрипки и гитары ля мажор
Вольфганг Амадей Моцарт. Фантазия ре минор. Квартет для флейты и струнных (2 часть)
Кристиан Шейдлер. Соната для скрипки и гитары ре мажор
Дмитрий Бортнянский. Соната до мажор (2 часть)
Сен-Санс. Интродукция и Рондо Каприччиозо

ТОРЖЕСТВЕННАЯ ЦЕРЕМОНИЯ ВРУЧЕНИЯ ГРАМОТ ПУШКИНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА
 Мраморный зал анфилады выставочных залов НКЦ


http://pushkinland.ru/2018/news/news21/news9.php
Прикрепления: 3920703.jpg(17.1 Kb) · 3320506.jpg(15.6 Kb) · 0844811.jpg(12.5 Kb) · 8533132.jpg(26.5 Kb) · 9822311.jpg(17.1 Kb) · 3020889.jpg(18.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 19 Мар 2021, 18:28 | Сообщение # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 6104
Статус: Offline
К 130-летию со дня рождения первого директора Пушкинского заповедника
16 марта 1891 г. - день рождения первого директора Пушкинского заповедника Василия Митрофановича Никифоровского


Сын священника Митрофана Доремидонтовича и Любови Алексеевны Никифоровских -  Василий Митрофанович родился в Санкт-Петербурге, в многодетной семье. Окончив университет, стал филологом. Преподавал в школах столицы, Опочки и Святых Гор. Как большой поклонник творчества А.С. Пушкина привозил учащихся в Михайловское. Здесь познакомился с Колонией литераторов и писательницей Варварой Васильевной Тимофеевой (Починковской).

В период пожарищ и разграблений в феврале 1918 г. в Михайловском и Тригорском был создан общественный Комитет по охране могилы А.С. Пушкина. Действуя от лица общественности, Василий Митрофанович объединил усилия педагогов, местного Наркомата просвещения, Пушкинского Дома. При объявлении Михайловского, Тригорского и могилы А.С. Пушкина заповедными 17 марта 1922 г. был назначен Наркоматом просвещения заведующим.

Его первой задачей стало определение границ заповедника, прекращение порубок и ликвидация всех построек, не имевших к нему отношения. Дата столетия со дня приезда А.С. Пушкина в Михайловскую ссылку, благодаря В.М. Никифоровскому, была широко отмечена в августе 1924 г. На торжества приехала делегация во главе с президентом Академии наук А.П. Карпинским. Выступили Ю.Тынянов, Н.Измайлов, Б.Томашевский, Л.Гроссман, А.Слонимский, В.Шишков, Н.Никитин, Н.Державин, П. Щёголев, Б.Модзалевский.

На улицах посёлка делегация встречалась с жителями посёлка, окрестившими академика Карпинского «председателем всех наук». Как географ, давший определение заповеднику, выступил В.П. Семёнов-Тян-Шанский (сын великого первопроходца). Пушкинские места оценивались как художественное целое. По общему мнению все меры увековечения памяти поэта должны быть согласованы с характером местности, сливаясь в одно гармоническое единство. Поэтому при любом строительстве в заповеднике и окрестностях, в пределах видимости, все архитектурные и художественные сооружения, служащие этой цели, должны пройти конкурс, условия которого необходимо выработать особому жюри из лучших художников. Были определены первоочередные восстановительные работы. Это событие, подготовленное В.М. Никифоровским, вывело всю работу по организации Пушкинского заповедника на государственный уровень и подготовило приезд наркома просвещения А.В. Луначарского в 1926 г.

Пушкинский Дом очень ценил деятельность В.М. Никифоровского. Но на месте были и недоброжелатели, обращавшие внимание на беспартийность заведующего. В 1924 г. он голословно был обвинён в бесхозяйственности. Но он предъявил следствию все необходимые документы и был оправдан, однако оставил должность и вернулся к преподаванию в школе Петербурге (Ленинграде). Начал заниматься научной работой, готовясь к защите кандидатской диссертации.

В 1933 г. заповедник передан Пушкинскому Дому Академии наук. По просьбе дирекции Пушкинского Дома Василий Митрофанович приезжал в заповедник в 1934 и 1937 годах для оказания методической помощи. Это был классический тип просветителя бессребреника, для которого духовное начало, самоотдача и общественная польза всегда первичны. При этом сам заведующий жил скромно, занимая с женой и дочерью одно из помещений в Святогорском монастыре. После ликвидации Колонии литераторов в 1918 г. В.В. Тимофеева (Починковская) осталась без крыши над головой, одинокой и к тому же ослепла. Она была принята Никифоровскими в свою семью. В 1931 г. она скончалась. В дни блокады Ленинграда Василий Митрофанович отправил семью в эвакуацию. Был назначен общественным инспектором по распределению продовольственных карточек, но не воспользовался выгодами своего положения. 25 февраля 1942 г. он умер от голода, не пережив блокаду Ленинграда. Похоронен на Пискарёвском мемориальном кладбище. Дочь первого заведующего заповедником, Т.В. Кириллова, (1915-2003), доктор географических наук, оставила воспоминания о своём отце, документы и фотографию, переданные в архив Пушкинского Дома. На этой основе публикация о В.М. Никифоровском помещена в Пушкинской энциклопедии «Михайловское». (Т. 1. М., 2003)

       
«Пушкинский» ход к 100-летию со дня гибели поэта. 1937. Пушкиногорская средняя школа. 1936.
https://vk.com/pushkin_zapovednik?w=wall-50667602_16330
Прикрепления: 0186200.jpg(6.3 Kb) · 8172810.jpg(15.9 Kb) · 9472597.jpg(14.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 20 Апр 2021, 11:14 | Сообщение # 18
Группа: Администраторы
Сообщений: 6104
Статус: Offline
ДИРЕКТОРУ ПУШКИНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА ГЕОРГИЮ ВАСИЛЕВИЧУ - 60!


Председатель правительства России М.Мишустин поздравил Заслуженного работника культуры с 60-летием: «Под Вашим руководством в “Михайловском” ведётся большая научная и исследовательская деятельность, воссоздаются интерьеры старинных усадеб, купеческих дворов, произведения церковного искусства. Знаменитые исторические памятники и ценные экспонаты обретают вторую жизнь. Желаю Вам успехов, новых проектов, крепкого здоровья и благополучия».
http://government.ru/gov/persons/151/telegrams/41993/

Пушкинский заповедник поздравляет Георгия Николаевича Василевича с юбилеем:


За годы работы, вместе с коллективом музея, Г.Василевич провел огромную работу, направленную на сохранение и дальнейшее развитие уникального пушкинского места. «Для творческого человека, для русского человека, который любит и знает свою литературу, приход к Пушкину, в его «приют спокойствия, трудов и вдохновения», – происходит естественно и необходимо», – говорит Георгий Николаевич.
Желаем новых творческих свершений во благо музейного дела, чтобы всегда Вам сопутствовали вдохновение, радость и успех! Мы счастливы работать с Вами во имя сохранения всего, что связано с памятью А. С. Пушкина, с историей Пушкиногорья. Счастья Вам, удачи, здоровья и помощи Божьей во всех делах!


21 апреля в 16.00 в выставочном зале с. Михайловского открывается выставка которая представляет собою серию фотографий Георгия Николаевича, выполненных им за годы работы в Пушкинском Заповеднике. Это творческое путешествие-размышление, о памяти сохраняемой в Заповеднике, о том, как он живет в сегодняшнем дне, рассказ о европейских странах с музеями которых сотрудничал Пушкинский Заповедник. В повседневной суете мы зачастую не имеем возможности остановиться и увидеть игру теней в заповедных парках, первый снег или же тот миг, когда начинают лопаться почки в яблоневом саду. А мастер уже где-то поблизости, с фотоаппаратом наперевес, пытается запечатлеть «чудное мгновение», восхищаясь им, подобно Гению, бродившему по пушкинским местам почти 200 лет назад.
https://vk.com/pushkin_zapovednik?w=wall-50667602_17003


Дороги – это школа бытия. Они нас приучают к постоянству
внимания, где «я» уже не «я», но мыслимая мера для пространства.
Цвета и краски, формы, тени, свет, природы переменчивой убранство,
и сутки, что порой длиннее лет, и одиссеи промелькнувших странствий.
Разреженность, движенье, абрис лиц, в стремленье жизни обретенье смыслов.
Из света соткан фото старый лист, и прошлым в настоящее нам прислан.
В Тригорском осень. Позолочен свет, шуршанье под ногами старых листьев.
Земли промокшей серенький паштет, и тусклое желе из туч нависших.
Зима в Михайловском. Метели хоровод. Кружатся липы в лёгком вихре снега.
Песнь ветра в поле. Неподвижность вод. Все сказка сказок. Быль бела и небыль.
Но всех быстрей, изменчивей, весна. Она подобно музе, легкокрыла.
Журчат ручьи, уходит бремя сна. Движенье сока наполняет силой.
Птиц перелётных трепетный привет, разнообразно оглашает воды.
Вернулись цапли. Чист весенний свет. Стремятся к северу пернатые народы.
Грязь, воды, половодье, как потоп. Пройти бы просто, не желать иного!
Забудешься – малиновый закат! И тут, не глядя, ставишь в лужу ногу.

  
Ах, лето красное! Твой бесконечен день. Леса полны шумов и разговоров.
То жарко, то прекрасно, то мокро, но все мечты доступны в эту пору.
Дороги расстилаются легко. Иди до горизонта, с тропкой споря.
Зови в попутчики ветра, закат, рассвет и звезды – млечное разлившееся море.
У Пушкина мечте пределов нет. Найди себя в михайловском просторе.
Иные земли – новые народы. Есть место для открытий и чудес.
На фотографиях и города, и годы, разнообразье языков и мест.
Стокгольма многолюдье. Солнце, море, строй на холмах воздвигнутых домов.
Музеев сказка, синевы просторы, движенье кораблей, парад дымов.
Обилье парков, яркое цветенье на площадях деревьев и цветов.
Коляски, мамы, папы, дни рожденья. Средина лета. Белизна голов.
Народных праздников под музыку круженье, холмы, огни и чаек резкий зов.
Малыш и Карлсон, плюшки и варенье, паренье чаек, легкость парусов.
Италия. Твое благословенье – созвучно солнцу, времени, вину.
Прав Гоголь, вечность твоего мгновенья, синоним счастья и подобье сну.
Колоколов молитвенное пенье, платанов строй, загадочность руин,
язык любви, соборов вдохновенье, шумы кафе, немолчный гул машин.
Подобно опере – вседневные спектакли сплетаются мгновенно, на глазах.
Имен великих тайна возрожденья в картинах, в камне, в водах, и горах.
Мир бесконечен, словом изукрашен, прославлен многоликою молвой.
Средь храмов, улиц, крепостей и башен мне, Пушкин, мил твой уголок простой.
Его туманы, ливни и закаты, горенье красок, праздничность снегов,
и фотографии мгновений – откровенья, в которых мир наш стар и вечно нов.
Георгий Василевич
http://pushkinland.ru/2018/exh/exh21/exh108.php#prettyPhoto

АДАМ РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Беседа А.Проханова с директором музея-заповедника «Михайловское» Г.Василевичем



- Георгий Николаевич¸ мне кажется, что есть Пушкин петербургский, состоящий из гранита, дворцов, этой державной мощи, блеска залов и грома, шума балов… А есть Пушкин псковский. И это нечто другое - нежное, возвышенное, связанное с укладом, с усадьбой, с природой. Как вы чувствуете это разделение, как Вы чувствуете Пушкина псковского?
- Мы не просто чувствуем, мы знаем, что здесь Пушкин совершенно другой. И мы говорим о нём как о том, кто присутствует в жизни Михайловского до сих пор самым естественным образом. Хотя бы потому, что могила Пушкина, которая находится в 2-х км. от Михайловского, не только подводит черту прожитой жизни поэта, но эта могила - она ещё и место, с которого начинается его посмертная жизнь. Посмертная жизнь среди нас, вместе с нами, до сих пор постольку, поскольку мы готовы считать Пушкина своим учителем, другом.

Вот однажды на могиле Пушкина я увидел плачущую женщину. Всегда хочется подойти и спросить, может быть, чем-то помочь. Спросил. Она улыбнулась, сказала: "Я плачу не потому, что мне плохо. Я прихожу сюда не первый год. Это - единственная могила, которая у меня осталась. Так получилось, что все мои родные, все люди, на могиле которых я хотела бы побывать, находятся так далеко, что я не могу этого сделать, или могилы их неизвестны. И я прихожу к Александру Сергеевичу, чтобы вспомнить его и вспомнить их одновременно".

И я вдруг понял, что мы вполне могли бы носить ещё и второе отчество - Александровичи, просто по праву причастности к Александру Сергеевичу, к его слову. Почти 200 лет тому назад он приехал сюда впервые, зная об этом месте, что оно есть, но не представляя себе, что это такое. И вдруг глаза его распахнулись. Холмы, луга, потрясающий, к тому времени уже достаточно старый, парк, ощущение того, что ты дома, что это твоё, родное… И впервые здесь он увидел ту жизнь, которая сильно отличалась от подмосковной и наверняка очень отличалась от петербургской. Здесь он понял, что есть народ, что есть простые слова, которыми описывается жизнь повседневная, что есть незаметный повседневный труд. И здесь, наверное, было одно из потрясений, давшее нам "Бориса Годунова": что история начинается не вчера, а в древних и старых русских временах. И строки "Руслана и Людмилы", и строки, рассказывающие о временах Бориса Годунова, они про это место. То есть вся русская история укладывается в эти места, она здесь живёт. Более того, мне кажется, что в какой-то момент Александр Сергеевич понял, что он не только за свой талант отвечает. Он отвечает за поколения, поколения и поколения русских людей, что прожили жизнь безымянными пахарями, воинами, учёными, монахами и оставили после себя некую живую ткань нашей истории, которая, однако, не названа. А назвать её бывает дано редкому человеку…

- Вы имеете в виду жизнь простонародья?
- Да. Ведь здесь умирали поколения крестьян, здесь умирали поколения воинов, которые защищали нашу Родину. Мы не знаем, как их зовут, мы молимся о них всех вместе. Но Пушкину предстояло в образах литературных воссоздать ту историю, показать нам, что жизнь не проходит лишь только в петербургских салонах.

- Я думаю, что в Петербурге он бы не мог написать "здесь чудеса, здесь леший бродит, русалка на ветвях сидит". Он мог написать это только здесь. Здесь дивные леса, здесь леший бродит, может даже, его имя - Василевич.
- Мне говорили, что однажды В.Я. Курбатов, провожая дочь и сына своих друзей, шёл впереди. Была луна. Он вышел так, что она стала светить, обнимая его голову, и шедшие за ним вдруг испугались, потому что два вихра встали так, что люди не понимали, кто их куда ведёт.

- Места-то сказочные, таинственные, мистические…
- Очень живые, очень сильные и до сих пор сохранили своё самостоятельное представление о жизни - естественной жизни, такой, какой она была.

- Пушкин, живя здесь, во Пскове, в Михайловском, эти все тончайшие энергии в себя вбирал, пропитывался, наполнялся, переводил в стихи, в жизнь, в судьбу свою. А потом их отдавал и продолжает отдавать этим местам. То есть происходит круговорот этой мистической (или поэтической) энергии. Сначала он аккумулировал, собирал, а потом, когда жизнь его оборвалась, он стал её отдавать. Как берёзовые дрова в камине: при жизни растут ввысь, а потом они греют, греют, греют… Пушкин для этих мест, для Псковщины, очень многое значит.
- Мне кажется, что здесь есть ещё одна важная вещь, которая только в Михайловском в полноте и смогла осуществиться. Поэт - это тот, кто владеет словом настолько, что оно максимально лаконично передаёт самые сущностные вещи, связанные с культурой, жизнью народов, с бытом. Именно поэтому он - поэт. Проза развивает смыслы в более обширных текстах. А поэт дает очень сжатое понимание и очень энергически мощное понимание того мира, о котором пишет. Поэт - это слово. Мы все знаем о том, что "В начале было Слово". Мы знаем, что избранным даётся чувство слова до такой степени развитое, что они способны им приближать к Богу. Или к каким-то важным истинам, без которых жизнь не состоится. И в этом смысле Пушкин явил собой здесь первого человека, который эти места безымянные назвал. Он приходит сюда, и ему дано, как когда-то в раю, ходить и называть. И как сказано: и то, что назовёшь, то навсегда останется…

- Это русский Адам?
- Да. По существу для России - тот первый человек, тот Адам, что, создавая язык, даёт нам палитру смыслов, которую мы пытаемся вновь и вновь высказать самим себе каждое поколение и насколько это может - каждый человек. С этого начинается любое творчество. А представить себе жизнь человека без творчества (а мы говорим ещё и о мечте), изъять у мечты творческую составляющую - это значит превратить человека в жалкое подобие самого себя. Ведь из Библии мы знаем, что человек создан как подобие Бога, как творец в своих небольших пределах. И то, что мы сейчас находимся в этом месте, то, что уже скоро как 120 лет сюда приезжают люди и здесь отвечают на свои собственные вопросы, здесь ставят эти вопросы, тоже не случайно. Не случайно просто потому, что это место создано и скреплено словом.

- Есть загадочные связи между человеком и местом, где он обретается. Эти связи до конца не выявлены. Я был в Константинове, и там Ока делает потрясающую излучину, как будто в этом месте изменилась гравитация, Земля стала вращаться в другую сторону. И вся природа вдруг как бы поднялась дыбом, вихрем в каком-то восторге. И я подумал: а может быть, это произошло, потому что Есенин здесь родился
- Потому что он там родился и состоялся.

- Не Есенин родился здесь, потому что здесь космический изгиб реки, это было бы понятно: вот на какой-то скважине, на аномалии мира, где творят духи, возник дивный поэт… А может, рождение поэта изменило ландшафт мира? И я думаю, что в каком-то смысле появление здесь Пушкина изменило ландшафт этого места, Псковщины
- Вне всякого сомнения. Это действительно так, и это видно, когда вы пересекаете незримую границу музея-заповедника и земли, лежащей за его пределами. Я, слушая вас, подумал о том, что все, наверное, в детстве имели дело с раскрасками. И были такие раскраски, в которые надо было вносить краску, а были те, в которых для выявления цветов достаточно было намочить кисточку, провести по уже раскрашенному, но невидимому, рисунку, и он проявлялся. Мне кажется, что Пушкин и подобные ему гении именно это и делают: они проявляют Всевышний замысел о месте и оставляют его нам в подарок как место, в которое можно войти и пребывать одновременно и в текущем времени, и во времени вечности - до известной степени. Он, по-моему, один из тех, кто для нас проявил это место.

- Это и есть, может, то, о чём в своё время Вернадский говорил, что человек имеет геологическое значение для Земли. То есть появление человека меняет планету. И в этом смысле, я не боюсь показаться слишком пафосным, можно говорить о пушкиносфере.
- Можно.

- Можно говорить: "биосфера", "техносфера" и "пушкиносфера". Она - в России. Россия живёт в пушкиносфере по сей день.
- И всё это происходит тем не менее через родство слова и Земли, слова и пространства, слова и ландшафта. Это те невидимые, тайные связи, которые поэту помогают найти нужные слова, которые нам помогают найти нужные вопросы и ответы в своей жизни. Ведь любого человека, вне зависимости от того, насколько глубоко или поверхностно он об этом задумывается, всю жизнь преследует вопрос: для чего жизнь дана, зачем мы живём? Что нам надо сделать?

- Л.Н. Гумилёв, который тоже бывал на Псковщине многократно, говорил, что как раз эта космическая сила, космическое излучение, они падают на ландшафт, на землю, а посредником или результатом падения является народ. Или является Пушкин. То есть Пушкин является результатом соединения этого божественного ландшафта с таинственными небесными силами. Он их соединил. И в этом смысле, конечно, Пушкин сегодня - первый человек, а может, даже не первый человек, а прачеловек. Прачеловек!..
- Во всяком случае, для нашей литературы он действительно Первый Человек, он Адам. Адам, которому дано было в стране, которую все считали варварской, усилиями всего-навсего одной короткой жизни открыть такую перспективу, которая ещё очень долго будет для нас открытой, если мы только сами не предадим себя и своё призвание. И это жизнь через слово - посредством молитвы и творческого слова.

- Мне кажется, что у Пушкина - пульсирующая судьба. Есть пульсары в небесах, есть звёзды пульсирующие. И Пушкин - то разгорается и наполняет всю нашу жизнь, а то как бы уходит в тень, отстраняется, уходит на обочину, освобождая пространство. И это пространство набивается бог знает чем - ужасным и скверным. А потом он опять воскресает, и опять - новое нашествие Пушкина (или вторжение) в нашу жизнь. Что это такое? В 1937 г. было, по существу, второе пришествие Пушкина, а может быть, даже и третье.
- Причём происходило это в год смерти Пушкина, а заявляло - о его бессмертии. И, значит, о бесконечных возможностях того народа, в котором он живёт.

- Это тоже очень важно, потому что год смерти - "смертью смерть поправ". По существу это был пасхальный акт…
- В преддверии того армагеддона, который развернётся через несколько лет на нашей территории.

- Пушкин оказался тогда среди изнурённого народа. Ведь народ 1937 г. был очень изнурён: труды нещадные, раскулачивание, репрессии. Народ был отстранен от власти, были ропоты, ненависть, гражданская война ещё не кончилась. А Пушкин был помещён в этот народ и подготовил его для огромной коллективной борьбы, войны.
- Чрезвычайно важно, что он первый выступил как знамя, под которым можно было всем собраться: и людям дворянского происхождения, просвещённым, аристократам, и крестьянам. Он был равноблизок и равноудален от тех и других. Он оказался тем основанием, которое сплотило людей накануне большой беды.

- Под Изборском стоит стена крепостная, о которую разбивались нашествия тевтонов. И там, в этой стене, выложены камнями Голгофа, крест. А на эту голгофу, на этот крест двигался католический крест или католическая голгофа. И кресты схватывались: тевтонские кресты и православные русские кресты. И по существу Пушкин выступил против гитлеровской "Аненербе", он выступил против тевтонской мистики, против глубинного, мрачного. Против этой чёрной бездны он выступил со "Сказкой о царе Салтане". И оказался сильнее.
- Что ещё удивительнее: слово, которое было ближе всего к Богу, оказалось способным доказать, что внешние почитания чего бы то ни было: внешние представления в виде креста, представления о том, что мы - такие, а вы - другие - оно ещё ничего не решает. Решает глубинная суть народа, который несёт в себе - в самых страшных, критических условиях, "знаменуясь" через звезду, символ человеческого земного бытия (ведь звезда - символ человека как такового), - даже сквозь это несёт свет.

- Получилось, что кресты "Тигров" были побеждены "звездой пленительного счастья". И эта пульсация Пушкина говорит о том, что Пушкин грядёт. Мы же были в чудовищном времени 90-х годов, когда Россия вся отхлынула. Вместо России возникла дыра, чёрная пропасть. И сейчас мы медленно, но неуклонно эту пропасть опять заполняем тем, что удалось не расплескать. И Пушкин возвращается. И ваш музей, ваш заповедник - то место, куда стекаются пушкинские ручьи.
Даже шире - куда стекаются и те люди, которые вчера ещё не совсем понимали, что Пушкин в их жизни есть. И здесь всеми средствами, доступными человеку на Земле, все говорят об одном и том же: ты - человек, ты имеешь право на творчество, имеешь право мечтать, и твоя мечта непременно сбудется как свет, за которым можно идти из поколения в поколение. Потому что идти можно за чем угодно, но если ты не идёшь за светом, ты идёшь во тьму, в небытие.

- Я пытался заняться неблагодарным делом - как бы разложить и расчленить пушкинскую идею, пушкинское творчество. Я увидел в этом творчестве то, что мы называем государством, державой, империей. Пушкин действительно был государственником, в нём жило ощущение великого русского могущества и история Пугачёва. Пугачёвский бунт и Годунов, и Полтава… Там он, совершенно ясно, был носителем русской государственности.
- И более того, собирателем земель русских. Помните, как он в "Памятнике" перечисляет те народы, которые вспомнят его.

- Он был имперский в этом смысле художник, потому что считал, что Россия, Русь, держава - там все: и калмыки, и тунгусы - "всяк сущий в ней язык". И конечно, он хотел, чтобы эта империя, эта держава была защищена. Он был воинский поэт. "Сиянье шапок этих медных, насквозь прострелянных в бою <…> полки увидели Петра <…> и грянул бой, Полтавский бой…" Он был воинский поэт. Он видел, что Россия крепка своим воинским подвигом. И держава держится на воинском торжестве.
- Думаю, это тоже было одно из тех переживаний, которое связано с этим местом. Здесь очень трудно было не заметить славную военную историю России. И мне кажется, он нёс это в себе, и - удивительная тоже догадка - может быть, ему и не дано было стать, как Лермонтову, военным, просто потому, что когда у тебя есть что-то неосуществлённое, ты глубже, ярче - иногда болезненнее, иногда точнее - со стороны можешь передать это состояние. Поскольку когда ты находишься внутри, скажем, воинской службы, у тебя есть устав, есть необходимость выполнять рутинные задачи и исчезает главное - внутреннее героическое напряжение, которым только и даётся подвиг.

- Но он стремился на войну. Он хотел разделить военную долю со своими коллегами, со своими друзьями‑декабристами, он хотел быть рядом с ними в строю.
- Стремился. Даже ходил в атаку, чтобы пережить это.

- Да, да. Значит - имперский пафос и воинская доблесть, без которых империя не устояла бы. И в Пушкине есть то, что хотело бы сделать эту империю не империей полосатых шлагбаумов и часовых у крепостей, а наполнить её благодатью, добром, светом, справедливостью. Отсюда то его начало, о котором наши либералы говорят: он свободомыслящий человек. Конечно, всё было. "Звезда пленительного счастья", "Братья…", "Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил; и раб судьбу благословил", его любовь к крестьянам - ко всем. Он хотел свою державу, свою крепость наполнить благом, добром возвышенным.
- Пушкин жил в православной стране. Его окружали храмы, церкви, посещал, наверное, богослужения, но в его творчестве тема христианства звучит слабо, так скажем. И наши православные в этом не видят его приверженность к христианству. Но ведь сама идея красоты, которую он исповедовал, красоты, которой он наполнил поэзию, эта красота - ипостась Бога. И в этом смысле Пушкин - абсолютно религиозный поэт. Он наполнял своё творчество красотой как ипостаси Бога.

Есть ещё два очень важных момента. Ведь Пушкин умирал тяжело и достаточно долго. И в эти неполные три дня, когда перед тем, как наступила смерть, он исповедовался, и священник, который его исповедовал, признавался потом, что он сам хотел бы такой исповеди - полной и ясной, и сам хотел бы умереть с таким же чувством освобождения и близости к Богу, которое в этот момент было у Александра Сергеевича. И ещё, как ни странно, мы отмечаем всякий год день памяти Пушкина - это день св. Исаака Сирина, чью молитву Пушкин переложил в стихотворении "Отцы пустынники и жены непорочны…" Бывают (как он сам говорил) странные сближения, но они тоже, задним числом, какие-то вещи заставляют видеть в другом ракурсе, в другом свете. И это, наверное, тоже не случайно. И не случайно то, что столько усадеб, при которых не уцелели храмы.

А ведь Михайловское - одно из гармоничнейших мест: не только три усадьбы, не только крестьянский мирок возле мельницы, но ещё и Святогорский монастырь, что остался стоять на своём месте над могилой поэта, которая всегда пребывала так, как, наверное, хотелось бы, чтобы все могилы пребывали. И немецкие танки, бронетранспортёры её не тронули, могила не пустила их к себе.

- Если мы говорим, что Пушкин - это первый человек, то в нём, как в первом человеке, существует всё, и богочеловек - тоже. Его смерть, его гибель - это не простая дуэль. Это не просто борьба за честь, битва за дворянское достоинство. Мне кажется, что в этой смерти тоже есть что-то очень религиозное, глубинное и поучительное. Это в каком-то смысле жертва. Он принёс себя в жертву. И явно или не явно, но эта смерть, эта гибель должна была показать этому остывшему, наполненному грехами, хладному, смердящему миру, что есть подвиг, есть красота, есть мученическая смерть красоты. И что есть нежелание принести в жертву других, а готовность выйти и стать под выстрелы самому. Я был на месте, где погиб Матросов, и мне пришла мысль, что Пушкин - это Александр Матросов русской поэзии. Матросов и Пушкин закрыли собой амбразуру, откуда вырывалась тьма, чтобы эта тьма не летела в других.

И, конечно, мистическая фигура Пушкина, она не раскрыта до конца. Она, видимо, бездонна. И я думаю, что грядут времена, жестокие времена, причём жестокость, она будет не в крылатых ракетах. Она будет в том, что человеческие отношения будут формироваться тем, что мы называем цифрой. И ответом на нашествие цифры, мне кажется, будет пушкинский взрыв. Пушкин сломал "Аненербе", и Пушкин выйдет сражаться с цифрой. Мы находимся в преддверии возвращения Пушкина.

- Мне кажется, что он уже в эту борьбу вступил. Посмотрите, как произносятся ранние фразы, которые считались эпитетами прославляющими. Меня в последнее время очень интонационно "царапает" то, как произносится "это наше всё", например. Интонации очень важны. А пытаются в очередной раз пренебрежительно выбросить их как ненужный материал, отработанный. То есть оказывается, борьба уже идёт. Уже она началась и она, думаю, будет принимать ещё более серьёзные и, может быть, более пространные формы, чем сегодня.

- Думаю, что всё-таки молодой ум в поисках не остановишь ничем: ни водкой, ни наркотиками, ни обманом, ни футболом. Он очень пытлив. И молодые люди пытаются открыть новые элементы, новые вещества, создать новые программы компьютерные, хайтек. Но Пушкин - это такая планета, такой континент, который даст пищу любому пытливому молодому русскому уму. И время новых пушкинистов тоже грядёт.
- Произведения Пушкина ещё и тем хороши, что они в цифровой век, век математики и цифры, поддерживают, как молоко матери, в человеке душу. Питаться голой цифрой душа не может. Человеку нужна пища другая, которая дарит уверенность, веру, размышления, возможность отойти от привычных событий, которые заслоняют собой всё. Пушкин - это то пространство, та вода, тот живой воздух, в который, входя, ты выходишь другим, обновлённым. И без этого нет полноты человека. А неполный человек не может создать в полноте своей шедевр. Он может создать что-то гремящее механически или электронно совершенное, но абсолютно не человеческое. А ведь мы говорим о жизни человечества. И в этом смысле Пушкин - один из самых человечных творцов.

У нас сейчас в Михайловском отряд доброхотов - школьники из Перми, ученики физико-математической школы им. Пушкина. Зная, как он учил математику и физику, можно улыбнуться и сказать: это совершенно несовместимое. А между тем это одна из тех редких школ, в которых дети получают одновременно специализации и по физике, и по математике, вплоть до бакалавриата. И в то же время они не чужды слову, не чужды художественным занятиям, музыке и танцам, это является частью их общечеловеческого развития. Они приезжают сюда как молодые пушкинисты, один из которых сделал интересный доклад "Пушкин - математик". Показал, что Пушкин столько-то раз в своих произведениях употребляет математические термины и сделал вывод, что эти термины ни разу не противоречили своему глубинному значению, хотя Пушкин математиком никогда не был. И это тоже ведь - слово. Это слово, которое вмещает в себя все смыслы, вплоть до тех, которые мы считаем далёкими от языка и литературы.

- Может быть, кто-нибудь из этих учеников откроет новый элемент и назовёт его "пушкиний".
- Может быть. Надо подать им эту идею.

- Георгий Николаевич, Вас Россия любит, знает. Михайловское - это место поклонения и паломничества. Через Вас проходит масса людей и добрых, и злых, и возвышенных, и глухих. Но все они, проходя через это игольное ушко, меняются. По эту сторону Михайловского они становятся другими. Какими? Трудно сказать. Но ясно, что осенёнными. И для меня просто счастье беседовать с Вами среди этих рощ, на фоне этих мест, где гулял Пушкин, где он обожал и целовал свою незабвенную Анну. И это удивительная благодать, что мы, русские мечтатели, учимся этой мечте у А.С. Пушкина.
- Мне хочется сказать пушкинскими словами, что это место воплощает в себе три понятия, без которых жизни нет: и саму жизнь, и слёзы, и самое главное - любовь. Это место очень многим дарит любовь, причём в разных ипостасях. К близкому человеку, к Родине, и в равной мере - неразделимо от его личного восприятия самого себя. И в этом смысле Пушкин жив до сих пор и продолжает быть среди нас.

- Если сам Пушкин, прах его лежит в могиле, в монастыре, то всё, что здесь есть и чему вы посвятили свою жизнь, является своеобразным нимбом вокруг него.
- Да.
март 2005 г.
http://rusmechta.ru/index.p....-poezii
Прикрепления: 0119084.jpg(18.7 Kb) · 8655878.jpg(12.2 Kb) · 4590857.jpg(24.2 Kb) · 6089104.jpg(17.0 Kb) · 2825046.jpg(22.0 Kb) · 5586436.jpg(22.1 Kb) · 2843492.jpg(15.1 Kb) · 6839297.jpg(11.4 Kb)
 

Форум » Размышления » Новости и объявления » МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А.С. ПУШКИНА "МИХАЙЛОВСКОЕ"
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: