[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Форум » Размышления » Новости и объявления » К 200-ЛЕТИЮ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА
К 200-ЛЕТИЮ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА
Валентина_КочероваДата: Четверг, 08 Ноя 2018, 10:38 | Сообщение # 16
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
Авторский проект Игоря Золотусского:
"РУССКИЙ МИР ИВАНА ТУРГЕНЕВА"

1-я серия:
Франция, Буживаль, дом-музей Тургенева. Здесь писатель провёл последние годы жизни, здесь написаны его "Стихотворения в прозе". Музыка этих стихов переносит нас в Россию, в Спасское-Лутовиново, где прошло детство Тургенева. Драматическая история семьи писателя, учение в Петербургском университете, встречи с Пушкиным и Гоголем оказали огромное влияние на формирование личности молодого Тургенева. Первый рассказ, опубликованный в журнале "Современник", и статья на смерть Гоголя, вызвали гнев императора Николая I. Это повлекло арест и ссылку в Спасское-Лутовиново, где Тургенев написал свой знаменитый рассказ "Муму".
В фильме звучит фрагмент романса "Утро туманное" в исполнении ОЛЕГА ПОГУДИНА.

2-я серия.:
О написании Тургеневым повести "Первая любовь", о перипетиях его личной жизни - сложных отношениях с матерью и рождении внебрачной дочери. Кроме того, в этот период случается встреча с певицей Полиной Виардо, которая перевернула его судьбу. Теперь Тургенев часто бывает в Европе, знакомится с французскими писателями - Флобером, Золя, Доде. Тем не менее, Иван Тургенев остаётся писателем, восхваляющим русскую природу и крестьянство. Эта любовь с особой силой выражается в его "Записках охотниках".


https://www.youtube.com/watch?v=gnvkyWk_cvU

3-я серия:
Появление в печати романа Тургенева "Накануне"вызвало конфликт с Добролюбовым и разрыв с журналом "Современник" Именно разочарование в своих"собратьях по перу" – и "западниках", и "славянофилах" – определяют внутреннее одиновчество и ощущение будущих перемен писателя. Знаменитые романы Тургенева "Отцы и дети", "Дым" – своеобразные вехи русской истории и русской жизни XIX века.

4-я серия:
Личная жизнь Ивана Тургенева сложилась не совсем удачно. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, писатель чувствовал себя глубоко одиноким. В этих условиях сформировалось тургеневское изображение любви и образы "тургеневских девушек. Его роман "Дворянское гнездо – самый печальный роман. А свою "Новь" сам Тургенев считал неудачей.


https://www.youtube.com/watch?v=iJ2q-pJxmQY
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 09 Ноя 2018, 12:40 | Сообщение # 17
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
9 Ноября 2018 года

В Орловской области пройдет множество мероприятий, посвященных этой дате
Гостей ждут в усадьбе «Спасское-Лутовиново» - в этот день вход на территорию музея бесплатный, как и экскурсия «Русский европеец», и интерактивные программы в этнографической экспозиции «Крестьянская изба». Отметят торжественную дату и в Орле, действия развернутся сразу на нескольких площадках.
В 10 утра начнется «Тургеневская осень» (6+) - на аллеях Тургеневского сквера разместят фотовыставку, коллекцию старинных самоваров, экспозицию народных промыслов. Для горожан и гостей Орла выступят лучшие коллективы.

В 10:30, после масштабных ремонтно-реставрационных работ, откроет двери литературный музей имени Тургенева. Ближе к полудню орловцев приглашают на Тургеневский бережок, что поучаствовать в акции «Цветы Тургеневу». Вечером торжества начнутся в орловских театрах - в областном драматическом состоится праздничный концерт, а актеры «Русского стиля» представят спектакль «Лаврецкий» (12+), по мотивам романа «Дворянское гнездо».
http://www.oryol.ru/material.php?id=61790
Прикрепления: 4591278.jpg(9.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 09 Ноя 2018, 14:02 | Сообщение # 18
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
"В Спасском один гений - Тургенев"
Год 200-летнего юбилея И.С.Тургенева не только повод вспомнить о нем, но и возможность перечитать, осмыслить, понять... Музей-заповедник "Спасское-Лутовиново" - место, где и сейчас сохраняется атмосфера дворянского гнезда, когда-то глубоко любимого писателем и разоренного беспощадным временем. Здесь созданы самые главные тургеневские произведения - "Дворянское гнездо", "Накануне", "Рудин", "Отцы и дети". Директор музея Елена Левина - человек, на плечи которого легли все заботы о достойном проведении юбилея Тургенева. Для служителей усадьбы этот праздник не просто работа, а испытание на прочность.


Директор Государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева "Спасское-Лутовиново", кандидат филологических наук Елена Николаевна Левина

- Елена Николаевна, в Спасском-Лутовинове сравнительно недавно, в 2009 году, праздновалось 200-летие самой усадьбы. Тот опыт помогает вам сегодня?
- 200-летие усадьбы - юбилей, скорее, символический. Конечно, Спасская усадьба значительно старше — отсчет можно вести, например, с 1572 года, когда Иван Грозный пожаловал основателю рода Лутовиновых, Ивану Ивановичу, в Мценском уезде 200 четвертей земли. А это ведь около 110 гектаров! К сожалению, мы можем только предполагать, где находилась изначальная Лутовиновская усадьба или усадьбы. Дело в том, что следы первой усадьбы, построенной прапрадедом Тургенева, Андреем Ивановичем Лутовиновым, до нас не дошли. Его сын, Иван Андреевич, заново обустраивал поместье в середине XVIII века. Но и от этой, второй усадьбы ничего не сохранилось. Строительство уникального архитектурного и садово-паркового комплекса в Спасском-Лутовинове велось на рубеже XVIII–XIX веков двоюродным дедом писателя. Вот какая долгая история! А датой основания Спасской усадьбы принято считать день освящения нового храма Спаса Преображения - 26 июня 1809 года по старому стилю.


Вид усадебного дома в Спасском-Лутовинове. Худ. Голиков. 1893 год

Что же касается 200-летия великого писателя, то это событие европейского масштаба. Тургенев -один из крупнейших европейских писателей XIX века. Его место и роль в истории русской и мировой культуры нам еще предстоит осмыслить.

- Все точки не поставлены...
- Нет, конечно! Даже среди замечательной плеяды русских писателей золотого века русской литературы Тургенева отличает необыкновенный универсализм творческих интересов и их проявлений! Романист, непревзойденный мастер пейзажа, поэт, беллетрист, философ, гуманист, драматург, классик, еще при жизни заслуживший признание не только в России, но и за рубежом. В 1860 году ему присвоено звание члена-корреспондента Императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности, а в 1879-м он - почетный доктор гражданского права Оксфордского университета. Судьба "поделила" Тургенева между Россией и Европой. С одной стороны, это подлинный европеец по культуре, с другой - он был первым открытым Европой великим русским писателем. И это он познакомил европейских читателей с Пушкиным, Гоголем, Толстым, а в России благодаря Тургеневу стали читать Золя, Мопассана, Флобера.


Боковое крыльцо барского дома

- Есть известное выражение "genius loci" - "гений места". У столь легендарного Спасского есть дух-покровитель -  "Ибо нет места без духа"?
- В Спасском один гений - Тургенев.

- В своем родовом поместье Тургенев прожил без малого семнадцать лет. Первые десять лет его жизни, когда формируется личность человека, прошли здесь. И детство Ивана Сергеевича нельзя назвать счастливым, были унижения, побои. Но вырос он человеком легким, общительным, романтичным. И Спасское любил...


Хозяйственные постройки

- Не могу согласиться. Представление о несчастливом детстве Тургенева какое-то очень литературное, что ли... Все было очень сложно. Отношения писателя с матерью можно определить как отношения "любви-ненависти", "влияния-противостояния". Очевидно, что это во многом определило характер писателя, отношения с женщинами. И образ Варвары Петровны, ее нравственное влияние находили в произведениях Тургенева отражение и своеобразное творческое преломление. Постоянные противоречия между ними не смягчались, но вместе с тем ее очень яркая, самобытная натура, ее трагическая судьба пробуждали в Тургеневе желание вновь и вновь воскрешать в памяти особенности ее характера, поведения, взаимоотношений с окружающими, наконец, ее внешность. И он наделял этими чертами своих литературных героинь.

- Героинь? Почти всем известна только злая барыня из "Муму".
- Старая барыня в повести "Муму" - это 1852 год. Но уже на следующий год появляется роман "Два поколения" с жестокой и деспотичной помещицей Глафирой Ивановной Гагиной, отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в облике властолюбивой и суровой тетки Лаврецкого Глафиры и у Варвары Лаврецкой в романе "Дворянское гнездо", у госпожи Зверковой в "Малиновой воде", у матери главного героя в рассказе "Гамлет Щигровского уезда", у барыни Лосняковой из рассказа "Контора". Да это целый ряд персонажей! Через творчество Тургенев как будто освобождается от гнетущего образа матери. Сам собой напрашивается вывод о том, что одним из главных мифотворцев оказался сам Тургенев, буквально "сражающийся" с матерью на страницах своих произведений.


Вид на главные ворота и храм Спаса Преображения в стиле классицизм


Внутреннее убранство храма, построенного в 1809 году. Здесь 16 января 1816 года венчались родители будущего писателя — Варвара Петровна Лутовинова и Сергей Николаевич Тургенев

- Жестокий характер Варвары Петровны - притча во языцех. Но здесь, в Спасском, ее любят и жалеют. Почему?
- Современники полагали, что Иван Сергеевич был очень похож на мать и не только внешне, он перенял ее оригинальный, независимый взгляд на мир. Николай Лесков, например, по мемуарным отзывам, отмечал у Тургенева "просвещенный и благоустроенный ум", воспитанный "заботами умной и образованной матери". Эта характеристика о многом говорит.

Дошедший до нас эпистолярный архив Варвары Петровны - всего сохранилось 125 полных писем и фрагментов писем к сыну Ивану за 1838–1844 годы - позволяет сделать вывод: мать писателя по одаренности и масштабу личности превосходила многих современниц. Она была от природы умна и для своего времени хорошо образованна. Ее письма к сыну - замечательный документ поместно-дворянской культуры первой половины XIX века. Интерес к этим письмам возник более ста лет назад - в 1915 году в Тургеневских сборниках, издаваемых известным литературоведом Пиксановым, были впервые опубликованы отрывки. Но прошло еще сто лет, и увидела свет книга "Твой друг и мать Варвара Тургенева". Это первое комментированное издание писем матери писателя к сыну. Оно стало самым крупным издательским проектом нашего музея последнего времени и было удостоено национальной премии "Лучшие книги 2012 года" и премии имени И.Е. Забелина в области научных исследований.


- Вы назвали целую вереницу персонажей, на образ которых повлияла Варвара Петровна. А "тургеневские девушки" тоже родом отсюда, из Спасского?
 - Из Спасского родом, пожалуй, только одна тургеневская героиня - Ася, одним из прообразов которой могла стать незаконнорожденная дочь дяди писателя, Анна. Есть реальный прототип героини "Первой любви": как известно из источников, это княжна Екатерина Шаховская.


Некоторые черты графини Марии Николаевны Толстой могли найти отражение в образе Веры Ельцовой в повести "Фауст". Но чаще всего тургеневские образы собирательные, это не портреты знакомых. Вот, например, прообразом Лизы Калитиной в "Дворянском гнезде" называли одновременно поэтессу Елизавету Шахову, графиню Елизавету Ламберт, "узнавали" в Лизе и Наталью Герцен, и ту же Марию Толстую, и Веру Аксакову, и Татьяну Бакунину, а в Орле называли еще несколько имен. И все это - одна Лиза! То есть какие-то черты разных реальных женщин переплетались и становились литературной героиней. А современники искали сходство, гадали, предполагали...


Гостиная

- Иван Сергеевич имел внебрачную дочь, которую по предложению Виардо отправил к ней в Париж на воспитание. Каким он был отцом, что сталось с его единственным ребенком?
- О существовании дочери писатель узнал, когда Пелагее было 8 лет - в июле 1850 года. Он поспешил поделиться этим известием с Полиной и Луи Виардо, написал им из Спасского: "Скажу вам, что я нашел здесь - догадайтесь что? - свою дочку, 8 лет, разительно на меня похожую".

Тургенев с радостью взял на себя заботу о маленькой дочери, она воспитывалась вначале в семье Виардо, затем в пансионах. Он был внимателен и заботлив по отношению к Полине, давал советы и наставления, участвовал в ее судьбе. Тургенев одобрил выбор дочери, когда она решила выйти замуж за преуспевающего молодого человека - Гастона Бюэра. Писатель очень радовался появлению внуков - Жанны и Жоржа Альбера. Но семейная жизнь не принесла Полине счастья, она ушла от разорившегося и промотавшего не только свое состояние, но и ее приданое мужа.

Тургенев посоветовал дочери уехать в Швейцарию, о ее местонахождении знали только самые близкие люди. Он помогал ей до конца своей жизни, но все же настоящей духовной близости между отцом и дочерью так и не возникло. Знаете, как говорят - не совпало. Тургенева огорчало то, что Полина не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы - всего того, что так любил он. Осложняло их отношения, конечно, и откровенное неприятие дочерью Полины Виардо. А мы знаем, что эта женщина стала главной любовью его жизни. Так что причин отдаления у них было несколько. И очень жаль, что потомков Тургенева сейчас уже не осталось.


В библиотеке музея хранится множество книг из личного собрания писателя

- Елена Николаевна, ваша работа директора музея не сводится ведь только к администрированию и хозяйственной деятельности? Вы - литературовед, проводите научные конференции, исследовательскую работу...
- Ну, в этом как раз ничего необычного нет. Музейщик - профессия синтетическая. Каждый из нас и экскурсовод, и фондовик, и экспозиционер, и издатель, и садовник - если нужно!

- У вас проходят ежегодные Тургеневские чтения, в Спасское приезжают тургеневеды не только из России, но и из-за рубежа. И каждый год они привозят сюда открытия, сенсации?
- Сенсации часто не случаются. Самое главное, что дают Тургеневские чтения и конференции, это неспешное, шаг за шагом, изучение творческого наследия писателя, узнавание Тургенева. Как всякий большой художник, он очень сложный, многоплановый, в чем-то неузнанный. Каждое его произведение содержит столько слоев и смыслов! И, несмотря на усилия нескольких поколений тургеневедов, Тургенев остается одним из самых... непрочитанных писателей. Ни один тургеневед не сможет сказать: вот и все, Тургенев изучен и понят, пора перевернуть страницу. Нет, остаются лакуны, он чем-то интригует, не открывается до конца, ведет нас дальше и дальше...
Прикрепления: 5730022.jpg(19.8 Kb) · 0652089.jpg(26.4 Kb) · 3320260.jpg(25.7 Kb) · 5172515.jpg(26.4 Kb) · 7998076.jpg(25.9 Kb) · 1559204.jpg(23.9 Kb) · 6830747.jpg(12.4 Kb) · 1297319.jpg(14.2 Kb) · 7217264.jpg(15.3 Kb) · 8820587.jpg(15.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 09 Ноя 2018, 14:35 | Сообщение # 19
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline

Фетровая шляпа и шелковое кашне Тургенева

 -Есть несколько мемориальных мест, связанных с Тургеневым, - в Москве, во Франции, в Тульской области... Это - "конкурирующие стороны" или "сообщающиеся сосуды"?
- У каждого из этих музеев - своя ниша. Но Спасское-Лутовиново - единственный мемориальный музей великого писателя. Мы поддерживаем очень добрые отношения с Государственным музеем А.С. Пушкина, филиалом которого является Музей Тургенева на Остоженке, происходит постоянный обмен выставками.


Долгими вечерами здесь слушали фортепьянную музыку и романсы в исполнении гостей дома

Совсем недавно рядом со Спасским появился музей-заповедник "Бежин луг", который пока еще находится в стадии становления. Мы постоянно общаемся с коллегами, обмениваемся опытом. Поэтому вопрос конкуренции изначально был бы в таком контексте мелким и незначительным.


Голубая гостиная

- Не могу не спросить о масштабной реконструкции дома-музея, которую вы проводили несколько лет. Сложное, нервное предприятие, как любой ремонт?
- Начинали мы с противоаварийных работ - подводки фундаментов, переборки сруба, усиления конструкций. Была заменена крыша, восстановлен ее исторический вид, в большей степени теперь интерьеры приближены к историческим, о которых остались записи...
Вместе с тем дом-музей необходимо было приспособить к современному использованию. И это не только "ответ на современные запросы", что, безусловно, нужно учитывать любому музею сегодня. Вот здесь, кстати, вопросы конкуренции могут проявляться. Посетителю важно понимать, что музей готов его принять и показать экспозицию максимально в удобном режиме, с заботой и участием. В исторических местах это представляет определенные сложности, и нам необходимо было эти сложности решать. И помимо глобальных работ по реставрации дома-музея у нас постоянно продолжается реставрация музейных вещей. В этом году в мастерских побывало в общей сложности более 50 предметов, включая портреты Сергея Николаевича и Николая Сергеевича Тургеневых, а также предметы обстановки дома-музея.

Даже после закрытия дома-музея на реставрацию мы ни на один день не прекращали принимать посетителей. За последние два года в Спасском-Лутовинове открылись две новые экспозиции - литературная и этнографическая. Мы разработали ряд интерактивных программ: квестов, мастер-классов. Таким образом, в музее постоянно открыты четыре экспозиции - всегда есть на что посмотреть!

- А почему уже в 1921 году советская власть решила, что здесь должен быть музей?
- Тургенев умер 3 сентября 1883 года по старому стилю недалеко от Парижа, в Буживале. Его тело перевезли в Петербург - согласно пожеланию Тургенева, он хотел быть похороненным на Волковском кладбище. И он покоится недалеко от могилы Белинского. Владелицей Спасского-Лутовинова стала Ольга Васильевна Галахова.


И с самого начала судьба этого места складывалась драматически. Усадьба и прилегающие к ней земли были сданы в аренду. Не ремонтировался и не отапливался опустевший тургеневский дом, разрушались хозяйственные постройки, книги, портреты, рукописи, семейные ценности и памятные реликвии разошлись по наследникам. Многое так и исчезло безвозвратно. В январе 1906-го дом Тургенева был уничтожен пожаром. Получилось так, что благодаря предусмотрительности Галаховых заблаговременно вывезенные старинная библиотека и мемориальные вещи были в основном сохранены.


Аллеи парка с вековыми деревьями и скамейками пересекаются друг с другом, образуя римскую цифру XIX...

В 1918 году постановлением Орловского губисполкома Спасская усадьба была объявлена национальным достоянием и перешла в ведение и управление губернского земельного отдела. Потом  - гражданская война, смута, и усадьба оказалась бесхозной, очень плохо охранялась, подвергалась расхищению. Со временем оставшиеся помещения ветшали, а некоторые строения были просто разобраны. Заросли некогда прекрасные пруды, да и весь пейзаж менялся в худшую сторону. А в 1921-м музейный отдел Главнауки признал парк при родовом имении Тургенева "неприкосновенным памятником природы, садов и парков".

Вот так 26 октября 1921 года был создан музей-усадьба Ивана Сергеевича Тургенева "Спасское-Лутовиново" в соответствии с постановлением отдела музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения и законодательным актом 1921 года об охране исторических усадеб, памятников природы, парков и садов.

- Но по Спасскому-Лутовинову прошлись не только революция, но и война с оккупацией, и перестройка. Этот пласт проблем копился много лет, и разбирать его пришлось тоже вам к юбилею? Или все уже давно было решено и никак не влияло на "текущий фронт работ"?
- Ну, всего не решить и не переделать никогда. В усадьбе всегда есть помимо текущей, каждодневной работы и какие-то глобальные проблемы. Сейчас в реставрации нуждаются и церковь Спаса Преображения, и хозяйственные постройки, большого внимания требует одна из самых подлинных экспозиций музея - усадебный парк. Работы еще очень много...

- Спасское при Тургеневе, как известно, было весьма гостеприимным местом - приглашенные гостили по нескольку дней, наслаждаясь здешней жизнью, в бильярд играли, гуляли по парку и купались в пруду. Вели философские беседы, спорили, шутили...
- Да, Тургенев был очень общительным человеком. Один из его ближайших знакомых, литературный критик Павел Анненков, вспоминал, что после 1850 года в его гостиной собирались люди из всех классов общества: и герои светских салонов, и корифеи литературы, и знаменитые артисты, и ученые. И среди его гостей можно было найти людей без имени, никому не известных и отличавшихся своей сдержанностью. Как писал Анненков, "Тургенев дорожил ими столько же, по крайней мере, сколько и теми, которые носили громкие имена в литературе и обществе".

- Вы цитируете по памяти? Что значит - литературовед!
- Это, скорее, опыт экскурсовода. Знаете, свидетелей и оставленных ими свидетельств предостаточно - я многое помню наизусть и могу о Тургеневе говорить часами. Удивительный человек. Везде, где бы он ни бывал, заводилось "множество новых знакомств". В Москве, Петербурге, Париже, Баден-Бадене.

"Настоящие и лучшие качества его души обнаруживались у него с наибольшей силой в деревне и в семье, - писал все тот же Анненков. - В деревне Тургенев успокаивался; там не надо было блистать и изобретать сцены". Понимаете, он здесь был сам собой, естественным и простым. И к нему в разное время приезжали Толстой, Некрасов, Фет, актер Щепкин, Полонский, Григорович, Савина, Успенский, Гаршин...

- У вас в экспозиции есть шахматный столик, за которым когда-то склонялись хозяин дома и его именитые гости...


Шахматный столик — одно из любимых мест хозяина дома

- Шахматы - да, это очень важный предмет в доме! Тургенев был заядлым шахматистом, являлся членом Петербургского шахматного клуба, организованного Янишем, Шумовым - видными русскими шахматистами. Членами клуба были также Толстой, Полонский, Панаев и многие другие писатели. В спасской библиотеке были руководства по игре в шахматы и журналы на разных языках, которые хозяин выписывал из-за границы. Он просматривал опубликованные партии, делая на полях пометки.
Партнерами Тургенева за этой самой шахматной доской были соседи - Толстые, Борисов, Полонский. В 1853 году Иван Сергеевич писал Аксакову: "Знаете ли, в чем состоит главное мое занятие. Играю в шахматы с соседями или даже один, разбираю шахматные игры по книгам. От упражнения я достиг некоторой силы". "Шахматы и вечерняя беседа" и, конечно, музыка. Это фортепьяно помнит его пальцы...

- За долгие годы, проведенные за границей, Тургенев скучал по родовому гнезду, тянуло его сюда?
- Конечно, Спасское стало настоящим пристанищем Тургенева. Сюда он возвращался из своих путешествий, здесь был дом, родина, "на тысячу верст кругом Россия, родной край". Здесь воплотилась какая-то цельность в его представления о России. "Только думаю весной о возвращении в возлюбленный Мценский уезд! Егорьев день, соловьи, солнце и лужи по дорогам — вот чего жаждет моя душа". Можно сказать, что с этими местами Тургенев был связан генетически.

- Мне очень нравится стихотворение Бальмонта "Памяти Тургенева": оно объясняет людям, какой огромный вклад внес писатель не столько в литературу, сколько в само общество, как изменил реальность. Вы согласны с Бальмонтом? Мы сейчас действительно другие и обязаны этой метаморфозой в том числе и Тургеневу?
- Русская классическая литература - одна из основ нашей национальной идентичности. Именно она воспитывала, закладывала идеалы и традиции. Тургенев - неотъемлемая ее часть. А сейчас обычный читатель все чаще сталкивается с тем, что едва ли не все в произведениях прошлого вызывает непонимание: идеалы и традиции, лежащие в основе классической культуры, к сожалению, постепенно становятся чужды нашим современникам. Теряя живую связь с культурой, с ее классической основой, мы одновременно рискуем утратить и важнейшие национальные ценности. Ведь именно литература всегда формировала традиционно русское представление о патриотизме, чести, гуманизме. А что еще так воздействовало на умы? Именно литература. И когда мы говорим о таком писателе, как Тургенев, то особенно остро понимаем эти идеалы, их истинную суть. Особенно остро понимаем, как страшно их потерять...

Арина Абросимова
29.10. 2018. журнал "Русский мир"

https://rusmir.media/2018/10/29/levina

Константин Бальмонт
ПАМЯТИ И. С. ТУРГЕНЕВА
Уходят дни. И вот уж десять лет
Прошло с тех пор, как смерть к тебе склонилась.
Но смерти для твоих созданий нет,
Толпа твоих видений, о, поэт,
Бессмертием навеки озарилась.

В немом гробу ты спишь глубоким сном.
Родной страны суровые метели
Рыдают скорбно в сумраке ночном,
Баюкают тебя в твоей постели,
И шепчут о блаженстве неземном.

Ты заслужил его. Во тьме невзгоды,
Когда, под тяжким гнетом, край родной,
Томясь напрасной жаждою свободы,
Переживал мучительные годы,
Ты был исполнен думою одной: —

Кумир неволи сбросит с пьедестала,
Живой волной ударит в берега,
Сломить ту силу, что умы сковала, —
И ты поклялся клятвой Ганнибала,
Жить лишь затем, чтоб растоптать врага.

И ты спустился в темные пучины
Народной жизни, горькой и простой,
Пленяющей печальной красотой,
И подсмотрел цветы средь грязной тины,
Средь грубости — любви порыв святой.

И слился ты с той светлою плеядой,
Пред чьим огнем рассеялася тьма,
Пред чьим теплом растаяла зима;
Нахлынули борцы живой громадой, —
И пала крепостничества тюрьма.

Но в этот миг, зиждительный и чудный,
Ты не хотел душою отдохнуть,
Святым огнем твоя горела грудь,
И вот опять — далекий, многотрудный,
Перед тобой открылся новый путь.

Дворянских гнезд заветные аллеи.
Забытый сад. Полузаросший пруд.
Как хорошо, как все знакомо тут!
Сирень, и резеда, и эпомеи,
И георгины гордые цветут.

Затмилась ночь. Чуть слышен листьев ропот.
За рощей чуть горит Луны эмаль.
И в сердце молодом встает печаль.
И слышен чей-то странный, грустный шепот.
Кому-то в этот час чего-то жаль.

И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой, —
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна —
Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной, и женственной мечты,
Их вызвал к жизни чистый нежный гений,
Он дал им форму, краски, и черты.

Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали,
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.

Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.

Вот почему, с любовью вспоминая
О том, кто удалился в мир иной,
Пред кем зажегся светоч неземной,
Здесь собралась толпа ему родная,
С ним слившаяся мыслию одной: —

Пусть мы с тобой разлучены судьбою
Уж десять невозвратных долгих лет,
Но ты, наш друг, учитель, и поэт,
Средь нас живешь! Сверкает над тобою
Бессмертия нетленный чистый свет!

***
Было прочитано автором 31-го октября 1893 года в Москве, в заседании Общества Любителей Российской Словесности, посвященном памяти И. С. Тургенева.
https://ilibrary.ru/text/2436/p.1/index.html
Прикрепления: 9588350.jpg(18.9 Kb) · 3166199.jpg(18.9 Kb) · 1354402.jpg(14.6 Kb) · 8631589.jpg(18.9 Kb) · 0808173.jpg(13.8 Kb) · 2186468.jpg(31.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Ноя 2018, 20:00 | Сообщение # 20
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
Иван Сергеевич Тургенев:

"Как хороши, как свежи были розы"

https://www.youtube.com/watch?v=seK7BVMVbdo


https://www.youtube.com/watch?v=D-IjRv7OwCw
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 13 Ноя 2018, 11:00 | Сообщение # 21
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
Дом-музей Тургенева на Остоженке открылся после реставрации


Обновленная музейная экспозиция включает 1500 экспонатов. В их числе - последний прижизненный портрет И.Тургенева, раритетные издания его книг и другие предметы. Впервые открыт для посещения второй этаж, где находился кабинет писателя.


Дом-музей Тургенева на Остоженке открылся после комплексной реставрации. В здании создана современная выставочная экспозиция. Также были открыты памятник Ивану Тургеневу и небольшая городская скульптура «Муму».


Таким образом, на Остоженке появился «тургеневский квартал» - новое культурное и рекреационное пространство. Его открытие приурочено к 200-летию со дня рождения знаменитого писателя. В торжественной церемонии открытия дома-музея приняли участие Президент России В.Путин и Мэр Москвы С.Собянин.


«Его экспозиция во многом уникальна. Здесь будут представлены подлинные предметы эпохи, появятся новые возможности для проведения выставок, концертов, образовательных и просветительских программ для знакомства с творчеством писателя. Как известно, долгие годы он провел за границей, там родились многие шедевры тургеневской прозы, а его переводы подарили миру самые знаменательные и знаменитые произведения вечной литературы», - сказал Владимир Путин.

Музей Ивана Тургенева расположен в историческом здании по адресу: улица Остоженка, дом 37/7, строение 1. Оно признано объектом культурного наследия федерального значения.
В двухэтажном деревянном доме с антресолями, построенном в 1818–1819 годы, в 40–50-е годы XIX века жила мать писателя Варвара Петровна Тургенева. Иван Сергеевич часто гостил у нее, а события, происходившие в доме на Остоженке, легли в основу рассказа «Муму». Прототипами персонажей произведения стали реальные люди, жившие в доме Варвары Петровны. Поэтому дом на Остоженке часто называют «домом Муму». После 1917 года в доме находились коммунальные квартиры. В 1960-е его признали памятником культуры, а в 1974-м после расселения коммуналок в здании провели первую реставрацию. До конца 2000-х здесь располагалась организация «Спортинтерпром».

В 2007 году Правительство Москвы приняло решение создать в историческом доме Музей И.С. Тургенева. Он стал филиалом Государственного музея А.С. Пушкина. Общая площадь музея - 992 квадратных метра. 
В преддверии 200-летия со дня рождения И. С. Тургенева здание комплексно отреставрировали. Работы велись с июля по октябрь этого года. Специалисты усилили фундамент и несущие конструкции, отреставрировали деревянные стены, окна, двери, интерьеры и фасады. Кроме того, в здании расширили входную группу и подвал, а также воссоздали деревянную лестницу между первым и вторым этажом. Благодаря встроенному лифту музей стал доступен для маломобильных посетителей.

Специалисты обновили системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования. В здании также привели в порядок работу пожарной сигнализации и охранной системы. На первом этаже воссозданы интерьеры дворянской усадьбы. Впервые открыт для посещения второй этаж (антресоли), где в свое время находился кабинет писателя. Специалисты воссоздали атмосферу дома Тургенева. Основой послужили описания в произведениях писателя.


Территория вокруг дома-музея благоустроили. На участке сохранилась часть исторического парка с дубом тургеневских времен - саженец прислали из родовой усадьбы Тургеневых Спасское-Лутовиново в Орловской губернии. Памятник Ивану Тургеневу и скульптуру «Муму» установили за счет спонсорских средств. Автор обоих монументов - скульптор Сергей Казанцев.

«Мы абсолютно уверены, что жизнь Музея Пушкина и этого городского Тургеневского сквера, где обрел свое место этот памятник, будет яркой и насыщенной. Этот квартал обязательно станет местом гения, как Гоголевский бульвар с Гоголем, как Чистые пруды с Грибоедовым, как Пушкинская площадь. Я надеюсь, что люди сбудут приходить сюда не только на новую выставку, но и на свидания, хочу, чтобы им здесь хорошо думалось, мечталось. И конечно, чтобы у двери этого особняка всегда стояла очередь желающих понять и полюбить Тургенева и героев его творчества», — сказал на церемонии открытия ​директор Государственного музея А.С. Пушкина Е. Богатырев.

После реставрации на цокольном этаже музея находятся гардероб, касса, туалеты, экран и тачскрин-панель с информацией для посетителей. Кроме того, там есть место для сбора и отдыха гостей, а также многофункциональный зал на 40 мест.Музейная экспозиция доступна на первом этаже и антресолях. Она разделена на 12 тематических залов. Среди них «Мир дома на Остоженке», «Повесть Тургенева “Муму”», «Мир дороги, странствий Тургенева», «Парадный зал. Мир России, Москвы, семьи», «Гостиная. Мир матери», «Спальня В.П. Тургеневой. Мир хозяйки», «Гардеробная. Мир женщин остоженского дома», «Мир московского детства, годы учебы Тургенева», «Мир творчества Тургенева», «Мемориальный кабинет Тургенева», «У чужого очага (Германия, Франция)», «Последние годы».

Музейные предметы соседствуют в новой экспозиции с современными мультимедийными технологиями. С их помощью удалось существенно расширить и разнообразить музейное пространство. Сейчас в экспозиции представлены скульптуры, книги, документы, рукописи, фотографии, а также живопись, графика, фарфор, металл, ткани, мебель.
Посетители могут увидеть прижизненные портреты и издания Тургенева, иллюстрации к его произведениям, а также мемориальные предметы. В их число входит шесть автографов писателя. Экспозицию дополняют работы современных художников и исторические иллюстрации, натюрморты, жанровые сцены, светильники, бронзовые вещи, фарфор и мебель тургеневской эпохи.

В последнее время музей получил новые экспонаты, которые представят широкой публике впервые. Всего в музейную экспозицию входит 1500 экспонатов. Для ее создания за счет городского бюджета было приобретено или получено в дар 1025 уникальных экспонатов, отреставрировано 768 музейных предметов. Наиболее ценные из них:

- последний прижизненный портрет И. С. Тургенева (худ. Ф.Буров, 1883);
- картина Д.Татищева «Скачущий черкес» (1872). Полотно с изображением батальной сцены Тургеневу подарил автор. В 1878 году писатель представил картину в числе других произведений своей коллекции на выставке-аукционе, где она была продана;

- письмо Тургенева к графине Меренберг на французском языке. Он написал его в декабре 1878-го и адресовал младшей дочери Александра Пушкина Наталье Меренберг, у которой хранились письма Пушкина к жене. Именно Тургенев по просьбе самой Меренберг готовил публикацию этой переписки в журнале «Вестник Европы»;

- фотография Тургенева, сделанная в фотоателье Надара в Париже не ранее 1878 года и не позднее 1883 года. Фотопортрет уникален, отсутствует в собрании Государственного литературного музея;
- автопортрет П.Виардо-Гарсиа (1841 год, бумага, наклеенная на картон, карандаш, растушевка);

- издание повести А.Пушкина «Капитанская дочка» на французском языке (Париж, 1854). Это первый перевод известного произведения на французский, выполненный Тургеневым и его близким другом Луи Виардо, мужем Полины;
- «Русский вестник» - литературный и политический журнал, издаваемый М.Катковым (том 25, Москва, 1860). На его страницах состоялась первая публикация романа «Накануне»;

- 12 прижизненных изданий и публикаций произведений Тургенева на русском и иностранных языках, издания произведений на иностранных языках XIX–XX веков (посмертные издания), книги круга чтения Тургенева.


Дом-музей И.С. Тургенева открылся для посетителей 11 ноября. Ожидается, что в 2018–2019 годах его гостями станут порядка 85 тысяч человек. Всего в Москве в этом году состоится более 50 мероприятий, посвященных памятной дате, - выставки, экскурсии, лекции, литературно-музыкальные вечера, концерты, кинопоказы, конкурсы, викторины, квесты, издательские проекты.

До конца 2018 года в Москве пройдут:
- спектакль «Малек-Адель» по мотивам рассказов Тургенева «Чертопханов и Недопюскин» и «Конец Чертопханова» - 15 ноября и 13 декабря в Государственном музее А.С. Пушкина;
- международная научная конференция «Тургенев - наш современник» - 9 ноября в Доме-музее Тургенева;

- выставка «В.Брагинский. Записки охотника» - иллюстрации к одному из самых знаменитых произведений Тургенева можно увидеть до 25 ноября в выставочных залах на Арбате (улица Арбат, дом 55/32);
- выставка «Тургенев и Москва», организованная библиотекой-читальней имени И.С. Тургенева и библиотекой искусств имени А.П. Боголюбова, - продлится до 15 ноября на Сретенском бульваре;
- автобусно-пешеходная экскурсия «День с Тургеневым в Москве» - 18 ноября от Государственного музея А.С. Пушкина.

Ожидается, что мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения писателя, посетят около 40 тысяч человек.

История особняка на Остоженке
Дом на Остоженке построил в 1819 году титулярный советник Д.Н. Федоров. Работы велись на пустовавшей земле, приобретенной у генерал-лейтенанта К.Ф. Кнорринга, владение которого полностью выгорело во время пожара 1812 года. Деревянный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолями, семью окнами по фасаду представлял собой типичный образец московской послепожарной застройки.

Д.Н. Федоров, как и многие в то время, сдавал дом внаем. В 1826 году здесь поселилась семья Аксаковых. Главой большого и дружного семейства был известный впоследствии писатель Сергей Аксаков. Среди жильцов дома на Остоженке немало представителей других известных фамилий. В 1829 году в нем жил с семьей московский дворянин Н.В. Левашов - отставной гвардии поручик, участник Отечественной войны 1812 года, человек пушкинского круга и близкий знакомый поэта.

В 1833 году владельцем дома на Остоженке стал чиновник горного ведомства Н.Лошаковский. В том же году новый хозяин отдал дом внаем камергеру М.М. Сонцову. Его жена Елизавета Львовна доводилась Пушкину родной теткой по отцу. В маклерских книгах 1830-х есть также запись о найме дома надворным советником А.Бакуниным, лицейским товарищем Пушкина.

В 1838-м дом снял на год полковник Ф.Толстой, прозванный Американцем. Жизнь этого необычного и яркого человека была полна занимательных происшествий. Он был приятелем многих людей из окружения Пушкина и прототипом героев его произведений, Грибоедова, Гоголя, Толстого, Тургенева. С самим поэтом задиристый граф чуть не сразился на дуэли, а помирившись, принимал участие в его сватовстве к Н.Гончаровой.

Вслед за семейством Толстых здесь поселился Андрей Богдановский - генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года, тайный советник. Его портрет украшает знаменитую Военную галерею Джорджа Доу в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. 16 сентября 1840 года генерала в доме Лошаковского сменила Варвара Тургенева. Иван Сергеевич, завершив образование в Берлинском университете, впервые появился у матери на Остоженке в мае 1841-го. Впоследствии он часто бывал здесь проездом. В остоженском доме он провел две весны - в 1844 и 1845 годах. После кончины матери в ноябре 1850-го Тургенев жил здесь более двух месяцев, занимаясь делами по наследству. В этот дом приходили его многочисленные друзья и знакомые - представители общественно-литературных и театральных кругов Москвы: Т.Грановский, М. Щепкин, В. Боткин, братья Бакунины, Аксаковы и др.. В своих комнатах на антресолях Тургенев работал над статьями для журнала «Отечественные записки», здесь родились замыслы рассказа «Бежин луг», поэм «Андрей» и «Разговор». В 1851 году он покинул дом навсегда.

Год спустя остоженский особняк приглянулся Елене Кривцовой - вдове Павла Кривцова, дальнего родственника семьи Тургенева. Старший из братьев Кривцовых Николай был другом Пушкина, средний, Сергей, декабрист, дружил с отцом писателя Сергеем Тургеневым. Елена Кривцова, урожденная княжна Репнина-Волконская, была женой младшего из братьев, Павла, дипломата и попечителя русских художников в Риме. В начале 1840 года Иван Тургенев отправился с Павлом Кривцовым в Италию. «Это юноша ученый и умный», - писал Павел Иванович брату Николаю о будущем авторе «Записок охотника». В апреле 1852-го Кривцова поселилась с детьми в остоженском доме, в котором провела последние три года своей жизни.

По воспоминаниям М.Баратынского, в 1860-е здесь в течение почти 10 лет жила семья Андрея Баратынского, двоюродного брата поэта Е.Баратынского. Все в доме любили классическую музыку, играли на разных инструментах - в то время это был один из центров музыкальной культуры Москвы.

В 1891 году в доме поселился Леонид Чичагов с женой и четырьмя дочерями. Русский аристократ, потомок знаменитого исследователя Арктики Василия Чичагова и участника Отечественной войны 1812 года адмирала Павла Чичагова, он прервал блестящую военную карьеру, решив посвятить жизнь служению Русской православной церкви. В доме на Остоженке он готовился к принятию священного сана. Монашество Л.Чичагов принял под именем Серафим. Преосвященный Серафим прославил Серафима Саровского, составил летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян, а в 1997-м митрополита Серафима причислили к лику святых.

В конце XIX века в доме на Остоженке открыли приют имени великого князя Сергея Александровича. После Октябрьской революции 1917 года внутреннюю планировку дома значительно изменили. Там устроили коммунальные квартиры. Дом расселили только в 1974-м. С тех пор и до конца 2000-х годов в нем размещалась организация «Спортинтерпром».
https://www.mos.ru/mayor/themes/3299/5159050/
Прикрепления: 3773420.jpg(27.5 Kb) · 5706525.jpg(27.3 Kb) · 9951444.jpg(28.0 Kb) · 4025481.jpg(26.3 Kb) · 5657569.jpg(37.7 Kb) · 4349795.jpg(20.8 Kb) · 5864139.jpg(38.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 15 Ноя 2018, 11:51 | Сообщение # 22
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
ЕВГЕНИЙ БОГАТЫРЕВ: «Вклад Тургенева как посла нашей культуры еще предстоит оценить»
На днях принимает первых гостей московский дом-музей И.С. Тургенева. О том, как воссоздавался облик здания, собиралась коллекция и что связывает Тургенева с солнцем русской поэзии, «Культура» расспросила директора Государственного музея Пушкина Е.Богатырева.


- Как получилось, что, несмотря на значимость фигуры Тургенева для русской литературы, для культуры в целом, в Москве никогда не было музея, ему посвященного?
- Причин для этого было много, причем большинство вполне объективного свойства. С именем Тургенева в первую очередь связывают Спасское-Лутовиново и Орел, за ними следуют Баден-Баден и Буживаль. В свое время в Москве была открыта библиотека, названная в его честь, но это, как вы понимаете, несколько иная история.


http://turgenev.ru/

Столица оказалась отодвинутой на второй план, поскольку Иван Сергеевич никогда не жил здесь подолгу, только наездами гостил у матери. Варвара Петровна в течение десяти лет, с 1840 года и до самой смерти, снимала небольшой, по-московски уютный особняк на улице Остоженка, в котором мы и открываем музей.

- Для создания музея нужны фонды, коллекции, их в одночасье не соберешь. Но почему Иван Сергеевич даже памятника не был удостоен?
- До некоторой степени это можно объяснить тем, что Тургенев, как ни странно, пребывает в тени своих «коллег» - Толстого, Достоевского, не говоря уже о Пушкине. Хотя его жизнью и творчеством занимались первоклассные филологи и литературоведы. Что касается памятника, то нужно учитывать, как сложно отыскать достойное место в городе для его установления. К нашему счастью, часть территории, прилегающей к особняку, где жила матушка писателя, передана музею. Автором проекта стал народный художник России Сергей Казанцев.


- Юбилейная дата сыграла во всем этом ключевую роль?
- Безусловно. Рискну предположить, что, если бы не приближающееся двухсотлетие, и установка памятника, и создание музея затянулось бы на годы, если не десятилетия. И это при том, что Тургенев, я в этом глубоко убежден, не просто писатель, стоящий в одном ряду с классиками русской литературы. Он был «послом русской культуры в Европе». Думаю, что никто из литераторов XIX столетия на этом благом поприще не сделал больше, чем Иван Сергеевич. И по достоинству оценить его вклад нам еще только предстоит. Собственно, одна из задач, которые мы ставили перед собой, формируя экспозицию, заключается в том, чтобы подчеркнуть значение Тургенева как одного из мощнейших звеньев, связывающих русскую культуру с европейской.

- А почему именно музей Пушкина занялся этим?
- Иван Сергеевич считал себя учеником Пушкина. В день прощания с поэтом юный Тургенев пришел на Мойку отдать ему последний долг. Прядь, срезанную камердинером Александра Сергеевича с головы поэта, он запаял в золотой медальон и хранил его, как бесценный талисман, до последнего своего часа. В нашей экспозиции будет представлена 3D-копия этой реликвии, хранящейся ныне в петербургском музее Пушкина. Тургенев немало способствовал установлению памятника поэту. И наконец, именно он впервые опубликовал письма Пушкина к жене. Они хранились у младшей дочери поэта - Натальи Александровны, в замужестве фон Меренберг. Автограф одного из писем к графине фон Меренберг мы можем показать нашим посетителям благодаря друзьям музея, передавшим нам в дар эту бесценную меморию.

- Хорошо, когда есть такие друзья. А, вообще, сложно добывать такие раритеты?
- Собирать тургеневскую коллекцию мы начали более десяти лет назад, когда решением правительства Москвы нам был передан остоженский особняк. До этого у нас вещей, связанных с Иваном Сергеевичем, разумеется, не было. Чем дальше эпоха, тем сложнее находить относящиеся к ней реликвии. Нам помогают наши друзья - список дарителей занимает чуть ли не десяток страниц. Многое удается разыскать нашим искусствоведам, и тогда вопрос приобретения будущих экспонатов решается при поддержке департамента культуры города Москвы. Между прочим, помогает и пресса, усиливающая интерес к теме. А теперь стимулом станет и само открытие экспозиции. Не секрет, что иногда владельцы даже очень ценных меморий не торопятся передавать их в музеи, потому что не хотят, чтобы дорогие их сердцу вещи пылились в хранилищах и запасниках.

- Спрашивать у музейщика о том, какие экспонаты ему особенно дороги, - занятие неблагодарное. За каждой вещью своя история, кропотливый научный поиск. Но в любом собрании все-таки есть, что называется, «звезды первой величины».
- У нас таких «звезд» несколько. В их числе последний прижизненный портрет Тургенева. Долгие годы он находился в частных собраниях и не был известен даже специалистам. Мы гордимся тем, что атрибутировали его наши искусствоведы. В процессе реставрации полотна удалось восстановить подпись художника - Федора Емельяновича Бурова, неоднократно бывавшего в Париже у Тургенева в 1870-х годах.


Перед этим портретом можно стоять часами. Еще один раритет - миниатюрный портрет Варвары Петровны. Он попал в наши фонды довольно давно, как изображение неизвестной, датируемое 10-ми годами XIX века. Когда за его изучение принялись наши сотрудники, выяснилось, что это едва ли не единственное из известных в настоящее время изображений матери писателя в молодые годы - перед самым замужеством или вскоре после него.

- Зал Муму в экспозиции есть?
- Конечно, ведь Иван Сергеевич сделал «серый дом с белыми колоннами» одним из главных действующих лиц своей повести, и москвичи до сих пор называют его «домом Муму». Органичное объединение биографического, мемуарного и литературного контекстов - самое сложное и увлекательное в создании любой литературно-исторической экспозиции. Мы получили в дар большое количество прижизненных изданий Тургенева. Они и будут «держать» ту часть, что посвящена творчеству писателя. Акцент мы сделали на произведениях, включенных в школьную программу, - «Отцы и дети», «Накануне», «Дым», «Дворянское гнездо». Нам очень хотелось, насколько это возможно, стряхнуть с них «хрестоматийную» пыль, придать им зримый облик, приблизить к нынешним молодым читателям.

- Знаменитая повесть как-то помогла в восстановлении облика самого дома?
- В определенном смысле - да, она ведь верный слепок с натуры. Мне посчастливилось восстанавливать не один деревянный усадебный дом, включая строения, входящие в наш комплекс на Пречистенке, и дом Василия Львовича Пушкина на Старой Басманной. Каждый раз это становилось задачей со многими неизвестными. Но с домом Тургенева нам повезло - в государственных архивах сохранилось достаточное количество документов по усадьбе и барскому особняку. В том числе в Российском государственном архиве древних актов сохранилась уникальная подрядная запись 1818 года, составленная строителем, подрядившимся на возведение этого дома для тогдашнего владельца - коллежского секретаря Д.Н. Федорова. В этой записи с предельной скрупулезностью, до мельчайших подробностей прописаны все виды работ и материалы, которые были использованы при строительстве. Правда, мы восстанавливали дом в том виде, в котором он существовал несколько позже, но он и тогда сохранял все основные черты московской «послепожарной» архитектуры: неизменная колоннада, парадная анфилада по фасаду с гостиными и столовой, антресоли. Кроме того, Варвара Петровна сохранила в письмах к родным достаточно подробное описание этого дома.

- Новый музей делает свои первые шаги, но наверняка уже сейчас думаете о его будущем. Каким оно Вам видится?
- Ничто так не провоцирует фантазию музейщика, как открытие нового экспозиционного пространства. Жизнь тургеневского музея обещает быть яркой и насыщенной. Но главное и в этом мы все единодушны - хочется, чтобы это место со временем стало, простите за некоторую высокопарность, «местом гения» - как Патриаршие и Чистые пруды, как Пушкинская площадь. Чтобы люди приходили сюда не только на новую выставку или спектакль, но и на свидание. Чтобы им здесь хорошо думалось и мечталось. Ну и, конечно, чтобы у дверей этого особнячка всегда стояла пусть небольшая, но все-таки очередь.

Виктория Пешкова
08.11. 2018, газета "Культура"

http://portal-kultura.ru/article....otsenit
Прикрепления: 6972306.jpg(7.0 Kb) · 6538931.jpg(14.9 Kb) · 2594710.png(34.3 Kb) · 8087694.jpg(10.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 25 Ноя 2018, 21:14 | Сообщение # 23
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
Наконец-то мне удалось выбраться в Тургеневский музей и впечатления о нем самые что ни на есть замечательные! Великолепная работа реставраторов! Совершенно чудесный, очень уютный, в три этажа музей, уже полон посетителей и здесь столько интересного. Одно только "оживающее зеркало" чего стоит, а электронная копия медальона с прядью волос Пушкина... В общем, сюда надо обязательно придти, чтобы самим все это увидеть. Скоро здесь начнется и концертная деятельность, и кто знает, быть может, мы сможем услышать Олега не только в Спасском-Лутовинове, но еще и в этом великолепном зале Тургеневского музея в Москве...

Случайно нашла в Интернете этот ролик, и такое наслаждение, такие чудесные воспоминания согрели душу, что хочется еще раз вспомнить то замечательно-счастливое время... Кстати, многие, в этой видеозаписи, могут увидеть и себя...

Orel Story:

https://www.youtube.com/watch?v=ezGADqvT5ak
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 18 Янв 2019, 15:00 | Сообщение # 24
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
В Орловской области открылся восстановленный дом-музей Тургенева
Второго января 2019 года после масштабного ремонта и реставрации открылся музей-усадьба И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Именно здесь великий русский писатель провёл детство и регулярно бывал в зрелые годы. В общей сложности писатель провёл в любимой усадьбе семнадцать лет жизни.


В Спасское-Лутовиново в гости к Тургеневу приезжали Фет,  Толстой, Некрасов и другие выдающиеся представители русской литературы и искусства. Здесь писатель создал такие шедевры как «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

Ремонт и реставрация были приурочены к 200-летию со дня рождения великого писателя. Строители укрепили фасад, заменили кровлю и коммуникации, обновили лепнину и резные украшения. Также были отреставрированы изразцовые печи. Особое внимание было уделено восстановлению интерьеров. Во время революции 1917 года и гражданской войны усадьба несколько раз горела и подверглась разграблению. Музейным работникам и реставраторам стоило огромного труда воссоздать дух «дворянского гнезда». Предметы для экспозиции искали в антикварных лавках и в частных коллекциях, интерьеры восстанавливали по литографиям, гравюрам и воспоминаниям И.С. Тургенева и его современников. Бумажные обои, чей рисунок полностью повторяет оригинальный, были сделаны на заказ. Реставраторам удалось сохранить исходную фурнитуру на восстановленных окнах и дверях.
После столь масштабной реконструкции музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» вновь станет местом выставок, литературных проектов и театральных постановок.

Денис Беликов
10.01. 2019. МК

https://www.mk.ru/culture....va.html
Прикрепления: 4112649.jpg(23.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 18 Янв 2019, 15:12 | Сообщение # 25
Группа: Администраторы
Сообщений: 6198
Статус: Offline
«Дворянское гнездо» семьи Тургеневых. Пять экспонатов усадьбы «Спасское-Лутовиново»
Спасское-Лутовиново - усадьба матери И.Тургенева, В.Тургеневой. Здесь Тургенев написал  «Дворянское  гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Сегодня в усадьбе работает единственный в России  мемориальный музей имени писателя. Здесь хранятся подлинные вещи Тургеневых, мебель, коллекция живописи и старинные иконы.

Охотничье ружье


Одним из главных увлечений писателя была охота. Б.Зайцев, который составлял литературную биографию писателя, вспоминал: «Эта страсть прошла через всю его жизнь, охота связала его с Виардо, охота питала и литературу». Тургенев хорошо знал охотничьи угодья России, Франции, Германии, Англии,  Шотландии.

«Вообще охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить в одних лаптях, по болотам да по лесам, с утра до вечера».
(Иван Тургенев)

В коллекции Тургенева были ружья лучших европейских мастеров  - Казимира Лефоше, изобретателя казнозарядного устройства; Нагеля и Мортимера. В музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново» хранится ружье Ивана Тургенева работы пражского оружейного мастера Антонина Лебеды.


Антонин Винцент Лебеда (1795 – 1857)

Двуствольное шомпольное ружье украшено гравировкой, деревянный приклад декорирован металлическими фигурными накладками с растительными узорами. После смерти Тургенева Спасское-Лутовиново унаследовала О.Галахова. Перед революцией ее муж проиграл ружье Лебеды: оно было продано в московский антикварный магазин на Кузнецком Мосту. Оружие несколько раз сменило своих хозяев, прежде чем его купил музей Тургенева в 1944 году.

Портрет Сергея Тургенева



В кабинете Тургенева в усадьбе Спасское-Лутовиново хранится портрет его отца. Сергея Тургенева написал в 1809–1811 годах неизвестный художник. В эти годы отец будущего писателя поступил на службу юнкером. Награды - знак отличия Военного ордена и серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» - пририсованы позже.

Об этом портрете Тургенев писал в 1880 году Марианне, дочери П. Виардо: «Портрет моего отца в форме унтер-офицера кавалергардского полка. Красивый молодой человек, немножко слишком полный, белый, розовый, небольшой тонкий нос, какие-то детские голубые глаза, красиво изогнутые брови, пробивающиеся усики, пепельно-белокурые волосы, ниспадающие на лоб по моде того времени. На груди георгиевский крест: он был тяжело ранен в Бородинском сражении, за что и награжден».

Портрет Николая Тургенева



В доме-музее есть и портрет Николая -  старшего брата писателя. У братьев была небольшая разница в возрасте - всего два года, однако по характерам они были совершенно разные. Николая называли «джентльменом английского типа», а Ивана - «чисто русского», Иван был добродушен, а Николай - насмешлив. Современники вспоминают, что старший брат в совершенстве знал несколько языков, был красноречив и любил рассказывать длинные интересные истории. Портрет Николая написал в 1845 году французский художник Эмиль Дессен.


Эмиль Франсуа Дессен

В 1830–40-х годах в Петербурге работало много живописцев и графиков из-за рубежа: заказать работу у иностранца считалось модно и престижно. Портрет написан пастелью. На полотне он изображен сидящим, в руках держит музыкальный духовой инструмент. Мягкий фон, схематично очерченная мебель делают Тургенева центром классической портретной композиции. При жизни писателя полотно хранилось в Спасском, а позже его забрали родственники вдовы Н. Тургенева. В середине ХХ века портрет попал в московский Литературный музей, а в 1974 году был передан в Литературный музей имени Тургенева.

Икона «Спас Нерукотворный»



Одним из ценных экспонатов дома-музея стала старинная икона «Спас Нерукотворный», семейная реликвия Тургеневых. По воспоминаниям современников, Тургенев считал, что «она в их роду со времен Иоанна Грозного». Хотя исследователи отмечают, что икона была написана в конце XVII - начале XVIII века. Серебряный оклад для нее был изготовлен в 1816 году.

«Передо мной в углу комнаты висит старинная византийская икона, вся почерневшая, в серебряном окладе, виден лишь огромный мрачный и суровый лик - он меня немного угнетает, но я не могу распорядиться, чтобы икону убрали: мой слуга счел бы меня язычником, а здесь с этим не шутят».
(Иван Тургенев, из письма Гюставу Флоберу, 1876.)

Икона написана на дереве, образ Христа не раз прописывался. Авторский красочный слой сохранился неравномерно, изображение потерто. Икона пострадала во время пожара усадебного дома в 1839 году, дерево местами обожжено.

Ширмы


Ширмы из клена выполнены по заказу матери писателя, Варвары Тургеневой, в 1830–40-х годах. Они украшены росписями - цветочными и фруктовыми гирляндами и корзинами. Живописный декор выполнен темперными красками на внешней стороне филенок.

«Эти букеты рисованы Дмитрием Кирилловичем [слугой в доме Тургеневых]. Когда Варваре Петровне подавали утром особенно понравившийся ей букет цветов, она приказывала поставить его в воду и затем срисовать».
 (А.Фет. «Мои воспоминания»)

Иван вспоминал, что ширмы появились, когда Варвара приехала из Сорренто и привезла оттуда альбом с крышкой из деревянной мозаики. Крепостному столяру дали задание изготовить по такому же образцу ширмы. Инкрустацию из дерева он воспроизвести не сумел, однако складные перегородки сделал: обтянул створки темно-вишневым шелком и украсил медальонами.
https://www.culture.ru/materia....ovinovo

Анастасия:
Четыре видео "Спасское-Лутовиново времена года", место, которое навсегда останется в моей памяти.


https://www.youtube.com/watch?v=PpvQ0ZgLCl8


https://www.youtube.com/watch?v=omdk-k1jVMQ


https://www.youtube.com/watch?v=HUIdCRIXfsU


https://www.youtube.com/watch?v=jnviYQSI9MA
Прикрепления: 6549308.png(9.8 Kb) · 4649281.png(92.3 Kb) · 7842318.png(116.9 Kb) · 9946930.png(99.5 Kb) · 3473631.png(70.6 Kb) · 7203160.jpg(7.4 Kb) · 0093815.jpg(7.6 Kb)
 

Форум » Размышления » Новости и объявления » К 200-ЛЕТИЮ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск: