Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Новости и объявления » ВЫСТАВКА «АРХИП КУИНДЖИ» В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
ВЫСТАВКА «АРХИП КУИНДЖИ» В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Валентина_КочероваДата: Пятница, 05 Окт 2018, 15:19 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6273
Статус: Offline
ВЫСТАВКА «АРХИП КУИНДЖИ» В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи 4 октября 2018 года открылась выставка «Архип Куинджи». Экспозиция собранная из различных коллекций — изумительная возможность прикоснуться к феномену творчества этого великого колориста, новатора и экспериментатора.



Проект представит более 120 произведений Куинджи из коллекции Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и более полутора десятков региональных музеев, обладающих работами живописца исключительного качества. Особый акцент будет сделан на этюдах художника — ведь именно во время работы над ними происходили творческие поиски и эксперименты этого замечательного пейзажиста.


Эльбрус. Лунная ночь (1890)

Архип Иванович Куинджи (1842−1910) — провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, — довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста. Его новаторство проявилось в неустанных поисках и опытах со светом, с цветом, красящим пигментом: художник осознанно использовал в своем творчестве новейшие открытия в физике и химии.


В.Васнецов. Портрет А.И. Куинджи

Опыты Куинджи привлекают внимание искусствоведов по сей день: перед началом выставки его картины будут исследовать эксперты. Один из акцентов — на мастерское изображение лунного света, которое на ночных пейзажах Куинджи выглядит прямо-таки неоновым сиянием. Этот «фирменный» лунный свет вызвал потрясение у современников художника; и для него даже придумали специальный термин — «куинджевское пятно».


Украинская ночь (1876)

Картину «Украинская ночь» Куинджи представил на V выставке передвижников, которая прошла в 1876 году в залах Академии наук. Публика валила валом, у картины собирались толпы восхищенных зрителей. Как писал знаменитый критик Владимир Стасов, «…Если бы он написал только свой „Вид Финляндии“, „Забытую деревню“, „Степь“, „Чумацкий тракт“, — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, Куинджи «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге». «В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» — писали газеты.


Лунная ночь на Днепре (1880)

Но вернемся к нашим дням. После того, как анализу были подвергнуты около двух десятков картин мастера, специалисты Третьяковки пришли к выводу, что никакими специальными красками Куинджи не пользовался, и дружба со знаменитым автором одноименной таблицы химических элементов Дмитрием Менделеевым — это только дружба. «С точки зрения анализа материалов, которые он применял, они достаточно традиционные, они не выходят за рамки той практики, которая была в его время. Основным даром, которым он был наделен, было его колористическое зрение», — уверен заведующий отделом комплексных исследований Третьяковской галереи Юлиан Халтурин.

«Если бы Архип Куинджи жил в наши времена, его, наверняка, приглашали бы вести мотивационные семинары и читать лекции на тему „Как сделать себя самому“. Рано осиротевший сын сапожника, он приехал в Петербург с пустыми карманами и стал к 40 годам миллионером…»


После дождя (1879)

После своей последней прижизненной выставки в 1882 году — той самой, на которой великий князем Константин Романов купил картину «Лунная ночь на Днепре», Архип Куинджи удалился от общества. Шумиха вокруг его необычных картин утомила художника; тем не менее, в последующие два десятилетия он постоянно работал в своей мастерской, оставив огромное наследие — более 500 живописных и около 400 графических и этюдных работ. В них прослеживаются новые эксперименты мастера с красками, пигментами, цветовыми решениями. В 1901 году Куинджи провел камерную выставку 4 своих картин для близкого круга друзей, а после продолжил затворнический образ жизни в кругу семьи и учеников.


На острове Валааме (1873)

На выставке в Третьяковской галерее будет представлено много произведений, созданных Куинджи в периоды затворнической работы, в том числе — этюды и наброски, показывающие этапы создания живописных полотен, подбор грунта и цвета.

Как писал о своем друге Илья Репин, «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».

Выставка будет работать до 17 февраля 2019 года.

https://artchive.ru/news....galeree
Прикрепления: 0534608.jpg(21.5 Kb) · 8948157.jpg(20.0 Kb) · 1927087.jpg(12.6 Kb) · 8284262.jpg(18.9 Kb) · 3995043.jpg(25.9 Kb) · 8627467.jpg(25.3 Kb) · 1277735.jpg(32.7 Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Среда, 17 Окт 2018, 10:30 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6273
Статус: Offline
Третьяковская галерея продлевает часы работы выставки «Архип Куинджи», которую за четыре дня посетило 11 тысяч человек



В связи с большой популярностью выставки «Архип Куинджи», открывшейся для публики 6 октября 2018 года в Инженерном корпусе, Государственная Третьяковская галерея продлевает часы ее работы по воскресеньям до 21:00, вход и кассы работают до 20:00.

За первые четыре дня работы выставки на ней побывали более 11 тысяч человек. Чтобы не стоять в очереди, гости музея могут приобрести билеты заранее на сайте музея на удобные дату и время. В Инженерный корпус Третьяковской галереи организовано несколько входов: отдельный вход — для тех, кто купил билеты заранее; другой — для тех, кто стоит в живой очереди.

Специальный вход предусмотрен для людей, которые имеют право внеочередного прохода на выставки, — это инвалиды 1-й и 2-й групп, ветераны и еще несколько групп посетителей. Для участников программы «Друг Третьяковки» вход также осуществляется без очереди.

Выставка работ Архипа Куинджи открыта до 17 февраля.

https://www.mkrf.ru/press....dnya_ra
Прикрепления: 0875836.jpg(14.6 Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Пятница, 23 Ноя 2018, 11:09 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6273
Статус: Offline
Странная фамилия, “непозволительная роскошь”, мода на березы – что нужно знать перед походом на Куинджи

Передвижник, импрессионист, символист, экспериментатор или мистификатор? Кто такой Куинджи и почему он все еще остается одной из самых загадочных фигур русского изобразительного искусства? Мы нашли семь причин не откладывать поход на выставку или хотя бы полистать альбом с репродукциями его картин, чтобы ответить себе на эти вопросы.

Последняя большая выставка Куинджи в Москве была 26 лет назад. Тогда жарким летом 1992 года Третьяковская галерея показала в основном известные полотна из своей коллекции. Ажиотаж вокруг выставки был так велик, а очереди к зданию на Крымском валу так огромны, что музей был вынужден продлить экспозицию на месяц.

В свое время Павел Третьяков приобрел для галереи восемь работ Куинджи. Он собрал наиболее значимые картины художника, созданные им в период с 1873 по 1882 год. Учитывая, что Куинджи не жаловал зрителей выставками, а если и выставлял, то не больше одной-двух картин в год, то мы не будем далеки от истины, сказав, Третьяков купил тогда почти все лучшее, что создал за этот период Архип Куинджи. “Степь в цвету”, “Чумацкий тракт в Мариуполе”, “Березовая роща”, “После дождя”, “Север”. А вот знаменитую “Ночь на Днепре” Третьяков не покупал. Он старался приобретать только эксклюзивные вещи и повторений не любил. Эта картина появилась в коллекции галереи лишь в 1930 году. Тогда музей купил ее у собирательницы Елены Ляпуновой.

На нынешней выставке помимо известных работ из коллекции Третьяковки и Русского музея, представлены эскизы и этюды, от больших работ до миниатюр из 24 региональных собраний и даже частных коллекций. В том числе работы, написанных в период затворничества. Большую часть работ зритель увидит впервые и, как надеются кураторы, зарядятся энергией Куинджи, которую он щедро выплескивал на свои холсты.


Куинджи. 1870-е гг.

Золотых дел мастер – так буквально с турецкого переводится фамилия Куюмджи. Неверно транскрибированная на русский она превратилась в Куинджи – фамилию знаменитого русского пейзажиста.

По происхождению художник был греком-переселенцем. Его предки пустили корни в Мариуполе в далеком XVIII веке. Дед был ювелиром, отец сапожником. Сам Архип Иванович довольно рано осиротел. Подрабатывал. То пас гусей, то принимал кирпич, то торговал зерном, пока лет в пятнадцать не почувствовал в себе художественный дар. Дар этот заметили и окружающие, ведь Куинджи рисовал на всем, что попадалось под руку – на стенах и даже заборах. Предместье Карасевка, в которой он жил, находилось на высоком берегу Азовского моря. С детства в его сознание вошли и ощущение простора, свободы, полета, как и желание их запечатлеть.

Пешком он дошел из Мариуполя в Феодосию, чтобы напроситься в подмастерья к Ивану Айвазовскому, слава которого в то время гремела. Говорят, мастер юного дарования не оценил, правда позволил юноше мешать краски. Зато учиться получилось у старшего ученика великого мариниста – Адольфа Фесслера, который на тот момент считался лучшим копиистом Айвазовского.


Адольф Иванович Фесслер

Как бы то ни было, но любовью к пейзажу Куинджи обязан Айвазовскому. Под влиянием его творчества были созданы многие работы. На выставке в Третьяковке выставлено несколько ранних произведений Куинджи, где он попробовал себя в амплуа мариниста – этюд “Волны”, привезенный из Таганрога, “Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым” из Русского музея.


Прозрачная вода. Крым

Активно экспериментировать со светом и его эффектами Куинджи начал еще в конце шестидесятых годов. Но успеха и признания достиг в 1876 году, благодаря картине “Украинская ночь”. На темном небосводе он попытался изобразить струящийся лунный свет. С лунным светом у Куинджи есть и более ранние работы, но именно “Украинскую ночь” современники назвали “непозволительно роскошной”.

Она поразила всех экзотичностью манеры и дикой яркостью цвета до той поры невиданного. В своих воспоминаниях о том, как была встречена работа на 5-й выставке Товарищества передвижных выставок, художник Михаил Нестеров писал, что “Украинская ночь” стала “настоящим торжеством Куинджи”. Это была картина, “перед которой была все время густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей”.

Коллеги по цеху не стеснялись признавать первенство и новаторство Куинджи. Крамской писал, что так, как Куинджи, среди пейзажистов мало кто умеет различать, а главное “понимать какие цвета дополняют и усиливают друг друга”. Глядя на эту картину, Крамской признался, что “Куинджи – художник будущего”.

Экзотический свет и цветовые сочетания, благодаря которым Куинджи добивался глубины пространства, стали его визитной карточкой. Однако, были и критики этой работы, которые обвинили художника в непрописанности переднего плана. Павел Михайлович Третьяков отказался покупать картину, также считая ее незавершенной. Зато купил его брат – Сергей Третьяков.


Днепр утром. 1881

За “Украинскую ночь”, которая два года спустя прогремела на выставке в Париже, а также картину “На острове Валаам” (1973) и работу “Чумацкий тракт в Мариуполе” Куинджи было присвоено звание классного художника 1 степени, что сулило большие перспективы, при том, что мастер академического образования не имел и по сути являлся самоучкой.

“Куинджи ввел моду на березу”, – считал художник Игорь Грабарь. Совершенно новаторское решение картины “Березовая роща”, близкое к кинематографу и фотографии, так потрясло современников, что многие живописцы действительно стали писать рощи.

Эффект солнечного освещения был изображен Куинджи настолько мастерски и точно, вплоть до обмана зрения, когда хочется зажмуриться, что один из критиков назвал картину “изумительной, одуряющей вещью.


Березовая роща. 1879

“Это не краски, не картина, – писал критик, – это сама натура, полная воздуха и солнечного света… здесь нельзя разобрать красок, здесь нет их, – тут солнечные лучи… Куинджи завладел, видимо, солнечным светом…”.

Кстати, владел художник не только светом. Он был обладателем уникальной сетчатки глаза. Это доказал в своих экспериментах физик Федор Петрушевский.



На сверхмощном приборе в своей лаборатории он изучал светочувствительность глаза художников. В его кабинете бывали многие – Репин, Ярошевский. Но именно Куинджи побил все рекорды.

Куинджи часто обвиняли в использовании зеленого стекла для художественных экспериментов, так необычен был его зеленый цвет, который художники не очень любят использовать. Оказалось, он просто иначе видит окружающий мир. К тому же, не имея академического образования, будучи самоучкой, Куинджи был вне традиций и “ломил, как мог” (так говорил о нем Репин), не заботился о угождении чужому вкусу, он был просто очень смел.

“Березовая роща” существовала в трех вариантах, но на выставке картин две: купленная Третьяковым и предоставленная Национальным музеем Беларуси. Третья картина была утрачена.

“Ночь на Днепре” – картина-фурор. Она была выставлена в зале Общества поощрения художников в гордом одиночестве в 1880 году. Тогда к Большой Морской улице в Петербурге выстроилась гигантская очередь. Зал открывали на несколько часов, людей запускали маленькими партиями. Выставку посетило чуть ли не 13 тысяч человек.

Это была первая в России выставка одной картины. Для нее Куинджи снял зал, задрапировал его темными тканями и выставил картину с направленным на нее светом электрической лампы Яблочкова.

Картина написана пастозно. Художник щедро клал краски на холст и процарапывал по ней линии сухой кистью, благодаря чему образовывались гребни. При искусственном освещении начинали действовать оптические законы, о которых Куинджи прекрасно знал.

Темные и глубокие участки холста поглощались, выпуклые становились ярче. Картина в буквальном смысле оживала.

Зрители признавались: “луна действительно светит, вода течет”, впрочем, – считали они, – добиться этого может лишь тот, кто находится в сговоре с нечистой силой. Если одни были уверены, что Куинджи мистификатором, то другие подозревали его в использовании специальных волшебных красок. Не случайно же дружен Куинджи с Дмитрием Ивановичем Менделеевым и физиком Федором Петрушевским!

Как бы то ни было, картину за баснословную цену в пять тысяч рублей приобрел великий князь Константин Константинович. На выставке представлены и оригинал, и повторение, и несколько этюдов к картине.

Не только Третьяковская галерея, сам Куинджи сделал тридцатилетний перерыв в демонстрации своего искусства. С 1880 он не выставлялся, в буквальном смысле слова уйдя в “затвор кисти”. Кто-то считает, что причиной тому была критика в адрес художника за его новаторство, кто-то винит обрушившуюся после “Ночи на Днепре” славу, которая “раздавила” художника, а кто-то утверждает, что Куинджи был невероятно требователен к себе, ему важна была его собственная внутренняя сущность и творческий поиск. Он действительно закрыл двери мастерской и никого не пускал, хотя продолжал ежедневно трудиться.

Говорят, свое затворничество Куинджи объяснял тем, что “…художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет – надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли”. Однако искусствоведы уверены, что слова эти приписал художнику словоохотливый журналист. Ведь сам художник был человеком малограмотным и вообще никаких записок после себя не оставил.


И.Крамской. Портрет А.И. Куинджи. Конец 1870-х

На выставке представлен большой блок “затворных” работ. В них Куинджи оказывается не просто стремящимся к стилизации и декоративности, а откровенно приблизившимся к беспредметности в живописи.

В 1897 году Архип Куинджи был в буквальном смысле изгнан с громким скандалом из Академии художеств. Профессор и руководитель пейзажной мастерской неожиданно для руководства Академии поддержал студенческие волнения. Это было неслыханной дерзостью.

Надо сказать, что Куинджи вообще часто и активно поддерживал тех, кто нуждался в помощи. В Петербурге он владел несколькими доходными домами, а в Крыму огромным участком (там он мечтал построить дом для художников). Все это приносило художнику миллионные доходы, а современникам позволяло говорить, что он променял кисти и краски на звонкую монету. Но Куинджи жил крайне аскетично и даже не держал прислугу. Зато щедро жертвовал бедным молодым живописцам. У него была заведена канцелярия для принятия прошений.

Кстати, Академия художеств получила из рук Куинджи колоссальную сумму – 100 тысяч рублей – для выдачи двадцати четырех ежегодных премий. Он финансировал Общество поощрения художеств и созданное при его жизни Общество художников Куинджи.

“Христос в Гефсиманском саду” одна из малоизвестных и самая загадочная картина из всего творческого наследия Куинджи. В Москву ее привезли из фонда Воронцовского мемориального музея в Алупке. Художник не оставил о ней никаких воспоминаний. И специалисты толком не знают, когда и почему была написана работа, центром которой стал один из драматических евангельских сюжетов.


Христос в Гефсиманском саду. 1901

Публика увидела картину 4 ноября 1901 года. После двадцатилетнего затворничества художник на короткое время открыл двери своей мастерской. Впрочем, решился показать ее не всем, а только избранным зрителям. Среди них был друг Куинджи Дмитрий Менделеев и писатель Иероним Ясинский. Последний написал статью об этом событии – “Магический сеанс у Куинджи”. Писатель назвал золотисто-серебряный лунный свет, в сиянии которого шествует Спаситель, ослепительным и непостижимым видением.

Ничего подобного на Евангельский сюжет зрители на тот момент не видели. Многие художники писали Христа. У одних Он выходил страдающим человеком, а другие, как Васнецов, писали икону. Куинджи удалось выйти не только за пределы сюжета, не просто создать на холсте иллюзию свечения фигуры Спасителя, ему удалось передать мысль о Свете, пришедшем в мир. Его Христос – это Богочеловек. “Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы” ((Ин: 3:19).

Когда картину привезли в Москву и разместили на стене выставочного зала Третьяковской галереи, направив на нее прожектор, произошло невероятное. То, что в Воронцовском музее привыкли видеть, как массу темных стволов Гефсиманского сада, неожиданно превратилось в фигуры апостолов, освещаемых метафизическим светом Спасителя. И как тут не вспомнить другие слова Спасителя: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин: 14:4)

Дарья Рощеня
13.10. 2018. Православие и мир


https://www.pravmir.ru/stranna....uindzhi
Прикрепления: 3663841.jpg(26.7 Kb) · 1076676.jpg(12.6 Kb) · 1060003.jpg(10.5 Kb) · 6993443.jpg(22.2 Kb) · 3761180.jpg(9.3 Kb) · 8960706.jpg(29.1 Kb) · 6189753.jpg(8.2 Kb) · 7588513.jpg(8.2 Kb) · 5883036.jpg(19.9 Kb)
 
Форум » Размышления » Новости и объявления » ВЫСТАВКА «АРХИП КУИНДЖИ» В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2018
Сайт управляется системой uCoz