[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Новости и объявления » ОЛЕГ ПОГУДИН. ВТОРОЙ ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ ("ВЕРТИНСКИЙ + ЛИТЕРАТУРНОЕ КАБАРЕ")
ОЛЕГ ПОГУДИН. ВТОРОЙ ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 31 Май 2020, 11:28 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6039
Статус: Online
Олег Погудин:


В 1881 г. в Париже открылось знаменитое кабаре «Le Chat noir». В 1901 начало работать первое немецкое кабаре Buntes Theater «Überbrettl».Название «Überbrettl» создатели кабаре придумали специально, добавив к слову «Brettl» (подмостки, сцена) приставку über- (сверх). Они считали, что кабаре по сравнению с оперой или академическим театром стало сверхискусством, искусством будущего. Осенью 1905 г. открылось польское литературное кабаре -«Zielony Balonik». Потом театры-кабаре пришли в Россию. Первой возникла в 1908 г. «Летучая мышь», а в 1912 г. в Москве и Санкт-Петербурге работало уже больше 125 кабаре и театров миниатюр.

Кабаре открывались в Одессе, Владивостоке, Киеве, Баку, Харькове, Ростове… Одно из них называлось "Трагический балаган". Это – точное описание жанра: смех, слезы, моментальная реакция на все, отсутствие рампы между зрителями и актером и его работа на разрыв аорты. Но российское кабаре Серебряного века было еще и литературным. С кабаре так или иначе были связаны почти все поэты того времени: от Мандельштама и Ахматовой до Маяковского и Хлебникова. А еще кабаре – это и Вертинский, и Лещенко, и танго.
Вертинский первым начал петь танго в московском кабаре Мамонтова. П.Лещенко практически сделал русское танго отдельным жанром. Отдельным, потому что русское танго - это почти русская рулетка, ведь именно в русском языке рифмуются слова «любовь» и «кровь».
Стихи поэтов Серебряного века и печальные песенки А.Вертинского, французский шансон, русское танго, страстные, трогательные и нежные песни на итальянском, испанском и польском языках прозвучат в новой программе Олега Погудина«Вертинский +. Литературное кабаре». 
Георгий Иванов писал:
Все, кто блистал в тринадцатом году, -
Лишь призраки на петербургском льду.

Но искусству под силу их воскресить, ведь рукописи не горят и есть музыка над нами.


В 1918 г. А.Блок писал: "Я много лет слежу за театрами миниатюр, которые занимают огромное место в жизни города; здесь давно есть свои приемы, свои отношения, свои ранги, свои любимцы, свои звезды и звездочки… Тут есть острое, стройное, оригинальное, свежее…Таково, по моему мнению, требование самой жизни, которая дышит где хочет, и дыхание которой всегда свежо".
А театральный критик и создатель театра "Кривое зеркало" А.Кугель утверждал: «Это самое ответственное, но в то же время и независимое искусство... Ему (кабаре) не нужен ансамбль, - ему нужна лишь артистическая индивидуальность. И потому все, кому тесно в условиях жизни современного театра, где зависишь от репертуара, ... кто дорожит вольницей духа, в особенности же те, кто одновременно обладает и литературным и артистическим дарованием, - худо ли, хорошо ли, - здесь, в закопченных залах кабаре, находят свою свободу».

Сколько танго написал и исполнял А.Вертинский? Четыре можно назвать точно: «Магнолия», «Над розовым морем», «Палестинское танго» и «Желтый ангел» .Отчасти похожи на танго «Чужие города» и «Злые духи». Но есть еще одно танго, об исполнителях и авторах которого спорят до сих пор. Это «Журавли». То, что за основу взяты стихи А.Жемчужникова, написанные в 1871 г., известно всем. А кто их переделал? Ведь у Жемчужникова нет «чужого неба». Его стихи начинаются так:

Сквозь вечерний туман мне, под небом стемневшим,
Слышен крик журавлей всё ясней и ясней…
Сердце к ним понеслось, издалёка летевшим,
Из холодной страны, с обнаженных степей.


А.Баянова утверждала, что это сделал Вертинский. Доказательств этого она не оставила, однако историки обращают внимание на то, что строка «здесь, под небом чужим…», напоминает о книге Н.Гумилева «Чужое небо». (Гумилев был одним из любимых Вертинским поэтов. Да и одну из первых положительных рецензий Вертинский получил от друга Гумилева – С.Городецкого). Еще можно добавить, что стихотворный размер, в котором написаны «Осенние журавли», встречается у Вертинского очень часто: «Принцесса Мален», «Концерт Сарасате», «Сумасшедший шарманщик», «Шанхай» и так далее. А уж сколько раз Александр Николаевич упоминает разных птиц: улетающих, возвращающихся, плачущих по-французски, поющих на кладбище, и не сосчитать. На пластинку Вертинский «Журавлей» не записал и в СССР никогда не пел. Но руку к созданию этого всенародно любимого танго, похоже, приложил.

Как определить границы Серебряного века? Многие литературоведы считают его началом речь Достоевского о Пушкине, произнесенную 140 лет назад, в июне 1880 г., а завершением - речь А.Блока «О назначении поэта». Да и само понятие «Серебряный век» раскрывается лишь в сопоставлении с веком Золотым - временем Пушкина и Лермонтова. Ведь не зря в знаменитой «Бродячей собаке» не только смеялись и шутили, но и читали научные литературоведческие лекции о судьбах классики и современного искусства. Владимир Пяст вспоминал, что многочисленнейшая публика, «наполовину состоящая из «фрачников» и декольтированных дам», слушала их не шелохнувшись. Вообще, тема «Пушкин и Серебряный век» неисчерпаема, поэтому просто дадим слово Анне Андреевне:

Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..


Для того, чтобы на исполнителя обратили внимание, ему нужна песня. Для того, чтобы публика обратила внимание на песню, ей нужен исполнитель. В 1928 г. О.Строк побывал на парижском концерте К.Гарделя. И решил написать танго. Слова он попросил сочинить своего хорошего знакомого – А.Перфильева. Перфильев – бывший казачий офицер – печатался в эти годы в Риге под тремя псевдонимами – Шерри-Бренди, Александр Ли и Л.Гантимуров.
Танго было написано очень быстро и в 1929 г. "Черные глаза" вышли на пластинке фирмы "His Master's Voice" в исполнении Марека Белорусова (Б.Байкалова, Марка Левина и т.д. По моде того времени у артиста было много псевдонимов) в сопровождении берлинского оркестра Марека Вебера. Танго в то время в Латвии и Польше писали много. И это не особо запомнилось.

В 1931 г. распался известный рижский танцевальный дуэт Жени (Зинаиды) Закитт и П.Лещенко. В их семье родился сын Игорь и Закитт перестала выступать. Петр в поисках заработка попросил Строка дать ему спеть уже записанные «Черные глаза». А после этого записал «Синюю рапсодию», «Скажите, почему» и множество новых танго О.Строка. Начиная с 1931 г. пластинки Лещенко издаются огромными тиражами фирмами «Parlophon», «Columbia», «Electrecord, «Bellaccord». Так началась слава певца П.Лещенко и танго-композитора О.Строка. Перед Первой Мировой войной танго стало не просто танцем, а стилем европейской жизни. Повсюду продавались платки, галстуки, перчатки, сумки, зонты и даже чулки цвета «танго» (оранжевого с красным оттенком). Эта музыка постоянно звучала в кафе, ресторанах и фойе кинотеатров. После Первой Мировой Европу захлестнула мода на танго-песню. Кроме достоинств музыки этому помог и научно- технический прогресс. В начала ХХ века в нашу жизнь вошли радиопередачи, грамзапись и звуковое кино. А певцы начали петь в микрофон. Передачи и выпускающиеся огромными тиражами пластинки донесли танго до самых отдаленных уголков. А вот грамзапись с одной стороны помогала сделать артистов популярными, а с другой – поставила их перед новыми проблемами. Теперь певец уже не обязан был иметь сильный голос. Но зато был обязан уметь решать художественные задачи только с его помощью: без мимики, без костюма и подтанцовки.Шаляпин писал: «Люблю граммофонные записи…Меня волнует и творчески будоражит мысль, что микрофон символизирует собой не какую-то конкретную публику, а миллионы слушателей».И хотя некоторые критики называли «новых» артистов, таких как Вертинский или Лещенко, «пластиночными», публика с нетерпением ждала каждой их новой записи, а продюсеры искали исполнителей с похожими тембром и манерой. Например, в Польше были и «польский Лещенко» - Ежи Семенов, и «польский Вертинский» - Тадеуш Фалишевский, исполнявший репертуар Вертинского в переводах на польский Станислава Ратольд-Задарновского, Юлиана Тувима и других поэтов.Ну а 15(!!!) пластинок с лучшими песнями Вертинского и аккомпанементом Ежи Петербурского, выпущенные польской фирмой «Syrena Electro» в 1932 году, стали самым полным собранием творчества Александра Николаевича того периода.

Когда 21 июня 1915 г., отдыхая на даче в Кунцево, Казимир Малевич решил поэкспериментировать с цветом и нарисовал черный квадрат, он вряд ли думал о том, что эта картина станет «ЧЕРНЫМ КВАДРАТОМ» и перевернет все представления о живописи и искусстве в целом. 17-летний вольноопределяющийся Донского Седьмого казачьего полка П.Лещенко о развитии искусства в этот день вообще не думал.21 июня 1915 года главком Главком Юго-Западного фронта генерал Иванов в своем приказе по фронту объяснил ему причины поражения в Галиции: «Не искусство маневров, не боевые качества солдат противника, а только одно превосходство артиллерийского огня, вызывающего громадные потери и потрясающего моральные силы бойцов, могло сломить стойкость и упорство доблестных наших войск… К сожалению, мы не можем ответить ему тем же вследствие недостатка у нас ружейных и легких патронов».Стихов о том, что
 
Нет, нам не было грустно,
нам не было жаль,

Несмотря на дождливую даль.
Это - ясная, твердая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость - ее заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть - ее застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей...

Он тоже не читал. И о том, что воюющий на соседнем участке фронта унтер-офицер Гумилев смог удержать во время наступления противника позиции до подхода пехоты, за что был награжден Георгиевским крестом третьей степени, не знал и не узнал никогда.До того, как Лещенко станет европейски известным артистом, чьи диски буду выходить фантастическими тиражами, оставалось чуть больше 15 лет. До того времени, когда ученые начнут изучать русский авангард, кино, театр, поэзию и музыку того времени, как единый процесс, не делящийся по направлениям, жанрам и месту жительства ее создателей – около семидесяти. А.А. Ахматова в 1914 г. написала стихи:

Чернеет дорога приморского сада,
Желты и свежи фонари.
Я очень спокойная. Только не надо
Со мною о нем говорить.

Ты милый и верный, мы будем друзьями…
Гулять, целоваться, стареть…
И легкие месяцы будут над нами,
Как снежные звезды лететь.


Александр Вертинский превратил эти стихи в «ариетку»:
Темнеет дорога приморского сада,
Желты до утра фонари.
Я очень спокойный, но только не надо
Со мной о любви говорить!

Я нежный и верный, мы будем друзьями…
Гулять, целоваться, стареть…
И легкие месяцы будут над нами,
Как снежные звезды лететь…

Темнеет дорога уснувшего сада,
Еще далеко до зари…
Я очень спокойный, но только не надо
Со мной о любви говорить!


Анна Андреевна (хотя тогда еще просто Анна) была далеко не в восторге. Мало того, что её стихи от мужского лица «поют в концертах», так Вертинский еще и не увидел, как важно для неё сочетание черного и желтого. И правда, в ранних стихах Ахматовой сочетание этих цветов встречается нередко. Черные поля, грядки, набережная, сон. А рядом-желтое : желтый луч, желтая лампа, желтая пыль, желтая муть, желтое пламя. Вертинский же, ничтоже сумняшеся, превратил черную дорогу в темную! К «Сероглазому королю» и «Её простому желанию»( Мне бы вот частушки задорно выкликать…) Ахматова отнеслась уже спокойнее. Теперь же оказалось, что более востребованных произведений на её стихи в этом жанре нет. Да и слова «прототип песенного текста» искусствоведы в двадцать первом веке вполне освоили.

23 декабря 1932 г. в берлинском театре «Großes Schauspielhaus» (который мы помним, как Friedrichstadt-Palast) состоялась премьера оперетты Пала Абрахама «Бал в Савойе», в которой звучали фокстроты, пасадобли и танго.Так танго пришло на «большую» сцену. То, что танго зазвучало в оперетте – примета времени. Конец двадцатых – тридцатые годы – время больших оркестров – сделали его неслыханно популярным. Имена Марека Вебера, Генри Холла, Джека Хилтона, Томми Дорси, Берта Амброуза, Артура Голда были известны практически всем, а записи танцевальных оркестров под их руководством расходились немыслимыми тиражами. Скромный танец, написанный для бандонеона, к которому добавлялись гитара и скрипка, превратился в «богатое» симфоническое произведение. Фирмы грамзаписи могли себе позволить пригласить для работы над пластинкой знаменитых музыкантов и даже заказать им произведение.Так австрийский издатель Вайнер Бохем предложил Ежи Петербурскому 3000 шиллингов за право записать знаменитое танго «Донна Клара». Пластинки того времени были недолговечны, но и недороги. Упакованные в сероватый конверт с круглым отверстием, в которое была видна черная поверхность пластинки, они напоминали картину Малевича «Черный круг» - такое же порождение эпохи, как танго и грамзапись.

Ещё один «бэкрекорд», последний в серии. 25 июня в 19:00 будем представлять часть нашей новой работы альбом «Русское танго» на втором онлайн концерте. (и даже сам диск продемонстрируем ) Добро пожаловать!P.S. Кто не успевает к 19:00, может ещё в течение суток посмотреть концерт по купленному билету
25 июня мы приглашаем зрителей на онлайн-концерт "Вертинский+. Литературное кабаре" c презентацией нового диска «Русское танго»
Ссылка на продажу билетов: https://ticketscloud.com/v1....R11WAWo
https://www.facebook.com/oleg.pogudin.1

Мастерская Образов:

https://youtu.be/6cZv-zASuQA

Олег Грабко:
Мы с Олегом Погудиным закончили запись двух альбомов и 25 июня в 19.00 всех приглашаем на очередной онлайн концерт, билеты здесь: https://ticketscloud.com/v1/widgets/common?token=eyJ0..
Очень надеюсь выпустить к этой дате его новый альбом из 20 песен "РУССКОЕ ТАНГО", да не простой, а в новаторском оформлении с Дополненной реальностью с помощью приложения : https://arleap.ru/

То есть у всех, кто приобретёт этот легальный компакт-диск от Bomba-Piter inc. сам Олег Погудин будет эксклюзивно для каждого индивидуально представлять свой новый альбом.
Если это вам понравится, мы и все следующие диски будем сопровождать подобными приложениями. А впереди ещё следующие альбомы: "Французские песни", "Русский романс", "Пётр Чайковский" и пара проектов пока в обсуждении. Благодаря пандемии нам удалось найти достаточно времени для работы в студии, так что пишем на будущее. Мы обязательно запишем альбом песен А.Н. Вертинского, но издать его пока не представится возможным без финансовой помощи со стороны. Будем искать спонсоров.
https://vk.com/bomba_piter?_smt=search%3A1
Прикрепления: 8184071.jpg(21.3 Kb) · 8865464.jpg(24.0 Kb)
 

Форум » Размышления » Новости и объявления » ОЛЕГ ПОГУДИН. ВТОРОЙ ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ ("ВЕРТИНСКИЙ + ЛИТЕРАТУРНОЕ КАБАРЕ")
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: