Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » МУЗЕЙ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ В ТАГАНРОГЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ В 2017г. (25.01. 2017. журнал "Театрал")
МУЗЕЙ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ В ТАГАНРОГЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ В 2017г.
Валентина_КочероваДата: Вторник, 31 Янв 2017, 11:03 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5244
Статус: Offline
В 2017 ГОДУ В ТАГАНРОГЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ МУЗЕЙ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ

«Актрисой почувствовала в пятилетнем возрасте»



«Таганрог – родина Чехова», – горделиво извещает надпись на въезде в город. Лики писателя смотрят на прохожих с афиш (много тематических выставок). На каждом шагу подстерегают цитаты, высеченные на мемориальных досках. Здесь все проникнуто любовью к великому писателю.

– Тебе к Чехову? За полтинник, – окликнул меня таксист на старой раздрызганной девятке.
– К Фаине Раневской.
– Делать там нечего: один только памятник перед домом. Лучше к Чехову торопись – за день не управишься.

Таганрогский музей-заповедник действительно восхищает своим размахом: дом, где родился писатель, гимназия, торговая лавка отца, целый ряд экспозиционных залов… Здесь и целого дня мало, чтобы неспешно все осмотреть. На этом фоне память о Фаине Раневской – не менее выдающейся уроженке Таганрога – оказалась почти забыта.

О парадоксальной судьбе ее таганрогского наследия «Театрал» писал не раз. Напомним, в 1985 году, вскоре после смерти актрисы, краеведческий музей приобрел домашнюю мебель, предметы обихода, книги, фотографии, письма Фаины Георгиевны. Предполагалось, что в скором времени в двухэтажном доме красного кирпича, где прошли детство и юность актрисы, откроется экспозиция, и купленные предметы составят ее основу. С тех пор прошло тридцать (!) лет: администрация города не раз напоминала о своих благородных планах, однако время идет, а музея как не было, так и нет.



Дом давно превратился в место паломничества. Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Ия Саввина, Сергей Юрский, Михаил Козаков и многие другие приходили сюда во время таганрогских гастролей. Один из жильцов завел даже книгу отзывов, где рефреном звучала мысль: необходимо любыми усилиями создать музей Раневской. Однако администрация города ссылалась на то, что денег на этот проект нет. Пока… До лучших времен. Лучшие времена так и не наступили.

…Подъезжаем к дому. Двери наглухо заперты. На месте электрических звонков торчат провода.
Вглядываешься в мутные окна – ободранные стены, мебели нет. Но сквозь полумрак видна купеческая роскошь былых времен: старинная печь, зеркало во всю стену в лепной оправе.

– А почему дом пустой?

На этот вопрос ни один прохожий ответить не смог. Направляемся в чеховскую гимназию – там расположена администрация музея-заповедника. Оказывается, в последние два года в доме расселили оставшиеся квартиры, но сделано это не на деньги городской администрации, а благодаря участию крупного предпринимателя, к которому обратилось правительство Ростовской области.



– Таганрог, к сожалению, не потянет столь дорогостоящий проект, – говорит заведующая музеем Зоя Высоцкая. – Музей будет областного подчинения – так нам говорят. Но пока подробности не известны.

Два года юристы занимались решением правовых вопросов: там было много квартир, много собственников. А поскольку, по старинному российскому обычаю, многие жильцы, узнав о расселении, стали завышать цену, то и проблем в создании экспозиции добавилось.

Сообщалось, что дом Раневской откроется для посетителей уже в 2017 году, но поскольку в предшествующие годы эта дата многократно переносилась, то лучше, похоже, не строить прогнозов.

– А вы сходите в наш краеведческий музей, – предлагает Зоя Федоровна. – Дело в том, что весь фонд Фаины Раневской (в нем порядка пятисот предметов) у нас не лежит без дела. Музея нет, но наши сотрудники на протяжении всех этих лет внимательно его изучают. Открыли много интересного.

В Таганроге личные вещи Фаины Раневской демонстрируются не в первый раз. Нынешняя экспозиция разместилась на втором этаже Дворца Алфераки. Будний день. Посетителей мало. Но все сотрудники на месте.

– Говорят, вы сделали ряд открытий?
– Ой, сейчас расскажу…


Старший научный сотрудник Татьяна Артюшкина обрадовалась нежданному гостю. Заскрипел старинный паркет, загремели ключи, и мы оказались в небольшом зале, где мебельный гарнитур из карельской березы напоминает о домашнем уюте. Как выглядела квартира Фаины Георгиевны в Москве, можно увидеть здесь же: на выставке представлено множество фотографий. Но сейчас главный наш интерес, конечно, заключен в Таганроге.



– От таганрогского периода у Раневской хранилось лишь две маленькие фотографии в круглых рамках, – говорит Татьяна Анатольевна. – Это портреты отца Гирша Хаимовича Фельдмана и мамы Милки Рафаиловны Заговаловой. Других предметов, к сожалению, не было. Мы это точно знаем, поскольку начиная с шестидесятых годов сотрудники музея состояли в переписке с Фаиной Георгиевной. И она, иронично ссылаясь на свое легкомыслие, сообщала, что Таганрог остался, увы, только в воспоминаниях – никаких артефактов не сохранилось.



Фрагменты воспоминаний актрисы ежегодно издаются большим тиражом (рейтинг этих книг высок). Однако, по словам сотрудников музея, в них многое нуждается в уточнениях и комментариях.

– Разошлась на цитаты и вы, наверное, знаете об этом, такая запись Фаины Раневской: «Актрисой почувствовала себя в пятилетнем возрасте. Умер младший братик, я жалела его, день плакала. И все-таки отодвинула занавеску на зеркале – посмотреть, какая я в слезах». Примечательно, что в своих воспоминаниях и письмах актриса не называет имени брата. Немного странно, не правда ли?

Кроме того, нигде не сообщалось, сколько в семье было детей. Чтобы установить это, мы решили изучить метрические книги местной еврейской общины и обнаружили, что в семье Фельдмана родилось пятеро детей. В 1891 году – Бейла, в 1893 году – Самуил, в 1895 году – Фаина, в 1897 году – Арон, в 1901 году – Яков. То есть Яков и был тот самый младший братик, которого Фаина оплакивала. Но вот интересный факт: во-первых, в метрических книгах не зафиксирована смерть кого-либо из детей Фельдмана, а во-вторых, обратите внимание на этот портрет, сделанный в эмиграции в двадцатые годы. Знаете, что написано на оборотной стороне? Там дарственная надпись «От Якова»! На снимке ему лет 25-28. Стало быть, он не погиб, а жил в эмиграции, и Фаина Георгиевна вынуждена была замалчивать его судьбу. Мы предполагаем, что этот портрет (на фото внизу - справа) подарила ей сестра Бейла (Белла), когда в конце своей жизни вернулась в СССР.



– Вы сказали, что Фаина родилась в 1895 году, хотя во всех справочниках указан 1896 год. Да и 120 лет со дня рождения актрисы отмечалось в 2016 году. В чем ошибка? – задаю вопрос научному сотруднику.

– Ошибку допустила, нам кажется, паспортистка. Точная дата рождения Фаины 15 августа 1895 года. Метрическая книга четко фиксирует этот факт, о котором, кстати, никто до сих пор не знает. Просто почерк у Фаины был еще тот и, я полагаю, что паспортистка не разобрала дату, а исправлять было проблематично. С тех пор так в документах и писалось.

В мемуарах Фаины Раневской есть и такая примечательная фраза, давно ставшая популярной: «Я дочь небогатого нефтепромышленника…»

Чем же занимался Гирш Хаимович? Оказывается, историки не смогли обнаружить «нефтяной след» в его биографии. Он был крупным купцом, но занимался, в основном, строительными материалами. Балки, сухие краски, двери, паркет… Дело шло в гору. В 1909 году на правах крупного акционера стал совладельцем кожевенного завода, построил цех для мойки и сушки шерсти. К 1913 году он владел семью объектами недвижимости, вел широкую общественную деятельность (положение обязывало).

– Но все же он был одним из многих, – говорит Татьяна Артюшкина. – Таганрог – город купеческий. По тем же улицам ходили фабриканты и промышленники, чей доход был несоизмеримо больше.

– А как же пароход «Святой Николай», на котором, якобы, вся семья в 1918 году уплыла за границу? В мемуарах Раневская пишет, что плыть могла и она, но не хотела бросать театр. И, дескать, оставив двери дома открытыми, уехала вместе с Павлой Леонтьевной Вульф – в частный театр Крыма…


– Да, это известные воспоминания. Но документы говорят о другом. Весной 1918 года Фаина Георгиевна действительно уже работает в Крыму. Это факт многократно описанный и подтвержденный целым рядом воспоминаний. Но семья Фельдманов по-прежнему живет в Таганроге. Никто не эмигрирует. Красные еще не вошли. Кожевенный цех, вероятно, поднимается за счет военных заказов. Но в Таганроге держит его не это. Я полагаю, что Гирш Хаимович просто ждет своих сыновей, которые воевали на стороне белых – кроме Якова. Он в ту пору учился уже в Париже.

Теперь несколько слов о пароходе. «Святой Николай» представлял собой скромное зрелище. Фотографий не сохранилось, но, по описаниям, это грузопассажирская шаланда – с маленькой палубой и трюмом для перевозки вина, рыбы и прочих продуктов. Эту шхуну, приписанную ростовскому порту, Гирш Хаимович купил в 1918 году у мещанина Ждановича, но зарегистрировать на себя не успел – пошлину не заплатил, за что в 1919 году таганрогская таможня выставила ему штраф. Документ датируется октябрем 1919 года. Стало быть, до этого времени Фельдманы находились еще в Таганроге. Без оплаты пошлины плавать на «Святом Николае» запрещалось. И только лишь оплатив все расходы, семья, по-видимому, смогла эмигрировать. Известно, что позже пароход доплыл до Турции, а, вернувшись, вошел в состав черноморской флотилии.



«Совсем молодой осталась в России одна, без родственников,
– напишет в мемуарах Фаина Георгиевна, – не мыслила жизни без театра, а лучше русского театра в мире нет».

Со своей семьей Раневская встретится лишь сорок лет спустя – в 1957 году на востоке Румынии в городе Галаце. Отец к тому времени уже ушел из жизни. Старшая сестра Белла жила в Париже и на встречу с Фаиной приехать не смогла, однако вернулась в СССР уже в начале 1960-х, поселившись у Фаины Георгиевны. Вместе прожили они недолго: в 1963 году Белла умерла.



Многие предметы в фонде Раневской – со своей уникальной историей. Есть множество фотографий с автографами, книги с пометками актрисы (на томике Чехова написано, например: «Одинокому весь мир – пустыня. Как одинок был Чехов»), мебель, одежда, афиши и даже кресло Алисы Коонен (на фото)

Сохранились довольно подробные свидетельства Фаины Георгиевны о доме своего детства, о походах в таганрогский театр, о гимназии и о соседях. Все это могло бы лечь в основу не только музейной экспозиции, но и увлекательной экскурсии по городу, тем более что некоторые прототипы героинь Раневской тоже жили здесь – на соседних улицах.

Свою временную экспозицию таганрожцы открывают витриной, где рядом с правительственными наградами Фаины Раневской лежит фотоальбом, посвященный актрисе. Его в свое время подарил городу Сергей Юрский. На титуле он написал слова благодарности, а лично – говорил, что мечтал бы вернуться сюда – на открытие дома-музея Раневской. С тех пор прошло много лет. Но эту встречу в Таганроге по-прежнему ждут.

Виктор Борзенко

http://www.teatral-online.ru/news/17462/
Прикрепления: 0762927.jpg(23Kb) · 4756657.jpg(36Kb) · 4060805.jpg(38Kb) · 3010128.jpg(32Kb) · 8495913.jpg(41Kb) · 6724620.jpg(45Kb) · 6163934.jpg(44Kb) · 4315670.jpg(44Kb)
 
Форум » Размышления » Любите ли вы театр? » МУЗЕЙ ФАИНЫ РАНЕВСКОЙ В ТАГАНРОГЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ В 2017г. (25.01. 2017. журнал "Театрал")
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz