[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » МОСКВА, КОТОРОЙ НЕТ...
МОСКВА, КОТОРОЙ НЕТ...
Валентина_КочероваДата: Четверг, 18 Июн 2020, 17:58 | Сообщение # 46
Группа: Администраторы
Сообщений: 6299
Статус: Offline
И ТОЛЬКО ВЕТЕР В АЛЛЕЯХ НЕСКУЧНОГО...


А.Головин. Нескучный сад в 1910-х годах

Нескучный сад нередко называют исторической частью Парка Горького. Определение более чем справедливое - парк недавно отпраздновал 90-летие. А Нескучное, как оно в те поры именовалось, стало излюбленным местом загородных прогулок московской публики почти 3 века тому назад.
Живописная местность на правом берегу Москвы-реки вниз по течению от Воробьевых гор как нельзя лучше подходила для устройства загородных усадеб: приятность времяпрепровождения на лоне природы сочеталась с удобством относительно быстрого возвращения к благам городской жизни. Тенистые рощи, пересеченные крутобокими оврагами, по дну которых змеились звенящие ручейки, тянулись от реки до самой Старой Калужской дороги (нынешний отрезок Ленинского проспекта от Крымского Вала примерно до ТТК). Дальней ее границей в старину служила слобода, принадлежавшая Андреевскому монастырю.


Неизв.худ. Никита Юрьевич Трубецкой

Считается, что своим названием нынешний Нескучный сад обязан усадьбе князя Н.Ю. Трубецкого, видного сановника времен царствования Елизаветы Петровны, генерал-фельдмаршала, кавалера 2-х самых почетных орденов Российской империи - А.Первозванного и А.Невского.


Ротонда в честь 800-летия Москвы

Землю (от Андреевского оврага до того места, где сейчас высится ротонда в честь 800-летия Москвы) князь приобрел еще в 1728 г., но активное строительство усадьбы началось где-то в середине 50-х годов, руководил им выдающийся архитектор Д.Ухтомский.


Задача перед зодчим стояла непростая - вписать усадебный ансамбль в изрядно пересеченную местность, но справился он с нею, судя по сохранившимся документам и воспоминаниям современников, просто блестяще. Увы, большинство построек, включая восхитительный дворец в стиле елизаветинского барокко, были выполнены из дерева и до наших дней не сохранились. Уцелела лишь созданная в камне «галерея, стоящая на острову», превращенная в Охотничий домик. Ее грациозный абрис знаком сегодня каждому, кто не чужд интеллектуальных развлечений - здесь уже почти 30 лет проходят съемки баталий клуба «Что? Где? Когда?».


Гордостью хозяина был парк. Регулярный - в «версальском вкусе» - был разбит при въезде в усадьбу с Калужской дороги и радовал глаз сложносочиненными клумбами и деревьями, подстриженными в виде геометрических фигур. Пейзажный, раскинувшийся позади дворца на склонах, ведущих к реке, -  вот где овраги с ручейками, что называется, сыграли Ухтомскому на руку, - манил извилистыми тропинками, укромными гротами и романтическими беседками.


Вид в перспективе загородной усадьбы Н.Ю. Трубецкого. 1753

Дом Трубецких славился гостеприимством - празднества князь любил и устраивал по каждому удобному поводу, а иногда и вовсе без оного. Говорят, что временами у него собиралось до 500 человек. Костюмированные балы и роскошные званые обеды с иллюминацией, фейерверками, театрализованными представлениями и концертами - каждая затея удавалась на славу. Старший сын Никиты Юрьевича, по всей видимости, унаследовал от отца вкус к многолюдным празднествам. Но если батюшка звал к себе общество избранное, то наследник открыл Нескучное для публики -разумеется, приличной. В одном из выпусков «Московских ведомостей» за 1776 г. было объявлено, что «в доме Его Сиятельства князя П.Н. Трубецкого... сего Июля с 21 дня по понедельникам и четвергам, в 6 час. пополудни, выключая дней, случающихся накануне торжественных праздников, под смотрением Мелхиора Гротти, содержателя Московского театра и разных зрелищ, бывают ваксалы, где за вход каждая персона платит по 1 руб., выключая за ужин, напитки и конфекты, что все получается за особливую умеренную цену; онаго дому сад бывает иллюминован разными горящими в фонарях огнями; сверх того собирается музыка, состоящая в разных инструментах; словом, он, Гротти, по возможности своей старается делать все то, что послужить может к лучшему удовольствию благородного собрания: желающие же всякий день гулять в том саду впускаются безденежно, а за деньги достают только кушанья и напитки».

По мужской линии старшая ветвь Трубецких прервалась на внуке Никиты Юрьевича Василии. Подававший большие надежды юноша служил переводчиком в Коллегии иностранных дел, но скоропостижно скончался, не дожив до 20-летия. Усадьба перешла к дочери князя - Елене Никитичне, однако много внимания она ей уделять не могла, поскольку супруг ее, князь А.А. Вяземский, генерал-прокурор Сената, по долгу службы был обязан большую часть времени проводить в Петербурге.


Леонтий Алексеевич Шаховской

Имение было продано, и новым владельцем Нескучного в 1823 г. стал князь Л.А. Шаховской (его брат-драматург Александр немало настрадался от пушкинских эпиграмм). Состояние княжеского семейства к тому времени было уже довольно скромным, и Лев Александрович изыскивал способы, дабы упрочить его благополучие. Кто-то убедил Шаховского, что ключи, бившие в оврагах Нескучного, обладают целебной силой и можно в усадьбе оборудовать водолечебницу, но «в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли». И в декабре 1826 г. князь продал усадьбу дворцовому ведомству.


Проко́фий Аки́нфиевич Деми́дов

По соседству располагалось другое, не менее знаменитое имение, возникшее, как ни странно, примерно в то же время. Принадлежало оно П.А. Демидову, правнуку основателя династии российских промышленников Д.Г. Антуфьева. Свою долю семейного дела, унаследованную от отца, Прокофий продал, а на вырученные средства купил участок земли рядом с владениями Трубецких и устроил там ботанический сад. Один из первых в России. Располагался он на том месте, где нынче Зеленый театр и театр С.Намина. 2 года ушло на создание террас амфитеатра и строительство оранжерей и теплиц. Первые растения несостоявшийся горнопромышленник привез из сада под Соликамском своего младшего брата Григория. К 1756 г. сад в Нескучном уже был во всей красе. Можно только воображать, какое дивное зрелище открывалось из окон демидовского дворца (ему, изрядно перестроенному за 2 столетия, суждено будет стать президиумом АН СССР) на это царство растений (а их было более 6000 видов, в том числе экзотических).


Александринский дворец (ныне здание президиума РАН)

«...Сад сей не только не имеет себе подобного во всей России, но и со многими в других государствах славными ботаническими садами сравним, быть может, как редкостью, так и множеством содержащихся в нем растений...» - восторгался современник.


Петер Симон Паллас

Демидов пригласил в усадьбу выдающегося естествоиспытателя того времени академика Палласа, и тот в 1781 году издал научный каталог растений. Гербарии, которые собирались по указанию Демидова, отправлялись в дар Московскому университету. С его остроумной придумкой связана вторая легенда о происхождении названия Нескучный сад. Дорожа своим детищем, хозяин тем не менее сделал его открытым для всех желающих, при условии, что они не будут наносить саду вреда. Для пресечения таких проказ Демидов якобы наряжал садовых служителей в белые одежды и заставлял стоять неподвижно, наподобие парковых скульптур. «Оживали» эти статуи только тогда, когда кто-то из гостей намеревался ободрать клумбу. Испугу было пополам со смехом, вот москвичи и прозвали демидовский сад Нескучным.

Образ жизни ботаника-любителя его близкие считали сумасбродством, отношения с семейством у Прокофия Акинфиевича были напряженные, так что после его смерти усадьбу продали. Новым владельцем диковинного сада, к тому времени изрядно захиревшему, стал Ф.Г. Орлов, решивший обустроиться неподалеку от брата Алексея, которому принадлежала усадьба, неизвестно кем и когда - граф был завзятым голубятником - в шутку названная «Голубятней» (ее адрес 2-й Верхний Михайловский проезд, 2).
Прикрепления: 6651938.jpg(25.8 Kb) · 7533907.jpg(7.1 Kb) · 8626709.jpg(12.0 Kb) · 4917586.jpg(5.3 Kb) · 9082622.jpg(15.6 Kb) · 9378634.jpg(13.5 Kb) · 5795257.jpg(6.0 Kb) · 1926027.jpg(6.0 Kb) · 3876397.jpg(12.7 Kb) · 0787009.jpg(8.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 26 Окт 2020, 20:51 | Сообщение # 47
Группа: Администраторы
Сообщений: 6299
Статус: Offline

Федор Григорьевич Орлов

Не столь амбициозный, как другие Орловы, Федор Григорьевич, дослужившись до звания генерал-аншефа, вышел в отставку в 30 с небольшим и погрузился в мирные занятия богатого помещика. В Нескучном он затеял большую перестройку, в том числе и обветшавшего демидовского дворца. У любвеобильного Федора было 7 внебрачных детей - 5 сыновей и 2 дочери, но любимое Нескучное он завещал племяннице Анне, дочери Алексея, носившего титул графа Орлова-Чесменского.


худ. А. Васильевский. Портрет графини А.А. Орловой-Чесменской. П/п XIX в.

Анна была единственным ребенком отважного флотоводца и, разумеется, выросла настоящей папиной дочкой. Алексей Григорьевич страстно любил лошадей (это на его конном заводе была выведена одна из самых быстроногих отечественных пород - орловские рысаки). Поэтому в Нескучном были выстроены внушительного размера конюшни и прекрасный манеж (с 1934 г. этот комплекс занимает Минералогический музей им. Ферсмана РАН). В этом манеже юная Анна могла пропадать целыми днями, и, говорят, ей не было равных в искусстве верховой езды.


При Орловых в усадебном парке появились «Летний домик» (ориентировочно 1804–1806 гг.), где устраивались чаепития, «Ванный домик», грот и несколько мостов над оврагами. «Сад графа в Нескучном был расположен на полугоре, разбит на множество дорожек, холмов, долин и обрывов и испещрен обычными постройками в виде храмов, купален, беседок; все памятники и постройки в этом саду напоминали подвиги и победы графа», - читаем в мемуарах очевидца. В любовно обустроенном Нескучном Алексей Григорьевич и окончил свои дни в 1808 г., и Анна Алексеевна стала полновластной хозяйкой. Во времена французского нашествия усадьба пострадала не сильно. Здесь была штаб-квартира генерала Лористона, однокашника Наполеона по артиллерийской школе, впоследствии видного дипломата. Именно его Бонапарт попросил любой ценой добиться мира от императора Александра I.

Дальнейшую судьбу Нескучного и соседних усадеб предрешил, по всей видимости, грандиозный бал, данный 17 сентября 1826 г. А.А. Орловой-Чесменской по случаю коронации императора Николая I. Восторженный современник оставил подробнейшее описание, начинавшееся словами: «Это то, что называется в области изящного grandioso; это такой бал, который доселе мог дать только владетельный государь. Вообразите залу в 80 аршин длины, и вы не удивитесь, что тысяча персон весьма свободно в ней помещались, что нужно было 7000 свечей, чтобы осветить ее! Гигантские деревья южного климата, обрезанные кронами и поставленные против каждого окошка в позлащенных чанах, сливали свою зелень с блеском позолоты и пунцовым цветом богатейшей драпировки, коими была убрана сия зала». После танцев гостей, числом более пятисот, ждал изысканнейший ужин, сервированный в отдельном, столь же богато убранном помещении, причем августейшая фамилия вкушала его на золоте. А прочие приглашенные -  на серебре. Затем последовали костюмированное представление и фейерверк.

Императрица Александра Федоровна была восхищена не только празднеством, устроенным в честь ее обожаемого супруга, но самой усадьбой, причем настолько, что, как говорят, выразила желание обладать Нескучным. Николай, всегда очень нежно относившийся к жене и исполнявший малейшие ее прихоти, вознамерился исполнить и эту. Через несколько лет Дворцовое ведомство приобрело поместье у графини Орловой-Чесменской. Так царская фамилия стала обладателем 2-х смежных участков. Дело оставалось за прилегающим к ним 3-им, последним. Принадлежал он семейству Голицыных. Одну часть занимала ставшая впоследствии знаменитой Голицынская больница для бедных (ныне это здание входит в состав Первой градской больницы). Другая - находилась во владении Н.П. Голицыной, той самой, что послужила Пушкину прототипом Пиковой дамы.


худ. А.Рослин, 1776.

Княгиня была человеком упрямым и своевольным. Продать принадлежащий ей участок Дворцовому ведомству отказалась и в завещание включила пункт, запрещавший продавать его кому бы то ни было в течение 5 лет после ее смерти. Казна заполучила земли Голицыных только в 1843 г. Новая императорская резиденция обустраивалась с размахом и роскошью. Дворец Орловых, получивший в честь венценосной хозяйки имя Александринского, был перестроен на классический манер архитекторами Е.Тюриным и И.Мироновским. От Старой Калужской дороги к нему проложили широкую подъездную аллею, парадный двор обрамили двумя корпусами - Фрейлинским и Кавалерским. Если бы не слабое здоровье императрицы, возможно, и дальше жизнь в Нескучном кипела бы празднествами и балами. Сложилось иначе.

Считается, что из членов императорской фамилии дольше всех наслаждался Нескучным великий князь Сергей Александрович, брат Александра III, с 1891 г. пребывавший в должности московского генерал-губернатора. Ни он, ни его супруга Елизавета Федоровна шумных празднеств не любили, и жизнь в Нескучном текла тихо и размеренно. На сем и остановимся, ибо все, что происходило с Нескучным в XX в., - это уже другая история...
P.S. Архитектурный и ландшафтный ансамбль «Усадьба «Нескучное» московские городские власти взяли под охрану как объект культурного наследия федерального значения. Соответствующее распоряжение правительства Москвы вышло в конце 2017 г.
Виктория Пешкова
http://portal-kultura.ru/svoy....chnogo-
Прикрепления: 8955738.jpg(6.3 Kb) · 8864413.jpg(6.8 Kb) · 3099600.jpg(12.1 Kb) · 9613459.jpg(8.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 02 Янв 2021, 19:07 | Сообщение # 48
Группа: Администраторы
Сообщений: 6299
Статус: Offline
ЧЕТЫРЕ ПАМЯТНИКА ЦАРСКОЙ РОССИИ, КОТОРЫЕ ПОТЕРЯЛА МОСКВА
12 апреля 1918 г. Совнарком РСФСР принял декрет о сносе памятников, воздвигнутых «в честь царей и их слуг». Согласно ему, в Москве уничтожили четыре уникальных монумента.

Памятник императору Александру II в Кремле
Основан в 1898 г. Снесен в 1918 г. Памятник представлял собой мемориальный комплекс со статуей императора в полный рост в военном мундире, порфире и со скипетром. С трех сторон находилась арочная галерея, на сводах которой изобразили 33 портрета русских правителей: от святого Владимира до императора Николая I. Создавали памятник скульптор А.Опекушин, художник П. Жуковский, архитектор Н.Султанов. Надзор за сооружением памятника осуществлял архитектор В.Загорский.


Памятник Александру II в Кремле (мемориальный комплекс на склоне Кремлевского холма), 1898.

В 2005 г. новый памятник Александру II в Москве открыли в сквере возле Храма Христа Спасителя (авторы памятника - скульптор А.Рукавишников, архитектор И.Воскресенский и художник С.Шаров). На постаменте написаны основные заслуги императора: отмена крепостного права в 1861 г., военная и судебная реформы, завершение Кавказской войны и другие. Александра II убили террористы в 1881 г., бросив бомбу под карету императора.


https://youtu.be/2AwoIPimqj8

Памятник на месте гибели великого князя Сергея Александровича
Основан в 1908 г. Снесен в 1916 г. Памятник представлял собой бронзовый крест с Распятием, который стоял на территории Московского Кремля. На подножье надпись: «Отче, отпусти им, не ведают бо, что творят» (Лк. 23: 34). Проект креста создал выдающийся русский художник В. Васнецов. 1 мая 1918 г. во время Всероссийского субботника памятный крест снесли. В этом лично участвовал В.Ленин.


Памятный крест на месте убийства великого князя Сергея Александровича на территории Кремля. Панихида по великому князю

Из воспоминаний коменданта Кремля П.Д. Малькова: - Когда я подошёл, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем: - Хорошо, батенька, всё хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это нехорошо. И указал на памятник. Я сокрушённо вздохнул: - Правильно, - говорю, - Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило. - Ишь ты, нашёл причину! Так, говорите, рабочих рук не хватило? Ну для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? - обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса. - Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите верёвки. Я мигом сбегал в комендатуру и принёс верёвки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан верёвками со всех сторон. - А ну, дружно! - задорно командовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в верёвки, налегли, дёрнули, и памятник рухнул на булыжник. - Долой его с глаз, на свалку! - продолжал распоряжаться Владимир Ильич. Десятки рук подхватили верёвки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам.


Великий князь Сергей Александрович - пятый сын императора Александра II; Московский генерал-губернатор; супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны - святой РПЦ и основательницы Марфо-Мариинской обители. Сергея Александровича убили террористы в 1905 г., взорвав его карету.

Памятный крест восстановили в 2017 г. по инициативе президента России В.Путина на прежнем месте - возле Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. 4 мая его торжественно освятил Святейший патриарх Кирилл.


https://youtu.be/rq22wo0y6t0

Памятник генералу Михаилу Скобелеву
Основан в 1912 г. Снесен в 1918 г. Первый конный памятник в Москве. Выполнен из бронзы по проекту отставного офицера П.Самонова, который был скульптором-любителем. На огромном постаменте кроме самой фигуры всадника были барельефы с изображением Русско-турецкой войны 1877-1878гг. Площадь, на которой стоял памятник, стала называться Скобелевской.


Памятник генералу М.Д. Скобелеву на Тверской площади. Вероятно - 24 июня 1912 г., в день открытия памятника


https://youtu.be/DGm4f57uLdY

После сноса памятника площадь переименовали в Советскую, а на его месте поставили монумент Советской Конституции.


Сейчас там находится памятник основателю Москвы Ю.Долгорукому, а площадь называется Тверской. Новый памятник генералу Скобелеву в Москве установили в 2014 г. в парке «Никулино».


Автор нового монумента - скульптор  А.Рукавишников. Архитекторы И.Н. Воскресенский, А.И. Воскресенский.

Памятник императору Александру III
Основан в 1912 г. Снесен в 1918 г. Памятник из бронзы изображал сидящего императора со всеми регалиями: корона, скипетр, держава, мантия и порфира. На четырех углах постамента были коронованные двуглавые орлы. Скульптор - А.Опекушин, автор памятника Пушкину в Москве. Главный архитектор - А.Померанцев, автор Верхних торговых рядов (нынешний ГУМ). На строительство памятника ушло 12 лет и 2,5 млн. рублей, которые собирали по всей стране.


Памятник императору Александру III возле Храма Христа Спасителя


https://youtu.be/lOEknNedf4M

Сейчас приблизительно на том же месте стоит памятник «Воссоединение». Его установили в 2017 г. на десятилетия подписания акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦ за рубежом. В композиции изображены первоиерархи, которые подписали документ: патриарх Алексий II и митрополит Лавр.


Храм Христа Спасителя, возле которого стоял памятник императору, взорвали в 1931 г. и восстановили только в 2000-м. Под декретом о сносе памятников подписались 4 человека: председатель Совнаркома В.Ульянов (Ленин); наркомы: А.Луначарский; Сталин; секретарь Совета Горбунов. Впоследствии Ленину и Сталину поставили гораздо больше памятников, чем всем «царям и их слугам». 
Кирилл Баглай, Владимир Ештокин
02.05. 2018. журнал "Фома"

https://foma.ru/4-unika....et.html
Прикрепления: 1857193.jpg(17.8 Kb) · 3388122.jpg(18.6 Kb) · 2725012.jpg(8.3 Kb) · 1302274.jpg(15.6 Kb) · 1710735.jpg(16.9 Kb) · 6335968.jpg(20.9 Kb) · 6083307.jpg(15.5 Kb) · 8236932.jpg(15.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 16 Апр 2021, 18:04 | Сообщение # 49
Группа: Администраторы
Сообщений: 6299
Статус: Offline
ГАСТРОНОМ «ЕЛИСЕЕВСКИЙ» НА ТВЕРСКОЙ ЗАКРЫЛСЯ ПОСЛЕ 120 ЛЕТ РАБОТЫ


Вековой символ продуктового изобилия Москвы - "Елисеевский" гастроном опустел: винный отдел приказал долго жить, провизия с полок практически исчезла, как и сами покупатели. Говорят, такого и в годы ВОВ не было.


Единственное, что напоминает о славе "Елисеевского", - интерьеры. Такие же богатые, как и в далеком 1901 г., когда магазин основал купец Г.Елисеев. По тем временам открытие гастронома было событием неслыханным, потому что это оказался абсолютно новый формат торговли. Под высоченными сводами, люстрами с аристократическим лоском чего только не делали: жарили кофе, продавали деликатесы со всего мира, разливали дивное вино. Именно здесь придумали выкладывать товар "пирамидками", создавая ощущение изобилия. Хотя старому "Елисеевскому" иллюзии не особенно-то были нужны. У Елисеева и его последователей, как бы сейчас сказали, был мерчендайзерский талант. Дам сюда заманивали восхитительным пирожным собственного производства под названием "пти-фур". Кавалеры, натурально, были вынуждены покупать вкуснятину. Анчоусы, трюфели - всем этим тоже торговали бездефицитно.

 
Собственно, проблемы у "Елисеевского" были только в первые годы после революции. Даже в начале 40-х магазин снабжал партийную номенклатуру, а в последние годы войны тут расположился единственный в стране коммерческий отдел, где можно было купить товары за наличные. Это при том, что везде отоваривали лишь карточки. Цены были невероятно высоки, но спрос все равно существовал. И 90-е гастроном тоже пережил. С 2005 г. им управляет торговая компания "Алые паруса". В начале 2000-х у нее была продуктовая сеть в Москве, но теперь от нее остался, по сути, лишь "Елисеевский". Да и тот - на грани. Это заметно еще со входа. Раньше магазин работал круглосуточно, а теперь висит бумажное "уточнение": открыты с 8 до 22.00.

"С ума сойти, даже эхо слышно", - удивляются покупатели. Действительно, громкий голос тут отражается уже ото всего: товаров-то, по сути, и нет. "А вот это и есть наш "Елисеевский", - рассказывает иногородней подруге москвичка, с которой мы вместе ехали по Тверской в автобусе М10. - Но вообще, что-то странное… В ноябре еще заходила - все было нормально. А сейчас что происходит?" И только эхо в ответ. Потому что продавцы на вопрос о возможном закрытии не отвечают. Как, впрочем, и немногочисленная охрана. Собственно, что здесь сторожить? Русские сувенирные матрешки на полках и яйца в холодильнике, соленья, которых больше в самом затрапезном магазинишке у дома. Единственный отдел, который здесь более-менее работает, - кулинарный. "А ведь когда-то тут и гусей запеченных с черносливом продавали", - вспоминают жители центра.

Упадок ассортимента привел к оттоку посетителей. В соседней вареничной их гораздо больше, чем в гастрономе-легенде. О том, что Елисеевский "уже не тот", говорили многие. Слухи о его возможном закрытии появлялись еще в конце прошлого года, но власти Москвы тогда официально заявляли: договор аренды здания заключен до 2035 г., и никто его пока не расторгает. Но "Елисеевскому" от этого едва ли легче. Магазин словно выпал из исторического контекста и, судя по отзывам, так и не нашел своего места в пестром гастрономическом мире Москвы. Хочешь поесть эксклюзивного? Так в Москве полно этнических ресторанов на любые вкусы, да еще и с доставкой. Желаете разных кухонь в одном месте? Добро пожаловать в фудхолл. А что такого, что можно купить только в "Елисеевском"? Нет пока ответа на этот вопрос. Впрочем, молодые люди тревогу пожилых москвичей по поводу судьбы "Елисея" - так в городе называют его по привычке - не разделяют. "Не понимаю, в чем проблема? Ну, был магазин, а теперь закрывается. В чем проблема-то? Мало ли их банкротится в Москве? Одни приходят - другие уходят. Рынок! Главное, и без "Елисеевского" продуктов везде полно!"

Наверное, можно рассуждать и так, если бы речь шла о каком-то безымянном магазинчике у дома или даже ТЦ у МКАД. Но "Елисеевский гастроном" даже не один из, в Москве он - единственный, который устоял при смене всех эпох. Создан при царе. Не посмели поднять на него руку даже большевики, разрушившие в столице тысячи храмов. Его прилавки были полны товаром и в 80-е, в пору тотального дефицита в стране, что обернулось для директора "Елисеевского" Ю.Соколова тогда громко нашумевшим уголовным делом и расстрелом по приговору суда. Пройдет еще меньше 10 лет и гастроном по программе приватизации акционируют, он снова приобретет собственника в лице ЗАО "Елисеевский магазин", который и наймет для работы в нем нынешнюю управляющую компанию "Алые паруса"…

Многие эксперты считают, что "Елисеевский" не смог восстановиться после кризиса 2014 г. А тут еще добавилась пандемия, и товарооборот резко упал. Москвичи в прошлом году большей частью сидели по домам. Плюс не приехали в город 5 млн. иностранных туристов, для многих из которых посещение знаменитого гастронома - обязательный пункт в экскурсионной программе. К тому же произошло очередное падение рубля и сложнее стало с закупкой тех самых деликатесов, которыми и был знаменит во все времена этот магазин. Но другие-то торговые сети работают и в таких условиях! Взять, например, "Азбуку вкуса" из того же элитного сегмента. На ее прилавках и сейчас рыба-меч из Индийского океана - не редкость, полно копченых, вареных окороков, индеек, колбас с чесноком, фисташками и перцем своих, российских производителей, какими в "Елисее" в начале века восхищался В.Гиляровский. Судя по тому, как бойко там идет торговля, состоятельных людей в Москве меньше не стало. Так что же не так с "Елисеевским"?Может быть, правы молодые люди, утверждая: это просто рынок? Не выдержала управляющая компания конкуренции, значит, пришло время уступить место другой. Найти такую - дело собственника.

Часть площадей магазина в здании - объекте культурного наследия, принадлежит ему, а часть - Москве, у которой он и арендует их по договору до 2035 г. Причем сданы эти помещения именно под торговлю. Значит, по крайней мере, можно не волноваться за то, что завтра москвичи могут увидеть в бывших торговых залах очередной офис или, скажем, бутик-отель. А вот останется ли магазин продовольственным, вопрос. Попытка перепрофилировать его под продажу одежды и обуви однажды уже предпринималась в 2003 г. Но тогда правительство Москвы ее пресекло, чтобы не оставить жителей центра, по сути, без последнего места торговли продуктами у дома. Сейчас на запрос о судьбе "Елисеевского магазина" "Российская газета" получила из мэрии такой ответ: "Департамент городского имущества не участвует в операционной деятельности предпринимателей, работающих в помещении гастронома". Но напомним: решается судьба не просто магазина, а витрины Москвы и даже всей России. Поэтому хочется все-таки верить, что городские власти не допустят ее потери. Как не допустили несколько лет назад утраты ВДНХ, вернув главной выставке страны не только роль любимого места отдыха москвичей, но и ее историческое название.

А что сейчас думают о судьбе Елисеевского гастронома столичные власти? В ответ на этот запрос РГ получила ответ департамента гор. имущества. В нем говорится: - Помещения исторического магазина-гастронома "Елисеевский" по адресу: ул. Тверская, д. 14, контролирует ООО "Елисеевский магазин". Так, часть помещений принадлежит этой компании на правах собственности, а другие ООО "Елисеевский магазин" арендует у города под цели торговли. Соответствующий договор аренды с компанией действует до 2035 г. Обращений от контрагента о прекращении договора аренды в ДГИ не поступало".

И.Березин, президент НП "Гильдия маркетологов": - За свою 120-летнюю историю "Елисеевский" переживал несколько взлетов и падений. Самое ощутимое - после распада СССР. "Фишкой" гастронома всегда были эксклюзивные продукты. Иногда их "выкидывали" на прилавки, за ними приходилось ездить, их приходилось доставать. И все знали, что за дефицитным товаром нужно ехать в гастроном на Лубянку либо в "Елисей". Но вот дефицит исчез, и "Елисеевский" потерял свою нишу. Впоследствии управляющая компания вернула ему былую славу, но времена снова изменились. То, что раньше было преимуществом "Елисея", стало его недостатком. В центре сейчас дефицит парковок, даже на такси к магазину подъехать затруднительно. Да и зачем уже ехать? Во время пандемии дистанционные сервисы покупки и доставки настолько развились, что у потребителя нет необходимости ехать в центр за деликатесами. Все можно заказать в пару кликов. Поэтому "Елисеевский" нужно приспосабливать под новые условия. Например, подумать об открытии авторского ресторана или гастромаркета.

И.Козина, директор направления стрит-ретейла Knight Frank: - "Елисеевский" с его историей и расположением - важная туристическая точка на карте Москвы. Наиболее актуальным мне кажется организация здесь другого знакового проекта, например формата "Гастронома №1", как в ГУМе, например, ресторана или флагманского магазина одной из федеральных или международных сетей.

М.Тищенко, исполнительный директор VSK group: - Происходящее с "Елисеевским" мне представляется закономерным явлением. Его позиции крепкого узнаваемого бренда сильны только у старшего поколения и у туристов. Более молодую и платежеспособную аудиторию магазин привлечь так и не смог. Реалии рынка таковы, что даже очень мощный бренд нужно продвигать. Очевидно, что в случае с "Елисеевским" в полной мере это выполнить не удалось. Настало время серьезно переформатировать "Елисей".


В Петербурге "Елисеевский" магазин ("Магазин купцов Елисеевых", в советское время именовавшийся "Гастроном № 1 "Центральный") расположен на Невском проспекте. Свою историю он ведет с 1903 г. 
В наши дни открылся после реставрации 9 лет назад. Интерьер восстановлен в первоначальном виде. Здание строилось в 1902-1903 г. и уже тогда привлекло внимание горожан архитектурой и отделкой. Считали его роскошным, как и магазин, в нем расположенный. И поныне здесь можно увидеть, например, необычные лампы, сделанные в виде цветов ландышей. Прилавки в магазине - тоже родные.


Единственное новшество - обустройство в центре зала кофешопа, расположившегося вокруг большой пальмы. В советское время магазин был очень популярен. Да, были очереди, но поскольку этот гастроном снабжался лучше, чем другие торговые точки, в нем можно было приобрести и продукты, редко встречающиеся на полках менее статусных магазинов.

Елисеевский остается и сейчас востребованным магазином, несмотря на то, что ценник не стоит и сравнивать с бюджетными точками. Это именно роскошный магазин, предлагающий качественные, красивые (а некоторые - эксклюзивные), но отнюдь не бюджетные товары. Но сам процесс покупки отличных продуктов в столь статусном и красивом месте - это уже положительные эмоции. Магазин предлагает много деликатесов - рыбных, мясных. Скажем, колбаса из оленины - нескольких сортов. Много сыров, интересных и полезных сладостей, в том числе восточные сладости, мармелад, марципан.


О марципане нужно сказать особо. Нигде в городе вы не увидите такого "фруктово-марципанного" отдела. Причем марципан не только в виде клубники, инжира и прочих фруктов, но даже в виде белого гриба и кукурузы. Елисеевский славится и собственным кондитерским производством. Причем торты и пирожные изысканные. Как и посуда в кафе. Так что выпить здесь чашечку кофе с пирожным для некоторых горожан стало традицией.

Сюда часто заходят туристы. Причем "Елисеевский" предлагает тематическую экскурсию, посвященную северному модерну, включающую обед по старинным рецептам в одном из ресторанов магазина. Туристы и горожане любят фотографироваться на фоне витрин магазина. Витрин, в которых живут механические куклы - персонажи из балета "Щелкунчик" (автор кукол - М.Шемякин). По имеющейся информации, петербургский Елисеевский продолжает работу, закрытие ему не угрожает. Здание входит в перечень объектов недвижимого имущества, назначение которых представляет ценность для жителей Петербурга, и рекомендуется к сохранению.
Татьяна Тюменева
30.03. 2021. РГ

https://rg.ru/2021....ej.html
Прикрепления: 9250907.jpg(17.0 Kb) · 3079598.jpg(24.8 Kb) · 9449339.jpg(25.5 Kb) · 0351384.jpg(31.9 Kb) · 2680874.jpg(30.6 Kb) · 9817085.jpg(28.1 Kb) · 8800719.jpg(28.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 21 Апр 2021, 08:57 | Сообщение # 50
Группа: Администраторы
Сообщений: 6299
Статус: Offline

Как предавались этой древней забаве москвичи XIX столетия. Очерк В. Н. Соболева «О петушиных боях в Москве», впервые увидел свет в 1879 г. В издании 1964 г. поясняется, что Соболев являлся сотрудником журнала Московского общества охоты. Косвенно сей факт подтверждается членством некоего В. Н. Соболева в Московском обществе любителей рыболовства, о чем имеются сведения в № 3 журнала «Природа и охота» за 1886 г. 


Было время, когда в Москве процветали петушиные бои, когда они манили к себе со всех концов столицы охотников разных званий и состояний, спешивших к ним в урочный час в каретах, на лихачах и пешочком с петушком под мышкой. Приезжали в Москву на бои и иногородние охотники со своими заветными испытанными бойцами, из Тулы и даже из Петербурга. Бои имели характер серьезный; они не составляли забавы в смысле развлечения или препровождения времени; они были в полном смысле охотничьи, имели свою определенную цель - оценку достоинств боевой птицы. Здесь решались вопросы об охотничьей славе того или другого лица, произносились суровые, беспощадные и безапелляционные приговоры, пред которыми склонялось целое общество охотников и в которых черпали и развивались стремления к улучшению петушиных пород, вырабатывались правильные понятия о красоте, силе и ловкости боевой птицы.

Понятно, что всякий настоящий охотник с любовью относился к своей птице; он высоко ценил достоинства и нередко увлекался ими до ослепления; понятно, что при таких, можно сказать, поэтических наклонностях он за торжественную победу своего бойца готов был отвечать всем своим достоянием, и отсюда-то являлись те заклады, которыми сопровождались петушиные бои. Заклады эти не имели спекулятивной цели; они имели значение лишь уверенности в силе своего бойца и в его победе; сознание это руководило на боях всеми охотниками, и они, распадаясь на 2 партии, спешили заявлять себя сторонниками того или другого бойца и предлагали каждый по мере своих средств заклад противной стороне. Не более 10 лет тому назад петушиные бои в Москве допускались открыто во дворе отставного чиновника И.О. Соколова, в Домниковском пер.,2, ведущем от Садовой к дебаркадеру Николаевской железной дороги. Но с того времени они почему-то подпали под опалу полиции, которая начала неутомимо преследовать их; в особенности же гонение на бои усилилось, как говорят охотники, по настоянию Общества покровительства животных, признававшего их безнравственною жестокосердною забавою.

По рассказам старожилов, начало петушиной охоте в Москве положил граф А.Г. Орлов. Насколько верны эти рассказы, утвердительно сказать нельзя, но ему приписывают первую выписку из Англии боевых петухов, которыми он потешался вместе с другими вельможами того времени, устраивая у себя петушиные бои, сопровождавшиеся большими закладами. Из этих закладов можно заключить, что гр. Орлов смотрел на бой петухов не как на простую забаву, а относился к этому делу как охотник, внимание которого сосредоточивалось на качествах бойцов, находивших в нем для себя оценку. Он, по рассказам, с таким вниманием относился к заведенной им петушиной охоте, что у него со строгою аккуратностью записывалось каждое снесенное курицею яйцо и велась подробная родословная каждого петуха. В то же время был в Москве другой известный петушиный охотник, генерал Всеволожский, у которого были также выписные английские петухи и происходили боевые состязания с петухами других охотников из купцов, за которыми он посылал свои экипажи: петухи же были у гр. Орлова пера красного, а у Всеволожского - серые.

В 1812 г. при нашествии на Москву французов в ней, конечно, было не до петушиных боев и все боевые петухи или были заблаговременно вывезены, или попали в суп, но по изгнании неприятеля английские боевые петухи были заведены уже многими лицами; петухи же гр. Орлова появились тогда у диакона того прихода, где он жил, и надо полагать, что этот диaкoн или получил их в подарок от гр. Орлова, или приобрел другими какими-либо путями. От диакона порода эта перешла к дьячку Калитниковского кладбища, который прославился ею между охотниками, и долгое время петухи под названием калитники считались самыми лучшими в Москве. Выводки от выписных английских петухов выходят хотя пером не так красивы, но ростом больше и сильнее чистокровных английских. Охотники много раз пробовали сажать на бой этих выводков с английскими петухами, и всегда победа оставалась на стороне нашего выводка, который постоянно отличается силою, стойкостью и крепостью. Ни один охотник не назовет настоящего боевого петуха английской породы петухом; охотничье название ему - птица; действительность же породы ее обозначается названиями родовая или чистокровная. Каждый боевой петух имеет свою кличку. Клички эти чрезвычайно разнообразны. Вот несколько кличек бывших в Москве известных петухов: Протодиакон, Галчонок, Варвар, Улан, Сокол, Драгун, Судак, Офицер, Костенок, Каторжный, Черкес, Пересвет, Мужик, Дымок, Бриллиант, Квартальный, Мушка, Путаник и т. п.

Состав Общества петушиных охотников в Москве был в прежнее время также до крайности разнообразен. Тут вы могли встретить крестьянина, мещанина, дьячка, чиновника, диакона, квартального, студента, кучера, барина, купца, иностранца, повара, лакея, отставного солдата, а подчас шулера или другого какого-нибудь жулика. Как видите, в числе членов преобладал большею частью небогатый простой люд. Общество это собиралось обыкновенно где-нибудь в трактире, где чинно рассаживалось за столики и вело нескончаемую беседу о петушиной охоте и о боевой птице, попивая кто чаек, а кто водочку, преимущественно очищенную и рябиновую. Сближение столь разнообразных представителей петушиной охоты при возбуждаемом ею веселом настроении их и присущая русскому человеку шутливость не могли не отразиться на взаимных отношениях этих охотников между собою; все они также окрещены друг другом кличками, которые так и остались за ними, и многие из охотников знали потом других своих собратов только по кличкам, не заботясь узнать ни сословия их, ни имени, ни фамилии. Привожу несколько таких кличек, оставшихся в памяти охотников.

Бутылка - повар, являвшийся на петушиные бои всегда под хмельком, что и послужило поводом прозвать его бутылкой, из которой он напивался.
Плакса - чеканщик риз; во время боя он вскакивал, вскрикивал сквозь слезы при каждом ударе, наносимом его петуху, а при окончательном поражении горько плакал.
Коко - богатый купец небольшого роста с маленькою бородой, рябоватый; когда его петух оставался победителем в бою, то он, торжествуя эту победу, покрикивал: «Ко-ко-ко!»
Костяная Яичница - купец очень скупой, предлагавший иногда угощение, но никогда никого не угощавший.
Красная Жилетка - лакей из клуба, приходивший на бои в форменной красной жилетке.
Смерть - сапожник, больной, очень худой и постоянно кашлявший.
Мало - англичанин, на всякое предложение пари при петушином бое отвечавший с важностью: «мало!»
Холера 48-го г. - содержатель одного трактира, худой, высокий и вечно сердитый.
Старый Волк - краснодеревщик, хорошо понимавший петушиную охоту и потому, как знаток петухов, никогда не проигрывавший заклада в бою.
Молодой Волк - приятель Старого Волка, сомнительная по профессии личность.
Подхалим - бедный чиновник, после боя всегда усердно расхваливал победившего петуха и частенько пользовался даровым угощением.
Шамиль - повар, имевший тип восточного человека, ходивший зимою в большой черкесской бараньей шапке, к тому же замечательный врун.
Магистр (он же Профессор с медалями) -  туляк, имевший несколько медалей за выставки петухов; знаток в петушиной охоте, но пользовавшийся репутацией человека, которому невыгодно класть палец в рот.
Ученая Стипендия (он же Лохматый) - бывший студент Петровской земледельческой академии, отличавшийся длинными всклокоченными волосами.
Барин (он же Бакенбарды и Полуночник) - чиновник с непомерно длинными бакенбардами, приезжавший на бои не ранее как около полуночи.
Пускай поиграют - квартальный, страстный петушиный охотник; когда во время боя его петуха противная сторона, державшая с ним пари, предлагала окончить бой вничью или взять половину пари и развести петухов, то он, не соглашаясь ни на какие предложения, отвечал обыкновенно одною фразою, указывая на бившихся петухов: «Пускай поиграют!»
Свистун - один из замечательнейших петушиных охотников, отставной чиновник пожилых лет, разводивший хорошую боевую птицу, державший у себя бои, распоряжавшийся ими с полным авторитетом и знанием дела, всеми охотниками любимый, но, увы, говоривший с присвистом.

Можно бы было привести еще несколько десятков подобных прозвищ, полученных петушиными охотниками от своих сотоварищей по охоте, прозвищ смешных и подчас довольно метких, но и приведенных достаточно, чтобы иметь понятие об оригинальности взаимных отношений членов этого общества. Каждое прозвище как-то возникало само собою; кем оно выдумывалось, никто не знал и не мог указать, а между тем оно прививалось к тому или другому охотнику, срасталось с ним, и он волей-неволей принимал его, мирился с ним и откликался на него.

Петушиные бои производились в старину или в комнате, или просто на дворе; посторонние зрители в этом последнем случае толпились в воротах и у заборов; некоторые смотрели чрез заборные щели, а некоторые, кто посмелей, взлезали на забор и цеплялись там в разных позах. Сведения же о более правильном устройстве боев сохранились с 30-х годов. С этого времени охотники начали устраивать для боев арены. Устройство этих арен - или, как называют их охотники, ширм - незамысловато. Где-нибудь в удобном открытом месте на дворе или в саду ставится на столбах круглый навес, т. е. просто делается одна крыша; под нею в средине устраивается на земле круглая же загородка в диаметре не более одной сажени, а в вышину от земли несколько более аршина. Вот и вся арена, или петушиная сцена; она обивается внутри войлоком; если в ней настлан пол, то и он обивается так же войлоком; делается это для сохранения птицы от ушибов; загородка вся сплошная и входов в нее нет.

Вокруг этой арены ставятся амфитеатром в несколько рядов скамейки для зрителей, ближайшие к арене пониже, а дальше выше, так чтобы задним зрителям была видна вся арена; но во время боя более известных петухов или когда он сопровождается значительными закладами, словом, когда он представляет более интереса для охотников, в средних рядах обыкновенно зрители налегают на плеча передних, а в задних рядах просто становятся на скамейки, и вся охотничья публика наклоняется к арене, следя с живейшим любопытством за малейшими движениями бьющихся петухов. Между рядами скамеек с 2-х противоположных сторон оставляются узкие проходы к арене, по которым вносятся на бой петухи; каждый охотник, неся своего петуха на арену для предстоящего боя, старается издали показать ему противника, подносимого своим владельцем с противоположной стороны. Так как бои бывают вечером, то арена должна быть освещена, и для этого над нею привешивается к крышке большая лампа; случается же, что арену освещают свечами, которые держат в руках сидящие в первом ряду зрители; от взмаха петухов крыльями свечи часто гаснут, но их спешат зажигать при понуканьях о том с разных сторон. Открытые помещения для петушиных боев устраиваются для того, чтобы в арену проходил свободно воздух, иначе при спертом воздухе петухи скоро ослабевают. Но устраиваются арены и в комнате; причем они внутри по стенкам и по полу обиваются также войлоком, а лампа подвешивается к потолку.

Более известные петушиные бои на устроенных аренах производились в 1830 г. в Подвесках, при трактире купца Коломенского и за Тверской заставой, в 1-ом направо трактире; потом бой перешел на Берденовку, в дом Раева, и в то же время был на Переведеновке, у одного из охотников, известного под именем Михаила Титыча, в собственном его доме. В 1855 г. бой перешел на Смоленский рынок в трактир Шустрова и на Остоженку в трактир, называемый Голубятня. В 1856 г. - на Черногрязку, в Домниковский пер., в дом знаменитого в своем роде охотника И.О. Соколова; арена у него была устроена в углу двора под деревом; а потом, когда дом этот был перестроен и в нем помещен трактир «Ливадия», то бой перешел к содержателю этого трактира Холину. В то же время бой происходил при одной из харчевен на Конной пл. В 60-х годах петушиные бои вовсе прекратились, подвергшись, как выше сказано, гонению, и допускались только украдкой кое-где в нежилых домах, на чердаках и т. п. под страхом накрытия полицией.


Мой очерк был бы далеко не полон, если бы я не познакомил читателей с самим боем петухов; мне приходилось видеть эти бои и слышать рассказы о них из первых рук; поэтому постараюсь описать процесс охотничьего петушиного боя. Прежде всего нужно сказать, что бои эти обыкновенно начинаются с 6 час. вечера и, смотря по количеству сошедшихся охотников и принесенных ими петухов, продолжаются в течение вечера, а иногда и за полночь. В Сборное же воскресенье, на 1-ой неделе Великого поста, бои начинались в старые годы с утра и продолжались целые сутки. Петушиным боям предшествует целый ряд приготовлений и разных подходов, высматриваний и выведываний. В июне и в июле охотники начинают похаживать один к другому под предлогом навестить приятеля; причем гость и хозяин, разговаривая о всех возможных житейских делах, стараются не заговаривать прямо о петухах и в особенности о предстоящих боях, а как-нибудь вскользь завести речь о желаемом предмете и повысмотреть молодых петухов. Ни расстояние, ни погода не удерживают этих визитов; охотники не задумавшись отправляются за 15 и более верст с единственной целью - взглянуть на молодую птицу.

При внезапных же встречах охотников в это время первый вопрос делается, конечно, о петухах, хотя каждый охотник хорошо знает, что в ответ не услышит правды, а услышит по большей части похвальбу.
- А, Иван Осипович, здравствуйте, мой дорогой! - провозглашает радостно охотник, столкнувшись нечаянно с известным петушиным охотником Свистуном.
- Здравствуйте, здравствуйте, - отвечает он, присвистнув слегка.
- Ну что, батюшка, как ваши молодые птички?
- Голубого пера, как жеребцы ходят!
 - отвечает Иван Осипович с подсвистом.
- Ну-те, хороши вышли?
- Все голубого пера, как орлы!

Такие переговоры вполне удовлетворяют обоих охотников, один из них доволен тем, что сделал любезность, выказав своими вопросами внимание к охоте приятеля, а другой остался доволен случаем похвалить петухов своего отвода…
10.04. 2021. Московский журнал 
http://mosjour.ru/20210411097/
Прикрепления: 3476532.jpg(12.8 Kb) · 5070974.png(84.6 Kb) · 4333727.png(85.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 29 Июн 2021, 21:36 | Сообщение # 51
Группа: Администраторы
Сообщений: 6299
Статус: Offline
НЕОЖИДАННЫЕ НАХОДКИ ПОДЗЕМЕЛИЙ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ


Для многих Кремль - это символ власти, да и самого российского государства. Он возводился на протяжении веков на месте резиденции московских князей. Вековые муры, величественные башни и таинственные подземелья этого легендарного здания до сих пор не покидают умы ученых. Лишь в редких случаях исследователям разрешалось непосредственно производить экспедиции в Кремле, да и те находились под строгим контролем. Именно потому в Московском Кремле до сих пор совершаются удивительные археологические открытия, но, несмотря на это, его подземелья все еще хранят множество тайн.


Не все из легенд о Московском Кремле возникли из ниоткуда. Многие из них основаны на реальных документах, отчетах и записях смотрителей крепости. В надежде раскрыть как можно больше тайн подземелий, энтузиасты не раз пытались исследовать его.
Первую попытку исследовать подземелья Кремля сделал пономарь церкви Иоанна Предтечи на Пресне Конон Осипов в 1718 г. Он добился у князя разрешения отыскать палаты, забитые сокровищами, которые, как говорят, видел дьяк большой казны В.Макарьев.
В Тайницкой башне пономарь нашел вход в галерею, но во время раскопок возникла угроза обрушения, вследствие чего работы прекратили. Спустя 6 лет Осипов вернулся к своим поискам по приказу Петра I. Для работы были выделены рабочая сила, но поиски вновь не увенчались успехом. Ранее производились исследования и других частей Кремля. Так, в 1894 г. археолог Н.Щербатов отправился на поиски архивов Иоанна IV Грозного.


План подземной библиотеки Ивана Грозного 

В результате раскопок под башней К.Еленина ученые обнаружили вход в проход с узкими окнами для узников. Некоторые историки утверждают, что с середины XVI в. нижние палаты Троицкой башни образовывали так называемые каменные "мешки" для заключенных. Вполне возможно, этот секретный объект изначально использовался для обороны крепости, а позже стал темницей.
Также в районе Набатной башни Н.С. Щербатов выявил тайник со старинными боеприпасами. Историк Таисия Белоусова предполагает, что данные снаряды были спрятаны для бомбардировки позиций противника.


Тайницкая башня Кремля

Как только большевики пришли к власти, они озаботились безопасностью цитадели. Фото ходов, хранившиеся у Щербатова, были изъяты, колодцы Тайницкой башни - засыпаны, а помещения под Троицкой башней -замурованы. После инцидента с провалившимся под землю красноармейцем в 1933 г., исследованием подземелий занялся археолог Игнатий Стеллецкий. Он предположил, что ранее колодец Тайницкой башни был сухим, а от него шли разветвления ходов. Открытие было сделано при раскопках "осиповского" хода под Арсенальной Угловой. Под стеной была обнаружена разгрузочная арка, открывающая вход в обнесенный стеной Александровский сад. Однако группа п/р Стерецкого уперлась в каменную глыбу. Он считал, что дальше внизу расположен бездонный проход, но ученому приказали остановить работы.


Работа археологической группы во время раскопок в Кремле

Работники царского режима и представители советской власти относились к научным исследованиям в резиденции гос. администрации с осторожностью. После череды инстанций археологам разрешали исследовать только часть подземелий Кремля. Искали всякое: от вышеупомянутого кабинета Ивана Грозного до Святого Грааля. С 2014 г. ученые Археологического института РАН осуществляли раскопки на месте снесенного корпуса №14. Он был возведен в 1932 г. на месте Чудова и Вознесенского монастырей. В ходе исследований была обнаружена коллекция украшений, из которых особый интерес представляет декоративная застежка-фибула XII в. Также были найдены осколки золотых и эмалевых чаш сирийского происхождения, черепки из керамики Дальнего Востока и свинцовые печати.


Пушки Наполеона в Кремле 

В 2019 г. в основании одного из помещений был обнаружен тайник со снаряжением наполеоновской армии времен Отечественной войны 1812 г. В 1985 г. во время строительных работ в районе Чудова монастыря, было совершено по истине страшное открытие. В одном из подземных помещений Кремля был найден саркофаг, скрывавший куклу в человеческий рост в военной форме. Позже ученые пришли к выводу, что в этом месте захоронили великого князя С.А. Романова, который погиб в 1905 г. в результате нападения террористов. Как известно, при взрыве от тела мало что осталось, поэтому князя останки собрали в сосуд и поместили в изголовье гробницы. Археологов уже давно не удивить старинными драгоценностями или другими находками в Кремле. Многовековая история Российского государства оставляла на своих страницах всякое. Но многие из них открывали новые горизонты и заставляли по-новому оценить быт и нравы наших предков.
https://kulturologia.ru/blogs/280621/50239/\
Прикрепления: 7906415.jpg(14.7 Kb) · 8645669.jpg(17.3 Kb) · 6147123.jpg(18.6 Kb) · 6313075.jpg(12.7 Kb) · 7347838.jpg(13.7 Kb) · 2790101.jpg(12.5 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 17 Сен 2021, 19:51 | Сообщение # 52
Группа: Администраторы
Сообщений: 6299
Статус: Offline
НОВОЕ О ПРОШЛОМ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Институт археологии РАН завершает начатые 2 года назад раскопки в Большом Кремлевском сквере, на участке, где в 2019–2020 гг. были открыты остатки фундаментов зданий Приказов, монументальных построек конца XVI–XVII в., в которых размещались органы центрального управления Московского государства. Главной задачей 3-го сезона раскопок стало исследование наиболее ранних отложений, предшествующих времени строительства каменных приказных палат и залегающих на глубине 3–5 м между кладками фундаментов. Именно эти напластования, характеризующие исторический облик Кремля древнейшей поры, первоначально были главной целью исследовательского проекта, но оказались доступны лишь в последние месяцы, после расчистки и укрепления остатков зданий Приказов. Новый сезон раскопок добавил немало новых данных и к характеристике самих построек Приказов, некогда занимавших заметное место в кремлевском ансамбле.


Ступени Старых Приказов и остатки постройки XV в. с мельничными жерновами

Изучение кирпично-белокаменных конструкций, открытых в прошлом году, позволило установить, что это не опоры крыльца Новых Приказов, а сохранившиеся под землей фрагменты предыдущего здания Приказов, разобранного при начале строительства новых «дьячих палат» конца царствования Алексея Михайловича. Об этом здании до настоящих археологических работ было известно лишь по письменным и изобразительным источникам. Раскрытые в процессе раскопок кладки являются первыми материальными свидетельствами его существования.  

Старые Приказы – это первое каменное здание «правительства» и его канцелярских служб Московского царства XVI в. Начало ему было положено в 1565 г., когда, по свидетельству летописи, повелением царя Ивана Васильевича (Грозного) напротив «Ивана Святого под колоколы» была сооружена каменная Посольская палата, впоследствии ставшая Посольским приказом. За ней в восточном направлении вдоль Спасской улицы выстраивались деревянные «дьячьи избы», которые в 1591 г. были заменены каменными двухэтажными палатами, расположенными незамкнутым к Архангельскому собору и Соборной пл. каре. Открытые раскопками конструкции являются фрагментами восточного поперечного корпуса Старых Приказов – основаниями его западной стены и одной из внутренних перегородок. Располагая условным архивном чертежом 1660-х гг., на котором обозначены габариты Приказов, и археологическими кладками, можно с исключительной точностью реконструировать расположение здания в южной части Ивановской пл. Даже по небольшому раскрытому фрагменту можно заключить, что архитектура здания не была рядовой.

Попавшая в раскоп часть демонстрирует редкий в древнерусской архитектуре прием арочного фундамента, где арка, сложенная из белого камня и кирпича, несла на себе нагрузку от стены, одновременно разгружая массив фундаментной кладки. Прием говорит о высокой строительной культуре мастеров времени Б.Годунова и показывает разнообразие строительных приемов XVI в., среди которых были и такие изящные решения как фундаменты на арках. Внутри здания были настланы кирпичные полы – своеобразный кирпичный паркет, уложенный «в елочку». Со двора Старых Приказов внутрь здания вело белокаменное крыльцо с лестницей, ступени которой значительно стерты, демонстрируя длительность их использования. Несмотря на то, что Старые Приказы были разобраны перед строительством нового здания «дьячьих палат», фундаменты и цоколи стен XVI в. не были разобраны полностью и сохранились под землей в хорошем состоянии.


Под фундаментами здания Приказов XVII в. и жилых построек XIV–XVI вв.

Один из главных результатов нынешнего сезона раскопок – выявление остатков городских усадеб (или одной усадьбы?) с плотной застройкой XIV – 1-й половины XVI в. на территории, где позднее размещались административные здания. На небольших участках с культурным слоем этого времени, избежавших разрушения при строительстве, зафиксированы остатки печей и глубокие ямы-погреба с впущенными в них деревянными срубами, располагавшиеся под наземными постройками. Некоторые из этих погребов выделялись крупными размерами, со стороной сруба около 5 м, необычными для рядовых городских строений. Ранее остатки подобных погребов исследовались в раскопках на Подоле Кремля и на месте 14-го корпуса. Часть построек погибла в пожарах, о силе которых свидетельствует растрескавшиеся под воздействием огня белокаменные мельничные жернова, расчищенные внутри одной из построек. Постройки сменяли другу друга на одном и том же месте, при устройстве новых погребов прорубались деревянные стенки старых, пришедших в негодность и засыпанных.


Расчистка погребов с деревянными конструкциями

Находки из культурного слоя XIV – 1-й половины XVI в. (около 400 предметов) указывают на высокое благосостояние и социальное положение владельцев усадеб: здесь собраны обломки от нескольких драгоценных поливных чаш XIV в., привезенных из Золотой Орды и Византии, целый стеклянный перстень из столицы Волжской Булгарии, железная шпора и набор массивных железных предметов (сковорода, замок с цепью). Среди уникальных находок частично сохранившаяся поливная чаша XV в., украшенная оттисками штампов, на которых можно видеть лицо человека и стилизованное изображение какого-то фантастического животного.  У чаши нет аналогов, однако близкая по технологии изготовления керамика производилась в указанное время в Твери. За апсидами Архангельского собора «на месте» Старых Приказов историческая традиция помещает двор князя Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата Дм. Донского, одного из наиболее влиятельных представителей московского княжеского дома 2-й половины XIV – начала XV в. Не исключено, что раскопками затронут один из участков территории «большого московского двора» серпуховского князя.

  
Поливной сосуд – из разрушенной наземной постройки начала XVI в. Шпора происходит из слоя XVI в.

Раскопки показали, что участок вблизи высокого края коренной террасы Москвы-реки был плотно заселен и в более ранее, домонгольское, время, т.е. до 1237 г. И хотя культурные слои этого периода сохранились в непотревоженном виде только на небольших по площади участках, количество вещевых находок домонгольского облика весьма значительно. Это обломки стеклянных браслетов, стеклянные бусы, обломки византийских амфор, в которых на Русь привозилось виноградное вино. Полевые работы 2021 г. окончательно установили облик поселения раннего железного века, оставленного дославянским (финно-угорским) населением, с которым связана далекая предыстория Москвы. В нижних слоях раскопа собраны сотни образцов керамики железного века и характерные для той эпохи вещи (так называемые «грузики дьякова типа» и керамические бусы-колокольчики). Судя по обилию этих находок и присутствию их на значительной территории (от Соборной пл. до края коренной террасы Москвы-реки) можно полагать, что поселение раннего железного века существовало, с перерывами, длительный период времени, начиная с 2-й половины. I тыс. до н.э. и до IV–V вв. н.э. и представляло собой городище (укрепленное поселение). Подобно большинству других городищ дьяковской культуры, оно запустело за 500–600 лет до прихода на берега Москвы-реки славян. Раскопки наполняют историю Кремля новыми материалами, раскрывающими неизвестные факты прошлого и достоверный облик Москвы различных эпох.  После завершения раскопок белокаменные фундаменты Старых и Новых Приказов, лестница и кирпичный пол будут переданы реставраторам для консервации, укрепления и подготовки раскопа к экспонированию в качестве музейного объекта. 
Н.А. Макаров, В.Ю. Коваль, Р.Н. Модин
17.09. 2021. институт археологии РАН

https://www.archaeolog.ru/ru....askopok
Прикрепления: 4900431.jpg(27.4 Kb) · 2946784.jpg(24.2 Kb) · 9206959.jpg(27.4 Kb) · 5421383.jpg(10.9 Kb) · 6668795.jpg(11.3 Kb)
 

Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » МОСКВА, КОТОРОЙ НЕТ...
  • Страница 4 из 4
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Поиск: