Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » О других интересных событиях » АЛЬБОМ АСИ ШЕНК (Россия, которую мы потеряли...)
АЛЬБОМ АСИ ШЕНК
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 23 Авг 2015, 14:59 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 6214
Статус: Online
Альбом Аси Шенк


Институтка начала XX века

Хозяйка альбома - Ася, Аська, Ариадна Константиновна Шенк. Альбом был заведен, как следует из текста, в 1915 году. Мы застаем его хозяйку девочкой, ученицей VII класса некоего петербургского института. К какому именно институту принадлежала Ася, неизвестно: в начале ХХ века в Петербурге было девять институтов благородных девиц. Лучшими считались Смольный, Екатерининский, Патриотический (сюда отбирались главным образом дочери знатных и высокопоставленных родителей). Принятый в начале 12-летний курс обучения (с шести лет) в XIX веке был заменен 6-8-летним (в разных учреждениях по-разному), это значит, что девочки обучались с 10-12 до 16-18 лет. При этом нумерация классов шла в обратном порядке: VII класс был младшим, а I - выпускным. То есть, когда в альбоме семиклассницы Ариадны Шенк появилась первая запись, его владелице было лет 10-12.

Из надписи на первом листе (Дорогому Жучку-Ариадночке от любящего папы. 20 ноября 1915 года) мы узнаем, что девочка не была круглой сиротой, а их в институтах училось предостаточно. В женских институтах Российской империи на казенный счет воспитывались девушки из привилегированных сословий (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров и гражданских чинов). При приеме воспитанниц на казенный счет учитывались особые семейные обстоятельства: сиротство девочки, обстоятельства смерти отца (например, убит в сражении); при живых родителях в расчет принимались материальное положение семьи, звание и чин отца и пр. (происходила баллотировка; при равных обстоятельствах бросали жребий).



Интересно, что можно попытаться даже представить себе облик Аси-Ариадны - живой забавной девочки с кудрявой головкой (об этой детали облика свидетельствуют посвящения хозяйке альбома - славному кудрявому чертенку, лохматому медвежонку). В женских институтах бытовали устоявшиеся определения, присваивавшиеся воспитанницам в зависимости от их поведения и отношений с начальством: парфетки (от фр. parfaite - совершенная), аккуратистки, из тех, кто полностью и беспрекословно подчиняется правилам института, и мовешки (от фр. mauvaise - дурная) - для считавшихся строптивыми шалуньями. Ася скорее похожа на мовешку.

Итак, по именам-фамилиям мы знаем почти целый класс, 15 девочек-институток: это помимо самой Аси Шенк - Ж.Рубцова, К.Пиковская, Екатерина Крузе, Тата Олсуфьева, Маруся Дуброво, Ася Сакович, Надя Микешина, Ира Саблина, В.Дрогалева, Муха Дорошевская, Ляляшка Грекова, Муся Сиверс, Нина Черневская.

В альбомчике есть акростихи, в которых читаются имена девочек (Ася, Маня):

А я букву обожаю
С я часто вспоминаю
Я забыть я не могу.


От соученицы Дуброво

Милая подруга!
Ангел золотой!
Не ищи ты друга
Я друг вечный твой.


Дорогой Асе от Мухи Дорошевской

Среди стихотворных записей девочек-институток присутствуют и характерные для институтских альбомов любовные послания:

На память Асечке
Месяц для ночи
Солнца для дня
Асены очи всегда для меня.


Милой и дорогой Асечке Шенк Ася Сакович

Ты да я нас будет двое
Ты вздохнешь я повторю
Сердце скажет по не воле
Что я Асичку люблю.


От подруги. М.( Нади Микешиной)



Естественно, что и адресатами, и авторами этих поэтических посланий являются девочки (больше им писать некому, а подражать взрослым чувствам хочется). Такие стихи - проявление субкультуры закрытых и однополовых учебных заведений, какими являлись институты. Следствием замкнутости жизни была и известная институтская традиция обожания(т.е. стремление находить себе кумира, объект поклонения в лице подруги, старшеклассницы; впрочем, обожать было принято не только учениц, но любого, кто мог воплощать идеал: классную даму, институтского священника и даже Государя).

Кому-то казалось, что дневники и стихотворения институток обнаруживали в авторах отсутствие серьезного содержания, мысли, творчества, фантазии. Но составление альбомов было неплохой отдушиной, воспоминанием о шалостях, проделках, смешных случаях. Напрасно смеются над пустотой и сентиментальностью институтского альбомного творчества. Назначение этого законного литературного жанра - не только добрые пожелания или наставления, но и сохранение в памяти. И стихи в альбом, как бы наивны они ни были, действительно помогают вспомнить.

Вот стихи, которые находим в альбоме - излюбленное альбомное:

Я царства не имею
Корону не ношу
Одну любовь имею
И ту тебе дарю.[/i

]От В.Д(рогалевой)

Еще один мотив - наказ владелице альбома никогда не забывать друзей, клятвы в вечной дружбе (причем здесь же присутствует навязчивый мотив кладбища-сюжет, весьма распространенный в девических альбомах):

[i]Когда умру, когда скончаюсь
Ко мне на кладбище приди
И у креста самой могилы
На память розу посади.


(Дорогой Асе Шенк от Иры Саблиной VII кл.)


Столовая Екатерининского института

Все это завершается традиционной концовкой альбома:

На последней страничке альбома
Оставляю подпись свою,
Что бы милая девочка Ася
Не забыла подругу свою.


Не будем забывать, что время, когда ведутся записи институток - время Первой мировой войны. И в высшей степени не случайно, что начинается альбом авторским стихотворением соученицы Аси Шенк, посвященным войне:

На память Ариадне.

На поле кровавом солдатик лежал
И тяжко от боли стонал.
Страданье виднелось на бледном лице
И Бога молил он о скором конце:
О Боже, услыши молитву мою!
Уж жить не могу я страдаю терплю,
О если б увидеть кого я люблю
О, мать дорогая, а где ты теперь?
Прощай, умираю- не жить мне поверь!!


Сочинила Ж. Рубцова VII класс

Еще одно авторское стихотворение из альбомчика, относящееся к институтскому периоду жизни Ариадны Шенк. Оно озаглавлено "На 28 февраля в институте" (год не проставлен, только класс, но ясно, что шестиклассницами девочки были в феврале 1917 года). Это -свидетельские показания о том дне, когда, собственно, началась февральская революция.

Вот что записала в альбом подруге девочка-институтка, Тата Олсуфьева:

На 28 февраля в институте

Вкруг нас трещали пулеметы
Бежал народ по мостовой
А мы сидели точно мумии
Зубря где надо Х писать.
Вдруг прибегает Мопс трясущий
И крикнул нашей Марье кое-что!..
Та побледнела и как пуля
Из класса вылетела в корридор
Идут по институту слухи
Что где то треснуло окно
Что это пулемет противный
Попал в него.


Как сложилась судьба Ариадны Шенк после закрытия института, неизвестно. Однако в альбомчике присутствует пласт записей послереволюционного периода. Образец самой высокойї поэзии здесь - стихотворение Афанасия Фета (А.Фет - вообще излюбленный автор составителей альбомов). Запись без даты, но, судя по отсутствию ятей, она сделана подписавшейся Люсей Гафферберг после 1917 года.

Гиацинт своих кудрей
За колечком вил колечко,
Но шепнул ему зефир
О твоих кудрях словечко!


Вероятно, альбом попал в руки других людей - последующие записи сделаны некоей Ниной Берк и помимо того в альбоме находятся рисунки неизвестного мальчика (сын Аси? или это совершенно посторонние люди?)

Отечественные записки, 2003 г.

http://ru-oldrussia.livejournal.com/107354.html#cutid1

Девичий альбом. 1911.



http://www.liveinternet.ru/users....C%D1%8B
Прикрепления: 7800077.jpg(21.6 Kb) · 3489276.jpg(38.7 Kb) · 3079842.jpg(40.9 Kb) · 9476181.jpg(29.6 Kb) · 8737401.jpg(30.4 Kb)
 
Форум » Размышления » О других интересных событиях » АЛЬБОМ АСИ ШЕНК (Россия, которую мы потеряли...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2018
Сайт управляется системой uCoz