[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » ИНТЕРЕСНЫЙ ПЕТЕРБУРГ
ИНТЕРЕСНЫЙ ПЕТЕРБУРГ
Валентина_КочероваДата: Суббота, 04 Янв 2020, 20:32 | Сообщение # 31
Группа: Администраторы
Сообщений: 6132
Статус: Online
НОВОСЕЛЬЕ В НЕДОСКРЕБЕ. КАК ДОМ НА КАНАЛЕ ГРИБОЕДОВА СТАЛ ПИСАТЕЛЬСКИМ


Сейчас в подъезде этого дома, выходящего окнами на канал Грибоедова, Малую Конюшенную улицу и Чебоксарский переулок, тихо. Но стоит включить воображение, чтобы услышать дробное стаккато пишущих машинок. 85 лет минуло с тех пор, как в старом доме Придворного конюшенного ведомства надстроили два этажа и заселили туда писателей. И застрекотали в «недоскребе», как окрестили надстройку, писательские машинки - с раннего утра до поздней ночи. Здесь творилась литература минувшего века.
- Сейчас это обычный жилой дом, - говорит директор музея Марина Линович, пока мы идем по лестнице вверх. Можно заметить, как лестница из путиловской плиты переходит в обычную, бетонную - не до роскошеств было в тридцатые. - Вроде бы и высоко, а по сравнению с первыми тремя этажами, дореволюционными, потолки гораздо ниже. И лестница поуже, и строительные материалы попроще. Мне у бабушки, на четвертом этаже, строго запрещалось прыгать, потому что стены сразу же начинали трястись, - говорит Мария Инге-Вечтомова, научный сотрудник музея. В свое время в 56 квартирах здесь нашли пристанище более 60 писательских семей.

Соседями Зощенко были Виссарион Саянов (там теперь живет скульптор Эвелина Соловьева, вдова писателя Глеба Горышина), Ольга Форш и расстрелянный в 1938-м поэт Борис Корнилов, автор текста знаменитой песни «Нас утро встречает прохладой». Теперь его имя - на табличке «Последнего адреса» у входа в парадное. Выше, в квартире № 100, обитал Вениамин Каверин, написавший тут первую часть книги «Два капитана». Потом там жил Всеволод Рождественский, теперь его потомки сохраняют в неприкосновенности его кабинет. Евгений Шварц, которому досталась самая маленькая, 23 кв. м, квартирка, написал тут сценарий к фильму Надежды Кошеверовой «Золушка», и «Тень», и «Дракона», запрещенного цензурой. А вместе с Михаилом Зощенко - пьесу «Под липами Берлина». В ней советские солдаты гуляют по завоеванной столице побежденной Германии. Фокус в том, что написана была пьеса и даже какое-то время шла в Театре Комедии задолго до Победы. А они были в ней полностью уверены.

Тут жили Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Юрий Герман, Павел Лукницкий, Александр Житинский, Юрий Рытхэу - более 130 известных имен вошло в его историю. В доме очень многое сохранилось в неизменности с тех времен. Те же ступени, по которым ступала Анна Ахматова - на пятый этаж к литературоведу Борису Томашевскому. В коридорах кое-где остались даже следы дровяных шкафов: паровое отопление в доме установили только во второй половине 1950-х годов. Входные двери в некоторые квартиры подлинные. И самое главное - цела дверь в ту самую квартиру № 122, где в 1934 году поселился Зощенко. Он был тогда на пике славы и мог позволить себе роскошное жилище - пятикомнатное, с двумя каминами. Яркий штрих - сохранившаяся по сей день дверь со звонком, обитая дерматином с переплетами крест-накрест... Именно в этой квартире Михаил Михайлович пережил моменты и славы, и страшного унижения в 1946 году, когда после известного постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» его заклеймили позором и изгнали из Союза писателей... Спустя два года Вера Кетлинская, секретарь ленинградского отделения Союза писателей, предложила Зощенко обмен: он переезжает в ее квартиру на том же этаже, вдвое меньшую, зато тот, лишенный средств к существованию, сможет расплатиться по долгам. Он согласился...

Первая квартира Зощенко принадлежит теперь частному лицу - иностранцу. Правда, сам он здесь не живет. Когда он покупал ее, то думал устроить в ней мини-отель, но оказалось, что надо менять все коммуникации - с первого по последний этаж. Он этим заниматься не стал, и теперь жилище пустует. Остается лишь мечтать, что когда-то в этой квартире будет музей, ведь в ней сохранились в целости и сохранности зощенковские камины и даже окна с нижними форточками.
- Мы отдаем себе отчет, что наши надежды едва ли сбудутся. Дом в «золотом треугольнике»: здесь цена квадратного метра просто астрономическая, - говорит директор музея. Нынешний обитатель «второй» зощенковской квартиры - председатель местного ТСЖ Евгений Протченко. Он живет там с самого детства, с 1960-х годов. Правда, к писателям, жившим здесь, отношения не имеет.


Литературный музей «ХХ век» находится в «третьей» квартире Зощенко, где он прожил последние несколько лет - в 1950-х годах. Музей крошечный: мемориальная часть - кабинет Михаила Михайловича и выставочный зал - комната его жены Веры Владимировны. Она пережила его почти на четверть века, сохранив практически всю обстановку и личные вещи писателя: понимала, что рано или поздно его оценят по достоинству...
- Многие жители дома не возражают, если рядом практически с каждой из квартир будет размещена информация о том, кто из писателей в ней когда-то жил, - говорит зав. экспозицией Елена Сочивко. - Весь дом можно превратить в некое литературно-музейное пространство - подобного, пожалуй, нигде нет. ТСЖ не против.

Здесь действительно все пронизано памятью. Подоконник на лестнице, на котором любила отдыхать Ольга Форш... Закуток на последнем этаже - именно оттуда Зощенко высматривал в окно, не въезжает ли во двор машина с «посланцами судьбы». И там же у Зощенко было тайное место встреч с его другом - писателем Михаилом Слонимским, который очень поддерживал его в самые трудные годы. С большой неохотой старожилы рассказывают про «нехорошую» комнату на пятом этаже, в которой сотрудники НКВД вели «задушевные беседы» с жителями дома. Комната сохранилась по сей день, используется как кладовка, и даже дверь в нее - подлинная, 1930-х годов. Ресурсы музея значительные, а места для проведения экскурсий и показа коллекций - очень мало. С давних пор серьезные виды у музейщиков на подвал со стороны Чебоксарского переулка.

- В комитете имущественных отношений нам ответили: готовы предоставить музею это помещение, если найдется тот, кто его купит для этого, - говорит Елена Сочивко. - У нас есть готовые предложения по обустройству пространства, существует эскизный проект, который мы подавали на рассмотрение в комитет по культуре. Родственники обитателей «недоскреба» готовы передать семейные реликвии.
Северин Долинин
19.12. 2019. газета "СПб Ведомости"

https://spbvedomosti.ru/news....telskim
Прикрепления: 4852083.jpg(21.5 Kb) · 7974355.jpg(25.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 21 Май 2020, 20:21 | Сообщение # 32
Группа: Администраторы
Сообщений: 6132
Статус: Online
КТО СОЗДАЛ АТЛАНТОВ ЭРМИТАЖА?


Атланты, держащие на плечах архитрав портика Нового Эрмитажа, - один из всеми узнаваемых символов Петербурга, наряду с Исаакиевским собором, Смольным монастырем и скульптурами Аничкова моста. Однако если имена Монферрана, Растрелли и Клодта хорошо известны, то изваявшего гранитных исполинов Александра Теребенева помнят - за пределами Северной столицы - немногие. Между тем родившийся 205 лет назад, принадлежавший к респектабельной художественной династии скульптор создал замечательные бюсты Пушкина и Нестора Кукольника, участвовал в восстановлении Зимнего дворца после пожара, выполнял заказы для аристократии.


Основателем творческой династии, последним представителем которой суждено было стать Александру Ивановичу, считается его дед, воспитанник Императорской академии художеств, мастер орнаментальной скульптуры по дереву Иван Ефимович. Младший сын Теребенева-старшего Владимир преуспел в искусстве литографии. Средний, Михаил, тоже учился в Академии, где в наставниках у него был портретист Степан Щукин, в свою очередь обучавшийся у Дмитрия Левицкого. За дипломную работу «Русская крестьянская свадьба» Михаил Иванович получил Большую золотую медаль, а саму картину приобрела императрица Мария Федоровна -неслыханная удача для молодого мастера. Большую часть его творческого наследия составляют миниатюрные портреты. Подобные, носившие, как правило, личный характер, вещи впоследствии довольно редко попадали в музеи. Известно, что по заказу героя Отечественной войны 1812 года, командира партизанского отряда Ивана Дорохова художник изобразил единственного на тот момент награжденного солдатским Георгием крестьянина - Егора Стулова. Создал портреты и других знаменитых современников: композитора М.Глинки, актера-трагика В.Каратыгина. За миниатюрное изображение скульптора Василия Демут-Малиновского получил звание академика.

Не менее успешным оказался творческий путь старшего брата, Ивана Ивановича, прожившего всего лишь 34 года, но оставившего яркий след в отечественном искусстве. В пятилетнем возрасте его определили в Академию художеств. Поначалу мальчик обучался в живописном классе. Затем - в скульптурном, где его наставником был известный ваятель, автор статуи «Самсон, раздирающий пасть льву» (похищена во время Великой Отечественной и воссоздана В.Симоновым) М.Козловский. Под руководством последнего, еще в годы учебы, И.Теребенев участвовал в создании бронзовых барельефов, украсивших пьедестал памятника Петру I авторства Растрелли. Барельеф «Полтавская баталия» стал первым успешным творением Ивана Ивановича в монументальном жанре. В 1800 году он, выпускник Академии, получил Малую золотую медаль и аттестат первой степени. Через пять лет уехал в Тверь, преподавал рисунок, но не вынес однообразия провинциальной жизни, жаловался: «Так скучно, что я ни в чем не нахожу ни пользы, ни удовольствия». В 1807-м вернулся в Петербург, стал получать заказы. Один из самых масштабных проектов датируется 1812 годом: вместе с Василием Демут-Малиновским, Степаном Пименовым и Феодосием Щедриным И.Теребенев участвовал в оформлении Адмиралтейства (архитектор Андреян Захаров). Авторству Ивана Ивановича принадлежат знаменитые барельефы на фасаде здания. Центральный, украшающий аттик главного входа - «Заведение флота в России», где изображен Петр I в доспехах римского воина. Рядом - вручающий трезубец государю Нептун. Тем самым мастер обозначил претензии Российской империи на морское владычество. Для этого здания он создал еще ряд многофигурных композиций, среди которых «Афина, награждающая за воинские и морские подвиги» и «Венчание художников». Кроме того, выполнил рельефы «Летящие Славы» над арками Адмиралтейства.

Наибольшую известность ему принесли «Теребеневские листы», гравированные карикатуры, посвященные войне 1812 года. В лаконичных, отсылавших к народным лубкам рисунках их исполнитель высмеял французов. В его работах чувствуется академическая выучка, видны строгое соблюдение анатомических пропорций, следование законам перспективы, при том, что изображения намеренно упрощались - для восприятия широкими массами. Нередко использовались метафоры бытового языка. Так, исследовательница Е. Вишленкова в монографии «Визуальное народоведение империи» отмечает: в рисунках «Угощение Наполеона в России» и «Наполеон в бане» Теребенев воплотил метафорический концепт «устроить баню» - то есть наказать. Император, которого хлещут вениками, олицетворяет понесшего заслуженную кару врага. Именно Наполеон стал одним из его главных героев «комиксов». Возможно, как полагает Вишленкова, это было своего рода компенсацией: до войны существовал запрет на создание карикатур на официальных лиц и политиков. Возможно и другое объяснение: конкретные сюжеты художнику заказывали издатели журнала «Сын Отечества», а знавшие грамоту читатели тут же могли ознакомиться с короткими заметками. Рисунки в таком случае воспринимались как иллюстрации. К примеру, одна из карикатур («Французский вороний суп») сопровождалась комментарием: «Очевидцы рассказывают, что в Москве французы ежедневно ходили на охоту - стрелять ворон... Теперь можно дать отставку старинной русской пословице: «Попал как кур во щи», а лучше говорить: «Попал как ворона во французский суп». Карикатуру «Пастух и волк» сопровождала следующая подпись: «Радуйтесь, пастухи добрые, уже вы больше не потерпите недочета в ваших овечках. Зверь обнаружен. Он был страшен только, пока не умели за него взяться. А я попросту, как в старине бывало, приноровился и схватил, и как хочу, так теперь его и ворочу». Как отмечает Вишленкова, «на сатирических листах русский народ говорит... со своим врагом - совокупным европейцем». В целом утверждалось «представление о том, что у русских есть своя оригинальная культура и свое совместное прошлое, которое, как показала победа над войсками Наполеона, более весомо и жизнеспособно, чем «европейский» опыт. Не войска Наполеона, а сами претензии Запада на лидерство и гегемонию были дискредитированы в данном столкновении. Поэтому война предстала пред взором зрителя как доказательство глубинной правоты всего строя жизни русского народа».
Не забывал скульптор и об основной работе. Создал гипсовые фигуры для деревянной триумфальной арки Кваренги - ее возвели на Нарвской дороге для чествования возвращавшейся из Франции гвардии. К сожалению, скульптурные произведения И.Теребенева не сохранились, они запечатлены лишь на нескольких рисунках.

Сын Ивана Ивановича Александр также избрал художественную стезю. На его долю выпало немало испытаний. Через неделю после появления мальчика на свет - в январе 1815-го - умер отец. Семья осталась без средств к существованию. В девятилетнем возрасте Саша поступил в Академию художеств. Сперва изучал рисунок, потом выбрал скульптуру. Наставником оказался коллега отца Василий Демут-Малиновский. Уже ранние работы юного ваятеля носили на себе «отпечаток замечательного самобытного таланта, не стесняющегося научной рутиной». Академический курс он окончил в 1836 году с Малой золотой медалью и его оставили при Академии пенсионером, однако поехать в Италию ему не удалось. Скульптор женился на дочери профессора Академии, художника Алексея Егорова Евдокии и вынужден был много работать, чтобы прокормить семью. В 1837-м ему довелось поучаствовать в восстановлении Зимнего дворца после пожара. В частности, для парадной лестницы создал две статуи, изображающие Правосудие и Мудрость, а также гигантский барельеф - битву амазонок с центаврами. Последовали другие заказы от высокопоставленных лиц. По по просьбе графини Анны Орловой-Чесменской художник изготовил горельеф для Юрьевского монастыря. Судьбоносным стало предложение Строительной комиссии по возведению Императорского музеума (Эрмитажа) - выполнить 10 гранитных атлантов, которых планировали установить на входе со стороны Миллионной улицы.


Двухэтажное здание построил германский архитектор Лео фон Кленце, который прежде успешно возводил музейные здания в Мюнхене. Император Николай I пригласил этого иностранца в Россию, чтобы построить здание для художественного музея. Идея создать портик с атлантами принадлежала немецкому зодчему. Теребенев предоставил эскизы и модели в натуральную величину. В качестве основного материала использовался особый гранит - серый камень, который добывали у берегов Онежского озера, недалеко от города Сердоболь (теперь Сортавала). Рядом с музеем оборудовали мастерскую, куда доставляли глыбы. Масштаб бурной деятельности впечатлял. Художник писал: «Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита». Мастеру помогали полторы сотни каменотесов, каждому «было назначено свое дело, к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги». Лица атлантов художник заканчивал собственноручно, не доверяя такую работу помощникам. Архитектор Кленце остался доволен произведениями русского ваятеля: «Красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и тонкость работы и блеск полировки не оставляют желать ничего лучшего и позволяют заявить, что если египетские фараоны восполняли свои монолитные колоссы, то эти теламоны для крайнего севера ничуть не хуже». За атлантов А.Теребенев получил звание академика, орден Святой Анны III степени. Государь Николай I подарил ему бриллиантовый перстень. Мастеру не суждено было узнать о тех испытаниях, которые выпали на долю его творений. Еще в начале XX века на скульптурах заметили трещины. Причиной оказался болотистый грунт, выяснилось, что здание Нового Эрмитажа постепенно проседает. Во время Великой Отечественной в портик попал немецкий снаряд. Атланты выдержали, лишь один из великанов получил серьезные «ранения». К сожалению, исследования в конце XX столетия показали: скульптуры находятся в аварийном состоянии, необходимо предпринимать меры.

Последние годы жизни А.Теребенева связаны с Эрмитажем, где он служил с 1850-го в качестве помощника начальника 2-го отделения по скульптурной части. Продолжал исполнять заказы, сделал бюсты Николая I и императрицы Александры Федоровны, изготовил памятник герцогу Максимилиану Лейхтенбергскому в виде саркофага. Несмотря на щедрые гонорары, финансовое положение оставалось нестабильным. Скульптор жил на широкую ногу и спускал все деньги на званые обеды, балы, окружал себя роскошью. Постепенно предложений становилось все меньше. Теребенев разорился. Умер маэстро в 1859 году, в одиночестве и нищете. За гробом человека, изваявшего гранитных колоссов, у которых теперь фотографируются туристы, шли только два человека - помощник мастера, мраморщик Гавриил Балушкин и художник Константин Ухтомский.
Ксения Воротынская
24.04. 2020, журнал "Свой"

https://portal-kultura.ru/article....tlantov

«ИЗ НИХ ОСЛАБНЕТ КТО-ТО И НЕБО УПАДЕТ»...
Что делают атланты на Миллионной улице, кто их туда поставил и зачем?

Атлас (он же Атлант) – это титан из древнегреческой мифологии. Он отличился тем, что принимал участие в войне против олимпийских богов, которая закончилась провалом, и был обречен Зевсом вечно держать небесный свод на своих плечах. Кстати, Атласские горы в Африке и Атлантический океан названы именем Атланта.По одному из мифов, к бедолаге однажды пришел Геракл (сын Зевса) и попросил помощи в добыче золотых яблок из сада Гесперид (по разным версиям, то ли дочери, то ли внучки Атланта), которые придавали молодость. Герой не мог самостоятельно достать волшебные плоды, так как сад охраняло чудовище Ладон – бывший титан, превращенный в многоглавого дракона после битвы с богами.  На просьбу Геракла Атлант отреагировал с хитростью: попросил подержать небо, пока он сам сбегает за яблоками. Тот согласился. Атлант принес яблоки, но снова взваливать на себя ношу отказался. Тогда герой обманул титана: попросил положить на землю яблоки и немного подержать небосвод, мол, нужно подложить львиную шкуру под плечи. Атлант согласился. Геракл же поднял яблоки и ушел. Так он завершил свой последний, 12-ый подвиг.


Атлас приносит Гераклу яблоки из сада Гесперид. Сзади Геракла стоит Афина, помогающая ему держать небесный свод. Барельеф 5 века до н. э

Архитектор Лео фон Кленце, который отличился строительством музейных зданий в Мюнхене (например, «Старой пинакотеки»), был привлечен Николаем I для воплощения своей идеи - рядом с императорской резиденцией он хотел видеть здание музея. Так и появился двухэтажный Новый Эрмитаж и его великолепный портик с атлантами. На создание скульптур Кленце вдохновила гигантская фигура атланта, сохранившаяся от храма Зевса в сицилийском городе Агридженто. Петербургских атлантов изготовил скульптор А.Теребенев из сердобольского гранита. Работа была в своем роде уникальной – в это время ни в Петербурге, ни в Европе не было монументальной скульптуры из гранита. Процесс был долгим и трудозатратным: Теребенев размечал гранитные монолиты, а более 150 каменотесов изготавливали статуи. Скульптор затем проверял их и проводил чистовую отделку. Были и другие сложности: один монолит оказался с трещиной и пришлось покупать новый. К тому же Теребенев не уложился в бюджет и нарушил все оговоренные сроки. Однако это не помешало ни Николаю, ни Кленце восхититься скульптурами. Так были созданы десять атлантов на Миллионной улице.

В начале XX века в стенах Нового Эрмитажа начали появляться трещины. Такие же трещины появились и на атлантах, что странно, ведь они задумывались как декоративный элемент (вес портика на них не опирался). Все дело в болотистом грунте, который постепенно проседает под тяжестью здания. Атланты стали зависеть от деформации строения и портика. Стало хуже во время блокады Ленинграда – в декабре 1941 года один из 30 снарядов, попавших в здания Эрмитажа, серьезно повредил портик и атланта (на его торсе образовалась рваная «рана»). Из-за бомбежки новые трещины пошли еще у одной скульптуры. На реставрацию денег не было.В конце XX века атлантов изучили с помощью дефектоскопа – устройства для обнаружения дефектов методами неразрушающего контроля. Стало ясно – они в аварийном состоянии. Необходимо было не только восстановить скульптуры, но и укрепить грунт под зданием. Однако все предлагаемые проекты (была даже идея снять атлантов и заменить их бронзовыми копиями) очень дороги, а денег нет. Сколько еще простоят скульптуры – неизвестно.


Атланты – это символ терпения и твердости. Считается, прикосновение к большим пальцам ног скульптур в день свадьбы гарантирует крепкую и счастливую семейную жизнь (точнее, самого правого атланта, чей взгляд направлен на Марсово поле). Новобрачные при этом обычно держатся за руки. Кроме того, очень важно, за какой именно палец нужно подержаться: за левый – будет девочка, за правый – мальчик. А чтобы дети родились красивыми, нужно просто подержаться за пальцы атлантов. Удачей считается даже обычная встреча у атлантов свадебного кортежа. Пусть они и бывают там довольно часто. Еще есть легенда, что во время войны осколок снаряда повредил только ноготь на ноге одной из скульптур в середине портика (точнее, большой палец левой ноги второго атланта от Марсова поля). Его специально не восстанавливали. Считается, что того, кто ноготь потрет, не возьмет ни вражеская пуля, ни снаряд. Из-за стараний туристов в настоящее время и второй ноготь атланта почти стерся.


Андрей Емцов
24.01. 2019. Санкт-Петербург.ру

https://saint-petersburg.ru/m/history/emtsov/371175/
Прикрепления: 3131756.jpg(10.0 Kb) · 2444821.jpg(18.7 Kb) · 6643079.jpg(7.7 Kb) · 3881630.jpg(21.2 Kb) · 0460264.jpg(13.8 Kb) · 5896902.jpg(20.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 07 Авг 2020, 00:40 | Сообщение # 33
Группа: Администраторы
Сообщений: 6132
Статус: Online
В ПЕТЕРБУРГЕ ПОЯВИТСЯ ПАРК СКАЗОК «ЛУКОМОРЬЕ»


5 августа Градостроительный совет обсудил на своём заседании строительство парка сказок «Лукоморье», и после рассмотрения отправил его на доработку. Местом его размещения станет Детскосельская улица в Пушкине. Строительство начнётся в следующем году, а закончить его планируют в 2024 году, приурочив к 225-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. 


Парк будет занимать площадь 7000 м², и включать в себя двухэтажное здание с парком аттракционов, окружённое детскими и игровыми площадками и сказочными постройками. Фасад здания выполнят в виде берёзовой рощи. Авторы и инициаторы проекта – архитекторы России и Нидерландов. Реализовываться он будет на средства государства и частных компаний.
06.08. 2020. газета "Вечерний Петербург"
https://vecherka-spb.ru/2020....ukomore

ДВОРЦОВЫЙ МОСТ РАЗВЕДУТ ПОД АРИЮ ИЗ "КАРМЕН"


В ночь на 8 августа Дворцовый мост разведут под арию «Любовь - мятежная птица» из оперы Ж.Бизе «Кармен» в рамках Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера – всем». 8 августа створы Дворцового моста будут разведены под знаменитую Хабанеру в исполнении народной артистки СССР Е.Образцовой. Художественная подсветка окрасит переправу в красно-алые тона, напоминающие цвет бархатного занавеса знаменитых оперных театров мира и фестиваля «Опера-всем». Масштабный проект в девятый раз представит шедевры оперного искусства в уникальных архитектурных ансамблях Северной столицы. В 2020 году площадками проведения станут Соборная площадь Петропавловской крепости, Елагин остров, площадь Растрелли перед Смольным собором и парадный плац Екатерининского дворца в Царском Селе. 
06.08. 2020.
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_culture/news/193613/

ПЕТЕРБУРГ И МОСКВУ СВЯЖЕТ НОВАЯ ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ МАГИСТРАЛЬ


По новой высокоскоростной магистрали доехать из Санкт-Петербурга в Москву можно будет за 2,5 часа. Это будет чисто пассажирская линия, хождение по ней грузовых поездов не предусматривается. Её планируют запустить в 2026 году. На строительство выделено 1,7 трлн. руб. Проект предположительно окупится через пять лет эксплуатации, а затем начнёт приносить чистую прибыль. На данном этапе ведётся проектирование, которое продлится до 2023 года, после чего начнётся строительство. Сейчас самый быстрый поезд «Сапсан» преодолевает расстояние между двумя российскими столицами за 3,5-4 часа.
06.08. 2020. газета "Вечерний Петербург"
https://vecherka-spb.ru/2020....gistral
Прикрепления: 1360017.jpg(11.2 Kb) · 8278300.jpg(16.4 Kb) · 9497767.jpg(20.2 Kb) · 0736202.jpg(12.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Четверг, 20 Авг 2020, 21:25 | Сообщение # 34
Группа: Администраторы
Сообщений: 6132
Статус: Online
«АЛЫЕ ПАРУСА 2020» - БАЛ ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ, УДАЛСЯ ЛИ ОН?
Это уже аксиома, что праздник российских выпускников «Алые паруса» на Неве не только стал всенародным, но и побил все рекорды Европы по привлекательности и посещаемости. Вопрос - состоится ли шоу на этот раз, в разгар пандемии коронавируса, заставил многих из нас заранее загрустить. И, всё-таки, «коронные выпускники» - так они себя назвали, остались, если и не вполне довольны предложенным вариантом ночи их вступления во взрослую жизнь, то память, в том числе, и их собственная, уже занесла в себя расцветшее в пол-первого Белой петербургской ночи небо над вантами в Петровском фарватере, и запутавшийся в их отражении, примчавший за Ассоль бриг под парусами, и именно того цвета, о котором она мечтала…

Вилки всё же нашлись, осадок - остался, но появились вопросы, с которыми нам помог разобраться начальник артиллерии праздника, главный фейерверкер страны - Дмитрий Орликов.


- Новый формат изолированности шоу от скопления стотысячного отряда выпускников и полутора миллионов зрителей потребовал и нового места проведения праздника, и новых решений. Насколько это осложнило Вашу работу, и насколько интересен для Вас оказался новый проект?
- Работа в условиях карантинных ограничений имеет свою специфику. Нет звука, нет зрителей, нет ощущения праздника в реальном времени. Все похоже на большую съемочную площадку. Конечно, основная аудитория в этом году была «на удаленке», но разве в прошлом году или годом ранее было иначе? Так же большинство людей смотрели шоу по телевизору или в интернете. Конечно, полтора миллиона ежегодных зрителей вокруг акватории впечатляет и это очень важно, но в целом основная аудитория «Алых парусов» всегда была онлайн. Сейчас в отсутствии реальных зрителей хорошо видно, что праздник теряет в атмосфере, ему не хватает эмоций. Нельзя живое общение в полной мере заменить на виртуальное.

- Перед Вами стояла трудная цель - украсить фейерверками и дальнобойными лазерами новый морской фасад Петербурга, заключённый в пространстве между «Зенит-Ареной», небоскрёбом «Лахта-центра», и синусоидой пролётов «Вантового моста». Вами были применены какие-то новые решения, привлечены новые технологии и оборудование?


- Решение о смене акватории было принято в самый последний момент.  Новая площадка – новая конструкция шоу. Полтора месяца на всю подготовку – это чрезвычайно мало. Сверхзадача выработала сверхмотивацию. Отсутствие времени и новое место стали причиной целой группы технологических изменений в структуре проекта. Добавим сюда все проблемы открытой акватории и большой воды и получим фактически новую программу. Проект стал лучшим праздником в мире, в старой акватории, почему бы ему не стать лучшим в новой. «Алые паруса» тем и хороши, что имеют бесконечный потенциал для улучшения.

- Вам не показалось, что участие в шоу только одного корабля - парусника «Россия» для большой акватории устья двух рукавов Невы, без окружения яхт, сделало кульминацию праздника более скромной, чем это могло бы быть?
- Это обусловлено техническими возможностями акватории и высотой моста ЗСД. Акватория мелкая, фарватер узкий – особо не развернутся. Потребовалось много дополнительных репетиций, чтобы найти ту единственную траекторию движения парусника, которая удовлетворяла бы как требованиям по безопасности фейерверка, так и телевизионному кадру. Под мостом паруснику тоже не пройти – мачты высокие. Вот и пришлось все маневры совершать в очень ограниченном пространстве.


- Некоторые из предыдущих праздников на Неве, в силу отсутствия хороших сценария или музыки, вытаскивал только Ваш фейерверк - зритель, посмотрев Вашу работу, всё равно, уходил довольный. Вы не снижаете планку сложности, и, как результат, всегда получаете красочность. Сегодня «Алые паруса» стали мировым брендом, у Вас есть какой-то свой взгляд на развитие этого уникального зрелища?
- Для начала очень бы хотелось, чтобы праздник вернулся в родную акваторию. Там и возможностей больше и атмосфера совсем другая. Что касается развития, то возможно поэкспериментируем с музыкой - какой-то фрагмент для шоу создаст искусственный интеллект.  Может появится новый формат телевизионной трансляции. Очень надеюсь, что когда-нибудь праздник станет платформой для создания целого направления событийного туризма по всей стране.


Спасибо Вам, и успехов! До встречи на «АП 2021».
Беседовал Игорь Киселев
10.08. 2020. Интернет-издание "Эксклюзив
"
https://ekskluziv-smi.ru/alye-parusa-2020-bal-za-zakrytymi-dvermi/
Прикрепления: 1307325.jpg(7.5 Kb) · 4166585.jpg(12.2 Kb) · 1555809.jpg(13.3 Kb) · 5341303.jpg(14.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 29 Авг 2020, 23:23 | Сообщение # 35
Группа: Администраторы
Сообщений: 6132
Статус: Online
ВСТРЕТИМСЯ У ГОСТИНОГО


Невский проспект без здания Гостиного Двора не представить. Хотя он не был первым в Петербурге, до него было построено пять гостиных дворов. Однако он стал первым каменным и самым большим по площади - крупнейшим на тот момент в Российской империи. Сегодня Гостиный Двор популярен не столько как торговый комплекс, сколько как место встречи: здесь находится вестибюль одноименной станции метро. Обычно там играют музыканты, промоутеры экскурсионных бюро раздают листовки, фланируют туристы - в общем, жизнь кипит, причем снаружи универмага более бурно, чем внутри. Гостиный Двор вытянут более чем на километр, но здание при этом смотрится компактно, строго и элегантно. Поскольку Гостиный "раздается и в ширину, и в высоту", над ним всегда видно небо, и не обязательно серое, перед ним - открытое пространство. А в былые времена там, где нынче бульвар с липками и лавочками, ездили кареты и стояли извозчики. В 1735 году купцы, торговавшие в гостином дворе на Санкт-Петербургском острове (первом, построенном в городе в 1705 году), подали в Сенат челобитную с просьбой дозволить устроить лавки на Большой першпективной дороге, как тогда называли Невский проспект В том же году императрица Анна Иоанновна не отказала. Место под лавки в указе определялось так: "От Адмиралтейства к Невскому монастырю, по правую сторону першпективной дороги..." Здесь решено было построить каменный гостиный двор, а купцам разрешили временно обосноваться на участке Невского, примыкающем к нынешней Садовой улице, пока не будет утвержден проект гостиного двора. Так на месте будущего каменного торжища появились деревянные лавки. Их начали строить в 1737 году, уже после страшного пожара, опустошившего столицу годом ранее.

В июле 1748 года появился указ императрицы Елизаветы Петровны о строительстве на том же месте каменного гостиного двора. Первый проект был разработан архитектором Антонио Ринальди, но споры о том, кто будет финансировать строительство, в итоге похоронили стройку. Та же судьба постигла проект, разработанный в 1757 году Франческо Растрелли: из-за дороговизны купцы отказались его финансировать. Третий проект гостиного двора, разработанный архитектором Жаном-Мишелем Батистом Валлен-Деламотом, был утвержден в мае 1761 года. Строили долго - 24 года. Открылся Гостиный Двор лишь в 1785-м. Здание было возведено в форме неправильного четырехугольника, расположенного между Невским проспектом, Садовой улицей, Чернышевым переулком (ныне улица Ломоносова) и Гостиной (ныне Думской) улицей. Позднее, в 1780-е, по проекту архитектора Джакомо Кваренги со стороны Гостиной улицы и Чернышева переулка и по Екатерининскому (ныне Грибоедова) каналу был построен Малый Гостиный Двор, а в 1797–1798 годах между Гостиным Двором и городской думой был воздвигнут Перинный ряд. Сразу же после открытия каменный Гостиный Двор на Невском проспекте был назван Большим.


- Это первое здание в Петербурге, построенное в стиле строгого классицизма, - рассказывает зав. КЦ ОАО "Большой Гостиный Двор" Н.Арсентьева. - А через сто лет, когда наступила эпоха модерна, фасад был видоизменен по проекту Альберта Бенуа. До 1954-го он оставался в таком виде, пока не решили сделать реконструкцию, после чего на базе Гостиного Двора открыли универсальный магазин. Изначально по плану Деламота на каждом этаже было 148 магазинов. Когда в XX веке Гостиный Двор перестраивали, внутренние залы объединили. А внешний облик вернули к первоначальному. Гостиный Двор имеет четыре линии, которые раньше носили иные названия. Невская была Суконной, Садовая - Зеркальной, Ломоносовская и Перинная назывались Малой и Большой Суровскими - в честь города Сурожа (Судака), откуда привозили колониальные товары. На Суконной линии торговали тканями, там же располагались офицерские магазины и книжные лавки. На Зеркальной - посудой.


Единственная лестница, ведущая на второй этаж Гостиного Двора с улицы

В XVIII веке Гостиный был не только местом торговли, но и клубом по интересам и ярмаркой невест. Его крытые галереи в строящемся городе притягивали публику. До постройки Пассажа в 1848-м Гостиный Двор был элитным магазином. Там торговали дорогими товарами: золотыми и серебряными изделиями, зеркалами, мехами, тканями, фарфором, кружевами, книгами. А вот продукты, кроме чая и кофе, не продавали. Тут были и узкоспециальные магазины: для кормилиц, кучеров, лакеев, лиц духовного звания. В Перинные ряды шли за изделиями из пуха и перьев. Во внутреннем каре располагались оптовые магазины. Малый Гостиный Двор должен был повторять облик Большого Гостиного Двора, там находились лавки с мебелью и интерьерными товарами.


Инструкция по управлению Гостиным Двором хранится в Музее истории купечества

"Молодцы" - так называли гостинодворских зазывал или сидельцев. Они заманивали покупателей в лавки. Зычный голос и терпение - нужно было сидеть весь день у лавки и выкрикивать требуемое - непременные профессиональные требования. Сидельцев и мальчиков звали по имени,  - вспоминает публицист Фаддей Булгарин. А вот приказчиков - по имени-отчеству, причем хозяева предпочитали нанимать холостых приказчиков. Этикет был грубоват: дозволялось схватить потенциального клиента под локоть и увлечь в лавку под уговоры: "Хоть посмотрите, какой у нас товар". Мужика зазывалы называли "купцом", солдата - "кавалером", молоденькую горничную - "умницей". Интересно, что свою карьеру в Гостином Дворе начинали некоторые известные люди. К примеру, будущий актер Алексей Яковлев служил у своего опекуна-купца зазывалой, потом завел собственное дело, но чах в лавке. Чтобы скоротать время, Яковлев декламировал... трагедии. За этим занятием застал его один из директоров Ассигнационного банка, тайный советник Н.Перепечин. Зоркий глаз мецената рассмотрел талант молодого купца, который вскоре оставил торговую службу и стал актером. В 1870-е помощником управляющего бумажным складом, контора которого находилась в Гостином, служил будущий писатель Вс.Гаршин.Торговля в лавках велась весь год, приказчики и купцы не отдыхали и по воскресеньям. Обедать бегали в соседние трактиры. Пили чай вприкуску, или, на языке гостинодворцев, "с угрызением". Окрестные трактиры продавали кипяток для чая. Многие купцы обедали у себя в лавках, а некоторые укладывались после обеда поспать. Проснувшись, отпирали лавки.

Газовое освещение появилось в Петербурге (на Дворцовой площади, Невском проспекте и прилегающих улицах) еще в 1830-е. Введение газового освещения в Гостином Дворе смущало торговцев, поскольку они привыкли работать только до сумерек, к тому же сильно опасались пожаров. В лавках было холодно, ведь вплоть до 1840-х, когда были изобретены относительно безопасные способы отопления и освещения, помещения Гостиного не разрешалось ни отапливать, ни освещать (при этом почти в каждой лавке были выведены дымовые трубы). И для персонала, и для посетителей такие условия были более чем суровы. Малый Гостиный Двор до распространения парового отопления никогда не отапливался. Бытописатель М.Пыляев пишет, что гостинодворцы, чтобы скоротать время, играли в шашки - около каждой лавки стояла скамья, на середине которой рисовали "шашельницу". Хорошая тренировка смекалки и хитрости. В Гостином Дворе в XIX веке было много книжных магазинов. Одним из старейших книготорговцев Гостиного Двора был Яков Алексеевич Исаков - личность легендарная и весьма интересная.


В 12 лет его отец, столяр Охтенских адмиралтейских поселений, пристроил сына мальчиком в лавку Панькова, торговавшего иностранными книгами. Спустя шесть лет, в 1829 году, "мальчик" выкупил лавку у своего хозяина за 1500 рублей ассигнациями. В борьбе с конкурентами Исаков пошел самым простым путем: резко снизил цены на иностранные книги, после чего его лавка не знала отбоя от покупателей. В его магазин наведывались даже Пушкин с князем Вяземским. Бывали здесь и другие литераторы. Кроме того, Исаков открыл при своем магазине библиотеку, а затем стал торговать и русскими книгами. С 1841 года Исаков стал еще и издателем: он издавал детские книги, учебные пособия, книготорговые каталоги, а также атласы Юлиана Симашко, едва ли не лучшие атласы того времени. Но, пожалуй, главное дело его жизни - издание собрания сочинений А.С. Пушкина. Он трижды издавал шеститомное собрание его сочинений. К тому же это именно Исаков в 1858 году вместе с товарищем и секундантом Пушкина на дуэли К.Данзасом отправился на Черную речку. Результатом стала заметка о месте дуэли с приложением точного плана местности. Правда, вышла она в газете "Голос" только в 1880 году. А в 1863 году Исаков издал брошюру "Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина". Неслучайно в 1870-е в переписке двух современников один из них писал другому: "Исакову лет 70. Если узришь его, пади ему в ноги. Он знал Пушкина и пивал с ним вино кометы".


В XIX веке пиар-менеджеров не было, но пиар существовал стараниями журналистов. Вот и Фаддей Булгарин, "поэт лавок", поспособствовал. Он знал гостинодворскую жизнь изнутри и подношениями купцов не брезговал. Потому его фельетоны о Гостином, мягко говоря, флюгерные - от мадригалов до филиппик. Он написал о магазине купца Исакова в Гостином Дворе как о "настоящем чуде" и сделал реверанс скромности купца, после которого читатель должен умилиться и немедленно отправиться в его лавку: "Вообразите, что он до сих пор даже не хотел пустить объявление в свет о своем магазине". В 1840-х годах управляющим у Исакова был еще один легендарный книготорговец и издатель - Маврикий (Болеслав Мауриций) Осипович Вольф.


В 1853 году он уже создал свою фирму - "Универсальную книжную торговлю М.О. Вольфа". Магазин этого купца второй гильдии располагался правее лавок Исакова, почти у центрального входа в Гостиный Двор. М.Вольф, которого Н.Лесков называл "царем русской книги", был крупнейшим петербургским книготорговцем и издателем. Первую же изданную им в 1853 году книгу, "Общедоступную механику", ждал небывалый успех. Вскоре издатель обзавелся собственной типографией, а затем и словолитней. Чуть позже открыл свой магазин в Москве. Нельзя обойти вниманием и другую сторону издательской деятельности Вольфа: в 1861 году он начал выпускать журнал "Вокруг света", с 1863-го - ежемесячные "Библиографические известия" и детский журнал "Забавы и рассказы". В 1864 году приступил к изданию журнала "Заграничный вестник". Он издавал ежемесячное издание "Картинные галереи Европы", организовал журнал для семейного чтения "Задушевное слово". А в 1870 году начал выпускать справочную газету, где печатались афиши, реклама и объявления о работе. Во второй половине 1870-х годов у Вольфа в Суконной линии происходили регулярные собрания литераторов, известные в мемуарной литературе под наименованием "почти-клуб" или "Маврикиева каморка". Здесь собирались Лесков, Гончаров, Григорович, Салтыков-Щедрин, Майков, Полонский, Минаев, Случевский. Во время своих приездов в Петербург почти непременно заходили Островский, Писемский, Мельников-Печерский. Как-то раз появился даже Катков. Бывал в "почти-клубе" и Достоевский. О том, что после возвращения из-за границы в 1871 году Достоевский комплектовал свою библиотеку, приобретая книги в том числе и в магазине Вольфа, свидетельствует в своих мемуарах его жена, Анна Григорьевна. Она упомянула, как однажды в рождественскую ночь ее муж "похвалился <...> новой, сегодня купленной у Вольфа книгой, очень для него интересной, которую собирался ночью читать". Федор Михайлович заходил в магазин Вольфа не только как покупатель. В 1870-е годы между Достоевским и Вольфом установились деловые отношения: в "Универсальной книжной торговле" в Суконной линии Гостиного Двора продавались "Бесы", "Идиот", "Записки из Мертвого дома", позднее - "Дневник писателя" и "Братья Карамазовы". 

Быт и нравы гостинодворцев весьма колоритно воссоздает очерк "Гостиный Двор", написанный Ф.Булгариным в 1843 году. "Слово "рынок" на гостинодворском языке уничижительное - кустарный товар или попорченный", - объясняет Булгарин. И пишет: "Только начинающие или те, которым не посчастливилось "расторговаться" (что на гостинодворском языке означало "разбогатеть"), сосредотачивают все свое имущество в двух лавках. Настоящие аристократы Гостиного Двора почитают лавку свою только вывескою образцов товаров, а дела ведут на стороне". Гостиный Двор в прямом смысле ярмарка тщеславия, где провинциальная барыня с претензиями вмиг становится добычей хищных лавочников. Типичную ситуацию описал Булгарин, а читатель, помнящий современные рынки 1990-х, возможно, заметит сходство коммерческого стиля. "Только для вас", "такого товара нет в целом ряду-с", - услужливо жужжат мальчишки, а приказчики обступают и водят вокруг нее хороводы. И выйти из маркетингового дурмана без покупки сложно. Цена сбита, и покупательница рада, но не догадывается, что барыш купца - 50 процентов, притом, что ее обмерили на полтора аршина. И все потому, что барыня выбрала лавку, где принято торговаться, не представляя себе иного стиля торговли. Купцы, видя опытного покупателя, в подобные игры с ним не играли.

В 1846 году писатель Егор Расторгуев издает "Прогулки по Невскому проспекту". "Снаружи он полон богатств. Но высшая и богатая публика мало его посещает. Петербургские господа и госпожи приезжают сюда только по расчетам экономии". Расторгуев писал, ссылаясь на булгаринскую "Северную пчелу" 22 марта 1844-го, что лучшие магазины Невского находятся на солнечной (то есть левой, если смотреть от Адмиралтейства) стороне Невского. Гостиный 0 на правой. Мемуарист сокрушается снобизмом дам, которые гонятся за иностранными товарами и конфузятся признаться, что вещь куплена в Гостином. Расторгуев убежден: многие товары отечественных фабрик не уступают по качеству заграничным. Он критикует дедовские обычаи торговли: заманивать покупателя в темную лавку, чтобы он не смог рассмотреть товар, запрашивать втридорога, а потом вопреки божбе отдавать товар ниже цены, будто бы себе стоящей. Показывать хороший товар вместе с худым, подменять хороший худым, выдавать русское за иностранное и т.д.

Музей истории купечества Санкт-Петербурга и России размещается в здании, построенном в 1869 году специально для комитета по управлению Большим Гостиным Двором и Перинной линией. Здесь проходили заседания и располагался гостинодворский староста. В комитет выбирали трех самых уважаемых купцов - на три года с правом дальнейшего переизбрания. Гостинодворским старостой был, как правило, разорившийся купец, работал он за зарплату. В его подчинении была артель из 50 сторожей. Принимали сюда только тех, кто имел билет проживания в Петербурге. Учитывая, что в Петербурге было 20 процентов постоянного населения, остальные - приезжие, отбор был строгим.

   
Лестница в храм Серафима Вырицкого и музей. Храм Серафима Вырицкого. Колокола храма Серафима Вырицкого, вид на Академию музыки Е.Образцовой

К 300-летию Петербурга сделали выставку, посвященную купечеству города, Решили создать музей истории купечества. С музеем открыли храм Серафима Вырицкого в этом же здании в 2014-м. В Гостином Дворе своей церкви никогда не было, но дело в том, что здесь начинал свою трудовую деятельность в одной из лавок Василий Николаевич Муравьев, который станет почитаемым в Петербурге святым - Серафимом Вырицким. Он родился в 1866 году в Ярославской губернии, в 9 лет остался сиротой. Его привезли в Петербург. Начав с мальчика на побегушках, он сделал удивительную карьеру. В 17 лет стал первым помощником хозяина - старшим приказчиком в пушной лавке. Хозяин предложил молодому человеку стать компаньоном, а у того были свои планы на жизнь: он хотел уйти в монастырь, но духовник сказал, что его место в миру. Василий женился, начал свое дело. К концу XIX века стал купцом второй гильдии, входил в пятерку самых известных и богатых меховщиков Петербурга. В 1920-м вместе с женой принял постриг. Коммерсанты считают его своим покровителем.
Прикрепления: 5526560.jpg(17.4 Kb) · 0736001.jpg(8.7 Kb) · 0385011.jpg(21.2 Kb) · 3944776.jpg(16.5 Kb) · 9571029.jpg(15.7 Kb) · 6047009.jpg(9.0 Kb) · 7915136.jpg(9.3 Kb) · 9292237.jpg(8.3 Kb) · 0143276.jpg(14.7 Kb) · 4585975.jpg(12.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 29 Авг 2020, 23:42 | Сообщение # 36
Группа: Администраторы
Сообщений: 6132
Статус: Online
    
Фото о. Серафима в Музее истории купечества. Музей истории купечества Санкт-Петербурга и России при Гостином Дворе.

Идея создать музей купечества принадлежит руководству Гостиного Двора. Музей, по сути, отдел Гостиного Двора и занимает два небольших зала. Экспонаты приносили в дар экскурсанты, что-то покупали в скупке. Пока экспозиция скромна. Фарфоровая посуда фабрики братьев Корниловых, швейная машинка, ножи для резки бумаги, обувь, косметика, советские купюры, униформа сотрудников универмага. На стене музея оставлен фрагмент родной кладки здания. Это единственное сооружение того времени, которое было построено по распоряжению Екатерины II без применения дерева.

XX век  Гостиный Двор пережил тяжело. Заколоченные витрины, брошенные во время революции 1917-го лавки. С 1918 по 1922 год, пишет Игорь Богданов в книге "Большой Гостиный двор в Петербурге", торговли в нем не было. Во время Великой Отечественной войны Гостиный сильно пострадал: фугасная бомба разрушила 10 секторов корпуса. В 1942-м из-за попадания зажигательных бомб более недели горели Невская и Перинная линии. Каменные стены выстояли.


Восстановительные работы Невской линии после Великой Отечественной войны

В 1954-м Совет Министров решил на базе Большого Гостиного Двора открыть первый в Советском Союзе внеразрядный универсальный магазин. Реставрировали Гостиный Двор восемнадцать лет. На галереях теперь можно пройти свободно, а в советское время там выстраивались хвосты очередей за дефицитом. Сейчас это представить сложно, как и историю с золотым кладом, который случайно нашли в полу Гостиного Двора во время реконструкции 26 октября 1965 года. Некоторые гостинодворцы не были уверены, что власть большевиков продлится долго, потому схоронили сбережения прямо в лавках. Во время реконструкции Гостиного Двора строители взломали пол в помещении № 87 на углу Садовой и Ломоносовской линий. В одном из кирпичей что-то заблестело. Золото червонное - 8 кирпичей, общий вес которых 128 килограммов. Выяснилось, что до революции в ремонтируемых помещениях находился ювелирный магазин братьев Морозовых, поставщиков двора Его Императорского Величества.

Гостиный Двор многократно отметился в русской литературе. Пригожий Улиян из повести "Лафертовская маковница" Антония Погорельского служил "сидельцем в Суконном ряду". "Денег у него больших нет, зато жалованье получает изрядное, и кто знает, может быть, хозяин когда-нибудь примет его в товарищи!" - шептала о нем соседка влюбленной Маше. Не зря шептала. Цензура запретила в повести "Нос" Гоголя сцену встречи майора Ковалева с Носом в Казанском соборе, где Нос набожно молился. И в прижизненных изданиях эта встреча произошла в Гостином Дворе. А в 1917 году советские издатели по рукописи восстановили пассаж про Казанский собор. Так что Нос - молится, а майор Ковалев в Гостином бегает по лавкам. А вот Агафья Пшеницына из "Обломова" по лавкам Гостиного, скорее всего, ступала степенно - она там башмаки заказывала, что говорит о ее достатке. Герои Достоевского часто наведывались в Гостиный Двор. В повести "Двойник" в первый день событий в Гостиный заезжает Голядкин. Бродит под арками Гостиного Двора Лебядкин в "Бесах"... Гостиный Двор оживал не раз и в поэзии: у Некрасова, С.Черного, О. Берггольц. В советский фольклор Гостиный вошел как "антропологический" герой. На "галёре" вечно толклись фарцовщики, мошенники облапошивали приезжих. 
На галёре облом, а на центре без лоха не купишь 
Кренделей и лимонов, и локти понтуются тонко.
Это цитата из стихотворения Е.Мякишева "Тусовка" 1986 года. "Прямой перевод" примерно такой: "На галерее Гостиного Двора на сей раз продавца наркотиков найти не удалось, а в других известных местах центра города купить желаемое удалось бы только при помощи случайного человека, поскольку только у него нет следов уколов". Смысл в том, что в этих всем известных местах всегда было много милиционеров, которые отлавливали наркоманов, а на галерее Гостиного тусовалось много спекулянтов самого разного рода. Сегодня слово "галёра" мало у кого вызовет ассоциации с Гостиным Двором, который народ по-свойски зовет "Гостинкой". Забыта "стена плача" - длинный забор вдоль Невской линии в 1990-х, возле которой старушки продавали "оппозиционную" прессу и книги. Забора нет, идеологическая уличная торговля подувяла, но не исчезла. А встречи "у Гостинки" по-прежнему популярны.
Мария Башмакова
05.08. 2020. журнал "Русский мир"

https://rusmir.media/2020/08/05/gostiniidvor
Прикрепления: 0756209.jpg(19.2 Kb) · 3875782.jpg(12.1 Kb) · 9220064.jpg(16.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 14 Сен 2020, 13:37 | Сообщение # 37
Группа: Администраторы
Сообщений: 6132
Статус: Online
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ПРОЙДЕТ VII ФЕСТИВАЛЬ ЛЕДОКОЛОВ


19 и 20 сентября в Санкт-Петербурге стартует уникальное событие – VII Фестиваль ледоколов. На набережной Лейтенанта Шмидта и на Английской набережной ледоколы «Санкт-Петербург», «Капитан Зарубин» и «Капитан Сорокин», а также судно ледокольного типа «Невская застава» и легендарный ледокол-музей «Красин» (филиал Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге) станут доступны для посещения всеми петербуржцами и гостями города. Кульминацией фестиваля станет незабываемый вальс буксиров в акватории Невы.
Жители и гости Санкт-Петербурга увидят атомный ледокольный флот, обеспечивающий реализацию стратегической на сегодня задачи всей страны – освоение, развитие и использование потенциала арктических регионов России.  

В рамках фестиваля на два дня знаменитые ледоколы разместятся в акватории Невы и откроют свои палубы, каюты и машинные отделения для посещения. «Фестиваль предоставляет уникальную возможность соприкоснуться с ледовыми богатырями, осознать величие истории нашей страны и мощь отечественного судостроения. С каждым годом посмотреть на парад ледоколов и незабываемый вальс буксиров приезжает все больше туристов. Интерес к мероприятию высок и в этом году. В этом году мы впервые продемонстрируем уникальный талисмана фестиваля – «Ледоколя», который непременно украсит наш праздник и сделает фестиваль брендом событийного туризма в Северной столице», - рассказал председатель Комитета по развитию туризма С.Корнеев.


Торжественная церемония открытия состоится 19 сентября 2020 года в 12.00.
Помимо экскурсий на ледоколы для гостей Фестиваля будет организована концертная и выставочная программы. В расписании – мастер-классы, лектории и кинопоказы. Кульминацией первого дня работы Фестиваля станет вальс буксиров. Акватория Невы превратится в настоящую сцену, на которой зрители увидят уникальный танец самоходных судов, уже ставший визитной карточкой события. Праздник ледоколов завершит свою работу 20 сентября фееричным шоу по мотивам произведения писателя А. Грина – «Бегущая по волнам». Удивительно нежная героиня из легенды о Бегущей по волнам – прекрасная девушка, являющаяся морякам и путешественникам, в этот вечер, в воздухе Петербурга пронесет факел на главную сцену праздника. Этот момент ознаменует собой то, что, несмотря ни на что, за штормом и бурей всегда будет штиль.

Вход на все мероприятия и на все действующие ледоколы - бесплатный. В целях безопасности не допускается посещение детей до 6 лет, а также проход в обуви на высоком каблуке.


       Программа фестиваля:  
Дата проведения: 19-20 сентября 2020
Время проведения: 12:00-20:00
Место: наб.Лейтенанта Шмидта от 14-й линии до 21-й линии ВО 

11:00 – Торжественное построение капитанов в музее-ледоколе «Красин» (19 сентября);
12:00 – Открытие Фестиваля Ледоколов на главной сцене (19 сентября);
12:00-20:00 – Программа на главной сцене «Арктик Фест»:
• Выступления лучших кавер-бендов Санкт-Петербурга (Street-band, Эйза-кавер, Бенедикт кавербэнд, Black Fox, The Kitchers, NevaДА)
• Номера известных танцевальных ансамблей и балет («Белые ночи», ансамбль им. И.О.Дунаевского, «Форте», «Невские зори», «Джаггер»)
• Артисты оригинального жанра: гимнасты, акробаты, каскадёры
• Выступления народов севера («Северное сияние»)
• Зажигательный DJ-Pechkin
• Завораживающие вокалисты (Денис Яковлев, Григорий Туркин, Софья Феськова студия Libercanto, «Вольный голос»)
• Скрипичное шоу «Armonia»
• Битбокс от победителя онлайн битбокс баттлов Макса Малкова
• Хэдлайнеры фестиваля – артисты Ленинград-центра, участники Film Festival BRICS-2016, кубка конфедераций FIFA-2017, New Wave-2018 – Группа «ETNOZAPIL»
12:00-18:00 – Программа на второй сцене «Север Фест»:
• Интерактивная программа от ведущего
• Выступление вокальных коллективов СПб и Ленобласти («Бархат», «Con brio», «Криница», арт-группа «Авокадо»)
• Соло-блок от рэп-исполнителя участника Алых Парусов-2019 – Мэймена
• Мастер-класс по морским бальным танцам (Проект Культура Праздника)
• Танцевальные коллективы СПб и Ленобласти («Diamonds», «Party dance»)
12:00-18:00 – Программа на третьей сцене «Сияние Фест»:
• Интерактивная программа и викторины от ведущего
• Выступления детских вокальных и танцевальных коллективов города («ХИТрюшки», «Голосята», Art-media kids, ансамбль песни и танца им. И.О.Дунаевского, «Невские зори»)
• Выступления артистов оригинального жанра
12:00-20:00 – Кинопоказ «Санкт-Петербург. Дорога в Арктику»:
Фильмы для кинопоказа от:
• Международного фестиваля морских и приключенческих фильмов «МОРЕ ЗОВЁТ!»
• АО «Балтийский завод»
• ПАО «Выборгский судостроительный завод»
13:00-18:00 – Лекторий в музее-ледоколе «Красин»:
Участники лектория – научные сотрудники музея-ледокола «Красин» 
17:30-18:00 – Вальс буксиров в Акватории Невы с видеотрансляцией на главной сцене (19 сентября) 
12:00-20:00 – Выставка «Морские походы»
Открытые экспозиции на наб. Лейтенанта Шмидта и два павильона, в которых представлены интереснейшие экспонаты от главных морских заведений Санкт-Петербурга:
• ВУНЦ ВМФ ВМА им. адм. Н.Г. Кузнецова
• Представительство Ораниенбаумского международного морского фестиваля, Региональная общественная организация Спортивный Клуб "Ораниенбаумское общество любителей парусного спорта"
• Информационный центр атомной энергии
• АО «Балтийский завод»
• ПАО «Выборгский судостроительный завод»
• Представительство Ямало-ненецкого автономного округа в СПб
• Сибирское Землячество СПб
• Издательско-полиграфический комплекс «Гангут»
12:00-20:00 – Мастер-классы «Северные руки»:
• Бисероплетение
• Поделки из меха
• Виды спорта народов севера
• Заарканивание оленя
• Северная роспись
• Куклы заполярья
12:00-20:00 – Игра по станциям «Гардемарины, вперёд!»
Квест проводится в павильоне. Организаторы:
• Музей-макет «Петровская Акватория»
• ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова
• МТК им. адмирала Д.Н. Сенявина
• Морской Федеральный Ресурсный Центр Дополнительного образования детей («Юнги России»)
• Российский Морской Регистр Судоходства
• Информационный центр по атомной энергии Санкт-Петербурга
• Издательство «Маматов»
• Российским Творческий Союз Работников Культуры 
https://visit-petersburg.ru/ru/news/5533/

НАД ФИНСКИМ ЗАЛИВОМ ЗАМЕТИЛИ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ
Необычное атмосферное явление наблюдали и над Ладожским озером.


В Санкт-Петербурге засняли первое северное сияние в этом сезоне. Наблюдать природное явление могли как жители Петербурга, так и Ленобласти в ночь с воскресенья на понедельник. В соцсетях обычных жителей и телеграм-канале астрофизиков Петербурга опубликованы различные фото с долгой выдержкой, на которых видно зеленоватое свечение. Традиционно наблюдать северное сияние туристы ездят в Мурманскую область. Там уже также открылся сезон авроры. Туроператоры надеются, что северное сияние поможет восстановлению отрасли после коронавирусной самоизоляции.Чтобы наблюдать явление, лучше уехать подальше от города и светового загрязнения.
https://saint-petersburg.ru/m/society/newsfeed/374217/

В ПЕТЕРБУРГЕ ХОТЯТ ОСТАВИТЬ ТОЛЬКО ЭСТЕТИЧНУЮ РЕКЛАМУ 
Депутат предлагает проверить все вывески в центре.


В центральных частях Санкт-Петербурга будут проверять рекламные вывески на соответствие эстетическим требованиям. С соответствующей инициативой в городской комитет по градостроительству и архитектуре обратился депутат Заксобрания Денис Четырбок. По его мнению, необходимо осмотреть рекламу, определив ее эстетичность и соответствие регламентам городского благоустройства. Недавно на Невском проспекте состоялось открытие мемориальной доски, посвященной нотариусам, которые работали в годы блокады Ленинграда. Рядом с ней находилась возмутившая горожан слишком яркая реклама столовой. По мнению Четырбока, рекламные вывески не должны быть слишком большими. Кроме того, их нужно привести в соответствие архитектурно-градостроительному облику здания.
https://saint-petersburg.ru/m/society/newsfeed/374113/
Прикрепления: 1505775.jpg(16.7 Kb) · 6185929.jpg(24.0 Kb) · 8552804.jpg(13.9 Kb) · 7800968.jpg(5.0 Kb) · 4563375.jpg(20.0 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 12 Окт 2020, 16:34 | Сообщение # 38
Группа: Администраторы
Сообщений: 6132
Статус: Online
НАЙДЕНЫ ЗАТОНУВШИЕ В XIX ВЕКЕ КОЛОННЫ КАЗАНСКОГО СОБОРА
Две гранитные заготовки для внутреннего убранства Казанского собора, затонувшие в бухте Балтиец в начале XIX века, будут выставлены возле комплекса «Эрмитаж-Выборг».


Как рассказал директор ВЦ А.Костенко, «около десяти лет назад, когда мы обнаружили эти колонны, была большая мечта – привезти их для обозрения наших жителей и гостей Выборга. Несколько раз мы хотели приступить к поднятию колонн. В нынешнем году я подал заявку в местную администрацию на получение разрешения поднять колонны со дна. Затем вынес этот вопрос на рассмотрение в правительство Ленинградской области, где меня поддержали, и началась работа. Кроме самих колонн большую ценность имеет судно, которое их перевозило. Остатки его мы также извлечем из воды, законсервируем и сможем выставлять для широкой аудитории».

Чтобы поднять колонны на поверхность, специалисты используют способ выкатывания. При этом предварительно колонны были расчищены от песка и ила, остатки судна, на котором перевозился гранитный груз, подняты на поверхность вместе с 23 каменными блоками, используемыми для фиксирования колонн на борту баржи. Теперь для транспортировки колонн будут применены металлические ложементы, специально подготовленные под колонны. В адрес комитета по культуре Ленинградской области уже поступило обращение от археологов о включении необычной находки в реестр объектов культурного наследия.

Для внутреннего убранства Казанского собора в Петербурге в 1801 – 1811 годах архитектор Андрей Воронихин использовал 56 колонн из гранита-рапакиви, добытого в каменоломнях на территории мыса Вартиосаари.
Ольга Павлова
07.10. 2020. газета "СПБ Ведомости"

https://spbvedomosti.ru/news....-sobora

В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ ПРЕДСТАВИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ-ГЛОБУС XVI ВЕКА
В Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка одного экспоната.


После реставрации там представлены астрономические часы-глобус XVI века. Очень сложное красивое устройство – одновременно памятник истории астрономии, географии, точной механики, культуры, а также дипломатических отношений между Европой и Россией.
Астрономические часы – одна из самых ранних «механических реализаций» системы мироздания и яркий пример научно-технической революции эпохи Возрождения. Прибор воспроизводит модель Вселенной в соответствии с представлениями, сложившимися в Европе к концу ХVI столетия, и включает в себя самые ранние известные на Руси земной и небесный глобусы. Внутри позолоченного небесного находится сложный часовой механизм. Он вращает глобус так, что можно наблюдать движение звезд, соответствующее их реальному положению на небосклоне. Автоматический календарь показывает год, месяц, число и день недели, а также сопутствующие каждому дню имя святого и зодиакальное созвездие

.Изобретение астрономического глобуса связано с именем императора Священной Римской империи Рудольфа II. Этот правитель не интересовался политикой и экономикой, он собирал картины и скульптуры, увлекался некромантией, алхимией, астрологией. Он застал окончание эпохи Возрождения, когда наука была тесно переплетена с искусством. Ученые писали стихи, художники занимались наукой. В попытке понять устройство мироздания Рудольф объединил усилия ученых, художников и поэтов, собрал коллекцию произведений искусства и научных объектов. В их числе и механический глобус. По его заказу знаменитыми аугсбургскими мастерами Г.Роллем и И. Рейнгольдом был создан этот сложный прибор. Астрономические часы стоили дорого, первый экземпляр обошелся императору в 1200 талеров (при том, что годовой доход дворянина составлял порядка 120 талеров). Неудивительно, что часы-глобус предназначались для особо ценных дипломатических подарков. Всего их было сделано шесть. Два таких прибора император оставил себе, остальные подарил некоторым правителям, в том числе Ивану Грозному. К моменту, когда часы прибыли в Россию, Иван Грозный уже скончался, подарок достался Федору Иоанновичу. Часы хранились в Московском Кремле и позднее были вывезены Петром I в Петербург.

До нашего времени раритет дошел с поломками и деформациями, были утеряны важные детали внешнего оформления. В Эрмитаже часы-глобус стояли на экспозиции, посвященной собранию приборов и инструментов Петра Великого. Впервые реставраторы приложили руки к этому памятнику пять лет назад при подготовке к выставке «Часовое искусство. Часы XVI – XVII веков в собрании Эрмитажа». Тогда помыли корпус, извлекли и запустили механизм. Он неплохо сохранился, потому что находился внутри. Когда выставка закончилась, созрело решение воссоздать утраченные внешние элементы, без которых часы теряли половину своей привлекательности: прежде всего изображения Солнца и Луны, перемещающиеся на фоне звездного неба. В музейных коллекциях Дрездена и Лондона с сохранившихся аналогичных приборов сняли замеры, по ним восстановили утраты. Первоначальный облик памятнику возвращали специалисты лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа при участии коллег из лабораторий научной реставрации мебели и драгоценных металлов.

В мире сохранилось шесть астрономических часов-глобусов, эрмитажный теперь самый полный и единственный, который работает. Он займет место в постоянной экспозиции музея, будет демонстрироваться в разобранном состоянии, чтобы посетители смогли оценить красоту и совершенство работы мастеров XVI века.
Людмила Емельянова
07.10. 2020. газета "СПБ Ведомости"

https://spbvedomosti.ru/news....vi-veka

ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ ПУТИЛОВУ ОТКРЫЛИ НА ПРОСПЕКТЕ СТАЧЕК


10 октября в сквере у Кировского завода в Петербурге открыли памятник его основателю - инженеру Н.Путилову в честь 200-летия со дня его рождения. Николай Иванович приобрёл здание разорившегося завода в 1868 году на окраине Петербурга. За несколько лет он превратил его в процветающую металлургическую компанию. Она стала крупным поставщиком рельсов для отечественных железных дорог, а позже – боеприпасов, пушек и вагонов.
Его бронзовое изваяние установили на высокий гранитный постамент. Монумент создал скульптор Константин Гарапач.
газета "Вечерний Петербург"

https://vecherka.spb.ru/?p=16384
Прикрепления: 1864497.png(69.5 Kb) · 5265318.jpg(16.7 Kb) · 1172266.jpg(23.9 Kb)
 

Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » ИНТЕРЕСНЫЙ ПЕТЕРБУРГ
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск: