Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » О других интересных событиях » У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ! (122 года со дня рождения...)
У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!
Валентина_КочероваДата: Вторник, 03 Окт 2017, 08:40 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5251
Статус: Offline

(при просмотре нажать на картинку)



У Есенина День рождения!
Это осени добрый привет.
У Есенина День рождения!
Поздравляем, тебя, поэт!

Твои песни живут в народе,
Их душевно у нас поют.
А стихи неподвластны моде -
Сквозь столетие узнают.

Плач души, словно плач тальянки,
И ранимость, и нежность строк.
Душу вывернув наизнанку,
Так сказать только ты лишь смог!

Е.Леонова
Прикрепления: 2982475.gif(1615Kb) · 8967853.jpg(55Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Вторник, 03 Окт 2017, 09:13 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5251
Статус: Offline
ПАСТУШОК С КЛЮЧАМИ ОТ ВСЕХ ДВЕРЕЙ



«В русской литературе за последнее время произошло невероятнейшее отупение. То, что было выжато и изъедено вплоть до корок рядом предыдущих столетий, теперь собирается по кусочкам, как открытие. Художники наши уже несколько десятков лет подряд живут совершенно без всякой внутренней грамотности. Они стали какими-то ювелирами, рисовальщиками и миниатюристами словесной мертвенности», — эти хлесткие, но справедливые слова, которые читаются так, как будто написаны вчера, — отрывок из религиозно-философского трактата «Ключи Марии». Он вышел в свет в 1918 году. Автор — Сергей Есенин.

Да, тот самый. Не однофамилец. Никакого совпадения. В ключевой работе поэта, со дня рождения которого мы празднуем 122 года, изложена одна, но очень простая мысль. В 2017-м она уместна так же, как 99 лет назад.

Со школы Есенин памятен по двум образам — «пастушок» («Пахнет яблоком и медом / По церквам твой кроткий Спас. / И гудит за корогодом / На лугах веселый пляс») и «хулиган» («Я такой же, как вы, пропащий, / Мне теперь не уйти назад»). Лирический герой, которого всегда принято отделять от автора, в случае с уроженцем села Константиново максимально сближался со своим создателем. И в вышитой рубахе поэт ходил, и в столице кутил — словно бы специально для того, чтобы читатель не усомнился ни на секунду: «писал, как и жил». Позволим себе не поверить в это.

В «Ключах Марии» сказано о деревне вот что: «Хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня. Мы не будем скрывать, что этот мир крестьянской жизни, который мы посещаем разумом сердца через образы, наши глаза застали, увы, вместе с расцветом на одре смерти. Он умирал, умирал, как живое существо, умирал, как выплеснутая волной на берег земли рыба». Для Есенина в деревне важна тайна, а в его «крестьянской лирике», кажется, никакой загадки нет. «Покраснела рябина, / Посинела вода. / Месяц, всадник унылый, / Уронил повода», — понятно и школьнику, удобно для того, чтобы написать сочинение о природе или зафиксировать в ЕГЭ ответ на вопрос: «Каким приемом пользовался автор?»

Но тайна существует, и Есенину она была ведома. Трактат поэта посвящен тому, что в России сложились и параллельно развивались две культуры: книжная и народная. Первая могла быть более или менее удачной, интересной и неожиданной, или, наоборот, превратиться в миниатюры «словесной мертвенности». Вторая оставалась непознанной, запечатленной в крестьянском орнаменте, художественных образах и символах (таких, например, как «коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца, цветы на постельном и тельном белье»).

Революция, обозначившая начало перехода самого Есенина к новой, городской лирике, казалась ему возможностью соединить две части разорванной культуры: «Человеческая душа слишком сложна для того, чтоб заковать ее в определенный круг звуков какой-нибудь одной жизненной мелодии или сонаты. Во всяком круге она шумит, как мельничная вода, просасывая плотину, и горе тем, которые ее запружают, ибо, вырвавшись бешеным потоком, она первыми сметает их в прах на пути своем. Так на этом пути она смела монархизм, так рассосала круги классицизма, декаданса, импрессионизма и футуризма, так сметет она и рассосет сонм кругов, которые ей уготованы впереди», — это снова «Ключи Марии», долгий рассказ о тех силах, которые вырывались сто лет назад на свободу, чтобы вернуть народу возможность говорить и творить.

Есенин-поэт — в отличие от многих современников, которые любили сложную игру в слова, — потому так стремился к убедительности, что видел драматический разрыв между немыми людьми и болтливым не по чину искусством. Он не верил в то, что просвещенный крестьянин «Белинского и Гоголя с базара понесет», но знал, какие нужны слова, чтобы с базара принесли его стихотворения. Все, что может быть спето, должно быть спето. То, что стоит сказать просто, нужно говорить просто. Это — техника. Суть в том, что к читателю придется обращаться напрямую, без скидок на его образование и положение. Существуют сюжеты, которые снимают все различия, в том числе и самое главное — временное.

«Предначертанные спасению тоскою наших отцов и предков чрез их иаковскую лестницу орнамента слова, мысли и образа, мы радуемся потопу, который смывает сейчас с земли круг старого вращения, ибо места в ковчеге искусства нечистым парам уже не будет. То, что сейчас является нашим глазам в строительстве пролетарской культуры, мы называем: «Ной выпускает ворона». Мы знаем, что крылья ворона тяжелы, путь его недалек, он упадет, не только не долетев до материка, но даже не увидев его, мы знаем, что он не вернется, знаем, что масличная ветвь будет принесена только голубем — образом, крылья которого спаяны верой человека не от классового осознания, а от осознания обстающего его храма вечности», — так завершаются «Ключи Марии, и сегодня, когда нет уже ни пролетарской культуры, ни классового сознания, стихи Есенина остались.

Почему? Только лишь потому, что они — о любви или Родине, природе или душе поэта? Вряд ли. Об этом писали и до, и после Есенина, который оставил после себя множество подражателей и эпигонов. Они вошли в открытую «Ключами Марии» дверь, подарив литературе бесконечные строки о березках и пажитях, запое и материнской любви, неказистом быте и душе.


С.Есенин (в третьем ряду третий справа) в группе учеников и преподавателей Спас-Клепиковской второклассной учительской школы. 1911г.

Автор «Черного человека» понятен до сих пор потому, что та пропасть, о которой он писал, никуда не исчезла, и Есенин — словно мост между так называемой «высокой культурой» и народным самоощущением. Кажется, будто бы поэт — это отдельная от народа единица, но в подлинном смысле стихотворчество — лирическое выражение коллективного переживания, притворяющегося личным, чтобы не было так горько. Темы могут меняться (скажем, о смерти деревни сейчас не говорит почти никто), но интонация неизменна: чистая, есенинская. Ее мы найдем и у Владимира Высоцкого, и у Венички Ерофеева, и у Саши Соколова — таких разных, но говорящих об одном и том же гениев.

Позапрошлый век, когда литература была уделом дворян, не знал трудностей перевода словесности на язык читателя: Пушкина или Тургенева любили, но то было принятие в круг своих. Какой крестьянин поспорил бы о персонажах романа «Рудин»? Какой мещанин узнал бы себя в «Маленьких трагедиях»? Есенин полагал, что новое искусство, которое придет вместе с революцией, должно дать автору бесконечно растущую аудиторию, а тому, кто берет в руки книгу, — ощущение того, что говорят именно с ним, о его бедах, о его мыслях, его словами.

Отчасти так и вышло. На короткий срок. Затем времена снова и снова изменились, чтобы круг окончательно замкнулся, и мы оказались бы снова в бесконечно вязком времени, когда «потребитель культуры» смотрит ролики на YouTube, а люди искусства превратились в «рисовальщиков». Это касается не только литературы, но и кино, и живописи.

Поклонники Есенина, к сожалению, ошибаются, полагая, что поэт до сих пор актуален в деталях и не видят, что угадал он в сути. Частности изменились, соль осталась. Она состоит в том, что народ и культура живут словно бы порознь, соприкасаясь иногда во время какого-нибудь громкого скандала. Конечно, трудно сегодня говорить о том, что нация — это петухи на окнах или рушники: в многоэтажках, где мы все в основном и живем, давно стоят стеклопакеты, а полотенца покупаются в ближайшем магазине. Но это не означает, что рана, о которой пишет Есенин, не болит. Просто пока некому объяснить, в чем суть народной культуры сегодня, какова она, чем говорит.

Современное искусство, занятое или душевными травмами художника, или эксплуатацией старых, еще советских, приемов, или перечислением вечных тем под сериальную сурдинку, иногда случайно попадает в нерв эпохи, но почти никогда не задевает глубинных, подлинных, народных чувств. Последний, кто приблизился к описываемому методу максимально, был Алексей Балабанов, снявший «Брат 2», — фильм о том, как скитается человек и не может найти пристанища, хотя точно знает, кто он и зачем здесь. В этом кино звучит та самая, есенинская, неподдельная нота — искреннего внимания к тому, о чем говорит народ, и желания говорить с ним вместе.


худ. А.И. Коренцов

А сам Есенин — сколько ни восхваляй его лубочно за «березки», сколько ни критикуй за кудри — никуда не денется. Он совершил одно из самых важных открытий в русской литературе за все время ее существования — разрыв между национальной культурой и высоким искусством преодолим. Такое не забывается.

Михаил Бударагин

28.09. 2017. газета "Культура"

http://portal-kultura.ru/article....-dverey
Прикрепления: 8112376.jpg(25Kb) · 0451179.jpg(29Kb) · 2539018.png(167Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Вторник, 03 Окт 2017, 09:26 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5251
Статус: Offline
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: "ЧЕРЕЗ ВОСЕМЬ ЛЕТ МЫ УЗНАЕМ ЗАСЕКРЕЧЕННУЮ ПРАВДУ О ЕСЕНИНЕ"



Музей поэта обещает перевернуть представления о нем

Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года – 122 года назад. Дата не круглая, но в этом году день рождения поэта в Государственном музее С.А. Есенина отметят сенсацией: сотрудники подготовили экспозицию из вещей, которые были спутниками поэта в американском турне, и которые стали свидетелями первых симптомов внутреннего разлада, приведшего Есенина к гибели.

«Да, я вернулся не тем. Много дано мне, но и много отнято. Перевешивает то, что дано», – говорит Есенин в своих записях из Америки, получивших при публикации название «Железный Миргород». Безграничный океан и здания на берегу, заслонившие горизонт, почти упирающиеся в небо, и за ними происходит «что-то такое великое и громадное, что дух захватывает». Каждое новое впечатление – от «старинной усадьбы Европы» до парохода «Париж», на котором Есенин со своей возлюбленной Айседорой Дункан прибывает в Нью-Йорк, – делает поэта иным.

«Америка внутри себя не верит в Бога», – удивлённо констатирует Есенин, дополняя свой тезис образом человека на Бродвее, человека, который залит электрическим светом, который немеет перед «беспощадной мощью железобетона». Может быть, именно в эти моменты «танец электрической Терпсихоры» оказывает на душу «крестьянского» поэта настолько сильное влияние, что его «сказочное» представление о мире, культуре, цивилизации раскалывается и обретает более суровые очертания.

Директор московского музея Есенина Светлана Шетракова убеждена, что именно в период путешествия по Америке произошёл надрыв в душе и перелом в судьбе поэта, который в 1925 году привёл его к гибели.

— За последние два года были сделаны открытия о жизни и творчестве поэта, которые способны перевернуть привычное представление о нём. Скоро будут впервые обнародованы уникальные вещи, которые ранее не были продемонстрированы широкой публике.- рассказывает «МК» директор музея. - Очень интересные экспонаты связаны с одним из самых загадочных и мало отраженных в кинематографе периоде жизни поэта – с 1921 по 1923 годы. На это время как раз приходилось знакомство и короткий брак поэта с балериной Айседорой Дункан. Это время, когда поэт вместе со своей супругой отправились почти на полтора года в путешествие по Западной Европе и Америке»,

Помимо презентации «сакральных» предметов, в день рождения поэта в музее Есенина пройдёт и ещё одно символическое действо: официально заработает проект «Есенин-центр». Его художественный руководитель, режиссер и актер Театра на Таганке Влад Маленко (а теперь возглавляет поэтический театр), поясняет, что одна из площадок музея в переулке Чернышевского была отреставрирована специально для создания поэтического центра.

Именно здесь в 15.00 откроется арт-проект «Рязань, я люблю тебя!», где современные художники представят взгляд на образ Есенина из разных городов России. Новые образы поэта, получившие на выставке кодовое название «Есенин NEW», обязаны своим появлением своеобразным техникам живописи: поп-арт, декоративный символизм, примитивизм, урбанистическая графика, полигональная живопись. Поэт, так сильно интересовавшийся экспериментами над формой и содержанием, исповедовавший «громадину-образ, образ без всякого подобия», наверняка был бы впечатлен.

Тем, для кого живописных образов в этот день окажется недостаточно , в 16.00 в «Есенин-центре» представят два фильма по произведениям поэта – «Сыпь, гармоника! Скука... Скука...» и «До свиданья, друг мой, до свиданья» режиссёра Ивана Оганесова. Кроме того, наиболее активным и юным гостям организаторы предложат попробовать свои интеллектуальные силы в «Арт-лабиринте». И всё это будет посвящено его земле, искусству и истории, в частности, еще одному «часу преображения» в жизни Есенина – революции.

Об Октябрьской революции 1917 года Есенин пишет много, «мешает действительность со сказкой», как трезвонят о нем «Петроградские ведомости». В газетах поэта называют приспособленцем, затем сам он пишет о себе как о «дезертире», а после и вовсе раззадоривается и становится «певцом революции» наравне с Блоком времён «Двенадцати» и Маяковским с его «Левым маршем». Рукописи, поэтические сборники и автографы нового смутного времени музей Есенина также покажет зрителям в день рождения поэта в рамках выставки «Революция на земле и на небесах», открытой к столетию Октябрьской революции.

Кроме того, «МК» узнал, как день рождения поэта будет отмечать Сергей Безруков, посвятивший поэту более 20 лет своей актёрской карьеры.

– Сергей Витальевич, в последние годы день рождения Сергея Есенина всегда был ознаменован яркими событиями с вашим участием, какие планы в этом году?

– Я буду играть в этот день спектакль «Хулиган. Исповедь» на сцене Московского Губернского театра. Для меня это традиция – в этот день выходить на сцену. Читать стихи Сергея Есенина. Мне кажется, это правильно, – отмечать таким образом день рождения поэта.

Помнится, я в этот день 4 года назад устраивал большой флэшмоб на Тверском бульваре у памятника Есенину. Тогда было очень много молодежи, которые читали Есенина нон-стоп вплоть до самого вечера. Я начал этот флэшмоб и потом ушел читать Есенина в Кремль – играть свой спектакль «Хулиган. Исповедь», 6 тысяч зрителей в Кремлевском дворце слушали Есенина. Еще одно важное для меня событие было 2 года назад, когда праздновали 120 летний юбилей поэта – тогда состоялся благотворительный спектакль «Хулиган. Исповедь» на родине Есенина, в селе Константиново. Была построена сценическая площадка под открытым небом, и там собралось около 5 тысяч людей на празднование юбилея Есенина, весь берег Оки был в зрителях, которые слушали стихи.

– Открыли ли вы для себя за эти годы какие-то новые детали его биографии? Исследователи все еще бьются над загадкой его смерти, сложилось ли у вас окончательное представление о его судьбе?

– Честно говоря, я уже отчаялся бороться за то, чтобы расставить все точки над «i» в расследовании гибели Есенина. Единственное, я жду наступления 2025 года – надеюсь, доживу до этого времени, осталось не так много. Через 8 лет исполнится 100 лет со дня смерти Есенина. 100 лет – это срок давности, после которого многие документы и дела, находящиеся под грифом «секретно» могут быть обнародованы. Надеюсь, это произойдет, – вот тогда мы и узнаем всю правду.

– Ваша судьба много лет связана с поэтом, как изменился ваш взгляд на его личность?

– Конечно, с возрастом многое переосмысляешь. Когда я впервые сыграл Есенина, мне было 22, я был младше его. Сейчас я его намного старше, ведь он дожил всего до 30 лет, а мне уже почти 44. Меняется, наверное, и то, как я читаю его стихи. Я взрослею, и, конечно же, взрослеет и сама поэзия Есенина. В его стихах, особенно ранних, присутствует такая мальчишеская бравада. Но у меня уже опыт зрелого мужчины, и этого не спрячешь – надеюсь, от этого сочетания есенинские стихи приобретают уже более «взрослое» философское звучание, – может быть, об этом, конечно, судить зрителю. Но в то же время остается абсолютное ощущение нестареющих стихов.

Одна из тем его творчества – это стихи о родине, причем искренние, без всякого пафоса и модного нынче квасного патриотизма. И хотя его поздним стихам уже без малого сто лет, они звучат очень по-живому и по-прежнему «попадают» в нас, сегодняшних. По тому, сколько молодежи я вижу на спектаклях, можно сделать вывод, что Есенин очень любим, он, если так можно выразиться, «в тренде», его любят читать, слушать. Он близок молодежи, в отличие от других замечательных поэтов того времени, – возможно, потому что навсегда останется молодым.

— Ваш театральный и телевизионный образ Есенина все-таки тяготеет к XX веку. Но каким бы был Есенин, если бы родился через сто лет, не в 1895, а в 1995? Не кажется ли вам, что образ трогательного и лиричного хулигана не вписался бы в современность? Или наоборот?

– Я думаю, что хулиганов любили во все времена, к ним было пристальное внимание. Смелые и открыто выражающие свои эмоции люди всегда взывали восхищение. Любые скандалы, в том числе в наше время, всегда воспринимаются как яркое культурное событие. Поэтому, я думаю, что Есенин с его такой яркой харизмой вписался бы в любое время. Потому что мы живем в России, а у нас всегда любили таких отчаянных, ярких.

Ольга Жаданова

2 октября 2017. МК

http://www.mk.ru/culture....ne.html
Прикрепления: 6631787.jpg(15Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Вторник, 03 Окт 2017, 20:48 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5251
Статус: Offline
Только что вернулась с Ваганьково с совершенно чудесными впечатлениями: постаралась закрыть дачный сезон к этому дню. В этом году даже погода не подвела: весь день было безветрено и совсем не холодно. Несмотря на рабочий день уже с самого утра к Есенину шли люди и так продолжалось до самого закрытия кладбища. Уже пришла охрана, а народ никак не расходился и в вечерней тишине все звучали и звучали есенинские стихи. Сколько же было народу... и сегодня у могилы Сергея Есенина можно было изучать географию нашей необъятной страны. Но что больше всего порадовало: с каждым годом поклониться Есенину, послушать его стихи или же (как мне сегодня сказал один юноша) просто постоять у его могилы, отдавая дань его памяти, приходит много молодежи. Причем, некоторые выходят и читают его с такой трогательной любовью: простите, но если восемнадцатилетняя девчушка с таким вдохновением читает "Исповедь хулигана", то это говорит о многом...И все это настолько радует:значит, сколько бы лет ни прошло, сколько бы не сменилось поколений - к Есенину никогда не зарастет народная тропа...
 
Форум » Размышления » О других интересных событиях » У ЕСЕНИНА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ! (122 года со дня рождения...)
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz