[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » ЧИНГИЗ ОСМАНОВ: “ В МУЗЫКЕ ДИКТАТ НЕВОЗМОЖЕН” (06.06. 2017. ClassicalMusicNews.Ru)
ЧИНГИЗ ОСМАНОВ: “ В МУЗЫКЕ ДИКТАТ НЕВОЗМОЖЕН”
Валентина_КочероваДата: Пятница, 12 Янв 2018, 10:50 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6940
Статус: Offline
ЧИНГИЗ ОСМАНОВ: “ В МУЗЫКЕ ДИКТАТ НЕВОЗМОЖЕН”


Скрипач-виртуоз, выпускник Санкт-Петербургской Консерватории, ученик и аспирант профессора М.Гантварга, лауреат международных конкурсов, сегодня Чингиз Османов - приглашенный концертмейстер Санкт-Петербургского ГСО и преподаватель консерватории. Один из солистов ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга», которым руководит М.Гантварг, Ч.Османов стал основателем собственного камерного оркестра «Симфониетта Санкт-Петербург». Недавно «Симфониетта» вернулась из первых зарубежных гастролей в Южную Корею. Гастроли получились недолгими, но очень успешными. Как оценивает их сам руководитель оркестра: «Прошли без сучка без задоринки». О перспективах музыкального коллектива, проектах и планах.

- Чингиз, «Симфониетта Санкт-Петербурга» – это ведь молодой коллектив не только по возрасту музыкантов?
- Первый концерт с «Симфониеттой Санкт-Петербурга» мы сыграли всего 3 года тому назад. А уже сегодня «Симфониетта» выходит на сцены Малого и Большого залов Санкт-Петербургской филармонии, мы участвуем в фестивалях - «Дворцы Санкт-Петербурга», «Серебряная лира» и др. Я думаю, что немалую роль в нашем быстром взрослении сыграло и то, что я сам с 19-ти лет играл в камерном оркестре моего учителя М.Х. Гантварга «Солисты Санкт-Петербурга». И, конечно, мне давно хотелось реализовать собственный проект камерного коллектива, собрать ровесников, талантливых молодых музыкантов, которые хотели бы не просто играть в камерном оркестре, но работать над интересным и сложным камерным репертуаром. Сначала «Симфониетта» появилась как оркестр внутри большого коллектива ГАСО, но в конце концов наш камерный оркестр стал открытым и свободным коллективом, своеобразным муз. содружеством: на свои концертные программы мы можем приглашать и музыкантов из др. оркестров и муз. коллективов, и даже талантливых студентов консерватории.

- Традиционно поклонники камерной музыки, в том числе петербургские, на концертах камерных оркестров привыкли к классическому репертуару, а ваши программы отличает смелость репертуара…
- Мы не стремимся сделать специально наш репертуар сложным. В общем-то, для многих европейских камерных оркестров такой репертуар, как наш, скорее всего, считали бы среднестатистическим, обычным. Другое дело, что те же «Метаморфозы» Р. Штрауса или «Просветленная ночь» А.Шенберга, которые есть в нашем репертуаре, на петербургской сцене очень редко можно услышать, поэтому, наверное, такая музыка у нас кажется уникальной и сложной. Может быть, в этом одна из наших задач - сделать такую музыку для петербургского слушателя не менее знакомой, чем Вивальди.

- Но на свои первые гастроли, в Южную Корею, «Симфониетта» все-таки привезла именно русскую классику?
- Во-первых, это было одним из условий корейской стороны: мы выступали на корейском муз. фестивале «Русские вечера», который проходил в г. Инчхоне. И в этом году программа была очень академична. Конечно, было очень много музыки Чайковского. Мы включили в программу Арию Ленского из «Евгения Онегина» в версии Ауэра и переложении С.Драбкина, музыканта «Chello квартета», для струнного ансамбля и скрипки соло и его же переложение Ноктюрна №19 Чайковского для виолончели и струнного ансамбля, а также классические произведения Чайковского, такие как струнная серенада и «Воспоминания о Флоренции». Фестиваль проходил в  на 3-х необычных площадках: в огромном зале КЦ на 1800 мест, в пещере Гвангменг, где когда-то добывали драгоценные камни, а теперь открыли концертно-развлекательный комплекс. Там, кстати, было невероятно интересно играть, но так холодно! А зал КЦ в Инчхоне поразил нас своей великолепной акустикой, несмотря на его почти стадионный размер. Первый же концерт наших гастролей проходил в бальном зале отеля «Мейфилд», расположенного в живописной парковой зоне, и выступали мы там, буквально сойдя с трапа самолета. Справились: «Симфониетта» - это ведь содружество молодых музыкантов. А на этих гастролях в составе нашего камерного оркестра были и приглашенные музыканты: А.Абухович из Владивостока, В.Белов, перкуссионист, который сейчас является музыкантом одного из камерных оркестров Финляндии. Он, кстати, на одном из корейских концертов на бис исполнял «Трепак» Чайковского на ксилофоне. Бис, между прочим, был незапланированный, третий, по настойчивой просьбе публики. Пришлось перкуссионисту сначала принести на сцену свой немаленький инструмент, а потом с блеском отбисировать. Получилось не только музыкально, но и театрально.

- Принимали вас в Корее, судя по всему, восторженно, а чем вас удивил корейский слушатель?
- Я не впервые приезжаю в Южную Корею, и что меня поражает в муз. культуре этой страны, – это, во-первых, качество муз. культуры: корейцы, даже не музыканты, очень хорошо разбираются в исполнительском мастерстве, очень ценят качество исполнения. А во-вторых, меня поражает их муз. просвещенность, огромное желание знать чужую культуру. Многие ли из нас знают корейскую музыку? Единицы. А вот в Корее все разбираются в европейской музыке. И это, несомненно, вызывает уважение. «Симфониетта» корейцам понравилась, нами заинтересовались и приглашали приехать еще. Для нас это внимание сейчас важно: сегодня для нашего коллектива наступает своеобразный момент истины: мы 3-й год фактически сами являемся спонсорами собственного коллектива и пока существуем, как говорят, «в ноль». Конечно, у нас уже появились и поклонники, среди которых есть даже спонсоры, нас иногда поддерживает государство. Но большинство проектов и концертов мы проводим на собственном энтузиазме и за собственные средства.

- И какими вы сегодня представляете перспективы своего камерного оркестра?
- Музыка - это, к счастью, очень большой мир. Каким и где будет наше место в этом мире, я пока не знаю. Может, нам вообще надоест играть вместе - и мы разбежимся, а может, нас ждет интереснейшее будущее. Тут, как в воспитании ребенка: главное, чтобы он оставался ребенком. Поэтому я не требую и не жду очень многого от «Симфониетты», но я понимаю: профессиональный уровень музыкантов, которые работают в этом коллективе, сегодня очень высокий и у нас очень большие возможности.

- О статусе госоркестра вы не задумывались?
- Нет, потому что мы, наверное, слишком дорожим сегодня независимостью в нашей концертной политике, в выборе программ, состава оркестра, площадок. Мы живем собственными идеями. В госоркестре придется жить планами и отчетами. А идей у наших музыкантов сегодня очень много, и я стараюсь все эти идеи услышать, осмыслить. Мы вместе обсуждаем репертуар, программы…

- Значит, в руководстве оркестром вы не диктатор?
- Разве в музыке может быть диктат? Это не тот случай - здесь диалог нужен. Я помню, наши музыканты предложили потрясающую, невероятную идею - сыграть все 6 Бранденбургских концертов Баха в одной программе. И уровень, и особенности состава «Симфониетты» такие, что с этой почти невероятной для одного камерного оркестра программой мы бы справились! Увы, но тогда не нашлось площадки для этого проекта.

- А вообще, площадки, на которые вас приглашают бывают необычными?
- Конечно, бывают. Например, в прошлом году мы выступали, по приглашению Эрмитажа в Меншиковском дворце, выступали на вручении петербургской премии «Музейный Олимп» в Главном Штабе опять-таки Эрмитажа. Но для нас, как для петербургского оркестра, конечно, невероятно ценно, когда нас приглашает Санкт-Петербургская филармония: в прошлом сезоне, например, мы в Малом зале исполнили Восьмой квартет Шостаковича в переложении Стасевича в обработке для струнных и литавр и «Метаморфозы» Штрауса. Тогда солировал на литаврах В.Белов. Кстати, исполнения этих произведений совпали с юбилейной датой начала ВОВ. Но мы даже не задумывались об этом специально - просто выбрали сложную, интересную и для петербургской публики непривычную музыку.

- 8 июня 2017 в рамках абонемента «I love оркестр» вы выступаете в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии опять-таки с необычной программой: Моцарт, Стравинский, Банщиков. Концерт Г.Банщикова исполняется с участием автоответчика. Кто, кстати, исполнит эту партию?
- Мы будем сохранять эту интригу до конца. Дело в том, что в партитуре к «Телефонной книге» (именно так называется концерт для камерного оркестра и автоответчика) у Банщикова записан голос на магнитофонной пленке: «Ждите ответа - вы на очереди». Но сегодня я не слышал ни одного автоответчика с таким текстом, поэтому скорее всего эту часть партитуры мы изменим. Например, так: «Ваш звонок очень важен для нас. Наши операторы свяжется с вами в ближайшее время». Надо сказать, во время репетиций мы абсолютно всерьез и в то же время шутя обсуждаем этот вопрос. Но у Банщикова и посвящение к этому произведению необычное: «Посвящается Р.Штраусу, моим друзьям и ленинградской службе такси». Стравинский же у нас в этом году - юбиляр. Так что будем считать, что мы посвятим исполнение его концерта «Думбартон-Окс» юбилею композитора. Прообразом «Думбартон-Окс», кстати, послужили именно Бранденбургские концерты Баха. Начнем же программу «турецким» Моцартом: увертюрой к «Похищению из Сераля» и Концертом №5 для скрипки с оркестром. И что особенно важно для нас в этом концерте: с нами согласился сыграть М. Гантварг. Так что для молодых музыкантов «Симфониетты» это еще и уникальная возможность поработать с таким мэтром на одной сцене. Эту программу наш оркестр готовил для ноябрьского концерта в Малом зале, но нас пригласили в июне. Это, конечно, радует. А для осеннего концерта мы приготовим другую программу.

-  И, конечно, тоже необычную…
- Здесь мы тоже будем сохранять интригу. Но по секрету, только для ваших читателей - это будет музыка М.Вайнберга. Мы часто готовим к концертным программам музыку XX-XXI в., особенно любим ленинградских композиторов. Например, часто ставим в программы музыку Банщикова, Арапова, Салманова, Портнова. Конечно, Шостаковича сегодня считают уже классиком, но он ведь тоже ленинградский композитор. Наверное, это еще одна из задач «Симфониетты» – пропагандировать ленинградскую и петербургскую музыку.

- Но сегодня некоторые считают, что скоро музыку будет не для кого пропагандировать. Говорят, что муз. публика на глазах стремительно стареет…
- Если речь идет о постоянных посетителях концертов - наверное, стареет, а если речь идет о поклонниках музыки - я выступаю в разных проектах и вижу молодых заинтересованных слушателей. Тут главное, чтобы зацепило, чтобы они не скучали на концерте. К счастью, есть универсальные музыканты, которые интересны самой разной публике: например, Назар Кожухарь или Рустик Позюмский, который играет на виоле де гамба и в то же время является прекрасным рок-музыкантом.

-  У вас ведь тоже есть успешный опыт того, как заинтересовать муз. классикой совсем молодую - детскую публику? Расскажите, как развивается ваш проект «Раскрась концерт»?
- Это не просто проект для нас - это настоящий источник радости. Некоторые спрашивают, в чем наш интерес в этой благотворительной программе? А как вы думаете: зачем люди стремятся заработать как можно больше денег? Правильно: затем, чтобы доставить себе как можно больше радости. Так вот этот проект дарит нам столько радости, столько эмоций, столько детских улыбок и смеха, что никакие деньги с этим не сравнятся! Это, если хотите, самый явный путь к счастью. Конечно, дело и в том, что у нас есть фантастический ведущий - Г.Чижов, и в том, что мы каждый концерт стараемся превратить в удивительное путешествие, и, несомненно, в главной идее проекта: дети во время концерта рисуют. Они слушают музыку и при этом заняты - тут некогда болтать с соседом или скучать. И дети приходят на такие концерты и во второй раз, и в третий. Мы этому очень рады. Жаль только, что наш проект уже просто не помещается в зал. Дети ведь приходят еще и с родителями, но и родителей становится с каждым разом все больше. Ну а для нас проект еще и отличная школа: попробуйте сыграть для детей так, чтобы они не скучали! А маленькие слушатели у нас познакомились с такими произведениями, как Октет Мендельсона, Бранденбургским концертом Баха, несколькими концертами Вивальди. Сложная музыка? Но вот что удивительно: им, детям, вся эта музыка только в радость!

- А детские рисунки сохраняете?
- Кто-то уносит картинки с собой, кто-то дарит нам. И мы сегодня уже готовы сделать из этих рисунков мультфильм. Вот только время бы найти и для этого замечательного дела!
Беседовала Ирина Тарасова
http://www.classicalmusicnews.ru/interview/chingiz-osmanov-2017/
Прикрепления: 5388538.png (59.2 Kb)
 

Форум » Размышления » О других интересных или важных событиях » ЧИНГИЗ ОСМАНОВ: “ В МУЗЫКЕ ДИКТАТ НЕВОЗМОЖЕН” (06.06. 2017. ClassicalMusicNews.Ru)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: