![](/mt7/mt709.gif)
«В своей стране я словно иностранец...»
Наш 22 спектакль...
В театр ходят за счастьем...
Л.Иванова (Народная артистка России)
Скажу сразу, что поначалу я совсем не собиралась писать про этот спектакль – о нем уже сказано довольно много, но вот некоторые обстоятельства заставили меня изменить свое решение. Просто я увидела лица людей, выходящих из зала…
За день до спектакля я узнала весьма «приятную» новость: за два часа до его начала, здесь состоится презентация книги Е.Примакова, которая закончится почти впритык к шести часам. Да, ничего себе радость, а где же мы возьмем время на подготовку? Конечно, и администрации Дома журналистов перед нами было неудобно, но их можно понять – над ними тоже есть руководство. А зная, насколько Юра всегда очень ответственно относится к подготовке каждого спектакля, я уже заранее не могла не переживать за это.
Время почти семь, в фойе полно народа, а мы только начинаем запускать в зал зрителей – ну что поделать, раз случилась такая накладка.
Сегодня у меня неотложные дела и впервые я не смогу присутствовать на спектакле и поэтому я попробую рассказать о нем несколько по-другому, как бы из-за закрытой двери, и только то, что услышала…
![](/mt7/mt710.gif)
![](/mt7/mt711.gif)
Все первое отделение в зале стояла полная тишина, и лишь только по голосу артиста можно было понять, что там идет спектакль. Я не знала, что происходит в зале, как реагирует зритель, что он чувствует, но вот голос Юры, мне говорил о многом. Его то почти не было слышно, то он звучал, как в есенинском:
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души…
![](/mt7/mt712.gif)
Конечно, я переживала: как там у него все складывается – ведь я не видела реакцию публики. И вот начинают звучать аплодисменты: сначала почти робко, потом, как нарастающий ком.
Первый, кто вышел из зала, был Петр Васильевич Меркурьев. У него было такое потрясенное выражение лица и кроме как:
- Это невероятно, как он сегодня играет! Сегодня – это лучший Есенин…
И ничего толком он больше не смог мне сказать.
![](/mt7/mt713.gif)
![](/mt7/mt714.gif)
Сегодня наших было человек десять, и когда ко мне подошла Ольга Васильевна, с блестящими от слез глазами, а даже растерялась. Она тоже не смогла выразить свое состояние, кроме как:
- Я потрясена…
Так, значит, Юра выдает там шедевры, а я ничего этого не увидела. И что же он там сделал такого, чтобы была такая невероятная реакция людей, которые видели этот спектакль далеко не один уже раз?
![](/mt7/mt715.gif)
![](/mt7/mt716.gif)
Второе отделение было под стать первому. Как мне сказала Настя, сегодня в зале не прозвучало ни единого мобильного звонка. Надо же…
И вдруг я слышу гром аплодисментов, который с каждой минутой все только увеличивался. Крики «браво!» и опять аплодисменты. И по интонации, звучащей в них я вдруг узнала что-то очень, до боли знакомое…то, что звучит обычно на концертах Олега. Да, да, именно так, ведь я не была в зале, я их только слышала… Когда я пишу об Олеге, то слышу вот точно такие же в диктофоне. Вот это я сегодня почувствовала впервые…Вообще, я давно для себя определила, что между этими артистами есть очень много точек соприкосновения…
![](/mt7/mt717.gif)
![](/mt7/mt718.gif)
Спектакль окончен, но ни один человек не вышел из зала. Ни один. И Юра опять читает. Читает – это я только так называю, на самом деле он рассказывает Есенина, а это совсем не одно и тоже… А аплодисменты продолжаются и артист вновь на сцене. И если бы не включили свет, то я не знаю, когда зрители отпустили бы Юру.
Проходящие мимо меня люди – знакомые и нет, сказали мне столько добрых и восхищенных слов в адрес, как самого актера, так и нашего спектакля, что я, в который уже раз, снова очень пожалела, что не смогла его увидеть..
![](/mt7/mt719.gif)
![](/mt7/mt720.gif)
Да, я очень порадовалась сегодня за Юру, очень – зрители были в полном восторге от спектакля, который мне, к великому сожалению, не удалось посмотреть. Поэтому я решила хотя бы послушать объективное мнение профессионала: чем же его так поразил сегодняшний «Есенин»? Ну, а потом взгляд на свою работу и самого артиста. И вот мой первый вопрос адресован сейчас Народному артисту России – Петру Васильевичу Меркурьеву.
В: Петр Васильевич, поскольку мне сегодня не удалось побывать на спектакле, то хочется узнать именно Ваше мнение. Как Вам показался он?
![](/mt7/mt721.gif)
Сегодня не возникло ни одного аплодисмента – нигде, и в зале стояла такая тишина, что было ощущение, что там просто никого нет. И это – один из самых дорогих моментов в жизни настоящего артиста. Артисты не любят аплодисменты во время… Пожалуйста, потом там… поклоны или когда они уже выходят из театра, их встречают – это да. Но самое главное, самое ценное для артиста – когда он заставляет публику, не так даже слушать, а думать… И вот сегодня было потрясающее событие: я считаю, что сегодняшний спектакль был событием. Со мной был один человек, который никогда не был на подобных вещах: он преподаватель немецкого языка. И он сказал абсолютно точное определение:
- Как он замечательно рассказывает…
Он сказал - не читает, а рассказывает. И дальше он продолжил – что значит учитель:
- Было ощущение, что эти слова рождаются у самого артиста..
![](/mt7/mt722.gif)
![](/mt7/mt723.gif)
Что еще отличало сегодняшний спектакль, да и вообще отношение Решетникова к (подчеркнуто П.В.) стихам? Он не любуется рифмами, не любуется ритмами, а он ведет мысль и заставляет думать публику.
В: А что такое в Вашем понимании – любуется ритмами?
П.В.: Вот когда вы слушаете оперную арию или что-то другое и певец поет так, как будто что-то жует и ни одного слова непонятно, а мелодия слышна… Так? И когда вы слушаете Шаляпина или Обухову – то вы слышите каждое слово. Вы следите не только за музыкальной частью, но и за смыслом, за развитием драматургии. Это в симфонии нужно слушать только музыку, но если это сочинение со словами, то извольте исполнять так, чтобы они были слышны. Очень многие чтецы, хорошие даже чтецы – я не буду называть их фамилии – они читают, поют, они распевают… и ты уже перестаешь слышать – о чем стихотворение?
![](/mt7/mt724.gif)
![](/mt7/mt725.gif)
Вот «Персидский цикл» Есенина. Многие, читая его, распевают: «Шаганэ, ты моя Шаганэ…» (показывает это чтение образно). Решетников же сделал это, как такое воспоминание… намек на это. Он их произносит с трепетом и даже отрывисто, ломая рифмы, ломая ритм есенинский, а несет только… Там красивые слова у Есенина – они и без рифмы будут хорошо слушаться. И вот он преодолевает именно ритм и рифму стихов.
![](/mt7/mt726.gif)
Есть замечательные и великолепные композиторы, например, Свиридов: он же тоже ломал есенинские рифмы и ритмы, и у него была своя мелодика. Как он заставил совершенно по-другому слышать Маяковского, когда написал «Патетическую ораторию»: до него считалось, что на стихи Маяковского невозможно написать музыку. Свиридов поломал вот эту лесенку, поломал и ритм и рифму и от этого Маяковский не стал хуже, а наоборот. Свиридов подчеркнул другие особенности его таланта: то же самое и с Есениным. Очень многие сегодня так читают Есенина, что ты начинаешь засыпать, потому, что теряется мысль есенинская, теряется понимание и слова становятся второстепенными, а ты слышишь только вот эту самую убаюкиваюшую рифму. (мне сразу вспомнилась та «умная» тетенька в Кц Чайковского, которая обвинила Юру в неправильности подачи материала – В.).
![](/mt7/mt727.gif)
![](/mt7/mt728.gif)
Вот сегодня это был рассказ-переживание словами Есенина, но артист их рождал – именно рождал, а не читал выученный текст И это стихотворение «Песнь о собаке» - это совершенно потрясающе, как он сегодня его рассказал… У меня перехватило дыхание на этом стихотворении. (точно такое со мной случилось тогда, в «Бродячей собаке» - В.) И точно так же на «Собаке Качалова». Актер сидел и перед ним сидел пес… Вот что я сегодня видел.
Дай, Джим, на счастье лапу мне…
![](/mt7/mt729.gif)
![](/mt7/mt730.gif)
Это же был разговор с этим псом и я его видел. Там не было стихов Есенина, там были мысли поэта, необыкновенно щемящие. И потом, совершенно грандиозная находка с колоколом (Юра это придумал совсем недавно – В.), когда он хватается за висящий занавес и раскачивает его, словно язык колокола – и звучит сам колокол… Я вот сейчас анализирую и вижу: от спектаклю к спектаклю растет… спектакль не стареет, а наоборот – молодеет, он набирает силу.
В: Не зреет, а молодеет?
П.В.: Да, именно молодеет. Обычно, поставленный спектакль идет по накатанной и потом он начинает уже стареть и ветшать. У Решетникова каждый раз какие-то новые находки, какие-то новые краски и, например, уже тот факт, что, когда закончилось первое отделение и актер ушел за кулисы – еще секунд двадцать была полная тишина, хотя все поняли, что антракт.
В: Люди приходили в себя?
П.В. Я вообще считаю, что во время спектакля, самое ценное – чтобы никто не аплодировал, но принято аплодировать.( ну как тут не вспомнить все эти совершенно ненужные «спасибо» в то время, когда Олег еще даже не закончил петь… - В). А вот здесь люди должны были встать и пойти, говоря о чем-то другом, не говоря об этом, потому что, они не приходили в себя - они продолжали жить этими мыслями… даже не эмоциями, а мыслями, потому, что актер донес не стихи, а мысли стиха… Мысли этих произведений, написанных в форме стиха. Вот это самое дорогое, что было сегодня. И Юра показал себя очень разносторонним и вот то, что дороже всего стоит: он не боится, например, говорить, практически, шепотом. И это все слышно, а я сидел в самом конце зала. Потому что, он так доносит мысли… а другой будет говорить громко и ты ничего не поймешь, и будешь думать, что ты не слышишь, потому, что он говорит звуками, а Решетников мыслями. Удивительные паузы, которые он умеет делать… и что меня вообще потрясло – там, где написаны повествовательные предложения и все читают…«Шаганэ, ты моя, Шаганэ…» (П. В. показывает это зрительно – В.) и не только в этом стихотворении. Он делает везде это вопросительным предложением: он задает вопрос себе и каждому из нас. Вот почему, когда он ушел – никто не аплодировал? Все искали ответы на эти вопросы, а их за целый вечер накопилось много.
Вот, собственно и все, что я могу сказать…
(Продолжение)