ВПЕЧАТЛЕНИЯ О СПЕКТАКЛЯХ

22 февраля 2009 г. г. Балашиха
Концертный зал воскресной школы
Преображенской церкви
«В своей стране я словно иностранец...»


Думаю, что всей нашей творческой группе этот день запомнится надолго, потому что он был совершенно удивительный…

С настоятелем храма - протоиереем Николаем Владимировичем Погребняком, мы познакомились несколько необычно: во всяком случае, для меня. Просто однажды я получила письмо от него и с тех пор нас связывают очень добрые дружеские отношения. Отец Николай так же, как и мы, является большим ценителем таланта Олега Погудина, что, конечно же, тоже сыграло свою решающую роль в нашем знакомстве. Если бы не Олег, то наши пути, вряд ли бы когда-нибудь пересеклись… В славный город Балашиху я могла попасть, не иначе, как только на концерт Олега, если бы он задумал здесь его дать.
Поскольку я никогда прежде так близко не общалась с церковными людьми, то поначалу, честно говоря, я очень побаивалась – а вдруг скажу что-то не так.. Но о. Николай настолько мягкий и деликатный человек, что постепенно я немножко освоилась. Насколько я могла понять, человек он очень образованный. Достаточно сказать, что о.Николай является председателем Епархиального отдела по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации, пишет книги, ведет передачу на местном телевидении, работает в издательстве журнала «Московские епархиальные ведомости». Вот такой «небольшой» список его дел, помимо основной деятельности. Потом, при храме устроена библиотека, которая насчитывает около восьми тысяч томов, работает видеосалон, выходит приходская газета «Преображение»
С историей Преображенской церкви, лучше всего познакомиться по этой ссылке.
http://www.hram-bal.ru/temple_preobr.html

В концертном зале воскресной школы постоянно проходят вечера профессиональных и любительских коллективов и о.Николай не один уже раз приглашал меня на интересные программы, но вот как-то все со временем у меня всегда получаются проблемы, а потом – где я и где Балашиха?.. Но вот, в январе, когда я только что вернулась из Петербурга, то не смогла отказаться от очень любезного приглашения и вот так впервые попала сюда. Да, действительно, вечер был замечательный: выступал ансамбль, получивший гран-при на фестивале «Невские купола». Помимо этого, у меня был свой, профессиональный интерес: нужно было посмотреть зал, поскольку о. Николай предложил мне поработать здесь. И конечно, я должна была увидеть своими глазами, кого из артистов сюда можно пригласить?
Сам зал небольшой, но при желании сто пятьдесят человек здесь вполне могут уместиться. Очень милая и уютная сцена, причем на ней красуется совершенно новый, сверкающий лаком, светло-коричневый рояль. Ага, уже понятно, кто здесь может выступить… Дело в том, что о. Николай - частый гость на моих программах: он был и на концертах ребят и на спектакле Ю.Решетникова.
Вообщем, я очень не пожалела, что приехала сюда – вот отсюда и началось наше, если можно так выразиться, культурное сотрудничество. И наш первый совместный проект – это «Есенин» Юрия Решетникова.
У метро «Новогиреево» нас встретил Роман – это водитель о.Николая. Мы с ним уже немного знакомы по первой нашей поездке – и нам он очень понравился. Приятный, доброжелательный, немногословный. Дорога заняла где-то около получаса и скоро по правой стороне уже видны величавые купола храма и вот мы уже въезжаем в ворота.



Вот так это выглядит летом.

  

А день выдался морозный, яркий, солнечный... У храма много детворы и взрослых и у всех в руках лыжи. Ага, вон и табличка – сейчас начнется лыжный забег. Все уже в преддверии: улыбающиеся, раскрасневшиеся, а ребятишки весело галдят… Здесь же о.Николай, который, судя по всему и руководит этим Днем здоровья. Нас встретили не то, чтобы тепло… нет, это было просто чудесно! Поскольку мы с дороги, то первым делом, конечно, наш гостеприимный хозяин, предложил нам отобедать. Что, что - а это мы всегда с превеликим удовольствием. Поскольку этот храм – исторический памятник, то здесь все остальные постройки уходят под землю.



Мы вошли в трапезную, где нас встретили очень тепло и хлебосольно.



На длинных деревянных столах капуста, квашенная кочанчиками, селедочка, маринованные баклажаны, сальце, копченая колбаска и горочкой разложенный хлеб. Тут же фрукты и всякие сласти для чая. И так все аппетитно, что от этакой картины наш аппетит только разгорелся. И кроме всего стоящего на столе - горячий борщ, второе и на выбор кофе, соки и несколько сортов чая. И главное, все так вкусно и по-домашнему. Очень чистенько и уютно.



Вот в подобной трапезной бывать еще ни разу не доводилось, и поэтому мне все было очень интересно, и конечно, я не удержалась от вопросов. Здесь бесплатно кормят всех прихожан Преображенской церкви – вот это для меня было удивительно. А судя по всему, народу здесь бывает немало…
Теперь мы идем в концертный зал, где и будет проходить наш спектакль. Надо сказать, что здесь полным ходом идет культурная жизнь – это сразу видно по количеству костюмов и декораций, которые я увидела в комнате, одновременно служившей и артистической, и режиссерской. Причем и здесь царит порядок – все на своих местах.
Юра, как всегда верен, себе – у него ничего не бывает абы как, поэтому он тут же взялся за организацию света. Вот это, наверное, единственный момент, который пока еще находится здесь в стадии разработки: о. Николай очень серьезно подходит к технической стороне вопроса. По большому счету, наверное, свет не играет такой решающей роли, поскольку в большинстве своем, здесь, все-таки, выступают с музыкальными программами, но для театральной постановки, свет является одним из важнейших факторов. И в решении всех вопросов нам была оказана всяческая помощь.
К этому времени лыжный пробег уже закончился: выйдя на улицу, я увидела расставленные столы, на которых стоял самовар, печенья и конфеты, и все - ребятня и взрослые с удовольствием сейчас пили чай. Ну, где я еще могу увидеть такое? Конечно, я не удержалась и вместе со всеми попила горячего чайку на свежем воздухе.



Это было замечательно!!! Ребятишки в это время уже скатывались с горки и очень запросто разговаривали с о. Николаем, и он так хорошо, как-то очень доступно отвечал на их вопросы.



И вся эта картина, которую я наблюдала в течении уже нескольких часов, заставила меня взглянуть на него совсем другими глазами… По манере общения с множеством людей, которые постоянно подходили к нему – всякий со своими проблемами, было видно, насколько о. Николай уважаем здесь. Каждого человека он знал по имени и в каждом принимал участие. Было видно, что он знает, как и чем живет этот человек, эта семья. Вот, казалось бы – лыжный забег и храм – что здесь может быть общего? Много – насколько я поняла - это все единая работа воскресной школы, где проводятся всевозможные интересные мероприятия, даже светского характера. И за всем этим стоит протоирей о.Николай. Честно говоря, я была просто поражена: зная его занятость, где он находит время для организации таких вот дел? Я только спросила его – а часто ли его видит семья? На что он, улыбнувшись, сказал, что он дает о себе знать, например, ехав к больному, он успел даже показаться дома. Вот так. Нет, конечно, у него есть замечательные помощники, но все-таки…
Пока я пила чай, то в одном из классов воскресной школы, взрослые вместе с детьми готовились к вручению призов. И после этого – тоже чаепитие со всякими вкусностями.
Да, вот так посмотрев на все это, у меня сложилось впечатление, что Преображенская церковь и его территория является сосредоточием культурной жизни этого подмосковного городка. Сюда идут, как домой…
Вот о. Николай показывает нам крестильный храм. Все иконы выложены мозаикой. Да, на это стоит посмотреть..



Ну вот, пора готовится, а то скоро начнут приходить первые зрители. Есенинский спектакль, все-таки, рассчитан на взрослую аудиторию и поэтому, когда я увидела родителей с маленькими детьми, а потом еще и молодую семью с грудным ребенком, то признаться, я, в общем-то, испугалась: но не высидят дети столько времени. Но, слава Богу, все получилось хорошо: ребятишки сидели смирно и старались вести себя хорошо. Полный зал: пожилые, молодые и совсем юные лица. Все, мы начинаем…
Играть на новой сцене – это всегда непросто… Ее надо почувствовать, ее надо обжить и репетиционного время для этого явно недостаточно: все будет понятно только первого спектакля.

  

Когда мы работаем в новом месте, то я всегда стараюсь отследить, во-первых, как себя чувствует сам артист на сцене и потом уже – как он воспринимается публикой, которая для нас сегодня совершенно незнакома: я изначально не могу знать ее реакцию на наш спектакль. Конечно, первое время – это оценивающие, внимательные взгляды и я думаю, что вначале, Юре не очень было просто входить в роль.

  

Но постепенно я начинаю видеть, как лица людей начинают оживать, я вижу пробуждающийся, заинтересованный взгляд публики, когда та начинает принимать то, что видит сейчас со сцены, то, что слышит… Видели бы вы эти чудесные – я даже не побоюсь этого слова – восхищенные лица, когда Юра читал Есенина. Я давно знаю, что этот спектакль, своего рода, некое мистическое действие: мы никогда не знаем, какой он будет сегодня? И всякий раз, я поражаюсь одному удивительному моменту: с каждой минутой спектакля Юра все больше и больше становится похож на Сергея: мне даже иногда от этого становится не по себе.



Все, я вижу: спектакль пошел… В перерыве были раскуплены почти все диски с нашими программами. Второе отделение было еще лучше – Юре почувствовал публику, почувствовал сцену, и теперь ему стало существеннее легче играть. Вот сколько раз я слушаю Есенина – ну, не сосчитать уже – а как меня задело «Письмо к матери»… эта такая пронзительная искренность. В полной тишине тихим голосом – в и душе что-то замирает… Это было настолько сильно… А «Персидские мотивы», а «Собаке Качалова», а «Песнь о собаке»? – перечислять еще можно долго… И все берет за душу.

  

Какие ласковые сияющие глаза, как будто их только что наполнили каким-то дивным светом – и таких в зале я видела немало… Вот уже окончание спектакля, а никто не хочет уходить – сколько аплодисментов, просьб еще что-нибудь почитать. И хотя я вижу, как устал артист, но два пушкинских стихотворения, он все-таки прочел и как прочел!...И это был совершенно другой образ.. Зал просто очарован…



И из задних рядов ко мне обращаются с просьбой, чтобы Юра хотя бы немного рассказал о себе. Вот, вот – очень мне знакома эта первая реакция на Решетникова: с точно такой же просьбой, увидев его впервые, я и обратилась к нему. Только мой вопрос тогда был сформулирован несколько иначе – вы откуда взялись такой?.. Мы с Юрой часто потом, смеясь, вспоминали этот момент: представляю, какой у меня тогда был ошарашенный вид…
Нет, это была уже явная перегрузка для артиста и поэтому на все остальные вопросы отвечала я: очень душевная у нас получилась беседа..
Вот так был сыгран здесь наш первый спектакль: надеюсь, что не последний.
И мне очень хочется выразить нашу особую признательность настоятелю Преображенского храма - протоиерею Николаю Владимировичу Погребняку за такой замечательный и радушный прием. Все было просто восхитительно!

А вот один фрагмент разговора с артистом по поводу нашей поездке в Балашиху.

В: Юра, для тебя это был сложный спектакль?
Ю: Нет, это был хороший спектакль, потому что там были очень хорошие зрители: к нам пришли прихожане вот этого храма. Я просто по глазам видел: у них было ощущение… у меня было ощущение от них – открытой души…
В: А какие были глаза – ты видел?
Ю: Вот именно. Вот этой вот открытости души, когда уже… как у Лермонтова: «И звезда с звездою говорит…», вот в том плане, что… я общался не с людьми, я с душами этих людей общался – у меня было такое ощущение. Поэтому, для меня этот спектакль был не сложный. Он был непрост в плане недостатка технических моментов в самом зале – хотя зал, кстати, хочу отдать должное – отличный. Мне он очень понравился.
В: А как нам все старались помочь..
Ю: Да. Вот это ощущение, вот эта аура, которая… Я когда начал… я вдруг понимаю, что даже дети, которые ничего не понимали в том, что я делаю – и, тем, не менее, они как-то пытались слушать, пытались понять. Что-то даже понимали, находили для себя какие-то знаковые моменты…
В: Ну, про собаку они, наверное, поняли…
Ю: Там были даже более сложные моменты, которые они как-то чувствовали.
В: Ты очень устал?
Ю: Нет, я естественно, устаю: не знаю, почему, но я всегда устаю после спектакля. Всегда.
В: Ну, прости меня, так выкладываться и не уставать?
Ю: Знаешь, на протяжении всего спектакля у меня постоянно возникало ощущение другой пластики: я вдруг чувствовал, что это не мое тело, это не мои слова, не мои глаза – это… это не я.
В: Ты видишь это, как бы со стороны?
Ю: Да нет, я просто понимаю, что… движение руки у меня вот такое, а тут оно… другое.
В: И ты удивляешься этому?
Ю: Естественно. Да, мне самому спектакль очень понравился. Понравился по восприятию. Это было очень интересно, и я даже как-то там расслабился. Были, конечно, какие-то сложные моменты – чисто технические, но именно по вот этой струне – между зрителем и актером – это была хорошая струнка такая…

Валентина К. - директор Юрия Решетникова