Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 16 Апр 2013, 22:23 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| ЧАРЛЬЗ СПЕНСЕР (ЧАРЛИ) ЧАПЛИН (16.04. 1889 - 25.12. 1977)
Английский киноактер, режиссер, сценарист, композитор Лауреат премии Американской Киноакадемии 1973 и дважды обладатель внеконкурсного почётного Оскара 1929 и 1972. Родился в Лондоне, в семье артистов мюзик-холла. Его родители - Чарльз Спенсер Чаплин-ст. и Ханна Чаплин (на сцене Лили Герли) были эстрадными актерами. Мать выступала с песнями и танцами в различных театрах, в том числе в антрепризе известных композиторов, авторов популярных оперетт - Джильберта и Салливена. Отец - обладатель приятного баритона - был в середине 1880-х годов очень популярен в лондонских мюзик-холлах. Ему неоднократно приходилось гастролировать в Европе, выступал он и в Нью-Йорке. В его репертуаре встречались и песенки, сочиненные им самим. Сценическая карьера отца закончилась трагически: он потерял голос, лишился ангажемента, стал пить и умер 9 мая 1901 г. в лондонском госпитале св. Фомы в возрасте 37 лет.
Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела, в 1896 г. потеряла рассудок и позже была помещена в псих. клинику. Братья Сид и Чарли вместе с матерью оказались в работном доме в Ламбете, а затем были отданы в школу для сирот и бедных детей. Они вынуждены были самостоятельно зарабатывать на жизнь. Чарли впервые выступил на сцене в 1894 г., в 5-летнем возрасте, заменив в программе мюзик-холла свою мать. В конце 1898 г. поступил в детскую танцевальную группу «Восемь ланкаширских парней». Поздне́е критики называли фильмы Чаплина «фильм-балет». На рождество 1900 г. «Ланкаширские парни» участвовали в пантомиме «Золушка»; Чаплин в костюме кошки впервые получил возможность рассмешить зрителей. Весной 1901 г. он уходит из «Ланкаширских парней». Чарли редко посещал школу, работал продавцом газет, помощником врача, в типографии, но нигде подолгу не задерживался из-за малого возраста. В 1903 г. в 14 ле онт получил постоянную работу в театре и роль посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». В это время Чаплин был практически неграмотным. Когда ему вручили текст роли, он боялся, что его попросят прочитать вслух несколько абзацев. Роль ему помог выучить брат Сидни. В течение нескольких лет Чарли также играет в варьете. С 16 лет регулярно играл на скрипке по 4-16 час. в день, брал уроки у театрального дирижёра, или его знакомых.
21 февраля 1908 г. получает место актёра в театральном предприятии Фреда Карно, которое поставляло готовые скетчи и пантомимы для целого ряда мюзик-холлов, и вскоре становится одним из ключевых актёров в ряде постановок (некоторые из них он позже адаптировал для экрана). С труппой Карно был на гастролях в США с сентября 1910 г. по июнь 1912-го. В 1912 г. на 5 мес. возвращается в Англию, а 2 октября приезжает вместе с труппой Карно в США и остаётся в этой стране. Во время одного из выступлений его замечает кинопродюсер Мак Сеннет. Игра Чарли нравится Маку, и он приглашает артиста на работу в свою студию «Кистоун Филм» . 23 сентября 1913 г. Чаплин заключает контракт с «Кистоун Филм» с жалованием в 150 $ в неделю.
Поначалу он пытается имитировать довольно грубый стиль сеннетовских комедий-экспромтов, однако успех ему приносит именно отход от этого стиля. Вскоре он становится знаменитым киноактёром и начинает формировать и оттачивать свой экранный образ. Поначалу его персонаж Чез (на съёмочных «хлопушках» в сохранившихся рабочих дублях он обозначался как Chas Chaplin, Авенариус называет его «Чейс») выглядел нагловатым жуликом и ловеласом, однако постепенно в нём появляется всё больше человеческой теплоты и лиризма, который зритель привык связывать с образом Маленького Бродяги. Постепенно осваивая всё новые аспекты кинопроизводства, Чаплин перестаёт удовлетворяться только актёрской работой и уговаривает Сеннета разрешить ему самому ставить фильмы. Вскоре он начинает понимать, что работа на Сеннета ограничивает его творческие возможности, и уходит из «Кистоун».
В 1914 г. Чаплин самостоятельно снял свой первый фильм «Застигнутый дождём», в котором выступил в качестве актёра, режиссёра и сценариста. Его заработки быстро растут: если в 1914 г. в «Кистоун» он получает 150 $ в неделю, то уже в 1915-ом в студии «Эссеней Филм» - 1250 в неделю + бонус 10тыс. $ за контракт; в 1916-1917 гг., в «Мьючуэл Филм» - 10 тыс. в неделю + 150 тыс. за контракт. В 1917 году Чаплин заключает со студией «Фёрст Нэшнл» контракт на 1 млн. $ , становясь по тем временам самым дорогим актёром в истории. Со временем он решил обрести творческую самостоятельность и в 1919 г. основал студию «Юнайтед Артистс» совместно с М.Пикфорд, Д.Фэрбэнксом и Дэвидом У.Гриффитом.
В 1921 г. Чаплин совершил путешествие в Европу. В Лондоне и Париже при его появлении собираются огромные толпы. За первых 3 дня в Лондоне он получил 73 тыс. писем. В Берлине его никто не знал, в послевоенной Германии фильмы Чаплина не показывались. Второй визит в Европу Чаплин совершил в 1931 г. - во время премьеры фильма «Огни большого города». В третий раз побывал в Европе в 1936 г. во время показа фильма «Новые времена». До 1922 г. Чаплин не имел собственного дома - жил в арендованных домах, гостиницах и клубе. В 1922 г.он построил свой дом в Беверли-Хиллс: кроме 40 комнат, были кинозал и орга́н.
Славу Чаплину принесло немое кино, и хотя звук появился в фильмах уже в 1927 г., он остаётся верным старой кинотехнике ещё целое десятилетие. Его первой полностью звуковой картиной стал «Великий диктатор» - антигитлеровский фильм, снятый в 1940 г. Это был последний фильм, где используется образ бродяжки-Чарли. В 1952 г. Чаплин создаёт фильм «Огни рампы» - рассказ о судьбе творческого человека и о творчестве вообще. 17 сентября отправляется в Лондон на мировую премьеру фильма, но глава ФБР Эдгар Гувер добился от иммиграционных властей запрета на обратный въезд актёра в страну. Чаплин поселился в Швейцарии, в городке Веве. В Швейцарии он пишет музыку к своим старым немым фильмам, озвучивает фильм «Золотая лихорадка». Актёр был награждён советской Международной премией Мира в 1954 г. В своём фильме «Король в Нью-Йорке» (1957) Чаплин всё ещё сам играет главную роль. В 1964 г. издает свои мемуары, которые легли в основу биографического х/ф «Чаплин» (1992). Последний фильм «Графиня из Гонконга» он ставит по своему сценарию в 1967 г.; главные роли в фильме исполнили С.Лорен и М.Брандо. В 1972 г. Чаплин во второй раз получил почётного «Оскара». Для этого он приехал на короткое время в США - ему выдали лишь ограниченную визу. 4 марта 1975 г. он был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II.
Артист скончался во сне в своём доме в Веве и похоронен на местном кладбище. Ему было 88 лет. В память о Ч.Чаплине на берегу Женевского озера установлен памятник. 1 марта 1978 г. гроб с телом Чаплина был выкопан и похищен с целью получения выкупа. Полиция арестовала преступников, и тело актёра было перезахоронено 17 мая 1978 г. под 6 футами (1,8 м) бетона, чтобы в будущем предотвратить подобные попытки.
Чаплин был женат 4 раза, у него было 11 детей. Некоторые из них также пробовали себя в качестве актёров, в частности широкую известность как актриса получила Джералдина Чаплин. Образ Бродяги впервые появился в фильме «Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» Чаплин надел огромные штаны, узкую визитку, большие башмаки, на голову - котелок, в руках держал тросточку. Он выглядел моложе своего возраста, поэтому приклеил небольшие усики, добавлявшие, по его мнению, солидности, но не скрывающие мимики, необходимой в немом кино. В первом своём появлении на киноэкране Чарли вышел с пышными усами. В автобиографии он так писал о своём персонаже: - Он очень разносторонен - он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка в зад, но только под влиянием сильного гнева.
Чаплин стремился уйти от «комедии пощёчин», в жанре которых снимались все комедии того времени. В фильме «Ссудная касса» Бродяга в сцене увольнения показал жестом, что у него несколько детей, которых нужно кормить. Чаплин заметил, что зрители, находящиеся на съёмочной площадке, смахивают слезу. После этого образ Бродяги стал обретать лирические и трагические черты. Маленький Бродяга стал одним из самых тиражируемых образов в массовой культуре XX в. Образу Бродяги подражали Радж Капур в фильме «Господин 420», классик советской клоунады Карандаш, А.Калягин в фильме «Здравствуйте, я ваша тётя!». Несмотря на то, что немое кино уступило место звуковому, актёрская и режиссёрская техника Чаплина оказала значительное влияние на многих комических актёров. Наиболее заметно это влияние прослеживается в творчестве французского актёра и режиссёра Жака Тати, который снимал звуковые фильмы, широко и с большим успехом используя приёмы немого кино (например, «Каникулы господина Юло»). Во время Первой мировой войны Чаплин по просьбе правительства США участвовал в распространении правительственных облигаций. Вместе с М.Пикфорд и Д.Фэрбенксом он выступал на спец. митингах. ФБР завело дело на Чаплина ещё в 30-х годах — после фильма «Новые времена». Дело состояло из 1 900 листов.
Во время съёмок фильма «Великий диктатор» Чаплина предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Его просили отказаться от производства фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в США. После нападения Германии на СССР давление сверху прекратилось, но стали поступать письма с угрозами от зрителей. В некоторых из них содержались обещания, что в кинотеатры, в которых начнут показывать «Диктатора», будут кидать бомбы с удушливым газом и стрелять в экран. Чаплин пытался договориться с лидером профсоюзов портовых грузчиков об охране кинотеатров. После выхода «Диктатора» на экраны нью-йоркская газета «Дейли ньюс» писала, что «Чаплин тыкал в зрителей „коммунистическим пальцем“». Нацистская пропаганда начала называть Чаплина евреем. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности начала расследование его деятельности, одним из пунктов расследования была его национальная принадлежность. Во время монтажа фильма «Месье Верду» Чаплина вызывали в Вашингтон на слушания Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, но позднее вызов отменили. Из Голливуда вызывали 19 чел. Те из них, кто настаивал на своих гражданских правах, сели на год в тюрьму за неуважение к комиссии. По одной версии, Чаплин, чтобы высмеять Комиссию, намеревался явиться на слушания в своём костюме Бродяги; по этой причине Комиссия отменила свой вызов. Но в автобиографии Чаплин об этом ничего не сообщает.
Он никогда не был гражданином США. Выпуск фильма «Месье Верду» был запрещён цензурой. После доп. монтажа цензоры всё же разрешили фильм к прокату. Его демонстрация сопровождалась в США протестами. В газетах началась травля Чаплина. Кроме обвинений в принадлежности к коммунистам, добавились обвинения в том, что он не получил гражданства США. «Католический легион» объявил бойкот фильму, кинотеатры стали отказываться от его проката. В газетах печатались фотографии пикетов «Католического легиона» с плакатами «Чаплин - попутчик красных!», «Вон из нашей страны чужака!», «Чаплин слишком долго загостился у нас!», «Чаплин - неблагодарный! Он прихвостень коммунистов!», «Выслать Чаплина в Россию!». Тем не менее, фильм был номинирован на получение премии Оскар в категории «Лучший сценарий».
В 1952 г. Чаплин захотел ненадолго выехать в Англию и запросил у иммиграционных служб США обратную визу. Иммиграционные службы США начали проводить собственное расследование, которое продолжалось несколько месяцев, и выдали ему въездную визу. Уже на пути в Европу артисту сообщили, что въезд в США ему закрыт, а для получения визы ему предстоит ответить комиссии департамента иммиграции на ряд обвинений полит. порядка, а также на обвинение в моральной распущенности. Через 3 года после его выезда из США Налоговый департамент США обложил налогом доходы, полученные Чаплином в Европе от проката фильма «Огни рампы» по 1955 г. Налоговый департамент США считал его постоянным жителем США. Чаплин не смог обратиться к защите американского суда, чтобы защитить свои интересы.
В 1943 г. Джоан Берри подала иск в суд Калифорнии о признании Чаплина отцом её ребенка. Анализ крови однозначно показал, что Чаплин не является им. Но федеральные власти всё-таки предъявили Чаплину обвинения в нарушении закона Манна. Закон Манна, или «Закон о перевозке белых рабов», был принят для борьбы с проституцией. После запрещения публичных домов закон устарел, но федеральные власти пользовались законом для расправы с полит. противниками. Даже после объявления результатов анализа крови расследование не было прекращено. В автобиографии Чаплин писал, что ему предлагали сведения о том, что Джоан Берри использовали нацистские организации для расправы с ним, но по требованию адвоката Чаплина эти факты не оглашались на суде. В 1944 г. судом присяжных Чаплин был признан невиновным по всем пунктам обвинения.
Вслед за этим был возбуждён второй иск о признании отцовства - это стало возможным благодаря тому, что опекунство над ребёнком было передано суду и для начала процесса уже не требовалось участие Джоан Берри в качестве одной из сторон. Первое слушание закончилось безрезультатно (присяжные не пришли к соглашению); после второго слушания, несмотря на то что анализ крови доказывал, что Чаплин не может быть отцом ребёнка Джоан Берри, был вынесен неблагоприятный для Чаплина приговор, согласно которому он должен был выплачивать ребёнку денежное содержание вплоть до его совершеннолетия. Из-за судебного процесса Чаплин работал над сценарием фильма «Месье Верду» почти 2 года, а на съёмки фильма ушло всего 3 мес.
Хетти Келли - танцовщица, первая любовь Чаплина. Они познакомились в Лондоне, когда ему было 19 лет, а Хетти 14. После 5 свиданий они расстались. Позднее Хетти вышла замуж, а Чаплин несколько раз встречался с её братом. Келли умерла в 1918 г. во время пандемии «испанки». Чаплин узнал об этом только в 1921 г.
Эдна Пёрвиэнс и Чаплин познакомились в 1915 г. в Лос-Анджелесе во время съёмок его второго фильма для студии Эссеней. Эдна поддерживала романтические отношения с Чаплином во время их совместной работы в студиях Essanay и Mutual Films в 1916-1918 гг. В 1918 г. она начала встречаться с актёром Томми Мейганом из компании «Парамаунт». Пёрвиэнс оставалась главной актрисой в фильмах Чаплина до 1923 г., он еженедельно платил ей зарплату до самой её смерти в 1958 г.
Милдред Харрис (1901-1944) - первая жена Чаплина. Свадьба состоялась 23 октября 1918 г. Ему было 29 лет, Харрис - 16. Чаплин женился на Харрис из-за её беременности, оказавшаяся ложной. 7 июля 1919 г. у них родился сын - Норман Спенсер Чаплин. Ребёнок прожил всего 3 дня. В 1920 г. во время монтажа фильма «Малыш» началась процедура развода. Адвокаты Харрис пытались арестовать фильм. Чаплин был вынужден вывезти около 140 тыс. м. плёнки (более 2 тыс. дублей) в другой штат. Фильм монтировался в гостиничном номере в Солт-Лейк-Сити. Развод сопровождался взаимными обвинениями. Позднее Чаплин в автобиографии написал об этом браке: - Милдред была не злой, но она была безнадёжно зоологична. Я никогда не мог добраться до её души - она была у неё забита каким-то розовым тряпьём и всякой чепухой.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 16 Апр 2013, 22:40 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| Лита Грей (1908-1995) - вторая жена Чаплина. Свадьба состоялась 26 ноября 1924 г., на тот момент Лите было всего 16 лет. В связи с этим, чтобы избежать проблем с законодательством США, Чаплин женился на ней в Мексике. Снималась в фильмах «Золотая лихорадка», «Праздный класс», «Малыш». У них было двое сыновей: Чарльз Чаплин-мл. (1925-1968) и Сидни Эрл (1926-2009). Развелись они в 1928 г. во время съёмок фильма «Цирк». Чаплин выплатил Лите 825 000 $ - рекордную для того времени сумму, что стало причиной расследования налоговых органов. Биограф Чаплина Джойс Милтон писал, что их отношения Чаплина стали основой романа Набокова «Лолита».
Актриса Полетт Годдар (1910-1990) и Чаплин были в близких отношениях с 1932 по 1940 гг. Бо́льшую часть этого времени Полетт прожила в доме Чаплина. Снималась в главных ролях в фильмах «Новые времена» и «Великий диктатор». После разрыва отношений в 1940 г. они заявили, что тайно сочетались браком в 1936 г. В конце жизни Полетт переехала в Швейцарию. Её супругом стал писатель Эрих Мария Ремарк.
Уна О’Нил (1926-1991) - дочь Юджина О’Нила. Четвёртая жена Чаплина, была на 37 лет его младше. Познакомились, когда он искал актрису для экранизации пьесы «Призрак и действительность». Фильм не был снят. Уна заявила, что не желает карьеры актрисы, а хочет посвятить себя семье. Свадьба состоялась 16 июня 1943 г. во время процесса о признании отцовства ребёнка Джоан Берри. После брака с Чаплином отец Уны прекратил с ней всякие контакты. В 1952 г. Чаплин перед отъездом из США выдал Уне доверенность на распоряжение своим банковским счётом. После того, как Чаплину закрыли въезд в США, Уна вывезла имущество Чаплина из США. Позднее она отказалась от гражданства США. Он имели 3-х сыновей: Кристофера, Юджина и Майкла, и 5 дочерей: Джеральдину, Джозефину, Джоану, Викторию, Анну-Эмиль. Последнего ребенка Уна родила, когда великому комику было 72 года.
Новые детали его биографии были обнародованы в посвященной Чаплину передаче, которая вышла в эфир радио BBC. До сих пор считалось, что Чаплин родился в 1889 г. на юго-востоке Лондона, в районе Саутуорк. Однако письмо, найденное недавно его детьми Чаплина в ящике принадлежавшего ему письменного стола, позволяет предположить, что актер появился на свет в окрестностях Бирмингема, в центральной Англии, в парке Блэк Пэтч ("Черная делянка"), что рядом с городком Сметуик. Местом его рождения была цыганская кибитка, принадлежавшая женщине, которая считалась "цыганской королевой" и была родственницей его матери. В начале 70-х годов Чаплин, в последние годы живший в швейцарском городе Монтре, получил письмо из Англии. Его автор Джек Хилл представился как кузен Чаплина. Прочитав в автобиографии артиста, что тот родился в Лондоне, его предполагаемый дальний родственник решил поправить его: - Привет, Чарли!Если ты хочешь знать, то ты родился в кибитке, так же как и я. Это была хорошая кибитка, она принадлежала цыганской королеве, которая была моей тетушкой. Родился ты в Блэк Пэтч в Сметуике. Там же родился и я, 2,5 годами позже. Твоя мама потом уехала вместе с цирком твоего папы, а потом поселилась в Лондоне, но где - я не знаю. В конце автор заверяет, что написал письмо не для того, чтобы получить за информацию деньги, а просто по-родственному.
По словам сына Чарли Чаплина Майкла, его отец держал это послание запертым в письменном столе. Комик получал много писем с выдуманными историями, но сразу уничтожал их. Послание от Джека Смита он сохранил. По мнению Майкла Чаплина, это говорит о том, что оно что-то значило для его отца. Поэтому сын актера считает, что рассказанная в письме история - правда. Авторы радиопередачи высказывают предположение, что цыганские кочевые корни Чаплина отчасти повлияли на формирование его артистического образа Маленького бродяги.
• Чаплин был левшой, и даже на скрипке играл с левой руки. • Первый его автомобилем был роскошный скоростной Locomobile стоимостью 4900 $ производства компании Locomobile. • Любимым видом спорта был бокс. С Вирджинией Черрилл (исполнительницей гл. роли в фильме «Огни большого города») он познакомился на стадионе во время боксёрского боя. • Любимым танцем было танго. В фильме «Огни большого города» он совместил бой на ринге с танго. • Чаплин на своих фильмах заработал около 10,5 млн.$. • Все свои акции он продал в 1928 г., основываясь на данных о безработице до наступления Великой депрессии. • Во время съёмок фильмов Чаплина произошёл всего один несчастный случай, он получил травму на съёмках фильма «Тихая улица». • Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников Бродяги. По одной версии он занял в конкурсе 2-е место, по другой - 3-е, по 3-ей версии - 5-е. • Его любимым комиком в последние годы жизни был британец Бенни Хилл. Когда Хилл в 1991 г. посетил семью Чаплина, ему показали большую коллекцию видео с его шоу, собранную Чаплином. • В 20-х годах персонаж Чаплина («маленький человек») был известен в Европе под именем «Шарло». • В дореволюционной России фильмы Чаплина не пользовались значительным успехом. Характерно высказывание о них, опубликованное в журнале «Проектор»: «Чаплин далеко не комический актёр. Он просто клоун, просто тот, кто получает пощёчины. У нас в России Чаплин не может иметь такого успеха: он слишком груб, слишком примитивен, слишком мало изящен. Такие комики, как Макс Линдер, Пренс, Паташон, даже Андре Дид, нам несравненно ближе и понятней».
ГИГАНТ НАШЕЙ ПРОФЕССИИ - ЧАРЛИ ЧАПЛИН
М.Дитрих и Ч.Чаплин
Мы стали друзьями между его очередными разводами и проводили друг с другом многие ранние вечера. Я говорю ранние, потому что оба мы на следующее утро должны были работать: он – по своим планам, я – по сценарному плану «Парамаунт». Сентиментальность связывала нас. Сентиментальность существенно отличается от чувствительности. Музыка, которую он сочинял, – сентиментальна, возможно, даже чересчур, но для меня она была как манна небесная. Я немка, он англичанин, но мы легко нашли общий язык. Только по одному моменту у нас происходили жаркие споры. Это случалось, когда на него накатывало наваждение при имени Гитлер. Дело не только в том, что его увлекла роль, которую он хотел сыграть, тут все было гораздо глубже и стало причиной наших редких разногласий. Во всем остальном я поддерживала все его рискованные предприятия.
Высокомерному, заносчивому человеку, каким его считали, было, пожалуй, довольно трудно справиться с упрямой немкой. То, что я была знаменита, его не интриговало, хотя он любил известных людей и сам был таким. Знаменитости должны обладать той силой личности, что позволяет им овладевать вниманием миллионов. Чаплин сам был такой личностью. Он владел удивительным даром – с помощью шутки, которая срабатывала во все времена, находить контакт с самой разной аудиторией. Мне импонировало его самомнение. Заносчивость у таких мужчин, как он, – достоинство. Заносчивая женщина – безнадежно скучна. С такими монстрами я никогда не имела дела. В последний раз я мельком видела Чаплина в Париже на благотворительном представлении в «Комеди Франсэз». К тому времени он был не только актером, но и продюсером и не хотел терять времени даром. Чаплин – величайшая звезда, волшебная и человечная одновременно. Рядом с ним никого нельзя поставить. К сказанному о гениальном художнике могу добавить только одно: его так называемая сентиментальность была его величайшей силой в мире, полном грязной политики. Да будет он благословен! Глава из книги Марлен Дитрих "Размышления" http://eternaltown.com.ua/content/view/6241/2/1/1/
Когда я полюбил себя...
|
|
| |