[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » МАРИ ТЮССО
МАРИ ТЮССО
Валентина_КочероваДата: Суббота, 06 Июл 2013, 17:44 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6950
Статус: Offline
АННА МАРИЯ ТЮССО
(01.12. 1761 - 16.04. 1850)


Французский скульптор, длительное время проживавшая в Великобритании. Основательница известного музея восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне. Будущая мадам Тюссо, урожденная Мари Гроссхольц, родилась в Страсбурге. С детских лет привыкла к тому, что окружающие стараются держаться от их семьи подальше, ведь ее отец был потомственным палачом. Мать тоже не питала нежных чувств к своему угрюмому мужу, который был старше ее почти на 30 лет. Ее светом в окне на долгие годы стал совсем другой мужчина – молодой красавец-скульптор Ф.Кертис.


После очередного скандала Анна в запальчивости бросила в лицо ненавистному мужу, что Мари не его дочь, а Кертиса. Палач, как и при исполнении своих служебных обязанностей, даже бровью не повел, а чуть рассвело, выставил Анну с дочерью на улицу. Они переехала к своему возлюбленному и вскоре они поженились. Через какое-то время они перебрались из Берна в Париж, где в 1770 г. Кертис основал Музей восковых фигур. В отличие от большинства своих собратьев по цеху он отнюдь не бедствовал, т.к. являлся поставщиком двора Его Величества короля Франции – отливал из воска изображения монарха, а также его многочисленных чад и домочадцев. В мастерскую Кертиса, лепившего самого короля, валом валили парижане в надежде обессмертить в воске и себя, и своих родных.

Мари не блистала ни красотой, ни особым изяществом манер, зато была энергичным, пытливым ребенком, поражавшим всех своей любознательностью и разносторонними творческими задатками. После нескольких лет обучения в начальной школе девочка стала помогать отцу, который уже не справлялся с потоком заказов. Кертис учил ее анатомии, под его руководством она стала осваивать основы лепки. Вскоре способная ученица изготовила свои первые восковые фигуры: статуи Вольтера и Франклина, выполненные 17-летней Мари, украшают музей до сих пор. Одновременно талантливая девушка достигла успехов в рисовании, шитье и моделировании причесок.


Ее фигуры вызвали такой интерес у французской королевской семьи, что юную мадемуазель Гроссхольц пригласили ко двору обучать худ. мастерству сестру Людовика XVI, мадам Элизабет. 9 провела Мари в роскоши Версаля, из-под ее талантливых рук выходили все новые и новые скульптуры, которые не переставали изумлять придворных. Жизнь казалась прекрасной и безоблачной, будущее – еще более блестящим.


Восковая фигура Мари Тюссо

Но грянула французская революция, и придворная художница сразу попала в роковые списки пособников королей. Дворцовые покои сменились камерой Бастилии, в которой Мари, по воле судьбы, оказалась с Жозефиной де Богарне – будущей императрицей и супругой Наполеона Бонапарта.


Им уже остригли волосы – на площади все было готово к казни, но беим удалось спастись, - у каждой была своя история. Что касается Мари, то она не избежала бы гильотины, если б не ее уникальный талант: узнав об ее умении мастерить восковые фигуры, революционеры отпустили ее в обмен на обязательство делать маски жертв революции. Молодой женщине было уготовано нелегкое испытание: изваять посмертные маски тех, с кем она бок о бок столько лет жила при дворе, в том числе маски обезглавленных Людовика и Марии-Антуанетты. Мало того: она сама отыскала их отрубленные головы на кладбище среди множества окровавленных останков тех, кто пал от гильотины.

Однажды к Мари пришел неизвестный и, приказав взять все необходимое для работы, привел в незнакомый дом. В верхней комнате в металлической ванне остывало тело Марата, которого заколола роялистка Шарлотта Корде. Гвардейцы революции еще не успели увести несчастную женщину, и Мари жадно впивалась в нее взглядом, чтобы запечатлеть в памяти каждую черточку ее облика. Потом она механически выполняла свою работу, поглощенная новой неожиданной идеей: ведь можно создавать не просто фигуры, а целые сюжетные и исторические сцены! Вскоре появилась первая – «Марат и Шарлотта».

В 1794 г. доктор Кертис умер, завещав перед смертью всю восковую коллекцию своей 33-летней дочери. Мари унаследовала не только коллекцию, но и его дело, а вскоре вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. В этой семье родилось трое детей – сыновья Жозеф, Франсуа и дочь, умершая в раннем детстве. Но мечте о настоящей семье не суждено было сбыться. Муж без меры заглядывал в бутылку и ночи напролет проводил за игорным столом. Практически все, что зарабатывала Мари, он умудрялся спускать в карты или тратить на разгульные пирушки. Дела мадам Тюссо шли прекрасно – ее имя было на слуху у всего Парижа. Ж.Богарне, ныне императрица, пригласила ее в Тюильри, чтобы вылепить скульптурное изображение головы Наполеона. Мастерская художницы заполнена восковыми фигурами до отказа. «Коллекцию должны увидеть тысячи людей!» – твердила про себя ее создательница.

В 1802 г. после очередного пьяного загула мужа, она наконец решилась уйти от него, оставив мл. сына на попечение своей матери, вместе со старшим Жозефом и со своей коллекцией отправилась в турне по Британским островам. Судьба по-прежнему преподносила ей неприятные сюрпризы. В 1804 г., после турне по Ирландии, грузовой пароход, который должен был доставить ее фигуры в Ливерпуль, затонул. Выслушав это печальное сообщение, мадам Тюссо не повела даже и бровью. Мужественная женщина начала все сначала, благо формы для отливки, которые мастер, по счастью, никогда не уничтожала, находились на другом судне. Мари заняла денег для закупки материала, а затем с утра до поздней ночи лепила фигуры, шила костюмы, моделировала прически. Таким образом она воссоздала всю коллекцию, состоявшую в то время из нескольких десятков фигур, и добавила к ней новых персонажей.

Англичане, не забывающие свое прошлое, по достоинству оценили искусство Мари. Ричард Львиное Сердце, Мария Стюарт и Мария Тюдор, Оливер Кромвель – лишь некоторые из фигур, созданных мадам Тюссо на чужбине. Эту экспозицию сдержанные англичане встречали поистине с детским восторгом во всех городах Великобритании. Очередной сезон открывался новыми фигурами и сценами: Шекспир и Вальтер Скотт, сэр Нельсон и маленькая леди – будущая королева Виктория. На глазах современников в застывшем воске представала История.


Лишь через 33 года скитаний коллекция мадам Тюссо обрела наконец постоянный дом. Над обустройством музея она работала до своего последнего часа, а ушла из жизни в возрасте 89 лет. Ее дело продолжили потомки: в 1884 г. внук Мари, Джозеф Рэндал Тюссо, поместил восковые фигуры в музее недалеко от знаменитой Бейкер-стрит, где они сейчас и находятся. С тех пор коллекция шла в ногу с жизнью общества, запечатлевая и хорошее, и плохое, и величественное, и гротескное…


Дело, которое Мари начала в XVIII в., в XXI превратилось в огромную империю развлечений. Род Тюссо процветает, правнуки продолжают дело своей великой прабабушки, открыв музеи ее имени в разных странах и городах.
http://www.allabout.ru/a5106.html
Прикрепления: 1868290.jpg (5.6 Kb) · 8681228.jpg (4.6 Kb) · 4542911.jpg (23.0 Kb) · 7484915.jpg (13.7 Kb) · 1996323.jpg (48.5 Kb) · 1414807.jpg (46.6 Kb) · 4313919.jpg (5.7 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » МАРИ ТЮССО
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: