[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВАЛЕРИЙ САФОШКИН *
ВАЛЕРИЙ САФОШКИН *
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 08 Сен 2013, 22:46 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
ВАЛЕРИЙ ДМИТРИЕВИЧ САФОШКИН
(31.03 1945 - 23.08. 2005)


Писатель, телеведущий, коллекционер, создатель грандиозной коллекции граммофонных пластинок. Автор книг и биографических очерков о мастерах эстрады. Его скромная квартира в Москве - квартира подлинного коллекционера. Из угла комнаты стоит красная труба граммофона, вся стена напротив увешана фотографиями знаменитых певцов, многие - с автографами хозяину квартиры. И - шкафы, уставленные бесчисленными папками с широкими корешками. В них хранятся 17 тыс. пластинок 100-летней давности.

Производство граммофонных пластинок началось в России в самом конце XIX в. Дело, которым занималось большое число фирм, бурно пошло. Из-за отсутствия у большинства фирм каталогов назвать общее число выпущенных до революции дисков трудно, однако известно, что за 10 лет (с 1901 по 1911 г.) одно только акционерное общество "Граммофон" сделало около 20 тыс. записей, а в каталоге этой фирмы значится около двухсот лучших исполнителей. На Апрелевской фабрике "Метрополь-Рекорд", построенной Готлибом Моллем в 1910 г. (ныне - Апрелевский завод грампластинок фирмы "Мелодия"), ежемесячно производилось около 50 тыс. пластинок. Масштабы дореволюционного производства становятся ясными, если сказать, что Н.Плевицкая только в России сделала около 170 записей (это 85 пластинок или 8-9 современных компактных дисков). Даже при современной технике почти нет сегодня певцов с таким числом дисков. Другой пример - В.Панина. Она записывалась всего 6 лет, но напела больше, чем корифей цыганской песни Н.Сличенко!

В 1917-ом и последующих годах все разбили, все уничтожили, многих арестовали. Цвет творческой интеллигенции оказался за границей. Фирмы прекратили производство пластинок. Разрушили все до основанья, а затем последовала инициатива Луначарского. Выпуск пластинок начали с речей Ленина, однако интересного для простых людей записано было мало. И только с 1929 г., после создания Музтреста, а с 1933 г. - Грампласттреста, репертуар стал расширяться, в том числе за счет эстрадных записей.

Родители Валерия привезли с фронта патефон и 10 пластинок. Для мальчика это было великое удовольствие - крутить пластинки, слушать Русланову, Утесова. Он очень полюбил эти песни, особенно Утесова. К началу 60-х коллекция состояла приблизительно из 10 тыс. пластинок, что по местным масштабам было очень много. Уже тогда кое-кто называл Валерия сумасшедшим. В 1961 г. он поехал учиться в Ленинград и там получил стимул, толчок, который коллекционеру совершенно необходим, потому что из-за трудностей всякого рода многие бросают коллекционирование. Валерий познакомился с Утесовым, рассказал о своем увлечении, отметив, что собрал много и утесовских пластинок. Леонид Осипович тут же поинтересовался, есть ли у него наиболее редкие записи: "Гоп со смыком", "С одесского кичмана", "Барон фон дер Пшик". Услышав утвердительный ответ, знаменитый артист похвалил: "Вы посмотрите, такой молодой, а знает больше музыкантов моего оркестра!".

Позже Сафошкин вернулся в родное училище пом. начальника политотдела по комсомольской работе. Тогда последовал еще один толчок, способствовавший росту его собрания. Коллекционеры города создали так называемую Секцию любителей эстрады. Ее возглавлял Райкин, а замом был В.В. Меркурьев. В 1971 г. секция поручила Валерию и его другу, коллекционеру Н.Калмыкову, сделать вечер звукозаписи, посвященный А. Вертинскому. Вечер прошел в ДК им. Ленсовета. Калмыков вел 1-е отделение о творчестве Вертинского в России и эмиграции, я Валерий - о 14-летнем периоде после возвращения в СССР. В зале сидела вся живая театральная энциклопедия. Когда Сафошкин вышел во 2-м отделении, у него подкашивались ноги, но был большой успех. Рассказ о Вертинском друзья иллюстрировали записями. В конце на сцену поднялся Райкин, сказал слова благодарности и подарил ведущим свои книжки. После этого вечера Сафошкин получил еще одно ускорение, стал много выступать по радио, делать концерты, рассказывать о забытых мастерах эстрады.

Коллекция должна быть действующей
Это - принцип, стиль жизни Валерия Дмитриевича. Коллекционер в его представлении - не скупой рыцарь, а хранитель и популяризатор национальных ценностей. Его коллекция стала основой уже выпущенных 70-ти лазерных дисков, среди которых - весь П.Лещенко. Выпущена половина из запланированных 25-ти компактных дисков Л.Утесова. Причем, не просто дисков, - каждому диску приложена брошюра с творческой биографией певца, редкими фотографиями и дискографией, то есть перечнем когда-либо выпущенных пластинок. К 850-летию Москвы выпущено раритетное издание: церковные песнопения, записанные в храме ХС в 1906-1916 гг. Два диска возвращают слушателям неизвестных ранее А.Вертинского и В.Козина. Валерий Дмитриевич гордится тем, что при его активном участии имя Утесова присвоено одной из улиц Одессы, что открыт туристический маршрут "Утесов в Одессе" (первым экскурсоводом которого был Сафошкин). Записями коллекции постоянно пользуются многие театральные деятели (записи звучат в спектаклях Театра на Таганке, Театра сатиры, Большого театра), деятели кино, радио и телевидения. Валерий Дмитриевич помог А.Стрельченко сделать программу, посвященную Н.Плевицкой. Премьера программы состоялась несколько лет назад в Колонном зале, записана на радио и телевидении.

Многие из радиослушателей помнят передачи "Старый граммофон" на радиостанции "Маяк", радиопередачи "Душа тебе по-прежнему верна" и "Диапазон", прямой эфир радиопередач "Москва и москвичи". Все это - при участии Сафошкина и на основе его коллекции. А на тв Валерий Дмитриевич был автором и ведущим передач "Звезды на 78" (столько оборотов в минуту делали старые пластинки). До сих пор по многу раз в году он проводит тематические вечера в ЦДРИ, сам же их и готовит: пишет сценарии, приглашает актеров. Прошли вечера, посвященные В.Козину, И.Юрьевой, Л.Утесову, К.Шульженко, А.Вертинскому, Т.Церетели. Валерий Дмитриевич очень рад, что один из таких вечеров открыл театральной публике талант молодого певца из Санкт-Петербурга ОЛЕГА ПОГУДИНА, а другие - помогли пробиться трио "Реликт" и "Грант". Словом, коллекция работает, еще как работает, но могла бы работать еще больше, если бы коллекционирование на Руси не было уделом чудаков и энтузиастов

Филофонистов, на всю страну осталось не более ста. Их коллекции гибнут, бесследно распыляются. О невнимании к ним, коллекционерам фонодокументов, свидетельствует такой факт. Будучи членом Международной ассоциации муз. собраний (кажется, единственным в России), Сафошкин был приглашен летом 1998 г. в Сиракузы на съезд ведущих коллекционеров мира, но поехать не смог, такая поездка за свой счет ему, пенсионеру, не по карману, а больше это никому не нужно. А ведь коллекционирование грампластинок имеет у нас в России особое значение. Этим сегодня занимаются чудаки и энтузиасты. И не случайно, что наши гос. архивы звукозаписи зачастую беднее личных собраний. Центральный архив фонодокументов не имеет полного собрания ни одного дореволюционного исполнителя. Там нет полного собрания Вяльцевой, Паниной, Плевицкой и др. выдающихся исполнителей. Да и кто будет заниматься этой непростой поисковой работой за нищенскую зарплату? К тому же этим должны заниматься люди одержимые, а не случайные госслужащие. Коллекционеры же - люди упрямые. Уж если он знает, что до революции кумир эстрадных подмостков Ю.Морфесси записал 38 пластинок, то в доску разобьется, но они будут у нео в собрании, чего бы ему это ни стоило. И они у Валерия Дмитриевича есть!

К этому надо добавить, что гос. архивы периодически подвергались чистке. Во времена Сталина вычищали врагов народа, во времена Хрущева изымали то, что было связано со Сталиным, а на коллекционеров эти черные списки не действовали. Естественно, что при таком подходе гос. архивы оскудели и сейчас, когда есть возможность восстановить многие незаслуженно забытые голоса корифеев отечественной эстрады, госархивам надо больше контактировать с коллекционерами в работе по пополнению своих фондов. А членом международной ассоциации муз. собраний стать совсем непросто. Сначала к Сафошкину в гости приехал руководитель этой организации Майкл Билл. Приехал, согласно расписанному по минутам дню, в 11 час. на 40 мин., а проводили Сафошкины его на электричку в 23 час. Он отменил все свои запланированные визиты и целый день снимал своей видеокамерой кинофильм о коллекции Валерия Дмитриевича, сделавший его популярным в Америке.

На Западе коллекционеры - в большом почете, к ним относятся как к хранителям национальных ценностей. Едет  коллекционер на аукцион, покупает вещь, имеющую национальную ценность, привозит к себе в страну, и ему все оплачивают, потому что он способствует сохранению культурных ценностей своей страны. У нас же, даже в Москве, не говоря уж о России, нет торговли старыми пластинками. В других странах - пожалуйста. В Германии, Франции, Австрии, Польше такие магазины есть, и немало. У нас же как-то не сложилось. У людей лежат горы пластинок. Бабушка, которой сейчас трудно живется, с удовольствием отнесла бы пластинки в магазин. Вместо этого они летят в мусоропровод.

Валерий Дмитриевич делит современную эстраду на две части: попсово-фанерную и собственно эстраду.
К 1-й части относятся дрыгающиеся под фонограмму безголосые псевдо-певцы. Их голоса созданы искусством звукооператоров и компьютерщиков, без фонограммы они - ничто. Да и поют (если это можно назвать пением) на музыку псевдо-композиторов, которые сами толком не понимают, что сочиняют. И эта якобы-музыка вполне соответствует бессмысленному тексту.
2-я часть эстрады - это эстрада певцов Кобзона, Трошина, Серебрянникова, Пьехи, Ненашевой, Толкуновой, Малинина, эстрада композиторов Богословского, Фельцмана, Петрова. Очень грустно, что на смену идейной цензуры пришла цензура финансовая: даже талантливый человек, но без финансовой поддержки, пробиться не может. Зато деньги делают чудеса - раскручивают бесталанных неумех, приучая к ним непритязательную публику. В некоторых странах Запада исполнение под фонограмму запрещено как профанация. Пора бы и нашей Думе подумать о подобном законе.

Центральной темой коллекции В.Сафошкин считает все записи Утесова вместе с записями Шульженко, Козина, Вертинского. Вообще же, у коллекционеров, помимо личных пристрастий, есть еще два критерия: возраст пластинки и тираж. Следует сказать и о магнитофонных записях, дополняющих коллекцию. У Валерия Дмитриевича есть коробки с пометками "На концертах Утесова". Он же бывал на многих его концертах и всячески стремился сделать записи. Договаривался со звукооператором, платил ему, давал на бутылку или две, затем после концерта забирал пленку. Капитолина Лазаренко рассказала, что была как-то с Леонидом Осиповичем в одной компании - и вроде кто-то записал этот вечер на пленку. Пленка нашлась, и оказалось, что под гитарный аккомпанемент Н.Волшанинова Утесов поет романсы, чего не было на пластинках. Теперь Сафошкин включил это в компактный диск.

Он дружил с замечательным артистом-чтецом С.М. Балашовым, который тоже увлекался записями: только им был записан на магнитофон Б.Пастернак. Теперь оригинал этой записи хранится у Валерия Дмитриевича. Сергей Михайлович многое передал ему. Как-то Балашову удалось встретиться с личным шофером царя Николая II и записать его воспоминания. И эта запись теперь в его коллекции... Несмотря на полувековую разницу в возрасте, Утесова и Сафошкина связывали теплые, человеческие отношения. Юмор всегда сопровождал Леонида Осиповича, был философией жизни этого мудрого человека. Однажды, еще в те годы, когда проводились смотры-конкурсы армейских талантов, Сафошкин был членом жюри, а Утесов - его председателем и, тем самым, начальником Сафошкина на время 2-х недель конкурса. И надо же, что именно в эти дни Валерий Дмитриевич получил распоряжение прибыть на плановую диспансеризацию. Он пошел за разрешением к Утесову. Выслушав Сафошкина, тот сказал: - Вы же - кровь с молоком! Это у меня - кровь с сахаром!  И на диспансеризацию не отпустил.

В ответ на стандартный, но весьма логичный вопрос о творческих планах, Валерий Дмитриевич показал вышедшую из печати в декабре 1998 г. свою первую книжку "Гори, гори, моя звезда", о русском романсе и его лучших исполнителях: Вяльцевой, Паниной, Дулькевич, Плевицкой, Морфесси, Давыдове, Козине, Юрьевой, Церетели, Юровской, всего - 15 исполнителей. О каждом из ни в книге дается очерк, затем - 10-15 романсов, ставших популярными благодаря исполнителю, и полная дискография его записей. Столь подробный перечень пластинок дан впервые. Готовится к изданию книга о звездах муз. эстрады "Дающие крылья песне". Это книга о Утесове, Руслановой, Сокольском, Бернесе, Отсе, Лемешеве, Сикоре, Виноградове, Бунчикове, Нечаеве, и Шульженко. Задуманы книги о композиторах, энциклопедия русского романса, книга о дореволюционных и послереволюционных куплетистах. В доме Валерия Дмитриевича хранится настольная лампа, при свете которой написал своих "Трех толстяков" Ю.Олеша.

Р.S. Книга "Гори, гори, моя звезда" моментально разошлась и уже переиздана под названием "Не уходи, побудь со мною", вышли из печати книги "Любовь нечаянно нагрянет" (2-е ее издание называется "Сердце, тебе не хочется покоя") и "Я песне отдал все сполна". Выходит из печати книга о жизни и творчестве Вяльцевой и книга об истории русского застолья. А сравнительно недавно на т/к "Культура" пошла уверенно набирающая популярность серия передач "Романтика русского романса", в которой принимают участие современные исполнители. В.Сафошкин - ведущий этой передачи, рассказывающий об истории романсов, жизни и творчестве их исполнителей, своих встречах с некоторыми из них. В передаче используются старые фонограммы. Словом, коллекция Валерия Дмитриевича работает!
Александр Локтев
http://www.chayka.org/node/4069

ДРУЗЬЯ ПО СЧАСТЬЮ - ВАЛЕРИЙ САФОШКИН
Ещё очень давно, когда я была начинающей певицей, с концертной бригадой Москонцерта выступала в одной подмосковной воинской части. После концерта на сцену со словами благодарности вышел симпатичный офицер. Это был подполковник Сафошкин. Он мне тогда сразу запомнился. Запомнился добрыми умными, точными словами в адрес выступавших. Чаще приходилось слышать что-то вроде «Спасибо за хорошо поставленное удовольствие»


Сегодня телефон у Сафошкина не умолкает. Звонят отовсюду: кому-то нужна старая песня, кому-то забытый романс, кто-то подбирает музыку для спектакля. Когда мне нужна песня для пародии, или старинные куплеты для 2-го издания книги «Куплет на эстраде», выручает только Сафошкин. Попросишь, - и через 10-15 мин. можешь записывать! Валерий Дмитриевич нарасхват. Фирма «Мелодия» выпускает пластинки с редкими записями старинных исполнителей, пользуясь бесценным фондом неутомимого филофониста. Фонограммами этого фонда озвучены многие спектакли Малого театра, театра кукол им. Образцова, театра на Таганке, театра им. Вахтангова, многие фильмы, телевизионные и радиопередачи. И что немаловажно, Валерий Дмитриевич ещё и очень симпатичный, добрый человек и товарищ.... Его уход из жизни почувствовали миллионы телезрителей, все те, кто постоянно смотрел передачу «Романтика романса»: исчезли шарм передачи, тепло и доброжелательность человека, неповторимо рассказывавшего о звездах Эстрады (с большой буквы). Я не могу перечислить себя к его давним приятелям, но те несколько последних лет после знакомства, когда мы время от времени общались, стали для меня драгоценным жизненным приобретением: Валерий Дмитриевич не только желал добра другим, но и всячески стремился множить его вокруг себя.


Похоронен на 4 участке Перловского кладбища.
Гин Ирина Гвоздева
http://www.proza.ru/2007/06/21-288

“У НЕГО ЕСТЬ ДАЖЕ ТО, ЧЕГО НЕТ ВООБЩЕ В ПРИРОДЕ!”


В.Д. Сафошкин, известный московский коллекционер звукозаписей, собравший за свою недолгую жизнь уникальнейшую, даже по мировым меркам, коллекцию грампластинок, аудио- и видеозаписей, магнитофонных пленок, компакт-дисков, книг, газетных и журнальных публикаций, фотографий и др. предметов, относящихся к обширнейшей культурной и муз. сфере российской, советской и мировой эстрады. Мне посчастливилось в последнее десятилетие его жизни познакомиться (через передачу “Музыкальная панорама” на радио “Маяк”), подружиться и довольно часто встречаться с этим феноменальным человеком, потрясающим эрудитом, интересным собеседником и рассказчиком, ставшим подлинным хранителем русской муз. культуры и в течение многих десятилетий ее активным пропагандистом. Газета “Вперёд”, начиная с 1998 г., не раз публиковала мои заметки о Валерии Дмитриевиче в связи с его работой ведущего телевизионных и радиопередач, печатала мои рецензии на его прекрасные книги о деятелях отечественной муз. культуры и известных эстрадных исполнителях. Он первым инициировал и долго пробивал в высоких инстанциях присуждение звания Народной артистки России легендарной “королеве романса” И.Юрьевой, незаслуженно забытой в глубокой старости, и добился-таки этого. Единственная из всех артистов эстрады Изабелла Даниловна отметила свой 100-летний юбилей на сцене и даже трогательно спела несколько строк романса вместе с И.Кобзоном.

Одна из стен квартиры В.Сафошкина сплошь увешана фотографиями замечательных эстрадных артистов с дарственными автографами. Фотография Л.Утесова подарена мл. сыну Валерия Дмитриевича, названному Леонидом в честь любимого певца. Очень хочется надеяться, что Леня сможет сохранить уникальное наследие своего отца и продолжить его подвижническую деятельность по пропаганде достижений российской муз. культуры. Не так давно на канале “Культура” в альманахе “Абсолютный слух” прошел сюжет, снятый в квартире В.Сафошкина с участием его семьи. Любовь Васильевна рассказала, что Франция собиралась за очень большие деньги выкупить у Валерия Дмитриевича ценнейшие вокальные записи и др. материалы о жизни выдающейся русской певицы Н.Плевицкой, но он отказал покупателям, заявив, что эти раритеты являются достоянием России. В его коллекции грампластинок есть редчайшие, едва ли не единственные в мире экземпляры. У него хранятся и уникальные старинные звуковоспроизводящие устройства - один из первых дисков изобретателя Эдисона, валики фонографов, патефоны и граммофоны (есть даже граммофон, принадлежавший Шаляпину). Большую ценность представляют фотоальбомы с подлинными фотографиями выдающихся русских артистов эстрады. Все московские букинисты хорошо знали Валерия Дмитриевича и приберегали для него такие редкости, как фото артистов, ноты романсов, старинные газеты и журналы о музыке, выходившие еще в позапрошлом веке.

Когда я впервые соприкоснулся с интереснейшим собранием филофониста, послушал его увлекательные рассказы о жизни артистической богемы, то сразу же стал настойчиво советовать ему не только выступать с этими материалами по радио и телевидению, но и писать книги. Валерий долго отказывался, говорил, что в наше время никто таких книг не напечатает, а если и издадут, то никто их не купит - у стариков нет денег, а молодежь совсем другим интересуется. Я все же убедил его попробовать, и в 1998 г. вышла первая книга “Гори, гори, моя звезда. Старинный русский романс”. Пробный тираж разлетелся, как горячие пирожки, в течение нескольких лет книгу много раз переиздавали в разном оформлении и под др. названиями. Тогда газета “Вперёд” напечатала мою первую рецензию “Подарок меломанам” (потом их будет еще много).

Окрыленный успехом, Валерий Дмитриевич стал выдавать книгу за книгой. Я был поражен его творческой энергией и работоспособностью, помогал ему в работе над рукописями. Издательство “ЭКСМО” тоже было радо такому замечательному автору, его книги всегда хорошо, со вкусом оформлялись и выглядели очень качественно. Вышли сборники об эстрадных артистах России и Советского Союза, автобиографические издания об Кобзоне и Баяновой, Руслановой, Фатьянове. Особенно хочется отметить ценную монографию Сафошкина “Под чарующей лаской твоею” о любимице России в конце ХIХ - начале ХХ вв. несравненной А.Вяльцевой. Творческая жизнь и трагическая судьба выдающейся русской певицы описаны автором с такой трогательной, душевной чуткостью, что не могут оставить читателя равнодушным. Валерий рассказывал мне, что над текстом книги проливали слезы женщины-редакторы издательства. Под впечатлением от этой книги, которую я помогал редактировать и корректировал ее, в 2008 г., к 95-летию со дня кончины певицы, я предложил нашему журналу “Кстати” статью о ней, которая была напечатана и хорошо принята читателями. Мне очень приятно, что в дарственной надписи на одной из своих книг Валерий назвал меня гл. редактором всего своего творчества.

Высокая ценность его книг состоит в том, что кроме жизнеописаний деятелей муз. культуры, все они содержат и тексты вокальных произведений их репертуаров, и дискографии их звукозаписей, составленные по личному собранию коллекционера. Поэтому эти книги неоднократно переиздавались и не залеживались на книжных прилавках, в том числе и в Сергиевом Посаде. Щедро делился он богатствами своей коллекции и со студиями звукозаписи, производителями грампластинок и дисков, создателями кинофильмов и театральных спектаклей, озвученных многими редкими муз. записями. Около двухсот наименований грампластинок, дисков и кассет выпущены на основе собрания В.Сафошкина и с благодарностью встречены любителями вокального искусства: филофонист помог буквально возродить из небытия таланты русского народа, когда-то гремевшие на сценических подмостках. Следует особо отметить выпущенные при участии В. Сафошкина великолепные серии компакт-дисков “Великие исполнители России ХХ века” и “Золотые россыпи романса”, подарочное издание из 14 дисков к 60-летию Магомаева, наборы грампластинок Лещенко, Шаляпина, Утесова, Вертинского. О благородной деятельности коллекционера было интересно рассказано в сюжете “Филофонист Валерий Сафошкин” большого тв. цикла под общим названием “Россияне”.

В 2005 г. к 60-летию Валерия Дмитриевича Указом Президента России В.Путина ему было присвоено высокое звание заслуженного деятеля искусств РФ. До этого много лет он, единственный из всех известных коллекционеров, носил звание заслуженного работника культуры РСФСР. Столь высокая оценка самоотверженной просветительской деятельности, безусловно, справедливо увенчала труды этого замечательного человека, не щадившего своего здоровья, нервов и сердца для того, чтобы донести до слушателей, телезрителей, читателей и почитателей народных талантов их произведения и прекрасное вокальное искусство исполнителей.
Есть древняя поговорка - “Светя другим, сгораю сам..." Как легендарный Данко, Валерий Дмитриевич нес свет и тепло своего сердца людям, но однажды это сердце вдруг погасло. Он мог бы еще так много сделать, у него были интересные планы и замыслы, но судьба распорядилась иначе. Нам остается лишь долгие годы хранить о нем благодарную память.
Владимир Эльчиев
http://www.sergiev-reg.ru/news....prirode

   
Прикрепления: 8238517.png (25.5 Kb) · 0240105.png (116.5 Kb) · 0104457.png (104.1 Kb) · 0920684.jpg (10.5 Kb) · 2674436.jpg (11.0 Kb) · 4940975.jpg (19.4 Kb) · 8319530.jpg (13.2 Kb) · 4177482.jpg (16.6 Kb)
 

Евгения_ПДата: Понедельник, 09 Сен 2013, 13:04 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 33
Статус: Offline
Очень интересная информация о В. Д. Сафошкине. Спасибо, Валентина! Очень хорошо помню содержательные, тёплые беседы с ним Олега в программе "Романтика романса". Как жаль, что этот необыкновенный человек так рано ушёл из жизни, всего 60-ти лет! А какова судьба его коллекции?
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 02 Сен 2023, 15:02 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
ИСКОРКА, КОТОРАЯ ОТДАЕТСЯ В СЕРДЦЕ...
Вот уже почти 1,5 года с завидной регулярностью выходит на тК «Культура» передача «Романтика романса». Она быстро стала популярной и собирает у экранов телевизоров значительное число зрителей, о чем свидетельствуют многочисленные письма с отзывами и пожеланиями, постоянно приходящие в адрес передачи.
Наш корреспондент Александр Локтев, неоднократно присутствовавший на съемках передачи «Романтика романса», встретился с ведущими передачу Л.Серебрянниковым, В.Сафошкиныи и редактором-консультантом А.Гончаровой.

- Валерий Дмитриевич, когда в эфир вышла первая передача?
- Это произошло 10 октября 2000 г. Я в качестве эксперта рассказал телезрителям о зарождении романса, назвал его выдающихся исполнителей, телезрители увидели фрагменты съемок отдельных исполнителей. Это была, по существу, вводная часть.

- А кому принадлежит идея передачи?
- Мне позвонил Леонид и говорит: «Слушай, Валерий, есть идея сделать на канале „Культура“ передачу о романсе. Вот, ищем человека для исторической части». Но, наверное, «ноги растут» все же из телевидения.

- Такое предложение было, видимо, бальзамом на душу?
- Конечно, я ведь несколько лет вел на  РТР программу «Звезды на 78». Передачи этого цикла были посвящены мастерам эстрады начала XX в., истории отечественной грамзаписи, зарождению и развитию производства пластинок, творчеству исполнителей романса. Мы не ограничивались только студийными съемками, а выезжали для подготовки передач на места, где актеры жили, выступали, в том числе в «Яр», в Измайловский парк, где торгуют старыми пластинками, граммофонами и патефонами. «78» в названии передачи - это число оборотов при прослушивании старых пластинок. Так вот, программу закрыли. Все стало денежно, а это была плановая передача, финансировавшаяся из бюджета. Теперь на тв доля бюджетных программ небольшая, так что огромное число познавательных программ ликвидировали. Что же касается «Звезд на 78», не показали даже отснятые программы.

- Какие наиболее удачные передачи «Романтики романса»?
- Об А.Вяльцевой. Это была одна из первых передач, и нам теперь ясно, что надо было делать о ней две передачи, как мы это сделали о Н.Никитском. А так многое из отснятого осталось за кадром. Назову также передачи о Рубцове, Обуховой, Юрьевой (с рассказом И.Кобзона), о композиторе.Фомине, о Шульженко .

- Несколько слов о новых именах, зазвучавших в программе.
- Помимо знакомства с романсами передачи ведь имеют целью знакомство с новыми исполнителями. Для многих телезрителей стали открытием Дм.Шумейко, ОЛЕГ ПОГУДИН, Н.Шацкая, Т.Отина.

Затем на вопросы ответил Леонид СЕРЕБРЕННИКОВ.

- Леонид Федорович, кто «засветился» в программе «Поют молодые», специально посвященной молодым голосам?
- Это М.Гужов - солист Большого театра, М.Смирнова - солистка детского муз. театра им. Н.Сац, Б.Борейко. Михаила ждет дебют в опере «Князь Игорь», где он поет партию Кончака.

- Многие обратили внимание на то, что в программе нет цыган, можно сказать, прославивших жанр романса.
- В этом нет какого-то умысла. Наша программа задумана как романтика именно русского романса. Вначале она так и называлась. Мне вспоминается недавний разговор с Н.Сличенко, который сказал, что нет такого понятия «цыганский романс». Действительно, романс изначально имеет русское происхождение. Сочиняли романсы, как правило, дворяне, которые, однако, исполнять их не могли, так сказать, по определению: не барское это дело. Исполнение романсов было уделом актеров, в значительной степени - цыган, которые невольно становились пропагандистами этого жанра, в то же время привнося в исполнение свое, цыганское. Другая ветвь русского романса попала на классическую сцену благодаря Чайковскому, Глинке, Рахманинову, Алябьеву. Если же проследить развитие жанра дальше, то следует сказать, что он плавно и незаметно перешел в творчество советских композиторов. Не случайно же многие известные композиторы, с которыми я разговаривал, - Фрадкин, Колмановский, Баснер, Фельцман, Богословский, Хренников - не смогли определить разницу между лирической песней и романсом.

На остальные вопросы ответила редактор-консультант передачи Алла Сергеевна Гончарова.
- Алла Сергеевна, В.Сафошкин полагает, что идея передачи зародилась на телевидении. Так ли это?
- Инициатива делать «Романтику романса» моя. Неправы те, кто полагает, что романс - уходящий жанр. Посмотрите, с каким удовольствием поет сегодня молодежь Вертинского, Лещенко! Наша передача знакомит телезрителей не только с ушедшими исполнителями и композиторами. Мы привечаем современников, например, трио «Реликт», эстрадных исполнителей, пропагандирующих романс в современном исполнении. Словом, демонстрируем романс не салонным, ограниченным жанром, а непрерывно развивающимся, вплоть до романса в джазовом ритме и современном аккомпанементе. Такому подходу соответствует и наш съемочный павильон - зал Литературного музея А.С. Пушкина: не канделябры, не апартаменты дворцов, а современный зал, в котором прекрасно соседствуют старинный романс и современное компьютерное освещение.

- Я вас искренне поздравляю с удачей, ведь передачи пользуются большой популярностью и привлекают все новых и новых телезрителей.
- Да, рейтинг программы весьма высокий.

- Хотелось бы познакомиться с письмами, пришедшими по адресу вашей передачи.
- Пожалуйста, вот некоторые из них. Обратите внимание на их географию: Москва и Подмосковье, Севастополь, Смоленск, Омск, Минск, Санкт-Петербург, Пермь, Таллинн. Помимо писем, нам шлют аудио и видеокассеты с предложениями собственного участия.

- Учитывая такую популярность, обидно, что передача идет лишь раз в две недели, а повторяется в рабочее время буднего дня. Если я в очередную субботу не смог увидеть передачу, то следующую увижу лишь через две недели, то есть спустя месяц после просмотренной ранее, а пропущенная передача для меня безвозвратно потеряна. А если бы ее повторять в следующую субботу, в настоящее время свободную от «Романтики романса»?
- Конечно, это было бы удобно для многих телезрителей, но этот вопрос не ко мне, а к дирекции канала. К тому же, эфирное время стоит очень дорого.

- Присутствуя на съемках некоторых передач и потом смотря их же по телевизору, я неоднократно убеждался, что многие интересные моменты в передачу не попадают. Это касается и рассказов В.Сафошкина, самобытных и уникальных по приводимым фактам, и исполнения певцами отдельных романсов. Жалко ведь! Я говорю это к тому, что слишком мало времени отводится на передачу! Она заслуживает большего эфирного времени.
- Конечно, жаль! Но мы обязаны уложиться в прокрустово ложе отведенных нам 26 мин. И мы пока нашли такой выход: делаем две передачи, как это было с Н.Никитским. Но между двумя передачами - пауза в две недели. И это, конечно же, снижает эмоциональное впечатление. Это вынужденная мера. Многие телезрители недоумевают в своих письмах, почему на такую популярную передачу не отводят хотя бы стандартные 39 мин., не говоря уж о 52-х. Недавно мне позвонила одна телезрительница и, полагая, что это от меня зависит, выразила свое негодование по поводу того, что передаче отводится такое малое время. Но этот вопрос, как и предыдущий, следует адресовать дирекции канала.

P.S. Когда этот материал был уже написан, мне позвонил В.Сафошкин и сообщил, что его пригласили в подмосковную Ивантеевку, чтобы он принял участие в первом местном салоне... «Романтика романса». Красноречивое свидетельство популярности и нужности людям этой телепрограммы!
Элина Байкова
06.02.2008

http://vokrugtv.ru/article/show/Iskorka_kotoraya_otdaetsya_v_serdtse/

К 18-летию со дня смерти В.Д. Сафошкина
ЭНТУЗИАСТ РУССКОЙ ПЕСНИ
24 сентября 2006 г. в станице Староминской состоялось открытие мемориальной доски Заслуженного работника культуры РФ, Заслуженного деятеля искусств России В.Д. Сафошкина. С инициативой установки памятной доски на фасаде ДШИ выступили родственники и друзья именитого земляка, а также представители общественности. Соответствующее ходатайство направили в администрацию Краснодарского края И.Кобзон – народный артист СССР, Герой Труда РФ, депутат Госдумы, первый зам. председателя комитета ГД РФ по культуре, а также Совет кубанского землячества Москвы.


Памятную доску установили на фасаде исторического здания бывшего Атаманского правления, где многие годы располагалась средняя школа № 1, в которой учился и которую окончил в 1963 г. В.Д. Сафошкин. Символично, что сегодня здесь располагаются ДШИ и районный историко-краеведческий музей, где будет создана экспозиция, посвященная жизни и творчеству нашего земляка.


Вот что вспоминает о Валерии Дмитриевиче его супруга Любовь Васильевна: Валера со школьной поры активно участвовал в общественной жизни класса, был душой любой компании. Кстати, уроки музыки и пения проводились в те годы очень содержательно и неформально. Они прививали детям любовь к музыке, давали крепкие знания и исполнительские навыки. Уже тогда Валерий выучил тексты всех пионерских и школьных песен, что в дальнейшем помогло ему создать программу и выпустить прекрасный сборник песен для детей и юношества. Везде, где по делам службы бывал мой муж, он искал и находил старые грампластинки. Помню, в конце 60-х, когда он был молодым лейтенантом, мы жили в Волгограде, в частном секторе. И со свойственной ему энергией Валерий переговорил буквально со всеми жителями, осмотрел чердаки и подвалы, где находил немало старинных грампластинок начала века. Что-то покупал, часть находок ему просто дарили, видя его увлеченность музыкой. Коллекционирование никогда не было для него самоцелью. Каждая находка горячо обсуждалась среди знатоков музыки, он с радостью делился своими открытиями с работниками музеев, муз. издательствами, редакторами радио и телевидения, режиссерами театра и кино. А с артистами эстрады – нотами и текстами забытых муз. произведений…
Газета "Степная новь", 2016 г.
http://www.sngazeta.ru/index.php/rubriki/kultura/23404-et45gfdg5

НАХЛЫНУЛИ ВОСПОМИНАНИЯ...
Много лет назад, когда я только начинала работать со звуком, мне довелось познакомиться с удивительным человеком В.Д. Сафошкиным. Я тогда впервые попробовала заниматься оцифровкой граммофонных записей, но на дворе стоял 1995 г. и такой эстетский проект был совершенно не ко времени. Тем не менее, поездки в Мытищи для записи на DAT-магнитофон дореволюционных певцов стали одним из моих самых ярких муз. впечатлений.

Валерий Дмитриевич был неординарным человеком, очень эрудированным: о почти забытых кумирах дореволюционной эстрады он мог рассказывать бесконечно, помнил их биографии, интересные случаи из жизни, слова знаменитых и совершенно забытых романсов. Романсы он цитировал постоянно! Мне запомнился его рассказ о встрече со старым знакомым на Горбушке (ещё той, легендарной, в Филёвском парке). Суть рассказа была в том, что встретились два приятеля, выпили пива, поговорили о том, о сём, и разошлись. Но! Весь рассказ был составлен из строк дореволюционных романсов! Он начинался со слов «Встреча была для обоих случайной» и заканчивался словами «Мы странно встретились и странно разойдёмся». Рассказ о покупке пива и каких-то других совершенно современных и не романтических вещах тоже был составлен из строк романсов.  Но вернёмся к записям.

Пластинка сменяла пластинку, цыганский хор сменялся нежным голосом Вяльцевой, страстное контральто Паниной -- проникновенным баритоном Морфесси. В перерыве между записями, Валерий Дмитриевич поинтересовался, а слышала ли я Шаляпина? Я промямлила, что конечно слышала, но мне как-то не очень. На эту мою глупость умный Валерий Дмитриевич не отреагировал, а предложил послушать дореволюционную запись Федора Ивановича на граммофоне. Зашипела игла, бегущая по чёрному шеллачному диску, Шаляпин запел -- это была знаменитая сцена из «Бориса Годунова», сцена безумия Бориса... До сих пор помню, как мороз пошёл по коже, как через 30 сек. я совершенно забыла о современной Москве, о проблемах и проектах и перенеслась куда-то далеко, то ли в Оперный театр начала 1900-х, то ли вообще в Кремлёвские палаты начала 1600-х. Голос жил, его сила легко преодолевала толщу времени и несовершенство записи. Это было настоящим чудом! Я часто с благодарностью вспоминаю тот день, а Шаляпина с тех пор очень люблю.
Елена Александровна, творческий руководитель издательства
https://1chevostik.livejournal.com/9707.html

Прикрепления: 9609640.png (138.8 Kb) · 3248576.png (68.9 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВАЛЕРИЙ САФОШКИН *
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: