[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПОЛИНА ВИАРДО *
Валентина_КочероваДата: Суббота, 11 Янв 2014, 21:02 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
ПОЛИНА ВИАРДО
(18.07. 1821 - 18.05. 1910)


Волнующая и загадочная, притягательная, как наркотик... Современники единодушно признавали, что она вовсе не красавица. Один из художников того времени охарактеризовал ее не просто как некрасивую женщину, но жестоко некрасивую. Приблизительно так описывали Виардо все, кто когда-либо ее видел. Ее крестной матерью стала княгиня П.А. Голицына, от которой она и получила свое имя. Таким образом с Россией она оказалась связанной с самого рождения… Отец ее, Мануэль Гарсиа, тенор Парижского итальянского театра, родился в цыганском квартале Севильи, был известен не только как певец, пользовавшийся огромным успехом на всех европейских сценах, но и как композитор. Одно время его песенки распевала вся Испания. Его жена, Хоакина Сичес, красивая и талантливая женщина, являлась украшением Мадридского драм. театра… Для отца Полина была лучшей и любимой из учениц. Если старшую дочь ему приходилось принуждать к занятиям, то Полина готова была сидеть за роялем целый день с утра до вечера. За упорство и трудолюбие ее даже называли Муравьем. К девочке пригласили учителем музыки самого Ф.Листа. Музыка и языки давались ей с одинаковой легкостью, она с детства говорила по-испански, по-итальянски, по-французски и по-английски…


С 1837 г. Полина начала выступать как певица сначала в гостиных, а затем и на концертах. После первого большого успеха 16-летняя певица отправилась в концертное турне по Германии. Вскоре судьба занесла ее в Париж, где ее старший брат преподавал музыку в консерватории. В 1839 г. Полина дебютировала в Лондоне в партии Дездемоны. Там ее и услышал друг старшей сестры Луи Виардо, бывший одним из директоров Итальянской оперы в Париже. Он предложил ей петь в парижском театре, и она с радостью согласилась.


Через год 40-летний Людвик Виардо сделал певице другое предложение – стать его женой. А 19-летняя примадонна была склонна отдать свое сердце красавцу Альфреду де Мюссе. Но от этого шага ее отговорила Ж. Санд, хорошо знавшая неуравновешенный характер писателя. На правах более опытной женщины и старшей подруги она посоветовала юной госпоже Гарсиа остановить свой выбор на основательном и добропорядочном Виардо. Хотя позже в частной переписке Ж.Санд называла его «печальным, как ночной колпак». Ведь он был полной противоположностью своей талантливой, энергичной жене.

И вот, наконец, ноябрь 1843 г. Первое же выступление Полины в Петербурге в партии Розины из «Севильского цирюльника» сопровождалось нескончаемыми овациями. Русские зрители сразу же оценили бурную страстность и артистическое мастерство певицы, ту легкость, с которой она свободно переходила с высоких звуков сопрано на глубокие ноты контральто. Кругом только и разговоров, что о «несравненной Виардо», хотя даже современники к красавицам ее никогда не причисляли. Многие литераторы, художники, дружившие с Тургеневым, в своих воспоминаниях отмечали, что госпожа Виардо очень худа – «сажа да кости», сутула, черты ее лица неправильны и чересчур резки. Некоторые считали ее просто уродливой. «Пройди она на улице тысячу раз мимо самого наблюдательного ловеласа – он бы ее не заметил. А в театре, когда она играла, стоном стонал весь партер; большего сумасшествования и восторгов, казалось, до сих пор не видано. В особенности действовала на зрителей необыкновенная страстность ее игры» – писал литератор Н.В. Берг в «Историческом вестнике» в 1883 г.

И.С. Тургенев считал 1 ноября 1843 г. самым прекрасным днем своей жизни и всегда его праздновал. В этот день он был представлен П.Виардо-Гарсиа. В автобиографическом «Мемориале» писатель отметил этот день так: «Встреча с Полиной». Рядом поставил крест, чем-то похожий на кладбищенский, за которым нет уже ни будущего, ни надежд. Когда они познакомились, ей было 22, а ему 25 лет. Современники считали Тургенева одним из красивейших людей своей эпохи. Родовитый барин, настоящий русский великан под 2 м. ростом. И вместе с тем – мягок, добродушен, нежен, порой даже капризен, как ребенок. Он был завсегдатаем модных салонов Петербурга, блестяще владел французским языком. Отсюда и поразительный успех у женщин. Не устояла перед тургеневскими чарами и Полина. В одном из своих многочисленных писем к ней Тургенев как бы между прочим признался: «А вы будьте вполне уверены, что в тот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану и существовать».

Эта любовь длилась 40 лет, до самой смерти писателя. Практически в каждом тургеневском произведении, созданном после 1843 г., можно в большей или меньшей степени найти отголоски этого необыкновенного чувства. По определению матушки Варвары Петровны, он как безумец гонялся «по всей Европе за этой цыганкой». Он тенью сопровождал семейство Виардо, куда бы оно ни отправлялось. Был в Париже, Берлине, Лондоне, Дрездене, Баден-Бадене, в Куртавнеле и Буживале. В доме Виардо в Ле Френе, к слову, и скончался. Сочинял тексты для опереток мадам Виардо, искал издателей для альбомов ее романсов, а если не находил – под строгим секретом от нее печатал за свой счет. Ее пение он слушал, закрыв лицо ладонями, по которым подчас струились слезы восторга и обожания. Аплодировал же ей с такой горячностью, что обращал на себя внимание зрителей из соседних лож. Интересное свидетельство о поведении Тургенева в театре во время выступления его любимой певицы оставила А.Я. Панаева:«…он, не имея денег абонироваться в кресла, без приглашения являлся в ложу, на которую я абонировалась в складчину с своими знакомыми. Наша ложа в 3-м ярусе и так была набита битком, а колоссальной фигуре Тургенева требовалось много места. Он бесцеремонно садился в ложе, тогда как те, кто заплатил деньги, стояли за его широкой спиной и не видали ничего происходившего на сцене. Но этого мало; Тургенев так неистово аплодировал и вслух восторгался пением Виардо, что возбуждал ропот в соседях нашей ложи».

По словам А.Ф. Кони, «привязанность к Виардо обессилила и связала его волю, ввела его в заколдованный круг неотразимого влияния властной и выдающейся женщины. Он отдал себя, свое время и сердце всецело ей и всей ее семье». Всю жизнь он оставался преданным рабом Виардо. «Уже давно она вытеснила все на второй план, и по заслугам! Я счастлив лишь тогда, когда нахожусь под каблуком у женщины, и она тычет меня носом в грязь?!» — признался он своему русскому другу в экзальтированной самоистязающей страсти, когда до него дошел слух о романе Виардо с голландским художником Ари Шеффером. Он ревновал и к месье Виардо, что, правда, не помешало их искренней дружбе. Отвечала ли Полина ему взаимностью? Кажется, писатель, автор бессмертного романа поколений «Отцы и дети», был для нее больше, чем любовником. Подводя итог своей жизни, Тургенев меланхолично признался: «С первого взгляда, с тех пор, как увидел ее я принадлежал ей целиком, как собака своему хозяину, по правде говоря, она никогда не уделяла мне много внимания». После закрытия сезона супруги Виардо уехали во Францию. Вслед за ними отправился и Тургенев. Он подружился с Людвиком Виардо. Дети по-домашнему звали его «Таржель». Он привык к своему особенному, несколько удивительному для французов положению – постоянного гостя семьи Виардо…


Портрет Тургенева работы П.Виардо

Воистину это был едва ли не самый странный писательский роман ХIХ в. В перерывах между встречами Виардо и Тургенев погружались каждый в свою суету. Оба, причем, вели отнюдь не монашеский образ жизни. Ивана Сергеевича любили и крепостные девушки, и актрисы, и представительницы родовитых семейств. Среди поклонников Виардо – известные композиторы, их менее знаменитые собратья по искусству и даже несколько наследников европейских престолов сходили с ума по «несравненной» Полине. Интересная деталь: свою внебрачную дочь Пелагею, родившуюся в Спасском от белошвейки, Тургенев отдал на воспитание Полине, которая помимо прочих подношений получала и немалую плату за содержание и обучение ребенка. Девочка считалась француженкой и носила имя Полина.

В начале 1851 г. над Полиной-ст. сгустились первые тучи. Европейские газеты в той или иной форме сообщали, что госпожа Виардо больше не поет, а каждая нота, исходящая из ее горла, это раздирающий крик; что певица, которой столько восхищались, почти умерла для искусства. Летом этого же года – провал в лондонском театре оперы «Сафо». Виардо вышла из труппы. В мае 1852-го у нее родилась дочь Клоди. Весной 1853-го – концерты в России и встреча с Тургеневым в Москве после 3-летней разлуки. Нетрудно представить, как они встретились. Он написал ей 17 апреля, вернувшись в Спасское: «Вы знаете то чувство, которое я Вам посвятил и которое окончится только с моей жизнью…»

Гастроли прошли без былого блеска, но, правда, и без громких европейских скандалов. Но мадам Виардо лучше всех знала состояние своего голоса и впервые начала задумываться о профессиональном будущем. Приехав из России, она стала давать первые уроки пения. А позже даже открыла школу, посещая которую, ученицы платили по 100 франков за урок. Вообще меркантильный момент в отношениях Тургенева и Виардо многие исследователи ставят далеко не на последнее место. Писатель мировой величины, Иван Сергеевич приносил в дар своей богине, конечно, не только цветы. Не потому ли, старея, терпела она и его похождения, о которых свидетельствуют современники, и якобы связь со своей дочерью, художницей Клоди, которая была на 34 года младше писателя? А когда писателя не стало, представители семьи Виардо с исключительной поспешностью отвезли гроб в русскую церковь и исчезли, добавив, что если соотечественники не повезут его прах на родину, то его похоронят на городском кладбище по 3-ему разряду, как простого горожанина. Все дело в том, что завещание Тургенева, составленное в 3-х вариантах, представлялось весьма спорным. На карту семьи было поставлено огромное наследство Ивана Сергеевича, и Виардо предпочли занять выжидательную позицию. Людвига Виардо к тому времени уже не было в живых: Полина похоронила его за 2 мес. до кончины Тургенева.

После завершения всей этой, мягко говоря, некрасивой истории гроб с телом писателя все же был отправлен в Россию. На вокзале 2 октября 1883 г. Полины среди провожающих не было. Через несколько месяцев, разбирая архив Тургенева, она уничтожила все свои письма и записки к нему. «42 года я прожила с избранником моего сердца, вредя разве себе, но никому другому. Если русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что сопоставленное с ним имя Полины Виардо никак его не умаляет» – говорила певица уже на исходе своего жизненного пути.


Без Виардо его творчество кажется немыслимым. Не только потому, что она переводила его стихи и рассказы на французский — даже на смертном одре писатель диктовал ей свои последние рассказы; она же помогала ему оттачивать стиль — в скольких рассказах скрывается то, что он переживал с Полиной, о чем беседовал, что узнавал.


И.С.Тургенев на смертном одре. Рисунок дочери Полины Виардо Клаудии. 1883г.

В Париже, где супруги Виардо жили в одном доме с Тургеневым, Полина стала сиделкой умирающего от рака писателя. В последние недели жизни из-за нестерпимой боли он терял рассудок, кричал, в то время, как она старалась облегчить мучения уколом морфия, принимал ее за другую и называл своей леди Макбет, которая преследовала его. В конце концов, он впал в кому и очнулся только, чтобы попрощаться: «Королева королев. В чем она себе отказала!» — ласково прошептал он. То были его последние слова. Существует легенда, что на столике возле кровати Полины лежал написанный ею роман о Тургеневе как последняя дань человеку, который сам себя не понимал, а порой ненавидел, возвращаясь к единственной на земле женщине, перевернувшей всю его жизнь. Ему не издалось свить гнездо, но судьба подарила П.Виардо и И.Тургеневу идеальную, роковую, страстную и необъяснимую разумом любовь, о которой можно лишь мечтать...

После смерти Тургенева Виардо переехала в другую квартиру. Стены гостиной она увесила портретами живых и умерших друзей. На самом почетном месте она поместила портрет Тургенева. С 1883 г. и до конца жизни она писала письма на бумаге с траурной каймой и запечатывала их в траурные конверты. Были оглашены 2 завещание Тургенева – по одному из них он оставил Полине все свое движимое имущество, по другому – право на все свои изданные и неизданные сочинения. Последние годы жизни Виардо занималась по-прежнему преподаванием. К ней съезжались ученицы из разных стран, в том числе и из России. В 1801 г. Виардо награждена орденом Почетного легиона. С годами силы покидали ее: она плохо видела, не выходила из дома. Несмотря на это, продолжала преподавать до последних дней жизни. За 2 дня до смерти, она сказала, что проживет еще двое суток. П. Виардо скончалась тихо и без страданий – теплой весенней ночью. Ей было почти 89 лет. Похоронена она в Париже на Монмартрском кладбище.


Виардо сильно пережила Тургенева, как он предсказывал в стихотворении «Когда меня не будет…» и она не ходила на его могилу, что тоже было предсказано писателем…
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=848
Прикрепления: 3298207.png (31.0 Kb) · 0109477.png (22.0 Kb) · 9446830.png (25.5 Kb) · 0310946.png (18.2 Kb) · 2457322.png (56.6 Kb) · 0865458.png (33.2 Kb) · 6049933.jpg (31.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 13 Дек 2022, 12:20 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
КТО ВЫ, МАДАМ ВИАРДО?


Европейская оперная знаменитость XIX в. П.Виардо в России известна в основном в приложении к судьбе писателя И.С. Тургенева. До сих пор личность примадонны вызывает вопросы: красавица она или дурнушка, в чем ее магия и какого она роду-племени…

Петербургский бомонд обсуждал новый роман французской писательницы Ж.Санд «Консуэло», в котором приключения перемежались с муз. теориями и оккультными науками. Прототипом главной героини романа послужила оперная дива П.Виардо. И вдруг - сюрприз: осенью 1843 г. она приезжает на гастроли в русскую столицу. Взбудораженные меломаны Петербурга, в том числе и молодой Тургенев, осаждали Оперный театр, где давали «Севильского цирюльника». На сцену вышла далеко не привлекательная Розина - ее внешность злые языки даже называли чудовищным пейзажем. Но стоило ей запеть - и творилось волшебство. Ее голос, по словам К.Сен-Санса, «не бархатистый и не кристально-чистый, но, скорее, горький, как померанец», вмиг преображал внешность певицы, словно разбивал кривое зеркало.


22-летняя Виардо совершенно не походила на «тургеневских девушек». Но их автор, тонкий знаток женской красоты, не заметил ни ее сутулой спины и покатых плеч, ни грубых черт лица, ни выпуклых глаз и большого некрасивого рта. Он был зачарован этой райской птицей из западных садов, и жизнь однолюба разделилась на до и после. Тургенев был представлен заезжей знаменитости, но та не выделяла его из общей массы своих поклонников. Замужняя примадонна, которая была счастлива в браке, отличалась спокойным нравом и рассудительностью. Влюбленный поклонник потерял голову и довольствовался ролью преданного обожателя. Писатель А.Писемский называл Тургенева ласковым гигантом с глазами умирающей газели. В 1845 г. Иван Сергеевич оставил Россию, чтобы следовать за своей повелительницей. Но его мать  возненавидела «певичку» и жестоко ревновала к ней сына.

Родители Полины были родом из Испании. Ее отец служил хористом в Севилье, а его предками были не то мавры, не то цыгане. Корни матери Полины, Хоакины Ситчес, столь же туманны. Она была незаконной дочерью в семье испанских дворян, а в молодости пела в Мадридской опере, где Мануэль был ведущим тенором. В 1807 г. Мануэль Гарсиа с семьей покинул Испанию, успешно выступал в Парижской опере и колесил по Европе, пока не стал отцом троих детей. Младшая дочь Мишель-Фердинанда-Полина родилась в Париже. Затем семейство в полном составе отправилось завоевывать Америку. Полине 4 года, и она уже знает все вокальные партии «Дон Жуана». Феноменально талантливый папаша Мануэль - певец, композитор, педагог - был домашним деспотом. ­Обучая детей пению, он нещадно колотил своего сына Мануэля Патрисио и дочь Марию. Но младшенькая была любимицей отца и за усердие в занятиях музыкой получила прозвище Муравей.  Старшая дочь, красавица Мария Малибран, еще в молодости сделавшая блестящую карьеру певицы и трагически погибшая в 28 лет, говорила о своей сестре: «Это дитя затмит нас всех». Так оно и вышло.


В 1837 г. 16-летняя мадемуазель Гарсиа дала свой первый концерт. Услышав юную певицу, немецкий поэт Г.Гейне сказал: «Она больше напоминает нам грозное великолепие джунглей, чем цивилизованную красоту». Первый выход на сцену оказался для Полины весьма удачным.Пройдут десятилетия, и директор музея Тургенева в Буживале, видный тургеневед А.Звигильский заговорит о возможных еврейских предках семьи Гарсиа и приведет некоторые подтверждения. Например, что бабушка Полины по отцовской линии, Мариана, носила фамилию испанских маранов - Агиляр.

Еще с XV в. испанские короли предписывали всем евреям в трехмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны. Насильственно обращенных в христианство, но втайне сохранявших верность иудаизму стали называть маранами. Преследуемые инквизицией наравне с иудеями, мараны стали покидать Пиренейский полуостров или растворились в испаноязычном населении.
Возможно, до младшей дочери М.Гарсии дошли какие-то семейные предания о ее предках. Но теперь был Париж 1840 г., и юная Полина выходит замуж за солидного Луи Виардо, композитора и директора Итальянского театра. Он стал усердно заниматься карьерой своей жены. В этом браке родилось четверо детей: 3 дочери и сын.


Полина Виардо - хозяйка салона и муза многих французских композиторов. На сцене она воплощает образы библейских женщин: Мэхалы в опере «Самсон» Дюпре и Далилы в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса. Друзья семьи Виардо - композиторы Мейербер, Галеви, Мендельсон. Полина «грандиозно и восхитительно» исполнила партию Рахели в «Иудейке» Галеви и партию Фидес в «Пророке» Мейербера, ставшую коронной в ее выступлениях. Любимица публики играет для гостей произведения Мендельсона, а позднее порывает отношения с Вагнером, прочитав его антисемитскую книгу «Еврейство и музыка». После гастролей в России Полина вернулась в Париж. Тургенев жил рядом и подолгу гостил в их семействе, но Луи до удивления мирно уживался с поклонником своей супруги. Гонорары писателя росли и тратились на чету Виардо, а их дети стали ему как родные. Полина представляла Тургенева парижским знакомым: «Это наш русский друг!». В 1853 г. примадонна снова триумфально гастролировала в Петербурге, потом по Европе. Женщина-загадка, женщина-чудо - как только ее не называли! Ею восхищались, о ней слагали стихи, художники делали из нее красавицу.

Тургенев сопровождал Полину на гастролях и иногда посещал Россию. В 1861 г. мадам Виардо ушла с оперной сцены и с семьей обосновалась в Баден-Бадене, где стала вокальным педагогом. Ее вилла на немецком курорте стояла у подножия живописной горы, а в саду проходили муз. вечера с избранной публикой. Тургенев выстроил себе дом рядом с виллой Виардо и ходил к ним в гости. Они с Луи были заядлыми охотниками, а в Баден-Бадене водились отличные фазаны и куропатки. Знаменитый друг семьи, теперь почти что живой классик, обрусил весь дом: Полина сочиняла романсы на стихи русских поэтов, а Луи переводил на французский прозу Тургенева. Патриотичные соотечественники знаменитого писателя винили Полину в том, что она, привязав к себе их земляка, оторвала его от родины - дескать, господин Тургенев сидит в Европе и ненавидит оттуда все русское. Но классик парировал: «Я слишком многим обязан Германии, чтобы не любить и не чтить ее как мое второе отечество».

Живя в Германии, Тургенев обратился к мистическим мотивам. Герой его повести «Призраки» летает с загадочной Эллис в пространстве и времени. Эллис полюбила его и, показав всю печаль и бренность мира, напиталась кровью своего возлюбленного… Тем временем в России, в родительском имении, у Тургенева росла дочь Пелагея, рожденная крепостной девушкой. Полина, узнав об этом, согласилась спасти бедняжку от холопской жизни, взяв ее на воспитание. Так Пелагея превратилась в Полинет, а сама Полина - в святую женщину. Но дочь Тургенева так и не смогла полюбить свою спасительницу, которую отец навязал ей в матери. Это странное семейство - супруги Виардо с детьми и русский писатель с дочерью, обитавшие под одной крышей, - вызывало пересуды у добропорядочных соседей. Тургенев и сам тяготился положением третьего лишнего, робко сидящего на краешке чужого семейного гнезда. Он даже пытался устроить свою личную жизнь без Полины, но, обманывая самого себя, только морочил головы невинным девушкам.

В 1882 г. Иван Сергеевич тяжело заболел и через год умер на руках своей уже пожилой возлюбленной. В последний путь на родину его сопровождала не родная дочь, а Клаудиа Виардо - дочь Полины. Любовь писателя к певице длилась 40 лет. После ее смерти была найдена рукопись ее преданного обожателя под названием «Тургенев. Жизнь для искусства». Этот текст мог бы пролить свет на отношения 2-х ярких личностей, важные для исследователей. Но рукопись пропала.
Наталья Четверикова
13.06. 2016. журнал "Алеф"

http://www.alefmagazine.com/pub4380.html

МУЗА ИВАНА ТУРГЕНЕВА


Их странный роман до сих пор остается одной из главных загадок мировой литературы. «Мое чувство к ней является чем-то, чего мир никогда не знал, чем-то, что никогда не существовало и что никогда не сможет повториться. С той самой минуты, как я увидел ее в первый раз, - с той роковой минуты я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, пустился вслед за этой женщиной… В немецких сказках рыцари часто впадают в подобное оцепенение. Я не мог отвести взора от черт ее лица, не мог наслушаться ее речей, налюбоваться каждым ее движением; я, право, и дышал-то вслед за ней.» - признавался сам писатель на склоне лет.

Горько и больно читать эти признания. Тургенев - это вам не тщедушный интеллигентишка, обделенный женским вниманием. Настоящий русский богатырь, красавец, писатель, неутомимый охотник, умен, образован, богат. На родине многие светские дамы вздыхали по нему, мечтая свести под венец. А он выбрал заезжую чужестранку. Мало того, что замужнюю, так еще, мягко говоря, не красавицу. Сутулая, глаза навыкате. На лицо невозможно было смотреть в анфас, утверждал художник И.Репин. Классический сюжет - «красавица и чудовище», только здесь вышло наоборот. Даже закадычная подруга - писательница  Ж.Санд, устроившая брак начинающей певицы с директором Итальянской оперы, недоумевала, узнав, что ее сын закрутил роман с Виардо: «Вот уж полюбится сатана пуще ясна сокола. Ну, что он в ней нашел?!» Впрочем, и сам Иван Сергеевич был не слеп. С горечью писал графине Ламберт: «Дон Кихот, по крайней мере, верил в красоту своей Дульцинеи, а нашего времени донкихоты и видят, что Дульцинея урод, а все одно бегут за нею». Понимал, но ничего сделать с собой не мог. Как-то в сердцах сказал другу-поэту А.Фету, гостившему у него в Париже: «Я подчинен воле этой женщины. Нет! Она заслонила от меня все остальное, так мне и надо. Я только тогда блаженствую, когда женщина каблуком наступит мне на шею и вдавит мне лицо носом в грязь».

«Он жалок ужасно. Страдает морально так, как может страдать только человек с его воображением. Никогда не думал, что он способен так сильно любить» - переживал Л.Толстой. «Нет, тут явно не обошлось без колдовских чар, приворотного зелья,» - судачили сливки общества.
- Эта версия действительно была популярной и в Петербурге и в Париже, - соглашается писатель, гл. редактор семейного журнала о природе «Муравейник» Н.Старченко, большой знаток жизни и творчества Тургенева. – Недаром его мать, барыня Варвара Петровна твердила: «Околдовала тебя проклятая цыганка!» И грозила лишить наследства.
- «Маман, она не цыганка, она – испанка…»
- с досадой возражал Иван.

- Значит, все-таки колдовство?!
- Полагаю, без некоторого магнетизма тут не обошлось. Но всякие приворотные зелья, черную магию исключаю напрочь. Тургенев при первой их встрече не был знаменит, чтобы его привораживать. Подействовало волшебство иного рода. Сошлюсь на мнение ценителя женской красоты, замечательного художника А.Боголюбова. Он долго жил в Париже, дружил с Тургеневым, общался с Виардо.


«Она была нехороша собой, но была стройна и даже худощава, у нее до старости были чудные черные волосы, умные бархатистые глаза и матовый цвет лица. Рот ее был большой и безобразный, но только она начинала петь - о недостатках лица и речи не было, она божественно вдохновлялась, являлась такой красавицей могучею, такой актрисой, что театр дрожал от рукоплесканий и браво, цветы сыпались на сцену, и в этом восторженном шуме царица сцены скрывалась за падающим занавесом…». Вот это «божественное вдохновение» певицы, ее страстный женский темперамент на сцене и сразили чувственного Тургенева. Как и многих других, замечу. У Виардо было немало любовных связей. Называют принца Баденского, композиторов Ш.Гуно, Г.Берлиоза, Ф.Листа, видных художников, писателей, о все они рано или поздно освобождались от ее чар. И только Тургенев остался с Полиной до конца дней своих.

- Как они познакомились?
- Автору прославленных «Записок охотника» помогла его первая страсть! Слава Виардо гремела по всей Европе. И вот, наконец, певица прибыла на гастроли в Санкт-Петербург. Впервые увидев ее на сцене Тургенев был сражен наповал. А вскоре, аккурат в день его 25-летия, некий майор Комаров познакомил Ивана на псовой охоте под Петербургом с другим своим гостем, Луи Виардо. Видимо, Тургенев произвёл хорошее впечатление на француза. Уже через 3 дня Луи представил его своей супруге. Полине шёл тогда 23-й год. Она благосклонно приняла ухаживания обаятельного «русского медведя», про которого ей сказали, что это богатый помещик (владелец 5 тыс. «рабов»!), стихотворец и отличный стрелок. Так что именно любимая охота связала его с главной любовью жизни. Эти 2 страсти будут с тех пор питать творчество Тургенева.

- Он тогда записал в дневнике: «Встреча с Полиной», рядом нарисовал крест, похожий на кладбищенский. Напророчил! Тяжкий крест любви к ней он будет тащить до гробовой доски.
- Да, не знали тогда они, что их любовная связь продлится 40 лет, и будут тут взлёты, охлаждения и разлуки, порой по нескольку лет…

- Из-за Полины Тургенев так и остался на всю жизнь холостяком, не завел свою семью.
- По молодости, до встречи с Виардо, в Спасском у него был роман с миловидной белошвейкой А.Е. Ивановой (не отсюда ли, от отца белошвейки, потом появился образ Ермолая – его неизменного спутника по «Запискам охотника»? Настоящее-то имя помощника по охоте – Афанасий Алифанов.) Девушка забеременела. Благородный Иван решил на ней жениться, чем привёл мать в исступление. Разразился жуткий скандал. Тургенев сбежал в столицу, а Варвара Петровна выслала Авдотью в Москву к родителям. Там и родилась Пелагея. Тургенев добился от матери, чтоб Авдотье назначили приличное пожизненное содержание. Она вышла замуж. А девочку Варвара Петровна забрала в Спасское. И любила похвастаться перед гостями шалостью сына. Мол, посмотрите, на кого она похожа? Пелагея лицом была вылитый Тургенев. Позже, отбывая 1,5 года ссылку в Спасском за статью о Гоголе, он завел крепостную любовницу Фетистку. Прежде она служила горничной у его двоюродной сестры Елизаветы. Очень уж понравилась писателю, он решил ее выкупить. Сестрица заметила, как загорелись его глазки и запросила большую цену. Писатель не стал торговаться. Он хорошо одевал Фетистку, она раздобрела телом, барина уважала…Кстати, в ту пору Виардо была в России с очередными гастролями. Тургенев звал ее в Спасское, но певица не приехала. Тогда он сам, по поддельному документу, отправился в Москву под видом мещанина. И провел с Полиной несколько счастливых дней. Из 3-х ее дочерей он выделял Клавдию (Диди). Дал большое приданое, когда та выходила замуж. Поговаривали, что это его дочь. Есть и другая загадка. Вернулся к Полине во Францию после очередной разлуки, а ровно через 9 мес. родился Поль Виардо. Тургенев послал любимой женщине радостную телеграмму. И был счастлив, пока не узнал о существовании художника Шеффера, нового друга певицы.

- Выходит, Поль не сын Тургенева?
- Не будем гадать. Во всяком случае, когда Поль вырос, стал скрипачом, Иван Сергеевич подарил ему скрипку Страдивари. А вот собственную семью заводить, действительно, не решался. Полагаю, причиной тому не Виардо, а юношеская душевная травма. О чем он ярко, эмоционально и откровенно написал в автобиографической повести «Первая любовь». Герой горячо, без памяти влюбился в соседку по даче княжну Зинаиду, а она стала любовницей… его отца. И произошло это, по сути, на глазах ошеломлённого юноши. На самом деле ту княжну звали Е.Шаховская. Ей было 19, писала стихи…



- И что, отец действительно отбил у Ивана его первую любовь?
- Увы… Сергей Николаевич, выражаясь современным языком, был большой ходок. Сын изящно называл его «великим ловцом пред Господом».


Более утонченный красавец, чем Иван, он постоянно плел любовные интриги. Мгновенно определял, как соблазнить понравившуюся даму. С одной был нежен, с другой – груб.


На соседке- помещице Варваре Лутовиновой, некрасивой, в годах, полковник женился по расчету. У нее было 5 тыс. душ крепостных, у него – всего 150.  Жена прощала ему многочисленные измены, хотя и закатывала скандалы. Из-за этих скандалов¸ истории с княжной у Ивана и сложилась боязнь семейной жизни. Как только в отношениях доходило до серьезного, он уходил в сторону.


Например, еще до Полины был страстный роман с сестрой друга, будущего революционера Бакунина Татьяной. Она официально считалась его невестой. Но свадьбы не случилось.
Прикрепления: 2156801.png (32.8 Kb) · 9051986.png (53.7 Kb) · 2475661.png (42.5 Kb) · 0480287.png (29.1 Kb) · 9352023.png (47.1 Kb) · 2290421.png (41.6 Kb) · 0848793.png (36.5 Kb) · 7508249.png (50.3 Kb) · 7259119.png (39.1 Kb) · 0677125.png (16.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 13 Дек 2022, 19:12 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline

Вот также позже закончились его серьезные отношения с дальней родственницей О.Тургеневой, баронессой Ю. Вревской, знаменитой актрисой М.Савиной, сестрой Л.Толстого Марией. Та из-за Тургенева даже развелась с мужем, но писатель на ней не женился, вернулся к Полине. Мария с горя ушла в монастырь. Раздосадованный Толстой даже вызвал его на дуэль. К счастью, она не состоялась, но два классика долго потом не общались. Он всегда возвращался к Полине. «На краешек чужого гнезда», как сам выражался. С замужней певицей ему было уютнее, удобнее. Годами жил в ее доме или снимал жилье рядом. Сопровождал на гастролях по Европе. Когда супруги Виардо приобрели виллу в Баден-Бадене, он построил свой дом по соседству…

- А муж как реагировал?
- Луи был старше супруги на 21 год. Сразу все понял, не мешал, скандалов не закатывал. К Тургеневу относился дружески. Вместе охотились под Парижем, в Германии. Нельзя сбрасывать со счетов и меркантильность супругов. Оба любили деньги, а Тургенев был богат. Возвращаясь из Франции на родину, продавал то деревеньку, то рощицу. «Чужому гнезду» деньги требовались всегда.


Характерный пример – его незаконнорожденная дочь Пелагея от белошвейки. Впервые Тургенев увидел ее, когда девочке было 8 лет. Был в шоке от того, что дворня плохо относилась к ней, издевательски величала барыней. Тут же сообщил Полине про найденную дочь, разительно на него похожую. «Я почувствовал свои обязанности по отношению к ней, и я их выполню - она никогда не узнает нищеты, я устрою ее жизнь, как можно лучше.» Полина сразу поняла, что здесь пахнет хорошими деньгами. В ответном письме предложила воспитывать девочку вместе со своими родными дочерьми. Тургенев привез Пелагею в семью Виардо, переименовал в Полинет в честь любимой, щедро платил за ее содержание. Короче, еще и дочерью привязала Виардо к себе писателя, хотя отношения певицы и девочки не сложились. Тургенев частенько покупал Полине драгоценности. Парижские ювелиры прозвали его «большой русский простофиля», поскольку ему можно было цену заломить или подсунуть некачественный товар. Он был доверчив, никогда не торговался. Когда Тургенев умер, по завещанию Полине досталась его зарубежная недвижимость, все права на изданные и будущие произведения. А печатали классика охотно, так что Виардо не прогадала с «русским медведем».

- Есть версия, что на самом –то деле странная связь с французской певицей являлась для Ивана Сергеевича лишь прикрытием для основной деятельности. Дескать, он был разведчиком, как этнограф Миклухо-Маклай, путешественники Арсеньев и Пржевальский. Ведь в момент знакомства с Виардо служил коллежским секретарем в Особой канцелярии министра внутренних дел России, занимался безопасностью Отечества. Его чин соответствовал званию штабс-капитана армии. Вскоре официально оставил службу, стал ездить вместе с Виардо по заграницам, подолгу там жил. Знаменитая певица – идеальная «крыша» для разведчика. Наверняка за 40 лет до генерала дослужился…

- Слухи такие ходят до сих пор. Как-то гостили мы с В.М. Песковым в Спасском-Лутовинове. Директор музея-заповедника Н.И. Левин разместил нас в бывшей богадельне, которую некогда построил добросердечный Иван Сергеевич для стариков-дворовых. К слову, одна из бывших его крепостных «афродит» обратилась с просьбой, чтобы и её определили в богадельню – и писатель тут же дал соответствующее распоряжение. Так вот, долгим осенним вечером мы поговорили и о Тургеневе-разведчике. Левин категорически отрицал это: «Нет никаких документов! Не раз уже копались…» Хотя Тургенев действительно служил короткое время в МВД под началом самого В.Даля, автора знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Мать настояла, чтоб Иван стал чиновником, но ничего путного из этого не вышло. Вскоре сын бросил службу, полностью отдался литературе и П.Виардо.

- Так в чем же тогда заключается тайна этого странного романа, рабского, фактически, преклонения могучего русского барина-классика перед «цыганкой»?
- Этот могучий барин был очень чувственной худ. натурой. Если прочитать его произведения, то видно, как высоко он ценит любовь к женщине. Должен ее обожать, боготворить. Властная Полина и стала для Ивана Сергеевича таким стимулом творчества. Держала на расстоянии, заставляла мучиться, ревновать, страдать. В этих муках любви он и черпал вдохновение. Другие женщины, упомянутые выше, такого мучительного вдохновения дать ему не могли, поскольку сами трепетно относились к писателю. В этом была их ошибка.

- А сама Виардо его любила?
- Думаю, она любила только себя. Другим лишь позволяла себя любить. У нее был железный принцип: «Чтобы женщина пользовалась успехом, она должна на всякий случай придерживать около себя совершенно ненужных поклонников. Должно быть стадо». Недаром композитор Сен-Санс писал о ее «бесчисленных изменах». А по поводу ее любви к Тургеневу хорошо сказал писатель Б.Зайцев: «В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Ещё нравилось – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нём, не страдала, не пролила той крови сердца, которую требует любовь.» Я согласен с этим мнением, но надо учитывать, что иностранцы уже тогда любовь понимали иначе, чем мы, русские. Как в том анекдоте про француженку, которая говорит: «Любовь придумали русские, чтобы не платить».

- Хотя Тургенев-то как раз платил!
- Но осуждать Полину не стоит. Со всей очевидностью и беспристрастностью сегодня понимаешь: именно Виардо, именно любовь к ней Тургенева очень сильно повлияла на его творческий подъём! Так что не зря встретил он Полину, не зря уехал к ней за границу. До встречи с ней он сочинял лишь стихи. Но прославился-то прозой. Из Европы лучше увидел родину. За 3 года во Франции, под крылом Виардо, написал свою великую книгу - «Записки охотника». И позже многие другие произведения. Российским разведчиком Тургенев, повторяю, не был, но, выражаясь современным языком, стал нашим мощным «агентом влияния» на Западе. И это внедрение произошло благодаря Полине, которая ввела его в круг своих близких друзей: писателей, композиторов, художников. То был цвет европейской культурной элиты.

Как просвещённый патриот, он видел свою задачу в создании благоприятного имиджа нашего государства в Европе. Старался, чтобы во французской, английской, немецкой печати почаще появлялись благожелательные статьи о России. Также отслеживал и неправдивую информацию о нас, своевременно на это реагировал – и не только сам, но и с помощью своих зарубежных друзей. У него был огромный круг влиятельных знакомых не только в Париже, но и по всей Европе. Когда он построил в германском городе-курорте Баден-Бадене уютный дом рядом с виллой Виардо, дававшей там муз. уроки многим отпрыскам самых знатных фамилий, то его и Полины гостями были высокопоставленные гос. деятели разных стран, принцы и кронпринцы, принцессы, сам император Вильгельм, герцог Баденский. Тут тоже можно было повлиять на положительное восприятие России западной элитой. Ну и, конечно, он – «первый русский европеец». Кроме французского, знал немецкий, итальянский, английский, испанский языки. Фактически открыл русскую литературу для Европы. Именно с него её там начали изучать, когда Тургенев стал самым известным и самым читаемым русским автором в Европе, а критика причислила его к первым писателям века. Примечательный случай: в Лондоне он встретился с Теккереем, который стал пространно рассказывать об успехах английской литературы. Выслушав, Тургенев сказал: «А теперь, позвольте, я Вам расскажу об успехах русской литературы». – «А разве есть русская литература?» - очень удивился Теккерей. Тогда Тургенев прочёл ему на русском языке пушкинское «Я помню чудное мгновенье…». И вдруг знаменитый англичанин засмеялся – ему показалось смешным само звучание русской речи… Вот так-то!

Но прошло не так много времени, и в 1878 г. Тургенева выбрали вице-президентом первого международного лит. конгресса в Париже. Он председательствовал по очереди с В.Гюго. Это была победа, что Тургенева наравне с Гюго возвели в сан патриарха. В речи на конгрессе он подчеркнул: «Сто лет назад мы были вашими учениками; теперь вы нас принимаете как своих товарищей». Сама Полина под его влиянием выучила русский язык и тоже пропагандировала русскую культуру в Европе, пела наши романсы… В Париже были знамениты «обеды пяти великих холостяков»: Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева. Проходили они в лучших ресторанах французской столицы, либо на квартире у Флобера, которому и принадлежала идея застолий. Но Тургеневу там отводилась главная роль. Писатели наслаждались вином, вкусной едой, вели неспешные разговоры о литературе, вспоминали случаи из жизни. Именно там, кстати, впервые признался Иван Сергеевич, какой дикий ужас испытал при встрече на Бежином лугу с обнаженным существом женского пола с распущенными волосами. Уже в наши дни недобросовестные уфологи раструбят, что классик, дескать, столкнулся со снежным человеком, хотя это была деревенская сумасшедшая, о чем сам Тургенев сообщил в конце рассказа.
Разумеется, женщины были одной из главных тем холостяцких застолий. Французы хвастались своими победами над дамами, делились способами и техникой плотской любви и подтрунивали над старомодным русским другом, который предпочитал трепетно и целомудренно говорить о слабом поле. Вот одна из зафиксированных историй, которая наглядно объясняет, какое место занимала женщина в жизни и творчестве Ивана Сергеевича.

«Вся моя жизнь пронизана женским началом, - признавался Тургенев на холостяцком обеде у Флобера. - Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину. Как это объяснить? Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое. В молодости у меня была любовница - мельничиха из окрестностей Санкт-Петербурга. Я встречался с ней, когда ездил на охоту. Она была прехорошенькая - блондинка с лучистыми глазами, какие встречаются у нас довольно часто. Она ничего не хотела от меня принимать. А однажды сказала: «Вы должны сделать мне подарок!» - «Чего ты хочешь?» - «Принесите мне мыло!» Я принес ей мыло. Она взяла его и исчезла. Вернулась раскрасневшаяся и сказала, протягивая мне свои благоухающие руки: «Поцелуйте мои руки так, как вы целуете их дамам в петербургских гостиных!» Я бросился перед ней на колени! Нет мгновенья в моей жизни, которое могло бы сравниться с этим!»

В 1878 г. Тургенев написал стихи в прозе: «Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая, наверно, переживешь меня, - не ходи на мою могилу… тебе там делать нечего.». Так все и случилось. Последние годы Иван Сергеевич жил в семье Виардо. Он тяжело болел – рак позвоночника. Однако французские врачи ошибочно лечили его от грудной жабы. Весной 1883 года умер Луи Виардо, а 3 сентября на руках Полины скончался Иван Сергеевич. Похоронили его согласно завещания в Петербурге на Волковом кладбище. Сама Полина на похоронах не была, отправила дочь Клавдию. И на могилу его не ходила. Как завещал (или предсказал?) Тургенев. После кончины мужа Виардо на 2-й день уже вела занятия по пению с ученицами. Когда же скончался Тургенев, 3 дня не выходила из комнаты… Как и предчувствовал писатель, она пережила его. На целых 27 лет.

Из писем Тургенева Полине Виардо:
«Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые 7 лет тому назад имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александринского театра; ваша квартира была на самом углу, - помните ли вы? Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих, чем те, которые относятся к вам... я стал уважать себя с тех пор, как ношу в себе это сокровище… а теперь позвольте мне упасть к вашим ногам».

«Прошу, позвольте мне, в знак прощения, пламенно поцеловать эти дорогие ноги, которым принадлежит вся моя душа. У ваших милых ног хочу я вечно жить и умереть. Целую вас целыми часами и остаюсь навек вашим другом».

«Ах, мои чувства к вам слишком велики и могучи. Я не могу жить вдали от вас, я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею. День, когда мне не светили ваши глаза, - день потерянный»
.
Евгений Черных
09.11. 2018. КП

https://www.kp.ru/daily/26905/3950560/

РАССКАЗЫВАЕТ БИОГРАФ И.С. ТУРГЕНЕВА


худ. А.Г. Костяников

- В школах о Тургеневе начинают рассказывать с самого начала, с его детства - и обязательно с того, какая у него была страшная мать, самодурша, крепостница. Цитируют самого Тургенева: «Мне нечем помянуть моего детства, ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня…» Салтычиха, в общем.


- То, что матушка Тургенева, Варвара Петровна, была извергом - это какой-то несчастный миф, который укоренился у всех в сознании. В основном он был создан и поддерживался самим Иваном Сергеевичем. На деле она была не более злобной крепостницей, чем все окружающие ее крепостники. Была самодуршей, но мы же все знаем разных самодурш, и в этом смысле она тоже не являлась чем-то выдающимся. К счастью, сохранилось больше сотни писем матери писателя к сыну, ее дневники, - они меняют представления о Варваре Петровне совершенно. Дело даже не в том, что она безумно любила сына - это, может быть, неудивительно. Она оказывается тонко чувствующей, умной, легко играющей словами - и страдающей жестоко. То есть, сочувствие вызывающей. А вот писем сына к матери - ни одного. Что за странность? А и это вряд ли случайно. Много чего в тургеневских архивах - то ли растерялось, то ли было с умыслом подчищено - и им самим, возможно, и его наследниками. Почему? Хотя бы потому, что письма слишком уж красноречивы - и противоречат многим мифам о Тургеневе.

Под конец жизни Тургенева позвали в Оксфорд, сделали почетным доктором, вручили мантию и шапочку - за что? За вклад в борьбу с русским крепостничеством. Имели в виду «Записки охотника». То, что эта книга Тургенева гораздо шире приписанного ей узкого смысла - значения не имело. В передовой интеллигенции распространилась мысль: зачем литература, если она не обличает? Вот и Тургенева стали приклеивать к больным для общества местам, как пластырь. Он не был против. Другое дело - стоило ли даже и во имя прогрессивной либеральной мысли представлять свою маменьку исчадьем зла, делать ее какой-то эталонной самодуршей-крепостницей? Некоторых его знакомых, кстати, это изумляло. Но это ведь не просто грех Тургенева - знак времени. Некрасов создавал свои легенды об отце-сатрапе, мать обожествлял, но забыл о ней легко, а перед отцом покаялся. Так и с Тургеневым. Великая идея вроде как оправдывает человеческие слабости. Это, между прочим, грызло его самого - только куда уж было отступать. Шаг в сторону - всегда расстрел от лит. однопартийцев.

- Но мать не давала ему денег. А когда крестьянка Иванова родила от Тургенева дочку Пелагею, не дала ему жениться
- Да и не собирался он жениться на белошвейке Авдотье Ивановой! Ни на ней, ни на других крестьянках - не одна Авдотья побывала в его, скажем так, сфере влияния. Еще легендарная история - в начале XX в., к 90-летнему юбилею писателя, анонимный автор в одной из газет поведал душераздирающую историю про то, как юный Иван Сергеевич с ружьем наперевес отбил крепостную Лушу, которую злая маменька хотела продать - и якобы заведено было на него уголовное дело. Правда, никто этого дела увидеть не может: сгорело. Не собирался он жениться и на Феоктисте, которую купил за бешеные деньги (700 руб.) и прожил с ней семейно пару лет - пока не понял: не его это, не его. А что его? А то, что Феоктиста, между прочим, стала Фенечкой в «Отцах и детях». А из Луши выросла Лукерья - светлый образ в «Живых мощах».

- То есть он любил народ не на словах. Но все-таки говорят, что жестокая маменька ему отказывала в средствах.
- Тут куда ни повернись - одни легенды. Единственное, что она от него требовала с того дня, как отпустила на учебу в Германию, - минимального отчета в том, как он эти деньги тратит. Она была не ангел, не бедна, но деньги стали утекать безостановочно. На что он тратит? Он не отвечал упорно. Она просила то слезно, то злобно. Писала даже: хорошо, пришли список всех своих долгов, я все оплачу - и попытаемся хоть как-то упорядочить семейный бюджет. Потом все усложнилось: брат Николай женился на служанке матери, втайне от нее. Сам Иван завихрился с Виардо. Для матери это была трагедия ужасная, дети росли ведь росли в ее любви, - и вот осталась у нее последняя ниточка: они зависят от ее денег. По наивности, наверное, думала удержать. И в средствах - ограничила. Это в последние год-два.

- Ну и, естественно, считается, что Тургенев вывел мать в образе злобной барыни в произведении, которое в массовом сознании стало самым известным - «Муму».
- Да, собственно, с «Муму» и начинался миф о деспотичной самодурше-маменьке. Во-первых, в реальности герой «Муму» Герасим - был вовсе не Герасим, а Андрей. Действительно, глухонемой. Но барыню Варвару Петровну страшно любил, никуда от нее даже не думал уходить. Кстати, единственной собакой, которую Варвара Петровна позволяла в дом впускать, была собака сына Ванечки. А во-вторых, никто ведь и не думал вчитываться в повесть. Все повторяют: «барыня приказала утопить собачку». Барыню сделали символом деспотичной власти и крепостничества. Но в повести она топить собачку не приказывала! Ее обидело, конечно, что собачка не дала себя погладить. Но что потом? Собачка лает ночами под окном. Что бы вы сделали с такой собачкой - или чего бы вы, проснувшись среди ночи, ей пожелали? Старая барыня, при всех ее капризах, всего лишь попросила своего дворецкого Гаврилу - сделать что-нибудь, чтоб под окном не лаяли. И это все, что она сказала! А что Гаврила? Утопить Муму - это его решение. С ним солидарны свита, дворня - все с наслаждением подумали: вот шанс поставить на место Герасима. Он же какой-то не такой. Он отдельный, сам по себе и никого не боится - этого серые гаврилы никогда не прощают. И единственной, кто потом хоть как-то вздохнул о Герасиме, - оказалась только барыня! В общем, куда страшнее барыни, выходит, - серые пауки-гаврилы. Барыня даже в самодурстве вся на ладони - серые свиты, окружения всегда сплетают сети, таятся, интригуют, строят партии, карьеры, копят зло… «Муму», как выясняется, не такое уж простое.

- Все-таки главная женщина в жизни Тургенева - П.Виардо. Отношения длились 38 лет. При этом у Виардо был муж Луи, а Тургенев был как бы сбоку припека. И совершенно непонятно, грубо говоря - было у него что-то с Виардо или не было, кроме платонической любви?
- Для точного ответа нужен человек со свечкой - а такого не было. В «Мемориале» Тургенева (где он отметил самые важные события молодости), есть запись: через пару лет после знакомства с Виардо, в 1845 г., - «Первый поцелуй». Еще через несколько лет, в 48-м - «Был с П.». Ну, видимо, с Полиной. И, видимо, «был» - в хорошем смысле. Многие исследователи вычисляли, кто из детей Полины Виардо мог бы оказаться ребенком Тургенева. Думаю, если бы за это дело взялись А.Малахов и его соперники по различным современным телешоу, - все выяснилось бы куда быстрей. Давно бы эксгумировали всех и провели анализы ДНК - и были бы страшно довольны. Пока же, к счастью, руки до этого ни у кого не дошли. Будем мучиться дальше.

Скажу про другое. Любимицей Ивана Сергеевича была Клоди - средняя дочь Полины. Боже мой, что за письма писал ей Тургенев! Нарисует себя поуродливей - и спрашивает: ну что, взяла бы такого в мужья? Сказки и мрачные истории рассказывал Клоди - игривые, со смелыми намеками. Надо сказать, что она отвечала взаимностью - никто из детей Виардо не относился к нему с такой нежностью. Не случайно именно Клоди - единственная из Виардо повезла гроб с умершим Тургеневым на похороны в Петербург. Старшая Луиза вовсе назвала его в своих воспоминаниях нахлебником в их благородном семействе - это совершеннейшая чушь. Отношения Тургенева с семейством Виардо - история запутанная не только в смысле его гипнотической очарованности женщиной, которая его никогда не любила. Это и сложная, запутанная история деловых, финансовых отношений. Всякий раз, когда Полина и ее муж Луи вдруг собирались где-то обживаться - немедленно начинали теребить Тургенева. Вроде советовались - может, и он построит что-то рядом? То в Баден-Бадене, то в Буживале. А дальше все запутывалось - от Тургенева вдруг требовалось страшно много денег. Он тут же начинал ругаться и менять управляющих в своем Спасском-Лутовинове - воруют, мол, денег на все аппетиты не хватает! Известно, кстати: в Буживале им оплачены и дом для Виардо, и домик для него самого. На его деньги куплена скрипка Страдивари для сына Поля. А Клоди он на свадьбу дал приданое не меньше, чем собственной дочери, - 150 тыс. франков…

- Полина при этом воспитывала его дочь от белошвейки Ивановой, Пелагею, которую во Франции переименовали в Полинетту.
- Он отправил дочь в Париж по совету Виардо. Они активно подбадривали Тургенева в борьбе с его матерью - и это тоже было вроде как назло Варваре Петровне. Несколько лет Полина терпела Пелагею, ставшую Полинеттой. От русского языка ее отвадили - она его забыла совершенно. А потом - Виардо с ней разругалась и не пожелала более терпеть в своем доме. Тургенев снял ей квартиру, отдал в пансион, нанял гувернантку. Мучился между 2-х огней, разрывался. Наконец пристроил дочь замуж - только вздохнул, а у нее семья пошла наперекосяк. Виардо по-прежнему терпеть ее не могла: Полинетта перед Виардо, конечно, преклонялась, но недостаточно. Папа преклонялся сильнее. Некоторые письма Тургенева дочери приводят в ступор: он истерично вдруг, не выбирая слов, клянет ее за то, что она где-то как-то посмела намекнуть на Виардо. Потом спохватывался и писал теплее. Но в последние месяцы жизни, когда уже сам не мог писать, Виардо сообщили Полинетте, чтоб она их больше не беспокоила. Похоронить отца Полина тоже не смогла - и Виардо не пожелали, и от мужа пряталась с детьми.

Вообще мучительная смерть Тургенева и все происходившее вокруг - отдельная трагедия. Он скончался в августе 1883-го (по н. ст. - 3 сентября), а до этого, еще в апреле, Виардо обратилась вдруг к российскому послу во Франции князю Орлову - Ивана Сергеевича необходимо признать сумасшедшим. У него видения, он называет Виардо леди Макбет, чем-то швырнул в нее. Но у него, замечу, все те же видения и кошмарные сны были рассыпаны в произведениях задолго до болезни. Он всю жизнь был - странный. Рак позвоночника, разрушенные позвонки, французские светила почему-то так и не смогли найти. Диагнозы были нелепые, все что-то невралгическое. Года 1,5 он пролежал в мучениях. Лечили большей частью молоком и обещали: может быть, все само рассосется. Кстати, только русский врач Белоголовый заподозрил у него злокачественные образования. Так вот, про сумасшествие. Орлов не согласился признавать Тургенева выжившим из ума. Но все-таки решили отыскать психиатра. За пару месяцев до смерти к нему приехала Н.Скворцова, доктор-психиатр, ее подруга Наталья, дочка Герцена и приятель, князь Мещерский. Полина встретила их сообщением: Тургенев предложил ей руку и сердце - но она в сомнениях. Месяц назад скончался ее муж Луи. Гости удивились - и в чем-то заподозрили хозяйку…

- То есть она хотела унаследовать все его деньги?
- И это ей, как известно, удалось. Виардо оказалась единственной наследницей Тургенева. Конечно, это не добавило любви к «бабе Виардихе» со стороны тургеневских поклонников в России - а уж их было немало. В какой-то момент она выговорила все художнику Боголюбову. В том смысле, что русские люди должны быть благодарны ей - потому что, если б не она… Во-первых, туманно объяснила, что у них с Тургеневым за десятилетия сложились сложные взаимные финансово-денежные обязательства, и еще вопрос, кто кому больше должен. А во-вторых - внимание - когда-то ей, примадонне, представили начинающего плохонького поэта (но состоятельного помещика). Он трепетал и поклонялся. Этаким странствующим рыцарем - настаивал на том, что она предмет его любовного служения. Ему хотелось трепетать - она ему позволила. Они писали длинные, умные, иногда ироничные и в меру теплые письма. Он из письма в письмо обращался к ней: «дорогая и добрая госпожа Виардо». Она звала его «Тургелем». Иногда «Турглином». Никаких безумств. Ну кто же мог себе представить, что пройдет совсем немного лет и все перевернется. Она окажется певицей с рано потерянным голосом. Ее муж Луи - очень средним литератором и умелым продюсером. А Тургенев вдруг - живым классиком, писателем с именем европейским, мировым. Да и наследником небедным.

- Отношения между Тургеневым, Полиной и Луи Виардо чем-то напоминают отношения между Маяковским, Лилей и Осипом Бриками. Такая удивительная семья втроем.
- Наверное, не совсем точное сравнение. Хотя бы потому, что, скажем, А.Вознесенский слышал истории о демонической страсти Брик и Маяковского от самой Лили Юрьевны. Ничего подобного П.Виардо не то что не испытывала, но и намека не было на безумства страсти к Ивану Сергеевичу. Все рационально и удобно. Классик мировой литературы выполнял любые ее поручения. Сбегать в аптеку. Сорваться, бросить все - и через пол-Европы к больному мальчику Полю, потому что его родителям некогда, у них гастроли. Или смотаться на курорт, чтоб подобрать подходящее местечко для отдыха Виардо (без него, конечно). Хотя как раз все эти «треугольники» для времен Тургенева были не такой уж редкостью. Тут была солидная теоретическая артподготовка. Теории эмансипации - предмет повсеместных споров с середины XIX в. Девушки отрезали косы. Чернышевский написал поэму о свободных отношениях - «Что делать». Писатель Слепцов собрал коммуну в одном доме - попробовали жить обобществленно и без эгоизма. Вышло не очень - но ведь были и последователи. В моду вошли и фиктивные браки.

Да что там далеко идти - когда в семье Романовых у всех великих князей непременно были разные «многоугольники». А император Александр II, чтобы не бегать далеко, благополучно поселил свою возлюбленную Е.Долгорукую в Зимнем дворце над покоями царственной супруги Марии Александровны. Одна родила ему 7-х, другая 4-х. Да тут куда ни посмотри - голова закружится. На виду у Тургенева, бок о бок - то семьи Герцена и поэта Гервега перетекали друг в друга, то с Огаревыми сложилась странная конфигурация. «Дворянские гнезда» распадались, миллионы по стране внебрачных, незаконнорожденных, воспитанников с видоизмененными фамилиями - были во всем происходящем, безусловно, явные причинно-следственные связи. Поэт Некрасов прожил 20 лет одной семьей с Авдотьей Панаевой и ее мужем. Но у самого Тургенева - свои загадки и давние семейные тайны, которые его с детства будоражили. Луи Виардо назвал тургеневскую повесть «Первая любовь» неприличной и безнравственной. Юный герой Тургенева, напомню, вздыхал о прекрасной Зинаиде, а потом застукал с ней отца. Притом не осудил - зауважал сильнее. И понял, что любовь - это когда тебя хлестнут плеткой, а ты целуешь руку бьющего. Писатель рассказал историю своей юности - о себе и об отце, и о княжне Е.Шаховской. Судя по всему, все, что происходило в его семье, очень непросто. Так вот, Луи Виардо стал вписывать ему во французском издании повести моралистические абзацы. Тургенев проглотил - но во всех других изданиях приписки Виардо повыкидывал.

- У Виардо были другие мужчины, кроме Тургенева и законного мужа…
- Она ведь была «звезда» - и, очевидно, была обаятельна. Толпа великих музыкантов, композиторов - постоянно в ее кругу. От Вагнера она была без ума - пока не выяснила, что он «антисемит». Ш.Гуно намекал, что Клоди все-таки его дочь.


Судя по письмам Виардо - ближе всех для нее был друг Луи, художник Ари Шеффер. А после его смерти - дирижер Юлиус Риц. Дело не в перечне имен. Вот в этих письмах Виардо - теряет равновесие, тут бешеные страсти, тут она пишет, как едва не покончила с собой. Ничем таким с Тургеневым у нее и не пахнет. Там менуэты, рондо, полонезы. Высокие отношения. Хотя Тургенев и рассказывал приятелям о своих немыслимых фантазих - чего он только не воображал про себя с Полиной. Расскажет, вдохновится - и скорей писать, писать, писать.

- Тургенев, судя по всему, был гораздо более сложно устроен, чем кажется. Более депрессивным, нервным, временами мрачным…
- Вполне голливудский сюжет про то, как психологические травмы детства преследуют героев всю жизнь. Вот это, кажется, и про Тургенева. Навязчивые образы, воспоминания из юности преследуют его до последнего дня. Его таинственные повести - сплошная готика, сплошные стуки, шепоты, призраки, зеленые человечки с орешками, исполинские насекомые. Ну что, казалось бы, волнует человека уже немощного, перед самой смертью? Он торопится продиктовать «Пожар на море» - очерк о том, как он впервые, в 19 лет, самостоятельно отправился в Германию - а пароход загорелся и утонул. Спаслись ну просто чудом.

- И, по легенде, Тургенев закричал: «Спасите меня, я единственный сын у матери!»
- Да, и пытался подкупить матросов, чтобы те его спасли в обход остальных. Жуткий стыд за это преследовал всю жизнь. Не единственный, наверное, его грех. Но просто пожирал его. Что может беспоить умирающего? Наверное, что-то очень важное, что-то главное. А Тургенев вдруг торопился что-то объяснить, что-то сказать - о том, что было-то 100 лет назад, давным давно. С Тургеневым кругом - одни загадки.

- А если говорить об эксцентрике?


- Мрачные мысли вечно в голове - но при этом с детства он невероятно любил дурачиться, устраивать представления - например, мимикой и жестами изображать гром и молнию. Как-то пришел к Герценам, решил развеселить дам, вскочил на подоконник - а в нем 192 см. - и принялся кукарекать. Дамы были смущены: «Вы такой длинный, Тургенев, вы нам тут все переломаете!» Как он лечил свои депрессии? Рассказывал он так. Сорвал однажды штору, скрутил из нее двухметровый колпак, нацепил на голову и несколько часов простоял в колпаке, уткнувшись носом в угол. Уверял, что беспокойство как рукой сняло. Или однажды в обществе сидел угрюмо, весь в себе, потом вдруг поднял голову и невпопад: «А вы видели, как в ведре воды в солнечный день бегают маленькие паучки?» Какие паучки, к чему, о чем это он? Все были озадачены - он, напротив, оживился.

В последний свой приезд к Толстому - 17 лет не разговаривали - бросился вдруг плясать канкан. Утром дочь Льва Николаевича застала Толстого с Тургеневым на качелях: они поочередно прыгали и следили, как другой при этом подлетает вверх. Сосредоточенно, с каким-то им понятным смыслом прыгали. Потом сидели за столом, Тургенев ни с того ни с сего: «А поднимите руки - кто боится смерти?» И тут же поднял руку сам. Вторым поднял Толстой. Может, конечно, просто, чтоб уважить гостя. Но все задумались. Главное, что при всех этих странностях, при всех загадках - стоило приблизиться к Тургеневу, очутиться на его орбите, - все начинали вдруг его любить. Нечеловеческое, говорят, в нем было обаяние. И если нам, его не знавшим, не всегда легко его понять, - то это надо лишь считать еще одной из неразгаданных загадок великого писателя.
Дарья Завгородняя, Денис Корсаков
09.11. 2008. КП

https://www.kp.ru/daily/26905/3950587/
Прикрепления: 5633146.png (24.2 Kb) · 8762098.png (51.7 Kb) · 5776139.png (68.9 Kb) · 1265262.png (36.2 Kb) · 2918903.png (25.1 Kb) · 6697531.png (80.3 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: