Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 31 Май 2014, 20:58 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ЛЕВИЦКИЙ (05.08. 1819 - 10.06. 1898)
В то время, как англичанин Роджер Фентон фотографировал в России Крымскую войну по заданию британского правительства, будущий офиц. фотограф династии Романовых сделал групповой снимок первого отряда сестер милосердия, отправлявшихся на эту войну.
Почти все знакомые нам с детства портреты русских писателей 2-й половины XIX в.– на самом деле репродукции с фотографий, которые сделал наш соотечественник и профессионал мирового масштаба С.Л. Левицкий. Занимаясь любимым делом и в России и Париже, он стал единственным нефранцузским фотографом, который снимал семью Наполеона III, а затем долгие годы был придворным фотографом династии Романовых, запечатлевшим 4 поколения царской семьи и передавшим эстафетную палочку своему сыну, снимавшему семью Николая II вплоть до 1917 г.
В 1914 г., на вечере 75-летия фотографии, профессор В.И. Срезневский остановился на деятельности Левицкого, «как родоначальника русской фотографии, начавшем свои работы в Петербурге с дагеротипии и доведшем портретную фотографию до высокой ступени технического и художественного совершенства». Активный член 5-го отдела Русского тех. общества («светописи и ее применений»), Левицкий постоянно бывал членом комиссий, жюри и экспертиз. Высокая демократичность, культура и отзывчивость помогала ему поддерживать дружеские отношения с передовыми людьми своего времени. Композитор М.Глинка и художник А.Иванов поддерживали с ним тесные связи, крупнейшие русские писатели находили время побывать у Левицкого. У него же предпочитали сниматься крупные ученые, актеры, журналисты. В годы, проведенные за границей, он сумел занять видное место среди европейских фотографических деятелей.
По происхождению Сергей Львович – из знатного рода Яковлевых, уходящего корнями к роду боярина Андрея Кобылы, первого исторически достоверного предка династии Романовых.
Отцом Левицкого был действительный тайный советник и дипломат Л.А. Яковлев. За свою жизнь он так и не женился, но имел, как тогда говорили, "воспитанников" – внебрачных детей, которые росли в отцовском доме и не носили отцовской фамилии. Двоюродный брат Левицкого Александр был таким же, как он сам, незаконнорожденным ребенком с вымышленной фамилией – Герцен.
В 1839 г. молодой Левицкий, окончив по настоянию родителей юрфак университета, поступил на службу чиновником МВД в Петербурге. Этот год как раз считается офиц. годом рождения фотографии, которой он впоследствии посвятит свою жизнь. В то время в мире успешно шли опыты по фиксированию изображения солнечным светом на разных "носителях", при помощи разных реактивов – серебра, йода, ртути и даже поваренной соли. Наибольшего успеха достигли авторы двух технологий – Вильям-Фокс Тальбот, изобретатель бумажного негатива, позволяющего размножать снимки, и Луи-Жак Дагер, получивший на медной пластине изображение, которое нельзя было тиражировать, но которое выходило на удивление четким.
Первые фотографы искали пути и средства для практического применения своих изобретений. Петербургская академия наук еще в 1838 г. отправила научную экспедицию в Европу для изучения фотопроцессов. Узнав о том, что фотографическими технологиями интересуются русские, Араго поспешил сделать доклад о перспективном изобретении Дагера 7 января 1839 г.; этот день и считается днем рождения фотографии. Всего через несколько месяцев, 23 мая 1839 г., на заседании Петербургской АН химик и ботаник Юлий Фрицше представил большой отчет "о гелиографических опытах", где показал первые фотографические изображения по методу Тальбота, сделанные уже в России. Среди состоятельных людей того времени было нередким увлечение химией. Страстным химиком был еще один двоюродный брат Левицкого – Алексей Яковлев, последний офиц. представитель этой фамилии. Именно его образ имел в виду Грибоедов в пьесе "Горе от ума":
Он химик, он ботаник Князь Федор – наш племянник.
Сам Левицкий, также разбиравшийся в химии, узнает о фотографии и начинает собственные эксперименты в области фотографических процессов. В 1844 г. его назначили секретарем комиссии по Кавказским мин. водам; в ее составе по удивительному стечению обстоятельств оказался Юлий Фрицше. Узнав, что Левицкий интересуется фотографией, Фрицше поручил ему практическую съемку достопримечательностей и видов. До нас не дошли первые фотографии Левицкого, но известно, что в этой экспедиции он снял несколько видов Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау.
После экспедиции Левицкий окончательно решает посвятить себя фотографии, выходит в отставку и вместе с женой отправляется в длительное путешествие по Европе. Они посещают Рим в 1845 г., где проводят много времени с русской общиной. Ф.И. Иордан, художник и впоследствии ректор АХ, так вспоминает об этом: "Около этого времени приехала в Рим молодая красивая парочка: С. Л. Левицкий со своей женой Анной Антоновной. Трудно было решить, которому из них отдать предпочтение. Красивый, молодой, бойкий Сергей Львович очаровал всех, а возле него кроткая и благородная жена. С первых дней их приезда в Рим я сделался их приятелем и остался таковым до сего дня".
Вскорости в Рим приезжает вице-президент русской АХ граф Ф.Толстой. Община решает сделать ему подарок – групповую фотографию «русской колонии». Снимали на террасе французского дагеротиписта Перро. После Рима Левицкий отправляется в Париж. Он посещает в Сорбонне лекции по физике и химии, знакомится с известными учеными и лично с Луи Дагером, наблюдает за первыми опытами цветной фотографии Ньепса де Сент-Виктора, активно общается с фотографами того времени, в том числе и с американскими. Так, в 1846 г. он знакомится с Уорреном Томпсоном, приехавшим из Нью-Йорка со своими работами большого формата, о которых Левицкий потом написал: "Когда он показал мне коллекцию своих произведений, я пришел решительно в неописуемый восторг – ничего подобного я не видел ни в Париже, ни в Вене, ни в Италии: это были не дагерротипы, а положительно художественные произведения".
Кроме изучения уже известных технологий, он занимается собственными исследованиями: пробует снимать дагерротипные портреты при свете вольтовой дуги. В 1847 г. по его рисункам была сконструирована камера с мехами, повторяющими механизм русской гармошки. Это позволило менять формат получаемого изображения. До этого в салонах фотографов стояло сразу несколько камер, и каждая делала снимок только одного, определенного размера. В 1848 г. он встречается в Париже со своим двоюродным братом Герценом, о чем замечает в одном из писем: "Мне горько, но становится еще грустнее каждый раз, когда увижу А.Герцена, который опять прикатил сюда, верно привлеченный революциею". Попав в руки царских жандармов, письмо стало причиной особого внимания к Герцену со стороны 3-го отделения, что рассорило кузенов.
В 1849 г. на Промышленной выставке в Париже демонстрируется несколько дагерротипов Левицкого, сделанных с помощью объективов оптика Шарля Шевалье. Качество этих работ – и художественное, и техническое – настолько впечатлило современников, что снимки были отмечены Золотой медалью выставки. Это была первая в истории награда за фотографические произведения. Левицкий становится широко известным фотографом. Летом он возвращается в Россию и открывает в Санкт-Петербурге на Невском проспекте "Дагерротипное заведение Сергея Левицкого". Сейчас на этом месте находится Дом Зингера. Фотографические студии того времени чаще всего размещались на последних этажах со стеклянной крышей или стенами, чтобы в салоне было много света. Рабочий день фотографа был сильно ограничен длительностью светового дня. Левицкий первый начал опыты со съемкой при эл. свете, испытывал угли Яблочкова, участвовал в приготовлении углей специально для целей портретной фотографии.
В 50-х годах распространился новый способ фотографирования – так называемый "мокрый коллодий". Съемка производилась на стеклянные пластинки, предварительно обработанные коллодийным раствором. Материал был светочувствителен только в мокром состоянии, поэтому съемку надо было делать сразу же после нанесения химии. После проявки и закрепления получался "стеклянный негатив", с которого можно было печатать неограниченное количество копий. Фотографии получались с большой детализацией и хорошей проработкой тонов. Левицкий в совершенстве овладевает этой техникой и создает в своей Петербургской студии большую серию фотографий известных людей того времени. По этой технологии сделан исторический групповой портрет первого отряда сестер милосердия, отправлявшихся в действующую армию, в Крым, где шли ожесточенные сражения России с объединенными силами Англии, Франции и Турции.
В 1858 г. Сергей Львович получает приглашение открыть свой фотографический салон в Париже и переезжает туда с семьей. Его студия в Париже была очень популярна. Частыми гостями у него были многочисленные русские эмигранты. Примирившись с Герценом, в это время он много фотографирует брата. Один из портретов стал действительно хрестоматийным. Эта фотография послужила для художника Ге основой замысла известной картины "Тайная Вечеря", где он изобразил Христа в позе, почти полностью повторяющей позу Герцена на этой фотографии. Для современников это сходство было очевидно и широко обсуждалось в обществе. Сам Герцен на фотографии себе нравился: он считал, что фотографу удалось создать образ мыслителя, гражданина.
Салон Левицкого был невероятно успешен: он всегда экспериментировал в работе, одним из первых придумал делать своеобразные коллажи, на которых человек общался сам с собой – пожимал себе руку, играл на фортепиано и сам же слушал свою игру. Во время съемки герой должен был быстро поменять положение тела или даже переодеться, а фотограф – успеть сделать вторую фотографию до того, как стекло с нанесенным на него раствором высохнет. Широко известна работа "Герцен против Герцена", где опальный писатель дискутирует сам с собой. В это же время Левицкий начал использовать негативную ретушь, с помощью которой исправлял мелкие дефекты негативов. Вопрос в границах применения ретуши широко обсуждался уже тогда. Сергей Львович всегда был сторонником взвешенного и сдержанного использования этой методики.
В 1864 г. он приглашен в Фонтенбло – резиденцию Наполеона III – фотографировать семью императора. Он сделал целую коллекцию портретов в членов фамилии в разных позах, отдельно и группами, в экипажах и верхом на лошадях, которые очень понравились всему семейству. За это Левицкий получил статус "фотографа императора", а через некоторое время был принят в члены Парижского фотографического общества. Он выступал инициатором многих общественных начинаний в области фотографии. В 1878 г. был одним из организаторов фотографического отдела Русского тех. общества, проводил опыты съемки при электричестве, изучал сочетание солнечного света с электрическим. В 1882 г. в журнале "Фотограф" он рассказал, что перенес эл. освещение в дневной павильон. В соединении "двух светов мы найдем критериум художественного освещения", решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании".
В 1877 г. его фотоателье, которое к тому времени уже имеет название "Фотографы Их Императорских Величеств "Левицкий и сын" переходит в руки сына фотографа – Льву. Русский фотограф С.Л. Левицкий – настоящий энтузиаст фотографии, посвятивший всю жизнь любимому делу. Его знакомство с международным опытом, активное участие в выставках и конкурсах, успешная коммерческая практика помогли передовым тенденциям фотографии укрепиться в России, а созданные им уникальные технологии получили широкое распространение на мировом уровне. Его имя - яркий символ периода расцвета ранней портретной фотографии в России. Он внёс неоценимый клад в иконографию деятелей культуры, развитие отечественной худ. и научной фотографии в целом.
В.П. Боткин, Ф.И. Тютчев, А.Н. Островский
Левицкий первым использовал ретушь негатива и убедил фирму Фабера наладить для этого производство спец. карандашей. Вслед за дагеротипией пришёл коллодионный процесс, которым Сергей Левицкий также овладел в совершенстве. Например, за 4 дня он мог сделать 34 негатива, - для той эпохи это было настоящим прорывом. Достижения Сергея Львовича недооценить сложно: в 1847 г. он нарисовал схему камеры с мехами, благодаря которой стала возможна её конструкция.
Его идея использовать электрическое освещение для портретной съёмки в помещении была признана поистине великой, ведь она открыла новые возможности для фотографов всего мира. Об этом упомянуто в одном из сообщений: «Возвратившиеся с выставки русские делегаты сообщили приятное для всех русских известие о составлении нового протокола в том смысле, что русским фотографом С.Л. Левицким вопрос о применении электрического освещения к портретной съемке решен окончательно в утвердительном смысле». В 1879 г. он снимал портреты при эл. свете с углями петербургского производства при выдержке 15 сек., что стало серьёзным достижением для того времени.
Фотограф работал для высочайшего двора, создал знаменитые портреты императорской четы - Александры Федоровны и Николая I, снимал мокроколлодионным способом коронацию Александра II в Москве. Одна из всемирно известных серий работ Левицкого - «Коллекция портретов русских литераторов».
П.В. Анненков и А.Ф. Писемский
В 1912 г. фирма «Левицкий и сын» закрылась, а через 2 года умер и Лев Левицкий. Коллекция портретов, составлявшая по отзывам современников более 6000 снимков, не сохранилась. Работы фирмы Левицких, рассеянные по различным хранилищам, включаются в разнообразные фонды, поэтому их поиск сильно затруднен. Скончался С.Л. Левицкий на 79-м году жизни и похоронен на Смоленском кладбище. http://www.odessit.ua/news....iy.html http://www.rosphoto.com/history/sergey_levitsky-915
Фотографии Императорской семьи
http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post311892260/
|
|
| |