[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА БЭЛЗЫ...
ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА БЭЛЗЫ...
Юлия_МихайловнаДата: Вторник, 03 Июн 2014, 09:44 | Сообщение # 1
Группа: Проверенные
Сообщений: 51
Статус: Offline
Ушел из жизни Святослав Бэлза
Скончался знаменитый российский музыковед и публицист Святослав Бэлза, сообщил на своей странице в Facebook пианист Денис Мацуев. "Не стало моего близкого друга Святослава Бэлзы", -написал он. Народный артист России Бэлза в конце апреля отпраздновал 72-летие.
Вечная память.
http://news.yandex.ru/yandsea....&lr=193
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 03 Июн 2014, 22:17 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6330
Статус: Offline
НЕ СТАЛО СВЯТОСЛАВА БЭЛЗЫ
На 73-м году жизни скончался музыковед и телеведущий, музыкальный обозреватель телеканала "Культура" Святослав Бэлза.


Об этом сообщил на своей странице в Facebook близкий друг Бэлзы, пианист Д.Мацуев. Святослав Бэлза вел цикл передач "Шедевры мирового музыкального театра" на "Культуре". На этом телеканале он работал с момента его основания в 1997, был ведущим таких программ, как "Большой балет", "Большая опера" и "Романтика романса". О большом профессионале и хорошем человеке - обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.

Энциклопедические знания и фантастическое благородство. О Святославе Бэлзе
В официальной биографии Святослава Бэлзу называют прежде всего литературоведом. По образованию он был действительно филологом, окончил филфак МГУ им. Ломоносова и даже успел выпустить не один десяток работ по польской и чешской литературе. Не один год он же прослужил сотрудником в Институте мировой литературы имени Горького. Но для миллионов телезрителей, для многих и многих и многих тысяч постоянных посетителей концертов классической, да и не только классической музыки, Бэлза был прежде всего посредником между музыкой и зрителем.

Был таким вот миссионером, которому важно было поддержать музыку, привить к ней вкус и, в конце концов, любовь. В той же биографии можно прочитать, что в молодые годы, прочитав "Трех мушкетеров", С.Бэлза начал заниматься фехтованием, был даже чемпионом МГУ, а потом и чемпионом Москвы среди юношей. И даже в последние годы, когда он был болен, прямая спина и внешность мушкетера, рыцаря, который взялся служить музыке - все это вызывало и доверие к нему, и симпатию. Негромкий, красивый голос, стать, так шедшая ему бабочка - все это важно было, так что и звание Народного артиста России он носил недаром. Он, когда выходил перед каким-нибудь важным концертом, не был просто ведущим, это был одновременно и необыкновенный артистичный и доверительный, почти домашний рассказ о композиторе, о произведении, которое вот-вот зазвучит, о тайне музыки, которую, казалось, Бэлза знает и готов нам приоткрыть.

На телевидение он пришел во второй половине 80-х, был автором, ведущим программы "Музыка в кино", а середине 90-х недолго даже успел поговорить "Студией музыкальных и развлекательных программ "Останкино". Но в 97-м году, как только вышел в эфир канал "Культура", он работал здесь до последнего дня своей жизни. Вел несколько передач, и среди других - "Романтику романса", у которой миллионы поклонников. Популяризатор музыки - может быть не самое пышно звучащие звание, но Бэлза был именно таким: просветителем, проводником в мир романса и самой разной музыки, потому что его собственные вкусы были достаточно широкими. И потому так легко он находил общий язык с самыми разными людьми. Ну, а его диалоги с Д.Мацуевым напоминали дуэты давно сыгравшихся джазовых музыкантов.

"Это большая умница, большой эрудит. У него были энциклопедические знания и какое-то фантастическое благородство. После ухода таких людей ощущается пустота. Каждое его появление на сцене или на телеэкране - было своеобразным мастер-классом для публики. Он поражал своими знаниями, своей эрудицией".

Он умел разговаривать с людьми. Другие люди, это было видно, были ему интересны. И потому Бэлза был замечательным интервьюером. Это были разговоры, диалоги особого рода - чрезвычайно уважительная к собеседнику манера вести разговор и аристократичное чувство юмора. Одновременно застегнутый на все пуговицы, готовый хоть сейчас встретиться с самой английской королевой, Бэлза всегда оставался внутренне свободным собеседником.
http://radiovesti.ru/article/show/article_id/138051

ТАКОЙ МУЗЫКИ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ
Самый популярный ведущий "классической музыки" в России Святослав Бэлза скончался на 72-м году жизни от скоротечной тяжелой болезни в клинике Мюнхена.


Долгие годы он был главной персоной российского телеэкрана, представляющей многомиллионной российской аудитории богатейший мир классической музыки в самых разных форматах: и на сценах концертных залов, и на телеканале "Культура". Его талант был особенным, потому что так говорить о музыке, так понятно "переводить" ее смыслы для массовой публики, не удавалось в этом поколении практически никому. Он действительно был человеком той "большой русской культуры", которая казалась уже почти утраченной в последние десятилетия. И, по сути, всю свою жизнь он выступал хранителем и проводником этой культуры, ее верным рыцарем. За это его и ценили миллионы людей. В настоящее время предстоит транспортировка тела С.Бэлзы из Мюнхена в Москву. Дата прощания и похорон будет известна позже.

Денис Мацуев, пианист: - Это все произошло так внезапно, в больнице в Мюнхене. И я не представляю себе телеканал "Культура" без Бэзлы. Это неправда, что нет незаменимых. В российской концертной жизни без Святослава Бэлзы наступит пустота. Он был выдающимся человеком: эрудитом, критиком, музыковедом, интеллигентом. Все, что он делал - концерты, телепередачи, это были такие мастер-классы! Он обладал такими уникальными глубокими знаниями в музыке и литературе. Он был очень светлым, открытым, бескорыстным человеком, моим настоящим другом.

Дмитрий Бертман, режиссер, художественный руководитель "Геликон-оперы": - Мы общались со Святославом Игоревичем многие годы. Он начал ходить к нам в "Геликон" сразу после открытия театра, а в последнее время мы с ним часто фантазировали, как будем открывать "Геликон" после реконструкции. Я был уверен, что именно он будет вести открытие. Думаю, что для каждого из нас Святослав Бэлза - это, прежде всего, образ настоящего русского интеллигента, аристократа. Он обладал абсолютно энциклопедическими знаниями (это шло из семьи: отец его - Игорь Бэлза был крупным музыковедом) и образцово красивой речью. Ведь все, что он произносил - это был настоящий высокий русский язык! Причем, тексты ему никто не писал и суфлером "в ухе" он никогда не пользовался. У него была феноменальная память и способность "сканировать" текст: достаточно было только взглянуть на страницы программ или либретто. Для ведущего - это уникальные качества. Но на ТВ без него не могли обойтись и потому, что его любила публика, телезрители доверяли ему. Он был искренен на экране, не играл никакой роли, был подлинным. И, по сути, стал послом музыки - и для зрителей, и для всех музыкантов. Как никто, он знал музыкантов России, дружил с ними, аккумулировал их, никогда ни с кем не враждовал. И это многое говорит о нем, как о человеке. Мы с ним делали много программ на канале "Культура", в том числе "Большую оперу". У Святослава Бэлзы был имидж, что он очень серьезный человек, но на самом деле он любил шутки и обладал прекрасным чувством юмора - причем, не обывательским, а глубоким. Но главное - был абсолютным профессионалом. Однажды я делал вечер балетной премии в Большом театре, а Бэлза вел церемонию. Там возникла непредвиденная ситуация, и я за кулисами попросил Святослава Игоревича заполнить паузу в семь минут. Он вышел на сцену Большого театра и без всякой подготовки семь минут говорил забитому битком залу о модерновой хореографии! И как! Искусство, любовь к искусству - в этом была его жизнь. Он каждый день вел какую-то программу, летал на концерты в разные регионы, в другие страны, вел телевизионные трансляции в Париже. Он говорил о музыке, о театре в торжественных, возвышенных тонах. Он выходил к нам в смокинге и бабочке. И мы все чувствовали себя в его обществе дамами и кавалерами. И этот образ его - в бабочке, останется с нами.

Андрей Максимов, писатель, журналист, телеведущий канала "Культура": - Конечно, поверить в смерть С.Белзы невозможно: настолько он был живым, активным доброжелательным человеком. В сегодняшней жизни сама профессия телеведущего вызывает много, скажем так, споров. Так вот Святослав Игоревич доказывал, что телеведущий может быть интеллигентным, умным и знающим человеком. Он задал такую планку профессии, до которой надо тянуться и тянуться. Сам факт его существования заставлял подтягиваться. С ним всегда было интересно, надежно и спокойно. Долго еще надо будет привыкать к мысли, что его нет с нами.
http://www.rg.ru/2014/06/03/belza-site.html
Прикрепления: 5625803.jpg(10.7 Kb) · 5905550.jpg(9.3 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 06 Июн 2014, 23:29 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 6330
Статус: Offline
СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА ПОХОРОНЕН НА ВАГАНЬКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ


В ЦДЛ в Москве прошла гражданская панихида по Святославу Бэлзе. Проститься с выдающимся литературоведом, музыкальным критиком и телеведущим пришли родные, коллеги и друзья, а также просто поклонники его таланта. 


В пятницу в Москве простились со С.Бэлзой - выдающимся литературоведом, музыкальным критиком, телеведущим и незаурядным человеком. В ЦЖД, где проходила гражданская панихида, люди с самого утра несли венки и огромные букеты. Первыми с мастером попрощались его родные, а уже затем коллеги и друзья, а также просто поклонники его таланта. Церемония прощания проходила под живое исполнение классической музыки, без которой С.Бэлза не мыслил свою жизнь.
"Мне очень нравится выражение Канта, который говорил, что просветительское, просветительство - это как бы разрушение несвободы человека, то есть он это видел в более масштабном таком и широком смысле, вот это понятие просветительской деятельности. Ну и в полной мере, конечно, Святослав Игоревич этим обладал", - отметила искусствовед Ирина Антонова.
"Очень печально говорить о таком жизнерадостном и жизнелюбивом человеке. Не верится. Встречаясь с ним на сцене, в поездках; он был просто человечным человеком. Помимо всех его эрудиций, знаний, соединял несоединимое. Высочайшего таланта человек", - сказал оперный певец Ю.Веденеев.


Святослав Бэлза скончался в минувший вторник в клинике Мюнхена после тяжелой болезни. Ему было 72 года. Похоронен народный артист на Ваганьковском кладбище.
http://www.tvc.ru/news/show/id/41609
Прикрепления: 9572757.jpg(100.2 Kb) · 7457489.jpg(19.7 Kb) · 2821453.jpg(26.8 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 30 Июн 2014, 09:57 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 6330
Статус: Offline
ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА БЕЛЗЫ

Святослав БЭЛЗА: не тратьте время на пустяки


Известный музыкальный критик, композитор, публицист, народный артист России Святослав БЭЛЗА был ведущим столичного фестиваля искусств “Астана кештері”. В интервью “Каравану” он рассуждал о великолепии Серебряного века, о нашествии попсы и секретах хорошего вкуса.

– Какую эпоху, на ваш взгляд, переживает современная культура?
– Все меньше становится ярких явлений в литературе, живописи, в театральном искусстве. И это мировая тенденция. Натиск электроники, всевозможных технических ухищрений обыкновенного звукооформителя может превратить в композитора. Хотя мировую славу завоевали певцы А.
Нетребко, Д.Хворостовский, потрясающие балерины У.Лопаткина, Д.Вишнева, С.Захарова, но не приходится говорить сегодня о Золотом веке Большого театра. Был всплеск русской поэзии, когда творили Ахмадуллина, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, Рождественский, Высоцкий. А сегодня интересные молодые поэты – они единичны. Страшным бичом нашего времени стала попса. Попса не только в музыке – в литературе, в живописи, в кино. И что еще печальнее – в архитектуре. Книгу можно не читать, фильм не смотреть, а вот архитектурное здание – перед глазами.

– В чем причина таких волн? Не в пассионарном ли толчке, о котором говорил Лев Гумилев?
– Лев Гумилев – автор действительно интересной теории этногенеза, с которой можно и поспорить, и согласиться. На мой взгляд, сейчас настала так называемая культурная передышка. Ведь столько всего уже написано – прекрасной музыки, поэм, пьес, что нам хватит еще надолго. Раз вы назвали этого великого человека, не могу не похвалиться тем, что был близко знаком с ним, с его матерью А.
Ахматовой, всегда был и останусь поклонником творчества его отца – крупнейшего поэта Серебряного века Н. Гумилева.

– Вы упомянули о попсе как о биче нашего времени. Как научиться среди попсы увидеть настоящее искусство?
– Классическое искусство, так же как и высокая наука, определяет уровень развития нации. Сегодня с экранов телевизоров, с эстрады потчуют обилием подделок, суррогатов, имитаций искусства. Нужно учиться отличать настоящее от подделки, правильно формировать вкус. Если ребенка привести в филармонию и дать послушать сложную музыку или сразу дать прочесть Шопенгауэра или Хайдеггера, то можно отбить всякое желание постигать азы великого. Нужно делать это постепенно, постигать мир искусства с классики. Ведь в классике есть то, что созвучно любому времени.

– Какой, на ваш взгляд, должна быть “золотая книжная полка”? Что советуете прочитать?
– Нет определенного списка. Так называемая “золотая полка” приблизительно из сотни книг в разное время была разной. Л.Толстой создавал свою полку, Борхесс – свою. Естественно, что особое место там займут Библия и Коран, национальные святыни и шедевры мировой классики. Казаху, например, непростительно не знать наследия Абая, киргизу – Ч.Айтматова. И любой образованный человек должен пережить душой Шекспира, Гете, Сервантеса, Данте, Толстого, Пушкина. С осторожностью следует относиться к современной литературе. Главное – не тратить время на пустяки. Есть книги для метро, а есть вечные книги. Недаром Набоков говорил: “Большой писатель заслуживает большого читателя”. Большой читатель – это перечитыватель. Лучше перечитать великую книгу, Льва Толстого или Достоевского, и открыть в ней какие-то новые, ранее не замеченные пласты. А литература, так же как и музыка, имеющая лишь коммерческий успех, рано или поздно бесследно канет в Лету.

– Как оцениваете вклад фестиваля “Астана кештері” в популяризацию классического искусства?
– Этот фестиваль – культурный мост между нашими народами, который, поверьте, посильнее любых экономических мостов! Я имел честь вести декады казахского искусства в Москве. Я давно дружу с Казахстаном, еще в советское время многократно бывал на многих фестивалях, в том числе в рамках тогдашней моей программы “Музыка в эфире”. Кстати, запись концерта блистательного Алибека Днишева рекордное количество раз показали по телевидению! В этом году не в первый раз в Астане: был на конкурсе юных пианистов Astana piano passion Д.Мацуева, а оттуда – прямиком в Париж, в театр на улице Шанз-Элизе, чтобы провести концерт Дариги Назарбаевой в сопровождении ансамбля “Сазген Сазы” и Парижского симфонического оркестра. Астана действительно заслужила фестиваль столь высокого художественного уровня. И проведение фестиваля, еще и благотворительного характера, – поистине мудрое решение. Ведь нация, умеющая ценить прекрасное, имеет большое будущее.

– Как относитесь к попыткам внедрить классику с помощью приемов шоу-бизнеса?
– Великая оперная примадонна М.Кабалье как-то сказала мне, что пришла в ужас, когда Ф.Меркьюри ей предложил спеть в дуэте. Она – оперная дива, а он – рок-звезда. Но покоренная его мастерством и темпераментом, она согласилась. Что в итоге? О ней узнали миллионы людей, никогда не слушавших оперу! Я беседовал с величайшим Л.Паваротти, которого, кстати, осуждали за выступления в публичных местах. Когда великая тройка “Три тенора” выступала в Париже на стадионах, на футбольных чемпионатах, многие говорили о профанации. Но теперь, с отступом во времени, мы можем судить, что это было действительно правильным решением. Футбольные болельщики узнали, что мир не ограничивается стадионом, есть прекрасная классическая музыка.

– В какой эпохе вы хотели бы жить?
– Я люблю время трех мушкетеров, потому хотел бы жить либо в девятнадцатом, либо в начале двадцатого века. Это было время великолепного Серебряного века. Невероятная концентрация, расцвет русской поэзии! Практически в одно время творили Гумилев, Блок, Ахматова, Иванов, Брюсов, Мандельштам, Пастернак. Каждое имя могло составить целую эпоху, а они выплеснули в одно время!
Гульнара Турсунова,
05. 07. 2013. газета "Караван", Астана

http://www.caravan.kz/article/64875
Прикрепления: 3760669.jpg(16.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 26 Апр 2017, 13:46 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 6330
Статус: Offline
К 75-ЛЕТИЮ СВЯТОСЛАВА БЕЛЗЫ

СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА СУДЬБА ПОМОГАЕТ ВОПЯЩЕМУ
Можно с уверенностью сказать, что С.Белза был практически обречен стать блестящим музыкальным критиком и литературоведом. Он родился в 1942 году в семье известного советского музыковеда, критика и композитора Игоря Федоровича Белзы. Мать Святослава, казалось бы, медик по образованию, является автором ряда книг по музыке. Так что фактически тяга к прекрасному, к музыкальному на генетическом уровне предопределили профессиональный и жизненный путь любимого многими телеведущего, музыкального обозревателя телеканала «Культуры».

Сам Святослав Игоревич свои детские годы, уже после переезда в Москву, иронично описывал так: «У меня было тяжелое детство. Когда нормальные дети гоняли в футбол во дворе, меня заставляли мыть шею и вели в Большой зал Консерватории или Большой театр… С юных лет музыкой меня перекормили». Окружение у мальчика было более, чем замечательное: семья жила в писательском доме на Беговой, под ними жил В.Гроссман, напротив – П.Нилин, в подъезде и лифте можно было встретить Степанова, Либединского, Заболоцкого. Закончив английскую спецшколу №1 в Сокольниках, Белза поступил на филфак МГУ, где и встретил свою супругу Нину Кулагину. Он – чемпион по фехтованию, «заболел» этим видом спорта еще будучи мальчишкой, когда с головой ушел в книгу «Три Мушкетера», перечитывал ее «до красных глаз».


Она – студентка Киевского государственного университета, чемпионка СССР по плаванию на спине. Жили красиво, ярко, как и полагается творческой, в какой-то степени, «золотой молодежи». В 1961 году Белза получает автомобильные права, и с тех пор начинается его роман с дорогами и красивыми машинами. Кстати, это был самый надежный и продолжительный роман, с женщинами он расходился куда чаще. В 1971 году, через 2 года после свадьбы, Нина рожает мужу сына, Игоря, названного в честь легендарного отца С.Белзы, а уже в 1980, к тому времени известный публицист и музыкальный критик С.Белза уходит к дочери актера П.Глебова – Ольге, которая родит ему тоже сына, Федора.

4 июля 2014 года Игорь и Федор на мемориальном концерте в Большом зале Московской Государственной Консерватории им.Чайковского получат последнюю награду отца, уже посмертную. Ни Игорь ни Федор не выбрали путь, связанный с искусством. Игорь занимается
предпринимательством, окончил радиотехнический университет, Федор – управленческий. Но их отец, С.Белза, философ и критик, никогда не делал из этого трагедии, относился с пониманием. Однако после ухода С. Белзы из жизни его старший сын Игорь решил продолжить дело отца. Сейчас он ведет концертные программы, пробует себя на телевидении. С успехом провел вместе с М. Максаковой вечер памяти, посвященный отцу, сотрудничает с Д.Мацуевым.


Печататься Белза начал еще в университете. По словам Святослава Викторовича именно тогда и сформировался его ритм, который не давал ему расслабиться всю жизнь. В профессию он попал совершенно случайно: было слишком тесно в академических рамках. Белза с детства ценил свободу, как и его отец. Впоследствии энциклопедист и телеведущий вспоминал, что «речь не шла о том, должен я или не должен к девяти утра бежать на работу – на самом деле порой приходится работать куда больше, чем человеку, который сидит от звонка до звонка в своем кабинете. Главное, что то, чем ты занимаешься, приносило удовлетворение. Это и жизнь продлевает». В доме, где росла будущая звезда телеэкрана, были тысячи томов букинистических изданий и четыре пишущих машинки на троих – у каждого своя и одна с латинским шрифтом.

До телевидения Белза активно печатался в газетах, делал литературные обзоры, путешествовал. Всегда тянулся к искусству, просвещаться самому и дарить красоту другим. «Искусство, как мне кажется, убежище не только от скуки, но и от той дисгармонии, которой полна современная жизнь, которая проникает и в искусство. Есть искусство, которое отражается эти диссонансы, даже смакует, нагнетает все эти ужасы жизни. А есть искусство, которое этому противостоит». Белза считал, что о вкусах еще как спорят: привычка к лучшему должна вырабатываться годами. Поэтому в его работах - книгах, передачах, интервью, всегда можно было увидеть некий диалог с читателем или зрителем, словно невидимой мост перекидывал он от себя по другую сторону, призывая к размышлениям.

Белза был потрясающим интервьюиром: не боялся спорить, по-хорошему провоцировать, не на скандальные откровенности, но на искренние мысли. Одно из самых значительных интервью он записал с Рудольфом Нуриевым за полгода до смерти великого танцора. По несчастному стечению обстоятельств интервью было стерто, о чем Белза жалел всю свою жизнь. Крестным отцом Белзы на телевидение стал Ю.Сенкевич. Он искал знатока Парижа и предложил выступить в его «Клубе кинопутешественников». А дальше знаменитая «Музыка в эфире», кропотливая работа на телеканале «Культура», обеспечившая Белзе многочисленные награды, перечислять которые бессмысленно: они все главные, все почетные! Однако сам маэстро больше всего любил свой орден Казановы, который ему был вручен в замке графа Вальштейна, где тринадцать лет в качестве библиотекаря работал сам Казанова. Многие шутили, что эта медаль подарена Белзе совсем не за его труды, посвященные легендарному венецианцу (Белза написал ряд статей и книгу о великом авантюристе), а за его многочисленные любовные истории.

С.Бэлза всегда с особым трепетом и вниманием относился к проектам, в которых ему предлагали участвовать. Никогда не гнался за коммерческим успехом и узнаваемостью, выбирал сердцем и только лучшее: вел утонченные светские вечера или концерты подающих надежды стипендиатов известных музыкальных фондов. В 2013 году в качестве ведущего вел фестиваль «Очи черные» в итальянском городе Монтекатини Терме. Идея фестиваля давно витала в воздухе: познакомить людей с творчеством великих композиторов в исполнении как именитых музыкантов, так и способных учеников. Белза лично общался с талантливыми русскими и итальянскими детьми, учениками различных школ и академий. В 2014 году фестиваль, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, также должен был провести С.Бэлза. Открытие фестиваля началось с минуты памяти о человеке-легенде, олицетворявшем собой целую культурную эпоху. В Монтекатини Бэлзу очень любили, в его честь мэрия города учредила памятный медальон С.Бэлзы, который планируется вручать заслуженным музыкантам и исполнителям.

Другой его страстью были автомобили, которыми он «заболел» с раннего детства, но без участия родителей. Еще будучи мальчишкой вечно крутился во дворе вокруг «Побед» и «Волг» именитых писателей, лауреатов Сталинской премии. Права же получил лишь только на первом курсе, все сокрушался, что поздно. Родители машину покупать отказались, считали, будет гусарить, и не ошиблись. Свой первый штраф Белзе выписали чуть ли не в первый день, как он сел за руль списанной «Волги», купленной на первый гонорар. На протяжении всей жизни Белза менял автомобили, как перчатки, но, по воспоминаниям Сати Спиваковой, любил их порой нежнее, чем женщин: никогда не сдавал не металлолом и не продавал в чужие руки – непременно дарил друзьям или жертвовал на благотворительность. Гонял по Москве, как Шумахер! Кого только не возил: на пассажирском сидении решались вопросы с концертами Д.Мацуева, брались интервью у Л. Паворотти, саму приму М.Плисецкую мог провести с ветерком на скорости в 160 км\ч по Кутузовскому проспекту. Это в эфире Белза был «джентльменом с пришитой намертво бабочкой», как подшучивал над ним Владимир Спиваков, а в жизни – задорный, веселый, вечный мальчишка.


Святослав всегда с особым трепетом вспоминал свою семью, отца и мать, уход которых стал для него большой трагедией. В какой-то мере огромная любовь и почитание родителей не дали самому Белзе построить собственную семью. Телеведущий часто рассказывал о своей древней родословной, корни которой уходили глубоко в историю. Его кредом был фамильный девиз «Ducunt valentem fata», что в переводе значит «Судьба благоволит волящему». От слова Воля! Счастливы те, кто правильно понял свое предназначение. И хоть порой Белза в интервью кокетливо уходил от ответа о своем предназначении, он всегда говорил, что другой судьбы себе не пожелал бы.
Ирина Аникеева
http://dailyculture.ru/stati....shchemu
Прикрепления: 7826595.jpg(16.4 Kb) · 6793203.jpg(12.8 Kb) · 2847267.jpg(13.1 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 26 Апр 2017, 14:12 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 6330
Статус: Offline
СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА: «В разлуке есть высокое значенье...»
Его нет с нами и, кажется, передачи, которые он вёл, стали менее интересными, но это не так, просто они стали другими. С его уходом изменились и люди, для которых он был родным и близким. С.Бэлза ушёл, но остались воспоминания, которые будут жить вечно…

Фёдор Бэлза: У меня воспоминания достаточно смешные. Я помню, как мы в детстве с папой поехали на его новом автомобиле Volvo в Суздаль. Он был рад своему новому приобретению - этому автомобилю, и мы ехали в очень приподнятом настроении на фестиваль «Новые имена». В то время я был относительно маленький. Первое место, куда нас пригласили на экскурсию - музей русской водки. Когда ты совсем маленький, это очень любопытно. После посетили памятники архитектуры и зодчества. Весело, приятно и тепло проводили время вместе. От этой поездки сохранились очень трепетные и хорошие воспоминания. Мы со всеми вместе ходили в баню, где было очень по родному здорово и весело. Сохранились также воспоминания, связанные с моим, если можно так сказать, и это не будет звучать громко, опытом на телевидении, потому что я брал интервью у тогда ещё совсем молодых ребят - наших сегодняшних виртуозов. Совместно с папой мы придумали смешную инсценировку. Там течёт река, и мы сделали так, что я тихонько подхожу к ним, а они стоят и ловят рыбу. Причём, когда я к ним подошёл - это получилось достаточно неожиданно, хотя все были предупреждены. Я был с камерой и микрофоном, а все чуть не попадали в реку от моего резкого появления. Очень приятные воспоминания связаны с летними сборами команды «Новых имён». Прекрасно помню, как мы в большом ресторане-столовой ели сметану из стаканчиков и мило общались с сегодняшними виртуозами, а тогда обычными талантливыми ребятами.

Борислав Струлёв: В начале 90-х годов мне довелось отправиться на гастроли в тур по Дальнему Востоку с фондом «Новые имена». Все наши концерты вёл С.Бэлза. Мы выступали в Чите, Благовещенске, Магадане, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Владивостоке и даже посетили с концертами полуостров Сахалин. Условия, в которых проходили концерты, порой были далеки от идеала. Холодные залы, не всегда воспитанная публика, никогда не были помехой для Святослава Игоревича, его блистательный конферанс мгновенно захватывал внимание зрителей, а во время длинных музыкальных номеров он накидывал что-нибудь тёплое и читал.
Во время этого тура было несколько моментов, о которых хочется вспомнить. Например, в одном из полётов между городами получилось так, что половина пассажиров самолета, в котором мы летели, были заключёнными. Наши места оказались в хвостовой части, и идти к ним пришлось через отделение с людьми в спецформе и наручниках. И, несомненно, меня поразила картина, когда узнав проходящего мимо Бэлзу, один из так сказать «пассажиров» остановил его рукой и переспросил о либретто оперы, которую незадолго до этого обсуждали в программе «Музыка в эфире», а Святослав Игоревич ответил в свойственной ему манере, интеллигентно и с уважением.

Конечно, нельзя не вспомнить Магадан! В тот момент параллельно с концертами Святослав Игоревич снимал репортаж о певце В.Козине. Во время этих съёмок нам удалось побывать в гостях у маэстро. По прошествии времени я понимаю, каким чудом оказалась эта встреча с легендой. Мы общались и музицировали. Для нас, тогда совсем молодых музыкантов, это была невероятная встреча! Никогда не забуду, как в этом же туре перед концертом, во время репетиции, в холодной библиотеке у моей виолончели упала дужка, а с такой палочкой выходить на сцену просто невозможно! В состоянии паники я подбежал к Святославу Игоревичу и рассказал о своей проблеме. В тот момент я даже не представлял, что делать в такой ситуации, ведь концерт должен был начаться с минуты на минуту.

Учитывая, что в Магадане скрипичный мастер не самая часто встречающаяся профессия, можно представить, насколько сильными были переживания. Ведь сорвать выступление во время тура для молодого исполнителя - это самая настоящая катастрофа! Но тут произошло чудо! Святослав Игоревич, понимая всю сложность задачи и глубину вопроса, в присущей ему манере подозвал директора библиотеки и мгновенно объяснил ситуацию. Уже через 5 минут нам нашли местного умельца, гениального человека с золотыми руками. За несколько минут мастер разобрал виолончельное колесо, сделал для себя некий инструмент из двух спиц и достал палочку-дужку из виолончели. За считанные минуты он установил всё на прежнее место, великолепно справившись с поставленной задачей! После мы со Святославом Игоревичем часто с улыбкой вспоминали этот случай. Я очень благодарен ему, да и, наверное, не только я, за ту поддержку, которую он оказывал, ведь благодаря его находчивости мы не раз выходили из сложных ситуаций.

Выступления в каждом городе были уникальными, но именно эти гастроли объединяло одно. Этим одним стала еда. В начале девяностых в стране были большие проблемы с продуктами, но неизменно в нашем рационе оказывались сосиски и китайское печенье «CHOCO PIE». Точнее сказать - на завтрак, обед и ужин у нас было только это!!! Конечно, можно себе представить наше состояние после десяти дней, проведённых в переездах, да ещё и с таким разнообразным меню, но мы не унывали! В один из таких гастрольных дней у Святослава Игоревича был день рождения. И как-то именно нам, а не ему захотелось его отметить. Я поинтересовался у именинника о том, где и как будет проходить праздник в таких условиях, на что получил достойный ответ: «После концерта соберемся в отеле, а то, что в праздничном меню есть только два пункта - не беда, ведь как водится на празднике, этого будет вдоволь!».


Мне приятно поделиться с вами разными воспоминаниями о моментах, проведённых с таким необыкновенным человеком по обе стороны сцены. Для меня это было незабываемое время.

Игорь Бэлза: Я с папой бывал на многих мероприятиях. Выходить в свет с ним было интересно, но достаточно сложно. Сейчас объясню почему. Мы живём все по своему графику и расписанию. У отца, безусловно, было какое-то расписание, но оно варьировалось в зависимости от обстоятельств, и когда мы вместе посещали какие-то мероприятия, будь то съёмка или фестиваль, выступление или светское мероприятие, то было очень тяжело выходить обратно. Потому что он встречал своих близких и не очень знакомых, поклонников, почитателей его таланта и с каждым из них очень обстоятельно беседовал, обсуждая ту или иную тему, иногда споря, доказывая какую-то свою позицию и просвещая. К нему подходило безумное количество людей. Наверное, другой человек, который достиг каких-то высот в жизни, возможно быстро бы отшутился, поздоровался и ушёл, но не папа. Он останавливался у каждого человека, который к нему обращался и задерживался с ним примерно на 30-40 минут. Со всеми поклонниками он общался, кому-то что-то объяснял. Из-за этого увести его, конечно, было очень тяжело.


У него было очень много поклонниц. Я помню, как мы ездили с ним вдвоём на съёмки последних программ «Романтика романса», которые он успел снять. Это было как раз в его день рождения 26 апреля и потом 27 апреля - два дня съёмок, которые проходили в Губернском театре у С.Безрукова, и там была практически половина зала поклонниц папы. Они каким-то образом проходили за кулисы, а когда он выходил на улицу, его тут же обступали со всех сторон. Были какие-то разговоры, кто-то просил автографы, кто-то задавал вопросы и отец, безусловно, беседовал с каждым человеком.

Фёдор: Ещё одно ярчайшее воспоминание, связанное с отцом - это встреча Миллениума в Большом театре. Для меня было очень неожиданно, когда папа сказал, что мы идём. Это был огромный гала-концерт с прямым включением из всех столиц мира и известнейшими людьми, начиная от политиков, оперных див и заканчивая народными артистами. Я тогда чувствовал себя «как Золушка», которая попала на бал. Было много людей, общения, и правильно сказал Игорь, что увести отца было задачей не из лёгких. Всё кипело и шумело вокруг него. Для меня это был самый праздничный и теперь уже самый незабываемый Новый год.

Игорь: С папой достаточно тяжело было спорить и отстаивать свою точку зрения, потому что он по знаку зодиака был Тельцом, и это очень отражалось на его характере. Когда он был уверен в своей правоте, то упирался, и переспорить его было практически невозможно.

Фёдор: Это точно! К тому же все его аргументы зачастую были подкреплены энциклопедическими знаниями и вариантов вообще практически не оставалось.

Игорь: Вы знаете, у меня произошло так, что мой подростковый возраст прошёл мимо папы. Наше общение возобновилось с отцом примерно в 1994 году, я тогда закончил институт. Позже, может это эгоистично, но иногда мне хотелось внимания, а он даже в день рождения мог не появиться и даже не позвонить, потому что был в поездке и у него в этот день были концерты и мероприятия. Отец жил всегда работой и мне кажется, что это и держало его в тонусе.

Фёдор: Периодически папа давал советы, но это было уже в более взрослом возрасте, в подростковом возрасте мы были не так близки. У меня общение с отцом началось где-то в 18-19 лет, а до этого, скажем так, что все были предоставлены сами себе, и так уж сложилось, что папа вёл огромную, насыщенную жизнь. Я бы не сказал, что ему было не до нас. Конечно, нет - он общался и каким-то образом проявлял себя, но такого общения как в наши последние годы, конечно, не было. В последние годы у нас были очень тёплые, дружеские отношения и по поводу советов я всегда прислушивался и всегда принимал их настолько серьёзно, насколько это требовала ситуация, потому что совет отца подкреплялся не только жизненным опытом, но и знанием жизни. Всё было насыщенно, и если меня что-то интересовало, мне давалась целая лекция, а потом уже из собственной жизни ремарки.

Игорь: Есть ещё один очень важный момент, который меня в отце поражает. Потом, когда папы не стало, для меня было шокирующим открытием то, что подходили десятки людей, звонили, писали в социальных сетях и говорили: «Какое счастье, что ваш отец был таким…» или «Мы благодарны вашему отцу, он сделал для меня столько… Он практически сделал всю мою жизнь!». Как оказалось, отец многим помогал как-то пробиться в жизни, помогая им и как-то прося за них. То есть папа каким-то образом умудрялся помогать людям, которые его как-то интересовали или, может, были ему симпатичны, но при этом он никогда не просил ни за себя, ни за свою семью. Он не умел просить. Обычно в нашей жизни тебе нужно попросить, потом напомнить и ещё раз напомнить, а он так не мог. Максимум, что можно было добиться от отца, чтобы он спросил: «А вот нельзя ли сделать так?». Ему говорили: «Конечно, Святослав Игоревич!», но, разумеется, про это забывали, а второй раз он уже не напоминал.

Фёдор: Действительно, для нас это было откровением, и Игорь правильно говорит. Потому что и во время процессии и во время вечера памяти люди просто подходили поблагодарить. Люди признавались именно в том, что Святослав Игоревич принимал непосредственное участие в их жизни, он помогал, решал вопросы. Это были и те люди, которые, к примеру, были из глубинки, но имели талант и изюминку, которая чуть позже раскрывалась. Впоследствии они становились народными артистами. Я отчасти уверен даже в том, что молодые таланты, которые знали отца до его ухода, станут очень большими звёздами.

Игорь: В плане работы он был очень ответственным. Его занятость и востребованность определяли внутреннее состояние, то есть он практически не болел. У него почти не было простудных заболеваний, может, если только пара дней, и он вновь продолжал работать. Показательной историей этого был как раз момент, когда он пожаловался на боли в области желудка, это было примерно в декабре. Я уже тогда ему сказал, что нужно всё бросить и отправиться на лечение. На что он перечислил список дел, съёмок, концертов, фестивалей и тому подобное. В итоге он обратился к врачу только в марте. Он был вот такой!


На первом месте у него была не то чтобы работа, а скорее тот режим, в котором он жил и та ответственность, которая на нём лежала грузом. Режим у папы был сумасшедший. Я пробовал примерять его на себя и сделал вывод, что вероятнее всего не смог бы его выдержать. Например, он мог прилететь из Америки или Китая, просидеть четыре часа в аэропорту, потом улететь в Сургут или Владивосток, потому что вечером предстоял концерт. Или прилететь в Москву утром, где вечером он проводил концерт, а ночью вновь улететь.

Фёдор: Я вот, например, после того как ему исполнилось семьдесят, и мы отпраздновали его большой и красивый юбилей, не мог себе представить, как папа будет пребывать в спокойном, умиротворённом состоянии. То есть я не мог себе его представить на кресле-качалке укрытым пледом и с томиком Бунина в руках. Для меня всегда это было необычно, он всегда был на позитивном настрое и всегда в движении. На мой взгляд, всё-таки семьдесят это достаточно солидный, умудрённый возраст.


Игорь: Депрессий у отца не было. Безусловно, у каждого человека в жизни бывают трудные моменты, а вот у отца, когда не спросишь, всё ли у тебя нормально, он говорил: «Да, а почему должно быть по-другому?». У меня, например, как и у любого человека, периодически возникают вопросы, почему у меня что-то не получилось, почему так не справедливо или ещё какие-то огорчения. А отец никогда ничего не рассказывал, он никогда не говорил ни о болезни, ни о том, что у него что-то не получилось, ни о каких-то своих неудачах.

Фёдор: Мне кажется, что это удел достаточно сильных людей. Всё-таки у любого человека наступают периоды в жизни, когда хочется с кем-то поделиться или кому-то что-то рассказать. Это достойно уважения, ведь с этим достаточно сложно жить и держать в себе достаточно непросто. Отец не любил хандру, он наоборот всегда подбадривал. Всегда говорил, что нужно чувствовать себя победителем, а не побеждённым. Всегда нужно двигаться вперёд. Не зря папа называл нас «мушкетёрами» и очень гордился, когда мы появлялись где-то вместе. Я имею в виду втроём, что случалось не так часто, как хотелось бы.


Игорь: Единственный раз, когда он был в состоянии подобном депрессии, это когда не стало его любимого кота Бастика. Я даже потерял его на какой-то период. Потому что тогда мы были на связи практически постоянно, даже если он выключал телефон, я ему писал смс, и в течение суток он точно отвечал. А в этот раз, когда не стало кота, я ему позвонил, и он сообщил мне эту новость, чувствовалось, что он морально сломлен и в течение трёх дней не отвечал на звонки. Впоследствии оказалось, что он уехал на дачу хоронить кота.

Фёдор: Мне кажется, он был подавлен ещё и потому, что Бастик был последней связью с родителями и с Игорем Фёдоровичем и Зоей Константиновной. Кот всегда встречал его дома, и общение с ним было похоже на общение с человеком. И, конечно, потеря этой ниточки связывающей его с родителями на какой-то момент выбила его из колеи, но, как и любой сильный человек, он собрался и вернулся к жизни. Но котов потом уже не было.


Игорь: Самое интересное, что отец не признавался, где похоронил своего любимого кота Бастика. Это случилось однажды мельком, и, естественно, я не запомнил.

Фёдор: Мне кажется, это просто настолько личное, что ему просто не хотелось об этом говорить. Кстати, однажды Бастик даже снимался и передаче «В мире животных» у Н.Дроздова, который приезжал к папе домой.


Игорь: Он, конечно, не брал кота на гастроли, за что тот очень сердился на папу. Потому что, когда бабушка была жива, кот был под присмотром, а потом ему пришлось оставаться одному. Ещё достаточно интересно то, что уезжая на гастроли, я предложил отцу приезжать кормить кота, на что папа наотрез отказался и сказал: «Не надо, здесь покормят».

Игорь: У папы была безумная тяга к знаниям, можно даже сказать, что он был одержим ими. Когда он встречал человека, который мог поделиться с ним этими знаниями, неважно в какой области, он всегда жадно пытался впитать полученную информацию. Из меня он пытался вытянуть знания о компьютере, сканерах, электронной почте и форматах писем.
«Расскажи мне как это сделать, а лучше покажи» - говорил он. Папа пытался получить знания из абсолютно разных областей. Мы с ним обсуждали даже автомобилестроение, к примеру, какие покрышки, какие машины лучше, как управляются разные виды транспорта. Не так давно я реализовал свою мечту и купил мотоцикл, естественно, приехал на нем к папе, отчего у него случился небольшой культурный шок, но потом он начал расспрашивать, почему именно эта модель мотоцикла, ему было интересно даже это. Точнее сказать, ему было интересно всё!

Он очень много читал. Я очень часто наблюдал за тем, как он читает. Я так читать не умею, то есть он читал по диагонали и взглядом, можно сказать, просматривал страницы одну за одной. Память у него феноменальная. На мой взгляд, запоминать и держать такое количество информации в голове - это что-то нереальное. Когда я спрашивал, откуда у тебя такая память, он всегда отвечал: «Ну ты вспомни дедушку!». Для себя я даю несколько другое объяснение. Изначально он был филологом и поэтому гуманитарную информацию воспринимал достаточно легко. Я по образованию математик и мне легко даются цифры и факты, гуманитарная информации мне даётся тяжелее.

Фёдор: Безусловно, это такой склад ума и постоянные умственные тренировки. Ещё у него была потрясающая способность рассказывать истории о гениальных музыкантах, композиторах, писателях и артистах, с которыми не был знаком лично в силу времени и обстоятельств так, будто бы он знал их и там присутствовал. Создавалось полное впечатление абсолютной действительности. Он умел представить информацию интересно и захватывающе, причем это были академические, энциклопедические знания и очень редкая информация. Всё в красках и захватывающе. Он представлял информацию о музыке так, что она захватывала зрителей во время концерта на столько, что восприятие менялось.

Игорь: Кстати, папа был очень консервативен и первый мобильный телефон, который у него появился, подарил ему я, практически насильно заставив им пользоваться. Он всегда не понимал, зачем ему мобильный телефон и говорил: «Кому надо меня и так достанет». Потом я учил его писать смс-ки, потом был очередной праздник и я подарил ему роутер. Причём нужно заметить, что люди его поколения далеко не все понимают, зачем это нужно и как это функционирует. Самое интересное, что до того как он научился писать сообщения, мы просто перезванивались, а потом, когда он научился, ему очень нравилось.


Игорь: Как и в каждом мужчине, в отце иногда просыпался ребёнок, ему нравились машины. Помню, один раз была некая авантюрная история. К нему пристали из одного авто-журнала, по-моему это было «Авто Ревю», по поводу теста какой-то очень большой машины, внедорожника. Её пригнали к загородной квартире папы, и он ездил на этой машине по полям. Ещё папа был эстетом во всех сферах жизни. Для него важно было элегантно выглядеть, элегантно принимать пищу - он был гурманом. Для него всё действо, которое его окружало, должно было вызывать не только физиологическое удовольствие, но и эстетическое.

Д.Мацуев: Мы познакомились со С.Бэлзой, когда я был ещё ребёнком и только приехал в Москву. Тогда Святослав Игоревич взял у меня интервью, что вызвало во мне бурю эмоций. Я смотрел все эфиры его передач. С этого и началась наша дружба длиной в 21 год. Бэлза, как и я, очень любил импровизировать, порой во время концерта мы могли несколько раз отходить от сценария. Мы были близки не только на сцене, но и в жизни, а самое удивительное - это то, что все эти годы мы общались исключительно на «Вы» - я по понятным причинам, а Святослав Игоревич, потому что в нем присутствовало удивительное благородство. В его случае это было уникальное благородство, помноженное на мушкетёрский авантюризм. Очень редкая черта среди людей моего поколения. О том, что Святослав Бэлза был мушкетёром 21 века, знают практически все, но немногие знают, что Бэлза был очень большим авантюристом. За годы нашей дружбы накопилось такое количество интересных историй, что рассказать их все просто невозможно.

Святослав Игоревич вёл все мои фестивали, но все-таки особенным для него стал мой иркутский фестиваль «Звёзды на Байкале». Ему настолько полюбилась сибирская культура, добрые, открытые люди и энергия Байкала, что он мог отменить гастроли и прилететь в Иркутск. Можно с полной уверенностью сказать, что за все эти годы он стал настоящим сибиряком. Буквально два года назад во время моего зимнего фестиваля в Иркутске нам удалось поставить Святослава Игоревича на коньки после перерыва в 60 лет. И за десять минут он стал очень уверенно кататься. Всё это происходило во время массовых катаний и иркутяне, пришедшие на каток, не могли поверить, что это Святослав Бэлза. После к нему подходили, чтобы сфотографироваться и попросить автограф, в чем он никогда не отказывал. Он также с большим удовольствием парился в сибирской бане, и, не задумываясь, мог с лёгкостью в сорокаградусный мороз окунуться в Байкал. Поверьте - это сможет сделать далеко не каждый.

С его уходом появилось ощущение пустоты. Многие говорят, что незаменимых людей не бывает. В случае Святослава Бэлзы это не так. Он был конферансье всех моих концертов. В этом году все мои фестивали посвящены его памяти, а вести их будет его сын И.Бэлза, который унаследовал от отца лучшие качества и долю благородства. Недавно я сидел и вспоминал С.Бэлзу и Г.Гараняна, после чего написал на своей странице в facebook: «…У меня такое чувство, что они просто уехали на гастроли…». На мой взгляд, каждая из этих потерь невосполнима.»

Фёдор: Отец с очень большой теплотой и трепетом вспоминал и ждал рождественские встречи с Д
Мацуевым. Когда они с ним улетали в Иркутск, в эти моменты собирались все близкие и свои люди. Каждый раз он возвращался с подарками и сувенирами, очень он это всё любил. Ему нравился и Байкал, и природа, и общение, и баня.

Игорь: Папа рассказывал, что ему просто не позволило его достоинство наблюдать за культурным комсомолом со стороны и пришлось их догонять! Причём самое интересное, что я очень люблю кататься на коньках, но когда я его приглашал, он всегда говорил: «Нет, мне не по возрасту».

Фёдор: И опять-таки даже на льду его обступили поклонники и почитатели таланта. Мне кажется, это было достаточно рискованное мероприятие, потому что с папиным ростом, да ещё и на коньках, это достаточно опасно.

Игорь: Я помню достаточно забавный и уникальный случай. Всё происходило на заре перестройки, это был примерно 1995 год, и я работал в одной компании, где для представительских целей купили лимузин - длинный белый Lincoln. Поскольку зарегистрировать его было не на кого, зарегистрировали на меня. И в один из определённых дней мне нужно было поехать встретить отца в аэропорт, а моя машина в этот день сломалась, и я пришёл к хозяину фирмы, забрал ключи и поехал в Шереметьево встречать на нём отца. Нужно сразу отметить, что управление им достаточно своеобразно, и всё оказалось не так просто! Я помню удивление отца, когда он увидел меня, встречающего его на лимузине, но, несмотря на это, сразу попросил подвезти друзей.

Игорь: Нужно отметить, что папа был человеком достаточно увлекающимся. Первым и самым любимым его увлечением, конечно, были книги, вторым были коты, и он собрал невероятную коллекцию статуэток котов, а немногим позже появилось третье - это коллекционирование сувенирных тарелочек, как правило, с изображением церквей или храмов, из тех мест, где бывал отец. Бывали случаи, когда я отправлялся в то место, где был папа, но по каким-то причинам не приобрел тарелочку, то он просил привезти новый экземпляр.


Фёдор: Улетая на лечение, он взял с собой смокинг и собирался после отправиться сразу на гастроли в Санкт-Петербург, где в то время проходил экономический форум. После он планировал посетить Венский бал.

Игорь: Когда я был с отцом в Германии, он договаривался о концертах на июль и даже не предполагал, что его не будет. Было очень сложно донести до него мысль о том, что он не может ехать. Пришлось привлекать и М.Максакову, и Д.Мацуева, и других. Кстати, тогда в последнюю встречу с Максаковой папа подарил ей вариант оригинальной подписи «Мария Максакова - полюбит не всякого!».

М.Максакова: Для меня С.И. Бэлза – человек из детства. Впервые я увидела его в тот день, когда он вел вечер, посвященный памяти моей бабушки, певицы М. П. Максаковой. Конечно, осталось только очень общее, детское восприятие этого человека: тактичный, деликатный, подлинный. Оно оказалось совершенно верным, я имела возможность убедиться в этом со временем. Мы встретились, когда я пришла на кастинг телеканала "Культура" – пробоваться на роль ведущей в программу «Романтика романса». Откровенно говоря, ведущая я тогда была никакая, но Святослав Игоревич что-то увидел, разглядел во мне какие-то скрытые до поры до времени таланты. Он отстаивал мою кандидатуру, а потом позвонил моей маме (актрисе Вахтанговского театра Людмиле Максаковой) и поздравил ее с тем, что я принята в программу.

Пять лет мы проработали вместе. Он терпеливо учил меня всем тонкостям телевизионной специфики, помогал расставлять акценты, распределять смысловую нагрузку. Возился, помогал, направлял и поправлял. А года через полтора, когда они вместе с руководителем программы А.С. Гончаровой смотрели записи, говорил: «Ну, как вам наша Маша?!». Он был доволен мной, и я этим горжусь. Совместная работа с Бэлзой над программой «Романтика романса» мне многое дала. Например, он научил меня преодолевать без страха порог от кулис к сцене, показав, что этот порог находится не в пространстве, а во времени. Я всегда поражалась глубочайшей эрудиции Святослава Игоревича, его интеллигентной тонкости и в то же время стойкости бойца. Он не считал этичной острую полемику, хотя мог бы, я думаю, при необходимости ответить весьма аргументировано и резко. Не позволяло глубокое врожденное благородство. Именно оно, а не модная толерантность, лежало в основе отношения С.Бэлзы к людям. Это был штучный человек, настоящий. Живущий поэзией и музыкой. Любил эпиграммы, умел их писать, тонко чувствовал слово. Ремарки, сделанные Святославом Игоревичем, всегда были полны поистине вольтеровской глубины и иронии.


Мы многое еще хотели сделать, строили совместные творческие планы, но, к сожалению, не успели.

Игорь: Потом лечащий врач пришёл к папе и сказал: «Вы можете ехать, но я снимаю ответственность за вашу жизнь». Только тогда папа осознал, что на самом деле всё серьёзно и нужно оставаться продолжать лечение. Он не воспринимал это всё всерьёз и думал, что это простое недомогание и скоро всё пройдёт. Весь процесс лечения контролировал я и ту информацию, которая до него доносилась, и которая до него не доносилась. И самое интересное, что когда вышел фильм «Незаданные вопросы», в котором взяли интервью у его лечащего врача - доктора Шёнберга, тот сказал, что по его ощущениям папа всё знал внутри себя и просто не хотел нагнетать обстановку. Лично для меня, знал он это или нет, остаётся загадкой, потому что об этом ему никто не говорил.

Фёдор: В нашу последнюю встречу перед отлётом в клинику он мне сказал: «Не волнуйся. Я прилечу, мы ещё всё успеем и обязательно погуляем с Серёженькой. Пройдёт всего две недели…»
Мне кажется, он всё-таки пытался нас успокоить. Возможно, у него было внутреннее шестое чувство, и он действительно всё знал. Кстати, с внуком лично папа так и не успел познакомиться, но осознание того, что он стал дедушкой, у него появилось. Он очень этого ждал и незадолго до его ухода появился Серёженька, которого папа с трепетом называл «мой маленький Портосик».

Игорь Бэлза: Я помню, что на съёмках «Романтики романса» Мария Максакова подвигала отца рассмотреть меня в качестве преемника, но папа отшутился, и на этом тему завершил. За последние несколько лет я не помню его попыток приобщить к телевидению кого-то из нас. Хотя я ему говорил, что мне было бы интересно сделать совместный проект, на что отец сказал: «Подумаем, посмотрим…». И его это действительно интересовало. Он хотел этого. Но, как видите, не получилось. Сейчас мне кажется, что ведение концертов и прочее я интуитивно воспринимаю как некую авантюру, потому что отец обладал багажом знаний, которых в таком объёме у меня нет. 

В его случае вырасти в такой семье это уже некий отпечаток, потому что атмосфера формирует сознание. У меня нет боязни залов и камер, но мне нужно понимать смысл того, что мне нужно донести, даже когда тебе даётся текст на суфлёре и этот текст не знаком, то соответственно очень сложно сказать его с осмыслением и достаточно уверенно. Или вовсе донести этот текст не так, как написано, а своими словами или добавить импровизации. Поэтому я очень основательно готовлюсь к каждому из концертов. А их, кстати, было уже немало: концерт памяти папы 4 июля в БЗК, “Звезды на Байкале” в Иркутске, “Crescendo» во Пскове, 75-летие Бурятского театра оперы и балета в Улан-Удэ, концерт памяти В.С. Попова в ММДМ и другие.
Прикрепления: 0898368.jpg(24.2 Kb) · 6583054.jpg(12.9 Kb) · 2762040.jpg(16.0 Kb) · 0471718.jpg(13.1 Kb) · 9875235.jpg(11.7 Kb) · 1840413.jpg(11.0 Kb) · 7409416.jpg(12.9 Kb) · 0563674.jpg(14.1 Kb) · 1139856.jpg(15.4 Kb) · 4176535.jpg(13.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 26 Апр 2017, 14:48 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 6330
Статус: Offline

Фёдор: У меня был опыт ведения программы «В вашем доме» совместно с папой, но потом руководство канала поменяло формат программы и тоже не сложилось. Позже мои личные дела мешали, и в итоге всё сошло на нет. Сегодня, конечно, скорее да, чем нет. Есть и желание, и некий опыт, и осознание того, что требуют. Конечно, такие знания, которые были у папы, нужно начинать приобретать ещё в детстве. У нас не было настолько плотного общения с выдающимися людьми в юном возрасте, как у отца. Такие знания вкладывают ещё в детстве, потому что в этом нужно существовать, в этом нужно родиться. Конечно, мы родились в этой семье и у нас есть определённые навыки, духовные и моральные ценности, но не в таком объёме как у папы.


Игорь: В последние пару лет я заметил в глазах отца грусть. Я спросил у него: «Отец, ты одинок. Ты боишься одиночества?». На что он ответил: «Нет! У меня есть два прекрасных сына!». А чуть позже, это было 30 мая, я спросил: «Что тебя восхитило в жизни?». Он сказал: «Три вещи: 1. Венеция и Рим. 2. Автографы Пушкина, Наполеона и записки кровью Есенина. 3. Коты». Потом я у него спросил о самых больших разочарованиях в жизни, и как вы думаете, что он ответил?! - «Женщины… некоторые!»

Фёдор: Он говорил, что в жизни было много встреч с прекрасным полом, но искусство не в том, кого и как ты встречаешь, а искусство в расставании.
Катерина Гольтцман
http://dailyculture.ru/stati....achene_


26 апреля в «Геликон-опере» состоится концерт-приношение «Вечер памяти Святослава Бэлзы», посвященный 75-летию со дня рождения выдающегося литературоведа и телеведущего Святослава Игоревича Бэлзы. В музыкальном приношении выдающемуся просветителю музыкальной культуры, великолепному мастеру слова и замечательному человеку примут участие ведущие солисты театра «Геликон-опера», а также близкие, друзья и коллеги С.Бэлзы.

Святослав Игоревич Бэлза – уникальный Просветитель, театральный критик, литературовед, обозреватель, историк отечественной сцены, конферансье, публицист, телеведущий, остался в памяти не одного поколения. Он был не только эпохой российского телевидения, но и талисманом для всех музыкантов-исполнителей, инструменталистов, вокалистов, дирижёров, пианистов, оперных режиссёров. Концерт, перед началом которого он выходил на сцену, или телевизионная программа были обречены на успех. Настоящий русский интеллигент, мастер высокого русского языка, знаток истории мировой музыкальной культуры, он умел дружить со всеми великими и не великими музыкантами эпохи XX - XXI веков… Одинаково лёгкий в общении в жизни и на экране, Святослав Игоревич всегда умел увлечь любого зрителя в мир музыки и театра. 26 апреля ему исполнилось бы 75 лет, и мы уверены, что Маэстро отметил бы свой юбилей в кругу друзей и коллег легко, вдохновенно, с улыбкой.

Концерт-приношение в стенах «Геликон-оперы» соберет тех, кому были близки его идеи и творчество: известных артистов, музыкантов, общественных деятелей, поклонников и друзей «Геликон-оперы», ведь, как известно, театр и Святослава Игоревича связывали крепкие узы искренней дружбы.
В нем примут участие ведущие солисты «Геликон-оперы» Н.Загоринская, М.Андреева, К.Вязникова, Л.Костюк, А.Пегова, М.Федотов (скрипка), С.Мазаев, Г.Петрова (фортепиано), И.Федоров (кларнет), С.Мильштейн (труба), Айдар Гайнуллин (баян), А.Махамендрикова (фортепиано), В.Кутузова (фортепиано). Режиссер-постановщик концерта – Е.Облезова. Ведут концерт Федор и Игорь Бэлза.Режиссер концерта – Д.Бертман.
http://www.helikon.ru/ru....zy.html
Прикрепления: 7524688.jpg(14.5 Kb) · 5204158.jpg(9.5 Kb) · 5950580.jpg(24.4 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Пятница, 26 Апр 2019, 09:02 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 6330
Статус: Offline
ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА БЕЛЗЫ


https://www.youtube.com/watch?v=ioZZlaijWzY

СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА. НЕЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ (Док.фильм, 2014)
Известный телеведущий, музыковед, блестящий эрудит, всегда подтянутый и элегантный - таким останется Святослав Бэлза в памяти телезрителей. Каким он был для своей семьи, близких друзей, для людей, которым посчастливилось работать вместе с ним, рассказывают авторы фильма.Своими воспоминаниями о нем делятся звезды самых разных направлений отечественной культуры - В.
Федосеев, Д.Мацуев, В.Ерофеев, М.Максакова.


https://www.youtube.com/watch?v=d_m_WS_Mlhw
 

Валентина_КочероваДата: Суббота, 10 Авг 2019, 19:24 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 6330
Статус: Offline
ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ
Святослав Бэлза: человек-праздник


По-разному воплощается память об ушедшем в мир иной творческом человеке. Можно собрать воспоминания родных и близких. Можно представить читателям образцы его произведений.

Создатели сборника, посвящённого Святославу Бэлзе (Судьба благоволит волящему / Под ред. Александра Сенкевича. – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019.), постарались использовать весь спектр возможностей. Здесь и воспоминания о нём, интервью и – главное – опубликованы его произведения, которые в данном случае являются лучшим памятником этому незаурядному человеку.

Да, знаменитый литгазетовец, лицо канала «Культура», прославленный телеведущий, можно сказать, шоумен, увенчанный почётным званием «Народный артист России», Святослав Бэлза прежде всего серьёзный литературовед и музыкальный критик, учёный, способный анализировать и внятно доносить до слушателей и читателей сложные секреты творчества. Перед читателями его литературоведческих очерков предстаёт в полный рост в высшей степени образованный рассказчик, охотно стремящийся поделиться своими знаниями с окружающими, причём по самым разнообразным темам. Тут, разумеется, Шекспир, точнее, его творчество, для С. Бэлзы это фигура номер один, и Дюма, и Жюль Верн, и Оскар Уайльд, и Киплинг, и любимый Грэм Грин, вплоть до «покорителя Мексики» конкистадора Эрнандо Кортеса. Обо всём Святослав Бэлза пишет продуманно, без лишнего суесловья, руководствуясь принципом «словам тесно – мыслям просторно». Его сочинения – чтение не только полезное, но и увлекательное. Им присуща, если так можно выразиться, элегантность мышления. Подобный характер носят и интервью с ним.

Знакомство с жизнью и деятельностью Святослава Бэлзы продолжается в многочисленных интервью. Умевший сам задавать нестандартные вопросы и расшевелить визави, он любит отвечать оригинально, остроумно. Собеседники «с обеих сторон» сплошь люди всесторонне образованные, те, которых сейчас принято называть креативными. Взять хотя бы знаменитого Ренэ Герра. Начинавший как собиратель материалов о представителях русской эмиграции, он впоследствии расширил сферу своих интересов. Более того – много сделал для поддержки современной русской культуры. Пути таких крупных культуртрегеров, как Святослав Бэлза и Ренэ Герра, не могли не пересечься. Блок помещённых в сборнике интервью состоит из двух частей: прижизненных – с ним, и прощальных – с друзьями, о нём, они сделаны после кончины маэстро. Два подготовил Александр Сенкевич, остальные 18 – старший сын Святослава Бэлзы Игорь.

Кому приходилось брать интервью, нетрудно представить, какая это титаническая работа: и расшифровывать, и редактировать. Благо на помощь к не имеющему редакторского опыта Игорю пришёл А.Сенкевич, взваливший на свои плечи предпечатные дела и, несмотря на цейтнот, блестяще с ними справившийся. В итоге, подобно пазлам, все дробные материалы сборника соединяются в цельную картину, точнее, в портрет человека, обладателя самых достойных качеств. Обаятельного, в высшей степени доброжелательного, эрудированного, остроумного, азартного. Он словно был призван улучшать настроение людей. Не зря его называли «человек-праздник». И если телезрители видели Святослава Бэлзу преимущественно на публичных мероприятиях, когда он находился «при параде»: в костюме и при бабочке, то сейчас могут познакомиться с ним в быту, дружеском застолье, поездках.

Не остался без внимания и семейный круг. Родители дружили с корифеями литературы и музыки, часто бывавшими в их доме. Святослав шутил: «Детство я провёл на коленях у Мясковского». Каждый мемуарист вспоминает забавные случаи из его жизни. «Он ехал в консерваторию, – вспоминает Нелли Закирова, – а его машину не пропустили. Говорили: «Туда нельзя, всё перекрыто, там будет сегодня президент». Он ответил: «Знаю, но, наверное, президенту не понравится, если там не окажется ведущего». И проехал».
Несколько слов насчёт замысловатого названия. Чувствуя, что многих заинтересует его генезис, Игорь Бэлза в первых строках сообщает, что это девиз на их родовом гербе (рисунок герба прилагается). Изречение является фрагментом фразы греческого философа Клеанфа, переведённой на латынь Сенекой. Существует много вариантов переводов этих слов на русский (гуляют по интернету без указания переводчиков): «Желающего судьба ведёт», «Судьба ведёт повинующегося», «Кто согласен, того судьба ведёт»… Составители сборника выбрали не самый удачный вариант: с двумя однокоренными словами и загадочным «волящим». Синонимов у него практически нет, разве что «хотящий». Вероятно, этот перевод считался в семье Бэлзы традиционным и принадлежал отцу Святослава – выдающемуся филологу и музыковеду Игорю Федоровичу. Однако в общем и целом мысль понятна: у Святослава Бэлзы многое хорошо получалось, поскольку он всегда занимался делом, которое ему нравилось.
Александр Хорт
31.07. 2019. Литературная газета

https://lgz.ru/article/-31-6700-31-07-2019/portret-bez-retushi/


Книга издана при содействии Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой»
Читать по ссылке: https://www.litmir.me/br/?b=649573&p=1
Прикрепления: 6284517.jpg(20.4 Kb) · 1907305.jpg(13.9 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ПАМЯТИ СВЯТОСЛАВА БЭЛЗЫ...
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: