[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » БРОНИСЛАВА НИЖИНСКАЯ
БРОНИСЛАВА НИЖИНСКАЯ
Валентина_КочероваДата: Четверг, 08 Янв 2015, 23:14 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6074
Статус: Offline
Бронислава Нижинская - известная балерина и знаменитый хореограф



Русская артистка балета польского происхождения, хореограф и балетный педагог. Она была младшей сестрой знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского. Сколько могла, жила рядом с братом, намеренно или неумышленно держась в его тени. Её собственный балетмейстерский талант был не меньше.


Вацлав, Бронислава и Станислав Нижинские в детстве 1897

Бронислава Нижинская родилась 8 января 1891 года в Минске. Она была третьей в семье Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. В 1902 Бронислава поступила в театральное училище Петербурга. Училась танцевать у известного педагога Энрико Чекетти. Окончив училище, в 1908 году, Нижинская вошла в труппу Мариинского театра. Рецензенты отмечали силовой, «мужественный» характер ее манеры, свободной от декоративной сладкой «женственности» – и почти такой же, как у брата Вацлава, полетный прыжок.

Бронислава Нижинская о брате: «В детстве я думала, что знаю все о Вацлаве, моем брате до того счастливого дня, когда увидела танец Нижинского. Передо мной был Бог танца... Вспоминая идеальную красоту его образов, я ощущаю тот же подъем, как при виде произведений Праксителя или Микеланджело»


Б.Нижинская в "Карнавале" и "Фавне"

В 1909 году Вацлав и Бронислава приняли приглашение Сергея Дягилева и отправились с ним во Францию. Участие в «Русских сезонах» принесло ей успех, хотя ее известность нельзя сравнить с феноменальной популярностью брата. В балетах Михаила Фокина она танцевала Бабочку в «Карнавале», Вакханку в «Нарциссе» и Уличную танцовщицу в «Петрушке».
В Монте-Карло в 1911 году Шаляпин влюбился в юную Броню Нижинскую, а она в него. Назревал волшебный и безрассудный роман, безоглядный, без мыслей о будущем, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы Дягилев и брат Вацлав не спохватились и не постарались все это остановить, потому что у Шаляпина в тот момент уже была семья, даже две.

Бронислава, как и все участники дягилевской антрепризы, оставалась артисткой Мариинского театра, но танцевала там всего три года. В 1911 году она демонстративно уволилась из труппы в знак протеста против увольнения Вацлава. Нижинский был выдворен из театра со скандалом, по приказу высочайших особ: выступая в балете «Жизель», он надел слишком облегающий костюм, шокировавший вдовствующую императрицу. Так русский балет лишился одного из лучших артистов, а Бронислава впоследствии ставила свои спектакли где угодно, кроме России.



В Санкт-Петербурге ее балетмейстерский дебют состоялся лишь в 1916 году. На концерте в народном доме двадцатипятилетняя Нижинская впервые показала свою хореографию. Это были номера «Осенняя песня» и «Кукла», которые Бронислава исполнила вместе с первым мужем, танцовщиком Александром Кочетовским. С 1919 года она на несколько лет застряла в Киеве, где имела собственную студию, преподавала, выпустила книгу, ныне – библиографическую редкость, под названием «Школа движения: теория хореографии». На Украине были созданы ее балеты «Мефисто-вальс» и «Траурный марш». Лишь в 1921 году Брониславе удалось уехать в Париж, к Дягилеву, у которого она была единственной женщиной-хореографом. Дягилев, имевший особое чутье на таланты, поверил в балетмейстерские возможности Нижинской. К тому же после разрыва с Леонидом Мясиным надобность в хореографе была острейшая.

Вплоть до 1924 Нижинская оставалась основным постановщиком в «Русском балете». Сотрудничество с Дягилевым она начала с переделки пантомимы, сочинения вариаций для «Спящей красавицы». Гопак «Три Ивана» должен был поразить зрителей экзотикой с Востока.
Потом началось сотрудничество со Стравинским: балет «Байка про Лису» и гениальный балет «Свадебка», в экспрессивных массовых танцах которой воплотились самые жесткие ритмы, все импульсы начала 20-х. «Свадебка» эта не про любовь, а про агрессивный обряд и принесение невесты в жертву.

Нижинская поставила для Дягилева «Лани» («Лоретки») и «Голубой экспресс», используя приметы европейской «шикарной» жизни для либретто и музыку современных французских композиторов. Ее интересовали возможности, открывающиеся при соединении танца с джазовой и мюзик-холльной культурой.

Уйдя от Дягилева, Нижинская до конца дней работала по всему свету: от Буэнос-Айреса до Вены, от Берлина до Лос-Анджелеса. Ее второй муж Николай Сингаевский был и ее менеджером. Она создавала (на недолгий срок) собственный коллектив, участвовала в постановках Русской оперы в Париже и подписала контракт с бывшей соотечественницей Идой Рубинштейн, красавицей, миллионершей и танцовщицей-любительницей, чей знаменитый портрет - "ню" написал Валентин Серов.

Рубинштейн имела в Париже труппу и одно время доставляла серьезное беспокойство Дягилеву, боявшемуся конкуренции. Бронислава ставила также для труппы полковника де Базиля и для Макса Рейнхардта: знаменитый немецкий актер пригласил Нижинскую сочинить танцы в опере "Сказки Гофмана" и в фильме "Сон в летнюю ночь". До Второй мировой войны появились ее балеты - "Концерт" Шопена, "Болеро" на музыку Равеля, "Этюды" Баха и "Гамлет" - в последнем она сама исполнила главную роль. В 1936 году именно в номере, поставленном Нижинской, в последний раз вышла на сцену Матильда Кшесинская.

Французская балерина русского происхождения Ирина Баронова, работавшая с Нижинской, оставила колоритные воспоминания о грозной, требовательной, обладавшей тяжелым характером Брониславе. На репетициях Нижинская носила брюки и мужские рубашки. На руки одевала белые холщовые перчатки, чтобы при показах не дотрагиваться до разгоряченных исполнительских тел. Гладкие прямые волосы зачесывала за уши на прямой пробор и не беспокоилась о собственной внешности, обходясь без всякой косметики. Постоянно курила и говорила шепотом, потому что была глуховата и не могла рассчитать нужную громкость голоса. Если танцовщик ей не нравился или не выказывал должного усердия в работе, она, сверкая раскосыми глазами, мгновенно становилась злой и крайне неприятной.

Нижинская по праву считается одним из пионеров XX века в реформе балета. Русская тема часто становилась отправной точкой для творчества хореографа. Она поставила балеты "Царевна-лебедь", "Снегурочка", "Картинки с выставки", "Древняя Русь", собственную версию "Петрушки", не убоявшись конкуренции со знаменитым спектаклем Фокина - Бенуа. Не меньше она любила делать балеты-маскарады и балеты - романтические реминисценции. Ее сравнивали со Шлеммером в Германии, Дюшаном во Франции и Малевичем в России. Сама Нижинская, поставившая около 60 балетов, писала о своем уважении к Петипа и о "классической школе - основе танца".

Угроза миру в Европе конца 30-х годов вынудила Нижинскую эмигрировать в Америку, где она основала студию в Голливуде и руководила школой "Балле тиэтр" в Нью-Йорке. В 50-е годы создано ее "Рондо каприччиозо" на музыку Сен-Санса для прекрасной балерины Розеллы Хайтауэр. В 1960 году Нижинская вернулась к "Спящей красавице", поставив спектакль для труппы маркиза де Куэваса.

Вторая волна известности накатила на нее после приглашения от известного английского хореографа Фредерика Аштона, ставшего руководителем Королевского балета Великобритании. Бывший танцовщик Нижинской стал первым после долгого перерыва, кто попросил ее вспомнить сначала "Лани", а потом "Свадебку". Позже спектакли были восстановлены еще в нескольких труппах.

Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа 21 февраля 1972 года в Лос-Анджелесе.

Ее предсмертной работой стал балет на музыку Брамса в Буффало. После смерти Нижинской ее дочь Ирина - как хранитель хореографического наследия - выполняя контракты матери, ставила ее балеты в театрах Европы и Америки. Ирина также подготовила к печати материнские мемуары. На страницах этой книги в рассказах Брониславы о себе и любимом брате Вацлаве раскрывается "единая душа, жившая в двух телах".

http://www.belcanto.ru/nijinska.html



Книга Брониславы Нижинской (1890—1972), сестры Вацлава Нижинского, которая сама была танцовщицей, балетмейстером, педагогом, — это подробное повествование о жизни семьи Нижинских. Большая часть мемуаров посвящена творчеству В.Нижинского и охватывает весь период его работы у С.П.Дягилева.
Вторая часть «Ранних воспоминаний» Б.Нижинской рассказывает о работе брата и сестры Нижинских в Русском балете С.П.Дягилева с 1909 по 1914 г.

Читать книгу:

http://matildabalet.blogspot.ru/2010/09/1999_13.html
Прикрепления: 5245502.jpg(14.1 Kb) · 7847049.jpg(15.9 Kb) · 5887330.jpg(14.9 Kb) · 5555576.jpg(15.1 Kb) · 4788849.png(101.9 Kb) · 8897367.jpg(24.9 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » БРОНИСЛАВА НИЖИНСКАЯ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: