Валентина_Кочерова | Дата: Четверг, 08 Янв 2015, 23:14 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| БРОНИСЛАВА ФОМИНИЧНА НИЖИНСКАЯ (08.01. 1891 - 21.02. 1972)
Русская артистка балета польского происхождения, хореограф и балетный педагог. Младшая сестра знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского. Сколько могла, жила рядом с братом, намеренно или неумышленно держась в его тени. Её собственный балетмейстерский талант был не меньше.
Вацлав, Бронислава и Станислав Нижинские в детстве. 1897
Родилась в Минске, была третьей в семье Томаша Нижинского и Элеоноры Береды. В 1902 г. поступила в театральное училище Петербурга. Училась танцевать у известного педагога Энрико Чекетти. Окончив училище, в 1908 г. вошла в труппу Мариинского театра. Рецензенты отмечали силовой, «мужественный» характер ее манеры, свободной от декоративной сладкой «женственности» – и почти такой же, как у брата, полетный прыжок. Бронислава о брате: «В детстве я думала, что знаю все о Вацлаве до того счастливого дня, когда увидела его танец. Передо мной был Бог танца. Вспоминая идеальную красоту его образов, я ощущаю тот же подъем, как при виде произведений Праксителя или Микеланджело».
В 1909 г. Бронислава с братом приняли приглашение С.Дягилева и отправились с ним во Францию. Участие в «Русских сезонах» принесло ей успех, хотя ее известность нельзя сравнить с феноменальной популярностью Вацлава. В балетах М.Фокина она танцевала Бабочку в «Карнавале», Вакханку в «Нарциссе» и Уличную танцовщицу в «Петрушке».
Б.Нижинская в "Карнавале" и "Фавне"
В Монте-Карло в 1911 г. Шаляпин влюбился в юную Броню Нижинскую, а она в него. Назревал волшебный и безрассудный роман, безоглядный, без мыслей о будущем, и неизвестно, чем бы все закончилось, если бы Дягилев и Вацлав не спохватились и не постарались все это остановить, потому что у Шаляпина в тот момент уже была семья, даже две. Бронислава, как и все участники дягилевской антрепризы, оставалась артисткой Мариинского театра, но танцевала там всего 3 года. В 1911 г. она демонстративно уволилась из труппы в знак протеста против увольнения брата. Он был выдворен из театра со скандалом, по приказу высочайших особ: выступая в балете «Жизель», он надел слишком облегающий костюм, шокировавший вдовствующую императрицу. Так русский балет лишился одного из лучших артистов, а Бронислава впоследствии ставила свои спектакли где угодно, кроме России.
В Санкт-Петербурге ее балетмейстерский дебют состоялся лишь в 1916 г.. На концерте в народном доме 25-летняя Нижинская впервые показала свою хореографию. Это были номера «Осенняя песня» и «Кукла», которые она исполнила вместе с первым мужем, танцовщиком А.Кочетовским. С 1919 г. она на несколько лет застряла в Киеве, где имела собственную студию, преподавала, выпустила книгу, ныне – библиографическую редкость, под названием «Школа движения: теория хореографии». На Украине были созданы ее балеты «Мефисто-вальс» и «Траурный марш». Лишь в 1921 г. Брониславе удалось уехать в Париж, к Дягилеву, у которого она была единственной женщиной-хореографом. Дягилев, имевший особое чутье на таланты, поверил в ее балетмейстерские возможности, к тому же после разрыва с Л.Мясиным надобность в хореографе была острейшая.
Вплоть до 1924 г. Нижинская оставалась основным постановщиком в «Русском балете». Сотрудничество с Дягилевым она начала с переделки пантомимы, сочинения вариаций для «Спящей красавицы». Гопак «Три Ивана» должен был поразить зрителей экзотикой с Востока. Потом началось сотрудничество со Стравинским: балет «Байка про Лису» и гениальный балет «Свадебка», в экспрессивных массовых танцах которой воплотились самые жесткие ритмы, все импульсы начала 20-х. «Свадебка» эта не про любовь, а про агрессивный обряд и принесение невесты в жертву. Нижинская поставила для Дягилева «Лани» («Лоретки») и «Голубой экспресс», используя приметы европейской «шикарной» жизни для либретто и музыку современных французских композиторов. Ее интересовали возможности, открывающиеся при соединении танца с джазовой и мюзик-холльной культурой.
Уйдя от Дягилева, Нижинская до конца дней работала по всему свету: от Буэнос-Айреса до Вены, от Берлина до Лос-Анджелеса. Ее второй муж Н.Сингаевский был и ее менеджером. Она создавала (на недолгий срок) собственный коллектив, участвовала в постановках Русской оперы в Париже и подписала контракт с бывшей соотечественницей Идой Рубинштейн, красавицей, миллионершей и танцовщицей-любительницей, чей знаменитый портрет - "ню" написал В.Серов. Рубинштейн имела в Париже труппу и одно время доставляла серьезное беспокойство Дягилеву, боявшемуся конкуренции. Бронислава ставила также для труппы полковника де Базиля и для Макса Рейнхардта: знаменитый немецкий актер пригласил ее сочинить танцы в опере "Сказки Гофмана" и в фильме "Сон в летнюю ночь". До Второй мировой войны появились ее балеты - "Концерт" Шопена, "Болеро" на муз. Равеля, "Этюды" Баха и "Гамлет" - в последнем она сама исполнила главную роль. В 1936 г. именно в номере, поставленном Нижинской, в последний раз вышла на сцену М.Кшесинская.
Французская балерина русского происхождения И.Баронова, работавшая с Нижинской, оставила колоритные воспоминания о грозной, требовательной, обладавшей тяжелым характером Брониславе. На репетициях Нижинская носила брюки и мужские рубашки. На руки одевала белые холщовые перчатки, чтобы при показах не дотрагиваться до разгоряченных исполнительских тел. Гладкие прямые волосы зачесывала за уши на прямой пробор и не беспокоилась о собственной внешности, обходясь без всякой косметики. Постоянно курила и говорила шепотом, потому что была глуховата и не могла рассчитать нужную громкость голоса. Если танцовщик ей не нравился или не выказывал должного усердия в работе, она, сверкая раскосыми глазами, мгновенно становилась злой и крайне неприятной.
Нижинская по праву считается одним из пионеров XX в. в реформе балета. Русская тема часто становилась отправной точкой для творчества хореографа. Она поставила балеты "Царевна-лебедь", "Снегурочка", "Картинки с выставки", "Древняя Русь", собственную версию "Петрушки", не убоявшись конкуренции со знаменитым спектаклем Фокина - Бенуа. Не меньше она любила делать балеты-маскарады и балеты - романтические реминисценции. Ее сравнивали со Шлеммером в Германии, Дюшаном во Франции и Малевичем в России. Сама Нижинская, поставившая около 60 балетов, писала о своем уважении к Петипа и о "классической школе - основе танца". Угроза миру в Европе конца 30-х годов вынудила Нижинскую эмигрировать в Америку, где она основала студию в Голливуде и руководила школой "Балле тиэтр" в Нью-Йорке. В 50-е годы создано ее "Рондо каприччиозо" на муз. Сен-Санса для прекрасной балерины Розеллы Хайтауэр. В 1960 г. Нижинская вернулась к "Спящей красавице", поставив спектакль для труппы маркиза де Куэваса.
Вторая волна известности накатила на нее после приглашения от известного английского хореографа Фредерика Аштона, ставшего руководителем Королевского балета Великобритании. Бывший танцовщик Нижинской стал первым после долгого перерыва, кто попросил ее вспомнить сначала "Лани", а потом "Свадебку". Позже спектакли были восстановлены еще в нескольких труппах.
Бронислава Нижинская умерла от сердечного приступа в Лос-Анджелесе. Ее предсмертной работой стал балет на муз. Брамса в Буффало. После смерти Нижинской ее дочь Ирина - как хранитель хореографического наследия - выполняя контракты матери, ставила ее балеты в театрах Европы и Америки, подготовила к печати материнские мемуары. На страницах этой книги в рассказах Брониславы о себе и любимом брате Вацлаве раскрывается "единая душа, жившая в двух телах". http://www.belcanto.ru/nijinska.html
Книга Б.Нижинской - это подробное повествование о жизни их семьи. Большая часть мемуаров посвящена творчеству В.Нижинского и охватывает весь период его работы у С.П.Дягилева. Вторая часть «Ранних воспоминаний» рассказывает о работе брата и сестры Нижинских в Русском балете С.П.Дягилева с 1909 по 1914 г.
Читать книгу: http://matildabalet.blogspot.ru/2010/09/1999_13.html
|
|
| |