[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВЕЛИКИЙ КУКОЛЬНИК - ВЛАДИСЛАВ СТАРЕВИЧ
ВЕЛИКИЙ КУКОЛЬНИК - ВЛАДИСЛАВ СТАРЕВИЧ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 19 Янв 2015, 17:23 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6063
Статус: Offline
... Ах, как же приятно вспомнить старые добрые советские кукольные мультфильмы! И как в старые времена, сидя перед пузатым небольшим телевизором с голубоватым экраном, переключая телеканалы, случайно наткнуться на потрясающую ностальгическую вещицу с кукольными персонажами... Ведь действительно, как говорил Генрих Гейне, «прошлое - родина души человека».

Эти милые сердцу мультфильмы с движущимися куклами! Они уже давно стали неотъемлемой частью истории того, как мы росли и стали такими, какие сейчас есть. А задавались ли мы вопросом, где и каким образом возникла кукольная анимация? И то, что родина кукольной анимации - Россия! А ее "отец" - Владислав Старевич!

«Этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий», - именно так говорил о Владиславе Старевиче сам Уолт Дисней!



Владислав Старевич родился 8 августа 1882 года в Москве в семье обедневших польских дворян Антонины и Александра Старевич. С самого детства маленький Владислав отличался неутомимой тягой ко всяким ученостям и увлекательным экспериментам и исследованиям. К слову сказать, в десять лет он сконструировал собственное устройство, основанное на механизме "волшебного фонаря", с помощью которого ставил первые домашние спектакли. С младых лет и на протяжении всей жизни Владислава интересовали две вещи - фотография и энтомология (раздел зоологии, изучающий насекомых). Согласитесь, довольно необычно? Но именно благодаря этому великолепному синтезу "фотография+энтомология" возникла кукольная анимация. Еще одно увлечение – театр. Он играет комические роли в самодеятельных спектаклях в своей гимназии, а еще изготавливает для этих спектаклей превосходные костюмы из подручного материала. По окончании гимназии устраивается работать смотрителем в местный краеведческий музей. На эту работу его приняли после того, как он продемонстрировал дирекции музея два альбома своих фотографий с достопримечательностями Ковно. В свободное от работы время он ведет переписку с такими же, как он увлеченными любителями – энтомологами, фотографирует, рисует карикатуры, редактирует юмористический журнал «Оса» (в не столь давние времена этот журнал назывался бы «самиздатом» - цензуру он не прошел).

Все изменилось, когда в руки Старевича попала кинокамера, принадлежащая музею – по просьбе директора он снимает фильм «Над Неманом». Фильм не сохранился, но сохранились восторженные отзывы о нем. А «для себя, для души» он снимает два фильма о насекомых – что еще может снять увлеченный энтомолог, если ему в руки попала кинокамера? Директору музея так понравились эти фильмы, что он советует молодому человеку бросить захолустный Ковно и отправиться в Москву – заниматься кинематографом профессионально. Надо ли говорить, что Владислав Старевич последовал этому совету.

Законодателями мод в кинематографе тех лет были французы. И молодой провинциальный режиссер первым делом отправляется в представительства французских студий «Гомон» и «Братья Патэ». Увы, эти именитые студии не нуждались в его услугах. Но в Москве с 1909 работала студия Александра Ханжонкова – одна из первых отечественных киностудий. Фильмы Ханжонкова вполне успешно конкурировали с популярными французскими лентами. Один из первых российских кинопродюсеров и энтомолог – кинолюбитель из провинции нашли общий язык. Старевич получил в свое распоряжение подержанную камеру, рулон пленки и договор, согласно которому он должен был в течение пяти месяцев снять свой первый фильм. Но уже через десять недель Старевич приносит заказчику целых три фильма. Разумеется, фильмы были о насекомых. И эти фильмы произвели на Ханжонкова сильное впечатление. Старевич получил в свое распоряжение более серьезную аппаратуру и съемочный павильон.

Так в один судьбоносный день в 1910 году Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности - битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово. Снятый им таким образом фильм под названием «Lucanus Cervus» (это латинское название жука-оленя) был первым в мире кукольным мультипликационным фильмом.

По воспоминаниям самого Владислава Старевича, «я представил себе ручки и ножки проволочных живых фигурок, которые в былые годы рисовал на полях в тетрадях. Если таким способом можно оживить рисунок, то почему бы не попробовать сделать то же самое с мертвым жуком, придавая ему необходимые позы?»
Самый первый кукольный мультфильм к сожалению ныне считается утерянным, но до нас дошло множество других работ кукольного гения.



http://www.youtube.com/watch?v=GN7Gdhny2EQ

Следующий фильм, «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», Старевич снял с теми же насекомыми по собственному сценарию. По жанру это «потрясающая драма средних веков» — «батально-феерическая» пародия на костюмный фильм с адюльтером. Московская премьера «Прекрасной Люканиды» состоялась 26 марта 1912 года. О фильме говорили как о чуде. В то время никто и не слыхивал о кукольной анимации, поэтому фильм стал настоящей сенсацией, ведь было абсолютно не понять, как же все-таки это сделано, как удалось ТАК выдрессировать насекомых!

Например, лондонская газета «Evening News» писала: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…»



http://www.youtube.com/watch?v=y4CACjRcPT4

Далее Старевич снял ещё несколько мультфильмов: «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913). Все эти картины вошли в золотой фонд мирового кинематографа.



http://www.youtube.com/watch?v=9Tyk8QJtFns

Владислав Старевич всегда тяготел к удивительным сюжетам, до жуткого завораживающим и насквозь пробирающим диковатым волшебством. Так, начав снимать игровое кино (одна из важнейших причин заключалась в том, что съемка анимационных картин сама по себе была куда более трудоемким и затратным процессом, чем создание художественных картин), Старевич обращается к творчеству одного из любимейших своих писателей - к произведениям Николая Васильевича Гоголя.

Для своего времени эти фильмы были не менее «революционными», чем например фильмы Лукаса, Спилберга или Кэмерона в наши дни. В «Ночи перед Рождеством» (1913) ему впервые удалось совместить в кадре анимацию и живых актеров – скачущие галушки или уменьшающийся до карманных размеров черт просто шокировали публику. При этом над мультфильмами или спецэффектами для игрового кино, неплохо смотрящимися и в наши дни, Старевич работал … в одиночку! Он никого не пускал в свою студию.



http://www.youtube.com/watch?v=c7J3y4AJ5kw

В годы Первой Мировой войны Старевич снимает фильмы по заказу Скобелевского Комитета – благотворительной организации, созданной в годы другой войны – Русско-Японской для помощи раненным. Наибольшую известность из этих работ получила «Лилия Бельгии» - притча, в которой Бельгия, сметенная волной немецкого наступления, сравнивается с цветком. В этом фильме, вышедшем на экраны в 1915 году, Старевич вновь использует сочетание анимации и игры живых актеров.



http://www.youtube.com/watch?v=pBlbTZle76w

В 1913 году были экранизированы «Страшная месть» и «Ночь перед Рождеством». Для «Ночи перед Рождеством» Старевич придумал невиданное: черт похищает месяц с неба, кузнец Вакула летаел по воздуху, черт уменьшается до микроскопических размеров и забирается Вакуле в карман! Также он первым применил совмещение в кадре актёрской игры и нарисованного «спецэффекта».

Фильмография Владислава Старевича в целом насчитывает 44 мультфильма, 2 научно-популярных фильма и 28 игровых. Он снимал фильмы самых разных жанров: мелодрамы, комедии, фарсы; но, как и прежде, любимым его автором оставался Гоголь. Только в 1918 году были экранизированы «Вий», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», а чуть ранее - «Портрет».

После Февральской революции Старевич вместе со всей студией Ханжонкова перебирается из Москвы в Ялту. Увы, ни один из фильмов снятых Старевичем в годы Гражданской не сохранился. Сохранились только названия в фильмографии и восторженные отзывы.



Советскую власть Владислав Старевич не принял – в 1919 году он эмигрирует в Италию. И сразу получает предложение снять анимационный фильм об Икаре. Увы, компания с которой он заключил контракт, обанкротилась. Фильм так и не был закончен, никаких денег Старевич не получил. Но без работы долго ему сидеть не пришлось – он был режиссером с мировым именем. После революции и Гражданской в Европе оказалось множество российских кинематографистов. Но Старевич стал единственным, кому не пришлось «обивать пороги» и искать работу по специальности. Наоборот, потерпев неудачу в Италии, он сразу же получил предложение от французской кинокомпании «Меркурий» - постоянная работа с жалованьем не меньше чем он получал в России, в сочетании с полной творческой свободой.



http://www.youtube.com/watch?v=gcznvlBTQFk

Во Франции он снимает первый в мире полнометражный кукольный фильм - Le Roman de Renard (самые популярные русские переводы названия – Рейнеке – Лис, Роман о Лисе). Это была экранизация поэмы Гёте, написанной по мотивам средневековых французских сатирических романов. Пожалуй, самая значимая работа мастера кукол и подлинный шедевр, первая полнометражная кукольная лента в истории кино. Производство и подготовка материала в общей сложности заняли 10 лет. Но полученный результат поражает по сей день. Это фантастическая работа с куклами, великолепные батальные полотна с участием огромного количества разнообразных животных, тщательно разработанные маски (до 500 масок для каждой куклы), литературно безупречные диалоги принесли Старевичу славу настоящего волшебника! Поразительная мимика кукол восхищает до сих пор. В те времена некоторые даже думали, что это настоящие дрессированные животные.

Работа над фильмом заняла 18 месяцев в 1929-1930 годах. «Роман о Лисе» был очередной революцией в области спецэффектов – у кукол в этом мультфильме появилась мимика. Для этого Старевичу приходилось изготавливать по 150 масок с различными гримасами для каждой куклы. И, как всегда, он работал практически в одиночку. Ему помогали только жена Антония и дочери Ирина и Жанна – они работали костюмерами, аниматорами, сценаристами. Но сами куклы Старевич изготавливал в одиночку. Пересматривая «Лиса» просто невозможно поверить, что над ним работали всего четыре человека!

Увы, фильму не повезло – звучит парадоксально, но фильм с революционными спецэффектами, морально устарел в момент выхода. Все дело в том, что когда Старевич начал работу над ним, кино было немым, а к моменту завершения работы «великий немой» заговорил. И все фильмы без звуковой дорожки мгновенно стали анахронизмом.

Но деньги на озвучку «Рейнеке – Лиса» выделили … нацистская Германия. Все-таки фильм представлял собой экранизацию произведения вполне «арийского» поэта. В 1937 году состоялась немецкая премьера мультфильма. А 10 апреля 1941 года появилась и версия «Рейнеке» на французском языке. Как легко догадаться, спонсорами этой версии снова стали нацисты – северная Франция была к тому времени германским протекторатом, а южную Францию независимым государством можно было назвать только формально (немцы потом и ее оккупировали для полного комплекта).

Послевоенная прокатная судьба мультфильма сложилась не лучшим образом. Вернее никак не сложилась. Ведь деньги на озвучку выделили нацисты, значит и мультфильм нацистский. Но в наши дни «Рейнеке – Лис» регулярно издается на DVD во всех странах мира.

После войны Владислав Старевич зарабатывал на жизнь постановкой рекламных роликов. Когда заказов не было, приходилось продавать кукол из своей коллекции.

Самой знаменитой и часто упоминаемой работой позднего периода его творчества можно считать фильм «Щенок-талисман» (1934). Стоит отметить, что Старевич вел крайне отшельнический образ жизни, принципиально не имел учеников и последователей, а технологию создания кукол тщательно скрывал.

Владислав Александрович Старевич умер в марте 1965 года в Фонтене-су-Буа. Его коллекция кукол была распродана и большей частью потеряна. Секрет создания своих уникальных кукол волшебник так и сохранил в тайне, но все же загадочный кукольный мастер завещал нам нечто куда более важное! Старевич сумел оживить сказку, а также на своем примере убедительно показал, что для того, чтобы творить чудеса, необязательно рождаться в семье волшебников, достаточно всего лишь приложить все усилия к тому, чтобы заниматься тем, что ты любишь всем сердцем.

http://statehistory.ru/1597....imatsii
Прикрепления: 1795573.jpg(20.2 Kb) · 5711470.jpg(18.3 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВЕЛИКИЙ КУКОЛЬНИК - ВЛАДИСЛАВ СТАРЕВИЧ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: