NK | Дата: Воскресенье, 03 Май 2015, 13:06 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 326
Статус: Offline
| МАЙЯ МИХАЙЛОВНА ПЛИСЕЦКАЯ (20.11. 1925 - 02.05. 2015)
Представительницей театральной династии Мессерер - Плисецких. Родилась в Москве в семье известного советского хоз. деятеля М.Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер. Ее родной дядя был артист балета, балетмейстер, народный артист СССР Асаф Мессерер, братьями - балетмейстеры Александр и Азарий Плисецкие, кузеном - театральный художник Б.Мессерер. С 1932 по 1936 гг. семья жила на Шпицбергене. Отец Плисецкой сначала работал первым руководителем "Арктикугля", а затем ген. консулом СССР. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1938 года был арестован, осужден и расстрелян. Мать была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Маленькую Майю удочерила ее тетя по материнской линии, балерина, солистка Большого театра, Суламифь Мессерер. С сентября 1941 по сентябрь 1942 г. Плисецкая с семьей была в эвакуации в Свердловске. Тогда было не до постоянных занятий балетом, однако первое выступление с номером "Умирающий лебедь" состоялось именно здесь.
После окончания Московского хореографического училища Майя была принята в труппу Большого театра. В 1958 г. вышла замуж за композитора Родиона Щедрина. После ухода со сцены Г.Улановой в 1960 г. Плисецкая становится прима-балериной Большого театра. Постепенно она встала в оппозицию гл. балетмейстеру Большого театра Ю.Григоровичу. Специально для нее были поставлены балет "Кармен-сюита" (1967), миниатюры "Прелюдия" и "Гибель розы" (1973, балетмейстер Ролан Пети). Плисецкая плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром, поставившим для нее балеты "Айседора", "Курозука" и номер "Ave Maya".
Майя Михайловна и сама выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом такие балеты Щедрина, как "Анна Каренина" (1972), "Чайка" (1980), "Дама с собачкой" (1985), исполняя в них главные женские партии. Ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, на почве необходимости. Она мечтала работать с Л.Якобсоном, др. современными балетмейстерами, однако такой возможности у нее не было. Хореографом она себя не считала, говоря: "я импровизатор, я могла, может быть, придумывать режиссерские ходы, но не лексику".
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала худруком Римского театра оперы и балета (1983-1984), а затем Испанского нац. балета в Мадриде (1988-1990). В Риме, в Оперном театре в Термах Каракаллы, она осуществила постановку балета Мариуса Петипа "Раймонда" (1984). Сцену Плисецкая оставила в возрасте 65 лет, но не переставала участвовать в концертах, вела мастер-классы. Майю Михайловну знали не только ценители балета. Она много снималась в кино и на ТВ. В 1953 г. на к/с "Ленфильм" был снят фильм "Мастера русского балета", куда вошли фрагменты балетов Б.Асафьева "Бахчисарайский фонтан" и "Пламя Парижа", а также балета "Лебединое озеро" П.И. Чайковского. Плисецкая исполнила в этом фильме одну из главных партий.
Снималась она и как драм. актриса: "Анна Каренина" А.Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), "Чайковский" И.Таланкина (1970, роль певицы Дезире), т/в фильм "Фантазия" А.Эфроса по повести Тургенева, "Вешние воды" (1976, роль Полозовой).
Плисецкая и Щедрин жили преимущественно в Мюнхене, время от времени приезжали в Москву или Санкт-Петербург, а также часто проводили лето в собственном доме в Литве. Майя Михайловна умерла в Германии от сердечного приступа на 90-м году жизни.Согласно завещанию, прах балерины будет соединён воедино с прахом Р.Щедрина после его смерти и развеян над Россией. Анастасия Кейзерова 03.05. 2015. РГ https://rg.ru/2015/05/03/biografiya-site.html
Ещё одна Кармен ушла в этом году. Светлая память!
|
|
| |
Нина_Корначёва | Дата: Воскресенье, 03 Май 2015, 14:30 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 193
Статус: Offline
| ПЛИСЕЦКАЯ
От её жеста остаётся то, что не знает названия и что не существует без неё. Уже закончилась музыка, и Плисецкая застыла в тишине, а это продолжает жить, вырастать или погибать.
Вероятно, это след движения. Стекая с кончиков пальцев, он плывёт над сценой. Его догоняет другой, пущенный словно из пращи… И так всё время, пока она царит. Чудесное это явление, впрочем, возможно наблюдать только тем, кто видел и само движение и для кого имя Майя означает нечто большее, чем символ молчаливого искусства вечно менять позы. Почти вечно. То есть не вечно вовсе, но Плисецкая сопротивляется времени, отвоёвывая у него право на след. Соперничает. …Она вышла на сцену в 44-ом году и до сих пор не сошла с неё… Юрия Рост http://www.novayagazeta.ru/arts/56651.html
|
|
| |