[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МАРИЯ ДАНИЛОВА
Валентина_КочероваДата: Вторник, 02 Июн 2015, 14:03 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
МАРИЯ ИВАНОВНА ДАНИЛОВА
(1793 - 20.01. 1810)


Самая знаменитая исполнительница партии Психеи на балетной сцене прожила всего 17 лет. Шарль Дидло считал её своей лучшей ученицей. Уже в 15-летнем возрасте она танцевала главные партии. Современникам она казалась чудом – её мастерство было олицетворением совершенной красоты. Поэты посвятили ей немало восторженных строк.

В январе 1809 г. в петербургском Эрмитажном театре состоялась премьера эротического балета в 5-ти актах «Психея и Амур» на музыку К.Кавоса и с хореографией Ш.Дидло. «Все в восторге. Выше этого никто и ничего еще не создавал» – отмечал современник. За 2 мес. этот спектакль прошел 14 раз – по тем временам на редкость успешно. Постановка отличалась необыкновенной пышностью: балетмейстер широко использовал театральные машины, радуя собравшихся в зале красотой и эффектностью всевозможных сценических чудес. Очевидцы подчеркивали и его изобретательность в постановке танцев солистов и кордебалета, в которых обращали на себя внимание такие новые позы, как «арабеск» и «аттитюд» в античном духе. Но подлинной жемчужиной этого балета стала юная Психея – М.Данилова (настоящая фамилия Перфильева). Ее выдающийся талант раскрылся здесь с необычайной силой. Выступление очаровательной танцовщицы в этой роли воспели в своих стихах известные литераторы – Н.Карамзин, Н.Гнедич, А.Измайлов...


М.Данилова (настоящая фамилия – Перфильева) в 8-летнем возрасте была принята в Петербургское театральное училище. Девочку захватили занятия, она изумляла всех прилежанием и трудолюбием. Её талант был оценён практически сразу. Грация, пластичность, музыкальность ни у кого не вызывали сомнений. С первых лет учёбы Маша исполняла детские роли во многих спектаклях. Затем ей стали доверять и более сложные партии.

«Прекрасные, благородные черты лица, стройность стана, волны светло-русых волос, голубые глаза, нежные и вместе с тем пламенные, необыкновенная грациозность движений, маленькая ножка – делали ее красавицей в полном смысле, а воздушная легкость танцев олицетворяла в ней, как нельзя лучше, эфирную жрицу Терпсихоры. Данилова участвовала в спектаклях почти каждый день, и чудные поэтические создания Дидло представляли обширное поле, где необыкновенный талант ее мог развиваться в различных видах. Роль Психеи, казалось, была создана нарочно для нее, и она выполнила ее с тем совершенством, которое принадлежит только талантам гениальным». – восхищался биограф.


Еще будучи ученицей, Машенька получала ответственные партии в балетах мастера: «Аполлон и Дафна», «Зефир и Флора». Литератор Н.Мундт писал, что Данилова умела передать «с поразительной истиною все страсти, все борения души, все порывы любви и отчаянья; особенно очаровательна была она в ролях нежных, где любовь могла выказываться во всех ее изменениях».
Мария была зачислена в труппу театра в конце 1809 г., успев стать любимицей публики, знавшей ее по ученическим выступлениям. А 20 января следующего года танцовщица ушла из жизни... Что послужило причиной столь ранней смерти?

Одни говорили о несчастной любви: будто бедная девушка всерьез увлеклась знаменитым танцовщиком Дюпором, а он, пообещав любить ее вечно, обманул и бросил. Другие отвергали эту версию, утверждая, что Данилова, танцуя с Дюпором, была еще воспитанницей училища и находилась под строгим надзором. Мол, никаких глубоких чувств там и в помине быть не могло. Но кто знает?


Худ. А.О.Орловский. Портрет танцовщика Луи Антуан Дюпора. 1809.

Очевидно, охота к перемене мест заставила Луи Антуана Дюпора, который был на 12 лет старше Машеньки, покинуть Париж. Он пробыл в России с 1808 по 1811 г. – время наибольшего расцвета его таланта, и в Петербурге встретился с Ш.Дидло. Тот, сразу же оценив блестящее дарование гастролера, поручил ему виртуозные партии в своих балетах. Свидетельства русских современников позволяют живо представить облик этого танцовщика. «Все движения его были исполнены приятности и быстроты; не весьма большого роста, был он плотен и гибок, как резиновый шар; пол, на который падал он ногою, как будто отталкивал его вверх; бывало, из глубины сцены на ее край в три прыжка являлся он перед зрителями...»

Его танец в довольно ироническом ключе описан в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Док. ценность представляют страницы о Дюпоре в мемуарах русского танцовщика и балетмейстера А.П. Глушковского: «Дюпор был похож на хорошо устроенную машину, которой действие определительно и всегда верно. Несмотря на то, что он выделывал труднейшие па, все танцы лежали на нем, потому что он был душою каждого из них. Он, как в начале, так и в конце балета был всегда одинаково свеж, в нем нельзя было заметить и тени усталости».

Столичная публика была ошеломлена Дюпором, который в три прыжка перелетал огромную сцену Большого Каменного театра. А виртуоз диктовал дирекции императорских театров фантастические условия: за каждое выступление он получал вначале 1200 руб. серебром, а затем его годовое вознаграждение достигло 60 тыс. руб. – в 10 раз больше, чем у Дидло! Партнерш для себя блестящий француз избирал сам. Его взор безошибочно остановился на хрупкой, изящной Машеньке Даниловой. Современники считали ее красавицей: большие глаза, грациозная фигурка, маленькая ножка. В восторженных отзывах критиков она называлась Душенькой – по имени героини популярной поэмы И.Ф. Богдановича. Вполне возможно, что и Маша не осталась равнодушной к искусству заезжего солиста. А уж внешнее обаяние Дюпора было известно. Думается, не случайно современники поговаривали о романе этой прекрасной танцевальной пары.

Существует и другая версия ранней кончины балерины. На одной из репетиций «Амура и Психеи» повторяли полет 3-го акта, когда героиню свергают в ад. Танцовщицу подняли высоко к софитам, предварительно прикрепив к ее корсету крюк. Все это управлялось особой машиной полета. Данилова должна была спуститься сверху с большой быстротой, чтобы создалась иллюзия действительного падения. Но, как на грех, в машине что-то заклинило, произошел толчок, и Машеньку, висевшую в воздухе, сильно тряхнуло. Она пронзительно закричала, и почти бесчувственную танцовщицу спустили вниз. Потом она признавалась подругам: в роковую минуту у нее появилось чувство, будто что-то порвалось внутри. В этот же день у Даниловой началось кровохарканье, но, невзирая на болезнь, она танцевала Психею и продолжала заниматься любимым делом. Свыше 60-ти главных партий довелось исполнить Машеньке за весьма короткое время, и нелегкий труд танцовщицы окончательно истощил ее неокрепший организм.

Петербургские театралы с сожалением вздыхали: у Даниловой развилась чахотка! Сам государь Александр Павлович поручил ее попечениям своего доктора. Но помощь врача ей уже не понадобилась... Всего на месяц с небольшим пережил Машеньку балет, в котором она столь блистательно выступала: во время пожара, случившегося в театре, сгорели дорогостоящие декорации и костюмы, и возрождение спектакля стало невозможным. Но современники надолго сохранили память об этом творении Дидло и его замечательной исполнительнице.
http://www.wild-mistress.ru/wm....72.html

Вторую Душеньку или ещё прекрасней,
Ещё, ещё опасней,
Меж Терпсихориных любимиц усмотрев,
Венера не могла сокрыть жестокий гнев:
С мольбою к паркам приступила
И нас Даниловой лишила...

К.Батюшков
Прикрепления: 8322605.jpg (6.5 Kb) · 3805174.jpg (7.6 Kb) · 9680989.jpg (16.9 Kb) · 4246435.jpg (7.5 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: