Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 24 Фев 2016, 21:45 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 6860
Статус: Offline
| АННА ВАСИЛЬЕВНА ТИМИРЕВА

На берегу извилистой речки Ушаковки из снега встает простой деревянный крест. Это памятник на месте расстрела адмирала Колчака - одной из самых ярких и противоречивых фигур расколотого революцией времени.

Блестящий ученый, герой Порт-Артура, жестокий диктатор и мягкий до застенчивости человек. Жизнь и судьба адмирала Колчака обросли легендами, придающими его образу елейный блеск. О его роли в истории России - после долгого вынужденного молчания - жестко спорят историки и политики. В жизни Колчака было много побед и немало поражений. И одна любовь, пережившая его самого. Ее звали Анна Васильевна Тимирева.
 Трудная судьба досталась этой женщине, и только пять лет своей жизни она называла годами безбрежного счастья.
Она родилась в 1893 году в семье известного музыканта Василия Сафонова. Когда девочке исполнилось 13 лет, семья переехала в Петербург. Вполне ожидаемо, что родители дали Анне блестящее образование. Она окончила петербургскую гимназию, знала французский и немецкий языки, серьезно занималась живописью. Хорошенькая молодая девушка, которая к тому же была умна и образована, не могла остаться без мужского внимания, и в 18 лет Анна вышла замуж за офицера Сергея Тимирёва.

В 1914 году у них родился сын Владимир, и вскоре они переехали с Гельсигфорс, куда на службу был распределен Тимирёв. Именно в этом городе и состоялась судьбоносная встреча Анны Тимирёвой и Александра Колчака, которая перевернула их жизни.

Они познакомились на торжественном приеме у подруги Анны, и весь этот вечер провели вдвоем. Интересно, что муж, Сергей Тимирёв, сам обратил внимание жены на адмирала. К тому времени Александр Колчак был женат, к тому же старше Анны Васильевны на девятнадцать лет. Он повидал воды четырех океанов и двадцати морей, имел ряд русских и иностранных орденов, был талантливым военным. Казалось бы, что могло связывать их, таких разных людей, но целых пять лет, с первой встречи и до самого последнего свидания, уже в тюрьме, они старались не расставаться.
Однажды они не виделись целый год и были связаны только письмами. Они всегда обращались друг к другу на «Вы» и только по имени-отчеству. Свои письма к ней Колчак всегда начинал словами «Милая, обожаемая Анна Васильевна…». Когда Анна первой призналась в любви Колчаку, он ответил ей: «Я Вас больше, чем люблю» и вложил в эти слова все свои чувства.

Александр Колчак был женат на Софье Амировой, у них был сын. Эта женщина всю жизнь любила своего мужа и прощала ему многочисленные увлечения. Но, чувствуя, что муж постепенно отдаляется от нее и Анна Васильевна тому виной, Софья Колчак поняла, что это не очередное мимолетное увлечение, а что-то большее, чему никто не в силах помешать. Она была готова к разрыву и ни в чем не упрекала мужа.
В 1917 году Колчак встал во главе Черноморского флота, а муж Анны отправился на новое место службы, в Ревель. Ни от того, ни от другого не было вестей. Во время заключения мира с Германией, Колчак был в Японии. Он решил не возвращаться на родину и обратился к английскому консулу. Его приняли на должность командующего Месопотамским фронтом, но затем неожиданно отправили в Харбин, куда он и позвал Анну.

Она быстро приняла решение и, не раздумывая, сразу же начала собираться. Александр Колчак все честно рассказал жене, а Анна написала мужу письмо, где рассказала о своей безумной любви к Колчаку и решила вернуться домой только для того, чтобы развестись и проститься с мужем навсегда. Прощались они тяжело. Сергей был в отчаянии и готов был простить жену, но она осталась непреклонной, получила развод и стала гражданской женой Колчака.
Месяц, проведенный в Токио, был самым счастливым в их жизни. Как-то после прогулки Анна сказала: «Я знаю, за все в жизни надо платить. За то, что мы сейчас вместе - тоже, я это чувствую, заплатить придется. Пусть это будет нищета, голод, болезнь, но только бы не потерять вот этой нашей душевной близости. И тогда я на все согласна».
Колчак не принял новой России и примкнул к белогвардейцам. В начале 1919 года его армии были разбиты, а сам он был помещен в губернскую тюрьму Иркутска. Туда же за ним отправилась и Тимирёва. На свиданиях они медленно ходили по тюремному двору, говорили и не могли наговориться. В ночь на 7 февраля 1920 года Колчака расстреляли на берегу реки Ушаковки.
Ее почему-то не расстреляли вместе с ним. Вероятно, следователям не за что было зацепиться. Анну Васильевну оставили в живых. В своей автобиографии она писала, что персональных обвинений к ней тогда не было предъявлено, так как в политической жизни она не участвовала, однако к двум годам лагерей ее на всякий случай приговорили. Пробыла там недолго, выпустили по амнистии. Сначала жила в Иркутске, не в силах покинуть место гибели возлюбленного. Работала в университетской библиотеке. Весной 1921 года последовал новый арест…

При Дзержинском ее еще выпускали, затем забирали снова, а при Ежове и Берии даже передышки не было. (Только однажды Екатерине Павловне Пешковой, первой жене М. Горького, удалось выхлопотать у всесильного Лаврентия Павловича краткосрочную свободу для А. В. Тимиревой.) И даже то, что в 1922-м она вышла замуж за некого инженера В. К. Книпера, значения никакого не имело. В общей сложности Анна Васильевна Тимирева провела в тюрьмах, лагерях, ссылках около 35 лет. Окончательно вернулась в Москву лишь в 1960 году.
Несколько лет Тимирева настойчиво искала Володю, сына от первого брака. Его арестовали в 1938-м, тогда же и расстреляли – двадцатитрехлетним… Второй муж не дождался ее из ссылки: скончался в 1942-м в Москве.
В 1957 году Ярославский облсуд постановил: «…дело прекратить за отсутствием состава преступления». Еще через три года Тимиреву реабилитировали полностью.
От нищеты ее спас… Ван Клиберн. Американский пианист, звезда мировой величины, заявил журналистам, что его «музыкальным дедушкой» был не кто иной, как Василий Сафонов, директор сначала Московской, а затем Нью-Йоркской консерватории. Только тогда вспомнили про дочь Сафонова и назначили ей по ходатайству Д.Шостаковича, Н.Обуховой, И.Козловского пенсию в 45 рублей «за заслуги отца перед русской и мировой музыкальной культурой».
Кем только не работала Анна Васильевна в промежутках между арестами! Была библиотекарем, архивариусом, дошкольным воспитателем, чертежником, инструктором по росписи игрушек, ретушером, картографом, вышивальщицей, бутафором, художником в театре и даже… маляром. Всюду ее трудолюбивые руки находили полезное дело. Иногда выручали киносъемки: для массовок иногда требовались аристократические старушки. На первом балу Наташи Ростовой в фильме «Война и мир» княгиню с лорнетом изображает Анна Тимирева…

Уже в глубокой старости Анна Васильевна написала строки, доказывавшие, что настоящая любовь не подвластна времени:
Полвека не могу принять – ничем нельзя помочь – и все уходишь ты опять в ту роковую ночь… Но если я еще жива наперекор судьбе, то только как любовь твоя и память о тебе.
*** И каждый год Седьмого февраля Одна с упорной памятью моей Твою опять встречаю годовщину. А тех, кто знал тебя, - давно уж нет, А те, кто живы, - все давно забыли. И этот, для меня тягчайший, день - Для них такой же, как и все, - Оторванный листок календаря. 1969.
Умерла Анна Васильевна в 1975 году, похоронена на Ваганьковском кладбище. Могила находится недалеко, наискосок по аллейке, от могилы Сергея Есенина.

http://www.greatwomen.com.ua/2008/05/06/anna-vasilevna-timireva/
|
|
| |