[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ПАВЕЛ ШЕЛАПУТИН
Валентина_КочероваДата: Суббота, 05 Мар 2016, 21:02 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕЛАПУТИН
(1848 - 1914)


Предприниматель, меценат, благотворитель, действительный статский советник, потомственный дворянин.
Изучая историю Москвы нельзя не упомянуть об этом Человеке (да, именно, с большой буквы),  – общественном деятеле, фабриканте и великом благотворителе. Его преогромные пожертвования, от которых он себе не искал ни высоких наград, ни каких-либо чинов, направлялись им на российское образование и культуру. Всего им было затрачено на благотворительность порядка 8 млн. руб., что в наши дни эквивалентно $ 8 млрд. (!). Куда там нынешним олигархам, самым значимым деянием которых стала покупка яиц Фаберже.

Родился Павел Григорьевич в Москве. Выходец из купеческого рода, корни которого происходят из Покровской слободы Саратовской губернии (сегодня – г. Энгельс). Обосновались они в Москве в конце XVIII в. и начали заниматься сначала розничной торговлей, а уже в 1-й декаде XIX в. имели свою шелковую фабрику на берегу Яузы. В память о роде в городе существует Шелапутинский пер.


Сам Павел Григорьевич являлся одним из учредителей Балашихинской мануфактуры, занимавшейся выпуском бумажных изделий. Образованная в 1874 г., к концу века она вошла в число 100 крупнейших на Европейской территории Российской империи предприятий и стала 6-й в Московской губернии. В то время Шелапутин начинает заниматься благотворительностью и создает при производстве дом призрения, где осуществлялся уход за 120 престарелыми работниками и сиротами. Помимо предпринимательской деятельности, фабрикант занимался и религиозными делами. Будучи старообрядцем, содержал даже моленную в Шелапутинском пер., со временем вышел из этого течения и стал старостой многочисленных православных церковных общин в Москве и тогдашних окрестностях.

Павел Григорьевич состоял в правлении Первого Общества трезвости и на свои деньги содержал на нынешней Школьной ул. (тогда Первая Рогожская) две чайные, в которых были устроены читальня с библиотекой, а также книжный магазин. Тёплым летним вечером прохожие на Рогожской ул. останавливались возле ярко освященных окон дома с вывеской «Чайная», и с любопытством заглядывали внутрь. Вообще-то в любом другом месте мимо подобных заведений приличный человек постарался бы пройти побыстрее: обычная московская чайная XIX в., несмотря на своё вполне нейтральное название, практически не отличалась от трактира. Но здесь играла тихая музыка, люди за столиками спокойно беседовали, листали газеты и даже читали книги! По красивым фарфоровым чашкам разливали крепкий, душистый чай, и пили вприкуску с колотым сахаром и ароматной выпечкой. Уютное заведение с читальной комнатой, библиотекой и книжным магазином стало штаб-квартирой первого московского Общества трезвости. Сколько людей, заглянувших сюда однажды в надежде пропустить стаканчик-другой, попадали в неожиданную атмосферу, видели совсем иную жизнь, и постепенно бросали пить!

Сам Шелапутин скромно называл это достижение всего лишь небольшим вкладом в дело просвещения народа. Он владел огромным капиталом, но совершенно искренне считал, что не люди должны служить деньгам, а деньги – людям. Поэтому богатство своё использовал так, чтобы с его помощью делать что-то полезное и нужное для ближних. Он открывал школы, училища и гимназии. Всерьёз озабоченный проблемами народного просвещения не жалел средств на новые учебные заведения. Около 200 тыс. руб. он отдал на строительство нескольких мужских и женских ремесленных училищ. А в одной из шелапутинских гимназий учился будущий автор «Тихого Дона» М.Шолохов.  Именно  Павел Григорьевич стал основоположником такого образовательного направления, как «курсы повышения квалификации». Открытый по его инициативе и на его собственные средства Учительский институт для выпускников университетов, духовных семинарий и прочих высших учебных заведений, ковал пед. кадры для средней школы.


Реальное училище и Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина на Девичьем поле. Начало XX в.

Большой интерес проявлял Павел Григорьевич и к медицине. Однажды во время путешествия на пароходе, на его глаза попался заплаканный юнга. Шелапутин участливо поинтересовался у молодого человека, в чём причина его слёз. Оказалось, что парень совсем не хотел быть матросом – он с детства мечтал стать врачом, но у бедных родителей не было денег на его образование. Павел Григорьевич взял парня под свою опеку, оплатив обучение в одном из престижнейших мед. вузов Европы. Так безвестный юнга стал знаменитым профессором В.Снегирёвым, впервые применившим радий для лечения онкологических болезней.


А в подмосковном Кунцеве купец построил бесплатную Покровскую лечебницу для бедных с богадельней и приютом для слепых. Был Шелапутин неравнодушен и к прекрасному. Он входил в комитет по устройству московского Музея изящных искусств, ныне известного как Пушкинский, и приобрёл на собственные средства коллекцию античных экспонатов.


Фото 1912 г.

Именно они составили основу знаменитого Греческого зала музея. Приютил в своем имении уже старого художника А.К. Саврасова.
Ещё одной стороной многогранной натуры Шелапутина была подлинная религиозность. Жертвовать на нужды церкви было для него делом столь же важным, как строительство школ и больниц. Он состоял старостой сразу нескольких храмов: Архидиакона Стефана в Москве, Покрова Богородицы в своём имении в Филях, домовой гимназической церкви свт. Г.Богослова. В Ялте на свои средства он выстроил храм при Александровской гимназии. Даже самые близкие люди, его сыновья, не представляли размаха его благотворительной деятельности. Они жили своей жизнью, увлекались живописью, музыкой, театром. Молодые, талантливые, они рано ушли из жизни. Павла Григорьевича постигла горькая, страшная участь - пережить трех своих сыновей.


Первым, в 1898 г., умер Григорий, незаурядный художник. Он был другом М.Нестерова, который подолгу жил в большом и гостеприимном доме Шелапутиных и у которого он постоянно учился живописи. Неожиданно смерть унесла в 1906 г. младшего из сыновей - Анатолия. Его не удалось спасти из-за резкого воспаления легких, которое он получил, выпив в жару ледяного молока из погреба. При всей любви и жертвенности Павла Григорьевича к медицине, она в этом случае оказалась бессильна. Талантливый музыкант, обладавший абсолютным муз. слухом, Анатолий мог, придя из оперы, сесть и легко проиграть по памяти всю партитуру. Его хорошо знали в муз. кругах Москвы, а Н.А. Римский-Корсаков даже посвятил ему одну из фортепианных пьес. Но Анатолий успел жениться и оставить наследников. Последним умер самый старший сын - Борис. Он любил МХТ, писал стихи. И это была последняя потеря несчастного отца.

Смерть сыновей подорвала здоровье Павла Григорьевича, и в 1913 г. он уехал в швейцарский город Фрибур на лечение, где в следующем году, в мае 1914 и умер. Гроб с его телом едва успели перевезти через границу в последние мирные дни перед Первой мировой войной. Павел Григорьевич после отпевания в церкви имения Покровское-Фили при большом собрании профессоров, преподавателей и студентов был похоронен на старом Рогожском кладбище в Москве.

  
За великие дела промышленник и благотворитель был награжден многими Высочайшими наградами Российской империи. Николаем II ему было даровано звание потомственного дворянина и присвоен чин действительного статского советника.
http://radiovera.ru/pavel-shelaputin.html
Прикрепления: 7532134.jpg (4.7 Kb) · 2010641.jpg (5.8 Kb) · 3816816.jpg (13.7 Kb) · 8422177.jpg (16.4 Kb) · 2526069.jpg (15.2 Kb) · 1293573.jpg (31.8 Kb) · 8513981.jpg (44.7 Kb) · 7016420.jpg (7.4 Kb) · 2738333.jpg (31.7 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: