[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
АЛЕКСАНДР ЕСЕНИН-ВОЛЬПИН
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 28 Мар 2016, 12:28 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7017
Статус: Offline
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ЕСЕНИН-ВОЛЬПИН
(12 мая 1924 - 16 марта 2016)


Советский и американский математик, философ, поэт, один из лидеров диссидентского и правозащитного движения в СССР, пионер правового просвещения в диссидентских кругах советского общества, сын Сергея Есенина…



Родился в Ленинграде. «В моем метрическом свидетельстве записано: «Гражданин Вольпин Александр Сергеевич, родился 12 мая 1924 г. Отец - Есенин Сергей Александрович. Мать - Вольпин Надежда Давыдовна». Под фамилией Вольпин я жил до отъезда из Советского Союза, и никогда ни к каким властям с просьбой об изменении фамилии не обращался. Хотя получалось так, что многие называли меня Есениным. Но если я Вольпин, а меня кличут Есениным, то объяснять каждому, что Есенин — это мой отец, неудобно. Менять материнскую фамилию на отцовскую я не хотел, потому что вырос с фамилией Вольпин. На двойную фамилию требовалось разрешение властей, но обращаться к ним не было никакого желания».

Его отец погиб, когда Саше был год от роду. Родители были друзьями по лит. цеху, но в браке не состояли. В 1933 году вместе с матерью, Надеждой Вольпин, переехал из Ленинграда в Москву, где в 1946 г. закончил с отличием механико-математический факультет МГУ (в армию призван не был из-за психиатрического диагноза); в 1949 г., окончив аспирантуру НИИ математики при МГУ и защитив кандидатскую диссертацию по математической логике, уехал работать в Черновцы. В то же время он писал стихи, которые читал в кругу друзей; в том же 1949 году за "антисоветскую поэзию" был помещён на принудительное лечение в Ленинградскую спецпсихбольницу, в сентябре 1950 г. как социально опасный элемент выслан в Карагандинскую обл. на 5 лет.


Амнистирован после смерти Сталина в 1953 г., вскоре после чего стал известен как математик, специализирующийся в области интуиционизма. В 1959 г. вновь помещён в спецпсихбольницу, где проводит около 2-х лет. Свои стихи, распространявшиеся в самиздате и публиковавшиеся на Западе, подписывал фамилией Вольпин. В 1961 г. в Нью-Йорке вышла его книга "Весенний лист", в которую кроме стихов вошёл его "Свободный философский трактат". Основу математических и философских взглядов Есенина-Вольпина составлял крайний скептицизм – отрицание всех принимаемых на веру абстрактных понятий (Бога, бесконечности и т. д.); из этого вытекает необходимость строгого соблюдения формально-логических законов. С начала 1960-х годов этот принцип он применяет к сфере права, первым из советских диссидентов выдвигая идею возможности и необходимости защищать права человека путём строгого следования советским законам и требования соблюдения этих законов от властей. Это правило становится одной из основополагающих концепций правозащитного движения.


Есенин-Вольпин с матерью, Н.Д. Вольпин

В 1965 г. Есенин-Вольпин становится организатором "Митинга гласности", прошедшего 5 декабря на Пушкинской пл. в Москве – первой в послевоенном СССР публичной демонстрации протеста. Основным лозунгом митинга, в котором приняло участие около 200 чел. (включая оперативников КГБ), было требование гласности суда над арестованными незадолго до этого А.Синявским и Ю.Даниэлем; митингующие также держали плакаты с призывом "Уважайте Советскую Конституцию". На митинге раздавалось в качестве листовки составленное Есениным-Вольпиным "Гражданское обращение", до этого распространявшееся организаторами митинга и сочувствующими. Прямо с площади он был увезён на допрос. В феврале 1968 г. Александр Сергеевич вновь заключён в спецп. спих.
больницу. В связи с этим ряд известных математиков подписали так называемое письмо 99 с протестом против его насильственной госпитализации.

В 1969 г. перевел на русский язык и написал предисловие к книге П.Д. Коэна "Теория множеств и континуум-гипотеза", излагающей доказательство независимости гипотезы континуума от остальных аксиом теории множеств. После освобождения, в 1970 г., он вступает в Комитет прав человека в СССР, сотрудничая с Ю.Орловым, А.Сахаровым и др. правозащитниками. В мае 1972 г. по настоятельному предложению советских властей эмигрировал в США, где работал в университете Буффало, затем – в Бостонском университете. Автор теоремы в области диадических пространств, получившей его имя (теорема Есенина-Вольпина). К его 80-летнему юбилею в 2004 г. диссидент В.Буковский внёс предложение наградить Вольпина премией им. Сахарова за его заслуги в правозащитном движении: "Честно говоря, это Андрей Дмитриевич должен был бы получить премию им. Есенина-Вольпина. Алик был его учителем (в правозащитной деятельности)  "Болезнь" Александра Сергеевича, от которой его "лечили" в псих. больницах, называется "патологическая правдивость".

Жил в Бостоне (штат Массачусетс, США). С 1989 г. неоднократно приезжал на родину. Есенин-Вольпин – один из героев док. фильма 2005 г. "Они выбирали свободу", посвящённого истории диссидентского движения в СССР.
Письмо 99-ти – коллективное открытое письмо, подписанное рядом известных советских математиков в защиту своего коллеги, принудительно помещённого в псих. больницу в связи с его диссидентской деятельностью. Письмо стало важным событием как в истории советской математики, так и правозащитного движения. КГБ специально настаивал на недопущении участия Есенина-Вольпина в Международном математическом конгрессе, проходившем в Москве 16 августа 1966 г., опасаясь передачи с его стороны неприятной для властей информации иностранным участникам конгресса.
Скончался в США на 92-м году жизни.
http://www.hro.org/node/19368

А.С. Есенин-Вольпин «Памятка для тех, кому предстоят допросы»
http://index.org.ru/archives/volpin.html

Одно из последних интервью А.С. Есенина-Вольпина
ДОЖИТЬ ДО СТА ДВАДЦАТИ



Сын С.Есенина, Александр Есенин-Вольпин - единственный оставшийся в живых из его детей. Он известен как крупный ученый в области логико-математической теории. Философ, поэт, диссидент, с 1972 г. живет в вынужденной эмиграции, в американском Бостоне. Его считают идеологом правозащитного движения. Несмотря на возраст, Александр Сергеевич продолжает работать в повышенном темпе - публикует работы по логико-математической теории, ездит с лекциями по университетам США, активно сотрудничает с диссидентским движением. Возраста он не чувствует, живет своим делом. Вот и сейчас главная его цель - доказать правомочность своей математической теории. А позади - полная нелегких приключений жизнь политически преследуемого ученого, ставшего на путь диссидентства в силу своего характера и убеждений.

- Александр Сергеевич, вас часто приглашают читать лекции в американских университетах. Вы интересуете их как математик или правозащитник?
- В последнее время больше второе. Недавно меня пригласили сделать основной доклад в Колумбийском университете на Григоренковских чтениях, организованных Общественным фондом Григоренко и Гарримановским институтом. Пригласил меня А. Григоренко, президент фонда, сын и соратник диссидента, генерала П.Г. Григоренко. Чтения в этом году были посвящены 40-летию правозащитного движения. Я вспомнил о важности выступлений покойного Григоренко еще до начала нашего движения. На демонстрации 5 декабря 1965 г. я не был с ним знаком. А вот в следующем году он уже сидел в моей квартире, и мы не могли выйти: дом был окружен гебистами.

- За 33 года вашей жизни вне родины о вас написано многое. А как бы вы сами определили свою роль в правозащитном движении?
- Как не очень большую. На самом деле немалую роль играла моя физиономия, фамилия моего отца. Может быть, она помогала мне получить слово, но мешала говорить по существу. К борьбе за судебную гласность отец не имел никакого отношения: в те годы, когда он жил, ее просто не было. Эта тема возникла после смерти Сталина. И при любом выступлении я всегда сводил разговор к гласности, а от меня хотели слышать другое. На той самой первой демонстрации 5 декабря 1965 г. мы требовали гласности суда над Синявским и Даниэлем. Это был мой лозунг. Я его взял его из статьи УПК, где было записано: "гласность", "публичность", "открытость". А если гласность записана в законе, то мы и требуем соблюдения закона. Так за 20 лет до Горбачева мы заговорили о гласности.
А другой лозунг я сформулировал так: "Соблюдайте Конституцию!". Но почему-то наши объявили: "Уважайте!". И на том спасибо.

- О вашей "Памятке для тех, кому предстоят допросы" ходят легенды...
- Она написана тоже исходя из позиции гласности и требования соблюдать процессуальные законы. А я их хорошо знал. Мой дед со стороны матери был известным адвокатом, оставил много литературы. Кроме того, я сам проштудировал все советские кодексы. Много занимался этим в ссылке. Плюс мой личный опыт и умение выводить следователей из себя. В "Памятке" я советовал допрашиваемым проверять каждую фразу написанного следователем протокола. С самого начала советовал уточнить: "А по какому делу вы меня вызвали?". А дальше на любой вопрос задавать встречный: "А какое это имеет отношение к данному делу?" . Думаю, что если "Памятку" переписать применительно к сегодняшним законам, можно использовать и нынче. Ибо суть проблемы та же.

- На ваш взгляд, есть ли политзаключенные в нынешней России?
- Иногда трудно провести границу между преследованиями по чисто политическим и по иным основаниям. Офиц. считалось, что в СССР политзаключенных нет; арестованным предъявлялись уголовные обвинения вроде "нарушения общественного порядка", "клеветы". После горбачевской перестройки, в 90-е годы, политзаключенных в России, насколько мне известно, действительно не было. Сейчас, видимо, снова появляются люди, оказавшиеся в тюрьме именно по полит. мотивам безотносительно к тому, по какой статье они обвиняются.

- Как вы лично пострадали от властей?
- Да особенно и не страдал. Два раза попадал в питерскую психушку. Да еще 2,5 года в ссылке, потому что при Хрущеве напечатал за границей "Весенний лист", где в стихах касался и темы репрессий. А к моменту начала движения мне было за 40, а той молодежи - за 20. Естественно, они прислушивались ко мне. В 60-е годы я уже и стихов не писал, а занимался математикой. Вот и только что свою последнюю работу отослал своему ученику в Голландию для публикации. Я говорю то, что думаю.

- Вы сейчас говорите уже о науке?
- Обо всем. Нужно говорить правду. А люди не особенно заботятся о правде.

- А если сравнить время 60-х и сегодняшний правовой беспредел в России и в постсоветских республиках?..
- Не хочу конкретно знать, в чем это выражается. Я знаю о деле Ходорковского, но не знаю сути бизнес-законодательства. Может, он и вправду нарушил какие-то запреты. Конечно, плохо, что он сидит. России нужны бизнесмены. А мне нужны факты. Вот я собираюсь ехать в Россию и, думаю, кое-что увижу. Конечно, если дадут визу.

- А вы удовлетворены, например, американской судебной властью?
- Я не имел с ней столкновений по гражданской линии. Я удовлетворен тем, что она не вмешивалась в мои дела.

- Но вы наблюдаете жизнь вокруг себя. Как вы считаете, в этом государстве человеку легче или труднее?
- Думаю, что не идеально. Голосую я за Демократическую партию. При ней несколько лучше, чем при республиканцах. А вообще здесь, конечно, лучше. Не столь уж многие стремятся отсюда уехать. Но имеющихся преимуществ недостаточно, чтобы оказать заметное влияние на Россию.

- Политику Белого дома по отношению к Ираку одобряете?
- По-моему, Белый дом проиграл Ирак. Америка могла бы поумнеть. Я против того, чтоб гибли люди с обеих сторон. Нельзя было так грубо начинать войну. И с Саддамом можно было расправиться иначе. Боюсь, что республиканцы доведут до беды. Хотя я не консерватор, не реакционер. Большинство русских иммигрантов связывают себя с республиканцами. Мне этот выбор чужд. Я - беспартийный.

- А еще говорят, что вы безбожник.
- Я - формалист. Если и отводить какое-то место мистике, это не значит, что нужно отказаться от идеи постижения мира разумом. Правда, я не делаю из этого мировоззрения. Сегодня можно доказать, что существует не один, а много миров. Отсюда следует, что я не верю в Творца как Единого создателя единого мира. Ибо таким образом мы сужаем восприятие Вселенной.

- Скажите, жизненный опыт меняет мировоззрение человека?
- В молодости я любил повторять собственное изречение: "Жизнь - старая проститутка, которую я не брал себе в гувернантки". Постарел - понял, что опыт может и должен быть учтен. Главное - противостоять противонормальному опыту.

- Давайте немного о личном. Видел ли вас когда-нибудь ваш отец? Ведь вам был год и 7 мес. в декабре 1925 г., когда его не стало.
- Видел. Лет так через 20 после своего рождения я посетил дом в Ленинграде, где когда-то жил, свою квартиру. Так соседи по этажу рассказали, что Есенин приходил в отсутствие мамы посмотреть на младенца, то есть на меня, но я его не запомнил.

- А ваша мама не вышла замуж после этой любви?
- Вышла. Мой отчим - известный химик М.Волькенштейн. В последние годы он жил один в Ленинграде, дожил до конца советской власти и умер в 1992 г.

- Вы поддерживали родственные связи со своими братьями и сестрой?
- Да. С Костей, правда, особой близости не было, ибо он был членом партии. Он умер накануне чернобыльского взрыва, 25 апреля 1986 г. Татьяна жила в Ташкенте, умерла в 1992 г. А вот с Мариной, дочерью Кости, собираюсь встретиться в декабре в Москве.

- А с Георгием?
- Он же рано погиб, в годы ежовщины...

- Вы могли бы дать самому себе характеристику? Какой вы человек?
- Скептик.

- "Все подвергай сомнению"?
- По крайней мере, стараюсь.

- А в быту вы уживчивы?
- Когда мне не мешают - уживчив. А мешают - не особенно.

- Если не секрет, кто ваша жена?
- У меня их было 4. С последней, Галей, мы сейчас разъехались. Она не выдержала моих безбожных взглядов.

- А какие из ваших работ для вас важнее всего?
- Конечно, по математике. Я больше известен в области оснований математики как фундаменталист, хоть некоторые и любят повторять, что, прежде всего, я сын Есенина и диссидент. А вот последняя работа, которую я только что выслал для печати, очень эффектна. Уверен - пойдут разговорчики. Я ее всерьез намерен продвигать!

- Как же вам хватает на все это времени? Ведь уже за 80 перевалило?
- Времени у меня достаточно. Если мама прожила почти 100 лет, то я собираюсь 150, а уж 100 - 110 - 120 - это наверняка!
Лидия Корчун
29.11. 2005.

http://www.peoples.ru/family/children/alexander_esenin-volpin/

УМЕР АЛЕКСАНДР ЕСЕНИН-ВОЛЬПИН



В Бостоне (США) на 92-м году жизни скончался А.С. Есенин-Вольпин. О смерти математика, поэта и советского диссидента сообщают американские СМИ. В воскресенье 20 марта в Бостоне, в бруклинском похоронном доме Станецкого, состоялось прощание с А. С. Есениным-Вольпиным.

Последние годы он болел и жил в старческом доме, но я его запомнила едва переступившим 80-летний рубеж, ещё вполне бодрым, сохранившим благородство осанки и пронзительную синеглазую цепкость взгляда. Он разъезжал с лекциями по американским университетам и охотно нараспев читал стихи своего прославленного отца. В юности Алек (так на протяжении всей жизни звали его близкие и друзья) очень походил на отца – был восхитительно кудряв и звонок. Помню, поэтесса Н.Павлович, близко знавшая поэта и в соавторстве с ним даже написавшая киносценарий «Зовущие зори», уже на рубеже 80-х рассказывала, что испытала мистическое чувство, когда накануне войны обозналась, увидев в бегущем навстречу ей по подмосковному лугу самом младшем, 17-летнем, сыне Есенина давно погибшего отца.

Ставший учёным в области логико-математической теории, философом, поэтом, идеологом правозащитного движения в Советском Союзе, реанимировавшим спустя 100-летие популярное в пореформенной России слово «гласность», Александр Сергеевич после нескольких лет, проведённых в тюрьме, псих. больницах и карагандинской ссылке, в 1972 г. обосновался в США. Одно время он преподавал математику в Бостонском Северо-Восточном университете, в непосредственной близости от знаменитого «Симфони-холла», сцена которого до сих пор помнит скандал, эпатировавший добропорядочную американскую публику, – развевающийся красный шарф в руках А.Дункан, С.Есенина в экзотической черкеске, меховой папахе, с серебряным кинжалом у пояса и их совместное пение Интернационала.

Естественно, в дни празднования в России юбилея поэта, я не могла не воспользоваться случаем и не задать сидевшему за столом президиума Александру Сергеевичу вопрос о его отношении ко всё чаще высказываемой в последнее время идее возобновить уголовное дело по факту гибели его отца. Тогда этот вопрос вновь был поднят на пресс-конференции в Рязани, на родине Есенина, его племянницей Светланой Петровной и актёром, режиссёром и писателем В.Безруковым, автором книги «Есенин» и сценаристом приуроченного к юбилею поэта одноимённого телесериала.

«Я поддерживаю решение обратиться с офиц. запросом к властным структурам по поводу расследования смерти С.Есенина, – горячо откликнулся Есенин-Вольпин. – Слишком много осталось вопросов, на которые так и не получены ясные ответы. В частности, почему в номере ленинградской гостиницы «Англетер», где остановился отец, всё оказалось перевёрнуто вверх дном, точно была какая-то драка? Вызывает сомнения и длина шнура, на котором висело тело. Что за странные вмятины и гематомы были у него на лице? Часто в качестве доказательства его самоубийства приводят переданные им накануне другу поэту Вольфу Эрлиху прощальные стихи "До свиданья, друг мой, до свиданья". Если решение российских властей окажется положительным и расследованию будет дан законный ход, я непременно приеду на эксгумацию».

Но ведь теперь известно, что эти строки были написаны Есениным задолго до декабря 1925 г. И словно в качестве ещё одного аргумента в защиту версии о том, что у большевиков могли быть свои счёты к поэту, Александр Сергеевич вдохновенно прочёл полные обличительного пафоса стихи Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут»...

Остаётся только сожалеть, что при жизни Есенина-Вольпина так и не было возбуждено уголовное дело и объективно, на уровне Генпрокуратуры, не была рассмотрена версия об убийстве поэта с последующей инсценировкой его повешения. Как и, увы, искренне жаль, что парадоксальный, «не от мира сего», учёный не завершил свой многолетний труд «Теория доказательств», который надеялся издать в США и России. Правда, речь в нём должна была идти о доказательствах не юридических и криминально-процессуальных, а логико-математических...
Инна Симонова
28.03.2016. газета "Версия"

https://versia.ru/aleksan....va-otca

Есенин-Вольпин читает свои стихи



Прикрепления: 1913665.jpg (6.2 Kb) · 5763109.jpg (4.8 Kb) · 2820039.jpg (3.2 Kb) · 8844782.jpg (6.4 Kb) · 2597559.jpg (5.9 Kb) · 0954930.jpg (5.6 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: