Валентина_Кочерова | Дата: Вторник, 26 Апр 2016, 12:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| ФЕЛИКС ФЕЛИКСОВИЧ ЮСУПОВ (11.03. 1887 - 27.09. 1967)
Красавец-князь до сих пор остается одной из самых загадочных фигур в русской истории. Его полное имя длинно и красиво - князь Феликс Феликсович Юсупов-граф Сумароков-Эльстон -младший. Единственный наследник богатейшего состояния, женатый на внучке императора Александра III, он остается одной из самых ярких личностей периода накануне крушения Российской империи. Родился он в аристократической семье.
Отец, граф Ф.Ф. Сумароков-Эльстон, приходился внуком самому королю Пруссии Фридриху-Вильгельму IV от его внебрачной связи с внучкой Кутузова графиней Тизенгаузен. Мать, княжна Зинаида Николаевна, была последней представительницей рода князей Юсуповых. Свою фамилию они получили от ногайского хана Юсуфа, верного союзника царя И.Грозного. Матушка была восхитительна. Высока, тонка, изящна, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами. Умна, образованна, артистична, добра. Чарам ее никто не мог противиться. (Ф.Юсупов "Мемуары") Переехав на новую родину, Юсуповы вскоре обрусели, заняли видные должности и скопили немалые богатства. Памятную известность получил князь Николай Борисович (1750-1831), русский посланник при нескольких итальянских дворах, страстный коллекционер западноевропейского искусства.
Князь был особенно близок Екатерине II и лично знаком со многими монархами и учеными Европы. Баснословно богатый - одних крепостных у Юсупова было больше 80 тыс. душ в нескольких десятках имений, разбросанных по всей необъятной Руси, которые он не мог упомнить, - князь превратил свое подмосковное имение Архангельское в настоящий музей искусства, роскоши и экзотики. Здесь были и полотна гениев Возрождения, и мебель королевы Марии-Антуанетты, и библиотека в 35 тыс. томов, а также зоопарк, театр и парк во французском стиле. В прудах плавали рыбы с золотыми серьгами в жабрах, каждый полдень из сада с мраморными статуями вылетал к барскому дому специально обученный орел. Юсупов собирал драгоценности: алмазы, сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг, в том числе и мировые камни-знаменитости. Другой страстью, помимо произведений искусства, было неистовое княжеское сладострастие. Мало того, что он создал целый гарем, который постоянно возил с собой, но и стены его спальни украшали 300 портретов его бывших любовниц. Последней привязанностью 80-летнего старика была 18-летняя девушка.
Другие Юсуповы не походили страстями на князя Николая Борисовича. Располагая огромными средствами, они не стремились ни к чьей-либо протекции, ни к службе. Княжна Зинаида Николаевна в 80-е годы XIX в. осталась единственной наследницей рода. Ее отец мечтал выдать дочь за одного из владетельных европейских принцев и весьма огорчился, когда дочь остановила выбор на гвардейском офицере Сумарокове-Эльстон. В аристократических кругах долго никто не решался предложить княжне руку, опасаясь быть обвиненным в корысти. Особым указом императора отныне супруги и их потомки получили право на двойной титул и тройную фамилию. Двое детей князя и княгини умерли, выжил старший сын Николай. Спустя 4 года родился Феликс. Он появился на свет очень слабым. При крещении батюшка чуть не утопил мальчика в купели. Мать так хотела девочку, что до 5 лет одевала младшего сына в платьица. Бывало, выглядывая из окна, Феликс кричал прохожим: "Смотрите, какой я красивый".
Семейная фотография Юсуповых. В детском платьице на руках у Зинаиды Юсуповой юный Феликс
Впоследствии эта двойственность сыграла с князем злую шутку. Юношей Феликс отличался большой ленью и отсутствием всякого интереса к военной и гражданской службе, и родители измучились с выбором жизненной стези своему младшему отпрыску. В нем вновь проснулся интерес к переодеванию. Под руку со старшим братом Феликс сидел элегантной дамой на публике. Однажды в парижской опере на "молодую женщину" тонкой красоты обратил внимание наследник британского престола. Вернувшись в Россию, Феликс, обладавший муз. способностями и голосом, решил попробовать себя на сцене в качестве исполнительницы популярных французских песен. Не узнанный, он дал 6 вечеров в одном модном дорогом московском кабаре. После криков "браво" и выходов на бис, "певица" отправлялась покутить с офицерами в ресторан и один раз едва не была разоблачена. В конце концов приключения Феликса стали известны родителям. Отец, вызвав сына для объяснений, назвал его негодяем и позором семьи, которому не подаст руки ни один порядочный человек. На прощанье Феликс-старший так хлопнул дверью кабинета, что в соседней зале упал со стены портрет. Обливаясь слезами из-за своей двойственности и упрекая во всем брата, Феликс-мл. эксперименты с переодеванием бросил.
В 1908 г. семью Юсуповых ждал тяжелый удар: на дуэли из-за любви был убит брат Николай. Эта трагедия подтвердила семейный рок - только одному мужчине рода Юсуповых суждено было прожить больше 26 лет. Отныне Феликс превращался в единственного наследника всего состояния: имений, заводов, нефтяных скважин, земель, дворцов и ценностей, которые ежегодно приносили доход больше 1-го млн. руб.. Огромное влияние на Феликса оказало знакомство с вел. княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой убитого террористами дяди Николая II и сестрой императрицы Александры Федоровны. После смерти мужа вел. княгиня постриглась в монахини и основала Марфо-Мариинскую обитель, много сил и средств отдавая на благотворительность и помощь обездоленным. Ярким событием в жизни Феликса стало обучение в Оксфорде в 1909-1910 гг. Здесь он сочетал учебу и светскую жизнь, подружился с гастролировавшим русским балетом, в том числе с Карсавиной, Павловой и Дягилевым. Особенно запомнился современникам костюмированный бал аристократии в лондонском Альберт-Холле, на котором Юсупов предстал в одежде московского боярина из красной парчи, в бриллиантах и соболях. Его экзотическое фото потом поместили все британские газеты.
Вместе с знатью Феликс принимал участие во всех значимых мероприятиях будь то 100-летие Бородинской битвы в 1912 г. или 300-летие Дома Романовых в 1913. Нельзя не отметить еще одну его черту - некоторую склонность к мистицизму. Иногда князя посещали видения. В 1913 г. в его жизни наметился важный перелом. Он влюбился в вел. княжну Ирину Александровну, племянницу царя. Девушке Феликс честно рассказал о себе и завоевал ее расположение. Родители Ирины дали согласие на брак, но потом под влиянием слухов расторгли помолвку. Планируемый брак встретил непонимание старых знакомых князя. На руку Ирины претендовал и вел. князь Дмитрий, ее двоюродный дядя. Феликсу стоило больших усилий убедить родителей невесты дать согласие на брак. Они составили прекрасную пару. Оба - утонченные аристократы, артистические натуры, прожившие трудную, но счастливую жизнь.
1914 год. Слишком памятный в истории началом Первой мировой войны. Феликс никогда не вмешивался в политику. На его молодость пришлись многие потрясения в России: русско-японская война, революции, забастовки. Когда же после начала войны на армию обрушились крупные неудачи на западном фронте, недовольство властью стало запредельным. Дума, либеральная оппозиция, пресса в один голос называли главного виновника бед сибирского старца Г.Распутина - темного мужика, всецело завладевшего царской семьей и оказывавшего огромное влияние на управление страной. Его непотребная жизнь вызывала негодование и омерзение, была известна всем, кроме императрицы и ее приближенных. Распутинская камарилья до последней степени дискредитировала монархию. Под бременем обстоятельств и неудач Николай II не предпринимал никаких решительных шагов, чтобы избавиться от Распутина. Патриоты, не сговариваясь, видели, что единственным средством, способным избавить Россию от "святого старца", может быть только его физическое устранение. К такому же выводу пришел и Феликс. Вскоре образовалась группа во главе с Юсуповым, вел. князем Дмитрием и думским депутатом В.М. Пуришкевичем, поставившая цель избавить родину от грязного похотливого мужика. План убийства созрел не сразу. Распутин был под охраной, к тому же обладал чувством осторожности, редкой интуицией и сильным гипнотическим даром. Роль приманки в опасном деле взял на себя Феликс.
Юсупову нужно было втереться в доверие к старцу. Он то жаловался на боль и просил его помочь, то приглашал старца в гости. В декабре 1916 г. Юсупов наконец уговорил Григория тайно покинуть убежище и отправиться поздно ночью в юсуповский дворец на Мойке. Заговорщики хорошо подготовились. Для убийства избрали подвальное помещение дворца с толстыми стенами, где предварительно сделали ремонт. В вино и пирожные для гостя положили огромную дозу цианистого калия. Пока Феликс развлекал гостя внизу, Дмитрий Павлович, Пуришкевич, доктор Лазоверт и Сухотин, изображая гостей, завели граммофон и ждали быстрой развязки. Старец поначалу отказывался от угощения, но вскоре уже с аппетитом поедал сладкое, запивая крымскими винами из коллекции Юсуповых. Широко открытыми глазами смотрел Феликс на старца. Яд не действовал. Распутин только жаловался, что першит в горле: "А ничего. В горле щекотка". Хозяин и гость молчали, разговор не клеился. Феликсу все время казалось, что Распутин читает его мысли. На часах было половина третьего ночи, но никакого эффекта от смертельного яда так и не наступало. Наверху заговорщики тоже начали терять терпение. На общем совете было решено зайти всем вместе и задушить Григория, но Феликс убедил не делать этого. У Дмитрия он взял револьвер и спустился в комнату. Распутин сидел в том же положении, "свесив голову набок и прерывисто дышал". Князь сел рядом, но гость не реагировал. Снова молчание. Григорий посмотрел пустым взглядом. "Вам нездоровится?" - спросил Феликс. "Да, голова тяжелая и в брюхе жжет. Ну-ка, налей маненько. Авось полегчает".
Распутин повеселел и поднялся. Он подошел к князю, когда тот медленно поднял револьвер и спустил курок. Старец грохнулся на медвежью шкуру. Заговорщики начали обсуждать, как быть с телом. Сам Юсупов в своих мемуарах пишет, что неведомая сила заставила его снова спуститься к телу. Убитый лежал на спине, не шелохнувшись. Вдруг у Распутина открылись глаза, и его сильные руки схватили князя, оторвав погон. Поднявшись, Распутин пополз по ступенькам к запертой калитке. Еще минута, и Григорий уже бежал по двору к спасительным воротам. Дикий крик Феликса переполошил заговорщиков. Пуришкевич с пистолетом бросился в погоню. Отличный стрелок, Пуришкевич промахнулся. Еще мгновение, и беглец исчезнет в темноте улицы. Распутин добежал до ворот, когда получил две пули: в спину и голову. Тело старца связали, завернули в ткань и отвезли на автомобиле к Петровскому мосту, где бросили в реку. Уже после вскрытия стало ясно, сколь крепок был старец телом. Еще полчаса он жил под водой и даже развязал одну руку.
По Петербургу весть об убийстве ненавистного старца разнеслась с быстротой молнии. Сам Пуришкевич в запальчивости сообщил об убийстве Распутина городовому. Придуманная задним числом версия уже никого не убеждала. Императрица была вне себя от горя и гнева. Общество же всячески демонстрировало радость по поводу гибели злого гения династии. После проведенного властями расследования Феликсу Юсупову было предписано отправиться в ссылку в имение Ракитное. Однако события нового, 1917 г. развивались стремительно. В феврале произошла революция. Пала монархия. Страна все глубже погружалась в хаос. В октябре в Петрограде почти без сопротивления к власти пришли большевики. Началась гражданская война. Юсупов с женой и 2-летней дочерью Ириной вместе с императрицей и другими Романовыми укрылись в крымском имении Ай-Тодор. Не раз их жизнь находилась под угрозой: Ялтинский совет рабочих предпринимал попытки расправиться с ними. Потом Крым оккупировали немцы, и только весной 1919 г. все бывшие пленники навсегда покинули Россию. Так начались для Феликса долгие и трудные годы эмиграции без копейки в кармане.
Сотням тысяч беженцев, выброшенных из Советской России, пришлось на чужбине очень туго. Юсуповы поселились во Франции. В 20-е годы супруги организовали в Париже салон мод, названный по первым слогам имен "ИрФе", но после некоторого успеха бизнес пришлось свернуть. Часть денег на жизнь Феликс получил после продажи полотна Рембрандта, вывезенного во время бегства в Крым. Иногда Юсуповым приходилось так трудно, что жена Ирина сама стирала белье и убирала. В годы Второй мировой войны Юсуповы жили под Парижем, переделав под дом старую конюшню. Первое время крыша так протекала, что приходилось раскрывать зонтик.
С годами князь и княгиня все больше отходили от светской суеты, предпочитая ей семейное уединение. В Советском Союзе Юсупов был подвергнут остракизму, как все, что связывалось с Романовыми, богатеями-дворянами и белой эмиграцией. Советские газеты любили сочинять небылицы о нем. Только в 60-е советская делегация впервые посетила старика-князя.
|
|
| |