Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВЕРА БОССЕ-СУДЕЙКИНА-СТРАВИНСКАЯ
ВЕРА БОССЕ-СУДЕЙКИНА-СТРАВИНСКАЯ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 17 Июл 2016, 13:06 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5018
Статус: Offline
Вера Боссе-Судейкина-Стравинская

За каждым великим мужчиной, как правило, стоит неординарная женщина, а за творцом – муза. Значительно реже случается, когда одна и та же женщина объединяет несколько знаменитостей. У таких дам есть редкий талант быть супругой, помощницей, другом. Об одной из них и пойдет рассказ.



Родилась Вера Боссе 6 января 1889 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной купеческой семье. Мать её была шведкой, отец – французом. Впоследствии Вера любила похвастаться дворянскими корнями, хотя на самом деле их у неё не было.

Образованна она была всесторонне – математика, французский, иностранные языки, музыка. К тому же барышня после окончания гимназии получила золотую медаль и имела право преподавать. Но ей хотелось учиться дальше, её манил Париж. Отец девушки решил, что если уж где и продолжать обучение, то только в Германии. И в 1910 году Вера стала студенткой Берлинского университета. И хотя она успела неплохо освоить некоторые предметы (философию, химию, анатомию, историю искусств и т.д.), закончить образование она всё же не смогла – закрутилась в романтическом водовороте, а потом началась Первая мировая война, и стало не до учёных премудростей.

Первый и второй её браки просуществовали недолго. Один расстроили родители, другой распался сам. Вера Артуровна меняла кавалеров и мужей почти так же, как обеспеченная дама - перчатки. Так что нет смысла разбираться в её воздыхателях и запоминать все фамилии, которые носила эта самобытная женщина. Но стоит поговорить о двух главных мужчинах, которые сыграли огромную роль в её жизни. А она, в свою очередь, способствовала их карьере и славе.

Первым из них был художник Сергей Судейкин.



Вернувшись из Германии в Москву, Вера поступила в балетную школу – её давно привлекали театр и музыка. Карьеру в танцах она делать не планировала – понимала, что с её высоким ростом в балете делать нечего. Ей хотелось обрести грацию, умение двигаться, что для драматической актрисы тоже нужно. И она стала актрисой знаменитого Камерного театра под руководством А.Таирова. Там-то в 1915 году статную красотку и заприметил уже знаменитый и весьма популярный в то время художник С.Судейкин. Он оформлял постановку "Женитьба Фигаро" и, влюбившись в Веру, сочинил для неё испанский танец и придумал костюм для его исполнения.

Их роман вызвал бурную реакцию богемы. Ну, как же, у Судейкина есть чудесная жена Ольга! Не чурался он и однополых отношений. А тут в этот и без того запутанный клубок вклинивается Вера! Как не возникнуть толкам? Веру в свете называли "Бякой" и переживали за брошенную "всеобщую любимицу" Ольгу Судейкину. Однако резкого разрыва не было, и Судейкин некоторое время держит около себя обеих женщин. Он изображает их вместе на картинах (в частности, на полотне под названием "Моя жизнь" запечатлены обе дамы сердца), вдвоем Ольга и Вера демонстрируют придуманные им наряды.



В 1916 году Вера с Сергеем перебираются в Питер и занимают одно из лидирующих положений среди людей искусства. Но благоденствие длилось недолго – Судейкина призывают в армию и отправляют на фронт, а Вера уезжает в Москву к матери. Через некоторое время к ней приезжает комиссованный по болезни Судейкин. Начинается смутное время, и в июне 1917 года они отправляются в Крым.

Там Вера вынуждена делать всё – доставать продукты, готовить пищу, убирать, мыть, стирать… Но жалоб от неё никто не слышал, лишь в дневнике она фиксирует то, что её тревожит. В ноябре 1917 года она писала: "Мы так перевернуты тем, что делается в Москве и Петрограде, что не находим себе места. Скифы, разрушающие свои собственные храмы!"

А затем: "В Крыму началась борьба с большевиками. Под Симферополем бой, в Севастополе расстреляны сто пятьдесят офицеров. В Ялте был митинг с угрожающей резолюцией против буржуев, и поэтому все в паническом состоянии..."

В феврале 1918 года влюблённые регистрируют свои отношения. С.Судейкин одержим Верой и мечтает сделать выставку её портретов.



В июле 1918 года Вера Артуровна записывает: "Серёжу выводит всё из терпения, он плохо работает и начинает меня упрекать в моих постоянных болезнях. Он садится перед моей постелью и начинает серьёзно говорить со мной. Я урегулировала его половую жизнь, я должна урегулировать его рабочую жизнь. У него таланта пропасть, так же, как и полового чувства. Прежде он дня не проводил, не употребив две-три женщины, – это шло в ущерб его работе. Теперь он должен был бы писать одну меня – он повторяет это уже в сотый раз…"

Надо полагать, что Вера могла бы сделать карьеру актрисы. Она снялась в нескольких фильмах, и роль Элен Безуховой в фильме Я.Протазанова и В.Гардина "Война и мир" (1915 г.) ей определенно удалась. Да и внешность у неё была яркая и киногеничная. Но она отказалась от собственных устремлений и выбрала иной путь – служение тому, кто гениален, став женой с большой буквы.

Связав свою жизнь с Судейкиным, Вера записывает правила, которым с этих пор должна следовать:

1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, её замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью.

Обязанности жены художника Вера исполняла чётко. Не женщина, а прямо-таки мечта творца! Судейкин же отмечал, что в придачу к этому Вера спасла его от болезненного пристрастия к алкоголю. А о его влиянии Вера говорит так: "Я так знаю и понимаю теперь искусство, что этого богатства ничто и никто у меня не отнимет". У неё открылся художественный дар, она приобщилась к живописи и стала рисовать сама.

Странствия четы Судейкиных продолжаются – в апреле 1919 года они в Тифлисе (ныне Тбилиси), затем – в Баку, а в 1920 году оказываются в Париже, куда бегут от голода, разрухи, неразберихи, социальных и политических перемен.

На чужбине русские эмигранты стараются отвоевать место под солнцем и продемонстрировать свои способности. Заявляет о себе и С.Судейкин. Критики называют его картины и зарисовки "легкими и зрелищными", отражающими "романтическую и одновременно болезненную до гротеска эпоху Гоголя и Островского". Он работает сценографом в кабаре, оперных и балетных постановках.



Но в феврале 1921 года происходит еще одна судьбоносная для нескольких человек встреча – театральный и художественный деятель, видный антрепренёр Сергей Дягилев знакомит Веру с именитым композитором, большой величиной в культуре ХХ века, Игорем Стравинским. Между ними вспыхивает страсть.

Игорь и Вера старались держать свой роман в тайне, чтобы не ранить близких (у Веры ревнивый муж, у Стравинского жена и четверо детей). Переписку они вели через секретаря музыканта. Но долго так продолжаться не могло. И весной 1922 года Вера уходит от Судейкина и становится доверенным лицом Стравинского в делах. В обществе опять возникают сплетни и пересуды.

По отзывам современников, Вера была эффектной шатенкой, энергичной, целеустремлённой и артистичной. Она привлекала внимание, к ней тянулись люди. А. Бенуа писал о Вере: "Очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая…". Каким-то особым образом Вера умела создавать уют и одним своим присутствием успокаивать окружающих.



С.Судейкин после расставания с Верой перебрался в США. И хотя он продолжал много работать (его приглашали оформлять спектакли крупнейшие театры мира), надо полагать, что пережить разрыв с женщиной, которая была для него всем, он так и не смог. Последние его годы были горькими, ему не хватало движущей силы, он болел и нуждался. Незадолго до своей кончины он успел повидаться с Верой. Не стало С.Судейкина в 1946 году.

Статус любовницы на положение законной супруги Стравинского Вера сменила лишь в 1940 году, и после этого пара обосновалась в США.

Вера Артуровна была человеком волевым, деловитым, предприимчивым и уверенным в себе. Она умела заботиться, умиротворять и создавать такой порядок, который бы способствовал творческой деятельности подверженного перепадам настроения, впечатлительного и нервного Стравинского. Именно будучи вместе с Верой, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижёра собственных произведений. Также он сделал много аудиозаписей своих сочинений. Вера смогла даже пробить его поездку в СССР в 1962 году, и они побывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов.

Когда Игорь Стравинский заболел, Вера обеспечила ему первоклассный уход. Но еще до его кончины она распланировала похороны и рассчитала, кому и за сколько продаст его архив, чем вызвала возмущение детей композитора. Но в этом была вся Вера – практичная, сильная, несгибаемая.

Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 года. Он был погребен в Венеции на "русской" части кладбища Сан-Микеле. Вера Артуровна пережила мужа на 11 лет. Она часто его вспоминала, издавала книги о нём и считала единственным великим человеком, которого ей удалось встретить в жизни.

До последних дней В.Судейкина-Стравинская была активной, деятельной, здравомыслящей и при этом совершенно необыкновенной.

Вот как вспоминал о Вере Артуровне Соломон Волков: "Самой экзотической женщиной, которую мне довелось встретить, была, без сомнения, Вера Стравинская, вдова великого композитора. Когда мы познакомились в Нью-Йорке в 1976 году, Вере Артуровне было восемьдесят восемь лет. Ошарашила она меня сразу, почти с порога предложив сначала выпить, а потом закурить. Я в смятении отказался. Стравинскую это нисколько не озаботило: сначала она с лихостью опрокинула стопку водки, а затем преспокойно задымила…"

Ушла из жизни Вера Артуровна 17 сентября 1982 года в Нью-Йорке. Похоронена она рядом с последним мужем.

Мария Морозова
Иллюстрации с сайта: wikimedia.org


http://www.superstyle.ru/22dec2015/muzhia_very?print=1
Прикрепления: 1640263.jpg(19Kb) · 2776369.jpg(18Kb) · 6590046.jpg(28Kb) · 3850142.jpg(18Kb) · 6743117.jpg(24Kb) · 1671732.jpg(25Kb)
 
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 17 Июл 2016, 13:14 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5018
Статус: Offline


Дневник Веры Артуровны Судейкиной (урожд. де Боссе, в последнем браке Стравинская) (1888–1982), актрисы немого кино и художницы, второй жены художника С. Судейкина (1882–1946), содержит описание их жизни в Петрограде накануне Февральской революции, затем в Крыму и Тифлисе (до отъезда из России).

На страницах дневника встречаются имена многих известных художников, литераторов, музыкантов, актеров, издателей, политиков, религиозных деятелей, среди них: А.Бенуа, И.Билибин, Ф.Блуменфельд, П.Богданова-Бельская, Л. и Р.Браиловские, о. С.Булгаков, М.Волошин, О.Глебова-Судейкина, С.Городецкий, З.Гржебин, Л.Гудиашвили, С.Дягилев, братья Зданевичи, Л.Коренева, М.Кузмин, А.Лурье, В.Каменский, К.Коровин, С.Маковский, О.Мандельштам, В.Д. и В.В.Набоковы, Л.Рындина, братья Рябушинские, С.Сорин, Т.Табидзе, И. и М.Чеховы, С.Щербатов.

Читатель обнаружит здесь неизвестные ранее сведения об этих людях, познакомится с описанием малоосвещенных в литературе художественных событий, таких как московская выставка объединения «Мир искусства» 1917 г., ялтинские и тифлисские выставки 1917–1919 гг., узнает, каким был быт художественной элиты в Крыму в этот период. В дневнике также нашли отражение политические события (приход в Крым немцев, действия большевиков при захвате власти и др.).

http://www.rp-net.ru/store....ON_ID=0
Прикрепления: 2427185.jpg(43Kb)
 
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ВЕРА БОССЕ-СУДЕЙКИНА-СТРАВИНСКАЯ
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz