[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ВЕРА БОССЕ-СУДЕЙКИНА-СТРАВИНСКАЯ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 17 Июл 2016, 13:06 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
ВЕРА АРТУРОВНА БОССЕ-СУДЕЙКИНА-СТРАВИНСКАЯ
(25.12. 1888 - 17.09. 1982)


Актриса русского немого кино и Камерного театра, художница прикладного искусства, живописец.
За каждым великим мужчиной, как правило, стоит неординарная женщина, а за творцом – муза. Значительно реже случается, когда одна и та же женщина объединяет несколько знаменитостей. У таких дам есть редкий талант быть супругой, помощницей, другом.

Вера родилась в Санкт-Петербурге в обеспеченной купеческой семье. Мать её была шведкой, отец – французом. Впоследствии Вера любила похвастаться дворянскими корнями, хотя на самом деле их у неё не было. Образованна она была всесторонне – математика, французский, иностранные языки, музыка. К тому же барышня после окончания гимназии получила Золотую медаль и имела право преподавать, но ей хотелось учиться дальше, её манил Париж. Отец решил, что если уж где и продолжать обучение, то только в Германии. И в 1910 г. Вера стала студенткой Берлинского университета. И хотя она успела неплохо освоить некоторые предметы (философию, химию, анатомию, историю искусств), закончить образование всё же не смогла – закрутилась в романтическом водовороте, а потом началась Первая мировая война, и стало не до учёных премудростей.

Два ее первых брака просуществовали недолго. Один расстроили родители, другой распался сам. Вера меняла кавалеров и мужей почти так же, как обеспеченная дама - перчатки. Так что нет смысла разбираться в её воздыхателях и запоминать все фамилии, которые носила эта самобытная женщина. Но стоит поговорить о 2-х главных мужчинах, которые сыграли огромную роль в её жизни. А она, в свою очередь, способствовала их карьере и славе. Первым из них был художник С.Судейкин.


Вернувшись из Германии в Москву, Вера поступила в балетную школу – её давно привлекали театр и музыка. Карьеру в танцах она делать не планировала – понимала, что с её высоким ростом в балете делать нечего. Ей хотелось обрести грацию, умение двигаться, что для драм. актрисы тоже нужно. И она стала актрисой знаменитого Камерного театра п/р А.Таирова. Там-то в 1915 г. статную красотку и заприметил уже знаменитый и весьма популярный в то время художник. Он оформлял постановку "Женитьба Фигаро" и, влюбившись в Веру, сочинил для неё испанский танец и придумал костюм для его исполнения.

Их роман вызвал бурную реакцию богемы, ведь у Судейкина есть чудесная жена Ольга! Не чурался он и однополых отношений. А тут в этот и без того запутанный клубок вклинивается Вера! Как не возникнуть толкам? В свете ее называли "Бякой" и переживали за брошенную "всеобщую любимицу" Ольгу. Однако резкого разрыва не было, и Судейкин некоторое время держит около себя обеих женщин. Он изображает их вместе на картинах (в частности, на полотне под названием "Моя жизнь" запечатлены обе дамы сердца), вдвоем Ольга и Вера демонстрируют придуманные им наряды.


В 1916 г. Вера с Сергеем перебираются в Питер и занимают одно из лидирующих положений среди людей искусства. Но благоденствие длилось недолго – Судейкина призывают в армию и отправляют на фронт, а Вера уезжает в Москву к матери. Через некоторое время к ней приезжает комиссованный по болезни Сергей. Начинается смутное время, и в июне 1917 г. они отправляются в Крым. Там Вера вынуждена делать всё – доставать продукты, готовить пищу, убирать, мыть, стирать. Но жалоб от неё никто не слышал, лишь в дневнике она фиксирует то, что её тревожит.  В ноябре 1917 г. она писала: "Мы так перевернуты тем, что делается в Москве и Петрограде, что не находим себе места. Скифы, разрушающие свои собственные храмы. В Крыму началась борьба с большевиками. Под Симферополем бой, в Севастополе расстреляны 150 офицеров. В Ялте был митинг с угрожающей резолюцией против буржуев, и поэтому все в паническом состоянии..."


В феврале 1918 г. влюблённые регистрируют свои отношения. Судейкин одержим Верой и мечтает сделать выставку её портретов. В июле 1918 г. Вера Артуровна записывает: "Серёжу выводит всё из терпения, он плохо работает и начинает меня упрекать в моих постоянных болезнях. Он садится перед моей постелью и начинает серьёзно говорить со мной. Я урегулировала его половую жизнь, я должна урегулировать его рабочую жизнь. У него таланта пропасть, так же, как и полового чувства. Прежде он дня не проводил, не употребив две-три женщины, – это шло в ущерб его работе. Теперь он должен был бы писать одну меня – он повторяет это уже в сотый раз…"

Надо полагать, что Вера могла бы сделать карьеру актрисы. Она снялась в нескольких фильмах, и роль Элен Безуховой в фильме Я.Протазанова и В.Гардина "Война и мир" (1915 г.) ей определенно удалась. Да и внешность у неё была яркая и киногеничная. Но она отказалась от собственных устремлений и выбрала иной путь – служение тому, кто гениален, став женой с большой буквы. Связав свою жизнь с Судейкиным, Вера записывает правила, которым с этих пор должна следовать:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой.
2. Любить его работы не меньше самого художника.
3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.
4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, её замысел, значение.
5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам.
6. Уметь смотреть картину часами.
7. Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью.

Обязанности жены художника Боссе исполняла чётко. Не женщина, а прямо-таки мечта творца! Судейкин же отмечал, что в придачу к этому она спасла его от болезненного пристрастия к алкоголю. А о его влиянии Вера говорит так: "Я так знаю и понимаю теперь искусство, что этого богатства ничто и никто у меня не отнимет". У неё открылся худ. дар, она приобщилась к живописи и стала рисовать сама.... В апреле 1919 г. Судейкины в Тифлисе, затем – в Баку, а в 1920 г. оказываются в Париже, куда бегут от голода, разрухи, неразберихи, соц. и полит. перемен. На чужбине русские эмигранты стараются отвоевать место под солнцем и продемонстрировать свои способности. Заявляет о себе и Судейкин. Критики называют его картины и зарисовки "легкими и зрелищными", отражающими "романтическую и одновременно болезненную до гротеска эпоху Гоголя и Островского". Он работает сценографом в кабаре, оперных и балетных постановках.


Но в феврале 1921 г. происходит еще одна судьбоносная для нескольких человек встреча – театральный и худ. деятель, видный антрепренёр С.Дягилев знакомит Веру с именитым композитором, большой величиной в культуре ХХ в. И.Стравинским. Между ними вспыхивает страсть. Они старались держать свой роман в тайне, чтобы не ранить близких (у Веры ревнивый муж, у Стравинского жена и четверо детей). Переписку вели через секретаря музыканта. Но долго так продолжаться не могло и  весной 1922 г. Вера уходит от Судейкина и становится доверенным лицом Стравинского в делах. В обществе опять возникают сплетни и пересуды. По отзывам современников, Вера была эффектной шатенкой, энергичной, целеустремлённой и артистичной. Она привлекала внимание, к ней тянулись люди. А. Бенуа писал о Вере: "Очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая…". Каким-то особым образом она умела создавать уют и одним своим присутствием успокаивать окружающих.


Судейкин после расставания с Верой перебрался в США и хотя он продолжал много работать (его приглашали оформлять спектакли крупнейшие театры мира), надо полагать, что пережить разрыв с женщиной, которая была для него всем, он так и не смог. Последние его годы были горькими, ему не хватало движущей силы, он болел и нуждался. Незадолго до своей кончины он успел повидаться с Верой. Его не стало в 1946 г. Статус любовницы на положение законной супруги Стравинского Судейкина сменила лишь в 1940 г., и после этого пара обосновалась в США.

Вера Артуровна была человеком волевым, деловитым, предприимчивым и уверенным в себе, умела заботиться, умиротворять и создавать такой порядок, который бы способствовал творческой деятельности подверженного перепадам настроения, впечатлительного и нервного Стравинского. Именно будучи вместе с ней, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижёра собственных произведений. Он сделал много аудиозаписей своих сочинений. Вера смогла даже пробить его поездку в СССР в 1962 г., и они побывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов. Когда  Стравинский заболел, Вера обеспечила ему первоклассный уход, но еще до его кончины она распланировала похороны и рассчитала, кому и за сколько продаст его архив, чем вызвала возмущение детей композитора. Но в этом была вся она – практичная, сильная, несгибаемая.

Стравинский скончался 6 апреля 1971 г. и был погребен в Венеции на русской части кладбища Сан-Микеле. Вера Артуровна пережила мужа на 11 лет. Она часто его вспоминала, издавала книги о нём и считала единственным великим человеком, которого ей удалось встретить в жизни. До последних дней Судейкина-Стравинская была активной, деятельной, здравомыслящей и при этом совершенно необыкновенной. Вот как вспоминал о Вере Артуровне С.Волков: "Самой экзотической женщиной, которую мне довелось встретить, была, без сомнения, Вера Стравинская, вдова великого композитора. Когда мы познакомились в Нью-Йорке в 1976 г., ей было 88 лет. Ошарашила она меня сразу, почти с порога предложив сначала выпить, а потом закурить. Я в смятении отказался. Стравинскую это нисколько не озаботило: сначала она с лихостью опрокинула стопку водки, а затем преспокойно задымила…"
Ушла из жизни Вера Артуровна в Нью-Йорке и похоронена она рядом с последним мужем.
Мария Морозова
http://www.superstyle.ru/22dec2015/muzhia_very?print=1


На страницах дневника встречаются имена многих известных художников, литераторов, музыкантов, актеров, издателей, политиков, религиозных деятелей, среди них: А.Бенуа, И.Билибин, М.Волошин, О.Глебова-Судейкина, С.Городецкий, С.Дягилев, М.Кузмин, А.Лурье, К.Коровин, С.Маковский, О.Мандельштам,  М.Чехов. Читатель обнаружит здесь неизвестные ранее сведения об этих людях, познакомится с описанием малоосвещенных в литературе худ. событий, таких как московская выставка объединения «Мир искусства» 1917 г., ялтинские и тифлисские выставки 1917–1919 гг., узнает, каким был быт худ. элиты в Крыму в этот период. В дневнике также нашли отражение полит. события (приход в Крым немцев, действия большевиков при захвате власти).
Читать: http://www.rp-net.ru/store....ON_ID=0
Прикрепления: 6587415.jpg (8.9 Kb) · 7921243.jpg (9.3 Kb) · 0602821.jpg (13.2 Kb) · 0545325.jpg (9.8 Kb) · 6643739.jpg (14.1 Kb) · 8746046.jpg (13.1 Kb) · 4499673.jpg (24.7 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: