[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
НАДЕЖДА ЛАМАНОВА
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Сен 2016, 18:02 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
НАДЕЖДА ПЕТРОВНА ЛАМАНОВА
(26.12. 1861 - 14.10. 1941)


Российский и советский модельер, художница театрального костюма.
Не только имена зарубежных модельеров овеяны славой в истории В дореволюционной России творили мастера из мира моды с именами, признанными в Европе. Одна из них – Н.П. Ламанова. В начале ХХ в. ее имя являлось синонимом вкуса и изысканности.

4 октября 1941 г. на скамейке в сквере у Большого театра присела отдохнуть пожилая женщина. Она не успела эвакуироваться с МХТ, из-за болезни сестры опоздала на сбор. Она засуетилась и кинулась в Большой театр, где сбор в эвакуацию продолжался, но решила ненадолго присесть в сквере. Она очень устала. На этой скамейке и остановилось сердце гениальной женщины в истории русского кутюра. Ее имя Н.Ламанова... Поставщица двора Ея Императорского Величества до революции одевала царскую семью, аристократический и артистический бомонд, спектакли МХТа. После революции она не только конструировала модели для жен высоких чиновников, но и создавала моду для масс, делала костюмы для фильмов Эйзенштейна и Александрова, для многих советских спектаклей, где нужен был дореволюционный аристократический шик.

Ее моделями были гранд-дамы России: от М.Ермоловой и О.Книппер-Чеховой до Л.Брик и В.Холодной. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). В ее доме устраивал свои дефиле великий французский кутюрье Поль Пуаре. М.Цветаева рифмовала ее фамилию: «богиня мраморная - нарядить от Ламановой».
Произведения ее искусства хранятся во многих частных коллекциях, театрах, музеях, в том числе и в Эрмитаже; В.Серов писал ее портрет...

Надежда Петровна родилась в русской провинции, в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Отец – Петр Михайлович был потомственный дворянин из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. О матери никаких сведений до нас не дошло. Семья была на грани разорения (остались огромные долги после кончины старшего брата отца), когда 20-илетняя Надя после окончания курса местной гимназии решила уехать из родительского дома в Москву, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. Надо было помочь поставить на ноги 3-х младших сестер. Проучившись 2 года в школе кройки О.Суворовой, Надя в 1879 г. переходит на самостоятельную работу – закройщицей в известную мастерскую Войткевичей и буквально сразу делает большие успехи – профессия была выбрана верно.

Вскоре пришла печальная весть о кончине отца. После него осталось лишь небольшое имение, почти не приносившее дохода. Рассчитывать следовало лишь на собственные силы. Надежда как старшая из сестер становится главой и единственным кормильцем осиротевшей семьи (младшей сестре едва исполнилось 6 лет). В 1885 г. Надежда Петровна открывает в Москве свое дело, а уже через 2-3 года ее портновская мастерская приобретает широкую известность в среде живописцев, актеров, режиссеров. Это можно объяснить только тем, что обладавшая высочайшей культурой русская интеллигенция той поры почувствовала особый дар молодой Ламановой, ее способность быть не просто портнихой, а настоящим художником-творцом.

  
Тем не менее, после открытия собственной мастерской и первых признаний ее таланта, Надежда Петровна продолжала учиться – теперь в Париже – у известных, знаменитых в Европе модельеров. Несколько позднее произошло знакомство с выдающимся французским кутюрье Полем Пуаре, перешедшее затем в длительную творческую дружбу. Постоянное совершенствование в избранной профессии и природный талант сделали авторитет ламановской мастерской столь высоким, что в 90-е годы на ее вывеске уже значилось – «Поставщик двора Его Императорского Величества». В этот период Ламанова создает серии блистательных придворных туалетов, подлинных шедевров искусства. Часть из них хранится в фондах Эрмитажа. Эти вещи красноречиво говорят о том, что их творец – художник высочайшего класса, обладающий при этом оригинальным русским почерком.

  
В 1901 г. К.С. Станиславский приглашает Ламанову в МХТ. Здесь она трудилась в костюмерной мастерской 40 лет – до последнего дня своей жизни. Под ее руководством работались костюмы для всех спектаклей театра. Круг друзей художницы к этому времени расширился. Среди близких ей людей были В.Мухина, М.Горький, М.Андреева, В.Серов. Кисти последнего принадлежит портрет Надежды Петровны, написанный в 1911 г.


Октябрь 1917 г. застал Ламанову на пороге 56-летия. Можно было бы предположить, что знаменитому мастеру костюма с прочным и видным положением в обществе новая власть придется не по душе, сломает ее, лишит душевных и творческих сил – так ведь и случилось со многими представителями русской интеллигенции, некоторые из них навсегда покинули Родину. Однако приход Советской власти дал Надежде Петровне новый творческий импульс. Сказалась ее врожденная демократичность, свойственная лучшим представителям русской интеллигенции и воспитанная в ней семьей. В шкале ценностей художницы на первом месте стояло чувство справедливости, служение интересам общества, необходимость делать людям добро. Не случайно в годы Первой мировой войны Ламанова с легкостью отдала свое имение под госпиталь для раненых русских солдат. В одной из своих записей она отмечала: «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».

Она почувствовала, что именно теперь стране и народу понадобятся ее знания, опыт и редкий талант мастера костюма. Поэтому так решительно она отказывалась от предложений американских и французских знаменитых модельеров – работать на Западе, навсегда покинуть Россию. По инициативе художницы в 1919 г. организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс.


Самое активное участие приняла она в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских». И вот именно в эту, столь напряженную и активную пору творчества мастера, стремящегося отдать все свои силы на благо нового общества, ее заключают в Бутырскую тюрьму – «за дворянское происхождение». На выручку Надежды Петровны бросились друзья, и в первую очередь – М.Горький. Благодаря громадному авторитету и широкой известности, пролетарскому писателю удалось вызволить художницу из неволи, дать возможность ей продолжить свою деятельность.

В период с 1919 по 1924 годы Надежда Петровна разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Одновременно она с охотой занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма. С 1922 г. художница состоит членом Академии Художественных наук (в кустарной секции). Ее награждают спец. дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке, а затем в 1925 г. ее модель получает «Гран-при» на международной выставке в Париже «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». В последующие годы Ламанова почти ежегодно получает призы и дипломы. Другая грань ее таланта проявилась в серьезных теоретических разработках, посвященных различным аспектам искусства моделирования одежды. На страницах журналов «Ателье» и «Красная Нива» появляются глубокие по мыслям и талантливые в лит. отношении статьи Ламановой. Это прежде всего: «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г.), подготовлена к публикации статья «О целесообразном костюме». В 1925 г. Надежда Петровна и В.Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», представив в нем ряд проектов бытовой одежды, основанной на принципах строгого дизайна.


Пожалуй, 1924 г. стал последним для Ламановой как мастера-практика повседневного нового костюма. В дальнейшем она полностью переключается на моделирование одежды из кустарных тканей с применением народного кроя. Этой проблемой художница занималась весь период 20-х годов, считая, что использование в современном костюме элементов русского народного искусства может помочь формированию совершенно оригинального направления отечественного моделирования. Когда же в середине 20-х годов стала очевидна невозможность радикального изменения в сфере массового костюма, Надежда Петровна согласилась возглавить кустарную мастерскую, выполнявшую заказы Кустэкспорта и др. организаций для внутренних и международных выставок. Однако и здесь она продолжала последовательно отстаивать все те же принципы целесообразных форм одежды и рационального конструктивного орнамента.

Многие годы Ламанова обдумывала теоретические основы искусства моделирования, прежде чем прийти к своей краткой формуле: «для чего создается костюм, для кого, из какого материала».
Полностью эта теория была оглашена на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в 1928 г. Она стала подлинным переворотом в искусстве моделирования костюма, ибо сформулировала новую программу целой важнейшей отрасли декоративного искусства, соответствовавшей характеру новой жизни и обусловленной ею. Работу в Кустэкспорте Ламанова продолжала вплоть до 1932 года. Однако жизнь великого мастера не складывалась гладко. Вновь над ней сгустились тучи – в марте 1928 г. Надежду Петровну лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего 2-х наемных мастериц».
Для такого чистого, беспредельно преданного своему делу человека это был страшный удар. В своем заявлении в избирательную комиссию с просьбой об отмене решения она пишет: «Я совсем не являюсь портнихой в общепринятом смысле этого слова. Я работаю в деле пошивки женского платья как художник, то есть я создаю новые формы, новые образцы женской одежды. Мои искания направлены к тому, чтобы создать такие формы и образцы женской одежды, которые были бы приспособлены по своей простоте, удобству и дешевизне к нашему новому рабочему быту и в которых нашли бы широкое применение наши современные кустарные вышивки и материи».

К заявлению Надежда Петровна прилагает отзывы общественности о своем творчестве. Среди них есть имена известных деятелей искусства, в частности, члена АХН, председателя кустарной секции Н.Бартрама, художников текстиля, мастеров кустарной школы, целых коллективов преподавателей спец. учебных заведений. Своим участием в этой кампании они как бы подтверждали слова Ламановой: «Все мои силы, знания и энергию я посвятила с самого начала революции, работе по созданию советского быта и культуры, таким образом, моя работа в течение 11 лет является общественно-полезной».

Есть еще один документ, возможно, относящийся к этой истории. Среди ее личных бумаг лежит справка, подписанная К.С. Станиславским и датированная 1933 г., в которой он характеризует Ламанову как исключительно талантливого мастера костюма, с которым он проработал более 30 лет. Он пишет: «Такое долгое сотрудничество с Н.П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма». Он восторженно называл Ламанову «гениальной и незаменимой».


Актрисы МХАТа в платьях Н.Ламановой. 1934г.

В 30-е годы Надежда Петровна продолжала активно работать в разных театрах, а также в кино. В этот же период она – постоянный участник международных выставок. С 1926 г. она создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 г. С 1930 г. Ламанова стала зав. мастерской Мехкомбината.Не мал список работ Надежды Петровны в кино: ею исполнены костюмы к к/ф «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор» (Укрфильм). Участвовала художница и в создании костюмов для фильмов «Иван Грозный» и «Аэлита».


Но, пожалуй, самой активной в 30-е годы была ее работа в разных театрах столицы и более всего – в Московском Художественном. К.С. Станиславский неоднократно привлекал Надежду Петровну к работе в оперной студии театра. Здесь, после премьеры оперы «Борис Годунов», поздравляя коллектив с удачной постановкой, режиссер сказал Ламановой: «Благодарю и восхищаюсь». Затем он в самых теплых словах отозвался о творчестве Надежды Петровны, назвав ее замечательной, великой.
Прикрепления: 8563089.jpg (18.1 Kb) · 8356500.jpg (33.0 Kb) · 7583307.jpg (10.8 Kb) · 8304838.jpg (25.5 Kb) · 0298195.jpg (19.3 Kb) · 3987445.jpg (28.5 Kb) · 2739685.jpg (27.5 Kb) · 6816442.jpg (18.4 Kb) · 0316613.jpg (18.5 Kb) · 5303503.jpg (29.6 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 11 Сен 2016, 18:28 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Online
Ламанова продолжала ходить во МХАТ на работу и в начале войны, когда ей было почти 80 лет. Однажды, подойдя ко входу в театр, увидела, что он закрыт. Труппа была эвакуирована, а 22 забыли, как Фирса из «Вишневого сада». Это случилось 15 октября 1941 г. Присев на скамейку перед Большим театром, Надежда Ламанова умерла от сердечного приступа. Незадолго до этого она поделилась с В.Мухиной мыслью о скорой смерти.


Н.Ламанова на даче у В.Мухиной. 1939г.

На вопрос о причинах таких мыслей, модельер ответила с грустью: «У меня остались всего две капли «Коти». Французских духов в военное время в Москве было не достать – даже для знаменитостей. Её слова оказались пророчеством. Великая Ламанова похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.


http://www.renclassic.ru/Ru/35/1642/1724/
Прикрепления: 6788084.jpg (19.4 Kb) · 2781812.jpg (34.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: