Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 14 Ноя 2016, 18:39 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7166
Статус: Offline
| ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН (24.01. 1776 - 25.06. 1822)
«Гофман – великое имя; я никак не понимаю, почему Европа доселе не ставит Гофмана рядом с Шекспиром…». Виссарион Белинский
Немецкий писатель-романтик, сказочник, композитор, художник, юрист. Несчастным он называл себя в письме своему единственному другу Теодору Гиппелю, он так определял свое состояние: «Я есть глубоко несчастный человек, а счастлив тот, кто не знает, что такое полицейский участок и долговые расписки…». Это теперь Гофман в энциклопедиях и справочниках называется великим писателем немецкого романтизма, а в протоколах берлинской полиции начала XVIII в. он представлен как драчун, грубиян и пьяница, которого не раз содержали в холодной и того пуще – привлекали к суду.
История полна подобных примеров парадоксов в судьбах великих людей, что лишь подтверждает крамольную мысль: неважно, как жил гений, а важно, что он оставил нам после своего ухода. Именно этому принципу следовали советские критики, описывая творчество великих художников, – умалчивали об их жизни и четко определяли полезность того или иного писателя для коммунистической идеи. Судя по редким биографическим очеркам и рецензиям творчества Гофмана (1929, 1958, 1975, 1984), немецкий романтик был для коммунистической идеи не полезен. Это следует также из запретов и гонений на произведения его последователей, таких, как М.Булгаков, А.Белый, на творчество В.Мейерхольда, а также из «выправления искривлений» партийными идеологами лит. группы «Серапионовы братья» в 1923 г., в которую входили молодые тогда писатели Зощенко, Катаев, Каверин, Федин, углядевшими в их воззваниях – «Кто не с нами, тот против нас!» и некоторых произведениях – некую мистику, прозвучавшую живучим отголоском гофмановских фантазий.
Отблески увлечения Гофманом встречались и «гасились» в редакциях у Ахматовой, Мандельштама и др. поэтов Серебряного века, но особенно отчетливо в советское время восприятие гофмановских мотивов проявилось в творчестве Е.Шварца. Зато в ХIХ в. романы Гофмана в России были популярны, их издавали крупнейшие издательства, народ зачитывал книжки до дыр, они также сильно повлияли на неординарные писательские умы Гоголя и Достоевского, а Чайковский по его сказке «Щелкунчик и мышиный король» сочинил чудесную музыку к балету «Щелкунчик», который до сих пор не сходит со сцен театров мира. Словом, страницы жизни великих художников интересно читать именно потому, что они многое объясняют в парадоксах судьбы их произведений, равно как и такие «мелочи», что гений вовсе не обязательно должен быть «благообразным гражданином, вроде Гете».
Сын адвоката при прусском военном суде, Эрнст Гофман появился на свет в Кёнигсберге. В жилах его, кроме немецкой текла еще еврейская и венгерская кровь. Отец, горький пьяница, вскоре оставил семью, и юность будущий писатель провел в доме своего весьма угрюмого дядюшки, где жил как «в выжженой степи – ни бутона, ни цветка». В Кёнигсбергском университете студент-правовед не желал посещать лекции даже самого Иммануила Канта, зато взахлеб читал Шиллера и Свифта, учился играть на фортепиано и часто бегал в театр: моцартовского «Дон Жуана» он выучил наизусть и исполнял на фортепиано для своего друга Теодора Гиппеля. После странной и страстной любви (примером которой воспользовался сам Зигмунд Фрейд в одной из своих работ по психоанализу) студента Гофмана к замужней 35-летней Доре Хатт и последовавшего за этим скандала, семейный совет приговорил юношу к изгнанию, и он отправился жить к другому дяде, в Силезию. В эти «незабываемо отвратительные» 12 лет службы мелким чиновником в Познани и Глогау Эрнст страдал, но успел жениться на спокойной мещаночке Михалине, которая весьма стойко терпела многие годы экстравагантные выходки своего супруга.
Интересно, как, однако, схожи бывают судьбы несчастных гениев! Вчитываясь в биографию Гофмана, невольно вспоминаешь жизнь Кафки… Но вот в 1804 г. Эрнста переводят служить в Варшаву, и именно здесь он ставит точку в своей чиновничьей карьере, решив посвятить жизнь… музыке. К тому времени он уже прослыл неплохим музыкантом, способным художником, а также автором небольших рассказов, ироничный, зловеще-мистический жанр которых сегодня назвали бы «черным юмором». Итак, Эрнст становится капельмейстером филармонии, самолично расписывает стены концертного зала и решительно меняет свое 3-е имя «Вильгельм» на «Амадей», разумеется, в честь обожаемого Моцарта. На глазах у озадаченного общества он так увлекся перестройкой своей жизни, что не заметил… оккупации Варшавы Наполеоном. Как прусский чиновник, он лишается работы и средств, и совершенно раздавленным, полунищим, похоронив умершую от чахотки 2-летнюю дочь, уезжает в Берлин. Но столица оттолкнула Гофмана, не оценив его талант. Так в 1808 г. он оказался в провинциальном Бамберге на должности капельмейстера. Вскоре он становится буйным завсегдатаем местного кабака «У Розы» и «оригиналом», который мог обругать и наброситься на любого не понравившегося ему посетителя этого достойного заведения..
Черная полоса в жизни художника разбудила в нем писательский гений. Он пишет первую серьезную новеллу «Кавалер Глюк», которая навсегда обозначила стиль и жанр его творчества – мистика, ироническое переселение призраков из ночных фантазий в дневную жизнь, причем это стало не только лит. приемом, но и образом жизни Гофмана, который сам уже боялся своих ночных кошмаров. Так или иначе, под влиянием безудержной мистики были написаны почти все его лучшие вещи: повести и сказки «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Эликсиры сатаны», а также известные романы «Серапионовы братья», «Житейские воззрения кота Мурра» и «Повелитель блох».
1809, 1811, 1813 год… Хотя Эрнст и становится популярным автором, но живет бедно, потому что пьет. Винные гены отца переселились к сыну. Пропивая гонорары за свои книги, он едва сводит концы с концами, носясь по городу и подрабатывая уроками музыки. В то время он теряет свою очередную пылкую любовь, 16-летнюю Юлию Марк. Об этом факте можно было и не упоминать, но под влиянием сего трагического чувства Гофман сочиняет «Ундину», первую в Германии романтическую оперу, упомянутую впоследствии Р.Вагнером. За свою творческую жизнь Гофман сочинил 32 (!) муз. произведения.
Вильгельм Хензель. Гофман летом 1812г. Единственное гарантированно верное изображение Гофмана, выполненное чужой рукой.
В 1813 г. импульсивный Гофман решает навсегда покинуть Бамберг и переселяется в Берлин. Талантливый писатель и музыкант начинает свою вторую столичную жизнь» сотрудником апелляционного суда без жалованья. Ситуация заставляет бедного клерка работать еще интенсивнее и отчаяннее: он создает большой цикл берлинских рассказов, благо Берлин подарил ему много мистических сюжетов – в них писатель вызвал всех злых духов города, придав им, как всегда, черты реального существования, упоминая в рассказах реальные названия улиц, площадей, питейных домов, реальные фамилии антикваров, чиновников, банкиров… Мистические сказки выглядели весьма жизненно.
Гофман у своего дома в районе Бамберга. 1970.
А еще Берлин подарил Гофману его последнюю любовь: юная певица Иоганна Энике, исполнившая главную роль в «Ундине», премьера которой состоялась в 1816 г., стала его верным другом и женой, на протяжении долгих лет стойко перенося и больные творческие фантазии, и любовные похождения своего очень умного и очень странного мужа. Между тем, Гофман, в винных парах кабака «Лютер и Вегнер», где он засиживался с друзьями до зари, опорожняя бутылку за бутылкой, создавал «Серапионовых братьев», «Повелителя блох» и мн. др. свои философские сказки.
Гофман и актер Девриент в винном погребе «Лютер и Вегнер»
Последний немецкий писатель-романтик (именно так называли в Германии этого великого мистика), выйдя из стен мастерской «готического» романа, в которой трудились такие признанные классики, как братья Шлегели и Клеменс Брентано, благодаря своим фантастическим грезам, свободно расширил его пределы – «идеальных героев» своих философских сказок Гофман помещал в совершенно реальную жизнь «системы общества», а не отправлял в какие-то абстрактные утопии. Ну, а «система общества» ответила писателю изнурительной судебной тяжбой из-за нескольких сатирических романов, в том числе и гениального «Повелителя блох». Эрнст, уже разбитый параличом (у него развивалась сухотка спинного мозга), преодолевая чудовищные боли, вынужден был давать показания и писать оправдательные письма. А в бессонные ночи 46-й зимы, он диктовал санитарам свои последние сказки: «Майстер Вахит», «Угловое окно» и (с тайной надеждой!) – «Выздоровление». Но выздоровление не наступило. ..
«Я поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих музыкантов, другая же – из истинных музыкантов», – так Гофман сформулировал в своем лучшем романе «Житейские воззрения кота Мурра» вечный разрыв между простыми обывателями – «хорошими людьми», «филистерами», и «энтузиастами» – творцами «иного бытия»… В последние дни января нынешнего года исполнился 231 год со дня рождения великого немецкого фантазера. Но за эти столетия разрыв между энтузиастами и филистерами так и не сократился. А с Э.Гофманом можно поспорить лишь в той части его биографии, где он называет себя несчастным. Да, он не был добропорядочным членом общества и талант писателя был признан лишь частично. Но способность этого человека так яростно любить и творить перекрывала эти несчастья с лихвой. Анатолий Сигалов, Германия 13.04. 2016. Кstati.net. http://kstati.net/skazki-i-zhizn-neschastnogo-geniya/ https://blog.nn-online.de/berlin....offmann
|
|
| |