Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 08 Янв 2017, 12:02 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7221
Статус: Offline
| ТАМАРА ВЛАДИМИРОВНА ТУМАНОВА (02.03. 1919 - 29.05. 1996)
В госпитале Санта-Моники в Калифорнии тихо скончалась Т.В. Туманова, легендарная балерина русской эмиграции. Масштаб аристократического дарования поставил ее в ряд величайших балерин нашего века, а среди танцовщиц, вышедших из среды русской эмиграции, не было другой, обладавшей подобной аурой загадочного гламура. Она родилась в Сибири, в вагоне поезда, застрявшего в снегах. Спасавшиеся от Гражданской войны родители ее бежали в Китай, а затем через Харбин, Шанхай и Каир перебрались во Францию. С самых ранних лет Тамара поражала всех своей особенной, полукавказской красотой, редкой музыкальностью и пластичностью.
Отец - инженер царской армии Владимир Хазидович-Борецкий, мать- грузинка Евгения, знаменитая "балетная мамочка", сыгравшая главную роль в экстраординарной карьере своей дочери. Уже в 5-летнем возрасте талантливую Тамару отдали в Париже в балетную школу замечательной прима-балерины Мариинского театра О.О. Преображенской, воспитавшей столько незаурядных танцовщиков нашего времени.
Студия "мадам Прео" располагалась недалеко от пл. Клиши, в зале Вакер, куда приводили эмигрантских девочек и мальчиков. Там же занимались регулярно и профессиональные танцовщики старой России. Преображенская имела блестящую репутацию педагога, дававшего великолепную балетную технику. Пока мама вместе с другими родителями ждала окончания классов, она, не теряя зря времени, шила дочери костюмы и пачки. Будучи опытнейшей профессионалкой сцены и видя в Тамаре большую будущность, "мадам Прео" решила изменить ее длинную, неудобную для сцены фамилию на театральный псевдоним "Тамара Туманова", под которым она и стала всемирно известной. Жившая в Лондоне балерина И.Баронова вспоминала: "Я помню Тамару у Преображенской с раннего детства, с тех пор мы всегда дружили. Настоящая чудо-девочка, она была моментально замечена на показе школы Преображенской великой А.Павловой, которая и пригласила Тамару танцевать в одном из своих гала-концертов в театре Трокадеро в Париже".
Артистические и тех. способности девочки поражали. В 9 лет она уже делала 32 правильных фуэте и была в этом возрасте приглашена на сцену парижской "Гранд-опера" для участия в балете "Веер Жанны". Ее моментально окрестили "беби-балериной", и небывалая слава юной танцовщицы разнеслась в среде русской эмиграции, ее беспрерывно стали звать для участия в благотворительных концертах. В 10 лет Тамара уже не боялась сцены, но ни на шаг не отходила от своей мамочки, стоявшей постоянно в кулисах и делавшей подбадривающие знаки.
Профессиональную карьеру артистки балета она начала в 13 лет, ставши мгновенно международной знаменитостью. Дж. Баланчин первым заметил ее в студии у "мадам Прео" и пригласил в 1932 г. в труппу полковника де Базиля, находившуюся в Монте-Карло. Первый спектакль труппы "Русского балета Монте-Карло" состоялся 12 апреля 1932 г. в присутствии принцессы Монакской. Было показано 3 одноактных балета - "Сильфиды", "Котильон" и "Ля конкуранс", в которых солировала Туманова.
Вернувшись в труппу, она с огромным успехом дебютировала в новом симфоническом балете Л.Мясина "Хореартум", премьера которого состоялась на сцене театра "Альгамбра" в Лондоне 24 октября 1933 г. В этом великолепном балете на муз. 4-й симфонии Брамса Туманова станцевала две бравурные партии в паре с Д.Лишиным и А.Еглевским. Гастроли "Русского балета Монте-Карло" в Америке создали балерине ореол немеркнущей славы, продержавшийся более 40 лет - до конца 1960-х годов. Именно в те годы импресарио Сол Юрок окрестил ее "черной жемчужиной русского балета"; это звание стало сопутствовать балерине повсюду.
24 июля 1936 г. труппа полковника де Базиля показала в Лондоне премьеру балета Мясина "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, в которой Туманова незабываемо танцевала Влюбленную. Знаменитая дягилевская балерина А.Данилова пишет об этой роли Тумановой: "К роли Влюбленной в балете Мясина на Берлиоза она подходила идеально. Она танцевала видение любви композитора, и ее красота блистала на протяжении всего балета. Эта роль необыкновенно шла ей, и в ней я больше всего ее запомнила".
Ее искусство поражало современников. Соученица Тумановой по студии Преображенской говорила: "Тамара танцевала очень виртуозно, делала чудесные пируэты, фуэте и обладала устойчивым балансом. На сцене она была очень красивой и владела редкими качествами в движениях, экспрессией, не только сильной техникой, но и осмысленным артистизмом, многое делала по Фокину - большое значение придавала вздохам и взглядам".
Слава "черной жемчужины", при необыкновенной полукавказской красоте, постоянно делала ее самой блестящей из звезд "Русского балета". Ее фотографировали знаменитые фотографы, интервьюировали знаменитые журналисты. Она была беспощадна к себе, занималась и репетировала беспрерывно, достигая в своих балетах вершины драматизма. Была неподражаема в "Жизели", которую танцевала с конца 1950-х годов, незабываема в "Умирающем лебеде", с которым не расставалась всю свою артистическую карьеру. Волна успеха привела Тамару на Бродвей в Нью-Йорке, где она в возрасте 20-ти лет дебютировала в мюзикле "Звезды в ваших глазах". После него она снова присоединилась к труппе де Базиля. Начавшаяся Вторая мировая война заставила балерину просить американское гражданство и остаться в США. Следующей ступенькой ее триумфов стало кино. В 1943 нг она снялась в своем первом игровом фильме "Дни славы" с необыкновенным Грегори Пеком.
До этого Тамара появилась на экране один раз, лишь как балерина, блеснув перед войной в фильме-балете "Испанское каприччо", навеки запечатлевшем ее фотогеничную внешность, экспрессивный танец и актерское, чуть кокетливое, дарование. Режиссер-постановщик фильма "Дни славы" Кейси Робинсон без памяти влюбился в балерину и, оставив свою первую семью, женился на Тамаре. Молодые обосновались в Голливуде, в уютном доме Кейси, к которому тотчас же был пристроен танцкласс. Тамара переехала туда с родителями. Кейси боготворил ее. Она гастролировала беспрерывно. Выступала и с "Русским балетом Монте-Карло", бывшим в США, и с "Американским балетным театром" в Нью-Йорке.
Но семейная жизнь не складывалась. Когда между гастролями Тамара с мамой приезжала в дом на Элмз-драйв, она проводила все время в репетиционном зале, тренируя под неусыпным взглядом мамы свой легендарный баланс. Папа давал советы Кейси как писать киносценарии и ставить фильмы. В 1953 г. она снялась в фильме своего мужа "Поем сегодня вечером", в котором сыграла роль неподражаемой А.Павловой, ее ангела-хранителя. Затем последовали еще два муз. фильма - "Глубоко в сердце" (1954) и "Приглашение к танцу" (1955), в которых она снималась с известным актером американских муз. комедий Дж. Келли. Это не спасло их брака - Кейси в конце концов разошелся с Тумановой и вернулся в свою оставленную семью.
С послевоенных лет Тамара вновь стала танцевать на сценах Европы. В мае 1947 г. ее приглашают в парижскую "Гранд-опера", где она танцевала "Жизель", "Лебединое озеро" и "Коппелию". Парижский критик Жан Дорой писал о Жизели Тумановой: "Ее экспрессивная игра дала зрителям ошеломляющую сцену сумасшествия. Тут Туманова смогла нас поразить. Ее члены один за другим переставали ей подчиняться. Вскоре на огромной сцене "Гранд-опера" оставалось лишь одно аморфное бьющееся тело…"
Критики не всегда были так великодушны к ней. Во Франции и Англии многие упрекали ее в манерности, в работе на публику и в чрезмерном драматизме. Но залы всегда были полны. Магическое имя "Туманова" притягивало сотни, тысячи зрителей, жаждущих увидеть божественный блеск этой королевы русского балета. Японская балерина Асами Маки, видевшая ее в середине 1950-х годов на гастролях с "Лондонским фестивальным балетом" в Бостоне, вспоминает: "Тамара танцевала гран-па из "Дон Кихота". Неизменным успехом у публики пользовался ее баланс. Она заканчивала им свои вариации и долго стояла как вкопанная. Публика неистово начинала аплодировать. Когда аплодисменты стихали, Тамара все еще стояла без движения. Следовали повторные аплодисменты, приводившие зал в полный восторг".
Еще в 1952 г. ее талант был всемирно признан и оценен по достоинству - тогда она получила "Гран-при Жизели" как "величайшая классическая балерина Европы". Кроме Парижской оперы, Тамара блистала в "Лондонском фестивальном балете" и на сцене миланской "Ла Скала". И.Баронова вспоминала: "Ее образ на сцене был грустно-загадочным. Она была колоссальная техничка, но иногда перебарщивала для галерки, следуя советам мамы. Тамара была замечательной в "Федре" Лифаря в 1950 г." Тот спектакль, впоследствии возобновленный для М.Плисецкой, снискал Тумановой нескончаемую славу великой трагической актрисы мира балета. Танцевавшая с ней вместе Н.Вырубова долго хранила восторженное впечатление о ее танце и игре.
Первые гастроли Большого театра в Европе, появление невиданных ранее звезд, таких как Г.Уланова, стали постепенно затенять ореол лучистой славы Тумановой. В 1960-е годы она вновь стала сниматься в Голливуде. А.Хичкок в 1966 г. пригласил ее на роль маститой прима-балерины в шпионский фильм эпохи холодной войны "Разорванный занавес".
Роль увядавшей звезды, не желающей расстаться с венцом славы, очень подходила к ней. Последний фильм великой русской балерины был детектив Билли Уайлдера "Частная жизнь Шерлока Холмса", снятый в 1969 г. Сегодня мы благодарны всем тем лентам кино, которые дали нам уникальную возможность постоянно наслаждаться красотой и талантом нашей соотечественницы... Гастроли Тумановой продолжались в 1960-е годы во всех частях света. Она исколесила Европу, Австралию, Северную и Южную Америку, даже Африку. Директор перуанского балета Люси Тельге де Линдер, видевшая ее в Лиме в те годы, вспоминала: "Тамара была и тогда несравненной. Она была красавицей до конца своей жизни, а ее талант приводил в восторг перуанцев".
После смерти отца Тамара с матерью жили уединенно в доме на Беверли-Хиллз, в окружении домашних питомцев - кошек и собак, в обстановке, наполненной реликвиями и сувенирами дней ее былых триумфов. Она не преподавала, не участвовала в жюри конкурсов, а жила, погруженная в заботы о маме, в стране лирических воспоминаний. Ее верные друзья и коллеги никогда не забывали ее, ведь Туманова для многих стала символом славы Русского балета за границей, черной жемчужиной, таинственно мерцавшей всегда. В конце жизни Тамара Владимировна тяжело болела и перенесла несколько операций на почках. Смерть мамы окончательно подорвала здоровье балерины, и, не в силах больше переносить нечеловеческие страдания, она тихо угасла на 78 году жизни. Накануне смерти она передала в дар Академии русского балета в Санкт-Петербурге часть своих сценических костюмов. Последними словами, которые она услышала, было утешение ее сиделки: "Не бойся, Тамара, мамочка ждет тебя". Она и сейчас, наверное, там танцует, а мамочка стоит в кулисах. Похоронили Чёрную жемчужину русского балета на престижном голливудском кладбище Hollywood Forever в могиле её мамы Евгении Дмитриевны.
Александр Васильев. из книги "Этюды о моде и стиле" http://www.findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=pv&GRid=8239&PIpi=426878
|
|
| |