Вы вошли как Гость |
Группа "Гости"
Главная | Мой профиль | Выход

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ТАМАРА ТУМАНОВА:ЧЕРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА РУССКОГО БАЛЕТА
ТАМАРА ТУМАНОВА:ЧЕРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА РУССКОГО БАЛЕТА
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 08 Янв 2017, 12:02 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 5251
Статус: Offline
Черная жемчужина русского балета



Тамара Туманова

29 мая 1996 года в госпитале Санта-Моники в Калифорнии тихо скончалась Тамара Владимировна Туманова, легендарная балерина русской эмиграции. Масштаб аристократического дарования поставил ее в ряд величайших балерин нашего века, а среди танцовщиц, вышедших из среды русской эмиграции, не было другой, обладавшей подобной аурой загадочного гламура.

Несравненная Тамара Туманова родилась 2 марта 1919 года в Сибири, в вагоне поезда, застрявшего в снегах. Спасавшиеся от Гражданской войны родители ее бежали в Китай, а затем через Харбин, Шанхай и Каир перебрались во Францию. С самых ранних лет Тамара поражала всех своей особенной, полукавказской красотой, редкой музыкальностью и пластичностью.



Она родилась в семье инженера царской армии Владимира Хазидович-Борецкого и его жены, грузинки Евгении, знаменитой "балетной мамочки", сыгравшей, возможно, главную роль в экстраординарной карьере своей дочери. Уже в пятилетнем возрасте талантливую Тамару отдали в Париже в балетную школу замечательной прима-балерины Мариинского театра Ольги Осиповны Преображенской, воспитавшей столько незаурядных танцовщиков нашего времени.



Студия "мадам Прео" располагалась недалеко от площади Клиши, в зале Вакер, куда приводили эмигрантских девочек и мальчиков. Там же занимались регулярно и профессиональные танцовщики старой России. Преображенская имела блестящую репутацию педагога, дававшего великолепную балетную технику. Пока мама вместе с другими родителями ждала окончания классов, она, не теряя зря времени, шила Тамаре костюмы и пачки.

Будучи опытнейшей профессионалкой сцены и видя в Тамаре большую будущность, "мадам Прео" решила изменить ее длинную, неудобную для сцены фамилию на театральный псевдоним "Тамара Туманова", под которым она и стала всемирно известной.

Жившая в Лондоне балерина Ирина Баронова вспоминала: "Я помню Тамару у Преображенской с раннего детства, с тех пор мы всегда дружили. Настоящая чудо-девочка, она была моментально замечена на показе школы Преображенской великой Анной Павловой, которая и пригласила Тамару танцевать в одном из своих гала-концертов в театре Трокадеро в Париже".

Артистические и технические способности девочки поражали. В девять лет она уже делала 32 правильных фуэте и была в этом возрасте приглашена на сцену парижской "Гранд-опера" для участия в балете "Веер Жанны". Ее моментально окрестили "беби-балериной", и небывалая слава юной танцовщицы разнеслась в среде русской эмиграции, ее беспрерывно стали звать для участия в благотворительных концертах. В десять лет Тамара уже не боялась сцены, но ни на шаг не отходила от своей мамочки, стоявшей постоянно в кулисах и делавшей подбадривающие знаки.

Профессиональную карьеру артистки балета Тамара Туманова начала в тринадцать лет, ставши мгновенно международной знаменитостью. Джордж Баланчин первым заметил ее в студии у "мадам Прео" и пригласил в 1932 году в труппу полковника де Базиля, находившуюся в Монте-Карло.
Первый спектакль труппы "Русского балета Монте-Карло" состоялся 12 апреля 1932 года в присутствии принцессы Монакской. Было показано три одноактных балета - "Сильфиды", "Котильон" и "Ля конкуранс", в которых солировала Туманова.



Вернувшись в труппу "Русского балета Монте-Карло", Туманова с огромным успехом дебютировала в новом симфоническом балете Леонида Мясина "Хореартум", премьера которого состоялась на сцене театра "Альгамбра" в Лондоне 24 октября 1933 года. В этом великолепном балете на музыку 4-й симфонии Брамса Туманова станцевала две бравурные партии в паре с Давидом Лишиным и Андреем Еглевским.

Гастроли "Русского балета Монте-Карло" в Америке создали Тумановой ореол немеркнущей славы, продержавшийся более четырех десятилетий - до конца 1960-х годов. Именно в те годы импресарио Сол Юрок окрестил ее "черной жемчужиной русского балета"; это звание стало сопутствовать балерине повсюду.

24 июля 1936 года труппа полковника де Базиля показала в Лондоне премьеру балета Мясина "Фантастическая симфония" на музыку Берлиоза, в которой Туманова незабываемо танцевала Влюбленную. Знаменитая дягилевская балерина Александра Данилова пишет об этой роли Тумановой: "К роли Влюбленной в балете Мясина на Берлиоза она подходила идеально. Она танцевала видение любви композитора, и ее красота блистала на протяжении всего балета. Эта роль необыкновенно шла ей, и в ней я больше всего ее запомнила".



Ее искусство поражало современников. Соученица Тумановой по студии Преображенской говорила: "Тамара танцевала очень виртуозно, делала чудесные пируэты, фуэте и обладала устойчивым балансом. На сцене она была очень красивой и владела редкими качествами в движениях, экспрессией, не только сильной техникой, но и осмысленным артистизмом. Туманова многое делала по Фокину - большое значение придавала вздохам и взглядам.

Слава "черной жемчужины", при необыкновенной полукавказской красоте, постоянно делала ее самой блестящей из звезд "Русского балета". Ее фотографировали знаменитые фотографы, интервьюировали знаменитые журналисты.
Она была беспощадна к себе, занималась и репетировала беспрерывно, достигая в своих балетах вершины драматизма. Она была неподражаема в "Жизели", которую танцевала с конца 1950-х годов, незабываема в "Умирающем лебеде", с которым не расставалась всю свою артистическую карьеру.

Волна успеха привела Тамару на Бродвей в Нью-Йорке, где она в возрасте двадцати лет дебютировала в мюзикле "Звезды в ваших глазах". После него она снова присоединилась к труппе де Базиля.
Начавшаяся Вторая мировая война заставила балерину просить американское гражданство и остаться в США.

Следующей ступенькой ее триумфов стало кино. В 1943 году она снялась в своем первом игровом фильме "Дни славы" с необыкновенным Грегори Пеком.



До этого Тамара появилась на экране один раз, лишь как балерина. Она блеснула перед войной в фильме-балете "Испанское каприччо", навеки запечатлевшем ее фотогеничную внешность, экспрессивный танец и актерское, чуть кокетливое, дарование. Режиссер-постановщик фильма "Дни славы" Кейси Робинсон без памяти влюбился в балерину и, оставив свою первую семью, женился на Тамаре.

"Молодые обосновались в Голливуде, в уютном доме Кейси, к которому тотчас же был пристроен танцкласс. Тамара переехала туда с родителями. Кейси боготворил Тамару.

Она гастролировала беспрерывно. Выступала и с "Русским балетом Монте-Карло", бывшим в США, и с "Американским балетным театром" в Нью-Йорке.

Но семейная жизнь не складывалась. Когда между гастролями Тамара с мамой приезжала в дом на Элмз-драйв, она проводила все время в репетиционном зале, тренируя под неусыпным взглядом мамы свой легендарный баланс. Папа давал советы Кейси Робинсону, как писать киносценарии и ставить фильмы. В 1953 году она снялась в фильме своего мужа "Поем сегодня вечером", в котором сыграла роль неподражаемой Анны Павловой, ее ангела-хранителя. Затем последовали еще два музыкальных фильма - "Глубоко в сердце" (1954) и "Приглашение к танцу" (1955), в которых она снималась с известным актером американских музыкальных комедий Джином Келли. Это не спасло их брака - Кейси Робинсон в конце концов разошелся с Тумановой и вернулся в свою оставленную семью.

С послевоенных лет Тамара вновь стала танцевать на сценах Европы. В мае 1947 года ее приглашают в парижскую "Гранд-опера", где она танцевала "Жизель", "Лебединое озеро" и "Коппелию". Парижский критик Жан Дорой писал о Жизели Тумановой: "Ее экспрессивная игра дала зрителям ошеломляющую сцену сумасшествия. Тут Туманова смогла нас поразить. Ее члены один за другим переставали ей подчиняться. Вскоре на огромной сцене "Гранд-опера" оставалось лишь одно аморфное бьющееся тело…"

Критики не всегда были так великодушны к ней. Во Франции и Англии многие упрекали ее в манерности, в работе на публику и в чрезмерном драматизме. Но залы всегда были полны. Магическое имя "ТУМАНОВА" притягивало сотни, тысячи зрителей, жаждущих увидеть божественный блеск этой королевы русского балета. Японская балерина Асами Маки, видевшая Туманову в середине 1950-х годов на гастролях с "Лондонским фестивальным балетом" в Бостоне, вспоминает: "Тамара танцевала гран-па из "Дон Кихота". Неизменным успехом у публики пользовался ее баланс. Она заканчивала им свои вариации и долго стояла как вкопанная. Публика неистово начинала аплодировать. Когда аплодисменты стихали, Тамара все еще стояла без движения. Следовали повторные аплодисменты, приводившие зал в полный восторг".



Еще в 1952 году ее талант был всемирно признан и оценен по достоинству - тогда она получила "Гран-при Жизели" как "величайшая классическая балерина Европы". Кроме Парижской оперы, Тамара блистала в "Лондонском фестивальном балете" и на сцене миланской "Ла Скала".

Ирина Баронова вспоминала: "Ее образ на сцене был грустно-загадочным. Она была колоссальная техничка, но иногда "перебарщивала для галерки", следуя советам мамы. Тамара была замечательной в "Федре" Лифаря в 1950 году".
Тот спектакль, впоследствии возобновленный для Майи Плисецкой, снискал Тамаре Тумановой нескончаемую славу великой трагической актрисы мира балета. Танцевавшая с ней вместе Нина Вырубова долго хранила восторженное впечатление о танце и игре Тумановой.

Первые гастроли Большого театра в Европе, появление невиданных ранее звезд, таких как Галина Уланова, стали постепенно затенять ореол лучистой славы Тумановой. В 1960-е годы она вновь стала сниматься в Голливуде. Альфред Хичкок в 1966 году пригласил Туманову на роль маститой прима-балерины в шпионский фильм эпохи холодной войны "Разорванный занавес".



Роль увядавшей звезды, не желающей расстаться с венцом славы, очень подходила к ней. Последний фильм Тумановой был детектив Билли Уайлдера "Частная жизнь Шерлока Холмса", снятый в 1969 году. Сегодня мы благодарны всем тем лентам кино, которые дали нам уникальную возможность постоянно наслаждаться красотой и талантом нашей соотечественницы.

Гастроли Тумановой продолжались в 1960-е годы во всех частях света. Она исколесила Европу, Австралию, Северную и Южную Америку, даже Африку.
Директор перуанского балета Люси Тельге де Линдер, видевшая Туманову в Лиме в те годы, вспоминала: "Тамара была и тогда несравненной. Она была красавицей до конца своей жизни, а ее талант приводил в восторг перуанцев".

После смерти отца Тамара и мамочка жили уединенно в доме на Беверли-Хиллз, в окружении домашних питомцев - кошек и собак, в обстановке, наполненной реликвиями и сувенирами дней былых триумфов Тамары. Она не преподавала, не участвовала в жюри конкурсов, а жила, погруженная в заботы о мамочке, в стране лирических воспоминаний. Ее друзья, верные "беби-балерине", и коллеги никогда не забывали ее, ведь Туманова для многих стала символом славы Русского балета за границей, черной жемчужиной, таинственно мерцавшей всегда.
В конце жизни Тамара тяжело болела и перенесла несколько операций на почках. Смерть мамы окончательно подорвала здоровье балерины, и, не в силах больше переносить нечеловеческие страдания, она тихо угасла на 78 году жизни в мае 1996 года. Накануне смерти она передала в дар Академии русского балета в Санкт-Петербурге часть своих сценических костюмов.

Последними словами, которые она услышала, было утешение ее сиделки: "Не бойся, Тамара, мамочка ждет тебя". Она и сейчас, наверное, там танцует, а мамочка стоит в кулисах.

Похоронили Чёрную жемчужину русского балета на престижном голливудском кладбище Hollywood Forever в могиле её мамы Евгении Дмитриевны.



http://www.findagrave.com/cgi-bin/fg.cgi?page=pv&GRid=8239&PIpi=426878

А.Васильев. из книги "Этюды о моде и стиле"

http://profilib.com/chtenie....-36.php
Прикрепления: 5345573.jpg(18Kb) · 0348897.jpg(20Kb) · 1628679.jpg(16Kb) · 3234767.jpg(34Kb) · 2193213.jpg(32Kb) · 1652447.jpg(34Kb) · 0822626.jpg(33Kb) · 0474097.jpg(33Kb) · 8010520.jpg(39Kb) · 9874857.jpg(41Kb)
 
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ТАМАРА ТУМАНОВА:ЧЕРНАЯ ЖЕМЧУЖИНА РУССКОГО БАЛЕТА
Страница 1 из 11
Поиск:

Савченкова Анастасия © 2017
Сайт управляется системой uCoz