Валентина_Кочерова | Дата: Суббота, 04 Мар 2017, 11:09 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7206
Статус: Offline
| ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА КАШУБА (14.05. 1898 - 12.01. 1997)
Русская балерина, член труппы "Русские балеты" С.Дягилева скончалась в Мадриде, в госпитале «Грегуар Мараньен», в канун русского Нового года, немного не дожив до своего 99-летия.
Самая красивая артистка Русского балета С.Дягилева родилась в офицерской семье, владевшей роскошным усадебным домом с белыми колоннами на Украине, и увлеклась балетом в 1906 г., увидев на сцене Императорского Большого театра в Москве, куда переехала жить ее семья, балет Горского «Конек-Горбунок» с участием московской примы-балерины Е.Гельцер. Заметив страсть маленькой девочки к прекрасному, родители отдали ее в балетную студию и уже в 1913 г. 15-летняя Валентина дебютировала на сцене Московского театра миниатюр в номере «Танго», модного тогда танца. А.Вертинский, видевший Кашубу, называет ее в своих воспоминаниях красавицей. Ее обожал Распутин. И вправду ее внешность была на редкость выигрышной: длинные косы, закрывавшие спину, большие глаза, миловидный рот. Публике 1910-х годов такие женщины нравились. И именно благодаря внешности ее пригласили еще в России сниматься в немое кино на студию Ермольева в картине «Сашка-семинарист». Часто выходившая в Москве в балетных ролях В.Кашуба удостоилась похвалы императора Николая II/
В 1914 г/ в Москву приехали Фокин и Дягилев, чтобы отобрать новых артисток для Русского балета. Очаровательная Валентина покорила их и вместе с несколькими молодыми балеринами выехала в Париж. Будучи у Дягилева артисткой кордебалета, она участвовала во всех постановках гремевшей по всему миру труппы - «Шахерезаде», «Петрушке», «Весне священной» и даже в «Сильфидах» Фокина, хотя и не обладала сильной пуантовой техникой. И на Западе красота русской балерины была отмечена мировой прессой, о ней говорили, как о «перле» дягилевской труппы. Сам он относился к Кашубе с любовью, ценя не только ее красоту, но и хорошее происхождение, что было не менее важно для него. С Дягилевым Кашуба ходила по музеям, учась у великого мэтра ценить настоящее искусство. Расставшись с ним в 1919 г., она гастролировала по Южной Америке с труппой «Оперы Сальватти», куда перешли многие дягилевцы.
Вернувшись в Париж, балерина выступала сольно и была замечена великой А.Павловой, пригласившей ее к себе. Павлова часто гастролировала в сопровождении красивых солисток, и у нее одно время блистали Н.Кирсанова, А.Вронская и даже В.Каралли. Талант Кашубы она ценила и называла ее настоящей артисткой. Обычно Павлова никогда не смотрела выступления других артистов - оставалась в гримуборной. Но когда Валентина танцевала свой испанский номер, она появилась за кулисами, а потом сказала: "Кошуба, ты настоящая артистка. Мои английские девочки - тряпки по сравнению с тобой".
С балетом Павловой Кашуба отправляется на гастроли в Испанию, где ее уже знали. Там в нее влюбился король Испании Альфонсо XIII. В самом начале 1920-х годов она с триумфом выступала в «Казино де Пари» и в «Гранд-Опера» в гала-концерте. Тогда талант экзотической танцовщицы проявился совершенно. Критики по достоинству оценили не только ее танцы, но и ее сценические костюмы - предмет неподражаемых восторгов.
И в жизни она одевалась очень ярко и необычно, восхитив Эрте, о чем он писал в своих воспоминаниях, называя «самой красивой артисткой Дягилевского балета». Свои умопомрачительные туалеты она заказывала в ателье модного Дома Пьера Питоева, иногда по эскизам великого Эрте. Кинопродюсер Ермольев, снимавший Кашубу еще в России, вновь пригласил ее в 1921 г. в кинофильм «Нищенка». Болезнь помешала Валентине Ивановне продолжить карьеру в Париже. В 1926 г. она переехала в Нью-Йорк, где еще в течение нескольких лет выступала в балетных постановках.
Последний раз балерина выступала на большой сцене 21 апреля 1929 г. в постановке балета Стравинского «Свадебка», которым дирижировал Л.Стоковский. Экономический кризис заставил Кашубу вернуться в Париж, где жили ее мать и брат. Разойдясь со своим первым мужем, она хотела открыть балетную школу, но, опасаясь конкуренции, занялась хиромантией, талант к которой сохранила до последних дней жизни. Выйдя вторично замуж за «русского» немца, Валентина Ивановна переехала в Берлин, где порой танцевала на благотворительных концертах. В июне 1941 г. она выступала в хореографии Б.Князева «Ликующая и страдающая Россия» вместе с московской балериной Эльзой Кригер.
После окончания войны В.Кашуба поступила костюмершей в труппу полковника де Базиля. С этим балетом она гастролировала по Испании, где впоследствии открыла известную балетную студию. Балерина жила в просторной квартире, окруженная фотографиями знаменитых артистов балета, хранила автографы Павловой, Нижинского, Тумановой, Кокто. О своей яркой жизни Валентина Ивановна написала III тома воспоминаний «В когтях судьбы». Балерина Дягилевских сезонов, была в Египте в 1922 г. и получила в дар от английского поклонника большой кулон с изумрудом, найденным среди сокровищ Тутанхамона. Подарок был великолепен, но не принес счастья Валентине Ивановне. Когда она его надевала кулон жег ей грудь, а ночью чья-то величественная тень вставала у изголовья постели, к тому же Кашуба вскоре захворала необъяснимой хворью и срочно продала изумруд Картье, который, в свою очередь, перепродал его египтоманствующей клиентке, после чего та скончалась. Тот же эпизод описан в воспоминаниях Эрте, так что ручаться за него можно. После кончины В.И. Кошубы урна с ее прахом была захоронена на Городском кладбище в Мадриде. https://vk.com/wall77068267_9227
|
|
| |