[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА
ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА
Валентина_КочероваДата: Четверг, 13 Апр 2017, 12:24 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6942
Статус: Online
ЕЛИЗАВЕТА  СЕРГЕЕВНА КРУГЛИКОВА
(31.01. 1865 - 21.07. 1941)


Талантливая русская художница родилась в Петербурге и очень рано осознала свое призвание во многом благодаря атмосфере почитания искусства, царившей в ее семье. Дед, Николай Александрович, известный художник, график. Отец, Сергей Николаевич, офицер (в отставку вышел генерал-лейтенантом).

В 1890-1895 гг. в качестве вольнослушателя обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895-1914 гг. жила в Париже. С 1902 г. начала работать в технике офорта. С 1904 г. - член «Общества оригинальной гравюры в красках». С 1909 по 1914 гг. преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Там же ею было организовано русское ателье, которое вместе с ее мастерской сделалась своеобразным русским культурным центром. В 1914 г., с началом Первой Мировой войны, переехала в Россию. Издание «Париж накануне войны в монотипиях Е.С. Кругликовой» (1918) - итог первого большого периода ее творчества.




http://www.raruss.ru/excellent/1084-kruglikova-paris.html

Из сборника «Елизавета Сергеевна Кругликова. Жизнь и творчество.» Ленинград, 1969.
С.П. Фортинский:

Из всей семьи только Елизавете Сергеевне было суждено стать художником-профессионалом. Ее раннее детство прошло в Петербурге, затем в Омске, где служил ее отец. Гимназию Лиза окончила в Москве. Именно там и зародилась у нее любовь к рисованию. В 1890 г. Елизавета поступила вольнослушательницей в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где застала еще И.М. Прянишникова, работала под его руководством, училась у С.Коровина, К.Савицкого и А.Архипова. В 1893 г. работы художницы впервые были показаны на XVI ученической выставке картин.

В 1895 г. Елизавета Сергеевна приехала в Париж, побывав до этого в Греции. Парижу и Франции было суждено сыграть огромную роль в творческом развитии художницы. В 1900 г. она обосновалась в собственной парижской мастерской на ул. Буассонад, 17, где жила и работала до 1914 г., ежегодно приезжая в Россию на несколько месяцев. Постепенно мастерская Кругликовой превратилась в центр, где собирались русские в Париже. Не говоря о молодых художниках, считавших своим долгом побывать у Кругликовой, посетителями ее мастерской были ученые, писатели, поэты. У нее бывали Мечников и М.Ковалевский, Плеханов и Бехтерев, А.Н.Толстой, Бальмонт, В.Брюсов и А.Белый, Дягилев.


Е.Кругликова. «Моя мастерская в Париже». Монотипия. 1916.

Много энергии и энтузиазма проявляла в организации выставок, помогала в продаже картин начинающих художников, в приискании им заработка. Скульптор Голубкина, учившаяся у Родена, тяжело заболела в Париже. Елизавета Сергеевна приняла большое участие в ее судьбе, помогла уехать в Россию. Они навсегда остались друзьями. Множеству русских, приезжавших в Париж, Елизавета Сергеевна оказывала посильную помощь в организации их жизни и быта. 21 января 1907 г. она писала брату в Россию: "У меня все приезжие, теперь Малявин с семьей. Я вот ищу им atelier".
Или 26 марта 1913 года: "Вчера приехал А.Н. Толстой. Я его встретила на вокзале и водворила в пансион Jeanne. Сейчас водила графа к моему портному".
И так из года в год, из месяца в месяц.

Кругликова охотно предоставляла свой станок и свою мастерскую другим художникам. Во время ее ежегодных поездок в Россию мастерская не пустовала. И.Эренбург рассказывал, что он никогда не встречал Елизавету Сергеевну, но бывал в ее мастерской у М.Волошина, которому художница оставляла мастерскую на время своего отъезда из Парижа. Художник Б.Матвеев писал матери 11 августа 1906 г.: "Кругликова уехала в деревню и имела любезность оставить мне свою мастерскую для занятий офортами, так как у нее пресс чудный". Мастерская Кругликовой играла для многих русских, живших в Париже, роль клуба, где обсуждались не только вопросы искусства и литературы, но читались иногда и научные доклады. Так, известно, что Мечников сделал в мастерской Елизаветы Сергеевны доклад о радии.

В мастерской между делом развлекались, шутили, музицировали. "Бываю у Кругликовой. Вчера играл с ней в четыре руки Фауста и Шумана". - писал 22 мая 1904 г. Б.Матвеев. А двумя годами раньше, 30 марта 1902 г., он же рассказывал: "Был на вечере у Кругликовой. Там было много народа: компания французов, в которой участвовал и я, устроили шарады в лицах. Было слово "Волошин" - Vol-oh-chin. А целое, то есть самого Волошина, представлял я, загримировавшись очень удачно: я сопел, как он, и читал его стихи".

Елизавета Сергеевна чутко реагировала на события общественной жизни. 20 октября 1905 г. она писала из Москвы брату в Петербург: "Товарищ, брат и гражданин! Сегодня Москва торжественно хоронит павшего вождя освобождения Н.Баумана. 300 -тысячная толпа в полном порядке шествует через всю Москву".
Когда в 1905 г. царскими войсками было разгромлено училище И.Фидлера в Москве, директор и педагоги были вынуждены эмигрировать во Францию и под Парижем создали русскую гимназию. Елизавета Сергеевна оказалась полезной как своими советами, так и связями и знакомствами. Когда разразилась империалистическая война, доход от издания альбома "Париж накануне войны в монотипиях Е.С.Кругликовой" она целиком отдала на нужды русских художников и их семей, застигнутых в Париже войной. С интересом относилась ко всем видам искусства. Унаследовав от матери, ученицы Гензельта, любовь к музыке, художница с увлечением играла на рояле и не пропускала ни одного интересного концерта в Париже. Увлекалась и театром, была частой посетительницей дягилевского балета в Париже в 1906 - 1909 гг. Участвовала в съемках кинофабрикой де Форбервиля кинокартины "Русская свадьба", исполняя в ней роль матери невесты. Она же была и автором костюмов.

К съемкам широко привлекались русские молодые художники, получавшие возможность на заработок от этой работы покупать краски, а зачастую и предметы первой необходимости. В письме к брату 17 июня 1909 г. Елизавета Сергеевна писала: "Вчера, наконец, состоялось наше представление перед синематографом с участием любителей и 8 танцоров из балета. Изображали мы малороссийскую свадьбу: Было очень весело, но и утомительно, так как пришлось всех одевать. Костюмы вышли удачные".

Начиная с 1902 г. Елизавета Сергеевна посылала корреспонденции в Россию. Она писала о парижских выставках, о новостях русского искусства за границей, интересные путевые заметки о своем путешествии в Андорру - страну малоизвестную в Европе и совершенно неизвестную в России. Ее корреспонденции, сопровождавшиеся рисунками, были живыми, интересными, остроумными, их время от времени печатали русские газеты и журналы. В 1904 г. художница вошла во французское "Общество оригинальной гравюры в красках".
С 1909 г. она  преподавала офорт в парижской академии "Ла Палетт". В 1914 г. в киевском журнале "Искусство в Южной России" появилась статья Кругликовой "Художественная гравюра и техника офорта и монотипии". В написании статьи ей помог хранитель Румянцевского музея в Москве Н.И. Романов.

В начале лета 1914 г. Елизавета Сергеевна приехала в Россию, предполагая, как обычно, возвратиться затем в свою парижскую мастерскую, но началась империалистическая война. Летом 1923 г., в письме к А.Бенуа художница просила узнать, что сталось с ее мастерской, станком, картинами, досками. Ответ был неутешительным: все пропало. По счастью, ряд парижских работ был привезен ею на родину, что дало возможность издать в 1916 г. книгу "Париж накануне войны" с воспроизведениями монотипий и силуэтов Е.С. Кругликовой. Революционные события застали Елизавету Сергеевну  в Петрограде. Она неоднократно бывала в Таврическом дворце, делала зарисовки. С 1922 по 1929 гг. Кругликова была профессором полиграфического факультета АХ в Петрограде - Ленинграде, где руководила обучением технике офорта.

В 1930 г. факультет был ликвидирован, Елизавета Сергеевна продолжала работать с учениками в кружке при АХ. Позднее ей удалось организовать при Ленинградском Доме сан. культуры графическую мастерскую с офортным станком. В 1934 г. на базе этого оборудования было начато восстановление графической мастерской в АХ. Таким образом, именно Елизавета Сергеевна как бы сохранила офортную мастерскую и ее кадры для АХ... Ее квартира привлекала литераторов и работников искусств не только Ленинграда, но и Москвы. Ее друзьями и частыми посетителями были артистка Александринского театра Корчагина-Александровская, искусствовед профессор А.А. Сидоров и мн. др. Обаятельная собеседница охотно и увлекательно рассказывала о своих многочисленных путешествиях, о Париже, который очень любила, о интересных людях, которых встречала на протяжении своей долгой жизни. Елизавета Сергеевна могла с удовлетворением сказать: "Я стремилась внушать людям любовь к офорту, и, кажется, мало кто не интересуется этим теперь".

1 февраля 1935 г. друзья художницы отметили ее 70-летие. Полная жизненных сил и творческой энергии, она не мирилась со своими годами и была молодой душой. На поздравление Э.Ф. Голлербаха она ответила таким экспромтом:

Напоминанье о годах,
Прожитых мной на этом свете,
Пропел мне милый Голлербах.
А я скажу ему в ответе,
Что не знаком мне смерти страх.
Душа моя еще в расцвете,
И песня счастья на устах.

Рука тверда. Прошу: поверьте,
Не видно дрожи на чертах
В моих офортах, в силуэте,
Иль слепоты при ярком свете,
Иль дисгармонии в цветах.


И здесь не было преувеличения. Живая, энергичная, полная сил и стремлений, постоянно молодая в своем искусстве, Елизавета Сергеевна продолжала служить искусству до самой своей кончины... В 1938-1939 гг. М.Нестеров написал два портрета Кругликовой. Наиболее характерен первый из них, хранящийся в Третьяковской галерее. Она изображена у рояля, на котором стоит бокал с розой. Изящество фигуры, своеобразная голова с крупными чертами лица, привычная для художницы манера держаться - все придает портрету большое сходство с оригиналом. Нестеров писал оба портрета с большим увлечением.


В мае-июне 1941 г. Елизавета Сергеевна посетила в Москве М.В. Нестерова. Они проектировали осенью того же года организовать выставку бывших художников "Мира искусства", но разразилась война, а через месяц после ее начала , Е.С. Кругликова скончалась.
Ее друг - художница А.П. Остроумова-Лебедева так описывает похороны: "Умерла известный художник Е.С. Кругликова - мой друг дорогой и верный. Какая для меня потеря! 22 июля мы хоронили ее на Волковом кладбище. Собралось много народа. Говорили прощальные слова В.П. Белкин, А.А. Брянцев и другие. И вдруг раздалась воздушная тревога. И было так странно: открытый гроб с покойницей, освещенный заходящим солнцем. Вокруг большая группа народа. Кругом зелено, ярко. Прозрачное небо. И надо всем этим завывание сирен и тревожные, громкие гудки заводов и фабрик. Над головой шум моторов летающих самолетов. Было грустно и тяжело.

Е.С. Кругликова оставила огромное худ. наследие и богатый личный архив, к сожалению, погибший во время блокады Ленинграда. Высокие душевные качества, талантливость и обаятельность сделали незабываемым ее светлый образ для всех тех, кому посчастливилось быть с ней знакомым.
http://toropovo.wedge.ru/page/Kruglikova_E_S.html

Картины художницы:
http://artpoisk.info/artist....gallery
Прикрепления: 9879600.jpg (13.3 Kb) · 3983438.jpg (15.7 Kb) · 9685317.jpg (11.0 Kb) · 5717505.jpg (24.5 Kb) · 4222407.jpg (10.7 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » ЕЛИЗАВЕТА КРУГЛИКОВА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: