[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
МИХАИЛ БУЛГАКОВ
Валентина_КочероваДата: Вторник, 16 Май 2017, 15:13 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7357
Статус: Offline
К 126- летию со дня рождения
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(15.05. 1891 - 10.03. 1940)


Его жизнь была окутана мистическими происшествиями. Личность мэтра славилась свой неоднозначностью, а его самого до сих пор называют одной из самых противоречивых персон ХХ столетия... Легендарный роман «Мастер и Маргарита» популярен по всему земному шару, и экранизирован несколько раз. Он автор «Собачьего сердца», «Записок юного врача», «Театрального романа», «Белой гвардии», «Зойкиной квартиры» и «Дней Турбиных».

В жизни Булгаков был немногословен. В строжайшем секрете, и даже от друзей, он держал то, что ему 3 раза являлся дух его коллеги, известного мистика Н.В. Гоголя. О таинственных встречах стало известно только после смерти Михаила Афанасьевича, которую он сам и предсказал. Его здоровье пошатнулось после того, как Сталин запретил постановку спектакля «Рашель». В результате драматург начал слепнуть, а доктора поставили неутешительный диагноз - гипертонический нефросклероз (болезнь почек). Чтобы снять невыносимую боль, Михаилу Афанасьевичу пришлось вновь употреблять морфий, хотя именно с этим наркотиком он ранее выиграл нелегкий бой. Именно в эти дни писатель закончил свой знаковый роман «Мастер и Маргарита». Он не мог писать самостоятельно, поэтому надиктовывал текст своей супруге.


Как описывал сам Булгаков, впервые дух Гоголя, «невысокого остроносого человечка с безумными маленькими глазами», он увидел осенью 1918 г. В тот период Михаил был зависим от морфия. Работая врачом в детской больнице, он заразился дифтерией, и у него пошла реакция на сыворотку против болезни. Инъекция морфия его спасла, однако появилась зависимость. Ее он всячески скрывал от друзей, на фоне чего даже страдал от долгих депрессий.


Первая жена Булгакова, Татьяна Николаевна, пыталась избавить мужа от пагубной зависимости. Вместо морфия она впрыскивала писателю дистиллированную воду, а тот мучился от ломок. Во время очередного приступа к нему в комнату «пришел» Гоголь и пригрозил пальцем. После этого случая Булгаков избавился от наркотической зависимости  В 1920 г. появились первые драматургические опыты писателя, а в 1921 г. он перебрался в Москву. В 1925 г. второй раз женился на Л.Белозерской.


Второй раз Булгаков «увидел» Гоголя перед тем, как познакомился со своей третьей женой, Е.Шиловской. Он отбил ее у мужа, и эта 35-летняя дама стала главной любовью и музой писателя. Хотя этот бурный роман не обошелся без криков и расставаний.


Как позже оказалось, подъезд, в котором обитала Шиловская, был Михаилу уже знаком. Год назад на темных улицах он вновь встретил Гоголя, который указал на ее дом. Выходит, что мистический автор указал ему на дом будущей жены. Третья встреча 2-х великих мистиков произошла во сне. В тот период Булгаков работал над постановкой гоголевских «Мертвых душ», но работа шла очень медленно. В одну из ночей к нему пришел Гоголь и грозно закричал: «Что это значит!», а потом: «Укрой меня гранитною шинелью!». Михаил Афанасьевич не понял, чтобы это могло значить. Однако эту тайну разъяснила уже после смерти драматурга его супруга. .. Даже на пороге смерти Булгаков не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX в., вносил в рукопись романа правки. Последней фразой, отредактированной автором, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»


Одна из последних фотографий Булгакова с женой

В первые дни Нового года состояние было тяжелое. 6-го января он делает записи к пьесе, обдумывавшейся в течение минувшего года, – «задумывалась осенью 1939 г. Пером начата 6.1.1940. Пьеса. Шкаф, выход. Ласточкино гнездо. Альгамбра. Мушкетеры. Монолог о наглости. Гренада. Гибель Гренады. Ричард I. Ничего не пишется, голова как котел... Болею, болею...»
Из книги Мариэтты Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова»

Будучи врачом, он понимал, что дни его сочтены, как писатель и философ не верил, что смерть есть конец: «Мне мерещится иногда, что смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит. Но как-то происходит...»(из воспоминаний С.А. Ермолинского).

Свое первое лит.произведение – рассказ «Похождения Светлана» – Михаил  написал в 7-летнем возрасте. В 5-ом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом. Он коллекционировал театральные билеты со всех спектаклей и концертов, которые когда-либо посещал.


Детский спектакль «Принцесса Горошина». На обратной стороне пояснительная надпись Н.А. Булгаковой: «Сынгаевские, Булгаковы и другие. Миша блестяще играет роль Лешего». (Лежит справа). 1903.

Писатель собирал в спец. альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий, по его подсчетам, было 298 отрицательных и лишь 3 оценивали творчество мастера положительно.


М.Булгаков и режиссер Л.Баратов, 1928

Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. 8 раз он был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е.Вахтангова. Поощряя накал полит. борьбы в литературе (отдельные удары достигали и Булгакова, болезненно сказываясь и на его творческой и личной судьбе), Сталин в то же время покровительствовал писателю.


М.Булгаков с артистами МХАТа в московской радиостудии. 1934

В 1926 г. во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского,  Маяковский шумел в адрес МХАТа: «…начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть – и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина…»
Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

В 1934 г. Михаил Афанасьевич написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Н.И. Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX в. царя И.Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью вождя было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована. В 1973 г. экранизированный Л.Гайдаем «Иван Васильевич» с триумфальным успехом прошелся по кинотеатрам страны. Режиссер бережно обошелся с булгаковским замыслом, изменив лишь некоторые детали, в частности, перенес действие в 70-е годы ХХ в. и осовременил обстановку – например, место патефона занял более соответствующий времени выхода на экраны фильма магнитофон.

В 1937 году, когда отмечалось 100 -летие трагической гибели А.С. Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.

У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип. У Михаила Афанасьевича был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал Новый год, после боя курантов Бегемот пролаял 12 раз, хотя его никто этому не учил.

После кончины писателя Елена Сергеевна выбрала в качестве надгробного памятника огромную гранитную глыбу – «голгофу», названную так за сходство с горой. В течение 100 лет этот камень был подножием креста на могиле Гоголя, писателя, которого Булгаков боготворил. Но когда на месте захоронения Николая Васильевича решили установить бюст, камень, исполняя предсмертную волю Булгакова («Укрой меня своей чугунной шинелью», – написал он в одном из последних писем), переместили на Новодевичье кладбище.


https://joinfo.ua/culture....ni.html
http://www.culture.ru/news/38940/10-faktov-o-mihaile-bulgakove
Прикрепления: 3031111.jpg (17.9 Kb) · 7230697.jpg (7.8 Kb) · 2937542.jpg (6.6 Kb) · 8654532.jpg (14.9 Kb) · 9772463.jpg (31.0 Kb) · 0864271.jpg (14.7 Kb) · 7295752.jpg (24.7 Kb) · 9169902.jpg (20.7 Kb) · 0414984.jpg (19.0 Kb) · 7572308.jpg (7.2 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Вторник, 16 Май 2017, 16:54 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 7357
Статус: Offline


Будьте осторожны со своими желаниями - они имеют свойство сбываться...

Непревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита»
Когда Булгаков писал роман о Мастере, едва ли он предполагал, что создает самое значимое произведение русской литературы ХХ в. Сегодня произведение заслуженно входит в списки наиболее читаемых книг мира, оставаясь при этом объектом бесконечного спора литературоведов и философов.

- Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
- Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
- Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
- Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
- Трудный народ эти женщины!
- Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
- Все будет правильно, на этом построен мир.
- Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
- Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
-Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
- Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
- Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
- Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
- Помилуйте... Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
- Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
- Правду говорить легко и приятно.
- Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
- Достоевский умер.
- Протестую, Достоевский бессмертен!
- А факт - самая упрямая в мире вещь.
- Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
- Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
- Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
- Трусость - один из самых страшных человеческих пороков.
- Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость - самый страшный человеческий порок.
- Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
- Самый страшный гнев - гнев бессилия.
- Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
- Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда!
- Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их.
- Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

https://www.adme.ru/tvorche....-730110

Прикрепления: 4762936.jpg (8.9 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Среда, 06 Мар 2024, 10:07 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 7357
Статус: Offline
ПРОКЛЯТИЕ РОМАНА


В Москве в минувшее воскресенье случился пожар. Казалось бы, ничего необычного. Столица - город большой, порой, то там горит, то здесь. Однако на этом раз дело обернулось нешуточным скандалом - загорелся Театр Сатиры на Триумфальной площади. Огонь, правда, быстро потушили, при пожаре никто не пострадал, а случившееся списали на нарушение техники безопасности рабочими, которые ремонтировали купол здания. Однако знатоки литературы тут же вспомнили, что на его месте в знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита» находилось варьете, в нем описанное...А если учесть, что буквально накануне в той же Москве состоялась премьера новой версии фильма по легендарному произведению, снятому режиссером М.Локшиным, то такое странное совпадение, разумеется, тут же стало предметом всякого рода пересудов. Некоторые прямо назвали случившееся «проклятием Булгакова», поскольку идущая сейчас на экранах России эта лента вызвала бурю эмоций и даже протестов. Причем не столько по поводу того, что создатели картины сам роман безобразно исковеркали, а вокруг того, кому и почему государство выделило для его создания огромные деньги.

Новую экранизацию знаменитого романа резко осудили многие. Так, известный журналист П.Беседин в своем канале без околичностей прямо написал: «Я чувствовал и говорил, что это будет бездарное кино, но я ошибся. Это что-то за гранью бездарности. Бездарная режиссура, бездарная игра актёров (за редким исключением; герр Диль старается), бездарный сценарий. И дело не в том, что это антисоветский пасквиль, где Латунский списан с Гитлера, не в том, что актёры пусты, как бутылка из-под йогурта, не в дурацких пародиях на Голливуд и прочее, прочее - тут комплексная беда. И беда эта в том, что тупые пигмеи, которым нужно было проесть бабло (а на дерьмо это выделили миллиард бюджетных рублей), решили что-то такое снять. Сами они ничего выдумать неспособны - вот и взялась за классику. Однако они настолько тупы, настолько мелки, настолько пошлы и настолько мещане, что они изначально, априори, не в состоянии понять, о чём писал Булгаков. Ибо глубоко вторичны».

Грубовато сказано, но справедливо и точно.Такую же резко негативную оценку дала фильму известный публицист А.Миронова, назвавшая его «плевком в народ».
«Воланда в "Мастере и Маргарите", сыграл немец. Дочь отрекшейся еще недавно от России Ю.Ауг взяли на роль Геллы. Мастер и Маргарита - чета Цыгановых, которым в России "душно". Сопродюсер фильма - британский и американский миллиардер Блаватник. Продюсер - Рубен Дишдишян, недвусмысленно высказывавшийся о дружбе с Зеленским». — написала она,

Уточним, что Е.Цыганов, исполняющий роль «Мастера», после начала спецоперации на Украине сразу выпустил видеообращение с осуждением действий России, а его супруга Ю.Снигирь  - «Маргарита» - всячески подчёркивала негативное отношение к происходящему.

«Из российского бюджета эта компания получила несколько сотен миллионов. Фильм вышел посредственным. Фэнтезийное развлекалово. Все говорят, что это позор. На самом деле, 25 января мы увидели кульминацию десятилетиями складывавшейся у нас драмы: в России сформировалась чуждая населению культурная элита, которая никак не соответствует не только взглядам и ценностям жителей страны, но и гражданству. Это чужие люди, в основном - с паспортами чужих стран», - делает вывод.А.Миронова.

Не удивляет поэтому и выбор режиссера. У М.Локшина в кармане - американский паспорт, родился он в США в русскоязычной семье. Однако в Голливуде карьера у постановщика не заладилась, и на «ловлю счастья и чинов» он приехал на историческую родину. Здесь Михаил Арнольдович снял по заказу транснационального стриминг-сервиса Netflix успешную в коммерческом отношении романтическую сказку «Серебряные коньки». После чего Локшину доверили работу над киноверсией «Мастера и Маргариты». А ведь было же ясно с самого начала, что представляет собой этот господин, старающийся перетащить голливудские штампы в российский кинематограф, а философское прочтение романа гениального Булгакова - заменить бутафорскими спецэффектами. Известен же Локшин, как самый ярый русофоб. Так, 24 февраля 2022 г. он прямо объявил в соцсети, запрещённой на территории нашей страны, о своих надеждах на победу киевского режима в ходе СВО, и о том, что Россия должна будет выплачивать Киеву репарации.

«Поколениям россиян придется платить репарации за трагедию, которую они принесли Украине», «Речи Томаса Манна сегодня лучше всего касаются вины России в целом за имперский менталитет и военные преступления», - вот, что говорил в наш адрес этот американец, которого мы прикармливаем в своем доме. Но даже это - еще не всё. Локшин признавался, что переводит деньги на нужды коллег с Украины, которые снимают фейки об СВО. Неудивительно, что появились сообщения и о финансировании Локшиным ВСУ, ведь так называемая помощь Украине нередко идёт на военные нужды киевского режима. Так что на самом деле, ему нужно было не фильм давать снимать в нашей стране, а привлечь к уголовной ответственности.

Общественная организация «Зов народа» уже потребовала завести на Локшина уголовное дело за фейки о Вооруженных силах РФ, а также внести его в список экстремистов и террористов. Ну, а новый фильм, разумеется, снять с проката и запретить, и никаких дивидендов с него Локшину не выплачивать. Депутат Госдумы, первый зам. председателя Комитета по культуре А.Шолохов тоже призвал отозвать прокатное удостоверение у фильма «Мастер и Маргарита» из-за негативных высказываний о России режиссёра. Он напомнил о законопроекте, предусматривающем конфискацию имущества за фейки об армии, и выразил уверенность, что он поможет закрыть предателям возможность зарабатывать средства для поддержки противника. Максимальным наказанием для подобных режиссёров станет удар «не по отсутствующей совести, а по кошельку».

Но, оказывается, что добиться этого не так просто. До сих пор влиятельная в России либеральная критика, наоборот, поднимает этот фильм Локшина на щит, расхваливая его на все лады. Однако кинокритик А.Бородина, пытаясь защитить фильм и его авторов от разгромной критики, невольно выдала тайные умыслы режиссера. По ее мнению, то, что показал на экране Локшин, - история страшных советских 1930-х все больше начинает напоминать российскую современность: «Похоже, ад, разверзшийся по поводу фильма "Мастер и Маргарита" связан не только с тем, что режиссер Локшин недостаточно поддержал своих, хоть этот мотив и важен. Злит сама материя. Так несвоевременно, и, судя по отзывам, художественно убедительно, перед массовым зрителем высмеивают тоталитарную Москву, очередную версию которой прямо сейчас строят с ее массолитом, сдачей валюты, сексуальными репрессиями, квартирным вопросом, запуганными обывателями, схоластическими спорами на разрешенные темы, шпиономанией (и начинается-то с того, что чёрта пытаются уловить как иностранного агента)».

Другими словами, критик призналась, что на гос. деньги в России американский режиссер в компании таких же, как и он, русофобов снял фильм по знаменитому роману советского писателя, в котором фактически провел сатирическую параллель между сталинской Россией и современной. Таким образом, созданная в основном на гос. деньги очередная экранизация знаменитого романа, оказалась на деле сытной кормушкой для тех, кого сегодня причисляют к враждебной нашей стране «пятой колонне» в культуре. Нет, они не стали снимать штаны на экране, как делали другие «звезды» на «голой вечеринке» Ивлеевой в клубе Mutabor (хотя Ю.Снигирь на экране все же пришлось это сделать). Тут культурная диверсия другого масштаба: циничное превращение гениального романа Булгакова в голливудский блокбастер, который нам теперь активно навязывают, как некий будто бы «шедевр», а наглое искажение режиссером Булгакова, как его «оригинальное прочтение», якобы «новаторское видение».

Журналист ВГТРК А.Медведев удивился, почему государство решило выделить именно Локшину финансирование на фильм. Он заявил, что, например, военный документалист М.Фадеев, прошедший войну с 2014 г., «вынужден все время проводить сборы и просить средства у людей, чтобы доделать очередной фильм, а какой-то русофоб получает бюджетные деньги».

Кстати, о пожаре в Театре Сатиры. В конце фильма Локшина горит уже вся Москва, хотя в романе Булгакова нет ничего подобного. А на фоне пылающей столицы России - ухмыляющийся Воланд в черных сапогах эсэсовца, которого играет немецкий актер. На что намекает американский режиссер?

«"Мастер и Маргарита" режиссёра-предателя сжигает Москву: проклятие романа работает. Кажется, ещё никогда в современной России фильм по классическому роману не создавал такого скандала», - констатирует информационный портал «Царьград». На фоне продолжающейся и становящейся все более ожесточенной войны России с объединившимся против нее Западом во главе с США «творец» с американским паспортом в кармане грозит нам с экрана, что именно такой конец ждет нашу страну. А ведь кто-то в России ему аплодирует. Выделяет для производства таких пасквилей деньги из бюджета, активно подкармливает русофобов, поддерживающих ВСУ...
Андрей Соколов
31.01. 2024. газета "Столетие"

https://www.stoletie.ru/kultura/proklatije_romana_519.htm
Прикрепления: 0514607.jpg (6.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 16 Мар 2025, 16:25 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 7357
Статус: Offline
КТО ЕСТЬ КТО В «ТЕАТРАЛЬНОМ РОМАНЕ»
Тайны самой злой книги Михаила Булгакова

26 ноября 1936 г., находясь в прескверном настроении, М.Булгаков приступил к своему самому смешному и одновременно самому злому произведению. На титуле написал два варианта заглавия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое дважды подчеркнул. Роман Булгаков не дописал - в то время он работал над «Мастером и Маргаритой», был занят в Большом театре. Позже, когда спустя четверть века после смерти писателя обрывающийся на полуслове роман все-таки опубликуют в журнале «Новый мир», будет выбрано нейтральное 2-е название, однако реакция на него будет отнюдь не нейтральной - в персонажах многие театральные деятели узнают себя, и смешно будет далеко не всем.

Что стало причиной плохого настроения, в котором Булгаков сел за работу над «Театральным романом»? Неприятности начались еще в 1930 г. Писатель попал под запрет: его прекратили печатать. С показа был снят спектакль «Багровый остров» в Центральном театре рабочей молодежи, где он тогда работал режиссером, запрещены «Дни Турбиных» в МХТ, «Зойкина квартира» в Театре им. Вахтангова. Критика сочла их реакционными, оправдывающими «белогвардейщину». Булгаков «принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности» - говорилось в одной из статей. В марте 1930 г. он в отчаянии написал письмо в адрес правительства СССР с просьбой определить его судьбу: либо дать эмигрировать в Париж к братьям, либо предоставить возможность работать в Москве. Сталин лично позвонил Булгакову и посоветовал поступить на службу в МХТ. Ему, в отличие от критиков, пьеса «Дни Турбиных» нравилась - он видел в ней пользу. «Демонстрация всесокрушающей силы большевизма» - так Сталин охарактеризовал «Дни Турбиных» за год до этого звонка.  Тогда же он лично распорядился восстановить снятый было с репертуара спектакль, который шел в МХТ с 1926 г.


Как режиссер-ассистент Михаил Афанасьевич проработал в театре до 1936 г. Сделал инсценировку к спектаклю «Мертвые души» по Н.Гоголю, даже выходил на сцену в роли судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Ч.Диккенсу. Комедию о франц. драматурге Мольере «Кабала святош» он написал для Художественного еще в 1929 г., но спустя 2 мес. после первой читки ее завернула цензура. В 1931-м, после вмешательства Сталина и Горького, пьеса была реабилитирована, но цензура потребовала заменить название на «Мольер» и убрать намеки на советскую действительность. Наконец весной 1932 г. режиссер Н.Горчаков приступил к репетициям, которые завершились лишь в 1936 г. Все это время Булгакову приходилось переписывать то одну, то другую сцену. Премьера состоялась в феврале, а уже в марте писатель с женой читали в «Правде» анонимную разгромную рецензию «Внешний блеск и фальшивое содержание». Спектакль, который готовили 4 года, в итоге был показан лишь 7 раз, причем все - с огромным успехом.

«МХАТ - кладбище моих пьес», - с горечью говорил Булгаков. Летом того же года он навсегда покинул Художественный театр и перешел на должность либреттиста и переводчика в Большой. Той же осенью он взялся за «Театральный роман» - по большей части чтобы развлечь себя. Придя после работы домой, бросался к столу и самозабвенно писал о злоключениях бедного писателя Максудова. Бедняга попал в жернова театра, управляемого двумя стариками, которые много лет не разговаривают друг с другом. Полная интриг театральная жизнь доводит героя романа до самоубийства .До смерти самого Булгакова оставалось всего 4 года. Подчеркивая двойной линией заглавие «Записки покойника» в 1936 г., он не подозревал, что скоро сам покинет этот мир.

Под Независимым театром Булгаков имел в виду МХТ. Два директора, Иван Васильевич и Аристарх Платонович, - это, без сомнений, основатели МХТ Станиславский и Немирович-Данченко. Оба в театре присутствуют незримо: Иван Васильевич руководит из дома в Сивцеве Вражке (в действительности Станиславский последние годы жил затворником у себя в Леонтьевском пер.), а Аристарх Платонович путешествует по Индии. История несчастного Максудова во многом совпадает с историей сотрудничества самого Булгакова с Художественным.  В названии и сюжете романа, который Максудов переписывает в пьесу,- «Черный снег» - есть ироническая отсылка к «Белой гвардии», а бесконечные изменения сцен, которые требуют от драматурга, напоминают о 4-х годах переделок «Мольера». Однако себя автор зашифровал не в образе Максудова - Булгаков скрывается под именем Бомбардова: «Человек моих примерно лет, худой, высокий, подошел ко мне и назвал себя: Петр Бомбардов. Бомбардов был актером Независимого Театра, сказал, что слышал мою пьесу и что, по его мнению, это хорошая пьеса. С первого же момента я почему-то подружился с Бомбардовым».

За Максудова в Независимом театре сперва берутся завлит М.Панин («Мне Миша очень понравился», - отмечает герой) и режиссер Евлампия Романовна - «царственная дама с царственным лицом и бриллиантовыми серьгами в ушах».
Они просят сделать из романа инсценировку. За этими персонажами скрываются завлит МХТ П.А. Марков и режиссер и актриса Е.Телешева.


Вот как Марков описывал знакомство с Булгаковым в своих воспоминаниях: «Когда мы прочли этот многоплановый, сложный, написанный в особой манере роман, многие из нас, молодых мхатовцев, были захвачены и покорены талантом Булгакова. На наше предложение инсценировать “Белую гвардию” Михаил Афанасьевич откликнулся охотно и энергично».


Обратить внимание на Булгакова мхатовцам посоветовал поэт П.Антокольский, в то время служивший режиссером Театра им. Вахтангова, где с успехом шла «Зойкина квартира». В «Театральном романе» Антокольский упоминается как Гриша Айвазовский, завлит театра «Когорта дружных» и большой поклонник Максудова. Откуда известно, кого имел в виду Булгаков? Позже, уже после смерти мужа, Елена Сергеевна и ее сын от предыдущего брака создали перечень прототипов, основываясь на воспоминаниях о беседах с покойным. Впрочем, некоторые прототипы не нуждались в подсказке - они и сами все прекрасно поняли.


Например, легендарная актриса МХТ Л.М. Коренева, прочитав «Новый мир», в ярости звонила Булгаковой: как, мол, она могла допустить эту публикацию? Коренева, которой тогда было 80 лет, узнала себя в образе Людмилы Сильвестровны Пряхиной, примы Независимого, любимицы Ивана Васильевича и несколько экзальтированной истеричной дамы:  «В комнату влетел, надо полагать, осатаневший от страху жирный полосатый кот. Он шарахнулся мимо меня к тюлевой занавеске, вцепился в нее и полез вверх. Тюль не выдержал его тяжести, и на нем тотчас появились дыры. Продолжая раздирать занавеску, кот долез до верху и оттуда оглянулся с остервенелым видом. Иван Васильевич уронил лорнет, и в комнату вбежала Людмила Сильвестровна Пряхина. Кот, лишь только ее увидел, сделал попытку полезть еще выше, но дальше был потолок. Животное сорвалось с круглого карниза и повисло, закоченев, на занавеске… - Я не сойду с места, пока не получу защиты, мой учитель! - прокричала визгливо Пряхина».

Булгаков Кореневу не любил (она, впрочем, отвечала ему тем же). Одной из главных шпилек в ее сторону в «Театральном романе» стала сцена в канцелярии: Людмила Сильвестровна категорически отказывается назвать год своего рождения. Здесь писатель колко высмеял стремление Кореневой играть молодых героинь. В 1929 г., в возрасте 44 лет, она вышла на сцену в роли 20-летней Зинаиды в «Дядюшкином сне». Юную красавицу актриса играла еще очень долго. Впрочем, тут нет ее вины: замену ей отказывался искать сам Станиславский. После его смерти, который благоволил к ней (Коренева дружила с женой Станиславского), ее положение в театре стало меняться. Когда в 1958 г. ее отправили не пенсию, Коренева была оскорблена до глубины души. Она поклялась никогда не переступать порога Художественного театра и сдержала свое слово.

Кот появляется неслучайно. Усатого-полосатого любимца Станиславского знали в МХТ, наверное, все: Константин Сергеевич восхищался грацией своего котика, которого звал Кот Котович, и постоянно ставил его в пример актерам. Вот как он пишет о нем в автобиографии «Моя жизнь в искусстве»: «Когда красавец кот прыгает, резвится или бросается, чтобы схватить мой палец, просунутый в щель, он мгновенно переходит от полного спокойствия к молниеносному движению, которое трудно уловить. Как экономно расходует он свою энергию! Как он распределяет ее! Готовясь к движению или прыжку, кот не тратит силы зря, на лишние напряжения».

За образом Поликсены Торопецкой, коварной секретарши Аристарха Платоновича, вынуждающей Людмилу Сильвестровну признаться, сколько ей лет, скрывается О.Бокшанская - секретарша Немировича-Данченко. Последнего Булгаков не любил, а вот к Бокшанской относился тепло. Она была старшей сестрой его обожаемой жены Елены.


Обе сестры с детства любили театр. В 1918 г. они поступали в МХТ - приняли только одну, Ольгу, на должность секретаря. Она быстро стала тамошней легендой. Благодаря профессиональным способностям Бокшанская получила должность личного секретаря Немировича-Данченко, а благодаря характеру - высокое положение в театральной иерархии. Именно она напечатала под диктовку первую рукопись «Моей жизни в искусстве» Станиславского (а позже - «Мастера и Маргариты» своего зятя). Ольга Сергеевна была остра на язык и знала все секреты Художественного - многое из ее рассказов Булгаков взял в «Театральный роман». Не смог писатель обойти вниманием и ее умение быстро печатать без ошибок и помарок под диктовку, занимаясь одновременно другими делами: «Писали мы под аккомпанемент телефонных звонков. Первоначально они мне мешали, но потом я к ним так привык, что они мне нравились. Поликсена расправлялась со звонящими с необыкновенной ловкостью. Она сразу кричала: -Да? Говорите, товарищ, скорее, я занята! Да? От такого приема товарищ, находящийся на другом конце проволоки, терялся и начинал лепетать всякий вздор и был мгновенно приводим в порядок».


В Художественном театре Бокшанская провела большую часть жизни. Он дал ей возможность не только сделать блестящую карьеру, но и найти личное счастье. Ольга Сергеевна вышла замуж за актера Е.Калужского, сына В.Лужского, одного из учеников Станиславского, сформировавших первый состав будущего МХТ. В «Театральном романе» он скрывается под маской актера Строева, появляющегося ровно в одной сцене. Впрочем, и на сцене родного театра Калужский играл преимущественно эпизодические роли: «Строев же, заболтавшийся в предбаннике у Торопецкой, в это время, прыгая через ступеньки, спешил к зрительному залу».
Когда главный герой «Театрального романа» Максудов впервые попадает в Независимый, дружелюбный актер Бомбардов проводит для него экскурсию по портретной галерее актеров театра. Среди рассказанных им историй особого упоминания заслуживает одна - про покойного генерал-майора К.А. Комаровского-Эшаппар де Бионкура, командира лейб-гвардии уланского Его Величества полка, однажды попавшего на спектакль и решившего бросить все и уйти в актеры:  «Смотрят, генерал сидит и батистовым платком утирает глаза. После спектакля пошел в кабинет к Аристарху Платоновичу. Капельдинер потом рассказывал, что, входя в кабинет, генерал сказал глухо и страшно: “Научите, что делать?!” Ну, тут они затворились с Аристархом Платоновичем...»

Настоящая история прототипа Эшаппара де Бионкура - генерал-майора участника Русско-турецкой войны А.Стаховича - была менее художественной. В 1902 г. он стал пайщиком МХТ, а в 1907-м вошел в его дирекцию. В том же году подал в отставку, а через 3 года поступил в труппу театра. Он не был блестящим артистом, но прекрасно держался на сцене.
«Это была маска аристократа, живое амплуа», - писал о нем театральный деятель В.Шверубович.
«Все насквозь знал, даме ли платок, налить ли вина, по-французски говорил идеально, лучше французов...» - вторил ему Бомбардов.

В галерее портретов встречается некая «дама в соболях». Бомбардов быстро дает ей исчерпывающую характеристику: «М.П. Таврическая, артистка нашего театра, входящая в группу старейших, или основоположников. Известна тем, что покойный Островский в 1880 г., поглядев на игру Маргариты Петровны - она дебютировала, - сказал: “Очень хорошо”».
Современник Булгакова, особенно театрал, легко опознал бы в этом кратком рассказе О.Книппер-Чехову. Она дебютировала в МХТ в 1898 г. в роли царицы Ирины в спектакле «Царь Федор». Островский увидеть ее дебют не мог - на тот момент прошло уже 10 лет со дня его смерти. Зато в зале находился другой литератор - А.П. Чехов. Друг театра, он присутствовал и на репетициях, так что видел Книппер на сцене не впервые. Как-то, вернувшись после очередного прогона почти влюбленным, он написал А.Суворину: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность - так хорошо, что даже в горле чешется…»
Менее чем через два года они обвенчались.
https://www.mos.ru/news/item/75810073/
Прикрепления: 3580508.jpg (24.2 Kb) · 0396703.jpg (7.1 Kb) · 7311574.jpg (4.4 Kb) · 4625888.jpg (6.4 Kb) · 8501255.jpg (4.5 Kb) · 6987445.jpg (4.8 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: