[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » МАРИ Д`АГУ
МАРИ Д`АГУ
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 03 Июл 2017, 15:10 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6942
Статус: Online
МАРИЯ ДЕ ФЛАВИНЬИ
(31.12. 1805 - 05.03. 1896)


Франц. писательница, известная под псевдонимом Даниэль Стерн.
Быть музой - занятие почетное, но крайне неблагодарное. Особенно если муза спускается со своего пьедестала и входит в реальную жизнь творца. И вдвойне печально, когда сама муза не чужда творческих исканий и хочет быть признанной, как личность, а в результате лишается последних иллюзий.

Имя композитора Ф.Листа известно всем мало-мальски знакомым с музыкой. А вот о графине Мари д'Агу не знает почти никто, хотя истории их любви посвящено несколько книг, самой знаменитой и талантливой из которых является роман О.Бальзака "Каторжники любви", в котором графиня выведена под именем Арабеллы. Впоследствии и сама она выпустила воспоминания, в которых довольно подробно говорит о своей любви к Листу. К несчастью, любовь эта кончилась печально.

Графиня д'Агу, урожденная Флавиньи, родилась во франц. семье, но в немецком городе - во Франкфурте. Когда ей было только 10 лет, она уже обращала на себя внимание своим умом и красотой. Когда Мари выросла, вокруг нее, как общепризнанной красавицы, начала толпиться целая армия воздыхателей, к числу которых принадлежали английский посланник Вильям Лем (муж возлюбленной Байрона), датский посланник Пехлин, Шатобриан. Впоследствии она переселилась с матерью в Париж, где успех ее как светской красавицы был не менее велик. Один из современников Фламиньи описывает ее как высокого роста блондинку с длинными рыжеватыми волосами, большими мечтательными глазами, белой бархатной кожей, изящным носом и благородно очерченным лбом. Руки и ноги были у нее маленькие и красивые. Ко всему этому она обладала недюжинным муз. талантом. Но, несмотря на все эти качества, (а может быть, именно поэтому), никто не предлагал ей руки и сердца. Правда, и она оставалась равнодушной к ухаживаниям и комплиментам, которыми ее осыпали. К одному только генералу Лагарду, человеку пожилому, но обладавшему всем арсеналом франц. лоска, она чувствовала некоторое влечение, и между ними завязалось что-то вроде романа, но он окончился в самом начале. Генерал вдруг уехал, так и не объяснившись в любви своей прекрасной подруге.

Прекрасная Мари наконец вышла замуж за человека, достойного во всех отношениях, но ничем не прославленного. Граф д'Агу был старше ее на целых 20 лет (как и исчезнувший генерал!), знатен, богат, пользовался большим влиянием при дворе Карла X, был очень строг в делах чести, умел занимать общество приятным разговором, рыцарски вел себя по отношению дамам. Воистину великосветский брак, и графиня, вероятно, была бы счастлива, если бы не отличалась беспокойным характером и жаждой впечатлений. У нее уже было трое детей, а она то и дело ездила на балы, блистала в свете, куда всегда являлась в восхитительных, бросающихся в глаза туалетах и с выражением пресыщенности и скуки на лице. Графиня считала себя богато одаренной личностью, рафинированной интеллектуалкой, претендовала на первые роли во всех салонах и походя разбивала дюжины мужских сердец, пока не встретила Ф.Листа.


Произошло это в салоне герцогини Дюрас, где читали стихотворения, и играли на фортепиано. Лист, посещавший этот салон, был еще совсем молодым человеком, но подающим большие надежды. Высокий, стройный, худой, с бледным мраморным лицом и высоким лбом мыслителя, он сразу производил впечатление человека необыкновенного. К тому же все знали, что он часто колебался еще в то время, сделаться ли ему жрецом искусства или священником. Как музыкант он приковывал к себе общее внимание, и в числе его пламеннейших поклонников были такие лица, как Альфред де Мюссе и Ж.Санд, произведения которых имели на него большое влияние. Дамы ухаживали за ним, за этим “Паганини фортепиано”, как называли Листа. Никто не обращал внимания на то, что он простого происхождения, так как отец его был второстепенным чиновником: светские манеры и муз. гений заставили аристократические сферы Парижа забыть об этом. «Лист сделался настоящим божком, на алтарь которого женщины нередко приносили свою стыдливость, честь и репутацию», – так говорили об этом венгерском чуде...

Мари была на 6 лет старше Листа и помнила его еще юношей. Тогда он не произвел на нее особого впечатления. Теперь же Ференц явно заинтересовал ее, так и не изведавшую до сих пор настоящего чувства. Она влюбилась в композитора. Возможно, решающую роль сыграло то обстоятельство, что гениальный юноша не ответил сразу на ее чувство, а она к такому обращению не привыкла. Впрочем, пути любви неисповедимы. Тем более, что старания графини увенчались полным успехом: господствовавшая в то время идея свободной любви, воспетая, в частности, в романах Ж.Санд, была очень модной в парижском высшем свете. Но вот продолжение модного романа оказалось шокирующим: графиня д'Агу бросила мужа и уехала с Листом в Швейцарию. Он был наверху блаженства, как можно судить по следующему его письму к одному другу-писателю: “Если хотите описать историю двух счастливых любовников, то выберите берег озера Комо. Никогда еще небо не судило мне столь благословенного уголка на земле. Очарование любви должно там действовать с удвоенной силой. Представьте себе идеальный образ женщины, небесная прелесть которой внушает благоговение, а рядом с ней — юношу, который верен и счастлив не в меру... О, вы, наверно, уже догадываетесь, как зовут эту любовную парочку!”

Весной 1835-го графиня оплакивала смерть свой 6-летней дочурки Луизон, и растроганный Лист утешал ее как мог. композитор даже попытался узаконить их отношения, но Мари в сердцах резко возразила ему: «Графиня д`Агу никогда не станет мадам Лист!». Глубоко задетый, Ференц смирился. 18 декабря того же года у Листа и Мари д`Агу родилась первая дочь – Бландина. Счастливый отец отпраздновал рождение «кудрявой блондиночки» фортепианной пьесой «Женевские колокола»... И, все-таки, незаконность его отношений с любимой женщиной заставляла страдать религиозного композитора. В начале следующего года была основана Женевская консерватория, в которой он руководил классом игры на фортепиано и  великодушно отказался от вознаграждения в пользу этого учебного заведения. В апреле он устроил сольный концерт, собравший сравнительно мало слушателей. «Из-за моей, – как они говорят – скандальной жизни – из-за этого они не пришли!» – восклицал расстроенный Ференц.

Летом Лист и Мари отправились в Альпы. Впечатления от этой поездки нашли отражение в фортепианном цикле «Альбом путешественника», позже переименованном в «Годы странствий». 25 декабря 1837 г. родилась вторая дочь Листа – Козима (в свое время она станет женой Р.Вагнера). Осенью 1838-го Лист и Мари предприняли настоящее странствие по Италии, переезжая из города в город. Путешествуя без определенной цели, подчиняясь только своим настроениям, они проводили время, знакомясь с произведениями искусства. «Красота этого благословенного уголка земли открылась мне в ее наиболее чистых, наиболее возвышенных формах. Мои мысли и чувства каждый день все больше укрепляли во мне сознание скрытого родства между всеми созданиями творческого духа. Рафаэль и Микеланджело помогли мне понять Бетховена и Моцарта...» – писал композитор.
В январе 1839-го путешественники приехали в Рим. Здесь 9 мая появился на свет единственный сын композитора – Даниель.


Несмотря на рождение детей, отношения с Мари все более осложнялись. Ревность, эгоизм и стремление графини влиять на творчество Листа приводили к постоянным ссорам. К тому же она, не привыкшая к лишениям, не желала себе в чем-то отказывать. Однажды один из друзей оказался случайным свидетелем их размолвки и попытался успокоить Листа: «Подумай о Данте и Беатриче! Подумай, что этот божественный поэт прислушивался к ее словам, как к откровениям! Ты – Данте, она – Беатриче». Лист возразил раздраженно «Какой там Данте! Какая там Беатриче! Таких, как Беатриче, создают Данте, причем в действительности они умирают, когда им 18 лет».
В середине ноября 1839-го Лист и графиня покинули Италию. Мари с детьми поехала в Париж, где ее ожидала мать композитора, а Ференц направился в Вену.

Май-июнь 1841-го он провел в Лондоне. Графиня, несмотря на возражения Листа, сопровождала его. Осень они провели на рейнском острове Нонненверт. Здесь была создана первая немецкая песня Листа – «Лорелея». Лето 1843-го Лист вновь провел с Мари и детьми в Нонненверте, где сочинил несколько прекрасных и задушевных песен. Песня «Нонненверт» была создана на стихотворение жившего с ними князя Лихновского, написанное им в альбом графини д`Агу. Надо сказать, что композитор никогда не был обделен женским вниманием. Среди его любовниц значились самые блистательные красавицы Европы – принцессы, княгини, баронессы, дамы полусвета (среди них и знаменитая куртизанка Мари Дюплесси, ставшая прототипом «Дамы с камелиями»).


Когда композитор концертировал в Дрездене, он познакомился с испанской танцовщицей Лолой Монтес, известной всему европейскому обществу своим неукротимым и авантюрным нравом. Своенравная красавица сопровождала композитора в его дальнейших поездках из города в город. Слухи об этом дошли до Мари, осыпавшей его в письмах жесточайшими упреками. Лист возражал ей с чувством оскорбленной гордости, и тогда графиня порвала с ним. Сам же композитор вскоре бросил Лолу, предусмотрительно оставив на столике в гостинице некоторую сумму. Проснувшись и не увидев Ференца рядом с собой, темпераментная дама устроила в номере дикий погром. В Европе потом еще не один месяц чуть ли не в каждом аристократическом семействе обсуждали этот безобразный скандал…

Говорят, когда произошел окончательный разрыв с графиней, чувствительный Ференц облегченно воскликнул: «Каторжник любви наконец-то свободен!» А Мари не могла смириться с нанесенной обидой. Все под тем же псевдонимом Даниэль Стерн она опубликовала автобиографический роман «Нелида». Подражая роману Ж.Санд «Она и он», графиня описала в слегка завуалированном виде свои отношения с композитором, защищая при этом себя и обвиняя во всем его. Роман имел большой успех, хотя и вызвал немало порицаний в свете. Правда, Шатобриан считал его образцом остроумной иронии, а молодой писатель Ронсар, влюбленный в графиню, ставил ее произведения на одинаковую высоту с романами Санд. Последнее, очевидно, и явилось причиной того, что именно Ронсару Мари посвятила свои мемуары. Во время приезда в Париж в 1861 г. Лист вновь встретился с графиней.

«Она была удивлена моим затворническим образом жизни, который я сейчас добровольно веду, а также, возможно, и тем особым упорством, которое отличает мой жизненный путь как художника и которое она раньше никогда не замечала; теперь же она, кажется, оценила это. Слушая мои рассказы о моей жизни... она – не знаю почему – была сильно растрогана, лицо ее залилось слезами. Я поцеловал ее в лоб – впервые после стольких долгих лет – и сказал: «Послушайте, Мари, будем говорить на языке простых людей. Благослови Вас Бог! Не желайте мне зла!» В тот момент она не могла мне ничего ответить, лишь слезы сильнее заструились из глаз. Оливье рассказывал мне, что во время их совместной поездки по Италии он часто видел ее горько плачущей в тех местах, которые ей особенно остро напоминали годы нашей юности...»  делился он в письме к своей новой подруге Каролине.

В 1862 г. в курортном городке Тропез неожиданно умерла их дочь Бландина. Ее смерть была тяжелым ударом для композитора. А еще спустя 14 лет, в Париже скончалась Мари, вскоре после того, как закончила свою книгу «Мои воспоминания». На удивление, в этих мемуарах ничего не говорилось о Ф.Листе... В связи с ее кончиной он писал своему зятю Эмилю Оливье: «Моя память о мадам д`Агу есть тайна, полная печали, которую я могу доверить только Богу, молясь, чтобы он даровал покой и вечное блаженство душе матери моих дорогих трех детей!»
По материалам Светланы Бестужевой-Лады, Е.Обойминой и О.Татьковой
https://www.passion.ru/people....tm?full
http://www.liveinternet.ru/community/2859675/post100290604/
Прикрепления: 3425071.jpg (11.0 Kb) · 8205643.jpg (6.6 Kb) · 3750576.jpg (15.0 Kb) · 0263806.jpg (9.3 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » МАРИ Д`АГУ
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: