[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » НИМФОДОРА СЕМЕНОВА
НИМФОДОРА СЕМЕНОВА
Валентина_КочероваДата: Вторник, 16 Янв 2018, 12:22 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6947
Статус: Offline
НИМФОДОРА СЕМЕНОВНА СЕМЕНОВА
(1788-28.03. 1876)


Певица, драм. актриса, младшая сестра великой трагической актрисы Е.Семёновой.
Происхождение сестер Екатерины и Нимфодоры вошедших в историю русского театра неясно. Известно, что они числились дочерьми бывших крепостных смоленского помещика Путяты – Дарьи и Семена, получивших вольные в 1790-х годах. Полагают, что они не были родными дочерьми Семена и имели разных отцов. Вероятно он, дав девочкам свое отчество и фамилию, пригрел «грех» крепостной красавицы Дарьи.

Места, занимаемые Семеновыми, в истории российского театра разнятся, Екатерина – муза трагедии, великая актриса, приводившая в исступление театральную публику. Актриса равной, которой не было в современном ей театре. Нимфодора, скромная служительница сцены, она и в афишах звалась Семенова «меньшая». Мысль о том, что огромный талант сестры помешал раскрыться её дарованию, никогда не приходила ей в голову. Все было несхоже в этих близких людях, даже редкостная красота обеих женщин.

До 1808 г. Нимфодора воспитывалась в Театральной школе, к тому времени располагавшейся в приобретенном у портного Кребса доме, на участке между Офицерской ул. и Екатерининским каналом, неподалеку от Львиного мостика. С ней занимался известный в ту пору композитор Кавос, сформировавший из талантливой девочки неплохую певицу, которой особенно удавались роли в водевилях. В пору расцвета своей театральной деятельности она располагала всем тем, что может иметь женщина, посвятившая себя театру: обладала прекрасной внешностью и изумительным по красоте лирическим сопрано. Многочисленные бесцеремонные поклонники буквально гонялись за ее каретой, останавливали на улице, выражая ей свое восхищение и обожание, а иногда даже заводили ссоры с противниками ее таланта и необыкновенной красоты. Соперницы же талантливой актрисы злословили, что ее блестящая карьера объяснялась во многом покровительством знатного мецената графа В.В. Мусина-Пушкина.


Образы создаваемые певицей покоряли жизненностью, она не была статична, умела носить сценический костюм. Зрители не могли остаться равнодушными и к её редкостной красоте. А.С. Пушкин запечатлел своё восхищение ею в строчках:

«Желал бы быть твоим Семёнова покровом,
Или собачкою постельною твоей,
Или поручиком Барковым, -
Ах, он поручик, ах злодей!»


С Д.Н. Барковым (1796 -1855) – поручиком лейб–гвардии егерского полка, страстным театралом, переводчиком оперных либретто, театральным рецензентом Семенову связывали профессиональные интересы. Певица снискала уважение многих выдающихся людей своего времени среди которых Пушкин, Гнедич, Жуковский. Ее гражданским мужем на протяжении 20-ти лет был важный сановник В.В. Мусин-Пушкин (1773 – 1836). Граф служил в основном при дворе, носил чин действительного камергера, был обер-шенком и кавалером высших российских орденов. Являлся одним из видных русских масонов – он возглавлял некоторые масонские ложи и был почетным членом в других.


Он стал отцом 3-х дочерей певицы. Через несколько лет после его смерти Семенова вышла замуж за франц. подданного Лестерлена и стала носить его фамилию. В 1831 г. она оставила сцену. Минуло много лет лет, с той поры как публика в последний раз аплодировала певице. Произведения, исполнявшиеся Семеновой, входившие в её обширный репертуар стали предметом изучения музыковедов. Она оставила о себе память и как о бесконечно добром человеке. Наравне со своими дочерьми воспитывала 2-х девочек из бедных семейств. Оказывала помощь мелким театральным служащим. Имела более двухсот крестников и крестниц. В последние годы слепота сделала её жизнь трудной. Однако, несмотря на несчастье Семенова, сохранила кротость характера, душевную привлекательность.
Еще не был изобретен граммофон, который мог бы дать представление о ней как певице. Сохранился портрет актрисы кисти О.Кипренского.


Портрет Н.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в опере Г.Спонтини «Весталка»

Запечатленный им образ во многом совпадает с впечатлением произведенным певицей на её современницу А.Я. Панаеву (Головачеву) «Она всегда приезжала на пасху к заутрени в церковь Театрального училища. Я не сводила с неё глаз – такая она была красавица: высокая, стройная, с необыкновенно нежным цветом лица, с синими большими глазами и, как смоль, черными волосами, в которых блестела бриллиантовая гребенка».


Надгробие Н. С. Семеновой. Мраморный пилон. Прах перенесен с Новодевичьего кладбища в 1936 г. в Некрополь Мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
Ирина Столярова
http://www.gmgs.ru/expoz/musnecr/144--q-q-1788-1876
http://thelib.ru/books/georgiy_zuev/peterburgskaya_kolomna-read-6.html
Прикрепления: 2915219.jpg (11.8 Kb) · 0987998.jpg (7.5 Kb) · 4125790.jpg (7.6 Kb) · 7199430.jpg (11.5 Kb) · 2775492.jpg (19.9 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » НИМФОДОРА СЕМЕНОВА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: