[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
СОФЬЯ ДЕЛЬВИГ
Валентина_КочероваДата: Воскресенье, 25 Фев 2018, 12:22 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 7072
Статус: Offline
СОФЬЯ МИХАЙЛОВНА ДЕЛЬВИГ
(1806 –1888)


Баронесса - дочь М.А. Салтыкова и швейцарки франц. происхождения, жена (с 1825) А.А. Дельвига, а затем С.А. Боратынского, брата поэта Е.А. Боратынского. Была прекрасно образована, любила поэзию и считалась хорошим музыкантом. Просвещённый ум и вспыльчивый характер унаследовала от отца - крупного сановного чиновника, бывшего члена общества "Арзамас". Легкомысленность, необычайную живость и влюбчивость - от матери-француженки, красавицы Е.Ф. Ришар, которую она потеряла, будучи 7-летней девочкой.

"Салтыков был весьма горд и смолоду неуживчивого характера", - писал о нём А.И. Дельвиг, племянник поэта. Он был типом знатного и просвещённого русского, образовавшегося на франц. литературе, с тем только различием, что он превосходно знал и русский язык. Видимо, он хотел, чтобы и его дочь хорошо нго знала. Его желание сбылось. В пансионе её преподавателем русской словесности стал П.А. Плетнёв, который прививал своим ученицам любовь к современной литературе и к её молодым представителям: Пушкину, Дельвигу, Баратынскому, Рылееву. Поэзию Пушкина она просто обожала: зачитывалась «несравненным Пушкиным», знала наизусть все им напечатанное, да так, что Плетнев в шутку называл ее «Александрой Сергеевной».
О Пушкине она писала в письме подруге: «Невозможно иметь больше ума, чем у Пушкина, - я с ума схожу от этого».

Летом 1824 г., живя в смоленской деревне у своего дяди П.П. Пассека, она влюбилась в гостившего там П.Г. Каховского, одного из будущих лидеров декабрьского восстания. Тот сделал ей предложение, но ее отец решительно ему отказал. В мае 1825 г. Софья познакомилась с Дельвигом, который ей был интересен не только сам по себе, но и как друг ссыльного поэта. Антон Антонович влюбился в неё с первого взгляда и через 2 недели Дельвиг сделал ей предложение, которое ею было принято. Поэт смотрел на брак очень серьёзно и в то же время идеалистически, он писал своей невесте: "Я отдался тебе на жизнь и на смерть. Береги меня твоею любовью, употреби всё, чтобы сделать меня высочайшим счастливцем, или скорее скажи "умри, друг" - и я приму это слово, как благословенье".

Известия о предстоящей свадьбе дошли до Пушкина, он живо откликнулся на это важное событие в жизни его друга. 23 июля 1825 г. он поздравил его в письме: "Ты, слышал я, женишься в августе, поздравляю, мой милый, - будь счастлив, хоть это чертовски мудрено. Целую руку твоей невесте и заочно люблю её как дочь Салтыкова и жену Дельвига".
Сам же он впервые познакомился с Софьей только 24 мая 1827 г. Об этом событии она сообщила в письме своей подруге А.Н. Семеновой: «Я познакомилась с Александром, он приехал вчера, и мы провели с ним день у его родителей. Сегодня вечером мы ожидаем его к себе, он будет читать свою трагедию „Борис Годунов“. Вчера он читал прелестный отрывок из 5-й главы „Онегина“. Надобно было видеть радость матери Пушкина: она плакала как ребенок, и всех нас растрогала…»
«Вот я провела с Пушкиным вечер, о чем я тебе говорила раньше. Он мне очень понравился, очень мил, мы с ним уже довольно коротко познакомились. Антон об этом очень старался, так как он любит Александра, как брата»
, - снова писала она подруге.

Пушкин часто бывал у Дельвигов. Два раза в неделю там собирались его лицейские товарищи. Софья тоже часто бывала в доме родителей поэта, когда он там находился. 9 февраля 1828 г., посылая гравюру Н.И. Уткина «А.С. Пушкин» по портрету, выполненному Кипренским все той же Семеновой, Софья писала: «Вот тебе наш милый добрый Пушкин, полюби его! Рекомендую тебе его. Его портрет поразительно похож, как будто ты видишь его самого. Как бы ты его полюбила, Саша, ежели бы видела его как я, всякий день. Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь».

Молодожены встречались с друзьями поэта, среди которых Бестужев, Кюхельбекер, Рылеев. Мечта Софьи Михайловны сбылась - она оказалась в центре лит. жизни Петербурга. А через 1,5 мес. в полит. жизни России произошло грустное событие, которое потрясло Дельвига: восстание декабристов. Софья Михайловна оплакивала гибель Каховского - своей первой юношеской любви. В 1829 г. Дельвиг с женой переехали в новую квартиру на Загородном проспекте 1., построенный в 1811-1813 гг. для купца Тычинкина по проекту архитектора М. А. Овсянникова. Облик этого небольшого 3-этажного дома сохранился до нашего времени без изменений.


О жизни в доме Дельвига подробно пишет его племянник А.И. Дельвиг. Он также описывает хозяйку дома: "Софье Михайловне только что минуло 20 лет. Она была очень добрая женщина, очень миловидная, симпатичная, прекрасно образованная, но чрезвычайно вспыльчивая, так как часто делала такие сцены своему мужу, что их можно было выносить только при его хладнокровии. Она оживляла общество, у них собиравшееся".

Единственной ее подругой в Петербурге была А.П. Керн. В письмах к ней, Софья Михайловна описывала подробности своей жизни и своего мужа "Он особенно очарователен в своём интимном обществе, так как он застенчив и по большей части молчит, когда много народу, но в кругу людей, которые его не стесняют, он бывает очень приятен своей весёлостью, а также люблю слушать его, когда он говорит о литературе... и я всегда бываю очарована его вкусом, правильностью его суждений и его энтузиазмом ко всему тому, что поистине прекрасно".
В другом письме она писала: "Дельвиг - очаровательный молодой человек, очень скромный, но не отличающийся красотою мальчик; что мне нравится, так это то, что он носит очки".
Насчет очков Антон Антонович шутил: "В Лицее мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался в них после выпуска".

Керн поселилась в доме Дельвигов, будучи свободной женщиной (она была в разводе с генералом Е.Ф. Керн, за которого её выдали в 16 лет). Однако, она жила не только воспоминаниями, по-прежнему мечтала о поклонении и успехе в кругу литераторов. Это сближало 20-летнюю Софью Михайловну с много пережившей и перечувствовавшей кокеткой Анной Петровной. Ей было под 30, по тем временам это был уже возраст заката. Каждая из подруг мечтала стать мадам де Сталь Петербурга. Они много говорили о Пушкине, считали его творчество несравненным.

Семейная жизнь Дельвига не была безмятежной. Многие считали, что он - один из добрейших, примечательнейших людей своего времени, что он самый лучший из друзей, и уж, конечно, лучший из мужей. Он всегда всем старался доставить радость, сделать что-нибудь приятное, но мало кто замечал, как он страдает. Возможно, Пушкин чувствовал это и не питал симпатии к его жене. В письмах он называет её сухо - "баронесса". Иногда спрашивает: "Что баронесса?" - и всё. Её же письма звучат всегда восторженно по отношению к Пушкину. Она не всегда отвечала мужу благородством на благородство и любовью на любовь. Излишне экзальтированная, не склонная отказаться ни от бесконечных новых знакомств, ни от постоянных увлечений, Софья Михайловна доставляла поэту немало горьких минут. Об этом - неожиданное для поэта одно из очень немногих в его лирике безысходно мрачных стихотворений:

За что, за что ты отравила
Неисцелимо жизнь мою?
Ты, как дитя, мне говорила:
"Верь сердцу, я тебя люблю!"

И мне ль не верить? Я так много,
Так долго с пламенной душой
Страдал, гонимый жизнью строгой,
Далекий от семьи родной.

Не ль хладным быть в любви прекрасной?
О, я давно нуждался в ней!
Уж помнил я, как сон неясный,
И ласки матери моей.

И много ль жертв мне нужно было?
Будь непорочна, я просил,
Чтоб вечно я душой унылой
Тебя без ропота любил.

(1829 или 1830 г.)

Дельвиг был давно болен. Каждый год лёгкая простуда надолго укладывала его в постель, а выздоравливал он всё труднее. Душевные травмы были непосильным испытанием для ослабленного и изнурённого организма. Подавленность содействовала развитию болезни.
И семейная жизнь, так счастливо начатая, через несколько лет повернулась к Антон Антоновичу своей теневой стороной. Софья Михайловна не могла и не хотела противостоять новым увлечениям. В июле 1830 г. она поучала мужа: «О своей жене не говори ни с кем, так как рискуешь говорить о ней с тем, кто знает ее лучше, чем ты».
Тем не менее даже при таком свободном браке у Дельвигов родилась дочь Лиза, которая дожила до 1913 г.

5 января 1831 г. поэт простудился, а 11 января, хотя и чувствовал себя плохо, но принимал гостей. Вызванные к больному врачи Арендт и Саломон (те самые, что через 6 лет пытались помочь Пушкину), ничего не могли поделать. Пустяковая простуда обернулась смертельной болезнью. 14 января 1831 г., в среду, в 8 час. вечера, 32 лет от роду Антон Антонович скончался. Он умер, проболев несколько дней "гнилою горячкою". Его похоронили на Волковом кладбище.


В том же году Софья Михайловна вышла замуж за врача С.Боратынского, проявившего настойчивость, уговаривая молодую вдову составить его счастье, и уехала с ним в его имение Маза Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Родные были в отчаянии, узнав о новом браке, зная вспыльчивость её нового мужа. Они понимали, как она была избалована необыкновенным добродушием и терпением Дельвига. Второй брак Софьи Михайловны был неудачным. Брат мужа, Евгений, шутя, называл её "вдовой великой армии поэтов". Вот, что писала своему мужу сестра Пушкина - О.С. Павлищева: «Она живет с мужем, как собака с волком. Он под предлогом посещения больных целыми днями не бывает дома…»


Софья Михайловна прожила до 1888 г. и похоронена в имении Боратынских Мара.


Усадебный дом в Маре Кирсановского уезда Тамбовской губернии.
Фото М.А. Боратынского. Начало ХХ в.


http://www.youngcreat.ru/04_izdannoe/023/023_02.htm
https://biography.wikireading.ru/76714
https://walkspb.ru/zd/zagorodniy1.html
Прикрепления: 5573338.jpg (12.7 Kb) · 1884760.jpg (15.0 Kb) · 5921418.jpg (6.8 Kb) · 5370490.jpg (6.7 Kb) · 0742113.jpg (16.2 Kb)
 

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: