Валентина_Кочерова | Дата: Среда, 07 Мар 2018, 21:09 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7171
Статус: Offline
| ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА ВАСИЛЬЕВА (23.11. 1935 - 27.02. 2018)
Поэт, прозаик, публицист, драматург, переводчик, автор известных книг «Кремлевские жены» и «Дети Кремля», общественный деятель. Президент Международной Лиги писательниц. Член Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ. Президент информационного содружества «Атлантида». Удостоена Большой Бунинской премии в номинации «Поэзия» за сборники стихов «Холм» и «Четыре женщины в окне». Лауреат премии «Имперская культура» им. Э.Володина. Основатель единственного в мире музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34», посвященного легендарной боевой машине XX в. – среднему танку Т-34.
Родилась 23 ноября в Харькове, Ее родители были инженерами, что впоследствии сыграло важную роль как в жизни самой девочки, так и в судьбе ее родной страны, ведь первые трудности начались еще до того, как Лариса успела повзрослеть – по всему миру раздался грохот ужасающей войны. Радовало лишь то, что главу семейства не забрали на фронт, так как его талант нужен был в другом месте. Вместе с другими инженерами он трудился над созданием нового оружия для советских войск. К слову, у них это хорошо получилось – отец Ларисы, Н.А. Кучеренко, помог сконструировать танк Т-34. Позже она детально опишет весь путь создания этого мощного орудия в одной из своих книг.
После окончания войны жизнь постепенно вернулась в свое русло. Окончив школу, Лариса поступила в МГУ на фил. факультет. Именно здесь она познакомилась со своим будущим мужем Олегом. Их отношения развивались бурно. Лариса влюбилась в стройного юношу с первого взгляда и хотела бы прожить остаток своих дней только с ним. И в январе 1957 г. молодая пара поженилась, а спустя год они получили свои дипломы и начали длинное путешествие к аллеям славы.
Стихи она начала писать еще в раннем детстве, что крайне порадовало ее родителей. Что касается первого воспоминания, связанного с поэзией, то оно относится к6-летнему возрасту. Тогда еще совсем маленькая девочка написала стихотворение, ставшее украшением для одной из страниц газеты «Пионерская правда». Позже родители решили послать работы дочки А.Ахматовой, дабы та дала им справедливую оценку. Увы, ее критика была весьма жесткой, но весьма мотивирующей. И действительно, несмотря на провал, девочка и дальше продолжила работать над совершенствованием своего писательского таланта. Прожив более 5 лет в Великобритании вместе с мужем, корреспондентом газеты «Известия», Васильева написала серию очерков «Альбион и тайна времени», открывшие в ней одарённого прозаика.
В 1983 г. выходит в свет книга «Книга об отце» - роман-воспоминание, результат упорных поисков и многочисленных встреч с ветеранами - танкостроителями и танкистами. Книга получила огромный читательский отклик, - откликом на публикацию стали в буквальном смысле мешки писем, в которых люди, тем или иным образом причастные к танку Т-34, делились с Васильевой фактами, воспоминаниями, присылали фотографии, документы. На основе материалов, присланных читателями, писательницей был создан дом. музей «История тридцатьчетвёрки», который 2 мая 1985 г. принял первых посетителей.
Главным бестселлером Ларисы николаевны стала книга «Кремлевские жены», увидевшая свет в 1994 г. Успех был настолько ошеломляющим, что вскоре писательницу завалили письмами поклонники, призывающие продолжить эту серию. Эта книга была не случайным сочинением. Переехав в Москву, отец Ларисы возглавил ГУ по производству танков и был близок к кремлевскому миру.
Лариса видела всех этих кремлевских женщин, но сама никогда себя не ощущала кремлевской дочкой. Работая над романом, Васильевой пришлось проделать почти ювелирную работу – очень сложно было заслужить доверие высокопоставленных семей, ей часто приходилось слышать от своих собеседниц: «Обязательно покажите, что написано… это вычеркните, это не нужно, а этого я вообще не говорила». Она вычеркивала, понимала, что везде было горе и нельзя подходить к этому формально.
Четыре темы у меня, четыре мрака и огня: Любовь, судьба, война, мечта И каждая – простым проста, И каждая – старым стара.
Предмет гусиного пера И камня острого предмет, Что на камнях оставил след. Все сказано давным-давно Все выяснено, решено…
Писательницу всегда мучил вопрос о музе Пушкина. Кто же она, эта женщина, недостижимая и реальная? Разгадку ей подсказал директор музея-заповедника «Михайловское» С.С. Гейченко: «О чем ты говоришь? Об этом же все в те времена знали – Елизавета Алексеевна, императрица!» И тогда Лариса Николаевна написала книгу «Жена и муза», посвященная жене Александра I императрице Елизавете Алексеевне – потаенной музе поэта «замечательной женщине, нарочно забытой, прекрасной женщине и жене».
Люблю! И все на свете смею. Люблю! И больше нет меня. Ты есть! Скажи, В огонь сумею, Живая выйду из огня!
Мир отступает суетливо, Под каблуком земля горит… А мама смотрит сиротливо И ничего не говорит.
Саму себя Васильева считала убежденной «гармонисткой» (от слова гармония), человеком понимающим, что «мир делится не на правых и левых, христиан и мусульман, евреев и русских, а только на мужчину и женщину – два неопознанных объекта, летающих, витающих и не знающих друг друга, необученных друг другу. Этими началами мир и объединяется. Кроме творчества у писательнице были и другие направления приложения своих знаний и особого поэтического мировоззрения. Так в течение 6 лет, живя в Англии, она читала лекции и проводила семинары для студентов Университета Ноттингема. На вопрос, почему не осталась там, ответила, что слишком себя уважает, чтобы согласится на роль пожизненного «чужака» в чужой стране. В последние годы Лариса Николаевна была президентом гос. «Музейно-мемориального» комплекса «История танка Т-34». Идея его создания пришла сама собой после того, как стало поступать на ее имя большое количество документов и фотографий, связанных с этой тематикой. Все эти док. факты необходимо было обнародовать, началом такой народной акции послужила книга Васильевой об отце.
Кроме того, выступала она и по телевидению с яркими интересными рассказами, делилась известными и неизвестными фактами, своим отношением к ним. За свою творческую деятельность и гражданскую позицию была неоднократно удостоена многих правительственных и общественных наград, ее именем даже была названа звезда в созвездии Стрельца. До последних дней Лариса Николаевна, человек с сильным и мужественным характером, вела активную творческую жизнь, еще 24 февраля встречалась с посетителями музея, общалась с ними, рассказывая интересные эпизоды.
В свои 82 года она была достаточно активной и хорошо выглядела, осознанно прилагая к этому немало усилий. Любимый муж оставил ее в этой жизни вместе с их единственным сыном, когда ему было 68 лет. Васильеву постигла тяжелая болезнь, бич нашего времени, скончалась она борясь с онкозаболеванием. Похоронена на Троекуровском кладбище. http://fb.ru/article....tsistki http://www.cultin.ru/writers-vasileva-larisa-nikolaevna http://diwis.ru/larisa-vasileva-prichina-smerti/ https://www.liveinternet.ru/users....esh=yes
Памяти Ларисы Васильевой
Нет, я не оговорился – до последнего момента она поражала своей космической энергией, жизнелюбием, разнообразием творческих интересов и планов. Она была человеком уникальной витальной силы, закованной в железо самодисциплины. – Юра, вы обливаетесь утром холодной водой? – Да вот как-то… – Надо. Каждый день. Лучше на снегу.
Л.Васильева пришла в отечественную литературу в конце 1950-х, когда на советском Парнасе было тесно от гениев. Её первую книгу «Льняная луна» сразу же заметили, а автора, молодую темноволосую красавицу, призвали на пир великих. Её любили классики – Л.Мартынов, Н.Тихонов, С.Наровчатов. Восхищённые слушатели на руках выносили её из Политехнического музея. В её строках высокая культура стиха Серебряного века соединилась с соц. бодростью советского мироощущения:
Брусчатые, заезженные плиты. Мелодии часов. Молчание церквей. И елей голубеющие свиты, Придворные исчезнувших царей…
Иная Васильева явилась читателю в книге «Альбион и тайна времени», в которой она рассказывала о своей жизни в Англии, куда уехала работать вместе с мужем журналистом, основателем издательства «Вагриус». Это была прежде всего блестящая проза, но и в то же время – пристальный, умный, незашоренный взгляд на англосаксонский мир. Такого взгляда нам не хватает и сегодня. Феноменальный успех имели книги о кремлёвских женах и детях. Выросшая в семье генерала, Васильева изнутри знала мир советской элиты, и её рассказ о судьбах людей, подхваченных смерчем большой политики, взволновал миллионы читателей. Лариса Николаевна писала много и легко, любила эксперимент, даже мистификацию. Мало кто знает, что она соавтор продолжения «Войны и мира». Но при этом Васильева была глубоким мыслителем, старавшимся постичь незыблемые метафизические основы меняющегося мира. Особенно её влекла космическая природа женского начала, она много размышляла и писала о месте женщины в социуме, в истории, в том числе в отечественной. Иногда мы спорили с ней о современной России, и она неизменно сетовала на то, как мало у нас женщин во власти. «Мужчина пользуется властью, как воин, а женщина, как мать», – говорила она.
В 1983 г. с «Книги об отце», выдающемся военном инженере Н.Кучеренко, началась её подвижническая работа по увековечению памяти о тех, кто создал чудо военной техники ХХ в. – Т-34. С 2001 г. она возглавляла созданный ею же музей знаменитого танка на Дмитровском шоссе. Там мы и простились с Ларисой Николаевной. Несказанная утрата! Конечно, остались книги, которые будут читать. А чем талантливее писатель, тем большая часть его личности остаётся в произведениях. Васильева была очень талантлива. Но как писал её старший товарищ по поэтическому цеху А. Твардовский: «…и всё же, всё же, всё же…» Юрий Поляков, 07.03. 2018. Литературная газета http://lgz.ru/article....ye-zhe-
ЛАРИСА ВАСИЛЬЕВА. НА ПРОЩАНИЕ
Поразительно, как тихо она ушла. При том, как фурор вызывали ее книги, Л.Васильева исчезла настолько бесшумно, что в ее уход невозможно поверить. Для поколения перестройки она была в полном смысле слова знаковой фигурой. Это с ее книг началась эпоха Разоблачений, Откровений и Открытий.
Ее не стало в конце февраля, в один из непривычно для Москвы солнечных дней, когда весна казалось такой близкой. Воплощение интеллигентности и сдержанного достоинства, Лариса Николаевна, никогда не терявшая самоиронии, прожила удивительную жизнь, в которой было очень много любви и очень много счастливого и чисто женского ощущения нужности. А в последние годы жизни у нее, как и у любой женщины, познавшей вкус огромной взаимной любви, а потом пережившей мужа, в глазах появилась глубокая неизбывная грусть. Она никого не мучила ей, как не мучила никого и своими недугами. И подумать, что она, борясь с болезнью, все же тихо уходит от нас, было невозможно.
В каком-то смысле Ларису вылепила и сформировала война: ей было 5 с половиной, когда она началась. Вроде очень мало, но вполне достаточно для того, чтобы запомнить. Так она научилась ценить мир и дом, с которыми ей так повезло. Так научилась тонко чувствовать радости и горечи женских судеб. Отсюда же столько света и доброты в ее стихах. Кстати, забавно: Васильеву как очень много критиковали, но это не отбивало ей рук, а мотивировало на движение дальше, вперед. И в этом движении она была не остановима. Именно Васильевой дано было стать первооткрывательницей особого, ныне востребованного жанра не исповедальной, а писательско-исповедальной прозы. Описывая жизнь известных семейных пар или исторических личностей (взять хотя бы цикл "Кремлевские жены", принесший ей огромную славу), писательница создавала особый мир - нечто среднее между худ. осмыслением ситуации и чистой документалистикой. Ее, опять-таки, многие критиковали, но книги ее разлетались как пирожки, и выход каждой прибавлял к числу ее поклонников очередные тысячи человек. Но главное - она первой начала в художественно-документальной женской прозе Эпоху переосмысления. Потому и останется в ней - навсегда. Ларисе Николаевне было 82 года, на которые она не выглядела абсолютно. Может быть, благодаря тому, что улыбалась - часто, открыто и с удовольствием. Вот и сейчас кажется - она просто встала и вышла, тихонько затворив дверь за собой. Но возвращения не будет. Светлая память... Ольга Кузьмина, 04.03. 2018., газета "Вечерняя Москва" http://vm.ru/news/467968.html
"ВЕРНИТЕ ВРЕМЯ НА ДВЕ СЕКУНДЫ"
9 апреля в Малом зале ЦДЛ состоится вечер памяти Л.Н. Васильевой. Эпиграфом его станут строчки «Верните время на две секунды, на вдох и выдох. Я всё успею…» Начало в 18 час. 30 мин. Вход свободный. В память о Л.Н. Васильевой гости получат её книги, которые стали завершением творческой жизни писателя. 04.04. 2018. Литературная газета http://www.lgz.ru/article....ekundy-
|
|
| |