Валентина_Кочерова | Дата: Воскресенье, 25 Ноя 2018, 19:49 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7096
Статус: Offline
| НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЫШЕСЛАВЦЕВ (26.04. 1890 - 12.03. 1952)
Художник, адресат стихов М.Цветаевой. У Вышеславцева особая, нередко вызывающая горькое сожаление судьба: отличный рисовальщик, одаренный тонким вкусом и худ. тактом, влюбленный в книги, неутомимый собиратель их – в 30-х годах почти все букинисты знали этого художника-книголюба, – он прошел в нашем искусстве как бы стороной, и редко можно встретить упоминание его имени… (В.Лидин. Люди и встречи.)
Андрей Белый
Занимающимся культурой Серебряного века его имя хорошо известно. Работы художника куплены многими музеями. Он автор знаменитых прижизненных портретов деятелей Серебряного века. Портреты В.Ходасевича, В.Иванова, С.Соловьева, Ф. Сологуба, П.Флоренского, музыканта Н.Метнера, актера М.Чехова были выполнены им во Дворце искусств, где художник жил и работал с 1918 г. Дворец искусств находился в Москве, на Поварской, 52, в известном доме Ростовых. Здесь благодаря хлопотам А.Луначарского нашли пристанище многие деятели культуры. Какое-то время там жила дочь Л.Н. Толстого, Александра Львовна. Она познакомила Николая Николаевича с известным пианистом и педагогом А.Гольденвейзером, оставившим интересные воспоминания о Толстом и дневниковые записи о событиях эпохи. Дружбу художник и композитор пронесли через всю жизнь. По-иному сложились отношения у Вышеславцева с Цветаевой.
Их познакомил также живший на Поварской художник В.Милиоти в марте 1920 г. Вышеславцев - личность несомненно яркая и нестандартная. Внебрачный сын управляющего имением у графа Кочубея, он получил прекрасное образование, учился живописи и графике у художника Машкова, затем в течение 6 лет продолжал учебу в Париже. Ездил в Италию, хорошо знал языки. Участвовал в войне, был ранен, получил Георгиевский крест. Служил в изоотделе Наркомпроса, расписывал панно, рисовал плакаты, оформлял обложки книг, писал заказные портреты знакомых литераторов и художников, создал галерею так называемых «воображаемых портретов», то есть давно живших людей искусства. Устраивал вернисажи. В 1920 г. во Дворце искусств была организована выставка его работ.
Его кисти принадлежит странный портрет Цветаевой, настолько странный и мало похожий, что возникает сомнение, создан ли он с натуры или заочно, по памяти. Дата, поставленная художником, - 1920 г., но в подробных цветаевских записях этого времени ни единого упоминания о сеансах и позировании. В этот портрет тяжело вглядываться. Это лицо горя. Большие глаза, неулыбающийся, тяжко сомкнутый рот; лицо предельно измученной молодой женщины…Вышеславцев ходит во френче и синих галифе; он строен, высок, красив. В воспоминаниях о нем упомянуто сильное его заикание, но странным образом эта особенность ни разу не отмечена в записях Марины.
Страстный книголюб, он занимал должность библиотекаря во Дворце искусств и сам скупал книги; со временем он соберет уникально богатую и тонко подобранную библиотеку. Цветаева же в это время ради денег усиленно распродает свои книги. Наконец знак начальственного доверия: Вышеславцеву поручена раздача хлебных пайков членам Дворца искусств. Исполняет он эту обязанность с сухой педантичностью и способен не дать хлеб человеку, пришедшему во время его обеда, или старушке, опоздавшей к раздаче. Марина с неудовольствием это отмечает. Но не сразу. С первых минут их знакомства, а оно произошло ранней весной 1920 г. - она восхищена добротной культурой Николая Николаевича и сразу возносит его на недосягаемую высоту: «Это единственный человек, которого я чувствую выше себя, кроме С.», - отмечает она в записной книжке.
В первую встречу он помогает ей пилить и рубить дрова, привезти на санках паек. Они обсуждали новонайденную строку Пушкина, говорили о смерти Розанова, умершего год назад, об «Опавших листьях», собирались поехать вместе на его могилу. Выяснилось, что НН (так Марина будет называть Вышеславцева в своих записях) знает наизусть некоторые ее стихи. Но он не любит XVIII в., и вскоре выяснится, что он не любит и не принимает очень многого из мира цветаевских пристрастий. Долгое время она не знает, что Вышеславцев женат и имеет дочь, однако живет он с семьей врозь. Женился он из благородства, потому лишь, что дама сердца оказалась беременной; исполнив же долг, сразу расстался с женой и дочерью. Теперь они в Крыму.
Вместо того чтобы стать утешением после пережитого ужаса этой зимы, новая влюбленность приносит Марине новые страдания. Об этом свидетельствуют ее стихи и записи, которые становятся почти ежедневными. Благоразумия, способности к прогнозированию отношений, хотя бы махонького расчета у Цветаевой нет и никогда не будет. В сердечных делах она всегда чрезмерно откровенна и недальновидна, полагая, что бескорыстие надежно защищает ее от дурных истолкований: ведь от человека, которого она приняла в свое сердце, ей ничего не нужно, кроме доброго ласкового слова, внимания к ее душе! Но мир устроен иначе; ценить такое бескорыстие может только человек того же замеса. НН решительно не таков. «Упорядоченный» и всегда владеющий собой, он поначалу увлечен Мариной, но резко отходит в сторону, столкнувшись с ее безрассудством. Ее способ существования - непрактичный, импульсивный - выглядит в его глазах хаосом, беспечностью, неразборчивостью в людях, в лучшем случае детскостью. Он сохраняет вежливую предупредительность, но чем дальше, тем острее Марина начинает ощущать его решительное неодобрение - распорядку ее жизни, привычкам, пристрастиям - всей ее природе! Он придирается к ее слишком вольным высказываниям и готов читать мораль - между тем как часто это всего лишь ее страсть к острому словцу. «Мой язык легкомыслен, соблазняюсь репликой, бросаю ее в воздух, а НН заносит ее в мой позорный список! Я так это забыла - быть нелюбимой!!! » - записывает Цветаева, она поражена в самое сердце.
В записях этих недель она бьется как пойманная в силки птица, без толку бьет крылами, страдает от невыносимой душевной боли и решительно не способна увидеть происходящее трезвыми глазами. Встреча с Вышеславцевым была ее первой жизненной встречей - лицом к лицу! - с человеком-Kulturprodukt’ом, сам феномен которого она потом не раз описывала. В веренице цветаевских любовей он займет место скалы, о гранитные колена которой можно только разбиться. Из этой скалы не выжмешь ни сердечного понимания, ни сострадания, ни случайного доброго слова. «Дробясь о гранитные ваши колена…» - это об НН; это его обличительным филиппикам, больно вонзавшимся в самое сердце Марины, мы обязаны жизнелюбивым пафосом цветаевских гордых строк:
Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю…
За май она создает 27 стихотворений! Возникает цикл «H.Н. В.». Какие горькие мотивы впервые тут зазвучали и какие новые грани души получили поэтическое воплощение!
Из цикла «Н.Н.В.» В мешок и в воду - подвиг доблестный! Любить немножко - грех большой. Ты, ласковый с малейшим волосом, Неласковый с моей душой.
Червонным куполом прельщаются И вороны, и голубки. Кудрям - все прихоти прощаются, Как гиацинту - завитки.
Грех над церковкой златоглавою Кружить - и не молиться в ней. Под этой шапкою кудрявою Не хочешь ты души моей!
Вникая в прядки золотистые, Не слышишь жалобы смешной: О, если б ты - вот так же истово Клонился над моей душой! 14 мая 1920
В своем прощальном письме к НН она пишет: «У Вас не было матери – думаю об этом и, подумав, прощаю Вам все грехи». Вышеславцев действительно никогда не видел и не знал своей матери. Он родился в селе Анна Полтавской губернии. По семейному преданию его матерью была графиня Кочубей. Все заботы о сыне взял на себя отец, служивший управляющим в имении Кочубеев на Полтавщине. Мальчик рос замкнутым, очень рано начал рисовать, отец поддерживал его худ. наклонности. Позже они переезжают в Тамбов. Николай учится в гимназии, отец становится председателем агрономического общества. В 1906 г. Николай поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс художника И.Машкова, а 2 года спустя уезжает в Париж, и учится в частной академии Колларосси. Занятия в ней посещал русский импрессионист, поэт и художник М.Волошин.
Живя в Париже, Николай часто ездит в Италию, в города Тосканы и Ломбардии. Он стремится постичь технику старых мастеров и особенно высоко ценит искусство Леонардо да Винчи. Позже, в России, создавая портреты известных деятелей Серебряного века использует «сфумато», цветную светотень, прием, характерный для Леонардо. В течение всей жизни Вышеславцев вынашивал замысел книги о Леонардо да Винчи, собирал картотеку литературы о великом художнике. После ареста архива и библиотеки в 1948 г. все материалы были погребены в недрах Лубянки. Это событие, а также арест 2-х его студенток из Полиграфического института спровоцировали инсульт у художника. Позднейшие поиски архива оказались безрезультатны.
В 1914 г. НН возвращается в Россию. Началась война, и он едет защищать родину. Покидая Париж, художник надеялся, что война не затянется надолго, и оставил все работы в мастерской, но вернуться ему было не суждено. В России Вышеславцев поступает в школу прапорщиков, а по окончании отправляется на фронт, в Ардагано-Михайловский полк. Он мужественно сражается, и его награждают офицерским георгиевским крестом. После тяжелого ранения в голову НН демобилизуют. Удивительная культурная среда, которая сложилась во Дворце искусств и которая стала родной художнику, способствовала его возрождению, физическому и духовному. Он пишет портреты людей, живущих рядом с ним, с ним общающихся. Это небольшие, камерные, графические портреты, выполненные карандашом, тушью, пером, цветными карандашами, сангиной.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Ионыч"
Характер модели, ее душевный строй диктует технику рисунка. Портрет П.Флоренского (1922) построен на тончайших цветовых и световых сочетаниях. Мерцающая цветная светотень подчеркивает его молитвенную погруженность в себя. Это один из лучших прижизненных портретов Флоренского.
Сохранившаяся его записка к Вышеславцеву свидетельствует о дружеском характере их отношений. НН пережил Цветаеву. В его дневниках есть запись 1941 г.: «Октябрь 6. Понедельник. Встал в 9. День прошел в разборке книг, папок и разных материалов. Звонил Бобров, потом пришел. Вид растерянно-подавленный. Рассказал ужасную новость (для меня, ибо это было известно недели две уже) о Цветаевой, которая уехала с сыном куда-то вглубь Чувашии, рассчитывая на чью-то помощь. Помощи не было, деньги были скоро прожиты, стала судомойкой, потом не вынесла голодовки и нужды и повесилась.»
Семейное счастье Вышеславцев нашел с глубоко верующим человеком. Он познакомился с Ольгой Николаевной в 1923 г. и говорил, что их брак записан не здесь, а на небесах.
Она писала рассказы, по духу и по языку близкие прозе И.Шмелева. В 1960-х годах приняла иноческий постриг, умерла в ночь на 30 июня 1995 г.
НН преподавал рисунок в Московском полиграфическом институте. Душевную привязанность к своим ученикам он соотносил с памятью о своем воспитаннике, сыне Ольги Николаевны от первого брака Вадиме Баратове, погибшем на фронте 31 декабря 1943 г.
Н.Н. Вышеславцев с сыном Вадимом
На последней странице его записей о первых днях войны есть автограф Вышеславцева: «Мысль о нем не оставляла нас. Не ради ли его светлой памяти делаем мы всю эту нашу воспитательную работу! И не им ли она внушена?!» Н.Н.публиковал критические и теоретические работы, готовил свое исследование о творчестве Леонардо да Винчи, был обвинен в космополитизме. Во время обыска была арестована подготовленная к монографии огромная картотека по Леонардо да Винчи, а также дневники, в которых сведения о современниках были даны довольно лаконично – он берег людей, опасаясь арестов. Вышеславцеву и Ольге Николаевне грозило 25-летнее заключение, его ученикам был определен срок в 10 лет. Инсульт и паралич НН в 1948 г. уберегли его от заключения. Обыски продолжались, расположенную в полуподвальном помещении Леонтьевского пер. библиотеку Вышеславцева – одну из лучших в России личных библиотек в несколько десятков тысяч томов – конфисковали и вывезли на грузовиках. По своему содержанию книги, как сообщили в компетентных органах, не подлежали возврату хозяевам.
Незадолго до смерти, которая наступила через 4 года после инсульта, Вышеславцев обратился к духовному наследию оптинских старцев. На пути к православию он искал истину в исламе, буддизме, в иудаизме и изучал язык, чтобы читать тексты в оригинале, но в итоге принял учение Христа и сказал как-то, что хотел бы забыть все прочитанное, кроме Библии.
Ваганьково. Армянское кладбище
Талант и мастерство Вышеславцева-портретиста помогли ему подвести итог целой эпохе, с любовью запечатлеть лики Серебряного века. Не оцененный по достоинству своими современниками, художник «большой и тихой дорогой» приходит к нам спустя десятилетия. http://russiskusstvo.ru/themes/artist/a1097/ https://www.litmir.me/br/?b=193916&p=53 http://stefanos.philol.msu.ru/index.php?page=854 https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post442354714/
|
|
| |