[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » САВЕЛИЙ СОРИН (Полузабытое имя русской эмиграции...)
САВЕЛИЙ СОРИН
Валентина_КочероваДата: Пятница, 11 Янв 2019, 22:37 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6191
Статус: Offline
САВЕЛИЙ АБРАМОВИЧ СОРИН ((Завель Израилевич, Савий)
04.02. 1878 (Полоцк Витебской губернии) — 22.11. 1953 (Нью-Йорк)


Автопортрет (около 1920).

Российский художник-портретист. Ученик Репина, ставший модным портретистом еще на закате Серебряного века, Сорин оставил целую галерею портретов знаменитостей. Выставлялся с мирискусниками, после революции уехал в Париж, а в начале Второй мировой войны перебрался в Америку. И везде был невероятно популярным и успешным портретистом.

Его называли «трижды прославленным». Сначала он прославился  как портретист в России, потом, когда ему после Октябрьского переворота пришлось эмигрировать во Францию, он и там добился большого успеха и, наконец, спасаясь от фашистского нападения, он переехал в США, где его причислили к «Галерее величайших художников Америки»

Между тем, судьба, казалось бы, не готовила ему ничего хорошего. Савелий родился в многодетной семье нищего провинциального еврея-портного в (как считалось ранее) заштатном городке Полоцке в Белоруссии.


С.А.Сорин фото 1899г.

В 16 лет ушел из дома, некоторое время жил в Туле и Орле, затем поселился в Одессе. В 1896–1899 учился у К.Костанди в Одесской художественной школе, которую окончил с медалью, дававшей право поступления в ИАХ без экзаменов. С 1899 занимался в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, затем — в мастерской И.Репина. В 1907 за картину «Вдохновенная минута» выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской поездки за границу. В 1908 побывал в Голландии и Париже.

В 1902, еще в бытность учеником, написал в Арзамасе один из первых портретов Максима Горького. Быстро приобрел репутацию превосходного портретиста, имел множество заказов. В 1900-х — 1910-х им были выполнены портреты Ф.Шаляпина, А.Ахматовой, С.Лурье, Т.Карсавиной, князя С.Волконского, княгини О.Орловой, баронессы Ю. Шейнгель и многих других. Произведения художника часто репродуцировались в журналах «Солнце России», «Столица и усадьба», «Аполлон».

                       
Портреты А.Ахматовой (1913), князя С.Оболенского (1917), баронессы  Ю.Шейнгель

В 1911 работы Сорина экспонировались на Всемирной выставке в Риме. В 1913, 1915 и 1917 принял участие в выставках «Мира искусства» в Петербурге (Петрограде), в 1917 - в выставке Нового общества художников в Петрограде.

После революции 1917 некоторое время жил в Ялте, в 1918 был экспонентом выставки «Искусство в Крыму». В 1919 переехал в Тифлис, где встречался с С.Судейкиным, В.Каменским, Н.Евреиновым. Принял участие в выставке «Малый круг».

      
Портреты Ф.Шаляпина (1930-ые), М.Шаляпиной (1951), княгини И.Оболенской (1948)


В мае 1920 эмигрировал на пароходе в Марсель, поселился в Париже. Быстро снискал себе известность в европейских художественных кругах. Выполнил множество портретов знаменитостей, в частности Лилиан Гиш, Элеоноры Дузе, Джорджа Баланчина, Сержа Полякова, Надежды Тэффи, Льва Шестова, Анны Павловой, портретировал членов британской королевской семьи.

В 1922–1923 выставлял свои работы в Осеннем салоне, в 1926–1930 - в салоне Тюильри. Продолжал участвовать в выставках русского искусства, в том числе в 1921 в галерее «Денси», в 1927 - в последней выставке «Мира искусства» в галерее «Бернхейма».

В 1920-х -1930-х провел ряд персональных выставок в галереях Парижа и Лондона. Часто бывал в США, подолгу жил в Нью-Йорке, где приобрел покровительство миллионера Кона, который познакомил с его работами высшие круги американского общества. Персональные выставки Сорина прошли в Бруклинском музее (1923), галерее «Вильденштайн» в Нью-Йорке (1927, 1934), Вашингтоне (1924), Питтсбурге (1924–1925), Чикаго (1927). В 1924 он содействовал организации в США и Канаде передвижной выставки русского искусства. В 1932 принял участие в выставке современного русского искусства в Филадельфии.

Во вре­мя Великой Отечественной войны остро переживал судьбу Родины и, подобно С.Рахманинову, делал денежные взносы в помощь Совет­скому Союзу. В его архиве сохранилось письмо с благодарностью, подписанное А.Громыко. В письмах, полученных тогда же от И.Грабаря и П.Кончаловского, выражалась признательность за посылку красок и других материалов в дар советским художникам. В годы Второй мировой войны, когда гитлеровцы оккупировали Францию, Сорин окончательно переехал в Америку. В Нью-Йорке он продолжал активно работать, пополняя свою галерею портретов знаменитостей.

Он один из немногих мастеров «русского зарубежья», добившийся в эмиграции признания, славы и финансового благополучия. Вместе с тем творчество художника почти не известно в России, что можно объяснить сравнительно малым числом его произведений в отечественных музейных коллекциях. В своих портретах добивался точного, каллиграфического сходства, при этом всегда находил такое композиционное решение, которое позволяло ему представить модель в «наиболее выгодном свете» — эти качества, несомненно, отвечали требованиям заказчиков. Обладал высочайшей графической культурой. Умело комбинируя в рисунках работу графитным карандашом, акварелью и пастелью, он достигал впечатления изящества и легкости. Особенно высоко ценятся выполненные им женские портреты.

Однажды о нем написали так: «Сорин умеет посадить женщин, которых изображает, в удачный свет. Он окружает их светлым тоном так, чтобы лицо модели не превращалось в поле битвы между светом и тенью... Он передает идеально выражение земного облика. Ученик Репина, пройдя французскую и итальянскую школу, он достиг уровня старых немецких мастеров».

Николай Евреинов, известный французский и русский драматург и актёр, в своей книге "Оригинал о портретистах" так охарактеризовал творчество Сорина : "Часто приходилось спорить о размерах таланта С.Сорина. Я люблю Савелия Абрамовича, люблю искренне и потому, как пристрастный к нему, всегда отстаивал его рисунок от слишком сурового обвиненья в «академизме». Причем тут «академизм» или «не-академизм», когда рисунок до nec plus ultra артистичен. Весь. Насквозь. До последней линии. Артистичен! красив! тонок! продуман! обаятелен! Чувство формы! Чувство меры! Определенность! Порой виртуозность! Изумительная виртуозность. И нежность, нежность! беспредельная нежность! Лицо словно заласкано карандашом, зацеловано, заворожено нездешней «колыбельной».

Суровое детство, бесприютная юность и природная наблюдательность развили у Савелия Сорина тонкую душевную восприимчивость. Богатый жизненный опыт помогал ему быстро распознавать сущность человека, пришедшего к нему позировать, и запечатлевать на портрете его внутренний мир. Не последнюю роль сыграли  и мощный природный талант, и колоссальная работоспособность, и упорство. Благодаря всем этим качествам Савелий Сорин занял достойное место среди ведущих портретистов первой половины ХХ века. И главное – он сумел создать свой неповторимый художественный метод.

Художник умер вечером 22 ноября 1953 года. В этот же день «New- Yоrk Hеrald Tribunе» поместила некролог в три колонки, где кратко описывался не только весь путь художника, но и особенности его творчества. Там были и такие слова: «Савелий Сорин – русский эмигрант известный всей стране художник-портретист умер вчера в своем доме  № 210, запад 62 улицы…Непреклонный одиночка  человек с крупным задумчивым лицом – мистер Сорин почти никогда не обсуждал свои работы  или свою технику, которую критики описывали как «благородный рисунок».  Однажды он сказал репортеру: «Все, что я хотел сказать, я выразил в моих картинах».




Некрологи были и в десятках других газет. Для них было неважно, какого он происхождения. Они отметили его заслуги и успехи, сожалели о его уходе, соболезновали вдове. Сорин был похоронен в Нью-Йорке в Бронксе на кладбище Вудлаун.



Савелий Сорин был включен в США в Галерею величайших художников Америки. По завещанию художника его жена Анна отправила в дар музеям Советского Союза двадцать полотен, в числе которых портреты Ф.Шаляпина, А.Бенуа, А.Лурье, А.Сориной, М.Фокина. Ныне они экспонируются в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина в Москве.

Произведения Сорина находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее и других, и частных собраниях.


https://artinvestment.ru/auctions/4633/biography.html
https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post389169264
http://artforspb.ru/biografiya/epilog/
Прикрепления: 5793148.jpg(10.0 Kb) · 8537849.jpg(8.7 Kb) · 0994616.png(68.1 Kb) · 4447970.jpg(10.0 Kb) · 8603403.jpg(14.4 Kb) · 5929158.jpg(14.0 Kb) · 5059720.jpg(15.6 Kb) · 3783782.jpg(15.0 Kb) · 9594689.png(65.2 Kb) · 7917387.png(110.0 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » САВЕЛИЙ СОРИН (Полузабытое имя русской эмиграции...)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: