Валентина_Кочерова | Дата: Пятница, 11 Янв 2019, 22:37 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7033
Статус: Offline
| САВЕЛИЙ АБРАМОВИЧ СОРИН ((Завель Израилевич, Савий) (04.02. 1878 — 22.11. 1953)
Автопортрет (около 1920)
Российский художник-портретист, ученик Репина, ставший модным еще на закате Серебряного века, оставил целую галерею портретов знаменитостей. Выставлялся с мирискусниками, после революции уехал в Париж, а в начале Второй мировой войны перебрался в Америку и везде был невероятно популярным и успешным портретистом. Его называли «трижды прославленным». Сначала он прославился как портретист в России, потом, когда ему после Октябрьского переворота пришлось эмигрировать во Францию, он и там добился большого успеха и, наконец, спасаясь от фашистского нападения, переехал в США, где его причислили к «Галерее величайших художников Америки» Между тем, судьба, казалось бы, не готовила ему ничего хорошего. Савелий родился в многодетной семье нищего провинциального еврея-портного в заштатном Полоцке в Белоруссии.
С.А.Сорин фото 1899г.
В 16 лет ушел из дома, некоторое время жил в Туле и Орле, затем поселился в Одессе. В 1896–1899 гг. учился у К.Костанди в Одесской худ. школе, которую окончил с медалью, дававшей право поступления в ИАХ без экзаменов. С 1899 г. занимался в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, затем - в мастерской Репина. В 1907 г. за картину «Вдохновенная минута» выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской поездки за границу. В 1908 г. побывал в Голландии и Париже.
В 1902 г., еще в бытность учеником, написал в Арзамасе один из первых портретов Горького. Быстро приобрел репутацию превосходного портретиста, имел множество заказов. В 1900 - 1910 гг. им были выполнены портреты Шаляпина, Ахматовой, Лурье, Карсавиной, князя С.Волконского, княгини О.Орловой, баронессы Ю.Шейнгель. Произведения художника часто репродуцировались в журналах «Солнце России», «Столица и усадьба», «Аполлон».
Портреты А.Ахматовой (1913), князя С.Оболенского (1917), баронессы Ю.Шейнгель
В 1911 г. работы Сорина экспонировались на Всемирной выставке в Риме. В 1913, 1915 и 1917 гг. он принял участие в выставках «Мира искусства» и Нового общества художников в Петрограде. После революции некоторое время жил в Ялте, в 1918 г. был экспонентом выставки «Искусство в Крыму». В 1919 г.переехал в Тифлис, где встречался с С.Судейкиным, В.Каменским, Н.Евреиновым. Принял участие в выставке «Малый круг».
Портреты Ф.Шаляпина (1930-ые), М.Шаляпиной (1951), княгини И.Оболенской (1948)
В мае 1920 г. эмигрировал на пароходе в Марсель, поселился в Париже. Быстро снискал себе известность в европейских худ. кругах. Выполнил множество портретов знаменитостей, в частности Лилиан Гиш, Элеоноры Дузе, Дж. Баланчина, Сержа Полякова, Н.Тэффи, Льва Шестова, А.Павловой, портретировал членов британской королевской семьи. В 1922–1923 гг. выставлял свои работы в Осеннем салоне, в 1926–1930 - в салоне Тюильри. Продолжал участвовать в выставках русского искусства, в том числе в 1921 г. в галерее «Денси», в 1927 - в последней выставке «Мира искусства» в галерее «Бернхейма».
В 1920-х -1930-х провел ряд персональных выставок в галереях Парижа и Лондона. Часто бывал в США, подолгу жил в Нью-Йорке, где приобрел покровительство миллионера Кона, который познакомил с его работами высшие круги американского общества. Персональные выставки Сорина прошли в Бруклинском музее (1923), галерее «Вильденштайн» в Нью-Йорке (1927, 1934), Вашингтоне (1924), Питтсбурге (1924–1925), Чикаго (1927). В 1924 он содействовал организации в США и Канаде передвижной выставки русского искусства. В 1932 г. принял участие в выставке современного русского искусства в Филадельфии.
Во время ВОВ остро переживал судьбу родины и, подобно Рахманинову, делал денежные взносы в помощь Советскому Союзу. В его архиве сохранилось письмо с благодарностью, подписанное А.Громыко. В письмах, полученных тогда же от И.Грабаря и П.Кончаловского, выражалась признательность за посылку красок и др. материалов в дар советским художникам. Когда гитлеровцы оккупировали Францию, Сорин окончательно переехал в Америку. В Нью-Йорке продолжал активно работать, пополняя свою галерею портретов знаменитостей. Он один из немногих мастеров русского зарубежья, добившийся в эмиграции признания, славы и финансового благополучия.
Вместе с тем творчество художника почти не известно в России, что можно объяснить сравнительно малым числом его произведений в отечественных музейных коллекциях. В своих портретах Сорин добивался точного, каллиграфического сходства, при этом всегда находил такое композиционное решение, которое позволяло ему представить модель в наиболее выгодном свете - эти качества отвечали требованиям заказчиков. Обладал высочайшей графической культурой умело комбинируя в рисунках работу графитным карандашом, акварелью и пастелью, он достигал впечатления изящества и легкости. Особенно высоко ценятся выполненные им женские портреты: «Сорин умеет посадить женщин, которых изображает, в удачный свет. Он окружает их светлым тоном так, чтобы лицо модели не превращалось в поле битвы между светом и тенью. Он передает идеально выражение земного облика. Ученик Репина, пройдя франц. и итал. школу, он достиг уровня старых нем. мастеров».
Н.Евреинов, известный франц. и русский драматург и актёр, в своей книге "Оригинал о портретистах" так охарактеризовал творчество Сорина : "Часто приходилось спорить о размерах таланта Сорина. Я люблю Савелия Абрамовича, люблю искренне и потому, как пристрастный к нему, всегда отстаивал его рисунок от слишком сурового обвиненья в академизме. Причем тут академизм или не-академизм, когда рисунок до nec plus ultra артистичен. Весь. Насквозь. До последней линии. Артистичен! красив! тонок! продуман! обаятелен! Чувство формы! Чувство меры! Определенность! Порой виртуозность! Изумительная виртуозность. И нежность, нежность! беспредельная нежность! Лицо словно заласкано карандашом, зацеловано, заворожено нездешней «колыбельной».
Суровое детство, бесприютная юность и природная наблюдательность развили у художника тонкую душевную восприимчивость. Богатый жизненный опыт помогал ему быстро распознавать сущность человека, пришедшего к нему позировать, и запечатлевать на портрете его внутренний мир. Не последнюю роль сыграли и мощный природный талант, и колоссальная работоспособность, и упорство. Благодаря всем этим качествам Сорин занял достойное место среди ведущих портретистов 1-й половины ХХ в. И главное – он сумел создать свой неповторимый худ. метод.
В день кончина С.А. Сорина «New- Yоrk Hеrald Tribunе» поместила некролог в 3 колонки, где кратко описывался не только весь путь художника, но и особенности его творчества. Там были и такие слова: «Савелий Сорин – русский эмигрант известный всей стране художник-портретист умер вчера в своем доме № 210, запад 62 улицы. Непреклонный одиночка человек с крупным задумчивым лицом – мистер Сорин почти никогда не обсуждал свои работы или свою технику, которую критики описывали как «благородный рисунок». Однажды он сказал репортеру: «Все, что я хотел сказать, я выразил в моих картинах».
Некрологи были и в десятках других газет. Для них было неважно, какого он происхождения., они отметили его заслуги и успехи, сожалели о его уходе, соболезновали вдове. Сорин был похоронен в Нью-Йорке в Бронксе на кладбище Вудлаун.
Савелий Абрамович был включен в США в Галерею величайших художников Америки. По завещанию художника его жена отправила в дар музеям Советского Союза 20 полотен, в числе которых портреты Ф.Шаляпина, А.Бенуа, А.Лурье, А.Сориной, М.Фокина. Ныне они экспонируются в ГММИ им. А.С. Пушкина . Произведения Сорина находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Третьяковской галерее и частных собраниях. https://artinvestment.ru/auctions/4633/biography.html https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post389169264 http://artforspb.ru/biografiya/epilog/
|
|
| |