[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » МАРИЯ ЭРИСТОВА-ШЕРВАШИДЗЕ-ЧАЧБА
МАРИЯ ЭРИСТОВА-ШЕРВАШИДЗЕ-ЧАЧБА
Валентина_КочероваДата: Понедельник, 08 Апр 2019, 20:42 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6950
Статус: Offline
МАРИЯ ПРОКОФЬЕВНА ЭРИСТОВА-ШЕРВАШИДЗЕ-ЧАЧБА
(17.10. 1895 - 21.01. 1986)


Княжна М.П. Эристова-Шервашидзе навсегда останется в памяти как одна из самых красивых женщин ХХ в. Она была музой художника С.Сорина и знаменитого грузинского поэта Галактиона Табидзе. Всегда, даже в очень преклонном возрасте, она была окружена воздыхателями. В то же время, ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драм. скандалов, ни запутанных любовных историй. Ее красотой восхищался весь высший свет Санкт-Петербурга, она получала комплименты от Николая II, в нее влюблялись поэты, посвящавшие ей пламенные строки, ее образ переносили художники на свои холсты. Все это – о прекрасной Мери Шервашидзе-Чачба. Фрейлина последней российской императрицы Александры Федоровны, известная красавица, она прожила яркую, интересную жизнь, не затерявшись даже в вынужденной эмиграции и став ведущей моделью дома мод Коко Шанель.


Она родилась в Батуме в семье праправнука владетельного князя Келешбея Шервашидзе-Чачба, генерал-майора Прокофия Левановича Шервашидзе-Чачба, была одной из 3-х дочерей князя. Семья переехала в Санкт-Петербург еще тогда, когда девочки были совсем юными.


Ее отец был депутатом Госдумы Российской империи. Большую поддержку семье оказывал зав. канцелярией вдовствующей императрицы Марии Федоровны Георгий Д.Г. Шервашидзе-Чачба, имевший некоторое влияние при дворе, что сказывалось на положении и многих представителей абхазских княжеских семей в Санкт-Петербурге. Историк Г.Дзидзария пишет о том, что в начале ХХ в. при царском дворе в Санкт-Петербурге была целая группа представителей абхазских княжеских фамилий. «Состояли здесь и некоторые особы женского пола, среди них была и княжна М.П. Шервашидзе-Чачба. В 1914 г. вместе с Марией видим ее отца, отставного генерала Прокофия Шервашидзе, мать Нину Георгиевну, сестер Тамару и Анну Шервашидзе».


Дочери П.Шервашидзе - Елена, Мэри и Тамара

Горделивая осанка, аристократичная внешность, безупречные манеры выделяли Мери среди других дам даже в Санкт-Петербурге, где красавиц хватало. Однажды она опоздала на панихиду и зашла в зал уже после того, как пришел император Николай II. Это считалось грубейшим нарушением этикета, но император, заметив Мери, только восхищенно промолвил: «Грешно быть такой красивой, княжна». Ее красотой восхищались и мужчины, и женщины. Правнучка императора Николая I вел. княжна Александра как-то сказал ей: «Мери, Вы такая красивая, если бы встретила человека, который хоть немного похож на Вас, я с закрытыми глазами вышла бы за него замуж».


Своего будущего мужа, которому Мери отдаст всю свою любовь и будет одному ему предана до конца жизни, она тоже встретила при дворе. Это был праправнук грузинского царя Ираклия II, князь Г.Н. Эристави (Эристов).


Между молодыми людьми возникли взаимные чувства практически сразу после знакомства, но тогда Мери была фрейлиной, а им выходить замуж запрещалось. Поженились молодые уже после революции в Кутаиси. После октябрьской революции Мери оказывается в Тбилиси, там она знакомится с русским художником С.Сориным.


Он, восхищенный княжной, просит ее позировать для картины. Сорин работал над портретом 23 дня. Вот как описывает картину историк моды А.Васильев: «В подпоясанном под грудью светлом шелковом платье, с накинутой на левое плечо ложноклассической шалью и нитью крупного жемчуга, сверкающего меж хрупких пальцев, - такой запечатлел ее талантливый живописец на портрете, оставшемся в России».


Этот черно-белый портрет остался в России, но по другим источникам, художник, уезжая в эмиграцию, забрал его с собой. Картина долгое время висела в спальне самой принцессы Монако Грейс Келли, которая считала красоту Мери эталонной. 20 мая 1918 г. в Кутаиси Мери  выходит замуж за Эристави. Говорят, что это событие стало большим ударом для влюбленного в Мери грузинского поэта Г.Табидзе, и он посвятил ей поэму «Мери», в которой с отчаянием описал венчание возлюбленной с другим.

Венчалась Мери в ночь дождей,
И в ночь дождей я проклял Мери.
Не мог я отворить дверей,
Восставших между мной и ей,
И я поцеловал те двери.
Я знал - там упадают ниц,
Колечком палец награждают.
Послушай! Так кольцуют птиц!
Рабынь так рабством утруждают!



Многие исследователи жизни Мери считают, что поэт любил ее и посвящал целые поэмы и циклы стихов, называя их ее именем. Мери же о такой страсти даже не подозревала, а когда много позже ей сказали об этом, она искренне удивлялась. Стихов не читала, ведь писал поэт на грузинском, которым она не владела. После 1921 г. Мери с мужем уезжают в Константинополь, где ведут довольно праздную и веселую жизнь. Они поселилась в одном из самых роскошных отелей города,и  каждый вечер проводили в ресторанах и кабаре, в том числе  и в «Черной розе», где пел А.Вертинский, помнивший княжну еще по Петербургу. От его имени ей часто преподносили цветы, и он пел ей те песни, что она просила. В Константинополе Мери приняла участие в конкурсе красоты, затмив всех своей внешностью, но вскоре из-за сложного финансового положения и нестабильной полит. обстановки супруги решают переехать в Париж, куда в то время вынужденно эмигрировали представители высших сословий Кавказа и России.


Двум представителям аристократических родов в Париже без связей, без финансов было непросто. Денег становилось все меньше, жили, продавая имевшиеся у них ценные вещи. Продали даже золотую табакерку – подарок императора Николая II. Делать было нечего, кроме как искать работу. Все решила случайная встреча на одной из улиц Парижа с вел. князем Дмитрием Павловичем, который тут же узнал Мери. Близко знавший Коко Шанель, он попросил ее обратить внимание на красавицу. Так она попала на работу в ателье Коко Шанель.
Прикрепления: 9292417.jpg (9.6 Kb) · 6593215.jpg (9.9 Kb) · 5120255.jpg (8.8 Kb) · 6024450.jpg (18.2 Kb) · 1773202.jpg (7.6 Kb) · 8262937.jpg (10.1 Kb) · 0665927.jpg (9.0 Kb) · 5700797.jpg (15.4 Kb) · 6673644.jpg (13.0 Kb) · 2705090.jpg (15.7 Kb)
 

Валентина_КочероваДата: Понедельник, 08 Апр 2019, 21:14 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 6950
Статус: Offline

Вместе с Мери в Доме Шанель работала еще одна красавица, представительница древнего кабардинского рода Гали Хагундокова-Баженова. Обе девушки, эмигрантки с Кавказа, стали лицом всемирно известного бренда в период его расцвета. Сегодня их снимки, сделанные неизвестным фотографом, стали самой настоящей классикой черно-белой фотографии. Славянская и загадочная кавказская красота в ту пору приводили европейцев в восторг. Дворянки из уже несуществующей Российской империи своими выразительными, породистыми чертами лица сильно контрастировали с обычными, хорошенькими манекенщицами. Четкий профиль Мэри, выразительные глаза и благородная осанка очень быстро возвели ее в ранг лучших моделей модного дома Chanel. Именно Мери первой вышла на подиум с ниткой жемчуга на шее – легендарным украшением, введенным в моду с легкой руки Шанель. Красавицу очень ценили в мире моды, ее часто приглашали на званые вечера, а фотографировать ее выстраивалась целая очередь фотографов.

Хрупкая брюнетка олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Ее лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают настоящие княгини. Париж в те годы ценил больше всего титулованных дам. В высшее общество были приняты вел. княгиня Мария Павловна, княгини М.Юсупова, Мери Шервашидзе, Гали Баженова. Из огромного количества русских красавиц в Париже тех лет избранными становились немногие. Однако сама Мери Прокофьевна, которая была не в восторге от карьеры манекенщицы, очень скоро бросила это и впоследствии даже старалась скрыть этот период жизни, стесняясь его. Из дома Шанель Мери ушла не с пустыми руками. Прощаясь с одной из своих любимых моделей, Коко подарила ей роскошный подарок – нитки прекрасного жемчуга, когда-то преподнесенные ей в дар вел. князем Дмитрием.

В 1946 г. не стало любимого мужа княжны. Она остается одна и тяжело переживает потерю. Единственной радостью были племянники – Нанука и Константин, однако Мери пережила обоих. После смерти Константина она глубоко горевала, несколько дней не выходя из дома. В Париже чувствовала себя одинокой, о чем часто писала в письмах подруге, оставшейся в России. Интересные сведения о Мери оставляет дочь художника А.Шервашидзе-Чачба Русудана Александровна. Они встретились в Париже в 1968 г., когда Мери уже было 76 лет. «Готовясь к встрече с ней я ожидала увидеть пожилую, солидную, малоподвижную женщину со следами былой красоты, обязательно в кресле и с жалобами на болезни. Каково же было мое удивление, когда я получила приглашение в ресторан, и меня встретила красивая, молодая, обаятельная, совершенно современная женщина».


Мери Шервашидзе-Чачба с теплотой вспоминала отца Русуданы, которого знала лично, встречаясь с ним в Санкт-Петербурге, Тбилиси, Париже,  и восхищаясь исключительным благородством, человеколюбием, его легким общением с людьми, остроумием и необычайной скромностью. Между Мери и художником Александром Константиновичем была переписка, она обращалась к нему словами «дорогой дядя Саша», а подписывалась как «Ваша любящая племянница Мери». Существует прекрасный акварельный портрет княжны, написанный в 1912 г. А.Шервашидзе-Чачба.


Эта небольшая по размеру работа отображает те теплые чувства, которые испытывал художник к молодой красивой родственнице. Портрет был написан в имении В.М. Мейендорф – сестры абхазского поэта Г.Шервашидзе, у которого часто гостили и Александр Константинович, и Мери. В 60-х годах Шервашидзе-Чачба получает наследство, оставленное ей сыном адмирала Макарова – Вадимом, который всю жизнь был влюблен во фрейлину императрицы. Оставшись одна, Мери выбирает местом жительства парижский дом для престарелых, хотя и самого высокого класса. Там у нее было три роскошно меблированных комнаты. С другими эмигрантами она мало общалась, зато часто ездила в богатый район Парижа, где жила когда-то с мужем, встречалась там с друзьями, они подолгу играли в карты. Даже в летах Мери Прокофьевна приковывала восхищенные взгляды мужчин. У нее был воздыхатель и в доме престарелых, который каждый день встречал ее с букетом прекрасных цветов. Но несмотря на множество обожателей, которые окружали ее до конца ее дней, она оставалась одна и была верна мужу... Княжна скончалась на 98-м году жизни. Вместе с мужем она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
https://abaza.org/147
Прикрепления: 6979271.jpg (9.0 Kb) · 4636447.jpg (7.7 Kb) · 2424389.jpg (6.1 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » МАРИЯ ЭРИСТОВА-ШЕРВАШИДЗЕ-ЧАЧБА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: