Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 08 Апр 2019, 20:42 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7221
Статус: Offline
| МАРИЯ ПРОКОФЬЕВНА ЭРИСТОВА-ШЕРВАШИДЗЕ-ЧАЧБА (17.10. 1895 - 21.01. 1986)
![](/_fr/38/9292417.jpg) Княжна М.П. Эристова-Шервашидзе навсегда останется в памяти как одна из самых красивых женщин ХХ в. Она была музой художника С.Сорина и знаменитого грузинского поэта Галактиона Табидзе. Всегда, даже в очень преклонном возрасте, она была окружена воздыхателями. В то же время, ее биография поистине аристократична: в ней нет ни публичных драм. скандалов, ни запутанных любовных историй. Ее красотой восхищался весь высший свет Санкт-Петербурга, она получала комплименты от Николая II, в нее влюблялись поэты, посвящавшие ей пламенные строки, ее образ переносили художники на свои холсты. Все это – о прекрасной Мери Шервашидзе-Чачба. Фрейлина последней российской императрицы Александры Федоровны, известная красавица, она прожила яркую, интересную жизнь, не затерявшись даже в вынужденной эмиграции и став ведущей моделью дома мод Коко Шанель.
![](/_fr/38/6593215.jpg) Она родилась в Батуме в семье праправнука владетельного князя Келешбея Шервашидзе-Чачба, генерал-майора Прокофия Левановича Шервашидзе-Чачба, была одной из 3-х дочерей князя. Семья переехала в Санкт-Петербург еще тогда, когда девочки были совсем юными.
![](/_fr/38/5120255.jpg) Ее отец был депутатом Госдумы Российской империи. Большую поддержку семье оказывал зав. канцелярией вдовствующей императрицы Марии Федоровны Георгий Д.Г. Шервашидзе-Чачба, имевший некоторое влияние при дворе, что сказывалось на положении и многих представителей абхазских княжеских семей в Санкт-Петербурге. Историк Г.Дзидзария пишет о том, что в начале ХХ в. при царском дворе в Санкт-Петербурге была целая группа представителей абхазских княжеских фамилий. «Состояли здесь и некоторые особы женского пола, среди них была и княжна М.П. Шервашидзе-Чачба. В 1914 г. вместе с Марией видим ее отца, отставного генерала Прокофия Шервашидзе, мать Нину Георгиевну, сестер Тамару и Анну Шервашидзе».
![](/_fr/38/6024450.jpg) Дочери П.Шервашидзе - Елена, Мэри и Тамара
Горделивая осанка, аристократичная внешность, безупречные манеры выделяли Мери среди других дам даже в Санкт-Петербурге, где красавиц хватало. Однажды она опоздала на панихиду и зашла в зал уже после того, как пришел император Николай II. Это считалось грубейшим нарушением этикета, но император, заметив Мери, только восхищенно промолвил: «Грешно быть такой красивой, княжна». Ее красотой восхищались и мужчины, и женщины. Правнучка императора Николая I вел. княжна Александра как-то сказал ей: «Мери, Вы такая красивая, если бы встретила человека, который хоть немного похож на Вас, я с закрытыми глазами вышла бы за него замуж».
![](/_fr/38/1773202.jpg) Своего будущего мужа, которому Мери отдаст всю свою любовь и будет одному ему предана до конца жизни, она тоже встретила при дворе. Это был праправнук грузинского царя Ираклия II, князь Г.Н. Эристави (Эристов).
![](/_fr/38/8262937.jpg) Между молодыми людьми возникли взаимные чувства практически сразу после знакомства, но тогда Мери была фрейлиной, а им выходить замуж запрещалось. Поженились молодые уже после революции в Кутаиси. После октябрьской революции Мери оказывается в Тбилиси, там она знакомится с русским художником С.Сориным.
![](/_fr/38/5700797.jpg) Он, восхищенный княжной, просит ее позировать для картины. Сорин работал над портретом 23 дня. Вот как описывает картину историк моды А.Васильев: «В подпоясанном под грудью светлом шелковом платье, с накинутой на левое плечо ложноклассической шалью и нитью крупного жемчуга, сверкающего меж хрупких пальцев, - такой запечатлел ее талантливый живописец на портрете, оставшемся в России».
![](/_fr/38/0665927.jpg) Этот черно-белый портрет остался в России, но по другим источникам, художник, уезжая в эмиграцию, забрал его с собой. Картина долгое время висела в спальне самой принцессы Монако Грейс Келли, которая считала красоту Мери эталонной. 20 мая 1918 г. в Кутаиси Мери выходит замуж за Эристави. Говорят, что это событие стало большим ударом для влюбленного в Мери грузинского поэта Г.Табидзе, и он посвятил ей поэму «Мери», в которой с отчаянием описал венчание возлюбленной с другим.
Венчалась Мери в ночь дождей, И в ночь дождей я проклял Мери. Не мог я отворить дверей, Восставших между мной и ей, И я поцеловал те двери. Я знал - там упадают ниц, Колечком палец награждают. Послушай! Так кольцуют птиц! Рабынь так рабством утруждают!
![](/_fr/38/6673644.jpg) Многие исследователи жизни Мери считают, что поэт любил ее и посвящал целые поэмы и циклы стихов, называя их ее именем. Мери же о такой страсти даже не подозревала, а когда много позже ей сказали об этом, она искренне удивлялась. Стихов не читала, ведь писал поэт на грузинском, которым она не владела. После 1921 г. Мери с мужем уезжают в Константинополь, где ведут довольно праздную и веселую жизнь. Они поселилась в одном из самых роскошных отелей города,и каждый вечер проводили в ресторанах и кабаре, в том числе и в «Черной розе», где пел А.Вертинский, помнивший княжну еще по Петербургу. От его имени ей часто преподносили цветы, и он пел ей те песни, что она просила. В Константинополе Мери приняла участие в конкурсе красоты, затмив всех своей внешностью, но вскоре из-за сложного финансового положения и нестабильной полит. обстановки супруги решают переехать в Париж, куда в то время вынужденно эмигрировали представители высших сословий Кавказа и России.
![](/_fr/38/2705090.jpg) Двум представителям аристократических родов в Париже без связей, без финансов было непросто. Денег становилось все меньше, жили, продавая имевшиеся у них ценные вещи. Продали даже золотую табакерку – подарок императора Николая II. Делать было нечего, кроме как искать работу. Все решила случайная встреча на одной из улиц Парижа с вел. князем Дмитрием Павловичем, который тут же узнал Мери. Близко знавший Коко Шанель, он попросил ее обратить внимание на красавицу. Так она попала на работу в ателье Коко Шанель.
|
|
| |
Валентина_Кочерова | Дата: Понедельник, 08 Апр 2019, 21:14 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 7221
Статус: Offline
| ![](/_fr/38/6979271.jpg) Вместе с Мери в Доме Шанель работала еще одна красавица, представительница древнего кабардинского рода Гали Хагундокова-Баженова. Обе девушки, эмигрантки с Кавказа, стали лицом всемирно известного бренда в период его расцвета. Сегодня их снимки, сделанные неизвестным фотографом, стали самой настоящей классикой черно-белой фотографии. Славянская и загадочная кавказская красота в ту пору приводили европейцев в восторг. Дворянки из уже несуществующей Российской империи своими выразительными, породистыми чертами лица сильно контрастировали с обычными, хорошенькими манекенщицами. Четкий профиль Мэри, выразительные глаза и благородная осанка очень быстро возвели ее в ранг лучших моделей модного дома Chanel. Именно Мери первой вышла на подиум с ниткой жемчуга на шее – легендарным украшением, введенным в моду с легкой руки Шанель. Красавицу очень ценили в мире моды, ее часто приглашали на званые вечера, а фотографировать ее выстраивалась целая очередь фотографов.
Хрупкая брюнетка олицетворяла тип красоты, модный в 20-х годах. Ее лицо и фигура подходили как нельзя кстати к стилю Шанель тех лет, к тому же Коко импонировало, что для нее, провинциалки из Оверни, работают настоящие княгини. Париж в те годы ценил больше всего титулованных дам. В высшее общество были приняты вел. княгиня Мария Павловна, княгини М.Юсупова, Мери Шервашидзе, Гали Баженова. Из огромного количества русских красавиц в Париже тех лет избранными становились немногие. Однако сама Мери Прокофьевна, которая была не в восторге от карьеры манекенщицы, очень скоро бросила это и впоследствии даже старалась скрыть этот период жизни, стесняясь его. Из дома Шанель Мери ушла не с пустыми руками. Прощаясь с одной из своих любимых моделей, Коко подарила ей роскошный подарок – нитки прекрасного жемчуга, когда-то преподнесенные ей в дар вел. князем Дмитрием.
В 1946 г. не стало любимого мужа княжны. Она остается одна и тяжело переживает потерю. Единственной радостью были племянники – Нанука и Константин, однако Мери пережила обоих. После смерти Константина она глубоко горевала, несколько дней не выходя из дома. В Париже чувствовала себя одинокой, о чем часто писала в письмах подруге, оставшейся в России. Интересные сведения о Мери оставляет дочь художника А.Шервашидзе-Чачба Русудана Александровна. Они встретились в Париже в 1968 г., когда Мери уже было 76 лет. «Готовясь к встрече с ней я ожидала увидеть пожилую, солидную, малоподвижную женщину со следами былой красоты, обязательно в кресле и с жалобами на болезни. Каково же было мое удивление, когда я получила приглашение в ресторан, и меня встретила красивая, молодая, обаятельная, совершенно современная женщина».
![](/_fr/38/4636447.jpg) Мери Шервашидзе-Чачба с теплотой вспоминала отца Русуданы, которого знала лично, встречаясь с ним в Санкт-Петербурге, Тбилиси, Париже, и восхищаясь исключительным благородством, человеколюбием, его легким общением с людьми, остроумием и необычайной скромностью. Между Мери и художником Александром Константиновичем была переписка, она обращалась к нему словами «дорогой дядя Саша», а подписывалась как «Ваша любящая племянница Мери». Существует прекрасный акварельный портрет княжны, написанный в 1912 г. А.Шервашидзе-Чачба.
![](/_fr/38/2424389.jpg) Эта небольшая по размеру работа отображает те теплые чувства, которые испытывал художник к молодой красивой родственнице. Портрет был написан в имении В.М. Мейендорф – сестры абхазского поэта Г.Шервашидзе, у которого часто гостили и Александр Константинович, и Мери. В 60-х годах Шервашидзе-Чачба получает наследство, оставленное ей сыном адмирала Макарова – Вадимом, который всю жизнь был влюблен во фрейлину императрицы. Оставшись одна, Мери выбирает местом жительства парижский дом для престарелых, хотя и самого высокого класса. Там у нее было три роскошно меблированных комнаты. С другими эмигрантами она мало общалась, зато часто ездила в богатый район Парижа, где жила когда-то с мужем, встречалась там с друзьями, они подолгу играли в карты. Даже в летах Мери Прокофьевна приковывала восхищенные взгляды мужчин. У нее был воздыхатель и в доме престарелых, который каждый день встречал ее с букетом прекрасных цветов. Но несмотря на множество обожателей, которые окружали ее до конца ее дней, она оставалась одна и была верна мужу... Княжна скончалась на 98-м году жизни. Вместе с мужем она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. https://abaza.org/147
|
|
| |