[ Правила форума · Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » МАРИНА ЮДИНА
МАРИНА ЮДИНА
Валентина_КочероваДата: Пятница, 19 Апр 2019, 12:29 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 6951
Статус: Offline
МАРИНА ВЕНИАМИНОВНА ЮДИНА
(09.09. 1899 - 19.11. 1970)


Современники обычно редко знают гениев, с которыми живут рядом, - исторические, почившие в бозе знаменитости гораздо понятнее и милее. О них уже составлено мнение, они уже мирно заняли свою нишу в здании человеческой культуры, их авторитет незыблем. Иное дело - те, кто ушёл от нас недавно и в силу этого мало известен широкой публике. О них ещё нужно спорить, их имена ещё ждут своей очереди у иерархической лестницы. Однако есть среди претендентов в гении бесспорные личности. К таким необсуждаемым великим принадлежит и М.Юдина. Её гениальный дар пианистки не вызывает сомнений, но 22 ещё справедливо называют художником эпохи Возрождения. Она была не только гениальным музыкантом-мыслителем, но и энциклопедистом в полном смысле этого слова, человеком сильным, страстным, не похожим ни на кого, на редкость смелым и энергичным. Конечно, Юдина блистала у рояля всеми теми качествами, которые требовались профессиональному пианисту, её техника впечатляла крепостью, чеканной пластичностью. Но великим художником Марию Вениаминовну сделала не набитая рука, а уникальная личность, сложное мировоззрение.


Она выделялась во всём. По-своему формировала репертуар, одевалась не так, как другие, по-своему держалась на сцене, отличалась интерпретацией классиков, иначе обращалась с роялем. Ее игру характеризовали крайности. Она любила предельные темпы, вела медленные места медленнее, быстрые - быстрее обычных, могла иной раз начать гвоздить какой-нибудь муз. эпизод с таким беспощадным, не признающим меры упорством, которое отпугивало даже преданных её почитателей. Некоторые принимали это за оригинальничание, не беря в толк, что гениям оригинальность присуща по определению. Возможно, свою незаурядность Мария унаследовала от отца, который, несмотря на отчаянную бедность своего семейства, закончил мед. факультет у Склифосовского, а вернувшись в родной Невель, стал одним из самых уважаемых и известных врачей захолустной еврейской провинции.

Вениамин Гаврилович представлял тот тип земского врача, как образец настоящего интеллигента. Он не только лечил, но и беспрестанно хлопотал об общественной пользе - участвовал в открытии школ и больниц, строил артезианские колодцы, читал лекции. Энергией он обладал неумеренной, бескомпромиссность его не знала пределов - самого губернатора он однажды спустил с лестницы. Но если характером Мария вышла в отца, то муз. способности передались ей от матери. Одна из учениц Рубинштейна, жившая тогда в Витебске, заметила талант Маруси и предложила свои услуги по обучению девочки. Эта блестящая пианистка - женщина обеспеченная - никогда не брала учеников и сделала исключение только для неё.

Мощным стимулом творчества Юдиной стала вера. В юности, поступая вопреки революционной моде, она окрестилась в православную веру и всю жизнь оставалась фанатично преданной христианкой. Однажды, увлёкшись философскими идеями отца П.Флоренского,  написала ему письмо, на которое он ответил приглашением встретиться. Знакомство с выдающимся русским мыслителем продолжалось вплоть до его ареста, а потом закрепилось дружбой с его семьёй. Однако для Марины Вениаминовны христианское подвижническое служение составляло, как и музыка - соль её жизни. Она как-то подсознательно и простосердечно, не рассуждая, осуществляла на деле идеалы православной соборности - общиной был для неё, пожалуй, весь мир.


Она совершенно равнодушно относилась к материальному благополучию, раздавала страждущим свои гонорары, ссужала деньги на отправку в лагеря и ссылки, во время войны за счёт её пайка питалось несколько семей; бывало, не задумываясь занимала, чтобы этими взятыми в долг деньгами распоряжаться так, как ей подсказывало сердце. Она оделяла ими попавших в беду и лишения. Художница А.Порет рассказывала, что однажды Юдина пришла к ней, ведя за руку существо с чёрными глазами, и, наскоро объявив, что девочке негде жить, - родители уехали в Сибирь -попросила оставить ребёнка на 6 дней, превратившиеся в 6 лет. О ее пренебрежении к одежде и быту ходят легенды. Зимой и летом Мария Вениаминовна носила кеды, что приводило в ужас окружающих; в самую холодную погоду неизменно появлялась в лёгком, стареньком плаще. Нормальная же сезонная обувь немедленно дарилась. Купленная для неё митрополитом Ленинградским Антонием шуба принадлежала Марии Вениаминовне всего 3 часа. Однажды она явилась на ответственный концерт в дом. меховых тапочках. Известный немецкий дирижёр Штидри выпучил глаза и долго смотрел то на лицо, то на ноги пианистки, потом воскликнул: «Но фрау Юдина!» Пришлось на 2 час. выпросить приличные туфли у кассирши.

До глубокой старости прославленная пианистка не имела своего угла. В снимаемых комнатах она обычно не уживалась. Платила хозяевам, переезжала, перевозила рояль и через 3 дня покидала квартиру. Жила в прихожих у друзей, спала, в буквальном смысле, в ванной, объясняя свою бездомность тем, что не желала мешать другим, у чужих ей неудобно было играть по ночам. Но её скитальчество объяснялось необъяснимым для простых смертных образом жизни гения. Из всех городов Юдина больше всего обожала Петербург, она возила с собой везде маленькую картинку с изображением Медного всадника и непременно во время концерта укладывала на рояле носовой платочек и эту картинку. Но когда в её любимом городе началась страшная волна репрессий, один из высоких хозяев Ленинграда, её однофамилец, её поклонник, предупредил Марию Вениаминовну об аресте. Рано утром следующего дня она навсегда уехала в Москву.

О её личной жизни известно совсем немногое. Вероятно, потому что и не было никакой личной жизни. Сама Юдина рассказывала подруге, что в юности влюбилась в дьякона, а в зрелости будто бы повстречала талантливого авиаконструктора, с которым она была помолвлена, но жених уехал в горы и не вернулся, а Мария Вениаминовна так и осталась одинокой. История эта очень походила на складный миф и представлялась особенно удобной для отпугивания потенциальных ухажёров. Любое проявление мужской нежности вызывало у нее возмущение, что объяснялось якобы вечной верностью погибшему. Впрочем, женская гениальность и личная жизнь - вещи несовместные. Трудно себе представить Марию Вениаминовну, которая приросла к роялю, обременённой многочисленным семейством.

Ее работоспособность поражала. Ещё будучи студенткой консерватории, она настолько переиграла руки, что вынуждена была взять отпуск и на какое-то время прекратить занятия на фортепьяно. Правда, и тогда неутомимая Марусенька не смогла сидеть лентяйкой - она стала работать в детском саду и возвращалась по вечерам такой утомлённой, что всякий раз засыпала прежде, чем сестра успевала подать ей тарелку супа. Юдина вообще никогда ничего не умела делать вполсилы, абы как. Та же А.Порет вспоминала, что однажды она пригласила их с подругой к себе в гости и стала играть новую программу. «Мы сидели на маленьком диванчике и, не дыша, слушали. Она попросила зажечь лампу, закрыла её тёмным куском материи, и мы видели только её освещённый профиль и руки. Потом она вдруг прекратила игру и попросила дать ей платок или полотенце. Когда я подошла к роялю, то увидела, что клавиатура была забрызгана кровью. Оказалось, что пальцы у неё треснули на кончиках от холода и не заживали, так как она работала по много часов в день, иногда и по ночам».

Заслуга Юдиной перед русской культурой неоценима ещё и потому, что именно она познакомила отечественного слушателя со многими выдающимися композиторами Запада, приложив героические усилия в борьбе с косным советским чиновничеством, чтобы в России прозвучала музыка Хиндемита, Оннегера, Кшенека, Мессиана. Только благодаря ей на родину вернулись произведения И.Стравинского. Не знавшая ни в чём меры, Мария Вениаминовна буквально боготворила этого композитора. В 1962 г. к его 80-летию, она организовала выставку, посвящённую его жизни и творчеству. Много энергии и напористости проявила, чтобы уговорить руководство поставить его балет «Орфей», для чего лично обеспечила дирижёра партитурой, но самое главное - она пробила приезд Стравинского в СССР.  Когда 21 сентября 1962 г. убелённый сединами старец сошёл с трапа самолёта, Мария Вениаминовна грузно опустилась на колени, целуя руку своему кумиру. Многие увидели в этом поступке чудачество, в то время как это было искреннее преклонение равного перед равным. Движимая подобными порывами, Юдина, приехав в Лейпциг с концертами, шла босая, как паломники к святым местам, к церкви св. Фомы, чтобы преклониться перед надгробием Баха.

Можно сказать, что Юдина сосредоточила в себе все животворящие соки, которые смогла сохранить русская интеллигенция после погромов, ссылок, запугиваний. Одно лишь простое перечисление имён её друзей, знакомых и близких людей представляет практически всю культурную элиту советской страны. Она дружила с Ахматовой, Пастернаком, Лосёвым и Мандельштамом, гостила у Маршаков и просила Цветаеву перевести Гёте. Когда, в институте им. Гнесиных в 1949 г., на собрании клеймили Шостаковича и Прокофьева, она встала и сказала: "Я не вообще понимаю, что здесь происходит? Вы же прекрасно знаете, что это - два гения. Мы счастливы, что живем с ними в одну эпоху. Что здесь происходит? О чем мы говорим?"


На вечере памяти Паустовского в лит. музее Юдина не выступала, а лишь сказала в конце: "Советская литература с уходом Паустовского лишилась совести, которой в такой степени ни один их живущих ныне писателей не обладает". После этого сыграла "Картинки с выставки". Выдающаяся пианистка М.Гринберг рассказывала: "Прихожу на ее концерт. Слушаю. Поражена и потрясена трактовкой! Прихожу домой, беру в руки ноты этих произведений и понимаю, что Юдина перевернула все с ног на голову. Через день снова иду на этот же концерт с той же программой и она убеждает меня, что только так и нужно играть".

Шостакович просил Марию Вениаминовну быть первым исполнителем его прелюдий и фуг. Пианистка начала работу. Он приехал к ней послушать и сказал: "Это совсем не то, что я написал, но вот так и играйте! Только так и играйте!"
Она была непревзойденным исполнителем Второго концерта Прокофьева. По ее, и только ее настоянию композитор сделал переложение для фортепьяно своего балета "Ромео и Джульетта". В 1960-е годы Мария Вениаминовна к своим блестящим концертам добавила лекции по истории искусства, причём рождались они спонтанно. Послушать ее приходило больше народу, чем на объявленные заранее концерты. Люди соскучились по глотку свободной мысли. «Знаете, я решилась на небольшой цикл лекций о высочайших точках нашей культуры. Вчера в Малом зале консерватории комментировала и читала стихиры и отчасти канон Иоанна Дамаскина, посвящённые погребению. Нужно же, чтобы хоть немножко выходили из привычного мысленного стойла!» 

Марина Вениаминовна избежала преследований. В ней, по-видимому, была сконцентрирована та степень духовности, которая даже такое чудовище, как Сталин, приводила в замешательство. В связи с этим рассказывают почти фантастическую, но тем не менее, правдивую историю о том, что вождь, услышав однажды пианистку по радио, пожелал иметь запись этой передачи у себя. Поставленный в известность руководитель радио решил сделать Сталину сюрприз. Поздним вечером того же дня в студии были собраны СО и М.Юдина. Под утро запись была готова, а уже в час дня пластинка лежала на приёмнике у Сталина. Вождь написал Марина Вениаминовне записку с благодарностью за её игру и распорядился вложить в конверт 10 тыс руб. (по тем временам - деньги огромные). Конверт направили адресату с фельдъегерской почтой, а попросту говоря - с тремя офицерами НКВД. Юдина незамедлительно написала ответ, в котором тоже благодарила вождя за внимание и сообщала, что деньги передала православной церкви с просьбой помолиться за его, Сталина, грехи… Как на эту дерзость прореагировал тиран? Никак… Он поразмыслил и оставил Юдину в покое. Ее подруга, Е.Крашенникова, в своих воспоминаниях написала: «Говорят, беспросветные были годы. Какие же беспросветные, когда жили и творили в них такие светочи, как М.В. Юдина?»
Каждый год, именно в день ее смерти, в Храме Ивана Воина - это недалеко от станции м. "Октябрьская", - отец Николай (Ведерников), который причащал умирающую Марию Вениаминовну, служит по ней панихиду.


Ей было 16 лет, когда она написала следующее: "Я знаю лишь один путь к Богу - через искусство. Не утверждаю, что этот путь универсальный. Я знаю, что есть и другие дороги, но чувствую, что мне доступен лишь этот. Все божественное, духовное впервые явилось мне через искусство, через одну ветвь его - музыку. Это - мое призвание, верю в него и в силу свою в нем. Я должна неизменно идти по пути духовных созерцаний, собирать себя для просветления, которое придет однажды. В этом - смысл моей жизни. Я - звено в цепи искусства".
М.В. Юдина похоронена на Введенском кладбище.


http://chtoby-pomnili.net/792-792.html
http://biopeoples.ru/women/page,5,754-marija-veniaminovna-judina.html
Прикрепления: 2366745.jpg (9.8 Kb) · 9050017.jpg (13.2 Kb) · 3148060.jpg (7.7 Kb) · 2229495.jpg (13.4 Kb) · 8179732.jpg (11.9 Kb) · 8412246.jpg (18.9 Kb)
 

Форум » Размышления » Биографии, воспоминания » МАРИНА ЮДИНА
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: